Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения материнства в неполной семье'

Программа психологического сопровождения материнства в неполной семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / МАТЕРИНСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ONE-PARENT FAMILY / MOTHERHOOD / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Р. В., Мягкова М. А.

В статье дана характеристика программы сопровождения, критериев ее эффективности и результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF MOTHERHOOD IN AN INCOMPLETE FAMILY

In article the characteristic of the program of support, criteria of its efficiency and results are given.

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения материнства в неполной семье»

воздействия отражают:

• стремление родителя подчинить себе ребенка;

• осуществление контроля над его поведением;

• требование беспрекословного подчинения и выполнения всех приказов;

• ориентацию на сохранение дисциплины.

Таким образом, об эффективности комбинированного типа воспитательных воздействий можно судить либо по тем мгновенным изменениям, которые произошли в личности и поведении ребенка, либо по отсроченным, связанным с закреплением определенной формы поведения.

E. Heim [Цит. по: 3, 23] распределил виды стратегий поведения (копинг-поведения) на две основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные и неадаптивные.

К адаптивным вариантам копинг-поведения относятся:

• формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций («проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания»);

• эмоциональные состояния с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации («протест», «оптимизм»);

• поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей («сотрудничество», «обращение», «альтруизм»).

Неадаптивные варианты копинг-поведения включают в себя:

• пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей («смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование»);

• варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других («подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность»);

• поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем («активное избегание», «отступление»).

Наилучшим результатом воздействия комбинированного типа будет формирование активных и адаптивных поведенческих стратегий, способствующих успешному взаимодействию ребенка со средой и обеспечивающих адаптацию к изменяющимся условиям.

Список литературы

1 Березина, Д.В. Психологические условия формирования

имиджа руководителя учреждения образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Д.В. Березина. - Новосибирск, 2006. - 24 с.

2 Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и

совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Текст]: учебное пособие /Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтаро-ва. - Казань: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2003. - 99 с.

3 Немов, Р.С. Психология [Текст] : В 3 кн. Кн. 2: Психология

образования /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 608 с.

4 Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] /А.А. Реан,

Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

5 Сарджвеладзе, Н.И. Личность и взаимодействие с

социальной средой [Текст]/Н.И. Сарджвеладзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 170 с.

УДК 159.92 Р.В. Овчарова

Курганский государственный университет М.А. Мягкова

МОУ «Средняя школа №31»

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАТЕРИНСТВА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. в статье дана характеристика программы сопровождения, критериев ее эффективности и результатов

Ключевые слова: неполная семья, материнство, психолого-педагогическое сопровождение.

R.V. Ovcharova Kurgan State University M.A. Myagkova

Municipal Educational Institution High School № 31

THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF MOTHERHOOD IN AN INCOMPLETE FAMILY

Annotation. In article the characteristic of the program of support, criteria of its efficiency and results are given.

Keywords: one-parent family, motherhood, psychological and pedagogical support.

Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования показали, что развитие материнства в неполной семье является актуальной проблемой, нуждающейся в поиске новых и эффективных средств развития такой семьи, поскольку существующие формы психологического сопровождения ори-

ентированы, прежде всего, на женщин во время беременности и первые месяцы после родов. Вопросы воспитания стоят перед женщинами на протяжении всего периода материнства, поэтому и возникает необходимость грамотно организовать процесс психологического сопровождения матерей, тем более женщин, воспитывающих детей в одиночку. К сожалению, на сегодняшний день обозначенная проблема, несмотря на свою актуальность, разработана психологами не в должной мере и представляет собой пространство для дальнейшей работы.

В российской психологической практике сложились две основные модели работы с родителями: поддержка и сопровождение. Психологическая поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-психологическому самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих самореализации на каждом из этапов жизни [6].

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для развития клиента в ситуации взаимодействия, в данном случае родителя. По мнению М.Р Битяновой, Н.В. Коновалова и других отечественных психологов психологическое сопровождение включает в себя диагностику, профилактику, консультирование, участие в развивающих и коррек-ционных занятиях [3; 4]. Та и другая модель направлены на успешность, полноценность развития, но одна работает за счет помощи и работы со случившимся неблагополучием, а другая - за счет созданных условий, предотвращающих это неблагополучие. Психологическое сопровождение родителей представляется более перспективным направлением работы, поэтому именно ему было отдано предпочтение при разработке программы «Счастье материнства».

Программа включает в себя комплекс взаимосвязанных диагностических, обучающих (информа-

ционных), развивающих, консультационных мероприятий, направленных на создание благоприятных психологических условий и решение проблемных ситуаций в области материнства и особенностей взаимоотношений с ребенком в неполной материнской семье.

Программа психологического сопровождения неполного материнства опирается на ряд подходов:

- индивидуальный подход обеспечил возможность учитывать индивидуально-специфические условия, влияющие на развитие материнства и особенности его реализации в отношениях с детьми;

- дифференцированный подход способствовал учету индивидуальных различий одиноких матерей в организации их психологического сопровождения;

- рефлексивный подход позволил соотнести существующие знания, умения и опыт с полученными в ходе психологического взаимодействия с психологом.

Целью программы является развитие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов материнства в неполной семье.

Реализация цели осуществлялась через решения следующих задач:

1 Диагностировать особенности неполного материнства у одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте от 6 до 18 лет.

2 Передать теоретические знания, умения и опыт материнства и построения взаимоотношений с детьми через программу психологического сопровождения «Счастье материнства».

3 Развить показатели компонентов неполного материнства до их «идеальных» значений посредством психологического тренинга.

4 Выработать стратегию поведения одинокой матери с учетом ее индивидуально-типологических особенностей и особенностей ребенка для их гармоничного взаимодействия друг с другом.

5 Разработать рекомендации эффективного взаимодействия ребенка и матери с высоким и низким уровнем осознанности в неполной семье.

Программа психологического сопровождения неполного материнства включает в себя несколько этапов (таблица 1).

Диагностический этап. На данном этапе про-

Этап Цель Форма работы Время проведения

Диагностический Выявление индивидуальных особенностей материнства у одиноких матерей Психодиагностическое исследование 5 часов

Информационный Передать теоретические знания о психологии материнства и его особенностях в неполной семье Лекцио нные занятия, групповые дискуссии 6 часов

Консультативный Выработать стратегию поведения одинокой матери с учетом ее индивидуально-типологических особенностей и особенностей ребенка для их гармоничного взаимодействия друг с другом Индивидуальные консультации В зависимости от запроса

Тренинговый Развитие составляющих неполного материнства до его «идеального» образа -гармонично развитой личности женщины и адекватных способов построения взаимоотношений с ребенком Пси хологиче ский тренинг 28 часов

Таблица 1 - Этапы реализации программы психологического сопровождения «Счастье материнства»

водится диагностика особенностей материнства, таких как осознанное отношение к материнству в целом, себе как к родителю, к ребенку, материнские роли, установки, позиции, ценности, стиль воспитания, ответственность, материнские чувства.

Информационный этап. Представляет собой шесть лекционных занятий, на которых матери получают первичную информацию о влиянии семьи на формирование личности ребенка; о психологических особенностях детей разного возраста, их трудностях и проблемах; осознают свою ответственность за воспитание, способы взаимодействия с ребенком, знакомятся с типичными ошибками воспитания, в том числе связанными с отсутствием отца и мужа в семье.

Данный этап является очень важным, первостепенным при получении знаний в любой области, несмотря на то, что он носит односторонний, репродуктивный характер и заставляет участников занимать пассивную позицию.

Занятия предшествовали психологическому тренингу и обеспечили наиболее эффективное вхождение его участников в дальнейшую работу, привели к осознанию важности затронутой проблемы и необходимости работы над ней.

Примерные темы для информационного этапа:

1 Влияние семьи и воспитания на формирование личности

ребенка.

2 Возрастные кризисы ребенка в развитии, их трудности и способы

преодоления.

3 Особенности воспитания в неполной семье.

4 Материнские позиции и установки в воспитании.

5 Материнские чувства и способы их выражения.

6 Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания.

Тренинговый этап. Основной целью тренинга является развитие описанных составляющих неполного материнства до его «идеального» образа - гармонично развитой личности женщины и адекватных способов построения взаимоотношений с ребенком.

В ходе реализации тренинга решаются следующие задачи:

1 Расширить представления о материнстве в целом и себе как о родителе в частности.

2 Увеличить степень осознанности материнских установок и ожиданий.

3 Расширить основные составляющие материнской любви по отношению к своему ребенку.

4 Придать эмоциональному отношению к отцу ребенка положительную окраску.

5 Изменить формы поведения одинокой матери в воспитании детей, прежде всего в выборе стиля воспитания и степени ответственности за совершаемые поступки.

6 Уменьшить степень устойчивости материнской роли.

7 Развить навыки рефлексии, самоанализа, формирование мотивации на внутреннее изменение.

Для эффективности тренинга было реализовано формирование не только отдельных составляющих, но и всех структурно-содержательных компонентов материнства, прежде всего, в их взаимодействии друг с другом, что позволяет комплексно работать над возникающими проблемами одиноких матерей.

Участие в тренинге приводит к развитию навыков гармоничного межличностного взаимодействия, например, таких как умение выражать свои чувства, разрешать конфликтные ситуации, выслушивать собеседника. Все они необходимы для построения эффективной системы воспитания, особенно в ситуации одинокого материнства, которое несет в себе достаточно большое количество проблем как для матери, так и для ребенка.

В ходе занятий происходит осознание детских переживаний, связанных с собственным детством, родителями, которые часто бессознательно переносятся в систему отношений с собственным ребенком и не всегда положительно сказываются на процессе воспитания, сужают рамки представлений о материнстве, способах его проявления, особенно в сложившейся ситуации.

Тренинг позволяет расширить представления о себе как о личности, своих внутренних способностях, возможностях как неиссякаемом источнике решения возникающих жизненных проблем.

В течение занятий женщина нивелирует свое негативное отношение к отцу ребенка, которое оказывает влияние не только на ее эмоциональное состояние, но и на особенности поведения матери в отношении ребенка, например, воспринимаемого как обуза или проекция отрицательных качеств второго родителя.

Механизмом формирования психологического сопровождения материнства в неполной семье является работа с одинокими матерями, направленная на развитие их личностных качеств, способствующих развитию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, влияющих на изменение отношения матери к себе как к родителю, к ребенку и к материнству в целом.

Программа тренинга рассчитана на 28 часов, распределенных на 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Перерыв между встречами позволяя матерям осмыслить полученные знания, умения и возможность применить их на практике в жизни.

Программа включает в себя 3 блока, каждый из которых ориентирован на работу с одним из компонентов структуры неполного материнства.

Первый блок - занятия, направленные на развитие когнитивного компонента, с целью увеличения степени осознанности материнских установок и позиций, расширение и систематизацию представлений о себе как о родителе.

Среди упражнений данного блока можно назвать «Картинная галерея», «Портрет», «Мои качества», техника «Sic Volo».

Время проведения занятий первого блока составляет 7 часов 15 минут.

Второй блок - занятия, направленные на раз-

витие эмоционального компонента, которые ставят своей главной задачей развитие основных составляющих материнской любви, необходимой для полноценного развития ребенка.

Примерами упражнений данного блока являются «Что такое любовь?», «Любовь и ярость», «Способы выражения любви», «Я-высказывания», «Рисование по инструкции», «Продолжи искренне».

Время, затраченное на проведение занятий второго блока, составляет 8 часов 5 минут.

Третий блок - занятия, направленные на развитие поведенческого компонента, которые способствуют расширению поведенческого репертуара матери.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К упражнениям данного блока относятся: «Разбираем ситуации», «Угадай стиль», «Маски».

Время, затраченное на реализацию данного блока, 7 часов 45 минут.

Кроме этих блоков разработано вводное занятие «Знакомство» и итоговое «Заключительное занятие».

Каждое занятие наполнено достаточно большим количеством упражнений, направленных на сплочение группы, поскольку оно в большей степени влияет на удовлетворение работой и, как следствие, на реализацию поставленных целей.

Реализация программы предполагает использование разнообразных методов и приемов, среди которых можно назвать: информирование, анкетирование, ролевые игры, упражнения - дискуссии, мозговой штурм, анализ ситуаций, домашнее задание, элементы арттерапии, психогимнастические упражнения, упражнения - разминки на групповое сплочение, активизацию участников, упражнения, завершающие занятия.

Консультационный этап. Представляет собой индивидуальную консультативную работу с каждым участником программы психологического сопровождения, направленную на решение, прежде всего, двух задач:

1) разрешение трудных ситуаций, возникающих в ходе воспитания у каждой матери;

2) поиск путей по изменению форм отношений матери к ребенку, условий воспитания, в зависимости от принадлежности женщины к тому или иному типу одиноких матерей (по разработанной автором типологии) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Консультации проводятся постоянно по ходу реализации программы. Женщины могут познакомиться с результатами диагностики, обсудить любые интересующие их вопросы, получить психолого-педагогические рекомендации по обсуждаемым темам.

Целью данного этапа программы является оказание помощи в формулировке возможных альтернатив поведения и выборе оптимального в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями матери и ее принадлежности к одной из групп матерей-одиночек.

Работу с «Позитивной матерью», «Сознательной матерью» необходимо организовать в

соответствии с возникающими у них трудностями, возможно, оказать помощь в выборе наиболее приемлемых способов и форм воспитания ребенка в зависимости от особенностей собственной личности и личности ребенка.

С «Традиционной матерью» необходимо:

- расширить представления о материнской любви и возможности ее проявления в повседневной жизни;

- обратить внимание на самооценку женщин и представление о себе, как одну из причин возникающих трудностей во взаимоотношениях с ребенком. Подчеркнуть важность жизненных достижений, обсудить, что в жизни важно не то, чего достиг человек, а как он это сделал, каких жизненных ценностей придерживался;

- проработать ее негативное эмоциональное отношение к отцу ребенка.

Женщинам с низким уровнем осознанности родительства (материнства) необходимо:

- обозначить необходимость целенаправленного подхода к системе воспитания;

- ограничить четкие рамки понятий «материнство», «отцовство» и их роли в развитии и воспитании ребенка;

- обратить внимание на смену вектора эмоционального отношения к отцу ребенка.

Женщинам с достаточно высоким уровнем осознанности родительства (материнства) также, как и первой группе женщин, оказать психологическую помощь при решении проблем, чаще всего, возникающих в неполных материнских семьях: проблемы с половой идентификацией ребенка, отражающейся в неумении общаться с противоположным полом и искажением ролей мужчины и женщины; заниженная самооценка; неуверенность в себе; тревожность; раздражительность; замкнутость; грубость; лживость; инфантилизм; невыраженное стремление к самореализации и другими особенностями детей, воспитывающимися одной матерью.

Критерии результативности программы психологического сопровождения материнства в неполной семье. Проверка результативности разработанной программы психологического сопровождения «Счастье материнства» осуществлялась по трем направлениям:

1 Анализ выполнения итогового теста по результатам информационного этапа (критерии: уровень знаний; ориентировка в педагогической ситуации, достоверность различий показателей до и после проведения занятий).

2 Анализ результатов индивидуальных консультаций (критерии: эмоциональное состояние клиента после консультации; удовлетворенность клиента результатами консультации).

3 Анализ результатов психологического тренинга (критерии: эмоциональные реакции участников во время и после проведения тренинга; усвоение и применение полученных навыков на практике; степень выраженности показателей структуры материнства до и после занятий).

В рамках данной программы целесообразнее всего было использование тестирования с целью экономии времени и для сохранения благоприятной психологической атмосферы на занятиях, в случае повышенной чувствительности к ситуации неудач у отдельныхучастников с низкими результатами, особенно при проведении вводного тестирования.

Для оценки эффективности проведения информационного этапа программы, состоящей из шести лекционных занятий по проблеме родительства и материнства, был проведен входной и итоговый тест.

Также участникам предлагались проблемные ситуации, из которых необходимо было найти выход, пути решения с использованием полученных знаний. Определение уровня развития первыхдвух критериев осуществлялось с помощью оценивания по пятибалльной шкале. В педагогике оценка всегда позволяла определить степень усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями программы, ее целями и задачами. Право выбора форм контроля, по результатам которого выставляется оценка, остается за педагогом.

Достоверность различий показателей до и после проведения лекционных занятий осуществлялась с помощью Т-критерия Вилкоксона.

В рамках данной программы в основу оценки психологического консультирования матерей-одиночек были положены два критерия: эмоциональное состояние клиента, степень удовлетворенности консультацией. Выбор данных критериев обусловлен тем, что их оценка производится клиентами, в совокупности они представляют общую картину оказанной психологической помощи, а не оценку консультанта, которая является субъективной и не может в полной мере отразить и без того сложный процесс психологической консультации.

Каждый участник после посещения консультации оценивал степень ее удовлетворенности в решении собственных проблем, свое эмоциональное состояние по десятибалльной шкале.

Для оценки эффективности разработанного тренинга были использованы следующие критерии:

- эмоциональные реакции участников непосредственно во время и после проведения тренинга;

- усвоение и применение полученных навыков на практике;

- степень выраженности показателей структуры материнства до и после занятий.

Таким образом, анализ эффективности программы психологического сопровождения «Счастье материнства» проходил в три этапа, на каждом из которых были выделены критерии оценки полученных

Таблица 2 - Оценки входного и итогового теста

результатов. На информационном этапе оценивались уровень знаний, ориентировка в педагогической ситуации, достоверность различий показателей до и после проведения занятий. На консультативном этапе - эмоциональное состояние клиента после консультации и удовлетворенность клиента результатами консультации. После прохождения тренинга анализировались эмоциональные реакции участников во время и после проведения тренинга; усвоение и применение полученных навыков на практике; степень выраженности показателей структуры материнства до и после занятий.

Анализ результативности программы психологического сопровождения материнства в неполной семье. Оценка эффективности информационного этапа программы осуществлялась по итогам теста и решения участниками проблемных ситуаций.

Задания оценивались по пятибалльной шкале: при одной ошибке ставилась оценка «5» (95-100% выполнения), «4» - при 2-4 ошибках (95-75%), «3» -при 5-9 ошибках (75-50%), «2» - при 10 и более ошибках (менее 50%). Оценки входного и итогового теста приведены в таблице 2.

Анализ ошибок входного теста показал, что чаще всего родители не отвечают на вопросы, связанные со стилем воспитания, психологическими особенностями неполных семей, реже - на вопросы о проблемах воспитания.

При ответе на проблемные ситуации женщины чаще всего затруднялись предложить пути ее решения или делились своими эмоциями, мыслями и опытом в похожей проблеме.

После проведения лекционных занятий при выполнении теста не наблюдалось ошибок, связанных с особенностями воспитания, проблемами неполных семей. Трудности возникли с частной проблемой -стилями воспитания. Скорее всего, это связано с особенностью информации по данным темам, требующей ее детального запоминания, на которое участники не были нацелены изначально в рамках классных часов, не предполагающих соответствующих форм работы.

О достоверности изменений показателей оценок до и после проведения информационного этапа говорят следующие показатели:

- процент выполнения входного теста - 54;

- процент качества входного теста-12,5;

- процент выполнения итогового теста -100;

- процент качества итогового теста - 84;

- Т критерий - Вилкоксона -1=3 (р < 0,01).

Эти значения свидетельствуют об улучшении уровня полученных теоретических знаний в ходе проведения лекционныхзанятий по проблеме мате-

Оценки (количество)

5 4 3 2

Входной тест Итоговый тест Входной тест Итоговый тест Входной тест Итоговый тест Входной тест Итоговый тест

0 15 3 6 10 3 11 0

ринства и родительства. Оценка эффективности проведенных психологических консультаций осуществлялась индивидуально после каждой консультации. Клиент оценивал степень удовлетворенности в решении собственных проблем, свое эмоциональное состояние по десятибалльной шкале. Затем подсчи-тывался общий балл. Анализ полученных результатов показал, что основная часть клиентов оценила эффективность консультаций по двум критериям достаточно высоко. Анализ результатов эффективности проведения психологического тренинга проходил в три этапа:

- оценка реакций участников во время и после проведения тренинга;

- оценка усвоения и применения полученных навыков на практике;

- оценка степени выраженности показателей структуры материнства до и после занятий.

Оценка эмоциональных реакций участников после проведения тренинга осуществлялась с помощью анкетирования и упражнения «Коллаж».

Оценка результативности программы психологического сопровождения показала, что:

- в течение лекционных занятий были получены и усвоены знания, умения по проблеме родительства и материнства;

- произошли изменения в степени выраженности показателей компонентов материнства в неполной семье;

- участникам программы частично удалось перенести полученные знания в повседневную жизнь во взаимодействии со своим ребенком;

- на протяжении проведения программы у участников преобладал положительный эмоциональный настрой, способствующий эффективному усвоению информации и развитию содержания компонентов неполного материнства.

Таким образом, была доказана эффективность программы психологического сопровождения «Счастье материнства», которая впоследствии может быть использована в работе психологов с одинокими матерями.

Список литературы

1 Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологичес-

кое консультирование [Текст] / Ю. Алешина. - М.: Класс, 2003. - 336 с.

2 Елизаров, А. Н. Введение в психологическое консульти-

рование [Текст] / А. Н. Елизаров. - М.: Ось - 89, 2004. -208 с.

3 Битянова, М. Р. Организация психологической работы в

школе [Текст] / М. Р. Битянова. - 2-е изд., испр. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.

4 Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с

детьми и подростками [Текст] / М. Р. Битянова. -СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

5 Ланцбург, М. Е. О применении экзистенциального

гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей [Текст] / М. Е. Ланцбург //Журнал практического психолога. - 2003. - № 4-5 - С. 22 - 37.

6 Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] :

учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Р. В. Овчарова. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

УДК 159.99 О.Л. Пшеничникова

Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ АУТОПЛАСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ С ПНЕВМОНИЕЙ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования внутренней картины болезни детей, находящихся на стационарном лечении с диагнозом пневмония. Исследовано влияние отношения родителей к заболеванию на формирование внутренней картины болезни у ребенка. Показана взаимосвязь между особенностями аутопластической картины болезни и клиническими показателями.

Ключевые слова: аутопластическая картина болезни, нозогнозия, интернальность.

O.L. Pshenichnikova Kurgan State University

CHARACTERISTICS OF AUTOPLASTIC PNEUMONIA DISEASE PATTERN OF CHILDREN

Annotation. The results of our research of the internal children's disease pattern being on hospitalization with the diagnosis pneumonia are presented. Influence of the relation of parents to disease on formation of an internal child's disease pattern is investigated. The interrelation between features of an autoplastic disease pattern and clinical indicators has been shown.

Keywords: autoplastic disease pattern, nozognosis, internality.

ВВЕДЕНИЕ

Углубление знаний о психологической стороне заболеваний в отечественной теории и практике медицины привело к появлению к настоящему времени множества различных концептуальных схем, раскрывающих структуру внутреннего мира больного человека[1; 2; 3].

Проблему существования внутренней картины болезни впервые поднял А.Р Лурия, говоря о том, что нельзя рассматривать отдельно субъективные жалобы и объективные симптомы болезни. Под внешней картиной болезни он понимал не только внешний вид больного, но и то, что врачу удаётся получить всеми доступными методами исследования, всё, что можно описать и зафиксировать графически числами, кривыми, рентгенограммами и т.д. Внутренняя же картина болезни - это то, «что испытывает и переживает больной, вся его масса ощущений, не только местных болезненных, но его самочувствие, самонаблюдение, его представление о болезни, о её причинах, всё то, что связано для больного с прихо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.