Научная статья на тему 'Особенности развития образного творческого мышления у младших школьников'

Особенности развития образного творческого мышления у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
898
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / FIGURATIVE CREATIVE THINKING / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Васильева Евгения Александровна

В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических и индивидуальных особенностей проявления образной креативности (творческого мышления) у младших школьников на материале теста креативности Е.П. Торренса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of creative development of creative thinking in younger schoolchildren

This article presents theoretical and empirical investigation of general, specific and individual peculiarities of the manifestation of imaginative creativity (creative thinking) in younger schoolchildren on the material test of creativity E.P. Torrance.

Текст научной работы на тему «Особенности развития образного творческого мышления у младших школьников»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, г. Шадринск Е.А. Васильева, г. Нефтеюганск

Особенности развития образного творческого мышления у младших

школьников

В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических и индивидуальных особенностей проявления образной креативности (творческого мышления) у младших школьников на материале теста креативности Е.П. Торренса.

Образное творческое мышление, младшие школьники, особенности.

E.A. Volgusnova, Shadrinsk E.A. Vasilyeva, Nefteyugansk

Features of creative development of creative thinking in younger

schoolchildren

This article presents theoretical and empirical investigation of general, specific and individual peculiarities of the manifestation of imaginative creativity (creative thinking) in younger schoolchildren on the material test of creativity E.P. Torrance.

Keywords: figurative creative thinking, younger schoolchildren, features.

В образовании остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Однако, в системе образования сложились такие противоречия, которые выступают в качестве факторов, которые сдерживают развитие и формирование творческого мышления младших школьников. Первое - это противоречие между необходимостью творческого подхода в обучении и его опорой на репродуктивную деятельность учащихся, т.е. учебный процесс широко опирается на познавательные возможности детей. Хотя познавательные способности ребенка недостаточно используются как средство развития творческого мышления.

Второе противоречие - это противоречие между ориентацией школы на индивидуально-личностное развитие детей и коллективной работой процесса обучения. С одной стороны, центральной фигурой обучения является личность ребенка, где целью является создание условий для проявления и развития внутреннего потенциала личности. С другой стороны - обучение детей носит по своей природе массовый, коллективный характер, где возможности развития личностных механизмов регуляции и саморегуляции творческого мышления ограничены.

Современные представления о творческом мышлении существуют в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам: творческое мышление как особый вид одаренности в работах Ч.Д. Чистяковой [7]; В. Штерна [8]; творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в работах А.В. Брушлинского [2] и т. д.

В психологических исследованиях рассматриваются показатели творческого мышления (Б.Г. Ананьев [1]; Н.А. Менчинская [4] и др.), формы его проявления (Дж. Гилфорд [9]; Е.П. Торренс [10]), особенности развития (А.М. Матюшкин [3]; Я.А. Пономарев [5]), а также когнитивные и личностные конструкты творческого мышления (В.В. Гагай, Э.Д. Телегина [6]).

Следует отметить, что при всех неоспоримых достоинствах отмеченных работ в них не получили отражения характерные возрастные психологические особенности образного творческого мышления в целенаправленной работе с младшими школьниками.

В эксперименте, который проводился в 2014-2015 учебном году, участвовали учащиеся начальной школы с первого по четвертые классы МБОУ «СОШ № 9» г. Алексина Тульской области.

Нами была применена образная батарея теста креативности Е.П. Торренса, которая состоит из трех субтестов: «Создание рисунка» - создание оригинального рисунка, частью которого является заданная цветная фигура. «Незаконченные фигуры» - создание как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур. «Повторяющиеся линии» - создание оригинальных изображений на основе пар параллельных линий.

Основными критериями оценки результатов образной батареи являлись показатели творческого мышления: беглость - способность создавать большое количество осмысленных идей (рисунков); оригинальность - способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы», разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи; абстрактность названий - способность к трансформации образной информации в словесную форму; сопротивление замыканию -способность длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Анализ полученных результатов позволил выделить три уровня образной креативности. Низкий уровень - испытуемые рисуют предметно-схематичные рисунки с использованием заданной фигуры. Рисунок носит примитивный и шаблонный характер. Ниже среднего уровень - дети дорисовывают большинство фигур, но все их рисунки схематичны. Средний уровень - учащиеся добавляют небольшое количество деталей, повторяемых самими детьми.

В результате мы получили данные, отражающие динамику развития образной креативности учащихся. Сравнение показателей среднего уровня образной креативности (64,6%) и ниже среднего уровня (11%) свидетельствует о преобладании среднего уровня по сравнению с уровнем ниже среднего на 53,6% (ф эмп = 7,626 при р > 0,01). Также тенденция прослеживается и с низким уровнем, его различие со средним уровнем составляют 40,2% (ф эмп = 5,34 при р > 0,01). Таким образом, у детей младшего школьного возраста преобладает средний уровень образной креативности.

Кроме того, нами были рассмотрены возрастные особенности образной креативности. Сравнительный анализ полученных данных позволил обнаружить наиболее выраженные показатели с низким уровнем образной креативности у учащихся первого класса 45%. Средний уровень имеют 40% первоклассников, и только у 15% детей наблюдается уровень ниже среднего. У учащихся второго класса средние показатели у 66,7% и только у 5,5% имеют низкий уровень. Высокие показатели по среднему уровню образной креативности выявлены у учащихся третьего класса 81,8%. Ниже среднего уровень выявлен у 13,6% детей, и только у 4,6% учащихся имею низкий уровень. Наиболее большие показатели по среднему уровню обнаружен у детей четвертого класса 68,2% и только у 13,6% имеют низкий уровень. Таким образом, у детей третьего класса более высокие показатели образной креативности, чем у учащихся первого, второго и четвертого классов.

Обработка полученных данных позволила зафиксировать статистически значимые различия по критерию Фишера между показателями образной креативности у детей 7 и 9 лет по среднему уровню (ф эмп = 2,884 при р > 0,01). Значимых различий между показателями образной креативности у детей первого, второго и четвертого классов не выявлены.

Анализ полученных данных позволил зафиксировать статистически значимые различия по критерию Фишера по показателю беглости образной креативности у учащихся 7 и 9 лет по среднему уровню (ф эмп = 2,538 при р > 0,01); по низкому уровню у учащихся 7 и 8 лет (ф эмп = 2,425 при р > 0,01); по показателю оригинальности у детей третьего класса и четвертого класса по среднему уровню (ф эмп = 2,879 при р > 0,01).

По показателю разработанности, абстрактности названий и сопротивлению замыкания статистически значимых различий не было обнаружено у учащихся младшего школьного возраста. Таким образом, показатель беглости в большей степени развит у детей третьего класса, у них наблюдаются высокие результаты разнообразия идей и стратегий, умеют приукрасить простую мысль.

Такие показатели как разработанность и абстрактность названий имеют высокие показатели у учащихся второго и третьего класса. У таких детей наблюдается способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. Дети легко выражают суть изображения через ее название.

У детей четвертого класса превалирует показатель сопротивление замыканию, ребята длительное время выдерживают неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста наблюдается положительная динамика развития образного творческого мышления, которая заключается в изменении таких показателей, как беглость, оригинальность, разработанность и

абстрактность. При этом следует уточнить, что существенно изменяются показатели разработанности продуктов образного творческого мышления, определяемые развитием у младших школьников способности детально проработать свои идеи, доводить задуманное до конца и придавать законченность создаваемым образам.

При сравнении данных исследования, полученных в разных возрастных группах, обнаружилась неравномерность проявления показателей образной креативности у детей младшего школьного возраста.

У учащихся первого класса были выявлены наиболее высокие показатели по среднему уровню в абстрактности названий и сопротивлению замыкания по 60%. Показатели ниже среднего доминируют в оригинальности и разработанности до 50%. Низкий уровень максимально проявился в абстрактности названий (40%).

У детей второго класса были зафиксированы высокие показатели среднего уровня в абстрактности названий (77,8%). Показатели ниже среднего преобладают в оригинальности и составляют 66,7% над показателями сопротивление замыканию на 44,5% (ф эмп _ 2,79 при р > 0,01). Низкий уровень преобладает в сопротивлении замыканию (33,3%), в меньшей степени был выявлен в беглости (5,5%). В таких показателях как оригинальность и разработанность низкий уровень не обнаружен.

У детей третьего класса средний уровень был обнаружен во всех показателях и максимально проявился в абстрактности названий и в разработанности до 100%, в меньшей - в оригинальности 45,5%. Следовательно, показатели ниже среднего преобладают в оригинальности 45,5% над показателями сопротивление замыканию на 31,9% (ф эмп _ 2,408 при р > 0,01). Низкий уровень максимально проявился в сопротивлении замыканию (22,8%), в меньшей степени - в беглости и оригинальности по 9%. В показателе оригинальность низкий уровень не обнаружен.

У учащихся четвертого класса средние показатели доминируют в сопротивлении замыканию (77,2%), над оригинальностью на 68,1% (ф эмп = 5,091 при р > 0,01). Ниже среднего уровень был обнаружен во всех показателях и максимально проявился в оригинальности (63,6%), в меньшей степени был выявлен в абстрактности названий (4,5%). Низкий уровень преобладает в оригинальности (27,3%), в меньшей степени был выявлен в разработанности (9,1%). В показателе сопротивление замыканию низкий уровень не обнаружен.

Изучая образную креативность у детей младшего школьного возраста, мы решили продолжить анализ их работ, чтобы определить также половой диморфизм.

Обработка результатов свидетельствует о том, что наиболее высокие показатели по среднему уровню образной креативности у мальчиков были зафиксированы по показателям разработанности (70,2%) и абстрактности понятий (68,1%). Соответственно, наиболее низкие показатели по среднему уровню выявлены в оригинальности (27,7%). Средние показатели поэтому же уровню наблюдаются у мальчиков по беглости (44,7%) и сопротивлению замыкания (46,8%).

Также у мальчиков в большей мере преобладает уровень ниже среднего образной креативности в показателе оригинальности (51%), соответственно низкие показатели поэтому же уровню выявлены в разработанности и сопротивлению замыкания - по 25,5%. Средние показатели по ниже среднего уровню проявляются в беглости (34%). У мальчиков не обнаружен уровень ниже среднего в абстрактности названий.

У мальчиков низкий уровень образной креативности превалирует в абстрактности названий (31,9%) и сопротивлению замыкания (27,7%). Соответственно, наиболее низкие показатели по этому уровню выявлены в разработанности (4,3%). Средние показатели по низкому уровню наблюдаются у мальчиков по беглости (21,3%) и оригинальности (21,3%).

Сопоставляя полученные результаты, мы выявили, что у девочек наблюдается несколько другая картина: имели место наиболее высокие показатели по среднему уровню в разработанности (85,7%), абстрактности названий (85,7%) и сопротивлению замыкания (82,9%). Наиболее низкие показатели по среднему уровню выявлены в беглости (48,7%) и оригинальности (37%).

По уровню ниже среднего у девочек были зафиксированы высокие показатели образной креативности по оригинальности - 60% и беглости - 40%. В меньшей мере обнаружен уровень ниже среднего по показателям сопротивлению замыкания, разработанности по 11,3% и в абстрактности названий соответствует 3% респондентов.

Низкий уровень образной креативности у девочек преобладает в показателях беглости, абстрактности и сопротивлении замыканию по 11,3%, в меньшей степени зафиксирован в показателе оригинальности (3%). Низкий уровень не обнаружен в показателе оригинальности у девочек.

Обработка полученных данных позволила зафиксировать статистически значимые различия по критерию Фишера между мальчиками и девочками по низкому уровню по показателю оригинальности (ф эмп = 2,764 при р > 0,01), по абстрактности понятий (ф эмп = 2,289 при р > 0,01), а также в сопротивлении замыкания (ф эмп = 2,808 при р > 0,01). Таким образом, показатели разработанности и абстрактности понятий в большей степени представлены как у девочек, так и у мальчиков, а в меньшей степени в показателе оригинальности.

Анализ дорисованных испытуемыми заданных фигур позволил выявить ряд особенностей их реконструирования: схематичность изображения (квадрат - дом, шкаф и т.д.); детализированность незавершенных фигур - дети младшего школьного возраста тяготеют к однотипным повторяющимся деталям (на плаще много пуговиц одной формы, размера и цвета), к изображению несколько одинаковых предметов (на лугу может быть нарисовано несколько приблизительно одинаковых цветов, в лесу - несколько одинаковых деревьев); к дорисовыванию нескольких предметов, относящихся к одному классу, но с отличительными характеристиками (в саду нарисовано несколько роз, отличающихся по цвету; несколько облаков разной формы или цвета). Некоторые учащиеся младшего школьного возраста имеют склонность к специальному закрашиванию или штриховке какого-то предмета или части изображения (роща, в которой нарисованы березы с точками на стволе и заштрихованная крона, указывающая на направление ветра), а также к штриховке (тень), если она несет смысловую нагрузку, то есть отражает объем (подчеркнутая округлость яблока, с использованием тени) или время суток (нарисован дом, дерево и тень падающая на гладкую поверхность озера), к использованию цвета как дополнительной идеи изображения (на рисунке желтый цвет цыпленка указывает на его возраст, что он только, что вылупился, маленький, по сравнению с пестреющим более старшим цыпленком). Кроме этого, младшие школьники иногда рисуют предметы последовательно уменьшающимися или увеличивающимися в размере; используют заданные элементы при включении их в целостную структуру или как главный элемент,

или как второстепенный (незаконченная линия становится бровью на лице человека, ручкой у шкафа).

Анализируя, полученные результаты, можно выделить общие, специфические тенденции, индивидуальные и возрастные особенности образного творческого мышления детьми младшего школьного возраста.

Исходя из сказанного, общими тенденциями в развитии образного творческого мышления у младших школьников являются: постепенное повышение уровней образного творческого мышления.

Специфические особенности развития образного творческого мышления выражаются в том, что первом классе превалируют показатели абстрактности названий и сопротивлению замыкания. Показатели разработанности и абстрактности названий имеют высокие показатели у учащихся второго и третьего класса. У детей четвертого класса превалирует показатель сопротивление замыканию, ребята длительное время выдерживают неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.

Индивидуальные особенности развития образного творческого мышления проявляются в предпочтении младшими школьниками способов реконструирования: разных форм опредмечивания (схематизация, детализация) и включения заданных фигур в построение целостного образа объекта или несложного сюжета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекопознания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. -272 с.

2. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М. ; Воронеж, 1996.

3. Матюшкин, A.M. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М. : Школа - Пресс, 1993. - 127 с.

4. Менчинская, Н.А. Дневник о развитии ребенка / Н.А. Менчинская. - М. ; Л. : Просвещение, 1948. -192 с.

5. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 1976. - 303 с.

6. Телегина, Э.Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников / Э.Д. Телегина, В.В. Гагай // Мир психологии. - 2003. - № 2. - С. 33-45.

7. Чистякова, Ч.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур / Ч.Д. Чистякова // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 103-111.

8. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. - СПб. : Питер, 1997. - 147 с.

9. Guilford, J. P. Creative talents: Their nature, uses and development / J. P. Guilford. - Buffalo - N.Y. : Bearly Limited, 1986.

10. Torrance, E. P. The Nature of Creativity as Manifest in Testing / E. P. Torrance // The Nature of Creativity / Stemberg R. J. ( Ed. ). - Cambridge : Univ. Press, 1988.

УДК 340.142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.