Shabanova Tatyana Leonidovna, Zhurba Evgenia Sergeevna STUDY OF THE PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN ..
pedagogical sciences
УДК 373.24:159. 9
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0083
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
© 2019
Шабанова Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: [email protected]) Журба Евгения Сергеевна, практикующий психолог Интеллектуально-приключенческий центр для детей и семей «Пристань авантюристов» (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 32Д,e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья знакомит с результатами изучения социального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Выделены и описаны четыре группы описывающих его критериев: социальное познание, эмоциональный интеллект, социальная сенситивность и социальная креативность. Показано, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования социального интеллекта. Проанализирована взаимосвязь основных психологических новообразований возраста с выделенными для изучения структурными компонентами социального интеллекта. Полученные результаты свидетельствуют о специфике социального интеллекта в младшем школьном возрасте. В частности, социальное познание характеризуется достаточной осведомленностью о нормах и правилах поведения, но неспособностью им следовать из-за неумения оценивать состояния, чувства, намерения людей, неготовностью контролировать свое поведение во время общения. Интегральные значения эмоционального интеллекта у большинства испытуемых находятся на низком и среднем уровне. При этом показатели внутриличностного эмоционального интеллекта у детей несколько выше, чем межличностного. Младшие школьники успешно влияют на эмоции других людей, даже манипулируют их чувствами, но не способны управлять собственными желаниями и побуждениями. Однако большинство младших школьников обладают способностью контролировать экспрессию, скрывать от окружающих свои подлинные переживания. Социальная сенситивность или чувствительность к чувствам и поведению находится на средних значениях у большинства обследуемых. У большинства социальная креативность, проявляемая в гибкости и нестандартности мышления, общения и поведения находится на уровне ниже возрастных критических значений.
Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, социальное познание, социальная сен-ситивность, социальная креативность, психологические новообразования возраста, эмоциональная саморегуляция, произвольность поведения, волевой самоконтроль, целеполагание, внутренний план действий, социальная умелость, навыки сотрудничества.
STUDY OF THE PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN SOCIAL INTELLIGENCE PECULIARITIES IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENTAL AGE THE TASKS
© 2019
Shabanova Tatyana Leonidovna, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Practical Psychology Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ylianova str., 1, e-mail: [email protected])
Zhurba Evgenia Sergeevna, practicing psychologist Intellectual and adventure center for children and families «Pristan' Avantyuristov» (603005, Russia, Nizhny Novgorod, st. Barbara, d. 32D, e-mail: [email protected]) Abctract. The article introduces the results of the study of primary school age children social intelligence. Four groups of criteria, describing it, are identified and defined: social cognition, emotional intelligence, social sensitivity and social creativity. It is shown that the primary school age is sensitive for the formation of social intelligence. The interrelation of the main psychological neoplasms of age with the selected for study structural components of social intelligence has been analyzed. The obtained results indicate the specifics of social intelligence in primary school age. In particular, social cognition is characterized by sufficient awareness of the behavior norms and rules, but the inability to follow them because of the incapability to assess the states, feelings, peoples' intentions, the unwillingness to control their behavior during intercourse. The integral values of emotional intelligence of the tested majority are at low and medium levels. At the same time, the indicators of the children intrapersonal emotional intelligence are somewhat higher than interpersonal. Primary school age children successfully influence the emotions of other people, even manipulate their feelings, but are not able to control their own desires and motivations. However, the majority of primary school age children have the ability to control expression, to hide their true experiences from others. Social sensitivity or sensitivity to feelings and behavior is at average values for the tested majority. For the majority, social creativity, manifested in flexibility and non-standard thinking, communication and behavior, is at level lower than the age critical values.
Keywords: social and emotional intelligence, social cognition, social sensitivity, social creativity, psychological neoplasms of age, emotional self-regulation, arbitrary behavior, voluntary self-control, goal-setting, internal action plan, social skills, cooperation skills.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Становление личности ребенка, его самочувствие и эмоциональное благополучие во многом определяются тем, как складываются его отношения с окружающими его детьми и взрослыми, т.е. во многом зависят от социального интеллекта.
Важно развивать социальный интеллект именно в младшем школьном возрасте, когда у ребенка формируется позиция школьника в условиях учебной деятельности, которая является коллективной и предполагает учебное сотрудничество с учителем и другими учени-
ками. Однако результаты современных исследований свидетельствуют о трудностях социальной адаптации современных детей и подростков, социальной и эмоциональной незрелости, одиночестве, конфликтности и агрессии в общении с окружающими [1;2;3;4].
Разрешению этих проблем способствует воспитание у детей эмоциональных и социальных способностей: эмоциональной рефлексии, глубины чувств, сенситив-ности, эмпатии [5;6].
Несмотря на большое число имеющихся публикаций, посвященных проблеме социального интеллекта, современная психология испытывает дефицит иссле-
320
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Шабанова Татьяна Леонидовна, Журба Евгения Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ...
дований интегративного и обобщающего характера. Отсутствуют специальные исследования, посвященные проблеме становления и возрастной динамике социального интеллекта у детей и подростков.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые опирались авторы, выделение неразрешимых раньше вопросов общей проблемы.
Понятие «социальный интеллект» вошло в современную психологию благодаря усилиям таких известных психологов, как Д. Дьюи, Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Н. Кантор и др. Употребив впервые понятие социального интеллекта в 1920 г., американский психолог Э. Торндайк определил его как способность действовать разумным образом в человеческих отношениях [18].
С тех пор почти вся столетняя история его изучения имела и периоды активного исследования, авторского солирования, и обескураживающих результатов, и научного многоголосия. Феномен социальных способностей отождествлялся не только с мышлением и интеллектом, но и с другими процессами и когнитивными способностями: памятью, восприятием, воображением [7; 19;20].
Был период, когда в научном сообществе возник скепсис по поводу существования социального интеллекта как отдельного явления в связи с появлением работ Л. Кронбаха, доказывавших, что социального интеллекта не существует, а есть вербальный интеллект, обеспечивающий понимание социальной ситуации и умение адекватно себя вести в ней [21].
Рост интереса к проблеме начался в 90-е гг. XX в., когда Дж. Мейер и П. Сэловей выделили в структуре социального интеллекта эмоциональный интеллект. Началось активное изучение взаимосвязанных способностей к пониманию эмоций и социальных коллизий, позволяющих людям преуспевать в различных сферах жизни [22].
В отечественной психологии изучение социального интеллекта начато недавно, в последние двадцать лет, и активно осуществляется рядом ученых (Белова С.С., Белоконь О.В., Кудрявцева Н.А., Лабунская В.А., Савенков А.И, Тихомирова Т.Н., Ушаков Д.В., Южанинова А.Л. и н. др.). Анализируя структуру социального интеллекта, исследователи отмечают, что он включает разнообразие знаний о социальной реальности, высокие способности к познанию других и самопознанию, управление своими и чужими эмоциональными реакциями и владение навыками социального взаимодействия [8; 9;10;11;12;13].
Тем самым подчеркивается мысль о том, что в социальном интеллекте тесно взаимодействуют когнитивные и аффективные процессы.
В настоящее время тема социальных способностей не исчерпана. Свидетельство этому - новый виток исследований начала XXI в. и продолжающиеся дискуссии о том, можно ли рассуждать об интеллекте в приложении к социальному содержанию; является ли социальный интеллект ведущим фактором достижений человека; возможно ли его целенаправленное развитие у ребенка [14;15;16;17]. Существуют также психометрические задачи будущего, такие как разработка новых надежных методик исследования механизмов социального интеллекта.
Формулирование цели статьи (постановка задания). В связи с этим целью нашего исследования являлось системное изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников в контексте задач возрастного развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Проанализировав многочисленные определения и концепции социального интеллекта, мы разработали собственную модель его изучения в контексте основных задач психического развития детей младшего школьного возраста, которая приведена в таблице 1.
Таблица 1- Программа диагностики структурных компонентов социального интеллекта у младших школьников в контексте задач возрастного развития
Компонент Характеристика Задачи возрастного развития Метод диагностики
Социальное Знание о людях, правилах общения. Понимание невербальных и вербальных проявлений поведения. Понимание интенций и потребностей участников коммуникации. Прогнозирование поведения других людей и формулирование планов собственных действии. Социальная интуиция: оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей. Аб стр актно -л огня е ско е мышление, произвольное синтезирование е восприятие, смысловое запоминание, произвольная монологическая речь, коммуникативная речь, рефлексия, адекватная дифференцированная самооценка в учебной деятельности, обоснованные суждения о себе и других Тест социального интеллекта «Шкала социального интеллекта Тгошго (в модификации В. Ю. Семенова, А. Д. Наследова)»
Эмоциональный Понимание эмоциональных состояний окружающих и собственных переживаний. Эмоциональная выразительность. Способность к саморегуляции чувств и настроения. Эмоциональная саморегуляция, осознанность эмоций, развитие высших чувств, замена двигательных эмоциональных реакции речевыми «Опросник эмоционального (ЭмИН)» Д-В. Люсина {детский вариант)».
Социальная Социальное восприятие, социальная чувствительность, сопереживание, умение слушать собеседника. Понимание юмора. Социальное взаимодействие. Открытость в отношениях с окружающими. Произвольность поведения, самоконтроль, нравственные н Тест социального инт ел л еита «Шкала социального интеллекта Тгонко (в модификации В. Ю. Семенова, А. Д. Наследова)».
Социальная креативность Умение находить нестандартные решения для открытых жизненных задач, использование дивергентного мышления, гибкость поведения н общения. Социальная память (память на имена, память на лица). Способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста. Способность к коллективному взаимодействию н творчеству. Целеполагание, внутренний план действий, социальная умелость, уверенность в себе « Диагно стнка уровня развития дивергентного мышления» (модификация Е.П. Ильина)
Мы выделили для изучения четыре компонента в структуре социального интеллекта: социальное познание, эмоциональный интеллект, социальную сенси-тивность и социальную креативность. Развитие социального познания возможно благодаря интенсивному формированию в младшем школьном возрасте абстрактно-логического мышления, произвольности процессов восприятия, внимания и памяти, рефлексии и дифференцированной самооценки. Развитию эмоционального интеллекта способствует становление процессов эмоциональной саморегуляции. Социальная сензитивность или чувствительность к переживаниям окружающих формируется благодаря становлению в этом возрасте произвольности поведения и волевого самоконтроля. Социальная креативность, понимаемая как способность к творческому мышлению и поведению, коллективному взаимодействию и сотрудничеству, формируется в контексте задач развития целеполагания, внутреннего плана действий, социальной умелости и навыков сотрудничества. В соответствии со структурными компонентами СИ была разработана программа выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров. Она включала стандартизированные методики: «Шкала социального интеллекта Troms0 (в модификации В. Ю. Семенова, А.Д. Наследова)», методика «Диагностика уровня развития дивергентного мышления» (модификация Е.П. Ильина) и тест эмоционального интеллекта «Опросник ЭмИН Д.В. Люсина (детский вариант)»; а также проективные техники (рисуночные и ассоциативные тесты), беседы и наблюдение.
Выборку испытуемых составили учащиеся 3 и 4 классов в возрасте 8 - 10 лет. Общее количество - 26 человек, среди которых в возрасте 10 лет (9 человек) в возрасте 9 лет (16 человек), в возрасте 8 лет (1 человек).
На пером этапе мы изучали показатели социального интеллекта: социальное познание и социальные навыки. Социальное познание включает знание о людях, правилах общения, понимание невербальных и вербальных проявлений поведения, интенций и потребностей участников коммуникации, социальную интуицию, способность определять настроение, внимание ко всем вербальным и невербальным проявлениям, прогнозирование поведения других людей и формулирование планов собственных действий. Низкий уровень показали 4% школьников, уровень ниже среднего - 11%, средний
Shabanova Tatyana Leonidovna, Zhurba Evgenia Sergeevna pedagogical
STUDY OF THE PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN ... sciences
уровень - 58%, уровень выше среднего - 27%. Таким образом, большая часть исследуемой группы (73%) показала низкий и средний уровень данного компонента социального интеллекта.
Далее изучался следующий показатель социального интеллекта - социальные навыки. Социальные навыки проявляются в понимании и следовании правилам бесконфликтного общения, умении решать социальные задачи. Уровень ниже среднего продемонстрировали 11% младших школьников, средний уровень - 58%, уровень выше среднего - 31%. Таким образом, большая часть исследуемой группы (69%) показала низкий и средний уровень развития социальных навыков.
Далее мы измеряли показатели эмоционального интеллекта. По мнению ряда авторов, эмоциональный интеллект является важной составляющей социального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это группа способностей к пониманию эмоциональных состояний окружающих и собственных переживаний, эмоциональная выразительность, способность к саморегуляции чувств и настроения. Он включает в себя внутрилич-ностный (ВЭИ) и межличностный (МЭИ) компоненты. Внутри каждого из этих компонентов выделяются понимание своих (ВП) и чужих (МП) эмоций, управление своими (ВУ) и чужими (МУ) эмоциями. Также во ВЭИ выделяется показатель контроля экспрессии (ВЭ). Измерение интегрального показателя эмоционального интеллекта (ОЭИ) показало следующее: очень низкий уровень продемонстрировали 19% младших школьников, низкий уровень - 31%, средний уровень - 46% и высокий уровень - 4%. У большинства младших школьников эмоциональный интеллект средний и низкий.
По шкале МЭИ (межличностный ЭИ: способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими) испытуемые продемонстрировали следующие результаты: очень низкий уровень - 23%, низкий уровень - 27%, средний уровень - 46%, высокий - 4%. .По шкале ВЭИ (внутриличностный ЭИ: способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими) младшие школьники показали следующее: очень низкий уровень имеют 35%, низкий уровень - 15%, средний - 35%, высокий - 15%. Таким образом, показатели внутриличностного эмоционального интеллекта у детей несколько выше, чем межличностного. По шкале ПЭ (понимание эмоций: способность к пониманию своих и чужих эмоций) все испытуемые имеют средние и низкие значения (очень низкий уровень - 31%, низкий - 31%, средний - 38%). Младшие школьники испытывают затруднения в понимании, осознании и вербализации собственных и чужих эмоциональных состояний, что не может не отражаться негативно на взаимоотношениях, а также снижает уровень социальной адаптации. По субшкале МП (понимание чужих эмоций на основе внешних проявлений мимики, жестикуляции, интонации) большинство обследованных младших школьников (96 %) продемонстрировали средние и низкие значения. По субшкале ВП (понимание своих эмоций: способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию) школьники продемонстрировали следующие показатели: очень низкий уровень - 42%, низкий уровень - 4%, средний уровень - 46%, высокий уровень - 8%. Таким образом, свои эмоции младшие школьники распознают и анализируют несколько лучше, чем чужие. Дети со вниманием относятся к невербальным реакциям участников коммуникации, но не всегда правильно оценивают чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Полученные в исследовании результаты, возможно, объясняются тем, что большинство младших школьников недостаточно хорошо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении младшие школьники в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника 322
потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.
По шкале УЭ (управление эмоциями: способность к управлению своими и чужими эмоциями) испытуемые продемонстрировали следующие показатели эмоционального интеллекта: очень низкий уровень - 16%, низкий - 27%, средний - 42% и высокий - 15%. Таким образом, значительная часть группы показала низкий и средний уровни данного компонента эмоционального интеллекта. Однако есть дети с высокими показателями управления эмоциями, что позволяет говорить, что дети способны контролировать эмоции, не всегда понимая их причины. При этом по субшкале МУ (управление чужими эмоциями: способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, склонность к манипулированию людьми) школьники продемонстрировали следующие показатели: очень низкий уровень - 19%, низкий уровень - 27%, средний уровень - 42%, высокий уровень - 12%. Таким образом, существенная часть исследуемой группы (42%) показала средний и высокий уровень по данному компоненту эмоционального интеллекта. По субшкале ВУ (способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные) школьники продемонстрировали следующие показатели эмоционального интеллекта: очень низкий уровень -27%, низкий уровень - 27%, средний уровень - 31%, высокий уровень - 11%. Таким образом, более половины младших школьников не способны эффективно управлять своими эмоциями. Младшие школьники успешно влияют на эмоции других людей, даже манипулируют их чувствами, но не способны управлять собственными желаниями и побуждениями. По субшкале ВЭ (контроль экспрессии: способность контролировать внешние проявления своих эмоций) испытуемые продемонстрировали следующие показатели эмоционального интеллекта: низкий уровень - 19%, средний - 50%, высокий - 23%, очень высокий - 8%. Таким образом, большинство младших школьников способны успешно контролировать внешние проявления своих эмоций, скрывать от окружающих свои подлинные переживания.
Исследование компонента социальной сенситивно-сти показало, что для 58% младших школьников характерен средний уровень развития таких способностей как: наблюдательность, эмпатичность ко всем вербальным и невербальным проявлениям окружающих, чувствительность к их внутреннему миру.
Далее мы изучали социальную креативность у младших школьников, которая проявляется в умении находить нестандартные решения для открытых жизненных задач, использовании дивергентного мышления, гибкости поведения и общения, социальной памяти (память на имена, память на лица), способности к коллективному взаимодействию и творчеству. Мы получили следующие данные: большая часть младших школьников (81%) показала уровень ниже нормы дивергентного мышления. Лишь у 19% испытуемых социальная креативность находится на уровне возрастной нормы и выше.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. 1. Большинство испытуемых младших школьников (73%) показали низкий и средний уровень социального познания и социальных навыков. Они понимают нормо-ролевые модели и правила, регулирующие поведение людей, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими, но не всегда способны следовать этим нормам в связи с неумением оценивать состояния, чувства, намерения людей, неготовностью контролировать свое поведение во время общения. 2. У большинства младших школьников эмоциональный интеллект средний и низкий. При этом показатели внутриличностного эмоционального интеллекта у детей несколько выше, чем межличностного. Свои эмоции младшие школьники распознают и анализируют Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Шабанова Татьяна Леонидовна, Журба Евгения Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ...
несколько лучше, чем чужие. Дети с вниманием относятся к невербальным реакциям участников коммуникации, но не всегда правильно оценивают чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Младшие школьники успешно влияют на эмоции других людей, даже манипулируют их чувствами, но не способны управлять собственными желаниями и побуждениями. Однако большинство младших школьников обладают способностью контролировать экспрессию, скрывать от окружающих свои подлинные переживания. 3. Исследование социальной сенситив-ности показало, что для большинства (58%) младших школьников характерен средний уровень развития таких способностей как: наблюдательность, эмпатичность ко всем вербальным и невербальным проявлениям окружающих, чувствительность к их внутреннему миру. 4. Дивергентное (творческое, креативное) мышление младших школьников в общении развито слабо - лишь 19% исследуемой группы показали уровень возрастной нормы и выше. Данный показатель свидетельствует о том, что младшие школьники испытывают трудности в нахождении нестандартных решений для открытых жизненных задач, демонстрируют гибкость в поведении и общении. 5. Пониженный уровень социального интеллекта в определенной степени может быть компенсирован за счет некоторых черт характера, выбора оптимального стиля общения, высокого уровня развития коммуникативных навыков, т.е. может быть развит в ходе активного социально-психологического обучения. Поэтому специально разработанная и апробированная нами программа тренинга социального интеллекта была направлена на формирование социальных способностей, положительного опыта взаимодействия младших школьников в различных ситуациях общения, улучшение адаптации в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика АрифулинаР.У., БатютаМ.Б., БеловаЕ.А., ДеменеваН.Н., Занозин Д.А., Киселева Е.С., Князева Т.Н., Лебедева И.В., Николина
B.В., Папуткова Г.А., Перевощикова Е.Н., Прохорова О.Н., Родионова Е.Л., Сафонова О.А., Слепенкова Е.А., Шабанова Т.Л., Шилова Г.А., Федоров А.А., Фролова С.В., Фомина Н.В. и дрМонография / Мининский университет. Нижний Новгород, 2014.
2. Шабанова Т.Л., Добровольская О.С. Нарушения семейного воспитания как причина дисгармоний мотивационно-личностного развития младших школьников // в сб.: Формирование здорового образа жизни, передовой опыт социально-психологической работы с детьми и семьей. Материалы областной межведомственной научно-практической конференции. 2016. С.102-107
3. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского универститета. 2018. Т.6. №1 (22). С.13
4. Зябликова Л.А., Шабанова Т.Л. Некоторые показатели развития регуляторной сферы личности у младших школьников // Нижегородский психологический альманах. 2017.№2. С.39-42
5. Леванова Е.А., Тарабакина Л.В. Воспитание глубины чувств в контексте принципа творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна // В сборнике: Философско-психологическое наследие
C.Л. Рубинштейна. Под ред. К.А. Абульхановой. — М., 2011. С.271-278
6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М., 1989. — 301 с.
7. Практический интеллект/Под ред. Р. Дж. Стернберга. — СПб: Питер, 2002. 272 с.
8. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 351 с.
9. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. №4. С. 39-55.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева, - М, 2000. - 288 с.
11. Белицкая А.Г. Социальная компетентность личности // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 24-108.
12. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995
13. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности //Проблемы оценивания в психологии: межвуз. науч. сб. /Под ред. Л. П. Доблаева. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1984. С. 63-67.
14. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психоло-
гии одаренности и творчества //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т.2. №4. С.94-101
15. Шабанова Т.Л. , Журба Е.С. Развитие социального интеллекта у младших школьников посредством психологического тренинга // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-7. С.348-355
16. Шабанова Т.Л., Журба Е.С. Теоретические и концептуальные основания психологического тренинга развития социального интеллекта для младших школьников //Нижегородский психологический альманах. 2017. №2. С.39-42
17. Журба Е.С., Шабанова Т.Л. Развитие сенситивности как фактора формирования социального интеллекта у детей младшего школьного возраста в условиях социально-психологического тренинга //Наука. Мысль. 2016. №11. С.20-24
18. Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper's Magazine. 1920. V. 140. P. 227-235, p. 228
19. Hendricks, M., Guilford, J.P., & Hoepfner, R. (1969) Measuring creative social intelligence. Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California, No. 42.
20. Kihlstrom J. F., Cantor N. Social intelligence // Cambridge handbook of intelligence / Ed. R. Sternberg, S. B.Kaufman. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. Pp. 564-580.
21. Bar-On R., Maree J. G. In search of emotional-social giftedness: a potentially viable and valuable concept // International handbook on giftedness /Ed. Shavinina. Springer Science+Business Media B. V., 2009. Pp. 559-570.
22. Goleman D. Social intelligence: the new science of social relationships. New York: Bantam Books, 2006. 413 pp.
Статья поступила в редакцию 08.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019