Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе'

Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1785
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТОК-ИНВАЛИД / ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / DISABLED TEENAGERS / MENTAL AND PERSONALITY HEALTH / PSYCHO-SOCIAL SUPPORT / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Ирина Викторовна, Мелешкина Мария Сергеевна

В статье рассматривается психологическое, социальное и педагогическое сопровождение особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного учреждения. Выделяются наиболее важные критерии и параметры психического и личностного здоровья, лежащие в основе психологического сопровождения, конечной целью которого является социально-психологическая полноценность подростка с ограниченными возможностями здоровья, адаптивность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Ирина Викторовна, Мелешкина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical support of mental and personality health of disabled teenagers in the educational process

The article considers the psychological, social and educational support a special kind of help to the child that ensures its development in terms of the educational institution. Outlines key criteria and parameters of mental and personal health, underlying psychological support, the ultimate goal of which is a socio-psychological usefulness of a teenager with disabilities, adaptive personality.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе»

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

Гусева Ирина Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург рорруа 1га 78@та1!. ги

Мелешкина Мария Сергеевна,

старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург тапуатс@таП. ги

Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе

Аннотация. В статье рассматривается психологическое, социальное и педагогическое сопровождение - особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного учреждения. Выделяются наиболее важные критерии и параметры психического и личностного здоровья, лежащие в основе психологического сопровождения, конечной целью которого является социальнопсихологическая полноценность подростка с ограниченными возможностями здоровья, адаптивность личности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологическая помощь, психическое и личностное здоровье, подросток-инвалид.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

На протяжении нескольких десятилетий в исследованиях разных авторов разрабатываются подходы и направления психологической помощи детям с трудностями в обучении. Усилиями отечественных дефектологов разработана система специализированной помощи детям с психическим недоразвитием (Т. В. Егорова, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Ю. Т. Мата-сов, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Е. С. Слепович, Н. П. Слободяник и др.).

Специалисты особо отмечают качественное своеобразие развития человека, имеющего дефект, недостаток. Согласно Л. С. Выготскому, органический (первичный) дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. В. В. Лебединский выделяет следующие психологические параметры нарушенного развития: время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами, локализация нарушения, нарушение межфункциональных взаимодействий, приводящих к дисгармониям развития [1].

По мнению Л. С. Выготского, именно вторичный дефект является основным объектом психологического изучения, поддающийся большей коррекции. Для психолога подросток-инвалид в первую очередь должен выступать как носитель собственных ресурсных возможностей для преодоления своих проблем, а не как результат биологического дефекта [2]. В процессе всего периода сопровождения психолог движется в направлении актуализации, поддержания и развития сохранных элементов психического и личностного здоровья ребенка с нарушениями в развитии. В процессе психологического сопровождения подростков-инвалидов первостепенно важно увидеть позитивное ресурсное начало, степень психической сохранности, а не диагностировать степень отклонения, аномалии и нездоровья (И. В. Кузодова).

ги ■Л ги

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

В медицине «инвалид» - это лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций его жизнедеятельности и трудоспособности. Однако следует отметить, что уровень социальной и профессиональной адаптации инвалидов - лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - зависит не только от состояния их физического развития, но и от многих психологических параметров развития личности. Исследуя подростков-инвалидов, специалисты пришли к выводу о ведущей роли психического и личностного здоровья в «инвалидизации» человека. Оно понимается как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция и т. д.) [3].

Рассмотрим сущность и критерии оценки психического и личностного здоровья человека, придерживаясь которых необходимо строить маршрут психолого-педагоги-ческого сопровождения лиц с ОВЗ, в том числе подростков с умственной отсталостью.

Психическое здоровье. В литературе нет однозначного толкования данного понятия, равно как и его критериев. Этот термин часто используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «аномалию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

Психологический словарь: «психическое здоровье» - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;

- адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;

- способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [4].

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, оказывающими воздействие на психику ребенка. Исследования проблемы воспитания родителями детей, чье поведение отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы играют некую роль, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и неправильным, ненормативным, возможно, жестоким отношением родителей к детям.

f\J f\J

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

В материалах ВОЗ уделяется большое внимание воспитанию ребенка не только в семье, но и в школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Подчеркивается решающая роль нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартов как социального учреждения и характера взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми [5]. Таким образом, нарушения психического здоровья в детском возрасте имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие проявления можно рассматривать как ответную реакцию на социальное окружение, на происходящие ситуации. В связи с этим необходимо выделить и социальное (личностное) здоровье индивида.

Социальное (личностное) здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Противоположностью социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:

- адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

- овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

- овладение нормативным, правилосообразным поведением;

- уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

- выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

- наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

- общая средовая адаптация - интеграция в общество [6].

Исходя из вышеперечисленных критериев, выделяют психологические параметры психического и личностного здоровья подростка-инвалида, которые следует учитывать при построении программы и выборе стратегии психологического сопровождения в специальной (коррекционной) школе:

1. Отношение к себе, Я-концепция. Это система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В Я-концепцию входит несколько компонентов:

- когнитивный (образ своих способностей, внешности, социальной значимости);

- эмоциональный (самоуважение, самолюбие и т. д.);

- оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.).

Важно также сравнение реального «Я» с идеальным как степень адекватности

Я-концепции в плане ее формирования, развития и коррекции.

2. Отношение к другим. Этот параметр касается характера взаимодействия в микросоциальных отношениях, в кругу значимых других. Отношение к другому человеку является наиболее приемлемым критерием, позволяющим разграничивать нормальное и аномальное развитие (Б. С. Братусь). При наблюдении наиболее важными являются три характеристики взаимодействия: позиция, дистанция, валентность. В межличностных отношениях подростков-инвалидов часто встречается эгоцентрическая направленность установок, избираемые социальные роли типа «жертвы» или «обиженного ребенка».

3. Отношение к дефекту. Это комплекс переживаний и ощущений ребенка, интеллектуальных и эмоциональных реакций на дефект, лечение и взаимодействие

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

с окружающими. Установление отношения к болезни является основой коррекции неадекватных позиций и выбора адаптивных стратегий поведения.

4. Специфика развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Важно увидеть, что наиболее подвержено дефекту, что сохранно. Для задач психологического консультирования и дальнейшего сопровождения наиболее значимы оценка уровня зрелости психических функций, наличие или отсутствие элементов психического инфантилизма, установление зоны ближайшего и актуального развития, выделение благоприятных прогностических факторов как предпосылок успешной социальной адаптации клиента.

5. Характеристика типа личности. В основе лежит концепция эмоционально-динамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями, т. е. тип личности определяется как конституционально заданным темпераментом, так и социальными аспектами жизни человека.

6. Тип и уровень адаптации. Это характеристика процесса приспособления к условиям и требованиям социальной среды.

В работе с подростками-инвалидами психолог учитывает отклонения в развитии, вызванные первичным дефектом и его последствиями. Болезнь, вызывая нарушения биологического развития, создает препятствия и для социально-психологического становления личности. Вторично возникающие явления психического недоразвития, а также личностные установки нередко становятся главным препятствием социальной адаптации.

7. Уровень регуляции поведения и деятельности. Это единство энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов, которое включает в себя: способность к целеполаганию, планированию жизненных целей; степень произвольности, осознанности, опосредованности речью психической деятельности; степень рефлексии; энергетический фон и т. д. [7]

Основываясь на принципе функционального единства организма (П. К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Для полноценного развития необходимо подходить к решению данной проблемы комплексно, т. е. работать с детьми, педагогами и родителями, осуществляя их психолого-педагогическое сопровождение.

Обучение в школе с неизбежностью выявляет недостатки психического развития, обусловленные комплексом причин биологического и социального характера.

Мнения о влиянии психотравмирующей для ребенка ситуации, связанной с его несостоятельностью в условиях массовой школы, можно увидеть в работах Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой. Одни исследователи говорят о высокой вероятности возникновения невротических расстройств, патологических реакций протеста в этой ситуации. Другие, в частности В. В. Лебединский, подчеркивают, что ситуация систематического неуспеха, в которую дети с отклонениями в развитии попадают, поступая в массовую школу, не только отрицательно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному формированию личности. Н. Л. Белопольская доказывает, что в такой ситуации у детей формируется заниженный уровень притязаний, который отмечается не только в отношении к учебным предметам, но и к любой другой деятельности, содержащей оценочные моменты.

Неблагополучие межличностных отношений, неблагоприятное положение детей с нарушениями в развитии в среде сверстников рождают у них ряд гиперкомпен-

rv /j ги

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

саторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем уровне развития, концентрируясь, в частности, на игре, дающей больше шансов на успех.

Невозможность полноценно реализовать себя в сложившихся условиях становится причиной изменения поведения ребенка-инвалида, возникновения в классе неприятной атмосферы, из-за которой уроки проходят не столь эффективно, как планируются. Нарушения правил поведения на уроке и отрицательная реакция учителя на ребенка приводят к формированию стойких защит и потере ребенком интереса к обучению [8].

Ребенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения - безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.

Г. Бардиер (1989), И. Ромазан (1991), Т. Чередникова (1993) считают, что взрослый должен ценить естественные механизмы развития ребенка, не разрушать их, а раскрывать, при этом самому быть и наблюдателем, и соучастником, и исследователем. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений отдельных детей психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий.

Качественное своеобразие подростка-инвалида задается законом о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности и стремление к компенсации и сверхкомпенсации [9].

При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультировании как одного из компонентов психологического сопровождения важно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы:

1. Дефект, нарушение является препятствием, которое актуализирует внутренние силы к выздоровлению и социальной полноценности.

2. Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности - его движущие силы в развитии.

3. Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой - от социальных требований и ожиданий и направлены на достижение определенного социального типа (А. Адлер). Социальная полноценность есть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на достижение определенного социального типа, т. е. устранение социальных последствий, связанных с дефектом.

4. Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера.

5. Компенсация - это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверхкомпенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исходов. Другой полюс - неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции.

6. Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет преодоление дефекта, страданий, вызванных им наличием, в связи с чем испытания выступают как средство для пробуждения, сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов [10].

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

В связи с этим можно судить о необходимости осуществления психолого-педа-гогического сопровождения лиц с ОВЗ в процессе всего периода обучения в специальной (коррекционной) школе.

В психолого-педагогической литературе понятие «сопровождение», «психологическое сопровождение» рассматривается достаточно широко. Стратегия психологического сопровождения ребенка в образовательном пространстве, его основные модели и направления являются предметом интенсивного обсуждения в отечественной науке на протяжении нескольких десятилетий (Р. М. Битянова, Е. И. Казакова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицына и др.).

Психологическое сопровождение, по определению И. И. Мамайчук, это деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школе, семье, медицинском учреждении) [11].

Р. М. Битянова говорит о том, что психологическое сопровождение - это вся система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. В. Слюсарев (1989) понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Сопровождение понимается как поддержка людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.

Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа - социально-психологический патронаж (Г. Бардиер, 1989, Р. Битянова, 1987, А. Волосников, 1990, А. Деркач, 1991, Л. Митина, 1994).

В качестве терминов, обозначающих социально-психологическую помощь, предлагаются «содействие» (К. Гуревич, 1987, И. Дубровина, 1989; Э. Верник, 1990, Х. Лийметс, 1992, Ю. Сыэрда, 1993); «событие» (В. Слободчиков, 1995), «соработни-чество» (С. Хоружий, 1997), «психологическое, или социально-психологическое, сопровождение» (Р. Битянова, 1987, Ю. Слюсарев, 1989, Г. Бардиер, 1989, А. Волосников, 1990, А. Деркач, 1991, В. Мухина, 1987). Из всех этих понятий по-настоящему прижился в практике лишь термин «сопровождение».

Одна из основных причин этого - смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социально-психологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни.

Многие исследователи (Л. С. Алексеева, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Р. Кочюнас, В. С. Мухина, В. А. Горянина) отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности, а успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему была еще недоступна.

По мнению П. И. Зинченко (1998), сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и/или семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровожде-

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

ния специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

По мнению Л. Б. Филонова (1999), в отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

В процессе психологического сопровождения ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, происходит его адаптация к жизни, о которой говорилось выше. Ключевым в этом процессе является изменение личностных установок. Важен возникающий в этот момент уровень творческих способностей, направленных на созидание нового. Психологическое сопровождение школьника, особенно инвалида, - это поддержка его на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни - быть ее автором и творцом.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривают как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса, в том числе и специального (коррекционного) (Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, 2001).

Основными принципами психологического сопровождения являются: гуманное отношение к ребенку и вера в его силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития; признание безусловной ценности индивида - приоритет потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития; признание автономности и независимости внутреннего мира человека [13].

В контексте комплексности психолого-педагогического сопровождения, по мнению Е. А. Козырева (1994), основными положениями являются следующие:

1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. Психологическое сопровождение неэффективно, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников.

2. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных «устремлений» (В. А. Петровский).

3. Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т. д.).

PU "7 fu

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

научно-методический электронный журнал

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250

УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

4. Личность обладает пятью потенциалами (М. С. Каган). Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали свои разносторонние способности, поверили в них.

5. Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия.

6. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию.

7. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи.

8. Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.

9. Формирование содержания психологического сопровождения происходит исходя из опыта участников психологических занятий, закономерностей возрастного развития детей, школьной и внутриклассной ситуации развития отношений и взаимоотношений, интереса детей и взрослых.

10. Программа психологического сопровождения школьников должна быть ориентирована на всех детей независимо от их развития, склонностей, национальности, социального происхождения. Также в ней могут принимать участие все учителя и родители любого возраста, профессии, взглядов.

Таким образом, согласно вышеизложенному материалу, психологическое сопровождение инвалидов - это один из видов специализированной психологической помощи, включающий комплексные методы воздействия в виде патронажа специалистов: психолога, клинического психолога, социального педагога, педагогов-дефек-тологов, логопедов, воспитателей и родителей.

Психологическое сопровождение - это, во-первых, один из видов патронажа как целостной и комплексной системы поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологических служб образования; во-вторых, интегративная технология, основа которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате эффективного выполнения своих основных функций - адаптивность организма; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи; в-четвертых, специально организованный процесс регуляции, развития, повышения уровня психического и личностного здоровья, позволяющий успешно реализовывать взаимодействие индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание и т. д.), формируя и совершенствуя формы и способы этого взаимодействия.

Ссылки на источники

1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М.: МГУ, 1985.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1993. - Т. 5.

3. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб., 1988.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. ун-

тов. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 448 с.

5. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. -СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

6. Психологическое консультирование подростков-инвалидов / И. В. Кузнецова, О. В. Большакова,

О. Н. Посысоев и др. - Ярославль, 1996.

7. Овчарова Р. В. Указ. соч.

8. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате // Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: кол. монография / под общ. ред. О. И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2011. - С. 84-98.

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

КОНТ ТЕПТ

Гусева И. В., Мелешкина М. С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14250. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14250. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 14250 УДК 615.851.4 issn 2304-120X.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского.

10. Овчарова Р. В. Указ. соч.

11. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития -СПб.: Речь, 2004. - 352 с.

12. Кузнецова И. В., Ахутина Т. В., Битянова Р. М. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. - М.: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

13. Казакова Е. И. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. и семинара «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998 г. - М., 1998.

Irina Guseva,

Candidate of psychology Sciences, associate Professor of the Department of special psychology popova ira 78@mail. ru Mariya Meleshkina,

Senior lecturer at the chair of special psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg mariyamc@mail. ru

Psychology and pedagogical support of mental and personality health of disabled teenagers in the educational process

Abstract. The article considers the psychological, social and educational support - a special kind of help to the child that ensures its development in terms of the educational institution. Outlines key criteria and parameters of mental and personal health, underlying psychological support, the ultimate goal of which is a

socio-psychological usefulness of a teenager with disabilities, adaptive personality.

Key words: psychology and pedagogical support, psycho-social support, mental and personality health, disabled teenagers.

References

1. Lebedinskij, V. V. (1985) Narushenija psihicheskogo razvitija u detej, MGU, Moscow (in Russian).

2. Vygotskij, L. S. (1993) Sobr. soch.: V 6 vol., vol. 5, Moscow (in Russian).

3. Karvasarskiy, B. D. (ed.) (1988) Psihoterapevticheskaja jenciklopedija, St. Peterburg (in Russian).

4. Ovcharova, R. V. (2003) Prakticheskaja psihologija obrazovanija: Ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak.

universitetov, Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow, 448 p. (in Russian) (in Russian).

5. Dubrovina, I. V. (ed.) (2004) Prakticheskaja psihologija obrazovanija; Uchebnoe posobie 4-e izd., Piter, St. Peterburg, 592 p. (in Russian).

6. Kuznecova, I. V., Bol'shakova, O. V., Posysoev, O. N. et al. (1996) Psihologicheskoe konsul'tirovanie podrostkov-invalidov, Jaroslavl' (in Russian).

7. Ovcharova, R. V. Op. cit.

8. Koroleva, Ju. A. (2011) “Psihologicheskoe soprovozhdenie social'nogo vzaimodejstvija detej s za-

derzhkoj psihicheskogo razvitija v uslovijah integrirovannogo obuchenija v shkole-internate”, in Kirikov, O. I. (ed.) Pedagogika i psihologija: stanovlenie, cennosti i prioritety: monografija kollektivnaja, VGPU, Voronezh, pp. 84-98 (in Russian).

9. Karvasarskiy, B. D. (ed.) (1988) Psihoterapevticheskaja jenciklopedija.

10. Ovcharova, R. V. Op. cit.

11. Mamajchuk, I. I. & Il'ina, M. N. (2004) Pomoshh'psihologa rebenku s zaderzhkojpsihicheskogo razvitija, Rech', St. Peterburg, 352 p. (in Russian).

12. Kuznecova, I. V., Ahutina, T. V., Bitjanova, R. M. et al. (1997) Psihologo-pedagogicheskoe obespeche-nie korrekcionno-razvivajushhej raboty v shkole: Posobie dlja administracii shkol, pedagogov i shkol'nyh psihologov, kn. 1, NMC “DAR” im. L. S. Vygotskogo, Obrazovatel'nyj centr “Pedagogicheskij poisk”, Moscow (in Russian).

13. Kazakova, E. I. (1998) “Psihologo-pedagogicheskoe, mediko-social'noe soprovozhdenie rebenka: prob-lema razvitija diagnosticheskih issledovanij”, in Problemy special'noj psihologii i psihodiagnostika ot-klonjajushhegosja razvitija: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii i seminara “Sov-remennaja psihologicheskaja diagnostika otklonjajushhegosja razvitija: metody i sredstva. Problemy special'noj psihologii v obrazovanii”. 25-27 nojabrja 1998 g., Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

pu Q fu

977230412014209

http://e-koncept. ru/2014/14250. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.