Научная статья на тему 'Характеристика личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости'

Характеристика личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3766
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Пиняскина Мария Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости. Охарактеризованы типы направленности личности умственно отсталых и нормально развивающихся подростков. Приведены сопоставительные данные по уровню самооценки и уровню притязаний учащихся коррекционной и общеобразовательной школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an empirical study of personal characteristics of adolescents with mild mental retardation. The types of personality orientation of mentally retarded and normally developing adolescents are characterized. The study provides comparative data on the level of self-esteem and the level of aspiration of students of remedial and general schools.

Текст научной работы на тему «Характеристика личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости»

ПИНЯСКИНА М. В., ИОНОВА М. С.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости. Охарактеризованы типы направленности личности умственно отсталых и нормально развивающихся подростков. Приведены сопоставительные данные по уровню самооценки и уровню притязаний учащихся коррекционной и общеобразовательной школ.

Ключевые слова: личность, умственная отсталость, самооценка, уровень притязаний, направленность личности, подростковый возраст.

PINYASKINA M. V., IONOVA M. S.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY

Abstract. The article presents the results of an empirical study of personal characteristics of adolescents with mild mental retardation. The types of personality orientation of mentally retarded and normally developing adolescents are characterized. The study provides comparative data on the level of self-esteem and the level of aspiration of students of remedial and general schools.

Keywords: personality, intellectual disability, self-esteem, level of aspiration, personality orientation, adolescence.

В данной работе мы обращаемся к исследованию личностных особенностей умственно отсталых подростков. Личность в психологии принято рассматривать как систему относительно устойчивых черт, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность - это человек как полноценный субъект равноправных социальных отношений, способный подчинять себя требованиям социальных норм [11].

Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей, но в связи с интеллектуальными нарушениями оно проходит несколько иначе. Различные аспекты данной проблемы исследовали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, Л. П. Григорьева, Н. В. Задорожная, М. Раттер и др. [2; 4; 5; 3; 10].

В настоящее время особое значение приобретает выявление потенциальных возможностей умственно отсталых детей с целью создания оптимальных условий для их приспособления к жизни и интеграции в социум. Однако приходится констатировать

наличие противоречия между необходимостью улучшения положения детей с нарушениями интеллекта, создания оптимальных условий для их развития и недостаточной изученностью личностных особенностей умственно отсталых.

В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 56 подростков 14-15 лет. Группу А составили 28 подростков с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в МСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» (группа А). В группу В были включены 28 нормально развивающихся подростков -учеников МОУ «Лицей № 31» г. Саранска [6-8].

Для определения доминирующей личностной направленности подростков мы применили методику И. Д. Егорычевой [9]. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доминирующая направленность личности подростков

Показатели Кол-во учащихся, %

Группа А Группа В

Абс. % Абс. %

Доминирующая личностная направленность

Гуманистическая 17 61 12 43

Эгоцентрическая 3 11 3 11

Социоцентрическая 0 0 1 4

Негативистическая 0 0 0 0

Гуманистическая - Эгоцентрическая 5 18 10 36

Гуманистическая - Социоцентрическая 1 4 1 4

Гуманистическая - Эгоцентрическая - Социоцентрическая 2 7 1 4

Соотношение ответов

Крайние 25 89 17 61

Нейтральные 1 4 3 11

Срединные 2 7 8 28

Из полученных данных следует, что в группах А и В преобладает гуманистическая направленность - 61% и 43%. Подростки с данной направленностью в социальном плане наиболее благополучны: защищают тех, кто, по их мнению, слабее и беспомощнее; вступают в различные социально активные группы и движения. Даже трудные черты своего характера используют в социально приемлемых и полезных делах.

На втором месте в обеих группах двойная гуманистическая-эгоцентрическая направленность - 18% и 36% соответственно. Помогая и защищая других, такие люди самовыражаются и привлекают к себе внимание. Подростку, как вступающему во взрослый мир, важно найти свое место в нем, показать себя социально активным и важным обществу.

Отметим, что у нормально развивающихся подростков эта направленность встречалась вдвое чаще. Объяснением может служить то, что они более склонны анализировать свое поведение. Мнение окружающих людей для них важнее, чем для подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Следующую позицию занимает эгоцентрическая направленность. В обеих группах она выражена в равной степени - по 11%. Некоторым подросткам важно, чтобы их мысли и чувства были услышаны другими, и для этих целей они выбирают путь активного сопротивления мнению взрослых в поведении, одежде и т. п.

В равной степени выраженности в группах А и В оказались двойная гуманистическая-социоцентрическая направленность и тройная гуманистическая-эгоцентрическая-социоцентрическая (по 4%). Первый тип направленности выступает как компенсаторный механизм, когда за счет социально полезной деятельности подросток желает поднять самооценку и свою значимость для других. Второй тип направленности может являться свидетельством того, что подросток еще не определился в выборе своего жизненного пути. С одной стороны, ему важно учесть свои интересы, а с другой - направить свою деятельность на социально полезные дела.

Социоцентрический тип направленности был выявлен лишь в группе нормально развивающихся подростков (4%). Люди с данным типом направленности часто не уверенны в себе. В возрасте 14-15 лет многие школьники любые неудачи, насмешки окружающих воспринимают как трагедию, вследствие чего появляется неуверенность в своих силах. Умственно отсталые подростки реже сталкиваются с проблемой неуверенности в себе, поскольку они не вполне способны адекватно оценивать себя.

Тройная гуманистическая-эгоцентрическая-социоцентрическая направленность может свидетельствовать об отсутствии четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о несформированности принципиальных позиций. Этот тип направленности чаще встречается у подростков с легкой степенью умственной отсталости (7%), чем у их нормально развивающихся сверстников (4%). Ограничение в интеллектуальных возможностях влияет на формирование представлений о себе, мешает определить свое отношение к окружающей действительности.

Негативистическая направленность (характерные черты: негативизм, самобичевание, склонность к суицидальным мыслям) не выявлена ни в одной исследуемой нами группе [8].

В целом, следует отметить, что наличие у подростков двойных и тройных направленностей, является показателем неопределившейся личности, множественных внутриличностных конфликтов. Все это характерно для подросткового возраста, поскольку в

процессе перехода личности из детства во взрослую жизнь перед ней открывается множество путей, и, соответственно, появляется проблема выбора жизненной стратегии.

Если коснуться такого параметра как «соотношение ответов», то мы видим незначительные различия в выраженности «крайних» и «нейтральных ответов» («да», «нет», «не знаю») в обеих группах, которые преобладают по сравнению со «срединными» вариантами ответов («пожалуй, так», «пожалуй, не так»). Это свидетельствует о том, что подростковому возрасту свойственен максимализм, высокая критичность и бескомпромиссность. Однако нельзя не отметить, что у умственно отсталых подростков «срединные ответы» все же встречаются реже - 7%, чем у нормально развивающихся - 28%, что, вероятно, свидетельствует о меньшей гибкости мышления, неспособности оценить свои качества.

Особую роль в структуре личности играют самооценка и уровень притязаний. Для подростков с легкой степенью умственной отсталости адекватное восприятие себя является важнейшим условием благополучной социально-психологической адаптации, интеграции в общество. Далее рассмотрим результаты применения в нашем исследовании методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [9].

Таблица 2

Самооценка и уровень притязаний подростков

Уровень самооценки и уровень притязаний подростков Кол-во учащихся, % Значение tэмп

Группа А Группа В

Абс. % Абс. %

28 100 28 100

Уровень самооценки

Завышенная 14 50 9 32 tэмп 1,3 (р>0,1)

Высокая, в пределах нормы 9 32 12 43

Средняя, в пределах нормы 3 11 7 25

Заниженная 2 7 0 0

Уровень притязаний

Завышенный 17 61 17 61 tэмп 0,1 (р>0,1)

Высокий, в пределах нормы 8 28 8 28

Средний, в пределах нормы 1 4 3 11

Заниженный 2 7 0 0

Разница между уровнем самооценки и уровнем притязаний

Слабая 9 32 3 11 tэмп 1,7 (р<0,1)

Умеренная 10 36 15 53

Сильная 9 32 10 36

Пкр=1,674 при р<0,1; ^=2,005 при р<0,05; ^=2,670 при р<0,01; ^р =3,480 при p<0,001

Согласно представленным данным, большинство учащихся коррекционной школы характеризуются завышенной самооценкой (50%), т. е. они склонны переоценивать свои возможности. Это может быть связано либо с механизмами псевдокомпенсации в ответ на низкую оценку со стороны окружающих, либо с тем, что вследствие недоразвитости ряда интеллектуальных процессов, таким детям достаточно трудно адекватно оценить свои качества. Заметим, что 7% умственно отсталых подростков обладают заниженной самооценкой.

В группе нормально развивающихся подростков завышенную самооценку имеет почти вдвое меньшее число респондентов (32%), чем в группе умственно отсталых. Заниженный уровень притязаний у нормально развивающихся школьников не выявлен. Преобладающей является адекватная, в пределах нормы самооценка. Однако статистически достоверных различий в уровне самооценки умственно отсталых и нормально развивающихся подростков не обнаружено - по критерию ¿-Стьюдента для независимых выборок ¿эмп=1,3 Ф>0,1).

Сравним уровень притязаний умственно отсталых и нормально развивающихся подростков. Отметим, что существенных различий по данному показателю также не выявлено - по критерию ¿-Стьюдента для независимых выборок - ¿эмп=0,1 ф>0,1). Завышенный уровень притязаний характерен для 61% учащихся как коррекционной, так и общеобразовательной школ. Высокий, в пределах нормы уровень притязаний выявлен у 28% умственно отсталых и нормально развивающихся подростков. Это свидетельствует о том, что, в подростковом периоде люди склонны переоценивать свои возможности и ставить цели, на достижение которых у них пока не хватает личностных ресурсов, и здесь уровень интеллектуального развития играет незначительную роль.

Некоторые различия в уровне притязаний у подростков с легкой степенью умственной отсталости и нормально развивающихся все же имеются. Так, у нормально развивающихся подростков не выявлен заниженный уровень притязаний, в то время как у их умственно отсталых сверстников данный уровень диагностирован (7%). Следовательно, среди подростков с легкой степенью умственной отсталости больше людей, подверженных внешнему влиянию со стороны окружающих, болезненно переживающих неудачи. Притязания не служат для них стимулом развития личности, они часто «опускают руки» [9].

Что касается расхождения между показателями самооценки и уровня притязаний, то ситуация в целом удовлетворительная. У большинства учащихся коррекционной и общеобразовательной школ выявлена умеренная разница в показателях самооценки и уровня притязаний, т. е. подростки склонны ставить реалистичные цели и задачи.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что у 32% умственно отсталых школьников выявлена слабая разница между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Такие

подростки не стремятся развиваться, ставить новые цели, строить планы на будущее. Среди нормально развивающихся процентная доля подростков со слабой разницей между данными показателями значительно ниже - всего 11%. Применение критерия ¿-Стьюдента для независимых выборок показало, что различия между группами А и В по степени расхождения между показателями самооценки и уровня притязаний обнаружены на уровне статистической тенденции ¿эмп=1,7 (р<0,1).

Значительная часть как умственно отсталых, так и нормально развивающихся подростков характеризуется сильным расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний (32% подростков группы А и 36% подростков группы В). Они ставят недостижимые цели, что указывает на конфликт между тем, к чему стремятся и тем, что считают для себя возможным.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что умственно отсталые подростки в большей степени склонны неадекватно оценивать себя, свои личностные характеристики и возможности. Это можно объяснить рядом причин, основные из которых - интеллектуальная недостаточность, особый подход к таким детям в школе, специфическое отношение к ним в семье и др. Представление о том, что подростки с диагнозом олигофрения в степени дебильности склонны переоценивать себя является довольно распространенным в специальной литературе. В частности, к тем же выводам приходят в своей работе Л. П. Григорьева и Н. В. Задорожная [3].

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Подростки с интеллектуальной недостаточностью, в целом, более склонны неадекватно оценивать себя, свои личностные качества и возможности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Объясняется это интеллектуальной незрелостью, особым подходом к таким детям со стороны окружающих, условиями жизни и воспитания в обществе. Однако статистически достоверных различий в уровне самооценки, а также уровне притязаний умственно отсталых и нормально развивающихся подростков не обнаружено. Так, для большинства школьников, участвовавших в исследовании, характерен неадекватно завышенный уровень притязаний.

У учащихся коррекционной и общеобразовательной школ преобладает умеренная разница в показателях самооценки и уровня притязаний, т. е. они склонны ставить перед собой реалистичные цели и задачи. При этом значительная часть как умственно отсталых, так и нормально развивающихся подростков характеризуется сильным расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Это проявляется в постановке недостижимых целей и указывает на конфликт между тем, к чему люди стремятся и тем, что считают для себя возможным. Некоторые различия по данному параметру между подростками

групп А и В все же выявлены - среди умственно отсталых больше школьников со слабой разницей между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Это проявляется в отсутствии стремления развиваться, ставить новые цели и строить планы на будущее. Различия между группами А и В по степени расхождения между показателями самооценки и уровня притязаний обнаружены на уровне статистической тенденции.

Ведущей у подростков (как умственно отсталых, так и нормально развивающихся) является гуманистическая направленность личности, что свидетельствует об их благополучии в социальном плане. Также следует отметить, что для некоторых подростков обеих групп характерна типичная для данного возраста недостаточно сформированная позиция личности, проявляющаяся в наличии двойных и тройных типов направленности.

В заключение подчеркнем, что в условиях положительного эмоционального отношения к подростку, грамотного построения и реализации программы коррекционно-развивающего обучения в специальной школе появляются позитивные результаты в плане компенсации недостатков личностного развития. Своевременная психолого-педагогическая поддержка способствует становлению и развитию личности школьника с интеллектуальными нарушениями, способствует его успешной интеграции в социум.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахаян Т. К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности старших подростков // Нравственное воспитание в коллективе. - Л.: Изд-во СПбГУ, 1970. - С. 62-81.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 312 с.

3. Григорьева Л. П., Задорожная Н. В. Особенности самооценки и самосознания подростков в норме и при лёгкой степени умственной отсталости // Вестник МГЛУ. -Вып. 7 (586). - 2010. - С. 232-244.

4. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка: книга для студентов. - М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с.

5. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - 446 с.

6. Пиняскина М. В., Ионова М. С. Особенности учебной мотивации подростков с легкой степенью умственной отсталости // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, 4 апреля 2017 г.). -Стерлитамак: АМИ, 2017. - № 4-2. - 2. - С. 142-144.

7. Пиняскина М. В., Ионова М. С. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с легкой степенью умственной отсталости // Первые шаги в науку третьего тысячелетия: материалы XIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции (г. Нефтекамск, 7 апреля 2017 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. - С. 162-167.

8. Пиняскина М. В., Ионова М. С. Характеристика направленности личности в подростковом возрасте // Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 12 апреля 2017 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2017. - № 4-3. -3. - С. 74-76.

9. Психология А. Я.: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/index.html.

10. Раттер М. Помощь трудным детям / общ. ред. А. С. Спиваковской. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.

11. Романов К. М. Психология человека: учебник. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 476 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.