Научная статья на тему 'Особенности развития творческого воображения в юношеском возрасте'

Особенности развития творческого воображения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1350
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / VERBAL IMAGINATION / АССОЦИАЦИИ / ASSOCIATION / ОСОБЕННОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / FIGURATIVE IMAGINATION / ESPECIALLY ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Айкуджинова Айгуль Байкешовна

В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических, половых и индивидуальных особенностей проявления творческого воображения у учащихся старшего школьного возраста на материале теста креативности Е.П. Торренса и теста «Чернильные пятна» Г.Роршаха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Айкуджинова Айгуль Байкешовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of creative imagination in adolescence

This article presents a theoretical and empirical study of general, specific, sexual and individual peculiarities of manifestation of creative imagination of pupils of school age in the test material creativity E.P. Torrence and test "ink spots" G..Rorshaha.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческого воображения в юношеском возрасте»

2. Конфедерат, О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета [Текст] / О. В. Конфедерат // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 72, № 36 (290). - С. 82-88.

3. Погонцева, Д.В. Selfie - как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов [Электронный ресурс] / Д.В. Погонцева, Е.А. Гринькова // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974. - 13.11.2015.

4. Сатывалдиева, Б. «Селфи» — социальная эпидемия века / Б. Сатывалдиева // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 697-700.

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, Шадринск А.Б. Айкуджинова, с. Минино

Особенности развития творческого воображения в юношеском возрасте

В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических, половых и индивидуальных особенностей проявления творческого воображения у учащихся старшего школьного возраста на материале теста креативности Е.П. Торренса и теста «Чернильные пятна» Г.Роршаха.

Образное творческое воображение, вербальное творческое воображение, ассоциации, особенности, юношеский возраст.

E.A. Volgusnova, Shadrinsk A.B. Aykudzhinova, v. Minino

Features of development of creative imagination in adolescence

This article presents a theoretical and empirical study of general, specific, sexual and individual peculiarities of manifestation of creative imagination of pupils of school age in the test material creativity E.P. Torrence and test "ink spots" G..Rorshaha.

Keywords: Figurative imagination, verbal imagination, association, especially adolescence.

Проблема развития творческого воображения в юношеском возрасте характеризуется установлением равновесия его структурных компонентов. Оно становится более богатым, особенно по сравнению с подростковым периодом, доминирует внеситуативная внутренняя позиция, которая развивалась в предыдущих возрастах и в данном возрастном периоде она проявляется в способности освобождаться из-под власти обыденных представлений и умении находить новые, нестандартные пути решения. Об этом свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Е.Е. Сапоговой, Т. Рибо, которые направлены на изучение особенностей механизмов, функций, факторов и условий проявления творческого воображения в художественной,

литературной и учебной деятельности [1]. Поэтому мы считаем, что необходимо выявить особенности развития творческого воображения у учащихся юношеского возраста в границах 16-17 лет.

Исследования проводилось в МБОУ СОШ №15 г. Шадринска. В исследовании приняли участие 60 старших школьников с 10 - 11 классы. Для изучения творческого воображения применялись тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха (Rorschach Test), краткий тест «Закончи рисунок» Э.П. Торренса.

Нами были выявлены три уровня творческого воображения при восприятии ими пятен Г. Роршаха (тест Г. Роршаха), критериями выделения которых служили продуктивность, вариативность, способность использовать образы восприятия и памяти, оригинальность, эмоциональное отношение.

Низкий уровень - одна часть испытуемых неохотно принимает задачу, другая принимает её, но ожидает помощь от экспериментатора, продуктивность от 0,5 до 1 ответов на одно изображение, вариативность невысокая - 3-5. Оригинальность у одних юношей нулевая; у других - 0,1-0,2 на 10 пятен. Присутствуют стереотипия, проявление инертности образов.

Средний уровень - учащиеся понимают смысл задания, проявляют интерес к картинкам, но в большинстве случаев нуждаются в небольшой стимулирующей помощи. Все ответы осознанные. Продуктивность хорошая: по 1-7 ответов на изображение. Вариативность хорошая - количество использованных категорий - от 5 и выше (количество категорий выше среднего значения по группе). Оригинальность - коэффициент оригинальности равен среднему по группе, незначительные проявления стереотипии и инертности образов. Высокий уровень - учащиеся демонстрируют полное и быстрое принятие задачи, проявляют выраженный, стойкий интерес, заинтересованность в хорошем выполнении задания. Способны найти ассоциации со всеми десятью изображениями. Осознанно находят сходство каждого пятна с несколькими предметами или явлениями окружающего мира. Продуктивность высокая, в среднем по 10 ответа на одно изображение. Вариативность высокая, количество использованных категорий - более 8 (количество категорий выше среднего по группе). Оригинальность - количество выше среднего по группе, проявление стереотипии и инертности отсутствуют.

Статистически значимые различия в показателях творческого воображения зафиксированы у школьников между низким и высоким уровнями на 43,3% (ф*=9,02 при р<0,01); между средним и низким уровнями - на 21,7% (ф*=2,96 при р<0,01) и между высоким и средним уровнями - на 21,6% (ф*=5,99 при р<0,01).

Проведенное исследование позволило отметить не только общие тенденции развития творческого воображения, но и его специфические особенности. Показатели высокого уровня творческого воображения преобладают у учащихся 17 лет (16,7%), в меньшей мере проявляются - в 16 лет (6,7%). Статистически значимые различия в показателях творческого воображения зафиксированы по низкому уровню между учащимися 10 и 11 классов на 10% (ф*=1,89 при р<0,01).

Исследование показало, что на возникновение ассоциаций оказывают влияние возрастные особенности. У учащихся 10 классов, кроме названных ассоциаций, возникают еще ассоциации с человеком (две девушки дерутся из-за сумки, два ребенка близнеца одели на себя уши зайца, девушка примиряет свадебное платье, отражение женщины в зеркале,

королева на троне, человек сидит на тренажёре), животными (две крысу тянутся к небу, отрезанная голова лисы, отражение тигра в реке, кошки стоят на одной ноге), ящерицами (игуана, ящерицы, ящерица с квадратным лицом, хамелион), одежда (купальник, кокошник, трусы, платье), обувь (ботинки и батильоны), Эйфелева башня, буквы, закат, два целующихся павлина, истребитель.

У учащихся 11 классов помимо названных ассоциаций возникают еще ассоциации с человеком (девушка, которая молится, руки в наручниках, девушка пленница, сидящий человек без головы), светильниками (лампа, свеча), морской транспорт (корабль, плывущий в море, пиратский корабль), ручка от двери, сердце с крыльями, бабочка с разорванными крыльями, дракон поднявший свои крылья в небо и разинувший пасть; картина, нарисованная из образов животных, лягушка с бантиком.

Помимо сказанного, выделилось несколько особенностей развития творческого воображения в юношеском возрасте, обусловленных различиями их пола. Так, у девушек превалируют результаты высокого уровня творческого воображения на 21,2%, чем юношей. Средний уровень творческого воображения у девушек имеет более высокие показатели на 27%, чем у юношей. Следует добавить, что у юношей показатели низкого уровня творческого воображения были выше на 48,2% (ф*=3,098 при р<0,01), чем у девушек. У девушек показатели продуктивности и вариативности превосходит юношей при восприятии пятен Г. Роршаха, так как наблюдается детальная разработанность образов творческого воображения.

У девушек разнообразнее ассоциированные образы пятен Г. Роршаха (10-35 категорий объектов), чем у юношей (4-15 категорий объектов); юноши видят в пятнах Г. Роршаха хищников, оружие, транспорт, корабли и лодки, ракеты, здания и военные сражения; а девушки - женщин, девочек, травоядных, обувь, одежду, птиц и насекомых.

Наблюдение за испытуемыми юношеского возраста при восприятии пятен Г. Роршаха позволило установить несколько видов их реакций. Первая - процесс восприятия и перекомбинирования образов представлений автоматизирован, сокращен во времени, интериоризирован; испытуемый дает краткий, односложный ответ. Вторая реакция отличается развернутостью, стадиальностью. Сначала учащиеся 16-17 лет воспринимают пятна Г. Роршаха синкретично (Не знаю, что это такое.... Пятно какое-то....). Затем выделяются и квалифицируются отдельные детали (Это руки.... Это голова...Морда... Шкура.), потом они называет объект (Это летучая мышь....Это две гомосексуальные женщины....Шкура бобра.), после этого указывает действия объекта и прогнозирует его последствия (Две женщины смотрят друг на друга.... Может они ругаются.).

Сокращенный вариант изобразительной батареи теста креативности Э.П. Торренса - задание «Закончи рисунок» предполагал выявление показателей творческого воображения, а также способов создания целого по части. Анализ полученных результатов позволил выделить три уровня творческого воображения в юношеском возрасте, критериями, выделения которых являются беглость, гибкость, разработанность, оригинальность.

Низкий уровень - испытуемые фактически не принимают задачу - рисуют предметно-схематичные рисунки с использованием заданной фигуры. Рисунок, как правило, носит примитивный и шаблонный характер.

Средний уровень - учащиеся дорисовывают большинство фигур, однако все их рисунки схематичны, с небольшим количеством деталей, повторяемых самими детьми или другими учащимися класса.

Высокий уровень - создаются схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самими подростками или другими учащимися группы). Предложенная для дорисовывания фигура обычно является центральным элементом рисунка.

Сравнение показателей высокого (56,3%) и низкого уровней творческого воображения (12,9%) свидетельствует о преобладании высокого уровня творческого воображения в юношеском возрасте по сравнению с низким на 43,4% (ф*= 8,28 при р<0,01). Сопоставление показателей среднего (30,8%) и низкого уровней творческого воображения (12,9%) у учащихся 10-11 классов обнаруживает превалирование среднего уровня творческого воображения по сравнению с низким на 17,9% (ф*= 7,46 при р<0,01). Статистически значимые различия были обнаружены между показателями высокого уровня беглости и оригинальности (ф*= 17,38 при р<0,01) и разработанности (ф*= 19,16 при р<0,01); показателями гибкости и оригинальности (ф*= 16,75 при р<0,01) и разработанности (ф*= 18,53 при р<0,01); также между показателями среднего уровня оригинальности и беглости (ф*= 15,01 при р<0,01) и гибкости (ф*= 14,74 при р<0,01), показателями разработанности и беглости (ф*= 16,21 при р<0,01) и гибкости (ф*= 15,94 при р<0,01). Таким образом, в юношеском возрасте имеют место показатели высокого уровня беглости и гибкости и среднего уровня разработанности.

При сравнении данных исследования, обнаружилась неравномерность проявления показателей учащихся творческого воображения.

У испытуемых 16 лет выявились высокие показатели беглости (100%); показатели гибкости - 100%, а также крайне низкими показателями высокого уровней разработанности (20%) и оригинальности (3,3%). У респондентов 17 лет превалирует высокий уровень показателей беглости (100%) и гибкости (100%) над показателями оригинальности (3,3%) и разработанности (23,3%). Можно предположить, что повышение уровня оригинальности происходит из-за того, что учащиеся слабо овладевают способами преобразования образов представлений в связи с тем, что задания на уроках и домашние задания стимулируют в большей степени проявление испытуемыми репродуктивно-творческой деятельности.

Продолжая анализ полученных данных, следует отметить, что, выполняя задание по методике Э.П. Торренса, у испытуемых 16 лет возникают ассоциации с войной и оружием, строениями, смайликами, транспортом (грузовики, автобусы, легковые автомобили); у учащихся 17 лет - ассоциации с временами года, сюжетными сценами, рыбами и морскими обитателями, с аксессуарами, строениями (одноэтажные и многоэтажные дома, замки).

Девушки демонстрируют более показатели высокого уровня оригинальности (6,1%) и разработанности (24,3%), чем у юношей (0% - 18,5%). Однако у юношей доминируют показатели среднего уровня разработанности (77,8%) над показателями творческого воображения девушек (75,7%).

Анализ дорисованных испытуемыми юношеского возраста заданных фигур позволил выявить ряд особенностей их реконструирования: детализированность

незавершенных фигур - учащиеся тяготеют к однотипным повторяющимся деталям (на автомобиле много дверей одной формы, размера и цвета), к изображению несколько одинаковых предметов (в парке может нарисовано несколько приблизительно одинаковых деревьев, на лугу - несколько одинаковых цветов). Некоторые учащиеся имеют склонность к специальному закрашиванию или штриховке какого-то предмета или части изображения (море, нарисованы корабли с заштрихованными парусами, указывающая на направление ветра), а также к штриховке (тень), если она несет смысловую нагрузку, то есть отражает объем (подчеркнутая округлость апельсина, с использованием тени) или время суток (нарисован дом, дерево и тень падающая на гладкую поверхность воды), к использованию цвета как дополнительной идеи изображения (на рисунке черный цвет волос девушки указывает на ее возраст, что она только, что еще юная и молода, по сравнению с седеющей более старший женщиной). Кроме этого, обследуемые иногда рисуют предметы последовательно уменьшающимися или увеличивающимися в размере; используют заданные элементы при включении их в целостную структуру или как главный элемент, или как второстепенный (незаконченная линия становится копытом коня, частью морской звезды, створкой открывающегося окна).

В ходе проведенного исследования мы пришли к допущению, что в развитии творческого воображения юношеского возраста по двум методикам проявляются общие, специфические, индивидуальные и половые особенности.

Исходя из сказанного, общими тенденциями в развитии творческого воображения по тесту Г. Роршаха в юношеском возрасте являются: слабо развитое творческое воображение; увеличение количества возникающих ассоциаций у испытуемых с 10 по 11 классы. К ассоциированию заданных фигур с одними и теми же объектами, в преобладании показателей беглости и гибкости по сравнению с показателями оригинальности и разработанности.

Специфические особенности развития творческого воображения выражаются в том, что у подростков 16 лет наблюдается слабо развитое вербальное творческое воображение; учащиеся 17 лет склонны фантазировать, создавать необычные образы творческого воображения. У 16 - летних был выражение показатели оптимального развития разработанности и не сформированные по оригинальности; у школьников 17 лет - показателя разработанности, детальности образов и оптимальное развитие показателя оригинальности.

Особенности творческого воображения, обусловленные половыми различиями, заключаются в том, юноши демонстрируют шаблонность и низкую продуктивность в деталях рисунка, а у девушек наоборот отмечаются проявления оригинальности. Девушки превосходят своих одноклассников в более детальной, тщательной разработанности заданных объектов. У девушек были отмечены ассоциации продуктивные и более вариативные при восприятии пятен Г. Роршаха чем у юношей, т. е наблюдается детальная разработанность образов творческого воображения.

Индивидуальные особенности при восприятии пятен Г. Роршаха выражаются в двух видах реакций испытуемых, отличающихся друг от друга степенью интериоризированности, а также зависимостью от типологических особенностей. По методике Э.П. Торренса проявляются в предпочтении в юношеском возрасте способов

реконструирования: разных форм опредмечивания (детализации) и включения заданных фигур в построение целостного образа объекта или сложного сюжета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волгуснова, Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения : монография / Е.А. Волгуснова. - Шадринск, 2014. - 181 с.

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, К.Е. Жаекбаева г. Шадринск

Особенности развития показателей творческого воображения и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте

В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих и половых особенностей проявления творческого воображения и эмоционального интеллекта у учащихся подросткового возраста на материале теста креативности «Закончи рисунок» Е.П. Торренса; методики «Придумай смешную историю» Е.А. Волгусновой; теста на эмоциональный интеллект (Тест EQ) С. Холла; теста эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Творческое воображение, эмоциональный интеллект, особенности, подростки.

E.A. Volgusnova,

K.E. Zhaekbaeva, Shadrinsk

Features of the development indicators of the creative imagination and emotional intelligence in adolescence

This article presents a theoretical and empirical study of general and sexual peculiarities of manifestation of creative imagination and emotional intelligence of students adolescent creativity on a material test "complete the picture" E.P. Torrance; techniques "Think of a funny story, " E.A. Volgusnovoy; test for emotional intelligence (EQ Test) S. Hall; test of emotional intelligence D.V. Lyusina.

Keywords: Creative imagination, emotional intelligence, features, teenagers.

В последнее время перед обществом встает проблема о развитии творческой личности. В связи с этим появляется необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей к их рациональному развитию. Так же в этом возрасте дети подвержены сильному эмоциональному напряжению, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Неоднократно выявляют связь эмоционального неблагополучия с проблемами в учебной деятельности, трудностями общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим возникают противоречия между малой изученностью взаимосвязи творческого воображения и эмоционального интеллекта и необходимость развития творческих процессов в подростковом возрасте. Данное противоречие предопределяет тему нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.