Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГ / РАЗВИТИЕ / БУДУЩАЯ МАМА / PREGNANCY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGIST / DEVELOPMENT / EXPECTANT MOTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафиянова Айгуль Фаридовна, Маринина Алина Евгеньевна, Васичева Анастасия Николаевна

В данной статье представлены теоретические исследования психологов по проблеме психологического сопровождения беременных женщин, также изучаются содержательные параметры и индивидуальные стороны психологического сопровождения.This article presents theoretical studies of psychologists on the problem of psychological support for pregnant women, and also explores the substantive parameters and individual aspects of psychological support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ»

10. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Зинько Елена Владимировна; Московский Государственный Университет. - Москва, 2007. - 22 с.

11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 318 с.

12. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта, 2016. - 393 с.

13. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.

14. Рахимбердин Р.И. Влияние семьи на становление самооценки подростка [Электронный ресурс] / Р.И. Рахимбердин // Правовестник. - 2019. - Т. 17, № 6. - С. 14-17. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_38557064_58450753.pdf. Дата обращения 23.03.2020.

15. Семенова, С.Л. Практикум по общей психологии : учебное пособие для вузов [Текст] / С.Л. Семенова, Е.В. Дьяченко; под редакцией Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 2000. - 179 с.

Психология

УДК 159.99

студентка 3 курса Сафиянова Айгуль Фаридовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Маринина Алина Евгеньевна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В данной статье представлены теоретические исследования психологов по проблеме психологического сопровождения беременных женщин, также изучаются содержательные параметры и индивидуальные стороны психологического сопровождения.

Ключевые слова: беременность, психологическое сопровождение, психолог, развитие, будущая мама.

Annotation. This article presents theoretical studies of psychologists on the problem of psychological support for pregnant women, and also explores the substantive parameters and individual aspects of psychological support.

Keywords: pregnancy, psychological support, psychologist, development, expectant mother.

Введение. Профессиональная деятельность психолога включает в себя психологическое сопровождение и имеет немалый практический смысл. Проанализировав литературу по заявленной теме, мы можем утверждать, что данное понятие имеет множество значений. Кроме того, следует отметить, что при проведении психологического сопровождения специалисты часто сталкиваются с методологическими трудностями, которые связаны с неточным осознанием того, как должна строиться работа. У психологов должно быть ясное представление, с помощью каких методов и принципов будет осуществляться психологическая помощь беременным женщинам. Для этого должны быть раскрыты и уточнены содержательные характеристики психологического сопровождения и исследованы его свойства во всех возможных областях практики.

Изложение основного материала статьи. Психологическое сопровождение является основным в ряду различных видов профессиональной деятельности практических психологов. Изучение научных трудов таких авторов как М. Битянова, Т. Череднякова, Г. Барднер и др. показало, что в нынешней науке понятие «психологическое сопровождение» имеет множество толкований. Нет какого-либо одного утвержденного мнения, которое будет включать в себя цель, задачи, содержание данного вида деятельности. Психологическая поддержка - понятие, наиболее часто используемое в семейной, а также в педагогической психологии. Как правило, авторы исследований выделяют характерные свойства и особенности психологической поддержки подростков и детей, акцентируя внимание на общей проблематике развития и соответствии психики норме. Основываясь на результатах проведенного исследования в школе, М.Р. Битянова предполагает, что психологическое сопровождение - весьма деликатная система деятельности психолога, которая может быть основана как на психологических, так и на социальных условиях. Должное внимание к этим условиям и способствует верному психологическому воздействию на ребёнка, мотивируя и направляя его на успешное обучение в школе. Автор считает основной целью психологического сопровождения необходимость создания среды, в которой ребёнок будет развиваться в максимально верном направлении. При этом необходимо и общение со школьным психологом, влияние которого позволяет добиваться задач, приведённых выше.

Система психологического сопровождения объединяет в себе усилия педагогов, учеников, психологов, родителей. Основным объектом может выступать как определенный родитель, так и определенная семья [3]. И.И. Мамайчук уверена, что практическая составляющая психологического сопровождения играет одну из первых ролей в сопровождении школьников, которые не имеют никаких отклонений по здоровью. Но здесь также присутствуют отличия в цели и содержании предстоящей работы по психологическому сопровождению здоровых школьников или тех, у кого наблюдаются отклонения в развитии, даже если они не очень серьезные.

Психологическая поддержка детей с нарушениями развития содержит работу психолога, которая направлена на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме [71.

Исследователи данной проблемы утверждают, что психологическое сопровождение включает в себя образовательные мероприятия, которые будут направлены на всех участников обучения. Они позволяют создать наиболее благоприятную среду для реализации успешного обучения, в котором каждый ученик будет иметь возможность не просто проявить свои личностные качества, а реализовать себя как личность. Психолог Р.В. Овчарова склоняется к точке зрения, что в семейной психологии понятие психологического сопровождения заключается в необходимой помощи ребёнку со стороны родителей, окажись он в трудной жизненной ситуации. Более того, подобное психологическое сопровождение зачастую идёт на пользу и самим родителям. Психологическое сопровождение - это набор находящихся в неразрывной взаимосвязи мер, содержащих самые разнообразные формы, методы, принципы. Данные меры применяются с ясной целью - создать наилучшие условия для психологического здоровья всей семьи. Другие же изменяют условия, в том случае, если психологическое здоровье семейства уже подорвано влиянием сторонних факторов.

Психическое развитие считается основным предметом психологического сопровождения. Сюда относятся следующие компоненты: постоянное наблюдение за психологией людей, формирование как психологических, так и социальных условий для успешного саморазвития, а также для оказания психологической помощи.

Следует отметить, что в России и зарубежных странах на протяжении нескольких лет активно развивается особое направление в психологическом сопровождении - психологическое сопровождение протекания беременности.

Будущая мама во время беременности переживает разные психические состояния, например, тревожность, непонятные страхи и т.д. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что беременность -это время, когда женщина чувствует происходящие внутри личности разногласия. Также она привыкает к своей новой роли будущей мамы, а для этого очень важен не только медицинский контроль, но и ее психологическое сопровождение.

В психологическом сопровождении беременной женщине помогает перинатальный психолог. Данный специалист обладает всеми необходимыми знаниями, чтобы понять беременную женщину, а также оказать ей необходимую помощь. Физиология является не менее важным знанием, которым необходимо обладать перинатальным психологам, чтобы уметь оказать надежную помощь в период беременности и родов. Самой главной целью перинатального психолога является организация комфортного протекания беременности и сохранении спокойствия будущей мамы.

Перинатальная психология - это раздел клинической психологии, который включает в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. На сегодняшний день перинатальная психология является малоосвоенной областью в теоретическом плане, а практическая составляющая, наоборот, становится все более популярной. Коррекционные программы для будущих матерей разрабатываются довольно быстро. Вдобавок к этому, наблюдается рост медицинских центров, которые могут оказать помощь в предродовом и родовом сопровождении [2].

В работе перинатального психолога можно выделить следующие направления:

• Психологическое сопровождение, которое включает в себя присмотр за будущей мамой в период всей беременности.

• Психологическое сопровождение, которое осуществляется исключительно до роддома.

• Психологическое сопровождение непосредственно в самом роддоме.

• Психологическое сопровождение самих родов.

Рассмотрим содержание каждого направления более подробно.

1. Психологическое сопровождение включает в себя присмотр за будущей мамой в период всей беременности. Данное направление подразумевает сотрудничество психолога с будущей мамой в период всей беременности, начиная от зачатия ребенка и заканчивая родами. В этот период психолог имеет немалое количество работы. Для беременной женщины важно постоянное взаимодействие с психологом, потому что ее психическое состояние часто подвергается переменам. В этот прекрасный период женщина испытывает огромное количество особенных, положительных чувств. Но также она испытывает и негативные ощущения, такие как тревожность, боязнь, будущая мама волнуется по поводу изменений, происходящих с ней. Вышеперечисленные волнения вызывают у беременной женщины нестабильное психоэмоциональное состояние, что, в свою очередь, вызывает повышенную обеспокоенность.

Чтобы не допустить данных симптомов, перинатальный психолог рассказывает будущей маме о психологических и физиологических особенностях беременности и о том, как протекают сами роды. Также чаще всего перинатальный психолог проводит обследование эмоционального состояния будущей мамы. Нередко он создает коррекционную программу, которая может включать в себя теорию, чтобы объяснить будущей маме изменения, которые с ней происходят, а также действия для благоприятного протекания беременности. Эти действия могут включать в себя разнообразный комплекс занятий, которые помогут беременной женщине снять психоэмоциональное напряжение. Занятия могут проводиться как в группе, так и индивидуально, в виде различных тренингов или консультаций. Широкое распространение получила сказкотерапия.

2. Психологическое сопровождение, которое осуществляется исключительно до роддома. Данное направление пользуется популярностью у беременных женщин, у которых присутствует боязнь пропустить начало схваток. Взаимодействие беременной женщины и психолога начинается за две недели до родов. За такой небольшой срок перинатальному психологу необходимо узнать, как протекала беременность, и разъяснить все интересующие вопросы беременной женщине. В этом направлении основной задачей перинатального психолога является установление момента, когда у роженицы начинаются схватки, и обеспечить ей в этот момент комфорт. В момент схваток психологу не следует оставлять роженицу, а попытаться провести их наиболее результативно. Далее он доставляет беременную женщину в роддом и оповещает акушера - гинеколога о начале родов.

3. Психологическое сопровождение непосредственно в самом роддоме. Взаимодействие беременной женщины и перинатального психолога может начинаться непосредственно в роддоме. В таком случае главная задача заключается в том, чтобы в момент родов женщина чувствовала себя комфортно, ощущала поддержку и была уверена в том, что она не одна. Психологу необходимо ощущать точное состояние роженицы. В случае, если будущая мама испытывает дискомфорт, психологу необходимо успокоить ее и облегчить неприятные чувства. В арсенале психолога имеются следующие фразы: «У тебя обязательно все получится», «Нужно немного постараться» и т.д. После окончания родов психолог обеспечивает женщине комфорт в палате, учит, как правильно кормить ребенка. Как правило, после родов психолог в течение нескольких часов проводит с мамой, чтобы быть уверенным, что малыш и мама в безопасности.

4. Психологическое сопровождение самих родов. Данное направление объединяет работу, указанную для двух предыдущих. Психолог сопровождает женщину от самого начала схваток и до их окончания. В большинстве случаев многие роженицы обращаются к такому направлению взаимодействия [1].

Почему именно психолог должен находиться рядом с беременной женщиной, а не близкие люди.

До того момента, как перинатальная психология начала развиваться, на родах присутствовали близкие люди беременной женщины. Большинство женщин предполагает, что работа перинатального психолога - это лишь модное течение, которое не несет никакой пользы. Но давайте разберемся, так ли это на самом деле.

• Муж. Не все женщин готовы к тому, что на родах будет присутствовать их муж, так как это отнюдь не самое приятное для него зрелище. Мужчины испытывают большой стресс, если присутствуют на родах.

• Мама. Конечно же, мама считается самой лучшей поддержкой для любой дочки, к тому же она уже имеет опыт и знает? какие слова нужно сказать и что сделать, чтобы беременная женщина чувствовала комфорт и безопасность. Но как мы знаем, мама часто испытывает волнение за свое чадо и может растеряться в любой момент, что приведет ее дочь в обеспокоенное состояние.

• Акушер - гинеколог. Зачастую будущая мама думает, что психологическую поддержку в любой момент ей сможет оказать акушер - гинеколог. Но главной целью акушер - гинеколога является установление стратегии родов и проведении их.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что перинатальный психолог является наилучшим вариантом для оказания психологической поддержки беременной женщине.

Выводы. Подводя итог, мы можем сказать, что понятие «психологическое сопровождение» имеет множество значений. Психологическое сопровождение - это работа психолога, которая включает в себя создание социально-психологических условий для успешной адаптации и развития индивидуума в различных ситуациях. В настоящее время проблема психологического сопровождения беременных женщин является актуальной, но пока малоизученной. Для определения содержания и формы психологического сопровождения следует учитывать психологические, психофизиологические и соматические особенности беременной женщины. Рассмотрев специфику работы перинатального психолога, мы определили, что его работа направлена на организацию комфортных условий протекания беременности и родов, а также психолог оказывает психологическую поддержку, нуждающимся беременным женщинам.

Литература:

1. Абрамченко, В.В. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. -Петрозаводск: Издательство «ИнтелТек», 2004. - 350 с.

2. Белогай, К.Н. Введение в перинатальную психологию / К.Н. Белогай. - Томск: Издательство «ТПГУ», 2008. - 328 с.

3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - Москва: Издательство «Совершенство», 1997. - 180 с.

4. Добряков, И.В. Перинатальная семейная психотерапия / И.В. Добряков. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2002. - С. 265-285.

5. Качалина, Т.С. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам / Т.С. Качалина, Е.В. Третьякова, О.М. Стельникова. - Нижний Новгород: Издательство «НГМА», 2003. - 100 с.

6. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы / Н.П. Коваленко. - Санкт-Петербург: Издательство «СпбГУ», 2001. - 318 с.

7. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. -Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2005. - 220 с.

8. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - Москва: Издательство «Института Психотерапии», 2003. - 319 с.

9. Скрипицкая, Т.В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам / Т.В. Скрипицкая. - Москва: Издательство «Аналог», 2009. - 84 с.

10. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - Москва: Издательство «Института Психотерапии», 2002. - 240 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Сычева Инна Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ

Аннотация. В статье представлены психологические механизмы, которые действуют на различных этапах программы реализации художественного потенциала в процессе личностно-профессионального становления специалиста в художественно-образовательной среде педагогического вуза. Рассматриваются факторы и условия, обеспечивающие процесс развития различных компонентов художественного потенциала и целостной их структуры, их перехода на более высокие уровни развития. Описаны наблюдения практической творческой работы со студентами в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.