Научная статья на тему 'Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности'

Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1735
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ОБРАЗНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ / GRAPHIC CREATIVITY / VERBAL CREATIVITY / GENDER BELONGING / PROFESSIONAL INCLINATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцев В. П., Шибкова Д. З.

Рассматриваются особенности образной и вербальной креативности студентов естественного профиля обучения 1-3 курсов с учетом тендерной принадлежности. В результате анализа полученных результатов выявлены тендерные различия по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление тендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of graphic and verbal creativity of students taking into consideration their gender

The article considers peculiarities of graphic and verbal creativity of the first-third year students of natural description course taking into consideration their gender. As a result of analysis of the findings gender distinctions were revealed on the index of verbal originality. Criteri-ons of the graphic creativity do not have established distinctions in the task groups. The results of the research showed that professional inclinations can make considerable influence on display of the gender distinctions in graphic and verbal creativity of students.

Текст научной работы на тему «Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности»

УДК 151.8

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Рассматриваются особенности образной и вербальной креативности студентов естественного профиля обучения 1-3 курсов с учетом гендерной принадлежности. В результате анализа полученных результатов выявлены гендерные различия по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление гендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.

Ключевые слова: образная креативность, вербальная креативность, гендерная принадлежность, профессиональные наклонности.

Анализ публикаций [1, 2, 9, 13] посвященных проблеме творческих способностей ИНДИВИДОВ указывает на тесную связь решения этой проблемы с запросами общества. В условиях глобализации рынка, интенсификации науки, внедрения новых технологий, растущей конкуренции на рынке труда актуализировалась потребность в творческих личностях. Человек, обладающий достаточно высоким уровнем творческого потенциала, стал интересен для науки не только в связи с возможностью создания нового оригинального продукта, но и в связи со способностью совершенствовать процессы и средства, приводящие к высокой продуктивности, а также готовностью меняться, развиваться в соответствии с изменчивостью современного мира, неопределенностью современной окружающей среды.

Для характеристики творческих способностей индивидов часто используется понятие креативность, понимаемое как способность человека порождать новые, нетривиальные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов, быстро разрешать проблемные ситуации нетрадиционным способом [12].

Творческий потенциал личности находит свое отражение в сфере социальных контактов, межличностных взаимоотношений, при этом немаловажную роль играют гендерные особенности. Поэтому одним из важнейших направлений в изучении креативности является исследование гендерных особенностей в реализации творческого потенциала личности. Известно, что половые различия отчетливо проявляются в вербальной функции когнитивной деятельности [10]. В частности, показано, что в экспериментальных условиях женщины демонстрируют лучшие результаты, чем мужчины при выполнении заданий на вербальную креативность [8]. Установлены половые различия в паттерне интересов: большая ориентация женщин на людей, а мужчин - на объекты [11]. Гендерные

различия обнаружены в латерализации творческих функций и в полушарном взаимодействии [3, 14], а также в нейродинамических особенностях [7], влияющих на продуктивность творческой деятельности. Однако имеются данные [2, 5, 6, 9], свидетельствующие о том, что социальная обусловленность может смещать вектор гендерной предрасположенности в области вербального и образного мышления мужчин и женщин.

В связи с чем, целью настоящей работы явилась оценка уровня сформированное™ вербальной и образной креативности студентов естественного профиля обучения с учетом гендерной принадлежности.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 205 студентов 1-3 курсов (38 юношей и 167 девушек) естественнотехнологического факультета Челябинского государственного педагогического университета. Диагностика креативности проводилась небольшими группами по 10-12 человек, в отдельной аудитории, в первой половине дня.

Для определения невербальной креативности использовался субтест Е.П. Торренса - «Завершение картинок». Диагностика вербальной креативности проводилась на основе теста отдаленных ассоциаций С. Медника [4]. Для количественной оценки уровня сформированное™ образной креативности были использованы показатели «оригинальность», «гибкость»; вербальной креативности -показатели «оригинальность» и «беглость».

Параметр «оригинальность» - оценивает способность индивида формировать нетривиальные, нестандартные идеи, требующие творческой силы; «гибкость» - отражает способность субъекта применять различные стратегии при решении поставленной задачи, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; «беглость» - раскрывает способность человека

Интегративная физиология

генерировать большое количество осмысленных идей.

Интерпретация результатов тестирования по данным тестам достаточно сильно зависит от специфики выборки, в которой получены стандартизированные нормы, следовательно, перенос норм с выборки стандартизации на другую выборку дает большие ошибки [4]. В силу чего нами разработаны стандартные нормы и списки типичных ответов для группы студентов естественного профиля обучения педагогического вуза, что позволило сформировать адекватные и надежные выводы об уровне сформированное™ образной и вербальной креативности студентов.

Статистическая обработка результатов исследования произведена с использованием программного обеспечения Microsoft Excel 2007 и STATISTICA v.6.0. Для оценки значимости различий между группами по изучаемым показателям использовался параметрический t-критерий Стью-дента.

Результаты исследования и их обсуждения.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности динамики креативности студентов. Достоверных различий в изучаемых показателях образной и вербальной креативности между группами студентов первого, второго и третьего курсов не выявлено. Исключением является параметр «гибкость», значение которого достоверно ниже (р < 0,05) в группе студентов 1-го курса в сравнении с выборкой студентов 3-го курса. Выявленный факт свидетельствует о том, что в процессе социализации личности происходит расширение семантических областей знаний, позволяющее использовать разнообразные стратегии в решении репрезентативной когнитивной деятельности.

Результаты, полученные по тестам Е.П. Торренса и С. Медника, показывают, что у основной массы респондентов (70,7 % - по методике Е.П. Торренса, 69,6 % - по методике С. Медника) значения коэффициентов вербальной и образной креативности находятся на уровне средних величин. На уровне «выше среднего» процент испытуемых по показателю вербальной креативности (15,7 %) несколько

выше процента респондентов по показателю образной креативности (11,2%). Преобладание респондентов с выраженными показателями вербальной креативности может являться результатом профессиональной направленности, так как успешность деятельности представителей профессий социономической группы (учителей) обусловлена развитием вербальной сферы, что связано с рядом особенностей человека как «объекта» их деятельности.

Обобщенные результаты статастического анализа показателей образной и вербальной креативности представлены в таблице.

Из данных, представленных в таблице, видно, что достоверные различия между юношами и девушками наблюдаются только по показателю вербальной оригинальности. По этому показателю отмечается достоверное преобладание на высоком уровне значимости в группе юношей оригинальности ассоциативного вербального мышления, которое в свою очередь может быть обусловлено большим количеством уникальных ответов на предложенные стимулы. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий.

Выявленные гендерные различия в механизмах протекания творческих процессов при выполнении образных и вербальных заданий не соответствуют большинству исследований [3, 8 ,10, И, 14], в которых юноши отличаются большей образной креативностью, чем девушки. Однако ссылаясь на результаты исследования [5, 6], полученные данные можно объяснить смещением особенностей стилей мышления за счет социально обусловленной профессиональной направленности развития личности. То есть профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление гендерных различий в образной и вербальной креатавности студентов. И именно для студентов естественного профиля обучения была отмечена аналогичная картина проявления гендерных особенностей в решении вербальных и образных заданий [5].

Социальная среда, в которой превалирует искомо «женский» тип мышления (за счет преобла-

Среднегрупповые показатели образной и вербальной креативности студентов, (М ± о)

Категория п Методика Е.П. Торренса Методика С. Медника

Оригинальность Гибкость Оригинальность Беглость

Вся выборка (студенты 1-3 курса) 205 6,6 ±3,2 6,0 ±1,3 0,57 ±0,12 19,9 ±3,4

Юноши 38 6,6 ±3,0 6,0 ±1,2 0,61* ±0,12 19,5 ±2,4

Девушки 167 6,7 ± 3,3 6,0 ± 1,3 0,56 ±0,12 20,1 ± 3,3

Примечание: * - достоверные различия между соответствующими показателями, р < 0,001.

46

Вестник ЮУрГУ, № 39, 2009

Мальцев В. П., Шибкова Д.З.

Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности

дания женского контингента в профессорско-преподавательском составе, а также в коллективе обучающихся), предполагает выработку у юношей типичных в данной среде форм поведения, которые порой отличны от общепринятых в социальных группах с превалированием мужского контингента. Таким образом, изменения, происходящие в социальной среде общества способны привести к модификации гендерных стереотипов, которые возникают в результате усвоения как неосознаваемой социальной идеологии, так и референтных правил поведения.

Выводы:

1. Преобладающему большинству респондентов свойственен средний уровень выраженности развития образной и вербальной креативности (70,7 % и 69,6 % - соответственно).

2. Преобладание респондентов с выраженными показателями вербальной креативности в сравнении с показателями образной креативности может являться результатом профессиональной направленности.

3. На уровне высокой статистической значимости выявлены достоверные различия между юношами и девушками по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий.

4. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление гендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.

5. Трансформации гендерных стереотипов способны оказывать влияние на восприятие окружающей действительности, развитие когнитивных способностей (в частности креативности), и на отражение гендерной специфики креативного поведения.

Литература

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002.

2. Виноградова, Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т.В. Виноградова, В.В. Семенов // Вопросы психологии. - 1993. —№2.—С. 63-71.

3. Вольф, Н.В. Половые различия межполу-шарных инретференционных взаимодействий при запоминании речевой информации / Н.В. Вольф // Журн. высш. нервн. деятельности. - 1998. - Т. 48. -М3.-С. 551-569.

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.К Дружинин. - М., 1995.

5. Разумникова, О.В. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. В. Разумникова // Вопросы психологии. - 2002.- № 1. - С. 111-125.

6. Рожина, JI.H. Развитие креативности у студентов разных специальностей / Л. Н. Рожина, Т. С. Юрочкина // Психология обучения. -2007.-No 6.-С. 29-46.

7. Шибкова, Д.З. Гендерные особенности сен-сомоторного реагирования подростков 13-14 лет, влияющие на продуктивность творческой деятельности /Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев, М.В. Хай-кина // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, 2009. -No 4. -С 330-337.

8. DeMoss, К. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescents with high academic ability / K. DeMoss, R. Millch, S. DeMers // J. abnorm. Child Psychol - 1993. - V. 21, Nq 4. -P. 455-464.

9. Dudek, S.Z. Cumulative and proximal influence on the social environment and children's creative potential / S.Z. Dudek, V.G. Strobei, M.A. Runco // J. Genet. Psychol - 1993. - V. 154. -No 4.- P. 487-498.

10. Halpern, D.F. Sex differences in cognitive abilities / D.F. Halpern. N. Y., London: Lawrence Erl-baum Ass. Publ, 2000. - 234p.

11. Anatomy, circuitry and plasticity of word reading/M.I. Posner, Y.G. Abdullaev, B.D. McCaud-liss, S.C. Sereno //Neuroreport. -1999. -V. 10, № 3. -P. 512-519.

12. Torrance, E.P. Education and creative potential/Е.Р. Torrance - Minneapolis, 1963.

13. Urban, K.K. Recent trends in creativity research and theory in Western Europe / K.K. Urban // European Journal for High Ability. - 1990. - № 1. -P. 99-113.

14. Cortical language lateralization in right handed normal subjects using functional magnetic resonance imaging / E.M. Vilkingstad, K.R. George, A.F. Jons on, Y. Cao // J. Neurolog. Sci. - 2000. -V. 175. -P. 17-24.

Поступила в редакцию 17 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.