ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.922.73
И. А. Куницына, С. С. Попов, Е. Н. Яхудина
Психологические характеристики младших школьников с разным уровнем самооценки
В статье отражено исследование самооценки младших школьников, ее особенности в зависимости от уровня и пола и взаимосвязь с такими психологическими характеристиками как адаптация, мотивация, тревожность и др.
The article reflects the study of self-esteem of younger students, its features depending on the level and gender and the relationship with such psychological characteristics as adaptation, motivation, anxiety, etc.
Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, адаптация, тревожность, успеваемость.
Key words: self-esteem, primary school age, adaptation, anxiety, academic performance.
Самооценка личности и ее изменение на разных возрастных этапах на протяжении многих десятилетий являлась одним из наиболее интересных предметов психологических исследования. Многие психологи и педагоги признают актуальность исследований самооценки, поскольку она определяет не только ощущение человека о самом себе, отношение к своим качествам, поступкам, возможностям, но и также к другим людям, определяя стратегию взаимодействия и модель поведения в социуме. Уровень самооценки можно рассматривать как показатель качества жизни и здоровья человека.
Самооценка как понятие включает широкий комплекс физических, психологических, социальных проявлений личности. Связаны эти характеристики с оценкой личностью самой себя. Под самооценкой в психологической литературе чаще имеется в виду сложная система, определяющая отношение индивида к себе, его личный уровень самоуважения, характер и причины принятия и непринятия себя, отдельных сторон своей личности, качеств, поступков.
В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, в рамках которых описывается самооценка, ее формирование и развитие.
© Куницына И. А., Попов С. С., Яхудина Е. Н., 2018
75
Отечественная наука рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности. Данный подход основывается на положениях теории Л.С. Выготского. Самосознание и его процессы носят опосредованный характер, так как они развиваются в деятельности человека и во взаимодействии [7]. Исследователи Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев понимали самооценку как сложный компонент самосознания, выражающий оценку других людей, участвующих в развитии личности.
Б. Г. Ананьев [1, с. 183] придерживался мнения, что самооценка -наиболее сложная и многогранная составляющая самосознания, а понятие собственного «Я» является прямым выражением оценки и представлений окружающих людей, так или иначе участвующих в развитии личности. Познание себя благодаря самооценке заключается в движении от ситуативных образов к целостному отражению.
В структуре самооценки выделяют два компонента - когнитивный (представления и знания человека о самом себе) и эмоциональный (отношение человека к себе в зависимости от степени удовлетворенности собой).
Ребенок благодаря самооценке приобретает представление о том, что им достигнуто, к чему ему следует стремиться и какие возможности использовать. Значит, самооценка играет важную роль в саморегуляции. С самооценкой связан рост активности ребенка, направленной на осознание собственных действий и качеств. Л.В. Бороздина пишет: «самооценка - это наличие критической позиции к себе, оценка с точки зрения системы ценностей» [2].
Л. И. Божович полагала, что у самооценки есть две особые функции: самооценка является критерием соответствия требованиям окружающих, но и оценка окружающих помогает вычленить благоприятные качества и сделать их новым критерием для своего поведения [3, с. 264]. Таким образом, общественность влияет на самооценку не меньше, чем взгляды наиболее близких людей или собственные взгляды.
А. Бандура считает, что широчайший спектр поведения человека контролируется и регулируется при помощи реакций самооценки: например, чувство уверенности в себе, гордость за себя и успехи или, напротив, неудовлетворенность, самобичевание, самокритика. Оценка поведения происходит под контролем личностных стандартов, которые появляются методом сравнения самого себя с окружающими. В формировании самооценки важен фактор сравнения.
Младший школьный возраст принято определять как возраст от 67 до 10-11 лет, и определяется он важным событием в жизни ребенка -поступлением в школу и сменой на этой основе многих аспектов его существования.
В педагогической и возрастной психологии младший школьный возраст часто занимает особое место. Дело в том, что именно в этом возрасте осваивается учебная деятельность, а также формируется произвольность психических функций, начинают проявляться самоконтроль и рефлексия. Появляется соотношение совершаемых действий и поступков с внутренним планом.
Ведущая деятельность - учебная. Ребенок в ходе деятельности обязан усвоить специальные действия, чтение, письмо, рисование, должен привыкнуть к труду. Происходит соприкосновение с содержанием основных форм человеческого сознания (общественные знания, наука, мораль, искусство). Учеба также направлена на соответствие в деятельности общественным требованиям.
В младшем школьном возрасте - сензитивном периоде для формирования познавательного отношения к миру, саморегуляции, учебных навыков и т. д. - большие изменения происходят в познавательной сфере. Познавательное развитие начинается с интенсивного развития интеллектуальной сферы, включающего переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению, полному рассуждений.
Требования учебной деятельности неизбежно приводит к формированию следующих основных новообразований:
• произвольность как характеристика психических процессов: формируется в процессе выполнения поручений и действий, которые требует позиция ученика. Регулярная тренировка делать то, что нужно учит управлять собственным поведением, достигать цели, преодолевать трудности;
• рефлексия: способность ребенка осознавать, отдавать себе отчет в собственных действиях и поступках, а также оценивать их правильность. Ребенок научается смотреть на себя со стороны. Рефлексия - способность не только осознавать свою деятельность, но и объяснять и аргументировать ее;
• внутренний план действий: постепенная замена предметов словами и действий мысленными образами, появление способности удерживать образы предметов в голове. По окончанию обучения в начальной школе обучающиеся способны выполнять действия про себя. Их интеллектуальное развитие совершило качественный шаг вперед.
Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, условий жизни, образа жизни, обучения. Школьная адаптация понимается как приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, видам деятельности и требованиям, режиму. Также адаптация - способность к дальнейшему личностному, психологическому и социальному развитию.
Школьная дезадаптация - это определенная совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизического статуса ребенка требованиям школы и ситуации школьного обучения. Это проявляется в нарушениях поведения, межличностных взаимодействий и успеваемости. Уже в начальных классах у детей с подобными проблемами наблюдается снижение учебной мотивации, хроническое отставание в усвоении школьных знаний, отклонения в поведении [3].
Основополагающим фактором развития личности ребенка является его самосознание - представление себя как личности, оценка своих качеств и отношений к себе других людей. Данное самосознание проявляется в самооценке, в системе оценивания себя, своих достоинств и недостатков, возможностей и качеств, регуляторе поведения. Неправильная самооценка может стать причиной многих коммуникационных, адаптационных и личностных проблем.
Для того чтобы ребенок был удовлетворен собой, чувствовал себя счастливым, имел способность к адаптации в изменяющихся условиях, ему нужно иметь положительные представления о себе, обладать позитивной и адекватной самооценкой.
Одно из самых мощных воздействий на ребенка оказывает оценка учителя, особенно если она дана на глазах у других, будь то взрослый или школьник. Из-за этого многие исследователи делают закономерные выводы о взаимосвязи самооценки младших школьников и их статуса внутри коллектива с оценкой их деятельности учителем.
Целью данного эмпирического исследования было выявление особенностей психологических характеристик у младших школьников с разным уровнем самооценки.
Объект исследования - обучающиеся 2 и 3 классов.
Предмет исследования - психологические характеристики младших школьников с разным уровнем самооценки.
В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методы и методики:
1) изучение межличностных отношений в группе методом «Социометрия» Дж. Морено;
2) определение уровня развития самооценки и адекватности оценки собственных качеств «Какой Я?» Р.С. Немова;
3) методика изучения самооценки «Лесенка» С. Якобсона, В. Г. Щура (модификация Т.Д. Марцинковской);
4) тест изучения уровня школьной тревожности Филипса;
5) методика диагностики социально-психологической адаптации детей к школе Э.М. Александровской;
6) методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой;
7) анкета досуговой деятельности;
8) анализ школьной успеваемости.
В ходе анализа данных, полученных при обследовании обучающихся 2 классов по методике «Определение уровня развития самооценки и адекватности оценки собственных качеств "Какой Я?" Р.С. Немова», были выявлено, что:
• 9 испытуемых (17%) имеют очень высокий уровень самооценки;
• 14 испытуемых (26%) имеют высокий уровень самооценки;
• 27 испытуемых (51%) имеют средний уровень самооценки;
• 3 испытуемых (6%) имеют низкий уровень самооценки.
При разделении выборки по половому признаку было установлено, что у 40% мальчиков и 47% девочек наблюдается высокая и очень высокая самооценка (рис. 1 и 2), т. е. они дают более позитивную характеристику самих себя, очень высоко оценивают свои личностные качества, демонстрируют высокую уверенность в своих способностях.
Очень высокий
Высокий Средний Низкий
Рис. 1. Уровень самооценки мальчиков, обучающихся во 2 классе
Очень высокий
Высокий
Средний
Рис. 2. Уровень самооценки девочек, обучающихся во 2 классе
Однако в выборке мальчиков выявлено три испытуемых с низким уровнем самооценки, в то время как в выборке девочек нет обучающихся с низкой самооценкой. Обучающиеся с показателями низкой самооценки демонстрируют неуверенность в своих качествах и способностях.
В результате сравнительного анализа психологических характеристик у обучающихся 2 классов с разным уровнем самооценки были выявлены следующие результаты (табл. 1).
• «Оценка отношения родителей»: обучающиеся с разным уровнем самооценки существенно различаются по показателю представления об отношении к ним родителей. При этом младшие школьники со средней самооценкой по сравнению со сверстниками с высоким и низким уровнем данного показателя считают, что к ним существенно хуже относятся их родители (р<0,05).
• «Оценка отношения одноклассников»: обучающиеся, обладающие очень высокими и высокими показателями самооценки, высоко оценивают то, как к ним относятся одноклассники, в целом удовлетворены этим (р<0,05). Напротив, обучающиеся с низким уровнем самооценки имеют также низкие показатели оценки отношения одноклассников. То есть эти обучающиеся могут иметь ряд трудностей с тем, как они воспринимаются классом, признают свою неудовлетворенность отношениями.
• «Адаптация»: школьники, чьи показатели самооценки соответствуют высокому уровню, демонстрируют более высокие показатели социально-психологической адаптации к школе (р<0,05). Они более адаптированы, их самочувствие и поведение находятся в пределах нормы, в целом ими довольны одноклассники и учителя, они более успешны в учебе. Обучающиеся с низким уровнем самооценки значительно хуже адаптированы и могут входить в зону дезадаптации, что говорит о серьезных проблемах в учебе, с самочувствием, поведением и отношениями.
• «Успеваемость»: обучающиеся с высоким уровнем самооценки имеют высокие показатели успеваемости (самые высокие показатели во всей выборке), в то время как обучающиеся с очень высоким и средним уровнями самооценки имеют меньшие показатели (р<0,05). В целом можно полагать, что большинство испытуемых справляются с учебной нагрузкой и усваивают материал. Обучающиеся с низкой самооценкой имеют низкие показатели успеваемости, материал усваивается с трудом.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа психологических характеристик и успеваемости обучающихся 2 классов с разным уровнем самооценки по методике «Какой Я?»
Показатель Очень Высокий Средний Низкий Эмпири-
высокий уровень уровень уровень ческое
уровень значение
Мх ЭР Мх ЭР Мх ЭР Мх ЭР критерия Крускала-Уоллиса
Оценка 9,5 35,89 8,85 28,64 7,96 21,57 10 41,5 Н=10,237,
отношения при р<0,05
родителей
Оценка 8,5 33,22 8,5 35,46 7,7 21,46 5 18,67 Н=11,131,
отношения при р<0,05
одноклас-
сников
Адаптация 26,2 24,17 27,2 32,61 26,1 27,39 16,3 5,83 Н=7,837, при р<0,05
Успеваемость 4,2 9,615 4,5 36,68 4,2 27,8 3,8 11,67 Н=9,615, при р<0,05
Примечание: Мх - среднее арифметическое; ЭР - сумма рангов.
Таким образом, для обучающихся, имеющих очень высокие и низкие показатели самооценки, характерны более высокие показатели того, как им кажется, к ним относятся и как их рассматривают родители. Показатели представлений об отношении к обучающимся их одноклассников напрямую связан с уровнем самооценки: так испытуемые, имеющие высокие показатели, удовлетворены своим положением в классе, в то время как для обучающихся с низкими показателями характерна неуверенность в своем положении.
Обучающиеся с показателями низкой самооценки имеют низкие показатели адаптации, они хуже учатся, а также могут иметь проблемы в поведении. Они имеют более низкие показатели школьной успеваемости.
В результате корреляционного анализа значений показателей психологических характеристик и самооценки обучающихся 2 классов были выявлены следующие результаты (рис. 3):
• существует значимая положительная корреляционная связь значений показателей самооценки и представлений обучающегося о том, как относятся к нему одноклассники (на рис. «Оценка отношения одноклассников») (р<0,05). Следовательно, высокая самооценка сочетается с уверенностью обучающегося в том, что его высоко оценивают одноклассники, а также с удовлетворенностью своим положением в коллективе;
• существует значимая положительная корреляционная связь значений показателей самооценки и представлений обучающегося о том, как относится к нему учитель (на рис. «Оценка отношения учителя») (р<0,05). Следовательно, высокая самооценка сочетается с уверенностью обучающегося в том, что его высоко оценивает учитель;
Условные обозначения:
Прямая корреляционная связь Обратная корреляционная связь
- 0,05 --------------- 0,05
- 0,01 _______________ 0,01
- 0,001 ::::;::::;::::: 0,001
Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи самооценки и психологических характеристик обучающихся 2 классов
• существует значимая положительная корреляционная связь значений показателей самооценки и социально-психологической адаптации (на рис. «Адаптация») (р=0,05). Следовательно, высокая самооценка сочетается с низкой подверженностью стрессам, уверенностью обучающегося в том, что его высоко оценивает учитель; поведение и учебную активность обучающихся с высокими показателями самооценки и адаптации высоко оценивает учитель. Испытуемые с низкими показателями самооценки более склонны к неудовлетворительному поведению, имеют ряд трудностей во взаимодействии и учебе;
• существует значимая положительная корреляционная связь значений показателей самооценки и учебной успеваемости (на рис. «Успеваемость») (р=0,01). Следовательно, высокая самооценка сочетается с высокой успешностью в учебе, получением высоких баллов и лучшим усвоением учебного материала.
В ходе анализа данных, полученных при обследовании обучающихся 3 классов по методике «Определение уровня развития самооценки и адекватности оценки собственных качеств «Какой Я?» Р.С. Немова», были выявлено, что:
• 2 испытуемых (4%) имеют очень высокий уровень самооценки;
• 9 испытуемых (17%) имеют высокий уровень самооценки;
• 34 испытуемых (64%) имеют средний уровень самооценки;
• 8 испытуемых (15%) имеют низкий уровень самооценки.
При разделении выборки по половому признаку было установлено, что у 8% мальчиков и 32% девочек наблюдается высокая и очень высокая самооценка (рис. 4 и 5), то есть со времен проведения первого среза исследования заметно снизились показатели девочек (с 47% до 32%) и существенно снизились показатели мальчиков (с 40% до 8%). Данные обучающиеся дают более позитивную характеристику самих себя, очень высоко оценивают свои личностные качества, демонстрируют высокую уверенность в своих способностях.
В выборке мальчиков выявлено шесть испытуемых с низким уровнем самооценки. В то время как в выборке девочек, обучающихся с низкой самооценкой две. Обучающиеся с показателями низкой самооценки демонстрируют неуверенность в своих качествах и способностях.
1; 4%
1; 4%
Очень высокий
Высокий
Средний Низкий
Рис. 4. Уровень самооценки мальчиков, обучающихся в 3 классе
Рис. 5. Уровень самооценки девочек, обучающихся в 3 классе
Был проведен сравнительный анализ психологических характеристик обучающихся 3 классов с разным уровнем самооценки с помощью ^критерия Манна-Уитни, в котором было принято разделение обучающихся по группам с очень высокой, высокой и средней, низкой самооценкой. Группу обучающихся с высокой самооценкой составляют обучающиеся с наивысшими показателями самооценки в пределах -25% обучающихся (13 чел.), группу обучающихся со средней и низкой самооценкой составляют обучающиеся с наименьшими показателями самооценки в пределах =25% обучающихся (13 чел.). По итогам сравнительно анализа были выявлены следующие значимые различия (табл. 2): обучающиеся с очень высоким и высоким уровнями самооценки оценивают себя выше, отвечая на вопрос «Каким я себя считаю?» (в табл. «Оценка «Я»-реальное») (при p<0,05). Оценка школьников со средним и низким уровнем самооценки ниже. Данное различие согласует результаты обеих методик, направленных на оценивание уровня самооценки («Лесенка» и «Какой Я?»).
Обучающиеся с высокой самооценкой, отвечая на вопрос «Каким меня видят мои родители?» (в табл. «Оценка родительского отношения»), ставят оценку выше, что говорит о большей уверенности и удовлетворенности тем, как относятся к ним в семьях, как родители оценивают испытуемых, их успехи, поведение и т. д. Оценки обучающихся с низкой и средней самооценкой ниже, что указывает на их неудовлетворенность (при p<0,05).
Обучающиеся с высокой самооценкой, отвечая на вопрос «Каким меня видят мои одноклассники?» (в табл. «Оценка отношения одноклассников»), ставят оценку выше, что говорит о большей уверенности в том, как относятся к ним в коллективе, как сверстники оценивают испытуемых, их успехи, поведение, что определяет степень
удовлетворенности собственной популярностью. Оценки обучающихся с низкой и средней самооценкой ниже, что указывает на их неудовлетворенность своим положением (при р<0,01).
Ученики с высокими показателями самооценки более адаптированы к школе, демонстрируют большую усидчивость, прилежание, активны в учебе, любезны и дружелюбны во взаимоотношениях. Ученики со средними и низкими показателями пассивны, могут быть конфликтными с детьми и учителем, имеют проблемы с усвоением материала, несмотря на то, что не все из них входят в зону дезадаптации (при р<0,01).
Школьники с высокой и очень высокой самооценкой имеют большие показатели направленности на получение новых знаний (при р<0,01). Они активны, инициативны, в отличие от обучающихся с низкой и средней самооценкой, менее направленных на получение знаний: они предпочитают ориентироваться на отметку, на внешнее проявление успехов, в меньшей степени инициативны.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа психологических характеристик и успеваемости обучающихся 3 классов с разным уровнем самооценки по методике «Какой Я?»
Высокий и очень Средний и низкий Значение
Показатель высокий уровни уровни критерия
Мх Мх т Манна-Уитни
Оценка «Я »-реальное 8 260 6,31 91 и=47, при р<0,05
Оценка родительского отношения 8,85 215 7,15 136 и=45, при р<0,01
Оценка отношения одноклассников 8,07 226,5 5 124,5 и=33,5, при р<0,01
Адаптация 31,23 232 24,07 119 и=28, при р<0,01
Мотивация на приобретение знаний 9,54 221,5 6,85 129,5 и=38,5, при р<0,01
Успеваемость 16,65 216,5 10,35 134,5 и=43,5, при р<0,05
Фрустрация потребности в достижении успеха 4,46 129,5 6,30 221,5 и=38,5, при р<0,01
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 1,84 138,5 2,92 212,5 и=47,5, при р<0,05
Примечание: Мх - среднее арифметическое; Ш - сумма рангов.
Испытуемые с высокими показателями самооценки имеют большие показатели успеваемости, т. е. более успешны в учебе (при р<0,05). Испытуемые с низкими и средними показателями самооценки менее успешны в учебе, имеют удовлетворительные оценки по большинству или всем предметам.
Испытуемые с высокими показателями самооценки испытывают меньшую фрустрацию потребности в достижении успеха, что свидетельствует о большей удовлетворенности результативностью своей деятельности. Они ставят цели и исполняют задуманное чаще и активнее или же довольствуются реализацией малых замыслов (при p<0,01). Испытуемые с низкими и средними показателями самооценки демонстрируют меньшую удовлетворенность успехами и большую степень переживания неудач.
Обучающиеся, имеющие высокие показатели самооценки, имеют меньшие показатели шкалы «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (Тест школьной тревожности Филипса) (при p<0,05). Они более независимы и самостоятельны, более трезво оценивают свои и чужие поступки и успехи, не имеют ярко выраженной склонности бездумно подстраиваться под чужие стандарты. Обучающиеся с низкими и средними показателями самооценки имеют большие показатели по шкале, но незначительно, что свидетельствует о большем страхе быть отличным от остальных и сталкиваться с непониманием и критикой.
В результате корреляционного анализа психологических характеристик и уровня развития самооценки обучающихся 3 классов были выявлены следующие результаты (рис. 6):
• существует значимая положительная корреляционная связь значений показателей самооценки и того, как обучающимся кажется, как их оценивают одноклассники (на рис. «Оценка отношения одноклассников») ф<0,01). Следовательно, обучающиеся с высокими показателями самооценки имеют более высокие показатели оценки отношения одноклассников, воспринимая свое присутствие внутри коллектива как важное и признанное. Школьники с низкой самооценкой занижают баллы оценки, демонстрируя обеспокоенность и неудовлетворенность тем, как их оценивают сверстники.
• «Оценка родительских ожиданий»: обучающиеся, имеющие очень высокие показатели самооценки, не завышают баллы при ответе на вопрос «Каким мои родители хотят меня видеть?» и не ожидают от родителей высоких притязаний. Обучающиеся с высокими, средними и низкими показателями самооценки завышают ожидания родителей ^=0,05).
• «Адаптация»: обучающиеся с высокими показателями самооценки имеют более высокие показатели социально-психологической адаптации, менее подвержены стрессам, их поведение и учебная активность высоко оцениваются учителем. Испытуемые с низкими показателями самооценки более склонны к неудовлетворительному поведению, имеют ряд трудностей во взаимодействии и учебе ф<0,001).
Успеваемость
Условные обозначения:
Прямая корреляционная с вяз ь Обратная корреляционная связь
- 0,05 ............... 0,05
- 0,01 --------------- 0,01
— 0,001 ::::::::::::::: 0,001
Рис. 4. Корреляционная плеяда анализа взаимосвязи психологических характеристик, успеваемости и уровня развития самооценки обучающихся 3 классов
• «Успеваемость»: обучающиеся с высокими показателями самооценки более успешны в учебе, получают более высокие баллы и лучше усваивают учебный материал (р<0,01).
• «Мотивация»: испытуемые с высокими показателями самооценки в учебе более направлены на получение знаний, а то время как обучающиеся с низкими показателями самооценки в большей степени направлены на получение отметки, т. е. на внешние показатели успеха в обучении (р<0,05).
Эмпирическое исследование, представленное в статье, выявило значимые различия значений показателей психологических характеристик обучающихся с разным уровнем самооценки. Так обучающиеся с высокой самооценкой имеют более высокие показатели адаптации, обладают большей уверенностью в положительном отношении к ним окружающих, родителей, одноклассников и учителей. Также они имеют высокие показатели успеваемости, более мотивированы на получение знаний во время обучения. Изучение уровня самооценки у обучающихся с разным социометрическим статусом выявил, что обучающиеся, имеющие статусы «звезд», т. е. наиболее популярные в коллективе, обладают более высокими показателями самооценки. Обучающиеся с высокой самооценкой имеют меньшие показатели таких проявлений тревожности, как переживание прошлых неудач.
Можно предположить, что своевременное формирование психологических новообразований у младших школьников, таких как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, позволит им добиться успеха в учебной деятельности и адаптации к условиям образовательного учреждения, а это, в свою очередь, будет способствовать формированию позитивной самооценки.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек, как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - № 2. -2000. - С. 91-101.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Мн., 1993. - 100 с.
5. Ишмаметьева Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс. До и После. - №6. - 2004. - С. 17-22.
6. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 262 с.
7. Фомина Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - №10. - 2003. - С. 99-102.
8. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. -144 с.
Статья поступила: 19.11.2018. Принята к печати: 14.12.2018