Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение беременных женщин в вузе'

Социально-педагогическое сопровождение беременных женщин в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
809
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ВУЗЕ / ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ РЕБЕНКА / АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН / SOCIAL PEDAGOGIC SUPPORT / SOCIAL PEDAGOGIC SUPPORT OF PREGNANT WOMEN AT A UNIVERSITY / PERIOD OF EXPECTING A CHILD / ADAPTATION TO THE NEW ROLE OF A PARENT / SOCIAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PREGNANT WOMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плаксий Алёна Николаевна

Обосновывается актуальность и необходимость осуществления социально-педагогического сопровождения беременных женщин в вузе. Раскрываются теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения студенток, ожидающих рождения ребенка. Рассматриваются социально-психологические особенности беременных женщин. Определяется сущность понятия «адаптация к новой родительской роли» как результат социально-педагогического сопровождения беременных женщин в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social pedagogic support to pregnant women at a university

This article underlines the necessity of social pedagogiс support of pregnant women at a university. Theoretical aspects of social pedagogic support of expecting female students are revealed. Social pedagogic peculiarities of pregnant women are described. The essence of the term adaptation to the new role of a parent as a result of social pedagogical support at a university is given.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение беременных женщин в вузе»

УДК 37.013.42 ББК Ч 31

А. Н. Плаксий Екатеринбург

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ВУЗЕ

ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-педагогическое сопровождение; социально-педагогическое сопровождение беременных женщин в вузе; период ожидания ребенка; адаптация к новой родительской роли; социально-психологические особенности беременных женщин.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается актуальность и необходимость осуществления социально-педагогического сопровождения беременных женщин в вузе. Раскрываются теоретические аспекты социальнопедагогического сопровождения студенток, ожидающих рождения ребенка. Рассматриваются социально-психологические особенности беременных женщин. Определяется сущность понятия «адаптация к новой родительской роли» как результат социально-педагогического сопровождения беременных женщин в вузе.

A. N. Plaksij

Ekaterinburg

SOCIAL PEDAGOGIC SUPPORT TO PREGNANT WOMEN AT A UNIVERSITY

KEY WORDS: social pedagogic support; social pedagogic support of pregnant women at a university; period of expecting a child; adaptation to the new role of a parent; social psychological peculiarities of pregnant women.

ABSTRACT. This article underlines the necessity of social pedagogrc support of pregnant women at a university. Theoretical aspects of social pedagogic support of expecting female students are revealed. Social pedagogic peculiarities of pregnant women are described. The essence of the term “adaptation to the new role of a parent” as a result of social pedagogical support at a university is given.

Период беременности является ния материнства. Исследования особен-

важнейшим этапом становле- ностей материнства в различных культу-

рах и в различные исторические периоды показывают, что материнская позиция определяется общественными нормами, ценностями и стереотипами [4. С. 37]. Современные социокультурные установки, касающиеся материнства, достаточно противоречивы, и забеременев, женщина испытывает на себе их влияние. Например, в современном обществе недооценивается социальная значимость материнства, женщина-мать имеет низкий социальный статус. При этом роль матери предполагает такую высокую степень ответственности, альтруизма и самопожертвования, какие не свойственны никакой другой роли. Обычно женщины активно включены в социальные отношения - они получают образование, работают, занимаются политикой и бизнесом. Беременность препятствует осуществлению прежних социальных отношений в неизменном виде. Перспектива рождения ребенка грозит женщине потерей квалификации или места работы, снижением материального уровня семьи, разрывом устоявшихся социальных связей. Нередко женщины затрудняются в нахождении баланса между ролями матери и ролью профессионала. Успех в работе может вступать в противоречие с образом идеальной матери.

Стремление жить внешней жизнью, ориентация на социальные мотивы и интеллектуальные перегрузки не позволяют женщине осознать свое материнство, погрузиться в процесс вынашивания ребенка. Особенно актуальным это является для беременных женщин, которые являются студентками вуза.

В связи с интенсификацией учебного процесса и необходимостью переработки большого количества разнообразной информации, требующей от будущей матери максимальной мобилизации умственных и физических возможностей, учебная нагрузка способствует возникновению повышенного эмоционального

напряжения, стресса, что оказывает негативное влияние на течение беременности, препятствует процессу адаптации, который является непрерывным и сложным периодом в жизни женщины. В научной литературе именно профессиональный фактор (учебная деятельность, работа за компьютером по 6—8 часов, преподавание, сочетание учебы с работой, подготовка и сдача экзаменов) рассматривают как источник хронического стресса при беременности [2; 3].

Таким образом, необходимость в социально-педагогическом сопровождении студенток, ожидающих рождение ребенка, очевидна. В связи с этим актуальным становится вопрос о содержании социально-педагогического сопровождения беременных женщин в вузе.

В современной социально-педагогической литературе еще не сложился единый методологический подход к определению сущности понятия «социальнопедагогическое сопровождение». Оно рассматривается как система профессиональной деятельности социального педагога; как метод; как одно из направлений и технология социально-педагогической деятельности, как процесс.

Мы понимаем под социальнопедагогическим сопровождением целостный и непрерывный процесс взаимодействия социального педагога и сопровождаемого, направленный на достижение качественных изменений, ведущих к прогрессу в развитии личности клиента и оптимизации его взаимоотношений со средой.

Социально-педагогическое сопровождение беременных женщин представляет собой целенаправленный процесс реализации комплекса мероприятий с применением социально-педагогических, психолого-педагогических приемов и методов с целью обеспечения оптимальных условий для адаптации к новой родительской роли беременных женщин. Для того чтобы в полной мере рас-

крыть содержание понятия «социальнопедагогическое сопровождение беременных женщин», необходимо рассмотреть его методы, основные направления и этапы.

По мнению М. А. Галагузовой, социальная педагогика является отраслью общей педагогики. В связи с этим при определении методов социальнопедагогического сопровождения необходимо опираться на традиционные методы общей педагогики с учетом особенностей отдельных категорий клиентов. В результате можно выделить такие методы социально-педагогического сопровождения, как убеждение, упражнение, лекция, беседа, диспут.

По мнению Р. В. Овчаровой, в социально-педагогическом сопровождении беременных женщин целесообразно использование и психолого-педагоги-ческих методов: арттерапевтических

техник, релаксации с визуализацией, психогимнастики [8]. С точки зрения Е. В. Куфтяк, также необходимо использование наглядных методов обучения: показ видеофильмов, использование плакатов, книг с иллюстрациями.

Таким образом, реализация социально-педагогического сопровождения беременных женщин предполагает использование социально-педагогических и психолого-педагогических методов.

В научной литературе существует ряд подходов к определению основных направлений социально-педагогического сопровождения беременных женщин. Количество направлений, выделяемых в литературе, варьируется от двух (представленных в работах Т. Л. Крюковой, Г. Г. Филипповой и ряда других исследователей) до шести направлений социально-педагогического сопровождения в трудах Н. П. Коваленко, Е. В. Кологрее-вой, Р. В. Овчаровой, М. С. Радионовой [2; 4; 8; 9; 10].

При выделении основных направлений социально-педагогического сопро-

вождения беременных женщин за основу автором работы были взяты концепции О. Г. Кузьмич и Р. В. Овчаровой, которые выделяют четыре направления: воспитательное, образовательное, оздоровительное, психологическое [5; 8].

Целью образовательного направления является информирование будущих матерей о необходимой подготовке к рождению ребенка, физиологических механизмах деторождения, особенностях режима питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и в послеродовой период, о возможностях продуктивного общения с будущим ребенком, а также обучение женщин конструктивному способу реагирования на поступки окружающих людей, содействие в оптимизации межличностных отношений беременной женщины; обучение способам эффективного поведения в период родовой деятельности, включая контроль дыхания, управление эмоциями [8].

Воспитательное направление предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной связи между матерью и еще не рожденным ребенком.

Оздоровительное направление предусматривает проведение оздоровительных мероприятий, содержащих специальные дыхательные и мышечно-релаксирующие упражнения [6].

Целью психологического направления является оказание помощи, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности беременной женщины; приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности; снятие психоэмоционального напряжения; содействие в осознании женщинами собственных чувств и переживаний, связанных с процессом беременности; создание позитивных установок на благоприятное протекание беременности и исход родов [7;

В каждом конкретном случае при определении основных направлений сопровождения необходимо исходить из особенностей и потребностей группы беременных женщин, а также выявленных в результате диагностики проблем. На основании концепции Г. Г. Филипповой можно выделить следующие этапы социально-педагогического сопровождения беременных женщин:

1) диагностический этап предполагает оценку психоэмоционального состояния, выявление потребностей, социально-педагогических проблем беременных женщин и определение уровня адаптации к новой, родительской роли;

2) реализационный этап предусматривает последовательную реализацию комплекса занятий, содержание которых соответствует цели сопровождения и полученным в ходе диагностики данным;

3) контрольно-оценочный этап предполагает получение обратной связи и анализ результатов социальнопедагогического сопровождения беременных женщин [10].

Результатом социально-

педагогического сопровождения должно быть повышение уровня адаптации к новой родительской роли беременных женщин.

Е. В. Кологреева рассматривает понятие «адаптация к новой родительской роли» как процесс и результат приспособления женского организма к изменяющемуся физиологическому состоянию, связанному с наступлением беременности [3]. Более широкое определение данному понятию дает Г. Г. Филиппова, рассматривая адаптацию к новой родительской роли как процесс формирования материнской позиции и принятия ребенка, а также связанных с его появлением изменений во всех сферах жизнедеятельности [10].

Таким образом, содержание понятия «адаптация к новой родительской роли» включает два основных аспекта: приспособление к ситуации беременности на уровне физиологии и принятие роли матери на психологическом уровне. Соответственно, можно говорить о том, что адаптация к новой родительской роли -это двуединый процесс, включающий приспособление женского организма к новому физиологическому и психосоматическому состоянию, связанному с наступлением беременности, процесс принятия будущего ребенка, связанных с его появлением изменений в личностной, семейной, социальной и профессиональной сферах, и в то же время результат этого процесса.

Для осуществления социальнопедагогического сопровождения студенток, ожидающих рождения ребенка, социальному педагогу необходимы также знания о социально-психологических особенностях беременных женщин.

Анализ научной литературы по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что для большинства женщин в период беременности характерны: периодическое снижение физического и эмоционального тонуса, повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, колебания фона настроения, повышенная требовательность к окружающим, возникающие время от времени тревожные переживания, связанные с неуверенностью в своих способностях родить и стать полноценной матерью, с опасениями по поводу своего здоровья и здоровья будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения, перед возможным ущемлением личной свободы. Наиболее ярко данные переживания, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности. Более интенсивный характер проявления эти особенности приобретают в момент протекания беременности на

фоне какого-либо стресса.

С точки зрения психологии стресс -это психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления [1]. Проблема стресса является актуальной в социально-педагогическом сопровождении беременных женщин, которые являются студентками вуза, а иногда и совмещают учебную нагрузку с трудовой деятельностью. Это может вызвать повышение эмоционального напряжения, стресс, который оказывает негативное влияние на течение беременности, препятствует процессу адаптации. Сначала это адаптация студентки к факту беременности, к ограничениям и изменениям образа жизни, затем — к изменениям социального статуса, наиболее интенсивным в тот период, когда беременность становится явной для окружающих, затем к новой, родительской роли, к тому, что теперь она будет ответственна не только за себя, но и за жизнь, здоровье, воспитание своего ребенка.

Как правило, в молодом возрасте, когда женщина еще не окончила вуз, когда она только получает образование и является студенткой, наступление беременности является чаще всего незапланированным. По разным причинам женщина решает сохранить беременность, но при этом ее отношение к будущему ребенку приобретает амбивалентный характер. Негативный компонент такой амбивалентности обычно представлен восприятием ребенка как потенциальной помехи для реализации своих планов (получение высшего образование, поиск работы, карьера и др.), источника всевозможных ограничений и, что особенно

актуально в условиях современной российской действительности, как угрозы материальному благополучию. Нередко эти переживания связаны не с объективными обстоятельствами жизни, а с психологической неготовностью женщины к материнству и выраженной инфантильностью ее психики [9]. У части женщин этот негативный компонент вытесняется в подсознание, а у некоторых является осознаваемым, но не демонстрируется окружающим из-за стремления соответствовать социальным нормам.

Таким образом, период ожидания ребенка является не только новой стадией в развитии жизни женщины, но и одной из самых сложных и важных жизненных перемен. Многие другие перемены, такие как замужество, потеря работы и прочее, носят обратимый характер, а это явление (материнство) - необратимо. Период беременности связан с трудностями в адаптации женщины к новой социальной роли, приспособлению к новому образу жизни, выросшим психологическим и эмоциональным нагрузкам и др. И именно в этот период женщина нуждается не только в медицинской и психологической помощи, но и в помощи социального педагога, основное назначение деятельности которого - оказание компетентной социальнопедагогической помощи в процессе адаптации и социализации личности. Особенно актуальным это является для студенток, ожидающих рождения ребенка. В данном случае социальнопедагогическое сопровождение будет направлено на содействие в адаптации к новой родительской роли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: в 2 т. Т. 2 : П - Я. - М.: Вече; АСТ, 2000.

2. КОВАЛЕНКО Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: дис. ... канд. психол. Наук. - СПб., 1998.

4-

5.

6.

7.

8.

9.

10.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КОЛОГРЕЕВА Е. В. Роль функциональной саморегуляции в оптимизации психологических механизмов адаптации у беременных студенток: дис. ... канд. психолог. наук. - Ульяновск, 2007.

КРЮКОВА Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. - СПб.: Речь, 2005.

КУЗЬМИЧ О. Г. Тренинговый курс «Готовлюсь стать мамой». - СПб.: Речь, 2007.

ЛОУЭН А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). - СПб.: Речь, 2000. МЕЩЕРЯКОВА С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 41—47.

ОВЧАРОВА Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005.

РАДИОНОВА М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: дис. ... канд. психол. Наук.- М., 1997.

ФИЛИППОВА Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 81—88.

© Плаксий А. Н. , 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.