Научная статья на тему 'Особенности креативности личности студентов различных социальных групп'

Особенности креативности личности студентов различных социальных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1444
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Анастасия Владимировна

Представлены результаты практического исследования особенностей креативности личности студентов различных социальных групп. Выявлены достоверные различия в зависимости от следующих критериев: тендерная принадлежность, национальность, тип поселения, форма обучения, направление получаемого образования. Показано влияние социальных факторов на особенности креативности личности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creativity peculiarities of students from different social groups

The article runs about the results of practical research on students' creativity peculiarities of different social groups. Reliable differences were found out due to the following criteria: gender factor, ethnic factor, location, their form of studying, educational profile. The social factor impact on students' creativity peculiarities is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности креативности личности студентов различных социальных групп»

А.В. Быкова

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Представлены результаты практического исследования особенностей креативности личности студентов различных социальных групп. Выявлены достоверные различия в зависимости от следующих критериев: гендерная принадлежность, национальность, тип поселения, форма обучения, направление получаемого образования. Показано влияние социальных факторов на особенности креативности личности студентов.

Сегодня заметно возрос интерес к изучению самого высокоорганизованного вида деятельности - творческого мышления, или креативности. Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку количество фактов, относящихся к данной проблеме, очень велико. В современной психологической науке не существует даже общепринятого определения творчества. Тем не менее общество предъявляет повышенные требования к развитию творческого мышления и креативности.

В настоящее время существует множество подходов к определению креативности как общей познавательной способности, поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей. Креативность часто рассматривают как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы.

В современной психологии изучению проблемы креативности посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей: Д. Гилфорда, Е.П. Торренса, С.А. Медника, Р. Дилтса, К. Роджерса, В.Н. Дружинина, В.С. Юркевича, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Богоявленской, Т. А. Барышевой, Л. С. Выготского, Б.М. Теплова, П. Эдварса и др.

По мнению Е. Торренса [1], креативность - это общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов.

Проблема творчества состоит в том, что этот термин используется по отношению к самым разным вещам. Выделяют художественное, научное, даже юмористическое творчество. В реальности почти каждый творческий акт объединяет все типы творчества. Мы рассматриваем креативность как способность к творчеству, но не как само творчество. Для того чтобы креативность переросла в творчество, она должна быть соединена с высокими показателями интеллекта и личностными качествами, отражающими упорство в достижении цели.

Итак, если в широком значении креативность фактически отождествляют с творчеством, то в узком ее можно свести к дивергентным способностям [2]. Отличительной особенностью дивергентного мышления (точнее, операций дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду) является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Мы придерживаемся точки

зрения, что в основе креативности лежат дивергентные способности. И если самому творчеству нельзя научиться, то направить наши мысли в новом направлении вполне вероятно. Дивергентное мышление можно развить с помощью средств активизации мозговой активности, путем использования различных техник и тренингов.

Экспериментальное исследование было проведено на базе вузов Республики Бурятия. Всего в эксперименте участвовали 206 студентов.

Цель исследования состояла в выявлении уровня показателей креативности студентов различных социальных групп, выделенных на основании следующих критериев: гендерная принадлежность, националь-

ность, тип поселения, форма обучения, направление получаемого образования.

Сбор данных в ходе констатирующего эксперимента был осуществлен с помощью теста Е. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Нами была использована полная адаптация вербальной и образной батарей теста Е. Торренса, выполненная в ходе многолетних исследований под руководством Е.Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства [3].

Параметры креативности распределялись по следующим уровням в зависимости от количества набранных баллов: выше нормы (выше 66 Т-балов); норма (40-65 Т-балов); несколько ниже нормы (35-39 Т-ба-лов). В выборке не встречаются значения по параметрам креативности, находящиеся на уровне «значительно ниже нормы». Результаты преобладающего процента респондентов относятся к уровню «норма».

Значения общей вербальной креативности, или коэффициента вербальной креативности, на уровне «выше нормы» отмечаются у 0,97% респондентов, а для 4,85% участников эксперимента характерен уровень «несколько ниже нормы». Е. Торренс отмечал, что показатель вербальная креативность более стабильно и надежно отражает общую креативную энергию личности [3].

Показатель вербальная беглость отражает способность человека предлагать большое количество идей в вербальной форме. Нормальный уровень развития вербальной беглости диагностируется у 98,1% респондентов, уровень «несколько ниже нормы» отмечается у

1,9% студентов.

Показатель вербальная гибкость отражает способность человека предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратегии решения. Значения «выше нормы» по

данному показателю отмечаются у 0,97% студентов. У

11,65% респондентов диагностируется уровень «несколько ниже нормы», что, на наш взгляд, может быть следствием ригидного способа мышления, недостатка опыта, ограниченной интеллектуальной энергии или низкой мотивации. Высокие значения вербальной гибкости отражают обратные закономерности.

Показатель вербальная оригинальность отражает способность человека предлагать идеи, отличные от очевидных, общепринятых и банальных. Фактически оригинальные решения требуют способности воздерживаться от выдвижения первого пришедшего в голову ответа, который, как правило, бывает простым и стандартным. Люди, имеющие высокий балл по оригинальности, как правило, обладают большим запасом интеллектуальной энергии и являются нонконформистами. Для 9,7% респондентов характерен уровень развития вербальной оригинальности «выше нормы», у остальных участников эксперимента уровень «норма». Низкого уровня развития вербальной оригинальности не выявлено.

Более стабильно и надежно творческий потенциал личности отражается в обобщенном показателе образная креативность. Анализ структурного профиля, отражающего соотношение отдельных показателей образной креативности: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названий, сопротивление замыканию, позволяет описать ее качественное своеобразие, выделить сильные и слабые стороны.

У 90,3% студентов значения коэффициента образной креативности находятся на уровне «норма», для 8,7% респондентов характерен высокий уровень образной креативности, и у 0,97% диагностируется уровень несколько ниже среднего.

Для 4,85% респондентов уровень развития образной беглости несколько ниже среднего, а у 29,1% - высокий уровень. Высокую оценку по данному показателю может иметь человек с банальным и импульсивным стилем мышления, если по остальным показателям образной креативности получены низкие оценки. Низкая оценка по показателю беглость может быть связана со стремлением к тщательной разработке идей, стремлением избежать банальных идей или с низкой мотивацией.

Для 4,85% респондентов характерен высокий уровень образной оригинальности, у 7,76% диагностируется уровень «несколько ниже среднего». Образные субтесты обладают высокой дискриминативной способностью в отношении обследуемых - оригинальных мыслителей и обследуемых - хороших разработчиков идей. Одни обследуемые предлагают большое количество оригинальных рисунков, но не стремятся детально разрабатывать их. Другие предлагают мало оригинальных идей, но дополняют их большим количеством деталей. Также легко выделяются испытуемые, предлагающие большое количество стандартных идей и не стремящиеся к их разработке.

Показатель разработанность отражает способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. 35,9% респондентов являются хорошими «разработчиками», у 3,9% отмечается уровень «ниже среднего». У очень хороших «разработчиков» есть слабые стороны: стремление как можно лучше развить свою идею делает их неспособными завер-

шать работу во время. Можно также предположить, что высокий балл по разработанности связан и с хорошей наблюдательностью.

6,8% респондентов обладают высокой способностью давать абстрактные названия к выдвинутым идеям, у 8,74% отмечается уровень развития по показателю абстрактность названий несколько ниже нормы.

Показатель сопротивление замыканию отражает способность длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытым новой информации для принятия оригинальных решений. Нетворческие люди склонны принимать решение преждевременно, без учета всей доступной информации. Для 34,95% респондентов характерен высокий уровень развития по данному показателю; низкого уровня в выборке не выявлено.

Среднее значение коэффициента образной креативности выше среднего значения коэффициента вербальной креативности, соответственно 56 и 49,6 Т. Такая ситуация наблюдается, в частности, за счет высоких средних значений по показателям разработанность (60,4 Т) и сопротивление замыканию (61,2 Т). Отметим, что показатель оригинальность в обоих субтестах примерно одинаков, соответственно вербальная - 51,3 Т и образная - 51,4 Т. В целом среднеарифметические значения по всей выборке принадлежат уровню «норма».

Результаты, полученные по тесту Е. Торренса, показывают, что более чем у 90% респондентов значения коэффициентов вербальной и образной креативности находятся на уровне «норма», причем процент респондентов по показателю вербальная оригинальность (90,3%) несколько выше процента респондентов по показателю образная оригинальность (87,4%). На уровне «выше нормы» по коэффициенту образной креативности находится 8,7% респондентов, по сравнению с 0,97% по коэффициенту вербальной креативности. Связано это прежде всего с высокими значениями по показателям: образная беглость (29,1%), разработанность (35,9%), сопротивление замыканию (34,95).

Далее нами осуществлен сравнительный анализ результатов исследования студентов различных социальных групп относительно критериев: гендерная принадлежность; национальность (русские / буряты); тип поселения (место жительства до переезда в город на период получения высшего образования); форма обучения (бюджетная / коммерческая); направление получаемого образования (гуманитарное / естественно-научное).

В целях установления уровня значимости различий или сходства между выборками по изучаемым показателям нами был использован параметрический критерий, включающий в формулу расчета параметры распределения, т.е. средние и дисперсии. Для оценки статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений первичных величин был применен /-критерий Стьюдента, эмпирическое значение которого вычисляется по соответствующим формулам.

Разность средних считается статистически значимой, если /эм > 4р для доверительной вероятности р < 0,05. Нулевая гипотеза о сходстве принимается при / < /кр (р <

0,01). Критическое значение критерия Стьюдента (/кр)

для каждой выборки определяется по таблицам «Граничные значения /-критерия Стьюдента для значений доверительных вероятностей 0,95; 0,99; 0,999» с учетом ее объема и числа степеней свободы [4].

Несмотря на то что в специализированной литературе различают понятия, связанные с феноменом пола: собственно пол и гендер, в нашем исследовании семантическое различие этих терминов не представляет интереса. Тем не менее следует учитывать, что понятие «пол» охватывает широкий спектр биолого-соци-альных явлений, а гендер - это социокультурный термин, обозначающий социальные аспекты взаимоотношений между полами.

Всего в экспериментальном исследовании принимали участие 33,3% юношей и 77,7% девушек. Факт преобладающего процента девушек в исследовании связан с тем, что выборка представлена большим числом студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, в частности студентов социально-психологического факультета, на котором традиционно обучается меньше мужчин.

На практике исследователь наблюдает различия в самом процессе выполнения теста Е. Торренса учащимися в зависимости от пола. Так, при проведении теста в условиях детского сада мы наблюдали следующую ситуацию: девочки спокойно срисовывают из рисунков других то, что им понравилось, а мальчики, рассмотрев рисунки других ребят, стремились нарисовать как можно более отличные рисунки. Конечно, возраст накладывает свой отпечаток, но поведение девушек и юношей иногда очень напоминает вышеописанное.

Вычисление эмпирического значения критерия /-Стьюдента показал значимость различий в следующих показателях креативности: вербальная беглость (р < 0,05), коэффициент образной креативности (р < 0,01), образная оригинальность (р < 0,05) и разработанность (р < 0,001).

В реальной творческой продуктивности доминируют мужчины, что в литературе объясняется с различных позиций. В частности, ряд исследований в этой области дает возможность предположить, что это может быть связано с большей изменчивостью и пластичностью генотипа. Генотип женщины более консервативен [5]. Возможно, что отчасти этим объясняются более высокие баллы девушек по показателю разработанность. Отметим также, что девочки традиционно более исполнительны и, соответственно, имеют более высокие оценки по показателю разработанность, чем мальчики. Статистические различия между девушками и юношами по показателям образной креативности, возможно, связаны с тем, что преобладающее большинство юношей обучаются на технических специальностях, и поэтому полученные различия связаны с направлением образования, а не с гендером.

Следующим этапом является сравнение групп в зависимости от критерия национальности. Бурятия, как и Россия, многонациональна, основными нациями в данном регионе являются русские и буряты, поэтому мы рассматриваем именно эти национальности. Распределение количества испытуемых примерно равное: 51,5% русских и 43,7% бурят. Другие национальности (такие, как сойот, украинец, еврей), а также потомки смешанных браков в силу немногочисленной представленно-

сти в выборке (4,8%) были исключены из рассмотрения. Фактически взаимоотношение русской и бурятской наций по варианту метисации присутствует в Бурятии и выявленный в исследовании процент метисов не отражает реальности. Скорее всего, полученные данные объясняются нестойкостью метисации, когда потомство распадается на отцовскую и материнскую линии [6].

Вычисление эмпирического значения /-критерия Стьюдента показывает значимость различий по всем показателям вербальной (р < 0,001) и следующим показателям образной креативности: коэффициент образной креативности (р < 0,001), беглость (р < 0,01), оригинальность (р < 0,01), разработанность (р < 0,001), абстрактность названий (р < 0,05), исключением является показатель сопротивление замыканию (различия не достоверны). Таким образом, у русских студентов диагностируется более высокий уровень развития вербальной и образной креативности.

Полученные статистические различия в группах в зависимости от критерия «национальность» объясняются исторически сложившимся менталитетом наций. Так, для современных бурят свойственны очень тесные и крепкие общинно-родственные связи, в меньшей степени развитые у русских. Консерватизм и приверженность традициям особенно характерны для бурят. Общество не может быть креативным, т.к. существует только благодаря соблюдению норм и законов, творческая личность - это всегда протест против устоявшегося течения жизни, что противоречит общественно-семейному укладу, прослеживающему у бурятского этноса.

Следующим критерием сравнения выступает тип поселения, в котором жил испытуемый до переезда в город для получения высшего образования. Студентов, приехавших из сельской местности, - 58,3%; городских студентов - 41,7%. Статистический анализ позволяет выявить достоверные различия с неодинаковыми уровнями значимости по следующим показателям: коэффициент вербальной креативности (р < 0,01), вербальная беглость (р < 0,001), гибкость (р < 0,01), вербальная оригинальность (р < 0,1), коэффициент образной креативности (р < 0,01), беглость (р < 0,001), оригинальность (р < 0,01), сопротивление замыканию (р < 0,05). Таким образом, городские жители обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.

Полученные результаты позволяют предположить, что в городе не только больше «соблазна», но больше возможностей для личностного развития.

Для того чтобы выявить, какие критерии выделения социальных групп усиливают влияние друг друга, а какие ослабляют, мы решили сопоставить группы на основании двух критериев: национальности и типа поселения. Между бурятами и русскими, как городскими, так и сельскими, наблюдаются достоверные различия по показателям вербальной и образной креативности. Причем наивысший уровень значимости различий выявлен при сравнении городских русских и сельских бурят, существуют достоверные различия по показателям: коэффициент вербальной креативности (р < 0,001), коэффициент образной креативности (р < 0,001).

Итак, при сравнении городские русских и сельских бурят получены наибольшие различия между группа-

ми, т.е. влияние одного критерия (национальность) усиливается другим (тип поселения). Таким образом, чем больше специфика социальной группы, тем больше различий наблюдается в личностных характеристиках членов той или иной группы.

Следующим критерием сравнения групп выступает форма обучения. Большинство студентов, принявших участие в исследовании, обучаются на коммерческой основе (65%), остальные - на бюджетной (35%).

По всем показателям креативности превышают среднеарифметические значения группы студентов, обучающихся на коммерческой основе. Статистический анализ подтверждает наличие достоверных различий между группами студентов в зависимости от формы обучения. Отметим основные показатели креативности: коэффициент вербальной креативности

(р < 0,01) и коэффициент образной креативности (р < 0,001). Таким образом, студенты, обучающиеся на коммерческой основе, обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.

Следующим критерием, который мы учитывали при сравнении групп, является направление получаемого студентом образования. Всего 39,8% студентов, обучающихся на факультетах с гуманитарным направлением, и 60,2% студентов, получающих естественнотехническое образование.

По всем показателям креативности среднеарифметические значения превышают в группе студентов, получающих гуманитарное образование. Достоверные различия между группами существуют по следующим показателям креативности: коэффициент вербальной креативности (р < 0,01), вербальная беглость (р < 0,05), гибкость (р < 0,1), вербальная оригинальность (р < 0,001), коэффициент образной креативности (р < 0,05), разработанность (р < 0,01) и абстрактность названий (р < 0,01). Таким образом, студенты гуманитарных специальностей обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.

Гуманитарное образование в большей степени предполагает самоисследовательский интерес, хотя не подлежит сомнению, что познание окружающего мира неотделимо от образовательного процесса вообще. Содержание гуманитарного образования несет большую базу, расширяющую жизненный опыт, кругозор, предполагает знания, которые могут быть использованы в жизни непосредственно (философия, логика, психология и т.п.), в частности во взаимоотношениях с другими людьми, в плане отношения к себе, понимания жизненных ситуаций и т. д.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы.

1. Преобладающее большинство респондентов обладают нормальным уровнем развития креативных способностей: более чем у 90% респондентов значения коэффициентов вербальной и образной креативности находятся на уровне «норма».

2. По параметрам вербальной и образной креативности достоверные различия выявлены по всем критериям.

3. При сравнении групп девушек и юношей статистический анализ показал незначимость различий практически по всем показателям креативности. Высокий уровень достоверности различий выявлен при сопоставлении значений по показателю образной креативности «разработанность» (р < 0,001).

4. У русских студентов диагностируется более высокий уровень развития вербальной и образной креативности по сравнению с бурятами.

5. По всем параметрам креативности среднеарифметические значения выше в группе городских студентов при сравнении с сельскими.

6. Результаты исследования показывают, что студенты, обучающиеся на коммерческой основе, обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.

7. Выявлено, что студенты гуманитарных специальностей обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cloffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1962.

2. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.

3. ТуникЕ.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998.

4. БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001.

5. БутовскаяМ.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004.

6. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли // Свод № 3. Международный альманах / Сост. Н.В. Гумилева. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.