известия вгпу
ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2009. № 9 (43). С. 26-30.
2. Бобрышева И.В. Формирование готовности будущего педагога к реализации гуманитарной модели образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2010.
3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. М.: Изд-во "Academia", 2000.
4. Совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование». URL: Й1р://мин-обрнауки.рф/5339.
5. Honey P., Mumford A. The Manual of Learning
Styles / 3rd ed. Maidenhead: Peter Honey, 1992. * * *
1. Bobrysheva I.V. Gumanitarnaja kompetentnost' kak osnova professionalizma i kul'tury sovremennogo uchitelja // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2009. № 9 (43). S. 26-30.
2. Bobrysheva I.V. Formirovanie gotovnosti bu-dushhego pedagoga k realizacii gumanitarnoj modeli obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Volgograd, 2010.
3. Sen'ko Ju.V. Gumanitarnye osnovy pedagogi-cheskogo obrazovanija: kurs lekcij. M.: Izd-vo "Academia", 2000.
4. Sovmestnoe pis'mo Minobrnauki Rossii i Obshherossijskogo profsojuza obrazovanija ot 23 marta 2015 g. № 08-415/124 «O realizacii prava pedagogicheskih rabotnikov na dopolnitel'noe profes-sional'noe obrazovanie». URL: http://minobrnauki. rf/5339.
5. Honey P., Mumford A. The Manual of Learning Styles / 3rd ed. Maidenhead: Peter Honey, 1992.
Issues and prospects of the humanities educational model in the system of additional professional education
The article deals with the issues of implementation of the humanities model of education developed on the basis of the humanities and anthropological approach in the system of further training and professional retraining of teachers.
Key words: humanities model of education, additional professional education, further training and professional retraining.
(Статья поступила в редакцию 19.01.2016)
н.В. варфоломеев
(Волгоград)
взаимодействие школы и семьи как фактор влияния на формирование фамилистических ценностей Подростков
Приведены результаты опроса учащихся старших классов школ г. Волгограда, выявившего необходимость формирования фамилистических ценностей выпускников школ, а также описаны направления работы, позволившие повысить показатели ценностного отношения к семье у подростков.
Ключевые слова: демографический кризис, фа-милистика, ценностное отношение к семье, интериоризация ценностей семейных отношений.
Семья как социальный институт имеет для любой страны огромное значение. Он является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Семейное здоровье и благополучие рассматриваются как условие государственной безопасности. Во многом социально-экономическое развитие современной России зависит от развития института семьи, роли молодых людей в обеспечении трансформационных процессов его функционирования [6].
Социально-экономические условия и демографический кризис в россии породили множество проблем в сфере семейного института. Наблюдается падение ценности семьи и семейных отношений. Происходит девальвация семейных ценностей, снижение социальной значимости отцовства и материнства. Растет число людей, которые предпочитают выбирать индивидуальный успех в жизни за счет счастья в браке. Девальвируется статус традиционной семьи как зарегистрированного союза.
К основным факторам, влияющим на процесс трансформации сферы семьи, исследователи относят следующие условия: исторические, культурно-идеологические, экономические, информационные [1]. Многие науки в рамках своего предмета изучают отдельные характеристики семьи, что в условиях отсут-
О Варфоломеев Н.В., 2016
ствия интеграционного подхода делает невозможным решение комплексных проблем [2].
Педагогика рассматривает семью как особую ценность, целостную систему, что предполагает ценностное рассмотрение всех знаний о семье в их интеграционном единстве. Ценностный подход позволяет изучать семью как личностную (субъективную) ценность, рассматривать ее как социально значимую ценность, выработанную человечеством, и осознавать эту реалию в развивающемся социуме [3; 4].
Приоритет общечеловеческой ценности семьи перед всеми остальными ценностями входит в содержание термина «фамилизм». Фа-милизм является мировоззренческим основанием семейного образа жизни. Как система общественных убеждений, он имеет ценностную природу, может выступать в качестве ориентира для выбора жизненных целей и способов их достижения, что позволяет в рамках нашего исследования под фамилистическими ценностями понимать приоритет ценности семьи, детей, семейного образа жизни перед всеми остальными.
ценностный подход приводит к убеждению о возникновении в современных социально-экономических условиях нового характера взаимоотношений в триаде «учитель-ученик-родитель», позволяет вычленить не только внешнюю сторону процесса взаимодействия семьи и школы, но и внутреннюю, которая раскрывается через новый характер взаимоотношений школы и семьи в развивающемся социуме, определяемом ориентационно-ценностным единством [4; 5].
В течение последних 20 лет исследователи (Собкин B.C., 2011, Буреломова A.C., 2013, Ильчевская H.A., 2014) отмечают значительное снижение значимости семейных ценностей для выпускников школ. Изучение мнений подростков о личностных моделях выпускников школы, являющихся результатом школьного обучения, выявило значительное снижение такого показателя (невысокого изначально), как «человек, способный создать крепкую семью», с 36,2% в 1989 г. до 11,5% в 2010 г. Приоритетными же в указанный период для подростков являлись такие личностные модели, как «культурный, образованный человек», «человек, добивающийся в жизни своего», «человек, способный обеспечить свое благосостояние», «творческий, квалифицированный специалист», «добросовестный, дисциплинированный работник» и др. вышеуказан-
КИЕ НАУКИ -
ные показатели свидетельствуют о необходимости развития ценностного отношения к семье, стремления в будущем создать собственную семью.
Для изучения ценностных ориентаций, в том числе и направленных на создание в будущем собственной семьи, был проведен опрос учащихся школ г. Волгограда: СШ № 54 Советского района, Городищенской СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов, а также Волгоградского центра образования детей-инвалидов. в опросе приняли участие 154 обучающихся 10-11-х классов.
С целью выявления значимых жизненных ценностей респондентам был задан открытый вопрос со следующей формулировкой: «Какие жизненные ценности сегодня имеют для Вас наибольшее значение?» (не более трех ответов). В качестве вариантов можно было указать любые жизненные ценности, имеющие значение для подростка. Рейтинг ценностных ориентаций подростков выглядит следующим образом: интересная работа - 59,8%; счастливая семейная жизнь - 63,2%; здоровье - 55,8%; материальное благополучие - 53,4% (из общего числа ответов).
к старшему подростковому возрасту повышается значимость таких жизненных ценностей, как материальное благополучие и профессиональная деятельность, что говорит о повышении потребности в поиске своего предназначения в жизни. Хорошие отношения с родителями являются значимыми для 15,4%, наличие друзей - для 41,3%. Возникающее в подростковом возрасте чувство взрослости, проявление тенденции к самостоятельности делают непростой задачу приобретения подростком эмоциональной независимости от родителей. характерное для подросткового возраста стремление к автономности приводит к уменьшению ценностей друзей и хороших отношений с родителями.
По мнению большинства опрошенных старшеклассников (82,61%), школа должна принимать участие в подготовке молодежи к семейной жизни, сомнения по данному вопросу высказали 8,2% подростков. Не согласны с таким утверждением 9,19% респондентов.
Чуть более половины подростков (55,2%) считают, что уроки гуманитарного цикла способствуют формированию ценностного отношения к семье, 39,1% подростков предпочли не высказывать своего мнения по данному вопросу, 5,7% считают, что такие уроки не способствуют формированию ценностного отно-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
шения к семье. Это может быть свидетельством того, что преобладающий знаниевый подход, представленный в том числе и через систему вопросов, заданий, не способствует формированию ценностного отношения учащихся к семье.
В окружении большинства респондентов (78,3%) есть личность, оказывающая значительное влияние на ценностные ориентации школьников, 21,7% затруднились ответить на вопрос. При ответе на вопрос «С кого бы Вы хотели брать пример в своей будущей семье?» предпочтения разделились следующим образом: брать пример с отца готовы 23,7% подростков, мать является примером для 43,3% респондентов. Готовы брать пример с бабушки 10,1%, дедушка является образцом для 4,0%, кто-то из родственников - 3,3%, значимой личность учителя является для 15,6%. ни для одного подростка не является примером литературный герой, что лишний раз свидетельствует о потере интереса к чтению у подрастающего поколения.
Желание создать в будущем свою семью высказали 80,4% опрошенных, 13,8% не готовы связывать себя в будущем узами брака, не определились с ответом 5,8% респондентов. Положительное отношение к совместному проживанию без регистрации брака высказали 34,2%, готовы в будущем регистрировать свои отношения 55,8% респондентов, 7,9% опрошенных относятся к данному вопросу равнодушно, затруднились высказать свое отношение 2,1%, что может свидетельствовать о неготовности молодежи брать на себя ответственность.
Более половины обучающихся (76,9%) на вопрос «хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью, в которой Вы выросли?» ответили: «В чем-то да, в чем-то нет». хотят, чтобы их будущая семья была полностью похожа на родительскую семью 20,0%, затруднились ответить на вопрос 3,1%.
Подобное процентное соотношение ответов школьников является отражением тенденций современного общества. В условиях кризисного периода общественного развития, который переживает наша страна, наблюдается так называемый феномен размывания традиционного соответствия между возрастными и поведенческими характеристиками взрослости - префигуративная культура. Проверенные временем ценности семьи в новых общественных условиях могут быть нежизнеспо-
собными. отмечается нетипичная в многовековой практике ситуация, когда родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам. Семья сама нуждается в помощи, поэтому необходимость психолого-педагогической поддержки семьи, института родительства, сотрудничества с ними находит отражение в современных федеральных государственных образовательных стандартах.
как самостоятельное направление в современной педагогике формирование фами-листических ценностей у выпускников школы не выделяется. В то же время в условиях низких социально-демографических показателей, снижения ценностных ориентаций подрастающего поколения необходимо готовить личность к социальной роли, которую предстоит ежедневно выполнять в собственной семье.
Формирование фамилистических ценностей выпускников школ осуществляется посредством организации совместной деятельности учителя, семьи и учащихся. Смысло-образующим структурным компонентом этой системы выступает цель - формирование фа-милистических ценностей выпускника школы, его готовность к саморазвитию и самосовершенствованию как будущего семьянина, реализуемая в следующих задачах: формирование фамилистических знаний; становление позитивных установок на сохранение и укрепление семьи и формирование ценностных ориентаций на семью; формирование хозяйственно-практических и общетрудовых умений и навыков; развитие стремления к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию личности выпускника как семьянина.
формирование фамилистических ценностей - это процесс социально-педагогического сопровождения ребенка для целенаправленного регулирования освоения личностью роли семьянина. В связи с вышесказанным формирование фамилистических ценностей необходимо рассматривать в следующих направлениях: как педагогическую работу по привитию ценностей семьи, культуры быта, семейных отношений; как педагогическое сопровождение семьи и школы, направленное на создание условий для формирования фамилисти-ческих ценностей у подростков; как образовательный процесс, предусматривающий ин-териоризацию каждым выпускником школы ценностей семейных отношений.
Повышение эффективности педагогического воздействия на подрастающее поколение с целью формирования устойчивых ори-ентаций на ценности семьи, семейный образ жизни приобретает большую значимость. В нашем исследовании педагогическое сопровождение осуществлялось по нескольким направлениям.
Информационное направление позволяет формировать интерес к рассматриваемой теме, положительную мотивацию, активизировать субъектную позицию подростка. В рамках данного направления наряду с информацией о семье на уроках (а с родителями - в процессе родительских собраний) использовались совместная деятельность школьников и родителей, игры-проблематизации.
Ценностно-аксиологическое направление включает в себя формирование ценностей быта, культуры семьи, здорового образа жизни. В совместной работе использовались дискуссии, этические дилеммы, что позволяет задействовать эмоциональную сторону подростков, способствует интериоризации семейных ценностей. Большое значение в реализации данного направления имеют совместное изучение родителями и школьниками истории своей семьи, формирование ценностей рода и предков в рамках совместного выполнения домашних заданий по истории, биологии.
В качестве основных форм работы в рамках личностно-формирующего направления можно выделить проигрывание проблемных ситуаций, упражнения, ролевые игры, способствующие формированию адекватной самооценки, позитивного образа Я. Тренинги, являющиеся основной формой работы в рамках компетентностного направления, позволяют формировать стратегии взаимодействия в семье, отрабатывать механизмы семейно-ролевого поведения, способствуют развитию самосознания, личностному росту.
Анализ эффективности проведенной работы осуществлялся путем сравнения выбранных нами показателей в контрольной и экспериментальной группах. Уровень сформиро-ванности когнитивного критерия оценивался через показатель экстериоризации своих представлений учащимися. Для этого старшеклассникам было предложено написать сочинение на тему «Я через десять лет». В написании сочинения приняли участие 87 человек из экспериментальной группы. Анализ работ показал, что большинство подростков в будущем ви-
кие науки -
дят себя семейными людьми и только 5 человек (мальчики) не готовы к принятию семейной жизни. Менее половины (38%) старшеклассников высказали желание иметь двух и более детей. При описании будущего партнера у большинства подростков преобладают внешние признаки, что вполне можно объяснить возрастными особенностями. У всех подростков в сочинении присутствует элементы материального достатка (дом, машина, деньги, прислуга). Это согласуется с общей тенденцией массового потребления. В распределении семейных ролей традиционные взгляды на семью в большей степени присутствуют в сочинениях мальчиков, девочки же в своем большинстве высказали желание совмещать семью и карьеру.
Повторное анкетирование старшеклассников на этапе контрольного эксперимента позволило выявить изменение показателей ценностного отношения к семье. Так, если до формирующего эксперимента среди жизненных ценностей показатель «счастливая семейная жизнь» выбрали 63,2% подростков, то после проведенной работы показатель увеличился до 89,9%. Ценность здоровья увеличилась с 55,8 до 89,4%. Значительно возрос показатель ценности хороших отношений с родителями -с 15,4% до 48,5%. Увеличилось количество респондентов, для которых большое значение имеют ценности «материальное благополучие» (с 53,4 до 88,7) и «общественное признание» (с 51,4 до 67,9%).
Таким образом, анализ результатов выявил ориентацию выпускников школы на достижение социальной успешности, в которой значительное место отводится семье.
список литературы
1. Белобородов И.И. Новые вызовы, угрожающие существованию института семьи [Электронный ресурс]. URL: http://Demographia.net (дата обращения: 04.01.2016).
2. Власюк И.В., Борытко Н.М. Обновление приоритетов взаимодействия школы семьи в условиях перехода к ФГОС общего образования // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2013. №> 4(24). С. 24-28. URL:http://elibrary. ru/download/11062600.pdf.
3. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2007.
4. Власюк И.В., Генварева Ю.А. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленный на самореализацию подростка // Омский научный вестник. 2009. № 5(81). С. 146-148.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
5. Ильчевская H.A. Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX -начала XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL:
http://standart.edu.ru (дата обращения: 04.01.2016). * * *
1. Beloborodov I.I. Novye vyzovy, ugrozhajushhie sushhestvovaniju instituta sem'i [Jelektronnyj resurs]. URL: http://Demographia.net (data obrashhenija: 04.01.2016).
2. Vlasjuk I.V., Borytko N.M. Obnovlenie prioritetov vzaimodejstvija shkoly sem'i v uslovijah perehoda k FGOS obshhego obrazovanija // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2013. № 4(24). S. 24-28. URL:http://elibrary.ru/ download/11062600.pdf.
3. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe proek-tirovanie regional'noj semejnoj politiki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg, 2007.
4. Vlasjuk I.V., Genvareva Ju.A. Opyt vzaimo-dejstvija sem'i i obrazovatel'nogo uchrezhdenija, napravlennyj na samorealizaciju podrostka // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 5(81). S. 146-148.
5. Il'chevskaja N.A. Formirovanie u starshe-klassnikov cennostej semejnogo vospitanija na materiale russkoj klassicheskoj literatury XIX - nachala XX veka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2015.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Jelektronnyj resurs]. URL: http://standart.edu. ru (data obrashhenija: 04.01.2016).
Interaction of school and family as the factor of influence on development of family values of teenagers
The article deals with the results of the survey carried out among senior pupils of Volgograd schools. It revealed the necessity to develop the family values of school graduates, as well as the areas of work that improved teenagers' value attitude to a family.
Key words: demographic crisis, family study, value attitude to afamily, interiorization of family relations values.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
т.д. молодцова, в.в. гура, с.ю. шалова
(Таганрог)
ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Проанализирована современная социокультурная ситуация в России и выделены условия, детерминирующие новые ценности психолого-педагогического образования, такие как качество образования, творчество, информационная компетентность, сотрудничество. Для подтверждения теоретических положений использованы данные, полученные в ходе эмпирических исследований, проведенных в ТИ имени А.П. Чехова на факультете психологии и социальной педагогики.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, ценности, ценностные ориентации.
реформирование высшего образования сегодня в россии происходит в сложных экономических и социально-культурных условиях. общая проблема состоит в том, что подготовка специалистов осуществляется исходя из сегодняшнего понимания проблем общества, в то время как будущим специалистам предстоит работать в условиях завтрашнего дня. Успешность решения этой задачи во многом определяется выбором методологических оснований модернизации профессионального образования. ключевой идеей преобразований может стать идея Е.В. Бондаревской о цели высшего образования как подготовке человека и компетентного специалиста, обладающего духовно-нравственной культурой, творческим потенциалом и развитыми инновационными способностями [1, с. 264].
особенность психолого-педагогического образования обусловлена важной ролью человеческого фактора в глобальных изменениях общества и связана с необходимостью обеспечить высокий уровень личностного развития будущего специалиста. федеральный государственный образовательный стандарт по данному направлению предусматривает возможность работы специалиста в разных сферах (образование, здравоохранение, социальная сфера, культура) и требует подготовки к решению широкого круга профессиональных задач в области психолого-педагогического сопровож-
О Молодцова Т.Д., Гура В.В., Шалова С.Ю., 2016