Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 287-291. _._._.... . . _ . .
удк 159.9 Т. Л. Шабанова, И. В. Наумова
Специфика изменении эмоциональном сферы у лиц пожилого возраста
Целью проведенного исследования было изучение специфики изменений эмоциональной сферы у пожилых людей по сравнению с лицами среднезрелого возраста. Результаты представлены в виде сравнительного анализа показателей двух групп испытуемых: лиц пожилого (65-70 лет) и среднезрелого (30-35 лет) возраста. Общий объем выборки составил 60 человек. Программа исследования представляла собой системное изучение эмоциональной сферы. Она построена с учётом теоретических положений, высказанных современными авторами о том, что эмоции закрепляются и проявляются на всех уровнях структуры личности: мотивационно-ценностном, аффективном, когнитивном и поведенческом. Установлено, что у пожилых людей в сравнении с лицами среднезрелого возраста интенсивнее проявляется фрустрация и ригидность в ответ на объективные трудности и негативные оценки действительности. Выявленная романтическая и акизитивная эмоциональная направленность, понимаемая как склонность к мечтательности и фантазированию и потребность в переживании удовольствия от приобретения и накопления, у пожилых может выступать своеобразным приспособительным механизмом достижения положительного эмоционального насыщения в ответ на негативные переживания реальности как неспособной удовлетворять их нужды. Изменения в эмоциональном интеллекте с возрастом происходят в направлении, с одной стороны, роста эмоциональной осведомленности, эмпатии, умения распознавать эмоции других людей, с другой стороны, снижения способности к управлению своими эмоциями и самомотивации.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, психические состояния, ценностные эмоции, эмоциональная направленность, эмоциональный интеллект
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
T. L. Shabanova, I. V. Naumova
The study of the value emotions of the elderly in the context of social adaptation to old age
The purpose of the study was to study the specific changes in the emotional sphere in the elderly compared with people of middle age. The results are presented in the form of a comparative analysis of the indices of two groups of subjects: elderly (65-70 years) and middle-aged (30-35 years). The total sample size was 60 people. The research program was a systematic study of the emotional sphere. It is constructed taking into account the theoretical positions expressed by modern authors that emotions are fixed and manifest at all levels of the personality structure: motivational-value, affective, cognitive and behavioral. It is established that in elderly people, in comparison with persons of middle age, frustration and rigidity are manifested more intensively in response to objective difficulties and negative assessments of reality. The revealed romantic and akizitivnaya emotional orientation, understood as a propensity to dreaminess and fantasy and the need for experiencing the pleasure of acquiring and accumulating, in the elderly can be a kind of adaptive mechanism for achieving positive emotional satiety in response to negative experiences of reality as unable to meet their needs. Changes in emotional intelligence occur with age in the direction of, on the one hand, the growth of emotional awareness, empathy, the ability to recognize the emotions of other people, on the other hand, reducing the ability to manage their emotions and self-motivation.
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 287-291.
Keywords: emotional sphere, mental states, value emotions, emotional orientation, emotional intelligence
Введение
роблема исследования психологических особенностей лиц пожилого возраста актуальна в связи с увеличением в обществе численности этой возрастной группы, мно-гоаспектностью трудностей и проблем пожилых людей и их недостаточной изученностью в психологической науке. Не существует на сегодняшний момент единой периодизации, характеризующей как само понятие пожилой возраст, так и определение момента его наступления. Нет единства во мнениях исследователей о том, как происходит процесс старения и каковы изменения эмоционально-личностного развития в старости [1; 2; 3; 7; 8].
Эмоциональная сфера личности является одним из наиболее значимых показателей психологии развития. Она сложно организована и имеет многокомпонентную структуру. По мнению большинства исследователей, эмоциональная сфера развивается [9; 11]. Изменения эмоциональной сферы в онтогенезе происходят в направлении увеличения количества эмоциоген-ных объектов, особенно имеющих социальный характер; возрастания дифференцированности эмоциональных переживаний; возникновения эмоционального переживания по поводу будущего; появления способности отделять экспрессивные средства от переживаний; увеличения способности понимания эмоций других людей; перехода эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности [10].
Отдельные аспекты эмоциональной сферы личности пожилых людей в связи с переживанием экзистенциального кризиса, стресса, одиночества, психологического нездоровья изучали отечественные психологи: Анциферова А.И., Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Воронина О.А., Головаха Е.И., Головей Л.А., Дементьева Н.В., Краснова О.В., Кулагина И.Ю., Лидерс А.Г., Лунина Е.Б., Москвитина О.А. и др. Авторами исследовались влияния макро-и микросреды на эмоциональное состояние пожилых людей, анализировались кризисные проявления эмоциональной сферы, возникающие с возрастом различные эмоциональные нарушения. По данным имеющихся исследований, пожилой возраст характеризуется изменением динамичности эмоциональных состояний, которые выражаются либо в инертности, либо в чрезмерной подвижности эмоций. На особенности эмоциональной сферы в пожилом возрасте оказывают значительное влияние следующие социально-психологические факторы: специфический склад характера личности, конкретные особенности темперамента и другие психические свойства; оценка человеком качества прожитой жизни; социально-психологическая обстановка, психологический климат
той среды, в которой живет пожилой человек; культурно-исторические и национально-этнические особенности.
Однако, несмотря на имеющиеся исследования переживаний в период поздней зрелости на сегодняшний день в психологии отсутствуют системные исследования, выявляющего специфику возрастных изменений и особенности эмоциональной сферы пожилых людей как важного показателя здорового старения. Этот факт позволяет подчеркнуть актуальность темы нашего исследования.
Основная часть
Целью проведенного нами исследования было изучение специфики изменений эмоциональной сферы у пожилых людей по сравнению с лицами среднезрелого возраста. В нем принимали участие испытуемые в возрасте 6570 лет (20 женщин, 10 мужчин), определяемые как лица пожилого возраста. Для проверки достоверности данных использовалась группа сравнения, состоящая из лиц среднезрелого возраста 30-35 лет (20 женщин, 10 мужчин). Общий объем выборки составил 60 человек.
Использовались следующие методики: «Шкала оценки значимости эмоций» Б.И. До-донова, «Шкала самооценки психических состояний» Г. Айзенка, «Эмоциональный интеллект» Н.Холла, «Незаконченные предложения» Д.М.Сакса и С.Леви.
Для проверки достоверности различий значений в подгруппах испытуемых пожилого и среднезрелого возраста применялся метод математической статистики - t-критерий Стьюден-та. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программного продукта SPSS Statistics 21.0.
Программа нашего исследования представляла собой системное изучение эмоциональной сферы. Она построена с учётом теоретических положений, высказанных современными авторами о том, что эмоции закрепляются и проявляются на всех уровнях структуры личности: мотивационно-ценностном, аффективном, когнитивном и поведенческом. В соответствии с этим мы изучали такие характеристики, определяющие эмоциональную сферу личности, как эмоциональную направленность, доминирующие психические состояния, эмоциональный интеллект.
Основной характеристикой эмоциональной сферы являются доминирующие у личности психические состояния. К базовым состояниям, характеризующим степень ее эмоционального благополучия, относятся тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Наши результаты показали, что у испытуемых обеих групп выраженность всех негативных психических состояний находится в диапазоне умеренных зна-
чений. Однако, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о значимых различиях, которые происходят с возрастом. У пожилых людей в сравнении с испытуемыми среднезре-лого возраста выявлена более интенсивная выраженность фрустрации, т.е. психического состояния, вызванного неудовлетворенностью потребностей, желаний, расстройством, разрушением планов, несбывшимися ожиданиями, неудачами, которое проявляется в целой гамме отрицательных переживаний: разочаровании, раздражении, отчаянии и т. п. ^ = 4,757, при р = 0) Также у пожилых людей интенсивнее проявляется ригидность, состояние затрудненности в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки ^ = 8,322, при р=0). Склонность к фрустрации и ригидности затрудняет принятие изменений, и тем самым создает препятствия к социальной адаптации в современных условиях у пожилых людей.
На доминирующие психические состояния оказывают влияние ценностные эмоции и соответствующая им эмоциональная направленность. Согласно теории Б.И. Додонова существуют 10 базовых эмоций, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность процессу его жизнедеятельности. К ним относятся романтические, акизитивные, праксические, глорические, гедонистические, альтруистические, гностические, пугнические, коммуникативные и эстетические переживания. Предпочтение той или иной эмоции свидетельствует об эмоциональной направленности человека, указывающей на систему ценностей и иерархию потребностей [4]. Результаты выполненного нами корреляционного анализа показали, что у пожилых людей по сравнению с лицами среднезрелого возраста сильнее выражена потребность в романтических эмоциях ^ = 6,535, при р=0). Им в большей степени свойственно ожидание чего-то необыкновенного, что окажет решающее влияние на судьбу. Они склонны верить в чудо, в то, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное. Также пожилые испытуемые значительно сильнее испытывают потребность в акизитивных эмоциях, связанных с переживанием радости приобретения материальных ценностей, удовольствие от их накопления ^ = 4,011, при р=0). Однако, у пожилых людей уменьшается потребность в гедонистических эмоциях, которые выражаются в стремлении к хорошему физическому самочувствию, беззаботности, безопасностью и безмятежностью жизни ^ = -2,412, при р=0, 019). Пожилым людям по сравнению с лицами среднезрелого возраста также в меньшей степени свойственны переживания, связанные с удовлетворением потребности в славе, восхищении со стороны окружающих (глорические)
^ = -6,545, при р=0), в риске, борьбе, преодолении опасности (пугнические) ^ = -3, 843, при р=0). Менее значимыми для них также становятся интеллектуальные переживания: интерес к новому, удивление t = -3,612, при р = 0,001). Выявленная романтическая и акизитивная эмоциональная направленность у пожилых людей может выступать своеобразным приспособительным механизмом достижения положительного эмоционального насыщения в ответ на объективные трудности и негативные оценки действительности как неспособной удовлетворять их объективные нужды.
Следующая характеристика структуры эмоциональной сферы, исследуемая нами, - эмоциональный интеллект. Под ним понимается группа эмоционально-когнитивных способностей человека к распознаванию эмоций, пониманию намерений, мотивации и желаний окружающих и своих собственных, а также к управлению своими эмоциями и влиянию на эмоции других людей. Согласно методике исследования, мы измеряли составляющие эмоционального интеллекта: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию, эмпатию, способность к распознаванию эмоций других людей. Наши результаты показали, что у испытуемых обеих групп все показатели эмоционального интеллекта находится в диапазоне средних значений. Однако наблюдаются возрастные различия. У людей пожилого возраста улучшается эмоциональная осведомленность - способность наблюдать изменение своих чувств, анализировать как отрицательные, так и положительные эмоции, понимать источник их возникновения и проблемы, которые их спровоцировали ^ = 2,953, при р = 0,005). Увеличивается уровень эмпатии, т.е. способность сочувствовать, эмоционально отзываться на реакции окружающих ^ = 2,589, при р = 0,012). Повышается также способность распознавать эмоции других людей ^ = 3,07, при р = 0,003). Однако такие способности эмоционального интеллекта как управление своими эмоциями (умение контролировать собственные переживания, наличие самообладания) ^ = -7,234, при р=0) и самомотивация (внутренняя мотивация, т.е. способность произвольно вызывать у себя мотивирующие эмоциональные состояния) ^ = - 4,639, при р = 0) с возрастом значимо снижаются.
Ценностные для личности переживания и показатели эмоционального интеллекта взаимосвязаны с иерархической организацией черт характера, мировосприятием. В связи с этим следующим этапом нашего исследования было изучение эмоциональных отношений у пожилых людей, понимаемых как осознаваемые и неосознаваемые установки в общении и поведении. Анализу подвергались базовые системы отношений испытуемых: отношение к себе,
своему прошлому, будущему, страхам и опасениям, своим возможностям, семье, друзьям, вышестоящим лицам, коллегам по работе. Мы анализировали качество ответов испытуемых в соответствии с интенсивностью эмоциональной напряженности, беспокойства, тревоги от 0 (отсутствие напряженности) до 2 баллов (высокая напряженность, негативное отношение). Так как каждая система эмоциональных отношений включала 4 вопроса, то 0 - максимально положительное отношение, 4 - нейтральное, 8 - максимально негативное отношение.
При системном анализе эмоциональных отношений к разным сторонам жизни в каждой возрастной группе выявлено, что у пожилых людей наиболее позитивное отношение к семье (средний балл - 1,8) в сравнении с другими системами отношений. Наиболее негативным травмирующим является отношение к своим страхам и опасениям (средний балл - 6,1). Лица среднего возраста наиболее позитивно относятся к своему будущему (средний балл -1,7) и при этом полное неприятие в себе страхов и опасений (средний балл - 5,4).
Статистически достоверными на уровне значимости р < 0,05 являются различия в следующих показателях эмоциональных отношений. Пожилые люди по сравнению с лицами среднезрелого возраста переживают более интенсивные отрицательные эмоции в двух сферах отношений: своего будущего (t = 2,904, при p = 0,005) и взаимодействия с коллегами (t = 2,626, при p = 0,011). Приведем примеры ответов испытуемых. Например, мужчина (68 лет) так выражает отношение к своему будущему: «Будущее кажется мне туманным»; «Наступит тот день, когда меня не станет». Испытуемая женщина (67 лет): «Будущее кажется мне безрадостным, если останусь одна»; «Наступит тот день, когда я стану совсем старой» и т.п. Отношение к коллегам и работе выражается испытуемыми следующим образом. Мужчина (65 лет): «Люди, с которыми я работаю, иногда раздражают»; «Если кто-нибудь работает под моим руководством, я непредсказуем». Женщина (70 лет): «Если кто-нибудь работает под моим руководством, я очень устаю от ответственности»; «Люди, с которыми я работаю... сейчас ни с кем не приходится работать».
В сравнении с предыдущими ответами приведем примеры высказываний испытуемых среднезрелого возраста. Например, испытуемый мужчина (34 года) выражает отношение к своему будущему: «Будущее кажется мне интересным»; «Наступит тот день, когда я осуществлю свою мечту». Испытуемая женщина (30 лет): «Будущее кажется мне счастливым»; «Наступит тот день, когда я добьюсь поставленной цели». Выражение отношения к коллегам и работе у мужчины (35 лет): «Если кто-нибудь работает под моим руководством,
я рассчитываю на него»; «Люди, с которыми я работаю, меня устраивают». Женщина (32 года): «Если кто-нибудь работает под моим руководством, им комфортно»; «Люди, с которыми я работаю, интересные и талантливые».
В ответах пожилых испытуемых проявляются эмоции тревоги, беспокойства, раздражения, печали, пессимизма, которые являются выражением их оценки действительности как неспособной удовлетворять объективные нужды, и по поводу которой возникают страдания.
Результаты нашего исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке программы психологической работы с пожилыми людьми с целью коррекции эмоциональных процессов, улучшения эмоционального самочувствия и, как следствие, повышения качества жизни.
Заключение
Результаты нашего исследования позволили нам составить эмоциональный портрет пожилого человека.
1. У пожилых людей в сравнении с лицами среднезрелого возраста интенсивнее проявляется фрустрация и ригидность в ответ на объективные трудности и негативные оценки действительности.
3. У пожилых испытуемых в сравнении с лицами среднезрелого возраста растет потребность в романтических и аквизитивных эмоциях и снижается потребность в глори-ческих, гедонических, гностических, пугни-ческих эмоциях. Выявленная романтическая и акизитивная эмоциональная направленность, понимаемая как склонность к мечтательности и фантазированию и потребность в переживании удовольствия от приобретения и накопления, у пожилых может выступать своеобразным приспособительным механизмом достижения положительного эмоционального насыщения в ответ на негативные переживания реальности как неспособной удовлетворять их нужды.
4. У пожилых людей, с одной стороны, увеличивается способность к осознанию и пониманию эмоций, что проявляется в росте эмоциональной осведомленности, эмпатии, распознавании эмоций других людей. С другой стороны, снижаются способности к управлению своими эмоциями и самомотивации.
5. При исследовании эмоциональных отношений выявлено, что статистически значимыми различиями между двумя разновозрастными группами, являются отношение к будущему и отношение к сотрудникам, так у пожилых людей негативная эмоциональная окраска по отношению к ним выше, чем у испытуемых среднезрелого возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. М.: Академия, 2003.
2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», издание 2-е, испр. и доп., 2006.
3. Головей Л.А. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход / Л. А. Головей, О. Ю. Стрижицкая, А. В. Криулина // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36.
4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 271 с.
5. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2000.
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Академический Проект, 2013.
7. Психология старости. Хрестоматия / Под ред. Д. Я.Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2004.
8. Психология старости и старения: Хрестоматия для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М.: ACADEMA, 2003.
9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
10. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. С.551-586
11. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. Том 6, №1 (2018). URL: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13
REFERENCES
1. Ananiev B.G. To the problem of age in modern psychology. Psychology of old age and aging: Comp. O.V. Krasnova, A.G. Liders. Moscow, Academy Publ., 2003. (in Russian)
2. Antsyferova L.I. Development of the personality and the problems of gerontology. Moscow: Izdatelstvo "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2006. (in Russian)
3. Golovei L.A. Positive functioning of the personality in the elderly: an integrated approach / L.A. Golovei, O. Yu. Strizhitskaya, A.V. Kriulina. Psychological research. 2014. Vol. 7. No. 36. (in Russian)
4. Dodonov B.I. Emotion as a value. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 271 p. (in Russian)
5. Druzhinin V.N. Variants of life: essays of existential psychology. Saint-Petersburg, IMATON Publ., 2000. (in Russian)
6. Kulagina I. Yu. Age Psychology. Full life cycle of human development: Textbook for students of higher educational institutions / I. Yu. Kulagina, V. N. Kolyutsky. Moscow, Academic Project Publ., 2013.
7. Psychology of old age. / Ed. D. Ya. Raigorodsky. Samara, BAKHRAH-M Publ., 2004. (in Russian)
8. Psychology of old age and aging: Anthology for students of psychological faculties of higher educational institutions / Comp. O.V. Krasnova, A.G. Leaders. Moscow, ACADEMA Publ., 2003. (in Russian)
9. Reikovsky Ya. Experimental psychology of emotions. Moscow, Progress, 1979. 392 p. (in Russian)
10. Rubinshtein S.L. Emotions // Fundamentals of General Psychology. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2009. pp. 551-586. (in Russian)
11. Shabanova T.L., Tarabakina L.V. Investigation of emotional maturity in students of a pedagogical university. Bulletin of the Minin University. Vol. 6, no. 1 (2018). URL: http://dx.doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13 (accessed 1.06.2018) (in Russian)
Информация об авторах Шабанова Татьяна Леонидовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, доцент Доцент кафедры практической психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors
Shabanova Tatyana Leonidovna
(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychology, Assistant Professor Associate Professor of the Department of Practical Psychology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Наумова Ирина Владимировна
(Россия, г. Нижний Новгород) Практический психолог E-mail: [email protected]
Naumova Irina Vladimirovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Practical psychologist E-mail: [email protected]