Научная статья на тему 'Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста'

Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10027
1427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПСИХОЛОГИЯ / ПОНИМАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / INTELLECT / EMOTIONAL / PSYCHOLOGY / UNDERSTANDING / PERCEPTION / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Дмитрий Михайлович

В статье представлены результаты экспериментального исследования эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Описаны методы, позволяющие диагностировать компоненты эмоционального интеллекта. Репрезентирован количественный и качественный анализ результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыжов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY AND ANALYSIS OF EMOTIONAL INTELLECT OF JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN

The article provides the results of experimental work on study of emotional intellect of junior school age children. The techniques, which allow diagnosing certain components of emotional intellect, are marked. The quantitative and qualitative analysis of the results is shown here.

Текст научной работы на тему «Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста»

ББК 88.835.2В64 YAK 159.922.72

Д.М. РЫЖОВ

D.M. RYGOV

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭМОиИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

STUDY AND ANALYSIS OF EMOTIONAL INTELLECT OF JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN

В статье представлены результаты экспериментального исследования эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Описаны методы, позволяющие диагностировать компоненты эмоционального интеллекта. Репрезентирован количественный и качественный анализ результатов.

The article provides the results of experimental work on study of emotional intellect of junior school age children. The techniques, which allow diagnosing certain components of emotional intellect, are marked. The quantitative and qualitative analysis of the results is shown here.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональный, психология, понимание, восприятие, идентификация.

Key words: intellect, emotional, psychology, understanding, perception, identification.

Проблема изучения природы и элементов эмоционального интеллекта и его становления у детей младшего школьного возраста является одновременно сложной, противоречивой и в то же время актуальной и востребованной в современной психологической науке. Её сложность и противоречивость проявляется как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Само понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional intelligence, EI) появляется в начале в зарубежной психологии в 90-х годах ХХ века в работах Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Гоулмэна. Затем оно начинает использоваться и в отечественной науке [2; 3; 9]. Прошедшие десятилетия не привнесли ясности в разработку самого понятия. Более того, все активнее звучат высказывания, что оно очень сильно коммерционализировано, другими словами представляет собой не научное понятие, а, скорее, торговый бренд [5; 7; 8]. Мы не разделяем данную точку зрения. Сама история возникновения понятия «эмоциональный интеллект» опровергает её.

Идея выделить эмоциональный интеллект как вид интеллекта возникает при попытках разработать другое психологическое понятие - социальный интеллект, под которым Э. Торндайк имел в виду способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других, основная функция которой заключается в прогнозировании поведения. Его мысль была поддержана Г. Оллпортом, который рассматривал социальный интеллект как социальный дар, необходимый для «тонкого» равновесия в поведении и обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того чтобы обеспечить такое равновесие необходимо уметь прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. В теории Дж. Гилфорда социальный интеллект предстаёт как интегральная интеллектуальная способность, которая определяет успешность общения и социальной адаптации. Во всех упомянутых моделях социального интеллекта признавалась значимость эмоций для его продуктивного функционирования. При этом обращалось внимание на то, что чувствуя и переживая, человек должен уметь адекватно вербализировать свои переживания. Кроме этого, ему необходимо верно идентифицировать эмоциональное состояние другого. Все вместе взятое только в совокупности позволяет сделать продуктивным процесс взаимодействия с другими. Способность

выстроить информацию и при её минимуме сделать верное заключение - это функция интеллекта, а специфика информации, относящаяся к эмоциональной сфере человека, позволяет выделить эмоциональный интеллект как самостоятельное психологическое явление. Д. Гоулмэн утверждает, что успех человека в жизни напрямую зависит от его эмоционального интеллекта [10].

Под эмоциональным интеллектом понимают: способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов (Дж. Мейер, П. Сэловей); все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями (Р. Бар-Он); способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей (Д. Гоулмен). Несмотря на различия в приведённых определениях, есть общее, что их объединяет. Это признание сложно структурированности эмоционального интеллекта. Другими словами, эмоциональный интеллект является системным интегративным образованием. Следовательно, его необходимо изучать в единстве его компонентов.

Все изложенное ранее позволяет нам выделить следующие компоненты эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, понимание эмоций, идентификация эмоций, поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями (см. табл. 1).

Таблица 1

Структурные компоненты эмоционального интеллекта

Компоненты эмоционального интеллекта

Восприятие эмоций Понимание эмоций Идентификация эмоций Поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями

Результатом развития эмоционального интеллекта становится личность, осознающая свои эмоции и умеющая ими управлять, умеющая хорошо разбираться также и в эмоциях других людей, способная ими управлять, т.е. руководить другими людьми.

Мы провели эмпирическое изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Его целью был анализ развития компонентов эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Выборку составили 662 школьника с 1 по 4 классы. Возраст испытуемых 7 - 11 лет.

Для определения уровня сформированности эмоционального интеллекта использовались методики, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Наименование методик Цели их использования

Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой для детей младшего школьного возраста. Диагностическая серия № 2 1. Выявление сформированности процессов опознания эмоций восприятия и их понимания. 2. Определение уровней идентификации эмоций

Диагностическая методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой Выявление особенностей эмоционального развития (когнитивно-аффективных компонентов эмоционального интеллекта) у детей младшего школьного возраста

Методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен Выявление степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём, уровень эмоционального интеллекта

Дадим краткую характеристику методик исследования. Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой (диагностическая серия № 2) предназначена для детей младшего школьного возраста. [3, с. 288]. Детям предлагался набор картинок из 4 штук с изображениями разных эмоциональных ситуаций: день рождения, драка, расставание, нападение. Давалась следующая инструкция: «Я буду показывать тебе картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках». После каждого предъявления очередной картинки задавался вопрос: «Как ты думаешь, что произошло с этими людьми? Почему у них такие лица. Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение)?».

В процессе выполнения задания в протоколе фиксировалась точность идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоций в мимике и жестов, фактор ситуативной реактивности на определённую ситуации или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении.

Диагностическая методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой [3, с. 288] позволяла определить объем и структуру эмоциональных представлений испытуемых. Детям предлагалось 12 слов-понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (эмоции и чувства). Давалась инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить разные слова, а ты про каждое слово что-нибудь нарисуешь. Слов будет много, их надо разместить на одной стороне листа, на другой стороне рисовать нельзя. Постарайся запомнить те слова, которые я буду говорить». Результаты диагностики позволили выявить поуровневую дифференциацию адекватности кодирования эмоциональных модальностей.

В методике «Что - почему - как» предложенная М.А. Нгуен [5, с. 83], детям предлагалось прослушать рассказ. Давалась инструкция: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы». Ребёнок, отвечая на вопросы, должен был решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей. Ответы оценивались по трёхбалльной шкале. В результате были определены уровни развития эмоционального интеллекта (по М.А. Нгуен).

Анализ результатов эмпирических данных, полученных в исследовании после проведения диагностической серии № 2 методики «Эмоциональная идентификация» были выделены уровни восприятия, понимамания и идентификации эмоций младшими школьниками.

Восприятие эмоций:

- высокий уровень - выделение комплекса экспрессивных признаков по 4 - 6 модальностям (глаз, рот, брови);

- средний уровень - нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4 - 6 модальностям;

- низкий уровень - выделение отдельных экспрессивных признаков по всем модальностям.

Понимание эмоций:

- высокий уровень - соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям;

- средний уровень - соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4 - 6 модальностям;

- низкий уровень - затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 модальностям.

Идентификация эмоций:

- высокий уровень - комплексная интерпретация эмоциогенных 4 основных и 4 дополнительных модальностей;

- средний уровень - комплексная интерпретация эмоциогенных 4 основных и 2 - 3 дополнительных модальностей;

- низкий уровень - затруднения в комплексной интерпретации эмоци-огенных ситуаций всех модальностей.

Количественный анализ данных, полученных в ходе проведения данной методики представлен в таблице 3.

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням восприятия, понимания и идентификации эмоций (по Е.И. Изотовой)

Шкалы Уровни Восприятие эмоций Понимание эмоций Идентификация эмоций

абсолют. число относит. число абсолют. число относит. число абсолют. число относит. число

Высокий уровень 141 21,30% 118 17,82% 87 13,14%

Средний уровень 228 34,44% 199 30,06% 329 49,70%

Низкий уровень 293 44,26% 345 52,11% 246 37,16%

По данным, представленным в таблице 3, можно сделать вывод о том, что по шкале «Восприятие эмоций» большинство респондентов обнаружили низкий уровень (44,26%). Данная часть испытуемых смогла выделить лишь отдельные экспрессивные признаки на предложенных картинках, например, Катя М. 7,5 лет: «Девочке страшно, потому что там собака злая. Она её боится. Глаза закрыла и не смотрит» (3 картинка серии «Страх»). Наименьшее количество испытуемых показали высокий уровень восприятия эмоций (21,3%), отметив комплекс экспрессивных признаков по 4 - 6 модальностям. 34,44% младших школьников, принимающих участие в исследовании продемонстрировали средний уровень развития восприятия эмоций, отметив незначительные экспрессивные признаки по 4 - 6 модальностям. По шкале «Понимание эмоций» наибольшее количество испытуемых продемонстрировали низкий уровень понимания воспринимаемых эмоций (52,11%), младшие школьники испытывали затруднение в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию в большинстве из предложенных экспрессивных реакций. Наименьшее количество младших школьников (17,82%) смогли определить соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям. У данной группы детей наличествует высокий уровень понимания эмоций. По шкале «Идентификация эмоций» большинство детей обнаружили у себя средний уровень - 49,7%. Дети смогли интерпретировать 4 из 6 эмоциогенных модальностей. 13,15% младших школьников продемонстрировали высокий уровень интерпретации эмоций.

В ходе проведения методики «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой были выделены следующие уровни адекватности восприятия эмоций:

- высокий уровень - адекватное кодирование и вербализация 10 - 12 эмоциональных модальностей;

- средний уровень - адекватное кодирование и вербализация 8 - 10 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения в некоторых эмоциях (например, призрение);

- низкий уровень - адекватное кодирование и вербализация 4 - 6 эмоциональных модальностей.

Количественный анализ данных, полученных в результате проведения методики «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации М.А. Кузьмищевой представлен в диаграмме 1. Анализ результатов показывает, что большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень адекватности восприятия эмоций (58,28%). Дети испытали некоторые затруднения в вербализации сложных эмоциональных состояний, таких как удивление, ревность, зависть, презрение. Наименьшее количество испытуемых (17,60%) обнаружили у себя высокий

уровень адекватности восприятия эмоций, детям оказалось под силу раскодировать и озвучить сложные эмоции. 24,12% детей младшего школьного возраста смогли отметить 4 - 6 эмоциональных модальностей из 10 возможных. Испытывали затруднения при их вербализации. У детей наблюдается нарушение структуры эмоциональных представлений. Нестабилен уровень произвольного выражения эмоций: возникают затруднения произвольной мимической имитации по образцу всех модальностей нижнего и верхнего паттерна.

Диаграмма 1

Распределение детей младшего школьного возраста по уровням адекватности восприятия эмоций (по М.А. Кузьмищевой)

58,28%

■ Низкий уровень

■ Средний уровен Высокий уровен

В ходе проведения методики «Что - почему - как» по М.А. Нгуен были выделены уровни развития эмоционального интеллекта.

Первый уровень - высокий - предложенные ребёнку проблемы решаются им конструктивно, например, старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам, что так делать нельзя, что это плохо; старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться. Дети говорят о том, что люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются, так нельзя поступать. Ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства - чувства обиженного человека.

Второй уровень - средний - дети решают возникшую проблему менее конструктивно, на вопрос о том, что старшая сестра сказала ребятам, отвечают, что старшая сестра угрожала ребятам, чтобы они не смеялись и не обижали больше маленьких. Поставив себя на место героя ситуации, предлагают попросить взрослых поговорить с обидчиками.

Третий уровень - низкий - младшие школьники не понимают сути вопроса. Отказываются отвечать, не ставят себя на место героя ситуации.

Количественный анализ полученных результатов представлен в диаграмме 2. Данные диаграммы 2 позволяют сделать вывод о том, что большинство испытуемых демонстрируют средний уровень развития эмоционального интеллекта (64,6%). При решении проблемной ситуации дети прибегают к помощи взрослых, при этом верно квалифицировав испытываемые героем ситуации чувства. Наименьшее количество младших школьников продемонстрировали высокий уровень развития эмоционального интеллекта (9,16%). Они верно объясняют сложившуюся ситуацию, адекватно воспринимают и объясняют эмоции людей-участников ситуации. При решении проблемы опираются на испытываемые чувства, и на основе этих эмоций сами принимают решение.

Диаграмма 2

Распределение испытуемых по уровням развития эмоционального компонента (по М.А. Нгуен)

64,60%

■ ■

Высокий уровень

Таким образом, в ходе проведённого диагностического исследования, направленного на изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, было установлено следующее. Для большинства младших школьников характерен средний уровень развития эмоционального интеллекта и его компонентов. У детей этого возраста редко отмечается высокий уровень эмоционального интеллекта. Далее нам предстоит работа по развитию эмоционального интеллекта младших школьников и анализ продуктивности подобной деятельности.

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57 - 65.

2. Белоконь, О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст]. - М., 2008. - 22 с.

3. Завьялова, Ж. Эмоциональный интеллект EQ [Текст] / Ж. Завьялова // Управление персоналом. - 2006. - № 7. - С. 40 - 42.

4. Изотова, М.А. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / М.А. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2004. - 288 с.

5. Мнения по поводу эмоционального интеллекта (Harvard Business Review, 1, 2003) [Текст] / Справочник по управлению персоналом. - 2004. - № 10. -С. 116 - 118.

6. Нгуен, М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. -2008. - № 1. - С. 83 - 85.

7. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р.Д. Робертс [и др.] // Психология: журнал Высшей Школы Экономики. - 2004. - Т. 1. - № 4. - С. 28 - 35.

8. Ashkanasy, N.M. Emotional awareness and emotional intelligence in leadership teaching [Text] / N.M. Ashkanasy, M.T. Dasborough // Journal of education for business. - 2003. - Vol. 79. - No. 1. - Pp. 18 - 22.

9. Barbuto, J.E. The Emotional Intelligence of Transformational Leaders: A Field Study of Elected Officials [Text] / J.E. Barbuto, M.E. Burbach // The Journal of Social Psychology. - 2006. - № 146 (1). - Pp. 51 - 64.

10. Goleman, D. Emotional intelligence [Text] / D. Goleman. - New York : Bantam Books, 2005. - 358 p.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.