Научная статья на тему 'Домашние роды как способ защиты женщиной себя и своего ребенка'

Домашние роды как способ защиты женщиной себя и своего ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1726
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ РОДЫ / ПСИХИЧЕСКИЙ ФАКТОР / HOME BIRTH / MENTAL FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брехман Григорий Иосифович

Возрастающая «акушерская агрессия» в виде стремления врачей активно управлять родами в сочетании с формальными отношениями между женщиной и ассистирующими в родах дали импульс появлению и нарастанию в мире альтернативного движения за домашние роды. С позиции перинатальной психологии это можно было бы рассматриваться как проявление самозащиты женщины и защиты ею своего неродившегося ребенка. Автор обсуждает значение психического фактора в родах, а также при выборе места родоразрешения и приходит к заключению о возможности параллельного функционирования двух форм сопровождения женщин в родах: в родильном отделении больницы и дома при условии законодательно утвержденного Положения об их взаимодействии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home birth as a way of protection by woman itself and of her child

The growing obstetrical aggression as aspiration of the doctors actively to operate by labor in a combination with formal attitudes between the woman and accompanying man in labor have given a pulse to occurrence and increase in the world of alternative movement for home birth. From a position of perinatal psychology it could be considered as a display of a woman self-defence and her protection of the unborn child. The author discusses the significance of the mental factor in labor, and also in a choice of a place of delivery. He comes to the conclusion about an opportunity of parallel functioning of two forms of support of the women in labor: in maternity branch of hospital and home under condition of the legislatively authorized Rules about their interaction

Текст научной работы на тему «Домашние роды как способ защиты женщиной себя и своего ребенка»

ДИСКУССИИ

© Г. И. Брехман

Междисциплинарный клинический центр университета, Хайфа, Израиль; Ивановская государственная медицинская академия, Иваново, Россия

домашние роды как способ защиты женщиной себя и своего ребенка

УДК: 618.4

■ Возрастающая «акушерская агрессия» в виде стремления врачей активно управлять родами в сочетании с формальными отношениями между женщиной и ассистирующими в родах дали импульс появлению и нарастанию в мире альтернативного движения

за домашние роды. С позиции перинатальной психологии это можно было бы рассматриваться как проявление самозащиты женщины и защиты ею своего неродившегося ребенка. Автор обсуждает значение психического фактора в родах, а также при выборе места родоразрешения и приходит к заключению о возможности параллельного функционирования двух форм сопровождения женщин в родах: в родильном отделении больницы и дома при условии законодательно утвержденного Положения об их взаимодействии.

■ Ключевые слова: домашние роды; психический фактор.

Введение1. Исторический аспект

В древние времена, вероятно, не было такого понятия как «домашние роды», поскольку все роды были домашними. В мало цивилизованных уголках Земли до сего времени сохранился этот «странный» обычай. В средние века в Европе по мере формирования городов расширилось такое явление как внебрачные беременности, увеличилась частота рождения нежелательных детей, а вслед за ними — детоубийство. Для прекращения этого явления и сохранения жизни родившихся детей в городах стали создаваться приюты, где такие женщины могли бы родоразрешаться и оставлять своих детей на попечение монахинь. При нежелательных беременностях роды бывают затяжными и осложненными, что требовало частого вызова врачей в приюты. В такой ситуации целесообразным было иметь в приютах постоянного врача, который оказывал бы помощь при родоразрешении. Врачи, работающие в приютах, оказывая помощь при осложненных родах, приобретали достаточно высокую квалификацию, и их стали приглашать для оказания помощи при осложненных домашних родах. Постепенно отношение к приютам у населения изменилось: если раньше их рассматривали как место, где родоразрешается простой народ, то наличие там опытных специалистов-врачей сделало их местом для безопасного родоразрешения. Увеличение в них числа рожающих привело к строительству специальных родильных домов, где стали родоразрешаться и состоятельные граждане. Появившиеся родильные дома с опытными специалистами в них постепенно превратились в базы университетов, где шла подготовка врачей. Но здесь появилась новая, никому непонятная, напасть — родильная лихорадка, от которой многие рожающие женщины погибали. Поскольку такая ситуация длилась около двухсот лет, роды стали рассматривать как болезненный процесс, который несет с собой смерть. В середине Х1Х столетия венгерский врач-акушер И. Земмельвейс открыл пути перенесения смертельных «миазм», а последующие исследования подтвердили микробную причину родильной лихорадки[4]. С этого времени родильные дома стали превращаться в закрытые лечебные учреждения с особым стилем работы. Появилось представление о том, что рождение не естественная функция, о болезненный процесс, родильные дома стали рассматриваться как больницы, в которых требуется соблюдение строгого санитарно-эпидемиологического режима. Постепенно в цивилизованных странах такой порядок был принят как наиболее разумный, поскольку смертность от родильной лихорадки была сведена до нуля, и с этой позиции

1 Поводом для написания этой статьи явились приглашения принять участие в конференциях, посвященных домашним родам в России (2011, 2012), и в Голландии «Права человека при рождении человека» (2012).

роды стали безопасными. В этих условиях домашние роды начали рассматриваться как анахронизм, низкая культура, нарушение общественного порядка, а родоразрешение в родильных домах было признано единственно возможным (Германия, Великобритания, СССР и др.).

В некоторых странах (Венгрия, Россия) ро-доразрешение в домашних условиях даже стали квалифицировать как криминальное деяние. Те, кто оказывал помощь при домашних родах, особенно в случае осложненных и окончившихся неблагополучно, подвергались(ются) судебному преследованию. Причем ответчиками становятся не малоопытные акушерки или доулы, а квалифицированные врачи-акушеры, специализирующиеся на оказании помощи при родах, происходящих дома: в 2009 году в России (Е. Ермакова, С-Петербург)2, в 2010 — в Венгрии (А. Gerëb, Будапешт)3. То что роды, проведенные в родильных домах, также могут быть осложненными и завершаться смертью ребенка обычно не шокирует общественность. Специалисты хорошо знают, что существуют состояния и обстоятельства, неизбежно приводящие к смерти рождающего или родившегося ребенка. Участники неудачного родоразрешения в стенах лечебного учреждения, как правило, судебному преследованию не подвергаются, однако каждый случай смерти врачи профессионально изучают и обсуждают на клинико-анатомических конференциях, что является своеобразным способом учебы и профилактики от повторения. В каждом роддоме свои показатели перинатальной смертности (ПС). В идеале ее не должно быть, но специалисты знают, что это явление многофакторное, не всегда известны все причинные факторы и потому в реальной жизни они стремятся к снижению ПС.

Определенной неожиданностью оказались результаты сопоставительных статистических исследований, проведенных в Голландии и Дании [15], США [10], Великобритании [12], Германии [9], России [3], которые показали, что по многим показателям домашние роды безопаснее, чем проведенные в родильных домах, в т.ч. по показателям ПС. Так, в Великобритании (1986) у тех, кто планировал домашние роды ПС была 9,5/1 000, тогда как в роддомах она была 22,9/1 000 [7], в Голландии (1988) — 0,09/1 000 и 0,9/1 000 соответственно [8].

В некоторых из этих стран, с хорошо организованной системой родовспоможения, общественные движения женщин добились права при же-

2 http://www.kolybelka.spb.ru/hystory.php

3 www.change.org/petitions/please-grant-full-clemency-to-dr-midwife-agnes-gereb

лании родоразрешаться в домашней обстановке. В этом отношении показателен опыт Германии. Там в 50-х годах XX века институт акушерок-повитух упразднили, поскольку медики убедили население, что беременность и роды непременно требуют высоко квалифицированной помощи. Вскоре стало понятно, что такое решение было ошибочным. По требованию общественности с 1994 года вновь законодательно было закреплено за домашними акушерками право вести беременность и принимать роды у женщин на дому. Более того, Министерство здравоохранения и одна из ведущих медицинских страховых компаний Германии профинансировали в городе Гессене 18-месячное исследование 1 148 беременностей и родов, планировавшихся как домашние. В исследовании участвовало 35 акушерок из независимых медицинских центров и 50 акушерок, специализирующихся на домашних родах. Особое внимание было уделено оценке квалификации акушерок, включая владение ими методами, позволяющими своевременно выявлять при беременности степень риска. Выводы, сделанные на основании этого исследования, говорят о том, что при подготовленных домашних родах значительно реже возникает потребность в экстренных медицинских вмешательствах, и эти роды требуют меньше затрат: Страховая компания при желании женщины рожать с независимой акушеркой оплачивает ей половину суммы, причитающуюся за роды. На сегодняшний день независимых акушерок в Германии — около 5 тысяч, а женщины имеют право выбора — наблюдаться у акушерки или сразу идти к врачу [9, 15].

В Англии история с домашними родами была почти такой же. В 1972 году медики запретили деятельность домашних акушерок и взяли беременность и роды полностью под свой контроль. Женщины вышли с протестом на демонстрацию и отвоевали право выбора наблюдаться — у врача или у акушерки. Для повышения квалификации, всех акушерок периодически направляют на практику в роддома. Обязательной является здесь и регулярная практика экзаменационной аттестации акушерок, подтверждающая их квалификацию. Если возникают сложности в родах, акушерка везет женщину в клинику. При этом, в Англии, как и в других странах, акушерка имеет право в роддоме помогать «своей» роженице в родах и в послеродовом периоде [9, 12].

В чем же суть конфликта? Почему часть женщин стремиться родить своего ребенка дома? Почему государственные органы настаивают на рождении детей только в условиях официальных родильных домов? Эти вопросы не замыкаются в границах какой-то одной страны, а являются ак-

туальными для многих стран мира. Ответы на эти вопросы — не только поиск причин, но и обнаружение подходов к созданию оптимальных условий для рождения нового поколения людей.

Не предполагая дать исчерпывающие ответы, излагаю свою точку зрения на эту проблему. Мой опыт включает в себя профессиональный анализ неблагополучно завершившихся родов во время моих неоднократных поездок в различные регионы России как эксперта по заданию Министерства здравоохранения РФ. В своих аргументах я буду опираться также на сведения, полученные мной во время многочисленных личных бесед с женщинами, у которых роды завершились потерей детей. Это сопоставлялось с результатами исследований (патологоанатомические, лабораторные, др.) и с отчетами врачей, родоразрешавших этих женщин, во время клинико-анатомических конференций.

Очевидные факты

Роды — это психо-социо-биологический процесс, в котором психологический компонент играет выдающуюся роль, но, к сожалению, еще недооцениваемую специалистами. Возможно поэтому организация общественного родовспоможения в родильных домах большинства цивилизованных стран, как правило, связана с формальным, обезличенным отношением к рожающим женщинам. Тому есть объективные причины:

А. Организационные.

1. При большом круглосуточном потоке поступающих в городской родильный дом женщин и нехватке персонала, порой создается впечатление, что акушерки «как на пожаре» торопятся от одной рожающей женщины к другой. Где уж тут до тонкостей индивидуального подхода... Нехватка персонала связана с определенным ритмом начала и развития родов, зависящим не только от предполагаемой даты родов, а, например, от состояния окружающей среды: изменения солнечной активности, и последующего изменения геомагнитного поля в регионе. Дежурящие акушеры хорошо знают, что 1-2 суток с большим числом родов сменяются сутками с единичными родами, тогда как расчет количества дежурного персонала этот феномен не учитывает.

2. Отсутствие возможности у женщины предварительно познакомиться с той акушеркой, которая будет оказывать помощь во время родов, а уж тем более быть подготовленной этой акушеркой, уже не говоря о выборе акушерки, которую хотелось бы иметь рядом.

Б. Контингент женщин.

1. Рожающие женщины разные по возрасту, жизненному опыту, социальному статусу, числу

предшествовавших родов, состоянию здоровья, функционированию иммунной и других систем.

2. В условиях сексуальной революции и свободы, имеет место различная инфицированность женщин, в т. ч. инфекциями, передающимися половым путем, что увеличивает риск внутриутробного инфицирования и заболевания еще не родившегося ребенка и ведет к неблагоприятному исходу родов.

3. Особо отмечу большое разнообразие женщин по психологическим особенностям (стыдливость, мнительность, повышенная тревожность, др.), с идеей страха болей в родах, боящихся уколов и различных манипуляций, не переносящих командного тона, грубого обращения, со своими неразрешенными психическими травмами и личными тайнами, с различными проблемами межличностных отношений, иногда рожающих нежелательного ребенка вообще, или по полу, в частности.

4. Следует иметь в виду, что помимо страха болей в родах у ряда женщин существует страх роддома. У таких женщин (с высокой личностной тревожностью, высоким уровнем невротизма) появляется стремление уйти от родоразреше-ния в роддоме. Для таких женщин возможность родить дома, рядом с родными, которые всегда были реальной или символической защитой — своеобразный психотерапевтический ход уменьшающий уровень тревожности.

Когда речь идет о страхе, пусть даже мнимом, поиск путей к спасению от него не останавливает человека ни перед чем. Страх пробуждает желание спрятаться, стремление уйти от суеты, подталкивает к поиску того единственного человека, которому можно довериться, который, не отвлекаясь, будет рядом и поможет решить проблему: в обсуждаемом случае — рождению ребенка.

Даже в условиях тоталитарного режима (в СССР), когда уголовно преследовались аборты, а тем более сделанные вне лечебного учреждения, женщины добровольно шли на них, находя тех, кто соглашался им помочь за определенную плату, и которые нередко были крайне невежественны, даже в вопросах анатомии половых органов. Эти аборты наносили огромный ущерб здоровью женщины, а иногда лишали их жизни. Они умирали, и не выдавали тех, кто им помогал и столь неудачно. Но даже когда для того, чтобы снизить уровень материнской смертности аборты были разрешены (и в любом сроке до 27 недель беременности), определенная часть женщин не шла в больницы, а по разным причинам пыталась прервать беременность в домашней обстановке. Самая изощренная пропаганда вреда аборта не смогла на

100 % преодолеть желание женщин избавиться от беременности вообще и в домашней обстановке в частности. То же можно было бы отнести к домашним родам. Чтобы остановить этот процесс, специалисты даже выдвинули идею психиатрического (!) освидетельствования женщин, желающих рожать дома, не думая при этом о моральном ущербе, наносимом беременной женщине, ее семье, и психической травме ее неродившемуся ребенку. Между тем исследования, проведенные в Англии [14], показали, что основными причинами, побуждающими женщин обратиться к домашней акушерке, состоят в потребности непрерывного квалифицированного наблюдения во время беременности одним специалистом, потребности в активном участии в родах мужа, желании избежать медицинских вмешательств во время родоразрешения, у некоторых — негативное впечатление от предыдущих родов в роддоме.

В. Акушерки, врачи-акушеры имеют свои психологические особенности, свои актуальные, отвлекающие проблемы, порой элементарная усталость, свой акушерский опыт, но что не менее важно — недостаточные знания общей психологии и ее разделов, связанных с рождением человека. Они мало знакомы с проблемой страха и паник и возможностями их устранения. Психологическое совпадение рожающей женщины и акушерки представляется счастливой случайностью. А несовпадение — чревато нарушением эмоционального состояния женщины, результатом чего становится нарушение естественного течения родового процесса и как следствие этого — травма рождения как у женщины, так и у ребенка.

Г. Психологическая атмосфера роддома. Существующий порядок работы родильного стационара, различные диагностические и лечебные мероприятия, частые осмотры, длительное использование следящей аппаратуры (КТГ), заставляющее женщину лежать в постели часами, специалисты воспринимают привычно, как само собой разумеющееся. Тем более, что все направлено на благо женщины и ребенка. В общественном родовспоможении считается (и вполне справедливо) обязательное исследование физиологических параметров (артериальное давление, анализ крови, бактериальная обсеме-ненность половых путей, др.). Однако специалисты не представляют себе, что не менее, если не более важным является знание социально-психологической ситуации в семье, психологических особенностей беременных, понимание воздействия на них атмосферы больницы. Есть еще один аспект в общественном родов-

споможении, о котором говорят сами акушеры (проф. В. Е. Радзинский, др.) — это «акушерская агрессия»4 [6], чрезмерная активность врачей по управлению родами (родовозбуждение и родо-стимуляция, амниотомия, эпидуральная анестезия, эпизиотомия, кесарево сечение, др.). При этом почти полное игнорирование психологического фактора в родах.

По-моему мнению, именно увеличение акушерской агрессии дало импульс появлению и нарастанию альтернативного движения за домашние роды. Идею о безопасности домашних родов поддержали опубликованные эмоциональные книги [11, 13]. Анализ статистических данных показал преимущество домашних родов в виде уменьшения частоты осложнений и вмешательств. Домашние роды стали дополняться новыми элементами: роды в воде, роды с мужем, др. В любом таком случае супруги все же ищут опытную акушерку или ее заменителя (доулу), которая могла бы ассистировать им в родах.

Появился спрос! Когда появляется спрос — появляется предложение. А предложение, как правило, сопровождается коммерческим интересом со стороны оказывающих помощь. Следующим этапом является конкурентная борьба, и ненавязчивая реклама домашних родов (см. Интернет). Жизнь показывает, что иногда оказание помощи в родах на дому предлагает не дипломированная акушерка, а доула, которой кажется, что ее личного опыта родов достаточно для оказания помощи.

В данной статье идет речь о профессионально подготовленных специалистах (врач-акушер, акушерка), для которых сопровождение женщин при домашнем родоразрешении является, прежде всего, способом их самореализации. Будучи нацеленными на родоразрешение через естественные родовые пути без какого-либо вмешательства, они знакомятся со своими подопечными и их семьей и тщательно готовят женщин к родам. Они открыты к повышению своей квалификации и обмену опытом, являются обязательными участниками семинаров и конференций. Но и они не застрахованы от ошибок, от внезапно изменяющейся акушерской ситуации, особенно в случае внезапных вызовов к неподготовленным женщинам, нередко инфицированных, находящихся в состоянии эмоционального стресса, паники и т. д. У них не всегда имеется достаточно мужества и мудрости, чтобы убедить роженицу

4 Акушерская агрессия — это «ятрогенные, ничем не обоснованные действия, направленные якобы на пользу, а в результате приносящие только вред: увеличение осложнений беременности и родов; рост перинатальной, младенческой, материнской заболеваемости и смертности» (Радзинский В. Е. 2011).

направиться в стационар. Можно предположить, что женщины легче соглашались бы подчиниться этому разумному требованию, если бы эти акушерки имели право сопровождать их родо-разрешение в стационаре. Клинический опыт показывает, что именно такие случаи завершаются неблагополучно. Невольно появляется вопрос: помешала бы определенная пластичность организаторов здравоохранения в таком многофакторном процессе как роды и родоразреше-ние? Особенно в условиях дефицита персонала и невозможности обеспечить индивидуальное сопровождение? Правда, есть вещи намного более сложные — это психологическая подготовка персонала, изменение психологической атмосферы в родильных домах. Мой опыт повышения квалификации акушерок, работающих в родильных домах Израиля, в вопросах психологии беременности и родов позволяет с оптимизмом смотреть на эту проблему. Акушерки — участницы Курса пренатальной и перинатальной психологии оказались очень восприимчивыми к вопросам психологии и во время очередных семинаров докладывали об успешном применении знаний в своей практической работе. Это позволяет рассматривать систему родовспоможения, по которой акушерка сопровождает женщину, семью во время беременности и сама родоразрешает ее в роддоме — идеальной.

Изучение психики беременных [5] и клинические наблюдения показали: малейшая неуверенность, усиление страха, внезапная паника может нарушить течение родового процесса, состояние плода и матери. Тогда может потребоваться срочная помощь, которую в домашних условиях оказать невозможно, и она может запоздать. Автор неоднократно выражал свое отношение к домашним родам формулой: «я против домашних родов, но я за то, чтобы в родильных домах была создана обстановка близкая к домашней». Высказанная идея не является столь неосуществимой.

В Иерусалиме, в одном из роддомов (по инициативе акушерок и с согласия руководителей) создан Центр и введена система — «роддом без врачей». Акушерки готовят своих подопечных и сами их родоразрешают. Вначале акушерки ро-доразрешали только своих подопечных. Однако поскольку роды начинаются и проходят в любое время суток, последовали частые вызовы акушерок в роддом, они стали уставать, домашние стали роптать, и вскоре от этой затеи пришлось отказаться и перейти на несколько другую систему. Они готовят женщин к родам и предупреждают, что родоразрешать их, возможно, будет дежурная акушерка, тоже опытная, подготовленная по одной системе. Для работы в этом роддоме при-

влечены самые опытные акушерки (11 из 40). С началом схваток женщина звонит дежурной акушерке и получает рекомендации как себя вести и когда они обе приедут, чтобы встретиться в роддоме. Иногда дежурной оказывается та акушерка, которая готовила женщину: счастливое совпадение! В любом случае приехавшая акушерка будет находиться только около этой роженицы, не покидая ее до рождения ребенка. Это очень важный момент в родах. Этот Центр отделяет от роддома, работающего по обычной схеме, дверь. Если нужен врач — он будет в Центре за считанные секунды. Это «домашние роды» по атмосфере, но с возможностью получить мгновенно помощь квалифицированных врачей. Конечно, эта форма работы связана с определенными финансовыми затратами семьи, но она востребована женщинами, поскольку окупается снижением уровня тревоги женщины, ее уверенностью в благополучном родоразрешении и действительно благополучными родами через естественные родовые пути.

Такая организация сопровождения и помощи — мощная альтернатива родам в домашней обстановке. Но даже создание обстановки в роддоме близкой к домашней — не является 100 % гарантией против домашних родов. А поскольку домашние роды могут сохраниться несмотря ни на что, необходимо этим процессом управлять. Анализ неблагополучно закончившихся домашних родов уже сейчас выявил противопоказания к ним. Он также показал, что акушерки, оказывающие помощь на дому, должны иметь возможность легально родоразрешать своих подопечных в роддоме, что определенно будет оказывать положительное влияние на результаты родоразреше-ния. Как видно из опыта работы Иерусалимского Центра, акушерки могут даже состоять в штате роддома. Это позволит систематически повышать их профессиональный уровень, контролировать их работу. Такая система работы акушерок является напряженной и должна соответственно оплачиваться. Но, как показал опыт Германии — это вполне разрешимая проблема.

Дискуссия

Возрастающая «акушерская агрессия», связанная со стремлением врачей активно управлять родами, игнорируя генетическую обусловленность этой функции и значение психической составляющей, дала импульс появлению и нарастанию в мире народного движения за домашние роды. Это альтернативное движение можно рассматривать как способ интуитивной самозащиты женщины и защиты ею своего ребенка. Не исключено, что это желание продиктовано бессознательными

(интуитивными) мотивами, и психологическими особенностями беременных женщин. В основе этого стремления могут лежать ряд факторов: (на бессознательном уровне) генетический страх родов и роддома, собственные перинатальные впечатления, сохранившиеся в памяти; (на сознательном уровне) восприятие негативной информации из окружающего социального поля, предшествующий опыт родов и т. д. Все это определяет высокую личностную тревожность со стремлением защиты себя и своего ребенка, а позитивная информация окружения об альтернативном способе родоразрешения становится определяющим в принятии решения о родах дома.

Сегодня мы находимся на новом витке в понимании родового процесса. Он, как и все, что связано с рождением, генетически обусловлен и обеспечивается многокомпонентной системой регуляции родовой деятельности и преобразования родовых путей при исключении активного участия психики. Изучение процесса раскрытия шейки матки в родах и ее послеродового восстановления обнаружило потрясающую сложность и тонкость молекулярно-генетических преобразований в шейке матки [2]. Природа мудро предусмотрела и создала естественную антистрессовую (противоболевую) систему защиты матери и ребенка в родах [1]. Она позволяет женщине родить своего ребенка самостоятельно без чьей-либо помощи. Это происходит и в наши дни в мало цивилизованных сообществах.

В цивилизованном же мире мы вынуждены особое значение у беременных и рожающих женщин придавать психической составляющей, функционирующей на сознательном и бессознательном уровнях. Значение этой составляющей еще недооценено. Клинические наблюдения показывают насколько это хрупкое звено: изменение психики, внезапно появившаяся паника может заблокировать функцию систем организма и тем самым нарушить нормальное течение родов. Современная женщина, обремененная «генами страха» и перинатальной памятью своего собственного рождения, житейскими проблемами и огромным объемом негативной информации, в т. ч. о родах, должна быть подготовлена к ним психологически. А посему для акушеров и акушерок, сопровождающих роды в роддоме ли, на дому ли важны знания психологии, включая разделы, связанные с репродуктивным процессом. Можно ожидать, что с возрастанием у специалистов этих знаний проявления акушерской агрессии уменьшатся, и то лучшее, что имеется, в хорошо организованном общественном родовспоможении, будет сохранено. При этом нельзя исключить, что стремление некоторой части женщин к домашнему родоразрешению будет всегда.

Отсюда, логичнее было бы этим процессом управлять, и при принятии решения о допустимости родов дома следовало бы разработать систему защиты ребенка и матери, а также акушерки. Такая система с учетом мирового опыта (см. Интернет) могла бы включать в себя следующие положения:

1. К сопровождению домашних родов должны быть допущены только опытные дипломированные врачи-акушеры и акушерки.

2. Подготовка акушеров и акушерок, оказывающих помощь при домашних родах, должна включать психологические знания.

3. Сертификацию домашних акушерок следовало бы проводить 1 раз в 3 года, при этом всякий раз после курса повышения квалификации. При сертификации акушерки должны представить реферат с анализом своей работы, включающим 1-2 случая проблемных родов. Это позволило бы изучать опыт домашних родов, чтобы сделать их максимально безопасными.

4. Домашних акушерок следовало бы приписать к роддому, в который они имели бы возможность направлять подготовленных ими женщин, если, по их мнению, родоразрешение в домашних условиях опасно и им должна быть предоставлена возможность родоразре-шать или участвовать в родоразрешении, курируемых ими женщин.

5. Должны быть определены показания к завершению родов в роддоме в случае появления отклонений в клиническом течении родов, проводимых дома.

6. Должны быть определены противопоказания к домашним родам, которыми акушерки будут руководствоваться в своей работе. При анализе домашних родов, завершившихся неблагополучно, уже сейчас наметились противопоказания к их проведению: у женщин со сниженной функцией иммунной системы, высоко инфицированных, включая инфекции, передающиеся половым путем, ВИЧ, Стрептококк группы В, тазовое предлежание плода, неблагоприятная социально-психологическая обстановка дома (гражданский брак, возражения кого-то из домашних, отсутствие гигиенических условий) и у неподготовленных к родам.

7. Особое место в определении возможности домашних родов должны занять обязательная и своевременная подготовка к родам и психологическая атмосфера (доверие, искренность, авторитет) в команде (женщина, муж, акушерка, возможно, кто-то из домашних). Иными словами, успех домашних родов во многом связан с психологической и физической подготовкой к ним женщины и социально-психологической обстановкой вокруг них.

заключение

На современном этапе развития акушерства в родовспоможении доминирует «акушерская агрессия» (В. Е. Радзинский, 2011). По-нашему мнению, домашнее родоразрешение может рассматриваться как протестное движение. В основе его лежит интуитивная самозащита женщины и защита ею своего ребенка от возможной акушерской агрессии. Это проявление бессознательного женщины, и возможно, коллективного бессознательного. Опыт ряда стран (Голландия, Германия, Англия, США, др.), где разработан регламент работы домашних акушерок, свидетельствует о возможности параллельного функционирования двух форм сопровождения женщин в родах: в родильном отделении больницы и дома при условии законодательно утвержденного Положения об их взаимодействии. Не исключено, что современное движение в защиту домашних родов явится побудительным мотивом к изменению ситуации в родильных домах в сторону гуманизации, гармонизации, индивидуального подхода, в сторону психологической подготовки персонала. Необходимо иметь в виду, что общественное родовспоможение обладает огромным опытом, является хорошо отлаженной системой помощи в роддомах, услугами которых пользуется подавляющее большинство рожающих женщин, а с учетом высокой частоты осложнений в родах именно в роддомах оказывается высоко квалифицированная помощь.

Литература

1. БрехманГ. И. Существует ли природная противоболевая система защиты женщины и ребенка в родах? // ЖЫочий лкар. — 2011. — № 4(36). — С. 19-23.

2. Брехман Г. И. Шейка матки: преобразования в связи с родовым процессом // ЖЫочий лкар. — 2010. — № 6. — С. 77-83.

3. Домашние роды в России / Хасанов А. А. [и др.] // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. Т. 1, вып. 1. — Казань, 1992.

4. Пахнер Ф. За жизнь матерей. Трагедия жизни И. Ф. Зем-мельвейса: пер. с чешск. — М., 1963. — 223 с.

5. Позиция пятого цвета у беременных женщин / Брехман Г. И. [и др.] // Журнал практического психолога. — 2003. — № 4-5. — С. 250-260.

6. Радзинский В. Е. Акушерская агрессия. — M.:Status Praesens, 2011. — 210 с.

7. Campbell R., MacFarlane A. Place of delivery: a review // Br. J. Obstet Gynaecol. — 1986. — Vol. 93, N 7. — P. 675-683.

8. Eskes T. K. Home deliveries in the Netherlands — perinatal mortality and morbidity // Int. J. Gynaecol. Obstet. — 1992. — Vol. 38, N 3. — P. 161-169.

9. Midwifery Today. Com., E-news, V. 1, Issue 29: Homebirth. July 16, 1999. URL: www.midwifery.ru/st/home_birth.htm. (дата обращения 05.09.2012).

10. Goer H. Obstetric myths versus research realities, a guide to the medical literature. — N. Y.: Bergin & Garvey, 1995.

11. Kitzinger Sh. Birth Your Way. Dorling Kindersley. — N. Y., 2002. — 208 p.

12. Korte D, Scaer R. A Good Birth, a Safe Birth. — London: Harvard Common Press, 1999.

13. MayGaskinIna. Spiritual Midwifery. — N. Y.:Book Publishin Co, 1975. — 480 p.

14. Outcomes for births booked under an independent midwife and births in NHS maternity units: matched comparison study / Symon A. [ et al.] // BMJ. — 2009. — Vol. 338. — P. b 2060.

15. TewM. Place of birth and perinatal mortality // J. R. coll. Gen. Pract. — 1985. — Vol. 35 (277). — P. 390-394.

Статья представлена Э. К. Айламазяном ФГБУ «НИИАГ им. Д. О. Отта» СЗО РАМН, Санкт-Петербург

HOME BIRTH AS A WAY OF PROTECTION BY WOMAN ITSELF AND OF HER CHILD

Brekhman G. I.

■ Summary: The growing obstetrical aggression as aspiration of the doctors actively to operate by labor in a combination with formal attitudes between the woman and accompanying man in labor have given a pulse to occurrence and increase in the world of alternative movement for home birth. From a position of perinatal psychology it could be considered as a display of a woman self-defence and her protection of the unborn child. The author discusses the significance of the mental factor in labor, and also in a choice of a place of delivery. He comes to the conclusion about an opportunity of parallel functioning of two forms of support of the women in labor: in maternity branch of hospital and home under condition of the legislatively authorized Rules about their interaction.

■ Key words: home birth; mental factor.

■ Адрес автора для переписки -

Брехман Григорий Иосифович — д. м. н., научный консультант, профессор, Междисциплинарный клинический центр Хайфского университета. Гора Кармель, Университет, Хайфа, Израиль. E-mail: grigorib@013.net.

Brekhman Grigori Iosifovich — Doctor of Science, Scientific Consultant, Professor, Interdisciplinary Clinical Center of Haifa University, Israel. Mount Carmel, University, Haifa, Israel. E-mail: grigorib@013.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.