Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации у менеджеров торговой компании'

Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации у менеджеров торговой компании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
523
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / САМОМОТИВАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОУВАЖЕНИЕ / СЕНЗИТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL AWARENESS / SELF-MOTIVATION / EMPATHY / UNDERSTANDING OF EMOTIONS / SELF-ACTUALIZATION / SELF-ESTEEM / SENSITIVITY / COGNITIVE NEEDS / CREATIVE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна

В статье приведены результаты исследования взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и характеристик самоактуализирующейся личности у менеджеров торговой компании. У большинства испытуемых были выявлены средние значения эмоционального интеллекта. Менеджеры обладают некоторой эмоциональной осведомленностью и способны к пониманию эмоций, но испытывают трудности в управлении своими эмоциональными состояниями. Полученные результаты также свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. На основе выявленных качеств был составлен портрет самоактуализирующейся личности менеджера, в котором доминируют качества социальной успешности, спонтанности, независимости, свободы выбора. После проведенного корреляционного анализа с применением коэффициента Спирмена были выявлены значимые прямые и обратные связи между показателями эмоционального интеллекта и качествами самоактуализирующейся личности. По оценкам менеджеров, контактность в общении напрямую зависит от способности профессионала мотивировать себя, вызывая эмоции, адекватные ситуации. Выявлена достоверная обратная связь между самомотивацией, эмпатией, с одной стороны, и самоуважением. Это означает, что, по мнению испытуемых, чем выше социальная успешность и самоуважение, тем ниже способность управления своими эмоциями и эмпатия к чувствам окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the relationship ofemotional intelligence and the individualcharacteristics of self-actualization amongthe managers of a trading company

The article presents the results of a study of the relationship between indicators of emotional intelligence and the characteristics of a self-actualizing personality among managers of a trading company. Most subjects showed average values of emotional intelligence. Managers have some emotional awareness and are capable of understanding emotions, but have difficulty managing their emotional states. The results also indicate a high level of need for self-actualization among company managers. On the basis of the identified qualities, a portrait was drawn up of the manager’s self-actualizing personality, dominated by the qualities of social success, spontaneity, independence, and freedom of choice. After the correlation analysis was carried out using the Spearman's coefficient, significant direct and inverse relationships between indicators of emotional intelligence and the qualities of a self-actualizing personality were identified. According to the estimates of managers, contact in communication directly depends on the ability of a professional to motivate himself, evoking emotions, adequate situations. Revealed a reliable feedback between self-motivation, empathy, on the one hand, and self-esteem. This means that, according to the subjects, the higher the social success and self-esteem, the lower the ability to manage their emotions and empathy towards the feelings of others.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации у менеджеров торговой компании»

СоВетНиК, 2019 № 1

УДК 159.9; 331.108

Т. Л. Шабанова

Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации у менеджеров торговой компании

В статье приведены результаты исследования взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и характеристик самоактуализирующейся личности у менеджеров торговой компании. У большинства испытуемых были выявлены средние значения эмоционального интеллекта. Менеджеры обладают некоторой эмоциональной осведомленностью и способны к пониманию эмоций, но испытывают трудности в управлении своими эмоциональными состояниями. Полученные результаты также свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. На основе выявленных качеств был составлен портрет самоактуализирующейся личности менеджера, в котором доминируют качества социальной успешности, спонтанности, независимости, свободы выбора. После проведенного корреляционного анализа с применением коэффициента Спирмена были выявлены значимые прямые и обратные связи между показателями эмоционального интеллекта и качествами самоактуализирующейся личности. По оценкам менеджеров, контактность в общении напрямую зависит от способности профессионала мотивировать себя, вызывая эмоции, адекватные ситуации. Выявлена достоверная обратная связь между самомотивацией, эмпатией, с одной стороны, и самоуважением. Это означает, что, по мнению испытуемых, чем выше социальная успешность и самоуважение, тем ниже способность управления своими эмоциями и эмпатия к чувствам окружающих.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, понимание эмоций, самоактуализация, самоуважение, сензитивность, познавательные потребности, творческая направленность

T. L. Shabanova

The study of the relationship of emotional intelligence and the individual characteristics of self-actualization among the managers of a trading company

The article presents the results of a study of the relationship between indicators of emotional intelligence and the characteristics of a self-actualizing personality among managers of a trading company. Most subjects showed average values of emotional intelligence. Managers have some emotional awareness and are capable of understanding emotions, but have difficulty managing their emotional states. The results also indicate a high level of need for self-actualization among company managers. On the basis of the identified qualities, a portrait was drawn up of the manager's self-actualizing personality, dominated by the qualities of social success, spontaneity, independence, and freedom of choice. After the correlation analysis was carried out using the Spearman's coefficient, significant direct and inverse relationships between indicators of emotional intelligence and the qualities of a self-actualizing personality were identified. According to the estimates of managers, contact in communication directly depends on the ability of a professional to motivate himself, evoking emotions, adequate situations. Revealed a reliable feedback between self-motivation, empathy, on the one hand, and self-esteem. This means that, according to the subjects, the higher the social success and self-esteem, the lower the ability to manage their emotions and empathy towards the feelings of others.

Keywords: emotional intelligence, emotional awareness, self-motivation, empathy, understanding of emotions, self-actualization, self-esteem, sensitivity, cognitive needs, creative orientation

No. 1

The State Counsellor, 2019

Введение

" I зменившиеся условия трудовой дея-

ll тельности в связи с динамическими

_/I_общественными преобразованиями

предъявляют новые требования к компетентности профессионала. Помимо хорошей ориентированности в современном информационном пространстве и своей профессиональной области сегодня для успешной самореализации в профессии молодым людям необходимо быть еще и умелыми организаторами диалоговой коммуникации, эффективными стрессменед-жерами и рискологами, способными управлять конфликтными и стрессовыми ситуациями, преодолевать трудности и предупреждать профессиональные риски. В связи с этим в структуру профессионально значимых качеств необходимо включение особых специальных способностей социального и эмоционального интеллекта [3; 8].

Исследование эмоционального интеллекта и его взаимосвязей с различными свойствами личности, в частности процессами самоактуализации, является новой и малоисследованной в современной психологической науке проблемой. В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания [1; 2]. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций в научный оборот исследователями было введено понятие «эмоциональный интеллект», которое определяется как способность взаимодействовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999) [7]; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000) [4]. Обобщая имеющиеся подходы, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в жизни и профессии [6].

По нашему предположению, эмоциональный интеллект влияет на индивидуальные про-

явления способности к самоактуализации личности. Самоактуализация - многогранный и сложный феномен, впервые описанный К. Гольдштейном и более подробно изученный психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др). В той или иной форме она изучалась в смежных и близких к гуманистической психологии направлениях -социокультурном психоанализе К. Хорни и Э. Фромма, гештальттерапии Ф. Перлза, экзистенциальной психологии Д. Бьюдженталя и Р. Мэя, философских работах М. К. Мамардаш-вили. В настоящее время все чаще рассматриваются социально-психологические аспекты личностного роста и самоактуализации (Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Немирин-ский, Н.В. Ковалева). Самоактуализация, по мнению авторов, представляет собою процесс и результат максимально-полного проявления человеком своих способностей, развития задатков и реализации всего потенциала своей личности [5].

Материалы и методы

Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации у менеджеров крупной торговой компании. Выборку составили мужчины и женщины в количестве 40 человек, в возрасте активной профеесионализации от 22 до 41 года.

Были использованы следующие психодиагностические методики: методика оценки эмоционального интеллекта (Н.Холл) и Само-актуализационный тест (САТ) (Э.Шостром), Достоверность полученных данных определялась с помощью метода ранговой корреляции Спир-мена с использовнием компьютерной программы для статистической обработки данных - SPSS.12.

Результаты и обсуждение

На первом этапе исследования изучались способности эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, способность к распознаванию эмоций других людей. Результаты показали, что у 35% менеджеров средний уровень эмоционального интеллекта. Они способны к произвольному управлению деятельностью и общением с помощью определенных эмоционально-волевых усилий: самоконтроля, адекватного эмоционального реагирования. У остальных (65%) выявлен низкий уровень эмоционального ин-

Госу^арс^^ВеннЫй ^оВетНиК, 2019

теллекта. Его характеризуют непроизвольные эмоциональные реакции: низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не человек влияет на ситуацию, а ситуация влияет на человека и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции). Управление деятельностью происходит посредством внешних мотивов подчинения руководству, стремления заслужить одобрение.

При анализе структурных компонентов эмоционального интеллекта было выявлено, что наиболее высокие значения у менеджеров имеют качества эмоциональной осведомленности, эмпатии, распознания и понимания эмоций других людей. Они считают, что осознание истинных чувств помогает лучше управлять своей жизнью. Высокие значения эмпатии говорят о развитой способности сопереживать окружающим и понимать их. Распознание эмоций других людей помогает адекватно реагировать на настроения, побуждения и желания. Испытуемые уверены, что они способны улучшить настроение других людей, что с ними можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. Низкий уровень самомотивации и управления своими эмоциями свидетельствует об отсутствии навыков самоконтроля. Испытуемые отвечали, что они не способны сохранять спокойствие, когда испытывают давление со стороны, им трудно совладать со своими чувствами в ситуациях трудностей и неудач, они долго находятся во власти отрицательных эмоций. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что менеджеры обладают знаниями о своих эмоциях и эмоциях других людей и способны к сопереживанию и сочувствию, но испытывают трудности в регуляции и контролировании своих эмоциональных состояний, решении проблемных ситуаций.

Далее нами изучались показатели самоактуализации менеджеров: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность. Результаты свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. Исследование личностного потенциала показало, что наиболее высокие значения выявлены по факторам самоуважения, признания ценности самоактуализации, сензитивности к своим переживаниям, спонтанности чувств и поведения, ориентации во

№ 1

времени и самоподдержки. Последнее место в рейтинге качеств самоактуализирующейся личности у испытуемых занимают познавательные потребности. По выявленным показателям можно составить психологический портрет самоактуализирующейся личности, по оценкам менеджеров, как социально успешной и активной, которая живет настоящим, чувствует себя независимой в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, свободна в выборе, однако, обладает средними познавательными интересами и творческой направленностью.

Далее нами изучалось влияние показателей эмоционального интеллекта на проявление самоактуализации у менеджеров. Корреляционный анализ данных позволил установить, что получена достоверная прямая связь самомотивации и контактности (г5 = 0,460 (р < 0,05)). Полученные результаты дают основание утверждать, что самомотивация, определяемая как умение управлять своими эмоциями, обуславливает способность человека к быстрому установлению контактов с людьми и успешному общению.

Выявлена обратная связь самомотивации и самоуважения (г5 = - 0,555 (р < 0,05)). По оценкам испытуемых, на социальную успешность, самоуважение не влияет способность человека управлять своими эмоциями и чувствами.

Также была выявлена обратная связь эмпатии и самоуважения (г$ = - 0,463 (р < 0,05)). Испытуемые считают, что эмпатия, сопереживание другим людям могут препятствовать достижению социальной успешности, признания и самоуважения.

Выводы

1. У большинства испытуемых были выявлены средние значения эмоционального интеллекта. Менеджеры обладают некоторой эмоциональной осведомленностью и способны к пониманию эмоций, но испытывают трудности в управлении своими эмоциональными состояниями.

2. Результаты свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. Наиболее высокие значения выявлены по факторам самоуважения, признания ценности самоактуализации, сензитивности к своим переживаниям, спонтанности чувств и поведения, ориентации во времени и самоподдержки. Последнее место в рейтинге качеств самоактуализирующейся

No. 1

The State Counsellor, 2019

личности у испытуемых занимают познавательные потребности.

3. Корреляционный анализ данных позволил установить, что получена достоверная прямая связь самомотивации и контактности. Выявлена обратная связь самомотивации и самоуважения, эмпатии и самоуважения. По оценкам менеджеров, контактность в общении напрямую зависит от способности

профессионала мотивировать себя, вызывая эмоции, адекватные ситуации. Выявлена достоверная обратная связь между самомотивацией, эмпатией, с одной стороны, и самоуважением. Это означает, что, по мнению испытуемых, чем выше социальная успешность и самоуважение, тем ниже способность управления своими эмоциями и эмпа-тия к чувствам окружающих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. no 5. С. 83-95.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. АСТ Москва.: Хранитель, 2008. 480 с.

3. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. 354 с

4. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009. 351 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.

6. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. No 1 (22). С. 13.

7. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1994. vol. 54, no. 3, 4. pp. 772 - 781.

8. Tarabakina L.V., Ilaltdinova E.Yu., Lebedeva I.V., Shabanova T.L., Fomina N.V. Emotional creativity as a resource of communicative competence of students // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. vol. 6. no. 6. pp. 175-180.

REFERENCES

1. Andreeva I.N. On the history of the development of the concept of "emotional intelligence". Voprosy Psychologii. 2008. no. 5. pp. 83-95. (in Russ.)

2. Goleman D. Emotional Intelligence. Moscow, The Guardian Publ., 2008. 480 p. (in Russ.)

3. Competence-oriented learning in higher education: theory and practice: monograph / ed. V.V. Nikolina, O.A. Safonovoy. Nizhniy Novgorod, Minin University, 2014. 354 p. (in Russ.)

4. Lyusin D.V., Ushakov D.V. Social and Emotional Intelligence: From Process to Measurement. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2009. 351 p. (in Russ.)

5. Maslow A. Motivation and personality. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2003. 352 p. (in Russ.)

6. Shabanova T.L., Tarabakina L.V. Study of emotional maturity among students of a pedagogical university. Vestnik Mininskogo universiteta - Bulletin of the Minin University. 2018. vol. 6. no 1 (22). pp. 13. (in Russ.)

7. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence. Journal of Personality Assessment. 1994. vol. 54, no. 3, 4. pp. 772 - 781.

8. Tarabakina L.V., Ilaltdinova E.Yu., Lebedeva I.V., Shabanova T.L., Fomina N.V. Emotional creativity as a resource of communicative competence of students. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. vol. 6. no. 6. pp. 175-180.

Информаиия об авторе

Шабанова Татьяна Леонидовна

(Россия, г. Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, Доцент Доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина» E-mail: shabanovatl@yandex.ru

Information about the author

Tatyana L. Shabanova

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor Associate Professor at the Department of Practical Psychology

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: shabanovatl@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.