Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 266-272.
удк 159.922:373.3 В. В. Гагай, А. В. Ефремова, Н. А. Мишанкина
Особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления
Данная работа посвящена исследованию таких эмоциональных проявлений младших школьников как настроение, ведущая эмоция, самооценка, тревожность. Эмпирически выявлены следующие особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления: преобладание ведущей эмоции «пессимизм», ожидание плохого отношения к себе со стороны одноклассников и учителя. В результате исследования экспериментально доказано, что эмоциональная сфера младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления имеет особенности и характеризуется сниженным эмоциональным фоном и меньшей устойчивостью.
Ключевые слова: младшие школьники, творческое мышление, эмоционально-волевая регуляция творческой деятельности, эмоциональные проявления младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
No 3 (33). pp. 266-272 v. v. Gagay, a. v. Efremova, N. A. Mishankina
Features of the emotional manifestations of Junior schoolchildren with high level of development of creative thinking
This issue is devoted to study of such emotional expressions of younger students as a mood leading emotion self-esteem, anxiety. Empirically revealed the following emotional manifestations of Junior schoolchildren with high level of development of creative thinking: the predominance of leading emotions "pessimism", the expectation of bad treatment from by classmates and teachers. In the result of the study it was experimentally proved that emotional sphere of younger schoolchildren with the high level of development of creative thinking has features and is characterized by reduced emotional background, and a smaller resistance.
Keywords: younger schoolchildren, creative thinking, emotional-volitional regulation of creative activity, emotional manifestations of Junior schoolchildren with high level of development of creative thinking
А /! ладший школьный возраст явля-/1/1 ется критическим периодом для V / дифференциации двух уровней интеллектуальной активности - репродуктивной и продуктивной, в 7-8 лет проявляется тенденция к формированию либо интеллектуального типа личности, либо творческого типа. В каком направлении пойдет развитие ребенка зависит от влияния внутренних и внешних факторов.
Психологическая наука располагает обширным материалом по проблеме творческого мышления младших школьников: определены понятие, основные подходы, динамика развития творческого мышления. Выявлены особенности в познавательной и личностной сфере творческих младших школьников: достаточно высокий
уровень развития интеллекта, выраженная сопротивляемость средовым воздействиям, активность, любознательность, самостоятельность, оригинальность, стремление к независимости, негативизм и агрессия, склонность к сомнению. Кроме того, практически все современные теоретические концепции признают, что творчески одаренные дети имеют особенности в эмоциональной сфере.
Актуальность исследования обусловлена существованием про-блемы эмоционального неблагополучия младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления. Большое значение данному вопросу в своих работах придавали такие ученые, как Е.П. Торренс, Е.Л. Яковлева, Е.Л. Барышникова [1], Н.В. Кочелаева [5] и др.
На сегодняшний день учеными проанализированы определения творчества, выделены этапы творческого мышления (О.К. Тихомиров, Э.Д. Телегина [7], А.М. Матюшкин [6]), Изучена динамика развития качеств творческого мышления в младшем школьном возрасте (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, В.Н. Дружинин, Е.И. Щебланова [8]).
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме творческого мышления, остается нерешенным вопрос об эмоциональных особенностях творческих младших школьников. В.В. Гагай [3] отмечается общее непринятие творческого ребенка, потому что он "не такой, как все", он "странный", "другой". Дети с высоким уровнем развития творческого мышления нуждаются в индивидуальном подходе учителя, что не всегда представляется возможным. Данная ситуация неблагоприятным образом сказывается на эмоциональном состоянии творчески одаренных детей.
В психологической литературе показано значение эмоций в различных видах деятельности, в том числе и в творческой мыслительной деятельности. Взаимосвязь между эмоциональной сферой и творческим процессом раскрыта в исследованиях Е.Л. Барышниковой [1], Н.В. Коче-лаевой [5], Я.З. Неверович, С.О. Раевского, Е.П. Торренса, Е.Л. Яковлевой [3] и др.
В качестве одной из задач, стоящих перед исследователями, была задача выявления эмоциональных качеств, характерных для творческих людей. К числу эмоций, которые наиболее часто доминируют у людей с высокими показателями творческого мышления, зарубежные исследователи, как отмечает Л.Б. Ермолаева-Томина [18], относят агрессию, оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного [4].
В психологической литературе отмечается, что творческая личность обладает высокой эмоциональной возбудимостью. Имеются сведения о прямой зависимости между эмоциональным напряжением с сопутствующими физиологическими сдвигами и протеканием креативного процесса. В экспериментах О.К. Тихомирова и Ю.Е. Виноградова наиболее творческие решения всегда оказывались связанными с высоким уровнем эмоциональной активации. К благоприятным для стимулирования творческого мышления эмоциям относятся радость, страстность, прилив стенических эмоций [3].
Эмоциональная сфера детей с высоким уровнем интеллекта и креативности, как показывает исследование Ю.Д. Бабаевой, отличается неравномерным развитием (феномен «эмоционального дисбаланса»). Многие эмоциональные проблемы связаны с преобладанием в поведении ребенка пессимистических, пораженческих тенденций [3].
Во многих исследованиях показана роль эмоций в процессе решения мыслительных задач. Так, эксперименты Ю.Е. Виноградова, прове-
денные на материале решения репродуктивных задач, показали, что позитивные эмоции положительно влияют на продуктивность интеллектуальной деятельности, а негативные - отрицательно. Полученные им результаты позволяют говорить о существенном влиянии характера внутреннего образа, репрезентирующего эмоциональное состояние учащегося, на продуктивность решения творческих задач. В ситуации позитивного образа время, затраченное на решение задачи, было значимо меньше, чем в ситуации негативного образа.
Важную роль в творческом процессе играют эмоции в функции эвристик, которая была обнаружена на материале шахматной игры в экспериментах О.К. Тихомирова и Ю.Е. Виноградова. Ими было показано, что эвристическая функция связана, прежде всего, с наиболее «творческим» звеном мыслительной деятельности, проявляется на стадии рождения замысла решения, нахождения принципа решения задачи. Эвристическая функция эмоций заключается в том, что под влиянием эмоциональной активации у испытуемых наблюдается фиксация направления исследования, изменение характера поисковых действий. В дальнейшем было доказано, что «эмоциональные предвосхищения» включены в формирование гипотез, собственных действий, достигающих конечную цель, а также в процессы обнаружения свойств элементов в преобразовательной ситуации.
Эмоциональная регуляция творческой деятельности неразрывно связана с волевой регуляцией. Специфика эмоциональной и волевой регуляции показана В.К. Калиным. Механизм эмоций обеспечивает общую мобилизацию всех систем организма, и эта мобилизация бывает оптимальной. Волевая регуляция в отличие от эмоциональной обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека и представляет собой «механизм» тонкого регулирования активности человека в ходе предметной деятельности. Причем в ходе волевого регулирования своей активности человек может сознательно изменять степень «включения» механизмов эмоционального регулирования через изменение мотивов предметной деятельности.
Специфика данных форм регуляции мышления при решении творческих задач, с точки зрения В.К. Зарецкого, заключается в том, что эмоциональная регуляция проявляется в способе переживания конфликта, возникающего вследствие ситуативной неадекватности реализуемых способов действий. Волевая же регуляция проявляется в сообщении дополнительного побудительного импульса при угасающей мотивации в условиях обостряющегося ощущения безысходности поиска решения.
Таким образом, многие исследователи рассматривают эмоциональную и волевую регуля-
цию не как самостоятельные сущности, функционирующие независимо друг от друга, а как специфические компоненты единой системы регуляции мышления.
Возникает вопрос, в какой мере у младших школьников представлены возможности эмоционально-волевой регуляции творческой деятельности.
Известно, что у младших школьников эмоции и воля часто проявляют себя как две самостоятельные сферы психики, и даже как антагонисты. У детей младшего школьного возраста не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий. Если же удовлетворение потребности связано со значительными трудностями, то зачастую у младших школьников доминируют процессы эмоциональной регуляции и подавляю волевую активность. Такое доминирование чаще всего расценивается как негативный фактор.
Итак, анализ психологической литературы свидетельствует, что эмоции имеют большое значение в процессе творческого мышления. На сегодняшний день ученые выявили эмоциональные качества, характерные для творческих личностей. К ним относят: агрессию, оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного. Кроме того, творческие люди обладают рядом личностных качеств, которые могут базироваться только на доминировании на эмоции
Уровни творческого мышления младш
агрессии. В списке таких качеств превалируют: стремление к доминированию и превосходству, стремление к риску, нарушению привычного порядка, тяготение к независимости, радикализму и т.п. Творческие возможности связаны с такими агрессивными чертами, как напористость, упрямство, дерзание и т.п. Также выявлено, что творческая личность обладает высокой эмоциональной возбудимостью.
Целью нашего исследования являлось: изучить особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления.
Мы предположили, что эмоциональная сфера младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления характеризуется:
1) сниженным эмоциональным фоном, что проявляется в тенденции к низкой самооценке, пессимистическому настроению, ожиданию плохого отношения к себе со стороны учителя и одноклассников;
2) меньшей устойчивостью, что проявляется в тенденции к неустойчивости и неадекватности уровня притязаний.
В эмпирическом исследовании приняли участие 96 учащихся 1, 2, 3 классов, соответственно, 30, 30 и 36 человек.
При помощи методики Торренса были выявлены уровни развития творческого мышления (см. табл. 1).
Таблица 1
школьников (количество человек в %)
Группы испытуемых Показатели творческого мышления
Н С В
1 класс 46,3 24,9 28,8
2 класс 41,6 33,1 25,3
3 класс 36,9 41,3 21,8
Средний балл 41,6 33,1 25,3
В целом показатели творческого мышления у детей 3 класса несколько выше, чем у учащихся 1 класса. Так, среди третьеклассников по сравнению с первоклассниками увеличивается количество детей со средним уровнем творческого мышления и уменьшается - с низким и высоким уровнем.
Данные, отражающие эмоциональный фон младших школьников, отражены в таблице 2.
Показатели настроения у учащихся 1 и 3 классов соответствуют 3 зоне, т.е. эмоциональное состояние детей характеризуется как нормальное. В настроении учащихся 2 класса преобладают отрицательные эмоции (2 зона). Существенных различий в настроении творческих и «нетворческих» младших школьников не обнаружено. Значимые корреляционные связи между показателями настроения и творческого мышления не выявлены.
Во 2 и 3 классе у младших школьников можно выделить 2 ведущие эмоции в зависимости от уровня развития творческого мышления: у творческих детей - пессимизм, у «нетворческих» -агрессивность, оптимизм (см. табл. 3).
Важным критерием эмоционального благополучия является самооценка. Анализ результатов показал, что существенных различий в оценке своих знаний, умений, навыков, отношения одноклассников и учителя у учащихся 1 класса не обнаружены. Свои знания, умения и навыки большинство младших школьников оценивают как высокие, однако у «нетворческих» детей 2, 3 классов данный показатель несколько выше, чем у творческих (соответственно 100%, 84,2% и 62,4%, 52,7%). По-разному оценивают творческие и «нетворческие» младшие школьники от-
Таблица 3
Ведущие эмоции младших школьников с высоким и низким уровнем развития творческого
мышления (чел., %)
Таблица 2
Относительные показатели настроения младших школьников с высоким и низким уровнем
развития творческого мышления (в %)
Класс Уровень развития творческого мышления Настроение
2 зона 3 зона 4 зона
1 класс Высокий уровень ОК 36,4 54,5 9,1
Низкий уровень ОК 40,9 45,4 13,6
Высокий уровень ВК 36,4 45,4 18,2
Высокий уровень ВК 31,8 59,1 9,1
2 класс Высокий уровень ВК 50 25 25
Высокий уровень ВК 68,8 25 6,2
Высокий уровень ВК 68,8 12,5 18,7
Высокий уровень ВК 56,2 31,3 12,5
3 класс Высокий уровень ВК 31,6 63,1 5,3
Высокий уровень ВК 26,3 63,1 10,6
Высокий уровень ВК 31,6 63,1 5,3
Высокий уровень ВК 26,3 73,7 0
Класс Уровень развития творческого мышления Ведущая эмоция
Оптимизм Пессимизм Импульсивность Агрессивность
1 класс Высокий уровень ОК 29,4 17,6 23,5 29,5
Низкий уровень ОК 40 30 25 5
Высокий уровень ВК 33,3 38,1 23,8 4,8
Низкий уровень ВК 47,6 19 4,8 28,6
2 класс Высокий уровень ОК 13,3 46,7 20 20
Низкий уровень ОК 21,4 21,4 35,8 21,4
Высокий уровень ВК 6,7 66,6 20 6,7
Низкий уровень ВК 31,2 31,2 18,8 18,8
3 класс Высокий уровень ОК 17,8 38,9 22,2 11,1
Низкий уровень ОК 21,1 31,6 21,1 26,3
Высокий уровень ВК 33,3 50 16,7 0
Низкий уровень ВК 15,7 21,1 21,1 42,1
ношение к себе учителя. Дети с высоким уровнем развития ВК чаще указывают на плохое, с их точки зрения, отношение к ним учителя (во 2 классе - 18,37%; в 3 классе - 57,9%). Соответствующие показатели у детей с низким уровнем развития ВК выглядят следующим образом: во 2 классе -.6,2%, в 3 классе - 21,2%).
Среди творческих младших школьников встречаются дети с высокой, средней и низкой самооценкой. В нашем эксперименте млад-
шие школьники с высоким уровнем развития творческого мышления чаще отмечают плохое отношение к себе учителя и одноклассников, что свидетельствует о высоком уровне тревожности в ситуации общения с учителем и сверстниками.
Показатели абсолютной высоты, устойчивости и адекватности уровня притязаний (УП) испытуемых с различным уровнем развития творческого мышления отражены на рисунке 1.
Рис. 1 Показатели уровня притязаний младших школьников с высоким и низким уровнем
развития творческого мышления (в баллах)
Во 2 классе выявлено, что у творческих детей показатели неустойчивости уровня притязаний выше, чем у «нетворческих» детей. Так, показатель неустойчивости испытуемых с высоким уровнем развития ОК - 5,6, показатель неустойчивости испытуемых с низким уровнем развития ОК - 4,7.
У младших школьников с высоким уровнем развития вербальной креативности уровень притязаний более неустойчивый, чем у младших школьников с низким уровнем развития вербальной креативности (5,2 и 4,7 б., соответственно).
Также у детей с различным уровнем разви-
тия творческого мышления в 3 классе выявлены различия относительно неадекватности УП младших школьников. Показатель неадекватности у детей с высоким уровнем развития ОК - 0,5 б., с низким уровнем развития ОК - 0,2 б. (соответственно, 0,4 и 0,2 б. у учащихся с высоким и низким уровнем развития ВК).
Во 2 классе уровень притязаний творческих детей характеризуется неустойчивостью, в 3 классе - неадекватностью.
Показатели уровня притязаний детей с высоким и низким уровнем развития творческого мышления сравнивались при помощи ^критерия Стьюдента (см. табл. 4).
Таблица 4
Различия в показателях уровня притязаний (УП) младших школьников с высоким и низким
уровнем развития творческого мышления
Критерии различий Образная креативность Вербальная креативность
1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
Высота УП 0, 003 2,004 1,152 2,071* 3,738** 2,211*
Устойчивость УП 0,155 0,256 1,891 2,128* 2,131* 2,233*
Адекватность УП 0,932 0,237 1,524 0,556 1,356 1,986
Примечание: * - р < 0,05; **- р < 0,01.
Значимые различия у детей с разным уровнем вербальной креативности наблюдаются в 1, 2 и 3 классах в высоте (соответственно, 2,071*; 3,738**; 2,211*) и устойчивости (соответственно, 2,128*; 2,131*; 2,233*) уровня притязаний.
Значимые различия в показателях уровня притязаний у детей с высоким и низким уровнем развития образной креативности не выявлены.
Применение метода ранговой корреляции Спирмена показывает, что во 2 классе суще-
ствует прямая связь между уровнем развития творческого мышления, абсолютной высотой и неустойчивостью УП и в 3 классе - обратная связь между уровнем развития творческого мышления и абсолютной высотой уровня притязаний младших школьников.
При помощи методики Филиппса мы исследовали уровень тревожности младших школьников. В целом количество высокотревожных в младшем школьном возрасте соответствует социально-психологической нор-
ме. Однако в 3 классе значительно больше детей с высоким уровнем тревожности, чем в 1 классе. От 1 к 3 классу уменьшается число нетревожных, беззаботных детей, что свидетельствует о том, что школа является фактором, вызывающим у детей эмоциональное неблагополучие.
Дальнейший анализ результатов эксперимента показал, что, действительно, существует связь творческого мышления младших школьников с тревожностью (см. табл. 5).
Таблица 5
Корреляционная связь между показателями творческого мышления и тревожностью
младших школьников
Показатели творческого мышления Общий показатель креативности
Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность
Показатели тревожности 0,203 0,148 -0,217 0,368 * - 0,448 **
Примечание: * - р < 0,05; **- р < 0,01.
У детей с высоким уровнем тревожности коэффициент корреляции по разработанности равен 0,368, что указывает на положительную связь на 5 % уровне значимости. Все остальные корреляционные значения недостоверны. Значения корреляции между творчеством и тревожностью значимы на 1 % уровне, а между творчеством и агрессивностью - на 5 % уровне. Характер связи творческого мышления и показателей тревожности имеет обратный характер, что свидетельствует о том, что чем выше уровень творческого мышления, тем ниже уровень тревожности.
_Выводы
В результате проведенного исследования нами были выявлены следующие особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления:
1. Показатели настроения у учащихся 1 и 3 классов соответствуют 3 зоне, т.е. эмоциональное состояние детей характеризуется как нормальное. В настроении учащихся 2 класса преобладают отрицательные эмоции (2 зона). Значимых различий в настроении творческих и «нетворческих» младших школьников не обнаружено.
2. Существенных различий в показателях ведущей эмоции в 1 классе у младших школьников с высоким и низким уровнем развития творческого мышления не выявлено. Эмоциональная сфера творческих младших школьников 2 и 3 класса характеризуется тенденцией
ведущей эмоции к пессимизму, «нетворческих» - к оптимизму, агрессивности.
3. Существенных различий в самооценке у учащихся 1 класса не обнаружены. Свои знания, умения и навыки большинство младших школьников оценивают как высокие, однако у «нетворческих» детей 2, 3 классов данный показатель несколько выше, чем у творческих.
4. Творческие младшие школьники ожидают плохое отношение к себе со стороны учителя и одноклассников, в то время как «нетворческие» чувствуют себя спокойно.
5. Уровень притязаний творческих младших школьников характеризуется тенденцией к неустойчивости (2 класс) и неадекватности (3 класс), а у «нетворческих» - тенденцией к устойчивости и адекватности. Существует прямая связь между уровнем развития творческого мышления, абсолютной высотой и неустойчивостью УП и в 3 классе - обратная связь между уровнем развития творческого мышления и абсолютной высотой уровня притязаний младших школьников.
6. В младшем школьном возрасте преимущественно проявляется средний уровень тревожности. Количество учащихся с низким уровнем тревожности уменьшается от 1 к 3 классу, а с высоким уровнем тревожности - увеличивается.
7. Корреляционная связь между творческим мышлением и показателями тревожности имеет отрицательный характер, что свидетельствует о том, что чем выше уровень творческого мышления, тем ниже уровень тревожности в младшем школьном возрасте.
В результате исследования эксперименталь- творческого мышления имеет особенности и но доказано, что эмоциональная сфера млад- характеризуется сниженным эмоциональным ших школьников с высоким уровнем развития фоном и меньшей устойчивостью.
_ЛИТЕРАТУРА
1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 340 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002. 320 с.
3. Гагай В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. Монография. Сургут: РИО СурГПИ, 2004. 201 с.
4. Кузнецова, А.В. Взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников : [монография] / А.В. Кузнецова ; Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. Округа - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. 138 с.
5. Кочелаева Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.
6. Матюшкин А.М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие // Психология сегодня. М., 1996. Т. 2. Вып. 1. С. 122-123.
7. Телегина Э.Д., Кочелаева Н.В. Эмоциональная регуляция в развитии творческого мышления младших школьников // Научные труды МПГУ. Серия; психолого-педагогические науки. М., 1999. С. 401-409.
8. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 111-122.
REFERENCES
9. Baryshnikova E.L. Features of emotional states of creative children: Diss. PhD. Psychol. Sci. Moscow, 2000. 340 p. (in Russian)
10. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities. Moscow, Academy Publ., 2002. 320 p. (in Russian)
11. Gagay V.V. Psychological bases of development and formation of creative thinking of the younger schoolboy. Monograph. Surgut, RIO SurGPI Publ., 2004. 201 p. (in Russian)
12. Kuznetsova A.V. Interrelation of school adaptation and creative thinking of younger schoolchildren: [monograph] / A.V. Kuznetsova; Department of Education and Science of the Khanty-Mans. aut. The districts are Ugra, Surgut. state. ped. un-t. Surgut, RIO SurkhPU, Publ. 2009. 138 p. (in Russian)
13. Kochelaeva N.V. Features of the relationship of emotions and creative thinking in junior school age: Diss. PhD. Psychol. Sci. Moscow, 1997. (in Russian)
14. Matyushkin A.M. The creative potential of giftedness: structure and development. Psychology today. Moscow, 1996. V. 2. Issue. 1. pp. 122-123. (in Russian)
15. Telegina E.D., Kochelaeva NV. Emotional regulation in the development of creative thinking of younger students / Scientific Works of the Moscow State University. Series; psycho-pedagogical sciences. Moscow, 1999. pp. 401-409. (in Russian)
16. Shcheblanova E.I. Dynamics of cognitive and non-personal personal indices of giftedness in younger schoolchildren. Voprosy psychologii. 1998. no. 4. pp. 111-122. (in Russian)
Информация об авторах Гагай Валентина Васильевна
(Россия, Сургут) Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Сургутский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Ефремова Ада викторовна
(Россия, Сургут) Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Сургутский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Мишанкина Наталья Анатольевна
(Россия, Сургут) Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Сургутский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Gagay Valentina Vasilyevna
(Russia, Surgut) Doctor of psychological Sciences,
Professor of the Department of psychology Surgut State Pedagogical University. E-mail: [email protected]
Efremova Ada Viktorovna
(Russia, Surgut) PhD in Psychological Sciences,
Senior Lecturer of the Department Psychology Surgut State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Mishankina Natalya Anatolevna
(Russia, Surgut) PhD in Psychological Sciences,
Senior Lecturer of the Department Psychology Surgut State Pedagogical University E-mail: [email protected]