Научная статья на тему 'Общие и специфические особенности креативности в юношеском возрасте'

Общие и специфические особенности креативности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1138
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Личман Дарья Сергеевна

В данной статье идет речь о теоретико-эмпирическом исследовании особенностей развития показателей креативности у студентов первого курса гуманитарного факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and specific features of creativity in adolescence

The article we are talking about a theoretical and empirical study of the features of the development of creativity indicators in first-year students of the Faculty of Humanities.

Текст научной работы на тему «Общие и специфические особенности креативности в юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, Д. С. Личман г. Шадринск

Общие и специфические особенности креативности в юношеском

возрасте

В данной статье идет речь о теоретико-эмпирическом исследовании особенностей развития показателей креативности у студентов первого курса гуманитарного факультета.

Креативность, юношеский возраст, особенности.

E.A. Volgusnova, D. S. Lichman Shadrinsk

General and specific features of creativity in adolescence

The article we are talking about a theoretical and empirical study of the features of the development of creativity indicators in first-year students of the Faculty of Humanities.

Keywords: creativity, youthful age, features.

В настоящее время становится актуальным вопрос об исследовании взаимосвязи развития креативности в юношеском возрасте. Это обусловлено, современными профессиями, которые предъявляют высокие требования к уровню коммуникативной компетентности, в частности сформированной креативности.

Становится очевидным, что одних интеллектуальных ресурсов недостаточно для успешной социальной адаптации, личностного развития и роста. В связи с этим появляется необходимость в изучении развития креативности, а также нахождения путей к ее гармоничному развитию.

Юношеский возраст является важным этапом развития креативности в силу особенностей возрастных задач, стоящих перед личностью - личностном и профессиональном самоопределении. Отчетливо выступает противоречие между необходимостью иметь целостное представление о специфике развития креативности на этапе юношеского возраста и фрагментарностью, и разрозненностью знаний об указанных процессах. Данное противоречие предопределяет тему нашего исследования.

Немаловажным является изучение личностной характеристики - креативности как условия развития гармоничной и психически здоровой личности.

В большом толковом психологическом словаре под редакцией А. Ребера: креативность - это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми [1].

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дана следующая трактовка данного понятия: креативность - это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [3].

Мы придерживаемся определения, которое предложила Николаева Е.И., креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности [5].

Важным также представляется структура креативности по Дж. Гилфорду, выделившему четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [2].

Е.П. Торренс считал, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Основные параметры креативности, предложенные Е.П. Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе [6].

А. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. По мнению А. Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным, например, соединение черт лошади и человека актуализирует образ кентавра, а не образ человека с головой лошади.

Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по А. Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций [4].

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Развитие креативности проходит как минимум две фазы: развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. К трем годам у ребенка, появляется потребность действовать

как взрослый, «сравняться со взрослыми». У детей появляется потребность в компенсации и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинаются наблюдаться с конца 2-го по 4-й год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

Подростковый и юношеский возраст (от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления). Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству [7].

Однако, в ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативных учеников как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление их репродуктивной работе, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом исследования сверстников. Поэтому, к концу школьного обучения одаренные дети впадают в депрессию, маскируя свои способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания [7].

Многие стороны психического развития в юношеском возрасте являются хорошей базой для развития креативности, включающей в себя когнитивную, характерологическую, динамическую, эмоционально-волевую, мотивационные сферы. Но для того, чтобы развивать креативность, необходимо создать специальные условия. Представители гуманистической психологии выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценивания) и внутренние (открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества) условия. Е. Торренс и Дж. Гилфорд, предлагают в качестве условий: обеспечение благоприятной атмосферы, поощрение различных творческих продуктов в школе и дома, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности, образец креативного поведения в окружающей среде [2; 6].

База и методики исследования: осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», в исследовании приняло участие 45 студентов гуманитарного факультета в возрасте от 17-19 лет.

В исследовании применялись следующие методики: методика «Вербальная креативность» С. Медника; тест креативности «Незаконченные фигуры» Е.П. Торранса.

Обсуждение результатов: мы провели качественный и количественный анализ невербальной креативности Э.П. Торренса - задание «Закончи рисунок».

Анализ полученных результатов позволил выделить три уровня, критериями, выделения которых являются беглость, гибкость, разработанность, оригинальность.

Низкий уровень - испытуемые фактически не принимают задачу - рисуют предметно-схематичные рисунки с использованием заданной фигуры. Рисунок, как правило, носит примитивный и шаблонный характер.

Средний уровень - студенты дорисовывают большинство фигур, однако все их рисунки схематичны, с небольшим количеством деталей, повторяемых самими студентами.

Высокий уровень - создаются схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самими студентами или другими одногруппниками). Предложенная для дорисовывания фигура обычно является центральным элементом рисунка.

Сравнение показателей высокого (46%) и низкого уровней (35%) свидетельствует о преобладании высокого уровня креативности по сравнению с низким на 11 %. Сопоставление показателей среднего (19) и низкого уровней обнаруживает превалирование низкого уровня креативности по сравнению с средним на 15%. Таким образом, у студентов по тесту Е.П. Торренса наблюдаются высокий и низкий уровни креативности.

Суммарный анализ полученных результатов выявил показатели креативности:

Беглость (скорость и продуктивность): 100% высокий уровень, испытуемые способны к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков.

Гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи): 74% высокий уровень, испытуемые используют разнообразные стратегии решения проблем. 21,73% средний уровень, испытуемые способны к созданию нового, но иногда могут метаться от одного аспекта к другому и неспособны придерживаться единой линии в мышлении. 4,34% низкий уровень, свидетельствует о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации испытуемых.

Оригинальность (способность к выдвижению идей): 2,17 % высокий уровень, идеи испытуемых отличаются от очевидных, банальных или твердо установленных, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. 19,57 % средний уровень, способны делать большие умственные "скачки" при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений, предполагает способность избегать очевидных ответов. 78,26 % низкий уровень, идеи испытуемых стандартны и не отличаются от других.

Разработанность: 22% высокий уровень, испытуемые успешны, способны к изобретательской и конструктивной деятельности. 56% средний уровень, испытуемые способны создавать новое, но не использовать. 22% низкий уровень, испытуемые не способны думать креативно, прибегают к стандартным формам работы.

Стоит подчеркнуть, что обработка полученных данных позволила выявить такие же тенденции развития творческого воображения у испытуемых различного пола. Девушки демонстрируют более высокие показатели оригинальности (2,9%) и разработанности

(11,8%), чем юноши (0% - 0%). Однако одинаковы были высокие показатели беглости (100%) и гибкости (75% - 73,7%) как юношей, так и у девушек.

Анализ полученных результатов теста «Вербальной креативности» А. Медника позволил выделить три уровня, критериями, выделения которых являются уникальность и оригинальность.

Высокий уровень - испытуемые воспроизводят необычные идеи, отличающиеся от общепринятых и воспроизводить единственное в своем роде и неповторимое.

Средний уровень - испытуемые способны придумывать остроумные решения проблем, но в силу трудности этих задач они отступают от намеченной цели, также испытуемые способны к созданию чего- то нового, но в свою очередь им свойственно использование уже существующих технологий

Низкий уровень - испытуемые практически не могут смотреть на вещи нестандартным способом, им свойственно использовать уже существующие методы решения.

Сравнение показателей высокого (40,2%) и низкого уровней (41,3%) свидетельствует о преобладании низкого уровня креативности по сравнению с высоким на 1,1 %. Сопоставление показателей высокого (40,2%) и среднего (18,5%) уровней креативности обнаруживает превалирование высокого уровня креативности по сравнению средним на 21,7%.

Таким образом, у студентов по тесту вербальной креативности (по Меднику) наблюдаются высокий и низкий уровни креативности.

Качественный и количественный анализ полученных данных позволил обнаружить критерии креативности:

Оригинальность, 10,86% высокий уровень, испытуемые готовы к созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. 10,86% средний уровень, испытуемые способны придумывать остроумные решения проблем, но в силу трудности этих задач они отступают от намеченной цели. 78,28% низкий уровень, испытуемые практически не могут смотреть на вещи нестандартным способом, им свойственно использовать уже существующие методы решения.

Уникальность, 69,58%% высокий уровень, испытуемые создают и используют совершенно новые способы и методы решения задач. 26,08 % средний уровень, испытуемые способны к созданию чего-то нового, но в свою очередь им свойственно использование уже существующих технологий. 4,34% низкий уровень, такие люди практически не могут придумать и внедрить не стандартные способы решения, они используют уже существующие и проверенные варианты.

Кроме того, нам был проведен качественный и количественный анализ по половым различиям. Преобладающим является высокий и низкий уровни, но у юношей уровень вербальной креативности, выше чем у девушек. По полученным данным можно сказать, что оригинальность наиболее выражена у юношей на 4,8 %, уникальность доминирует у девочек на 3,9%.

Выводы:

1. Общие особенности: преобладает высокие показатели невербальной креативности над показателями вербальной креативности (уникальность, беглость, гибкость).

2. Специфический особенности: показатели невербальной креативности в большей степени выражены у девушек (оригинальность и разработанность) над показателями юношей; показатели вербальной креативности в большей степени представлены по оригинальности у юношей, а уникальность у девушек.

Следовательно, способность графически передавать свои идей более развита, чем способность выражать свои мысли вербально. Возможно это обусловлено современными условия жизни, когда студенты больше времени проводят в интернете, чатах, форумах, и все реже читают литературу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер ; [пер. с англ. Чеботарева Е.Ю.]. - М. : Вече : АСТ, 2003. - Т. 1. - 591 с.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3 изд. - СПб. : Питер, 2006.

3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского ; ред., сост. Л.А. Карпенко. - М. : Политиздат, 1985. - 431с.

4. Лютова, Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей / Е.К. Лютова // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия : сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии ; ред., сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.

5. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб. : Речь, 2006. - С. 18-85.

6. Торренс, Е. Диагностика креативности [Текст] / Е. Торренс. - СПб. : Речь, 2006.

7. Щебланова, Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса / Е.И. Щебланова // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, Д.С. Личман г. Шадринск

Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте

В данной статье идет речь о теоретико-эмпирическом исследовании особенностей показателей эмоционального интеллекта у студентов первого курса гуманитарного факультета.

Эмоциональный интеллект, юношеский возраст, особенности.

E.A. Volgusnova, D.S. Lichman Shadrinsk

General and specific features of emotional intelligence in adolescence

The article we are talking about a theoretical and empirical study of the features of the indicators of emotional intelligence in first-year students of the Faculty of Humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.