Научная статья на тему 'Закономерности развития творческого воображения у первоклассников в зависимости от условий обучения'

Закономерности развития творческого воображения у первоклассников в зависимости от условий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития творческого воображения у первоклассников в зависимости от условий обучения»

мя: он готов работать над нерешенной задачей и на перемене. Исследование А.П. Архипова [1], проследившего влияние успеха на положительное отношение к деятельности, и И.Г Шапошниковой [7], изучавшей тот же вопрос применительно к неуспевающим подросткам, подтверждает этот факт (ситуация успеха: индивидуализация заданий, их постепенное усложнение с учетом возможностей ученика, помощь в преодолении встречающихся препятствий, создание специальных учебных ситуаций, в которых не уверенный в себе ученик может пережить радость успеха).

Таким образом, мы пришли к выводу, что интерес к учебно-исследовательской деятельности является следствием своеобразного сдвига мотивов с предметных на процессуальные аспекты познания. Подросток, увлеченный поисковой работой, обращает основное внимание не на ее результат и полученную за это оценку, а испытывает своего рода эстетически творческое удовольствие от самого процесса познания. Стимулирование такого «бескорыстного» мотива обеспечивает актуализацию особой ситуации в учебном процессе, когда:

1) школьник открывает для себя новый смысл познания как процесса творческой самореализации;

2) его творческие усилия встречают поддержку со стороны учителя и одноклассников;

3) само содержание учебной задачи предполагает поиск построения модели, выдвижение и апробацию различных гипотез;

4) ученик испытывает удовольствие от процесса самостоятельного открытия нового знания;

5) предлагаемая учебная ситуация носит, как правило, характер коллективной деятельности, содержащей элементы сотрудничества с другими учащимися и одновременно состязательности;

6) ученик получает дозированную помощь от учителя и более сильных одноклассников, что позволяет обеспечить стабильность его положительной мотивации.

Библиографический список

1. Архипов А. П. Создание условий для проявления успеха как средства формирования положительного отношения к деятельности. - Красноярск, 1957.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. - М.; Воронеж, 1995.

3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

5. МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983.

6. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

7. Шапошникова И.Г. Формирование познавательного интереса у неуспевающих подростков // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - ЛГПИ, 1977.

Е.А. Шефер

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

В психологической литературе рассматриваются способы преобразования образов представлений, источники, механизмы, виды, функции, взаимосвязь с психическими процессами, факторы и условия формирования творческого воображения (Д.Б. Богоявленская (1981), Л.И. Божович (1995), Л.С. Выготский (1991), В.В. Давыдов (1997), А.Я. Дудец-кий (1969), О.М. Дьяченко (1991), В.Т. Кудрявцев (1995), Р.Г. Натадзе (1972), Н.Н. Палагина (1997), А.В. Петровский (1968), О.М. Попова (2006), Т. А. Репина (1956), Дж. Родари (1990), С.Л. Рубинштейн (2000), З. Фрейд (1991)). Однако специфика

развития творческого процесса у первоклассников в разных условиях обучения пока изучена недостаточно. Пытаясь преодолеть данное противоречие, мы поставили цель: определить уровни творческого воображения у первоклассников, обучающихся в разных условиях. Экспериментальная работа проводилась с октября по май 2003-2004 учебного года с 300 первоклассниками из муниципальных образовательных учреждений: лицея .№34, художественной гимназии .№5, средней общеобразовательной школа №1 и музыкальной школы г. Тюмени и г. Шадринска. В исследовании использовались краткий тест креатив-

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

© Е.А. Шефер, 2007

ности «Незаконченный рисунок» П. Торранса, пятна Г. Роршаха, изучение продуктов деятельности (смешных и сказочных импровизаций в графической и вербальной форме).

Обработка полученных данных позволила выявить ряд закономерностей продуцирования первоклассниками вербально-графических импровизаций.

Первая закономерность продуцирования первоклассниками импровизаций разного типа - это многоуровневость. В процессе продуцирования первоклассниками объектов по заданной модели выделились три уровня образной (тест П. Торренса) и вербальной креативности (тест Г. Роршаха); по данному тесту - три уровня: первый -дети видят меньше двадцати объектов, второй -называют меньше тридцати ассоциаций, третий -указывают больше тридцати ассоциаций.

Многоуровневость творческого процесса проявилась также и в продуцировании комических сюжетов. В процессе конструирования комического было выявлено пять уровней: первый уровень - создаются не смешные, а обычные конструкции; дети отождествляют комическое с безобразным и веселым. Второй уровень - воспроизводятся персонажи и фрагменты знакомых юмористических произведений. Третий уровень - первоклассники рисуют комические детали, нарушая пропорцию в изображении отдельных объектов или отдельных частей; изображая необычные явления природы; несуразные действия людей, животных, растений, предметов; объекты необычного цвета, формы и величину; использованные не по назначению; находящиеся в необычном месте; совмещая и рассогласуя элементы разных объектов: а) элементов внешнего вида разных животных; б) частей тела животных и птиц; в) элементов изображения человека и растения; г) признаков внешнего вида людей разных возрастов; д) элементов изображения человека и животного; е) элементов изображения человека и вещи (предмета). Четвертый уровень - создаются перевертыши, то есть одномоментные комические ситуации, для которых характерен перенос признаков и функций с предмета «А» на предмет «Б» и наоборот, при создании которых использует несколько типов переноса признаков и функций: а) с предмета на предмет; б) с человека на животное; в) с животного на человека; г) с животного на животное и т.д. Кроме этого дети обращаются к обратной координа-

ции голосовых реакций животных и птиц; применяют обратную координацию способов передвижения птиц и животных. Пятый уровень - конструируются комические ситуации, то есть поэтапно развертывающиеся действия персонажей, для которых характерно рассогласование их компонентов цели - результата; действия - результата; цели -способа достижения; формы - содержания.

Вторая закономерность - вариативность творческих решений. Исследование творческое воображение по методике П. Торренса показало, что во всех образовательных учреждениях первоклассники изображают: растения и деревья, географические объекты, домашних и диких животных, строения и его части, человека, продукты питания, явления погоды и насекомых и т.п. В мае к этим объектам добавились еще такие объекты, как: птицы, светильники, приборы, канцелярские принадлежности, буквы и цифры; автомобили и летательные аппараты; сверхъестественные существа, снеговик; радиоволны, звуковые волны, разнообразные инструменты, небесные тела и музыка, отдых и символы.

Воспринимая пятна Г Роршаха, дети указывают домашних и диких животных, морских обитателей, человека и части его внешности, насекомых, птиц, сверхъестественных существ, небесные тела, растения, игрушки, сказочных персонажей и т.д. кроме указанных объектов у детей из традиционной школы и лицея возникли ассоциации с символами войны, оружием, мультипликационными персонажами, космическим и природными явлениями, географические объекты; у учащихся музыкальной школы - с «музыкой» и музыкальными инструментами; у первоклассников художественной школы - с произведениями искусства.

Вариативность творческих решений нашла отражение в разнообразии тематики сказочных и комических импровизаций. В начале года в детских сочинениях фигурируют сказки о животных, типично-сказочная, сказочно-бытовая, волшебная тематика, телевизионная тематика (человек-паук, скубиду, робокоп); сказки о буквах (страна букв), кроме них, у учащихся лицея и художественной школы еще фантастические сюжеты (о людях, живущих на звездах и т.п.) и цирковая тематика; у детей из лицея военная тематика; у первоклассников музыкальной школы музыкальная тематика (спор музыкальных инструментов и т.д.).

Вариативность творческих решений обнаружила себя в разнообразии способов преобразова-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

87

ния образов представлений в сказочных и комических конструкциях: агглютинировании типично сказочных героев и реальных людей; совмещения разных деталей внешнего вида персонажей; на рисунках и в рассказах уживаются персонажи различных сказок - «салат» из сказок; акцентировании - (ребёнок, придумывая сказку, подчёркивает, что: «.. .Добрый волшебник добавлял добрую пыльцу в добрые снадобья.»); гиперболизации - преувеличении и изображения деталей внешнего облика объектов; реконструкции - присвоение персонажам несвойственных им признаков - «перевирание сказки» (.. .Красная Уточка приходит домой и удивляется тому, что всё чисто, затем играет в куклы и ложится спать... Кто-то стучит в дверь, она её открывает и видит волка, который съел бабушку и Красную Уточку.); используются приёмы сказки «наизнанку» - сказочная тема умышленно выворачивается наизнанку (Красная Шапочка злая, а Волк добрый); типизации - продуцируются «сказки-кальки», воспроизводятся отношения героев и схемы сюжетов знакомых сказок; схематизации.

Сравнительный анализ полученных данных позволила выявить динамику и неравномерность развития творческого воображения у первоклассников из разных учебных заведений в течение года. Она отражается в их уровневой динамике образной и вербальной креативности испытуемых. Диагностика в конце учебного года показала, что на протяжении одного учебного года значимые изменения произошли в показателях образной креативности: в гибкости по высокому уровню у учащихся из лицея (ф*=8,23 при р>0,00), у детей из традиционной школы (ф*=3,98 при р>0,00) и из худошественной гимназии (ф*=4,06 при р>0,00); по среднему уровню у детей из лицея (ф*=2,43 при р=0,06); в разработанности по среднему уровню у первоклассников из лицея (ф*=6,37 при р>0,00) и из традиционной школы (ф*=4,17 при р>0,00); в показателях вербальной креативности: в оригинальности по среднему уровню у учащихся из лицея (ф*=2,19 при р>0,04) и из традиционной школы (ф*=6,13 при р>0,00); по низкому уровню у детей из лицея (ф*=2,46 при р>0,05), из традиционной школы (ф*=2,42 при р>0,06) и из художественной гимназии (ф*=1,77 при р=0,08); в разработанности по среднему уровню у первоклассников из лицея (ф*=2,12 при р>0,07); по низкому уровню у детей из лицея (ф*=7,17 при р>0,00) и из художественной школы (ф*=4,45 при р>0,00).

Кроме того, было зафиксировано значимое различие по высокому уровню образной креативности у первоклассников из лицея (ф*=3,23 при р>0,00).

Помимо этого, гетерохронность творческого воображения проявилась также в наличии статистически значимых различий по критерию Фишера в ранжировке объектов образной креативности: в течение 2003-2004 учебного года: у детей из лицея (насекомое - небесные тела (ф*=5,58 при р>0,00); небесные тела - оружие (3,35 при р>0,00)); у учащихся из художественной гимназии (человек, части его тела - буквы (ф*=3,20 при р>0,00); мебель - человек, его части (ф*=2,53 при р>0,04)); у детей из традиционной школы (географические объекты (ф*=6,60 при р>0,00); человек, части его тела - строение, его части (ф*=2,45 при р>0,06)); у детей из музыкальной школы (предметы домашнего обихода -птицы (ф*=2,62 при р=0,03). Статистически значимые различия наличествовали в объектах вербальной креативности детей из лицея (аксессуары - сверхъестественные существа (ф*=8,16 при р<0,00); птицы (ф*=7,92 при р<0,00); сверхъестественные существа - растения (ф*=6,47 при р<0,00); сказочные персонажи - война (ф*=1,73 при р=0,04)); у детей и традиционной школы (насекомые - птица (ф*=8,46 при р>0,01); дикие и домашние животные - человек, части его тела (ф*=6,08 при р>0,01); насекомые -растения (ф*=4,45 при р>0,01)); у учащихся из музыкальной школы (растения - одежда (ф*=3,74 при р>0,01); мультипликационные персонажи -знаки и буквы (ф*=1,98 при р>0,04)); у первоклассников из художественной гимназии (пища - сказочные персонажи (ф*=1,71 при р=0,04); дикие и домашние животные - географические объекты (ф*=8,07 при р>0,01); искусство - здание, его части (ф*=1,75 при р=0,04)).

В то же время при анализе сказочных импровизаций были обнаружены значимые различие в механизмах по Дж. Родари «сказка-калька» у учащихся художественной гимназии (ф*=2,11 при р=0,07); в типично сказочных приемах у учащихся лицея: «концовки» (ф*=2,53 при р>0,05), «волшебных превращениях» (ф*=3,01 при р>0,00), «полярности образов» (ф*=1,73 при р>0,02); «повторов» у детей из лицея (ф*=2,05 при р>0,00) и из художественной гимназии (ф*=1,77 при р>0,08); в тематике сказочных импровизаций у детей из музыкальной школы (ф*=2,44 при р>0,06) и из лицея (ф*=2,01 при р>0,02); в показателях уровней конструирования комического у первоклассни-

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

ков из традиционной школы (ф*= 1,71 при р>0,04) и из художественной гимназии (ф*=2,08 при р>0,09). При этом не произошло существенных изменений в механизмах и способах продуцирования сказок в графической и словесной формах.

Сопоставление полученных данных убеждает в отсутствии значимых различий уровней развития творческого воображения по показателям образной и вербальной креативности испытуемых музыкальной и традиционной школ, художественной гимназии и информационно-технологического лицея. Кроме двух статистически значимых различий по среднему уровню образной креативности в октябре у первоклассников традиционной школы и художественной гимназии (ф*=2,33 при р>0,01); в мае у детей музыкальной школы и лицея (ф*=2,04 при р>0,01).

Однако, при анализе продуцирования сказочных импровизаций были обнаружены значимые различия показателях по высокому уровню у учащихся художественной гимназии и музыкальной школы в конце года (ф*=1,95 при р=0,05).

Нельзя оставить без внимания существенные различия в показателях высокого уровня конструирования комического в 2003 году у учащихся из традиционной школы и лицея (ф*=1,78 при р>0,07), из музыкальной школы и художественной гимназии (ф*=3,01 при р>0,00); в 2004 году у детей из художественной гимназии и музыкальной школы (ф*=2,94 при р>0,00). Кроме того, в на-

чале учебного года статистически значимые различия наличествуют в показателях по среднему уровню конструирования комического у детей из лицея и музыкальной школы (ф*=2,59 при р>0,05); из художественной гимназии и музыкальной школы (ф*=4,75 при р>0,00); в конце учебного года у первоклассников из лицея и музыкальной школы (ф*=2,16 при р>0,05); из художественной гимназии и музыкальной школы (ф*=2,56 при р>0,04).

Заканчивая обсуждение результатов, мы убедились в том, что статистически значимые различия наличествуют в начале года в показателях образной креативности и конструирования комического у первоклассников традиционной школы и художественной гимназии, традиционной школы и лицея, музыкальной школы и художественной гимназии, лицея и музыкальной школы; в конце учебного года в показателях образной креативности и показателях продуцирования сказочных и комических импровизаций у учащихся музыкальной школы и лицея, художественной гимназии и музыкальной школы. За учебный год зафиксированы значимые различия по критерию Фишера в динамике показателей конструирования комического и в уровнях образной и вербальной креативности у детей четырех учебных заведений; в механизмах и в типично сказочных приемах у учащихся художественной школы и лицея, в тематике сказочных импровизаций у детей музыкальной школы и лицея.

Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

Кондрат Елена Николаевна. ГЕНДЕРНЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ. - СПб.; Кострома: КГУ, 2007. - 142 с. - ISBN 5-7591-0801-8.

Смирнов С.Н. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕМОГРАФИЯ.»: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ: Учеб.-метод. пособие / С.Н. Смирнов, Н.П. Фетискин. - Кострома: КГУ, 2007. - 73 с.

Субетто Александр Иванович. ГЕНИЙ ЭПОХИ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ЛЕОНИДОВИЧА ЧИЖЕВСКОГО В ЛОГИКЕ НООСФЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СИНТЕЗА НАУК В ХХВЕКЕ. - СПб.; ^Кострома: КГУ, 2007. - 102 с. - ISBN 978-5-7591-0842-9. ^

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20071

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.