ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.9
Е.А. Волгуснова,
канд. псих. наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Формирование творческого воображения в юношеском возрасте посредством конструирования комических и сказочных импровизаций
В данной статье рассматривается проблема развития и формирования общих и специфических способов преобразования действительности у старшеклассников средствами продуцирования комических и сказочных конструкций.
Творческое воображение, формирование, юношеский возраст.
E.A. Volgusnova,
cand. of psycological sciences, docent of the chair of the psycology of the development and pedagogical psycology Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia
Formation of creative imagination in adolescence through the construction of
comic and fabulous improvisations
Пе article deals with the problem of the development and formation of general and specific ways of transforming reality in high school students by means ofproducing comic and fairy-tale designs.
Keywords: creative imagination, formation, youthful age.
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении старшего школьного возраста, так как в современном образовании при сдачи итоговой аттестации используют написание сочинения, и учащиеся с низким уровнем творческого воображения с трудом справляются с этим.
На значимость воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю. Кулагина) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Творческое воображение в юношеском возрасте характеризуется установлением
равновесия его структурных компонентов. Оно становится более богатым, особенно по сравнению с подростковым периодом, доминирует внеситуативная внутренняя позиция, которая развивалась в предыдущих возрастах и в данном возрастном периоде она проявляется в способности освобождаться из-под власти обыденных представлений и умении находить новые, нестандартные пути решения. Об этом свидетельствуют исследования Л.С. Выготского [1], В.В. Давыдова [1], В.Т. Кудрявцева [2], В.С. Мухиной [2], М.А. Ненашевой [1], Е.Е. Сапоговой [5], Т. Рибо [1], Л.И. Шрагина [6], которые направлены на изучение особенностей механизмов, функций, факторов и условий проявления творческого воображения в игровой, художественной, музыкальной, литературной и учебной деятельности.
Выявленные для каждого возрастного этапа законы развития творческого воображения заложены в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.
В старшем школьном возрасте развитие творческого воображения зависит от особенностей обучения, характера психологических новообразований (формирование перспективы, самоактуализации) [6]. Творческое воображение приобретает черты реалистичности, произвольности, осознанности, в способности освобождаться обыденных представлений и умений находить новые, не стандартные решения. Продуктивные образы становятся более совершенными по форме и содержанию.
Анализ научных исследований позволил обнаружить ряд противоречий, которые затрудняют реализацию задач данного процесса. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести:
- осознанием больших потенциальных возможностей сказочного и комического материала и его соотношения с творческим воображением у старших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов этой проблемы;
- необходимостью иметь более полное представление о формировании у старшеклассников продуцирования сказочных и комических конструкций как средства развития творческого воображения и фрагментарностью знаний об указанном процессе.
Эмпирическое исследование проводилось в МКОУ «Мехонская СОШ №1». В исследование приняли участие 50 учащихся 9-11 классов.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха, методика «Придумай сказку» Е.А. Волгусновой, методика «Придумай смешную историю» О.М. Поповой.
Описание результатов: на основе анализа данных констатирующего эксперимента можно выделить общие, специфические особенности конструирования старшеклассниками комического.
Общие тенденции в развитии творческого воображения старшеклассников проявляются: в преобладании среднего уровня развития творческого воображения; среднего уровня вербального творческого воображения; увеличении количества возникающих ассоциаций у испытуемых 14-17 лет; продуцирование сказочных импровизаций носит репродуктивного - творческого воображения; синхронности предпочтений ужастиков, бытовой, фантастической и романтической тематик; конструирование комического обусловлено высокий тенденция к предпочтению при сочинении смешных импровизаций тематики мультипликационной, анекдотической, о животных, о школе, о семье и друзьях.
Специфические тенденции развития творческого воображения старшеклассников наблюдаются в том, что:
У старшеклассников 14 лет и 16 лет наблюдается высокий и средний уровень творческого воображения; учащиеся 15 и 17 лет имеют выраженный низкий и средний уровни творческого воображения. У учащихся 9 классов выражен высокий уровень продуцирования сказочных импровизаций, 12 видов тематик (романтическая, телевизионная и компьютерная, военная и медицинская и др.); у испытуемых 10 класса имеет место высокий уровень развития сказочных импровизаций, 11 видов тематик (криминально-детективная, типично-сказочная, о животных и др.); средний уровень развития у учащихся 17 лет, использование 7 тематик сказок (бытовая, фантастическая, ужасы и др.). У старшеклассников 14 и 17 лет превалируют комические ситуации, а у школьников 15 и 16 лет - комические детали. Четырнадцатилетние обращаются к бытовой, спортивной, фантастической и романтической тематикам; пятнадцатилетние - к телевизионной и компьютерной; шестнадцатилетние к телевизионной и бытовой; семнадцатилетние - к телевизионной, бытовой и компьютерной тематикам.
У девушек показатели продуктивности и вариативности, продуцирования сказок превосходит показатели юношей. Девушки вспоминают смешные истории, которые происходят с ними самими, с их друзьями и родственниками; юноши вспоминают смешные эпизоды в школе с друзьями и одноклассниками.
При восприятии пятен Г. Роршаха имеется два вида реакций испытуемых, отличающихся друг от друга степенью интериоризированности, а также зависимостью от типологических особенностей. Они совмещают персонажей из разных сказок, деталей внешности разных героев или пейзажей «страны фантазий и мечты», изменение компонентов сказочных построений, в создании различных вариантов сказок по аналогии с известными сказочными предпочтениями тех или иных сюжетов, видов и приемов сказочных импровизаций. Комические импровизации проявляются на втором уровне - в объектах воспроизведения информации комического содержания (смешные случаи в реальной действительности, анекдоты, телевизионные передачи); на третьем уровне - в механизмах конструирования комических деталей (наделение объектов необычными признаками, свойствами, действиями) и комических ситуаций (нахождение противоречий в способах действия - результатом, несоответствия цели - способу достижения, предполагаемого - действительному).
Как указывалось, на этапе констатирующего эксперимента было установлено, что самые низкие показатели развития творческого воображения были зафиксированы у старшеклассников 11 класса. Исходя из этого, на следующем этапе исследования была поставлена цель: формирования творческого воображения старшеклассников в процессе выполнения специально организованной деятельности.
Приступая к исследованию, мы имели ввиду выдвигаемые Е.А. Волгусновой [1], В.Т. Кудрявцевым [2], О.М. Поповой [4], Д.Б. Эльконин [7] положения о том, что при выполнении заданий на перевертыши и комические ситуации, реконструкцию у старших школьников вырабатывается ориентация на творческое решение учебных задач.
Мы также полагали, что, выполняя творческие задания на материале произведений с элементами комического, сказочных импровизаций испытуемые освоят общие и специфические приемы их конструирования и будут использовать в собственных творческих работах.
Нами проверялась гипотеза исследования, что обучение старшеклассников общим и
специфическим способам и приемам продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций может повысить их уровень творческого воображения.
В ходе формирующей работы со старшеклассниками решались следующие задачи:
1. Разработать программу повышения уровня творческого воображения старшеклассников и проверить её эффективность.
2. В процессе реализации формирующей программы выявить закономерности, динамику и факторы развития творческого воображения старшеклассников посредством комических и сказочных импровизаций.
В формирующем эксперименте участвовало 10 старших старшеклассников в экспериментальной группе и 10 учащихся в контрольной группе из МКОУ «Мехонская средняя общеобразовательная школа №1», их родители и педагоги.
Формирующий процесс осуществлялся по трем направлениям: работа со старшеклассниками, работа с педагогическим коллективом и с родителями.
Общая схема реализации программы развития творческого воображения осуществлялась по блокам:
1. Диагностический (изучение творческого воображения у старших старшеклассников): 2 занятия - методика «Придумай смешную историю» О.М. Поповой, методика «Придумай сказку» Е.А. Волгусновой, тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха.
2. Развивающий (развитие творческого воображения у старшеклассников посредством сказочных импровизаций и конструирования комического) включает в себя 2 блока: организационно-установочный (3 занятия) и формирующий блок (15 занятий): 3 занятия - создание благоприятной, доброжелательной обстановки, установление доверительного отношения и стимулирование творческого самовыражения; 15 занятий -обучение старшеклассников вербальному и невербальному продуцированию сказочных и комических конструкций (по О.М. Поповой, Е.А. Волгусновой).
3. Информационный этап (раскрытие роли творческого воображения в развитии старшеклассников). Лекторий для родителей и педагогов: родительское собрание для родителей; семинар для педагогов.
Цикл практических занятий рассчитан на 20 занятий, которые проводятся по группам три раза в неделю по 40 минут. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на старшеклассников (14-17 лет).
Организация психокоррекционного пространства предполагала проведение занятий в специально оборудованной комнате, при обязательном наличии в ней коврового покрытия, места для рисования, стульев и музыкального центра. Постепенность и последовательность занятий развития творческого воображения при продуцировании комических конструкций, постепенное усложнение заданий от первого к последнему занятию.
Вводная часть занятий включала упражнения на установление благоприятной эмоциональной обстановки в группе и снятие напряжения, а также психогимнастические упражнения, предполагающие стимулирование творческого воображения у старшеклассников.
Основная часть занятия предполагала развитие творческого воображения у старшеклассников, благодаря выполнению системы заданий, предполагающей обучение учащихся 14-17 лет вербальным и невербальным способам при продуцировании комических конструкций.
Заключительная часть состояла из релаксационных упражнений и рефлексии.
В программу вошли как авторские упражнения и задания, так и задания, предложенные в своих исследованиях Е.А. Волгусновой [1], О.М. Поповой [4] и другими авторами.
В работе со старшеклассниками использовался комплекс традиционных и специально разработанных методов психокоррекции, каждый из которых имел специфический механизм воздействий на познавательную сферу старшеклассников, предполагающий формирование творческого воображения.
В качестве основных методов психокоррекции выступили: релаксационные упражнения («Путешествие на облаках» [11]); психогимнастика («Дракон кусает свой хвост» и др.); игротерапия («Пантомима», «Чудесный лес», «Поможемхудожнику» и т.д.); игр-приветствий («И снова здравствуйте», «Узнай по рукопожатию» и т.п.); драматизация («Покажи движениями» и т.д.); арттерапия («Сочиняем сказку», «Нарисуй настроение», «Пятнография» и т.д.); задания, предполагающие формирование способов преобразования образов представлений творческого воображения («Волшебные кляксы» «Придумай конец сказки» и т.д.); музыкотерапия («Звуки леса», «Звуки воды», «Звуки моря», «О чем рассказала музыка» и т. д); смехотерапия («Придумай и свой конец смешной истории» и т.д.); рефлексия.
Условиями программы выступили: Универсальность. Эмоциональная поддержка. Обратная связь или конфронтация.
Механизмы коррекционно-развивающего воздействия:
Внешние механизмы: самораскрытие; научение; переориентировка со стандартных форм поведения героев на комические, оригинальные; рефлексия; механизм функционального единства.
Внутренние механизмы: реконструкция («Разные сказки», «Неоконченный рисунок»); типизация («Международный симпозиум»); акцентирование («Глаза. Рот. Руки», «Оригинальное использование»); гиперболизация («Гулливер»); агглютинация («Волшебники», «Чудесные превращения»); первый механизм создания комических деталей («Необычные действия», «Применение умений»); второй механизм создания комических деталей предполагает наделение объектов необычными признаками; механизм продуцирования комических ситуаций предполагает комические противоречия.
Таким образом, программа формирования творческого воображения включала в себя различные методы и приемы, обеспечивающие комплексность и интегративность формирующих воздействий и усиливающие эффективность развития более высоких уровней творческого воображения и конструирования комического у старшеклассников.
В ходе формирования творческого воображения при продуцировании сказочных импровизация и комических конструкций, были выделены факторы, затрудняющие процесс психокоррекции испытуемых, к которым были отнесены: предпочтение телевизионных персонажей, а не сказочных героев - многим учащимися нравятся современные мультфильмы, телепередачи, сериалы где дерутся, стремятся к материальным благам, ценят внешние, но не внутренне содержание, нравятся эпотажные и с чувством юмора персонажи, например, персонажи телесериалов «Теория большого взрыва», «Универ», «Интерны» и т.п.;
Внедрение программы формирования творческого воображения средствами продуцирования сказочных и комических конструкций позволило:
1. Повысить высокий и средний уровни показателей вербального творческого воображения у старшеклассников по методике Г. Роршаха.
2. Повысить у испытуемых показатели среднего уровня конструирования комических импровизаций (комических деталей, комических ситуаций) и показателей высокого и среднего уровней продуцирования сказок.
3. Повысить у респондентов высокий и средний уровни творческого воображения.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы формирования творческого воображения, которая может применяться в образовательных учреждениях при подготовке к ЕГЭ по литературе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волгуснова, Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения : монография / Е.А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2014. - 181 с.
2. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1995.
- № 3. - С. 113 - 120.
3. Мухина, В.С. Воображение / В.С. Мухина // Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. пособие для студентов вузов. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2003. - 453 с.
4. Попова, О.М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников / О.М. Попова. - Шадринск : Исеть, 2006. - 476 с.
5. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
6. Шрагина, Л.И. Воображение как фактор самоактуализации в юношеском возрасте / Л.И. Шрагина // Личность и ее жизненный мир : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 20-летию фак. психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 3-4 октября 2013 г.) / под ред. Л.И. Дементий.
- Омск : Ом. гос. ун-та, 2013. - С. 486 - 490.
7. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М. : Учпедгиз, 1969. - 328.
REFERENCES
1. Volgusnova E.A. Razvitie tvorcheskogo voobrazhenija u mladshih shkol'nikov v zavisimosti ot uslovij obuchenija: monografija [The development of creative imagination of junior schoolchildren depending on the conditions of education]. Shadrinsk: Shadrinskij Dom Pechati, 2014. 181 p.
2. Kudrjavcev V.T. Tvorcheskaja priroda psihiki cheloveka [Creative nature of the mind of a man]. Voprosy psihologii [Questions of psycology], 1995, no. 3, pp. 113-120.
3. Muhina V.S. Voobrazhenie [Imagination]. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Age-specific: phenomena of the development, childhood, adolescenes]. 7-e izd., stereotip. Moscow: Akademija, 2003. 453 p.
4. Popova O.M. Konceptual'naja model' formirovanija chuvstva komicheskogo v celjah optimizacii jemocional'no
- nravstvennogo razvitija doshkol'nikov [Conceptual model of forming the feeling of comic in the purpose of optimization of emotional moral development of pre-school pupils]. Shadrinsk: Iset', 2006. 476 p.
5. Sapogova E.E. Psihologija razvitija cheloveka [Psycology of the development of a man]. Moscow: Publ. Aspekt Press, 2005. 460 p.
6. Shragina. L.I. Voobrazhenie kak faktor samoaktualizacii v junosheskom vozraste [Imagination as the factor of self actualization in teen-age]. Lichnost' i ee zhiznennyj mir: materialy vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvjashhennoj 20-letiju fak. psihologii OmGU im. F. M. Dostoevskogo (Omsk, 3-4 oktjabrja 2013 g.) [A person and life world]. In Dementij L.I. (ed.). Omsk: Publ. Om. gos. un-ta, 2013, pp. 486-490.
7. Jel'konin D.B. Detskaja psihologija [Child's psycology]. Moscow: Uchpedgiz, 1969. 328 p.