Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение беременных женщин в клинической психологии'

Психологическое сопровождение беременных женщин в клинической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1170
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамилова Н.В.

В статье проводится теоретический анализ взглядов отечественных психологов на проблему психологического сопровождения, рассматриваются содержательные характеристики и специфические особенности психологического сопровождения в клинической психологии, актуализируются основные задачи психологического сопровождения беременных женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение беременных женщин в клинической психологии»

76 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

ные, закрытые, замкнутые, требуют длительного цикла индивидуальных занятий с педагогом.

В арт-терапии эффективность психотерапевтического взаимодействия усиливается за счёт учёта особенностей детей, с которыми идёт работа. Эти дети столкнулись в своей жизни с большими трудностями в семье и учёбе, часто обладают заниженной самооценкой. При отсутствии уверенности в своих силах ребёнок боится взять на себя ответственность за успешное решение поставленной задачи. Он уверен, что поставленную задачу нельзя решить самостоятельно, а только с помощью взрослых. Маленький ребёнок для того, чтобы добиться помощи взрослого, часто использует капризы. Младший школьник получает помощь в решении домашних заданий от родителя. В случае постоянных плохих оценок в школе пропадает интерес к учёбе и возникает внешнее безразличие, за которым скрывается глубокое переживание своей неуспешности.

Список литературы:

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты; иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 156 с.

3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 288 с.: 3 (Сер. «Мастера психологии»).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Шамилова Н.В.*

Гуманитарно-педагогический институт Севастопольского государственного университета, г. Севастополь

В статье проводится теоретический анализ взглядов отечественных психологов на проблему психологического сопровождения, рассматриваются содержательные характеристики и специфические особенности психологического сопровождения в клинической психологии, актуализируются основные задачи психологического сопровождения беременных женщин.

Ключевые слова: клиническая психология, психологическое сопровождение, беременные женщины.

* Старший преподаватель кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика».

Психологические науки

77

Постановка проблемы

Психологическое сопровождение как вид профессиональной деятельности психолога имеет на сегодняшнем этапе большое практическое значение. Однако, как показал анализ литературы, данное понятие в психологической науке определено многозначно. Кроме того, следует отметить, что при организации психологического сопровождения психолог сталкивается с рядом методологических трудностей, связанных с неоднозначным пониманием данной формы работы в современной практике. Специалист должен четко представлять, как специфику работы по психологическому сопровождению в данной области, так и методы организации эффективных условий психологической помощи.

Это делает актуальным уточнение и раскрытие содержательных характеристик психологического сопровождения, и выявление его специфических особенностей в различных сферах практики, в том числе и клинической психологии.

Целью статьи является теоретический анализ взглядов отечественных психологов на проблему психологического сопровождения, выделение специфики психологического сопровождения в деятельности клинического психолога.

Результаты теоретического анализа

Среди разнообразных видов профессиональной деятельности практических психологов особое место занимает психологическое сопровождение клиента (пациента).

Как показывает анализ литературы (Г. Барднер, И. Рамазан, Т Чередня-кова, М.Р. Битянова, Р.Р. Галияхметов, Н.С. Глуханюк, А.Л. Лихтарников, И.И. Мамайчук, Р.В. Овчарова и др.), понятие «психологическое сопровождение» в современной науке определено неоднозначно, отсутствует единая точка зрения на цели, содержательную направленность, задачи данного вида деятельности психолога. Неоднозначной является также, и оценка эффективности проводимых мероприятий в рамках сопровождения.

Чаще всего понятие «психологическое сопровождение» используется в возрастной, педагогической и семейной психологии. Авторами выделяются особенности психологического сопровождения детей и подростков с нормальным психическим развитием и с проблемами в развитии.

Так, М.Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающую социально-психологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Целью сопровождения, по мнению автора, является создание в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в

78 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

данной ситуации личностного развития и обучения, т.е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок. В систему сопровождения включаются все участники образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта психологического сопровождения может выступать либо конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей [2].

Мамайчук И.И. признает важное практическое значение психологического сопровождения здоровых школьников, однако выделяет существенные различия в содержательной направленности и задачах психологического сопровождения здоровых детей и детей с нарушениями в развитии. Психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии - это деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме [7].

Другие исследователи [3, 4, 6, 8, 9, 11, 12] под психологическим сопровождением понимают систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации личности.

Овчарова Р.В. в семейной психологии определяет психологическое сопровождение как направление (то есть возможное поле деятельности, ее содержание), которое включает: сопровождение естественного развития родительства; поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях; психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.

Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социальнопсихологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

По мнению Овчаровой Р.В., эта технология отличается от других, например, от психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями: позицией психолога и других субъектов сопровождения; способами воздействия и разделением ответственности психолога с родителями; приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе с родителями; стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания); критериями эффективности работы

Психологические науки

79

психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности [9].

Основными направлениями деятельности психолога, как это показано в литературе, в рамках процесса сопровождения являются психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение. Объектом психологического сопровождения при этом выступает психологическое развитие и адаптация личности. Предметом - социально-психологические условия успешного развития и адаптации.

Процессуально психологическое сопровождение может быть представлено следующими компонентами: систематическое отслеживание психологического статуса личности; создание социально-психологических условий для развития и адаптации личности; создание специальных социально -психологических условий для оказания психологической помощи личности.

Психологическое сопровождение как система методов может применяться в различных областях психологической практики (возрастной, педагогической, семейной, социальной психологии).

Особый интерес вызывает анализ психологического сопровождения пациента в медицинской практике.

Как показывает анализ литературы (А.Ф. Бондаренко, Е.В. Змановская, Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, И.Г. Малкина-Пых, В.Д. Менделевич, М.Е. Сан-домирский и др.), большинство исследователей отказываются от термина «психологическое сопровождение» в пользу термина «психологическая помощь». Это связано, как нам представляется, со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в традиционном определении психологическое сопровождение предполагает систему профессиональных воздействий, направленных на создание социально-психологических условий для успешной адаптации и развития личности в различных ситуациях, что затруднительно осуществить в медицинском учреждении в течение длительного времени.

Во-вторых, все существующие модели психологического сопровождения предполагают совместное усилие, как специалистов смежных специальностей, так и ближайшего микросоциума, что также крайне затруднительно в условиях медицинского учреждения.

В-третьих, обеспечение психологического сопровождения пациента в сфере медицинской практики ограничивается, с одной стороны, особыми состояниями его здоровья (психосоматическими и пограничными расстройствами, аномалиями развития, соматическими и психическими расстройствами и т.д.), а с другой стороны, рамками лечебного или социально-педагогического учреждения (больницы, диспансеры, специализированные школы-интернаты и т.д.). Это предполагает разработку специальных критериев эффективности психологического сопровождения в медицинском учреждении.

Таким образом, можно говорить о специфической направленности психологического сопровождения в клинической психологии.

80 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Основными направлениями в работе клинического психолога, являются: психологическое сопровождение соматически больных в условиях пользования медицинской помощью; психологическое сопровождение лиц с психосоматическими расстройствами; психологическое сопровождение лиц с девиантными формами поведения; психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии.

Структура и содержание процесса психологического сопровождения клиентов (пациентов) в клинической психологии зависят от ряда факторов -нозологической специфики расстройства, клинической картины заболевания, психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь, болезни и конфликтные ситуации.

Основными задачами психологического сопровождения пациентов является выяснение причин и механизмов появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.

Кроме указанных выше направлений работы по психологическому сопровождению в медицинской практике отдельно можно говорить и об организации работы с беременными женщинами. Актуальность такой работы обусловлена следующим.

Во-первых, период беременности, с одной стороны, является критическим в становлении материнства женщины, с другой - это период не только физического развития плода, но и этап формирования базовых психических функций и психоэмоциональных систем человека. Обе стороны взаимосвязаны не только по факту совпадения «во времени и пространстве», но и по тому, что в этом периоде мать является средой и условием существования и развития ребенка, а ребенок является условием развития материнства [6].

Во-вторых, изменения, которые происходят с женщиной во время беременности, затрагивают три уровня ее функционирования: физиологический, психофизиологический и психологический. В медицине и психологии принято выделять три периода (этапа), для которых кроме различных физиологических проявлений характерны особые психоэмоциональные проявления (тревога, страхи, раздражительность, неустойчивость настроения, беспокойство и т.д.).

В-третьих, женщины в период беременности и родов посещают различные лечебные учреждения (женские консультации, отделения патологии беременности, родильные отделения и т.д.), что создает благоприятные условия для контактов со специалистами разного профиля, в том числе, клиническими психологами.

Психологические науки

81

К основной задаче работы службы по проблемам материнства можно отнести оказание психологической помощи матери и ребенку на всех этапах развития их взаимодействия, включая проблемы материнства как потребно-стно-мотивационной сферы матери.

В содержании работы по данному направлению можно выделить ряд аспектов: диагностика индивидуальных особенностей материнской сферы; психологическая помощь в беременности и взаимодействии с ребенком; повышение материнской компетентности; помощь в решении семейных психологических проблем; психологическое и акушерско-гинекологическое сопровождение беременности; подготовка к родам; организация групповых занятий в беременности; индивидуальное консультирование; патронаж специалистов после рождения ребенка [1, 9, 10, 12].

Наиболее приемлемым представляется организация такого рода комплексной психологической помощи в местных центрах, связанных с медицинскими учреждениями (перинатальными центрами, женскими консультациями, родильными домами, детскими поликлиниками).

В зависимости от психологической проблематики, индивидуально-психологических особенностей беременной женщины, а также от срока беременности цели, содержание и методы работы будут различными.

В начале беременности целесообразно проводить коррекционно-развивающую программу, направленную на адаптацию к беременности. Во втором триместре беременности наиболее эффективными являются занятия, направленные на обучение общению с ребенком, на развитие творческого потенциала будущей матери. Для женщин, находящихся в третьем триместре беременности, эффективными будут занятия, направленные на психологическую подготовку к родам, включающие упражнения на релаксацию, упражнения на дыхание и т.д. [5].

Общими задачами психологического сопровождения беременных женщин являются: снижение частоты возникновения негативных переживаний беременности; активизация материнской сферы; обучение регуляции функциональных и психических состояний.

Наряду с психологическим сопровождением «благополучных» беременных женщин отдельную проблему составляет организация психологического сопровождения будущих матерей с девиантными формами поведения.

Беременные женщины с девиантными формами поведения входят в группу риска, так как отклонения от оптимального типа переживания беременности и снижение ценности ожидаемого ребёнка могут в дальнейшем привести к формированию неадекватного материнского отношения, и, как следствие - к девиантному материнству (отказ от ребёнка, жестокое обращение с детьми, материнская депривация и т.д.) [4].

Психологическое сопровождение беременных женщин с девиантными формами поведения может включать в себя индивидуальные консультации с

82 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

привлечением, по желанию женщин, близких людей, а также групповые формы работы в виде тренинга.

Основными задачами психологического сопровождения беременных женщин с девиантными формами поведения являются: выявление и преодоление актуального внутриличностного конфликта женщины; оптимизация эмоционального состояния; активизация материнской сферы.

Решение этих задач поможет женщине снизить уровень эмоционального напряжения и тревожности; почувствовать собственную ответственность за свой выбор как желанную, естественную необходимость; осознать свою позицию по отношению к ещё не родившемуся ребёнку и проанализировать свои установки; принять себя в своей новой роли и своём новом состоянии.

Выводы

Анализ современной научной литературы по проблеме психологического сопровождения в медицинской психологии показал, что понятие «психологическое сопровождение» в современной науке определено многозначно, отсутствует единая точка зрения на цели, содержательную направленность, задачи данного вида деятельности психолога. Неоднозначной является также, и оценка эффективности проводимых мероприятий в рамках сопровождения.

Психологическое сопровождение предполагает создание социальнопсихологических условий для успешной адаптации и развития личности в различных ситуациях. Специфика психологического сопровождения в медицинской практике может быть раскрыта через ряд факторов: нозологической специфики расстройства, клинической картины заболевания, психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь, болезни и конфликтные ситуации.

На современном этапе процесс психологического сопровождения женщин во время беременности является востребованной, но недостаточно разработанной областью практической деятельности клинического психолога. В определении содержания процесса психологического сопровождения женщин во время беременности необходимо учитывать их индивидуально -психологические, психофизиологические, соматические и культуральные особенности.

Наиболее перспективным направлением, на наш взгляд, является разработка комплексного подхода психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации (при нормально протекающей беременности) и в условиях стационара (при осложненной беременности). Отдельной разработки требует проблема психологического сопровождения беременных женщин с девиантными формами поведения в системе медицинских и социальных учреждений.

Психологические науки

83

Список литературы:

1. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. - Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. - 350 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. - 180 с.

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.

4. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2002. - С. 265-285.

5. Качалина Т.С., Третьякова Е.В, Стельникова О.М. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам. - Нижний Новгород: Изд. НГМА, 2003. - 100 с.

6. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. - СПб.: Изд-во СПбГУ 2001. - 318 с.

7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2005. - 220 с.

8. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.

9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: учеб. пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

10. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства / ред.-сост. Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. - 784 с.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. -СПб.: Речь, 2003. - 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.