Научная статья на тему 'Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования'

Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования»

бальных, чем в вербальных показателях творческого воображения. Также, существенные изменения были зафиксированы и в вербальных и невербальных показателях творческого воображения по критериям гибкости, оригинальности и разработанности.

Качественные изменения произошли также в способах преобразования образов представлений, особенно ярко в невербальных показателях агглютинации, акцентирования, схематизации, реконструкции, типизации и гиперболизации.

При продуцировании сказочных импровизаций младшие школьники с первого по третий класс чаще обращаются в словесных и рисуночных импровизациях к компиляции, перевиранию сказок, с казкам-наизнанку, преобразованию стереотипов, салату из сказок, включению самих себя в сказки и реже к с казкам-калькам.

Учащиеся младшего школьного возраста чаше использует такие сказочные приемы как зачин, концовка, полярность образов, волшебные превращения, тройственность и меньше обращаются к повторам.

Кроме того, имеет место частое обращение к телевизионным, фантастическим, сказкам о жи-

вотных, волшебным, типично-сказочным, сказочно-бытовым тематикам, чем к военной и музыкальной тематикам.

При сравнении словесных и рисуночных импровизаций конструирования комического у детей от 7 до 10 лет свидетельствует о положительной динамике в невербальных, чем вербальных показателях.

Возможно, данная особенность развития творческого была обусловлена спецификой развивающей учебной программы Л .В. Занкова, так как для экспериментальной дидактической системы характерна иная постановка задач обучения: на первый план выдвигаются задачи общего развития учащихся, понимаемого как надежная основа формирования знаний, умений, навыков. Характерно «преодоление одностороннего интеллектуализма и тесно связанного с ним формализма, типичного для традиционной методики обучения. В традиционной системе личности ребенка подменяется интеллектом, а если точнее сказать - мышлением». Это преодоление требует реорганизации интеллектуального, психического потенциала учащегося, «раскрытие духовных сил ребенка» и творческого постижения материала.

С.А. Останина

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема становления творческой личности является одной из основных пе-. дагогических проблем, требующей глубокого исследования. Её актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, что повлекло за собой обновление общеобразовательной школы, одной из основных целей которой стало формирование опыта творческой деятельности школьников.

По справедливому утверждению А .И. Савенкова, «если креативность для середины XX века-роскошь, позволительная немногим избранным, то для XXI века - это необходимое условие выживания и достойного существования каждого» [8, с. 84]. Для успешного и продуктивного осуществления творческой деятельности важным, на наш

взгляд, является устойчивое и целенаправленное формирование творческого стиля деятельности личности, который проявляется в креативном выполнении любого вида человеческой активности.

Согласно позиции В.И. Андреева для творческой личности «характерен творческий стиль деятельности, т.е. устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных лично значимых творческих результатов» [ 1, с. 58].

Возникнув первоначально в античной риторике понятие «стиль» использовалось для характеристики выразительных средств языка, впоследствии этот термин получил чрезвычайно широ-

© С.А. Останина, 2008

37

кое употребление. Начало философско-эстетическому осмыслению категории «стиль» положил Аристотель, который рассматривал его как характерный способ художественного видения и изображения действительности.

В терминологический аппарат психологической науки категория «стиль» была введена в 1927 году А. Адлером, определившем его как совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных). В отечественной психологии понятие «стиль» первым сформулировал Ю.А. Самарин. Согласно его утверждению, стиль играет опосредующую роль в развитии способностей человека и является производным трёх компонентов: направленности личности, степени сознательного владения своими психическими процессами, технических приёмов деятельности. В. Даль в Толковом словаре под стилем понимает «образ, вкус, манеру» [2, с. 324].

Сфера употребления понятия «стиль» настолько широка, что исследователи считают его междисциплинарным, входящим в аппарат языкознания, искусствознания, психологии, педагогики, лингвистики, социологии, культурологии, эстетики, философии. Во всех перечисленных областях знаний данная категория употребляется в различных, порой противоположных значениях. В педагогической науке вводится понятие «стиль деятельности», которое означает «совокупность индивидуальных особенностей определённой деятельности личности, влияющую на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающую своеобразие её выполнения» [7, с. 127].

Термин «индивидуальный стиль деятельности» впервые применил B.C. Мерлин и определил ею как «целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определённый результат» [5, с. 131]. Е.А. Климов рассматривает индивидуальный стиль как «обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности» [4, с. 49],

Категорию «творческий стиль деятельности» одной из первых ввела в научный обиход Н.Ю. Посталюк. Она рассматривает её как «устойчивое единство способов и средств деятельности, обеспечивающих её творческий характер и целостность» и считает, что для педагогики ка-

тегория «творческий стиль деятельности» не менее (а может и более) важна, чем «индивидуальный стиль деятельности» [6, с. 69]. Согласно её мнению, индивидуальный стиль деятельности -это то, что отличает конкретные феномены творческой деятельности друг от друга. Творческий стиль -то, что характеризует сходные их признаки. Если первое фиксирует различие, то второе утверждает тождество в явлениях [6, с. 60].

Л.Б. Ермолаева-Томина определяет «творческий стиль деятельности» как специфический стиль выполнения любой деятельности, для которого характерны «самостоятельная постановка проблемы, самостоятельный способ решения уже готовых проблем» [3, с.76]. Она рассматривает творчество именно как стиль, а не вид деятельности. По её мнению, творческий стиль деятельности не всегда совпадает со специальными способностями к какой-либо конкретной деятельности и может проявляться в разных её видах.

В нашем понимании, творческий стиль деятельности - это особый почерк, особая манера осуществления деятельности, суть которой заключается в стремлении любую деятельность осознавать и выполнять творчески. Опираясь на междисциплинарный подход в раскрытии сущности категории «стиль», мы определяем творческий стиль как особый образ жизни и действий, как способ существования человека, который придаёт всей его деятельности творческий характер.

Мы рассматриваем формирование творческого стиля деятельности школьников, осуществляемое в процессе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска. На наш взгляд, эффективному становлению творческого стиля деятельности способствует реализация учебной и внеучебной деятельности в единстве и взаимосвязи различных их видов. К числу наиболее важных из них мы относим художественную, игровую, исследовательскую, проблемно-поисковую творческую деятельность.

Художественно-творческая деятельность на предметах художественно-эстетического цикла осуществляется в двух направлениях: исполнение музыкальных, танцевальных, театральных композиций, сочинение произведений различных видов искусств. Мы считаем, что в процессе исполнения важно научить ребёнка не просто воспроизводить уже готовые художественные композиции, а самому находить интересные варианты интерпретатор-ских решений, представлят ь исполнительский об-

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 200И, Тим И

раз, творчески реализовывая свой творческий замысел, выстраивая и воплощая индивидуальный путь постижения произведений искусства. Всё это способствует развитию эмоциональности, артистизма, формированию индивидуальности творческого стиля деятельности школьников.

Творческое воспроизведение художественного образа осуществляется на предметах «Ритмика», «Хореография» (исполнение танцевальных номеров и театральных постановок); «Музыкальный инструмент», «Сольфеджио», «Историко-теоретические основы музыки» (исполнение музыкальных композиций), «Хоровое пение» (исполнение хоровых и сольных произведений); «Мировая художественная культура» (исполнение литературных произведений и теаггральных композиций).

Исполнение художественных композиций реализуется и в рамках внеучебной творческой деятельности школьников. Остановимся лишь на некоторых традиционных мероприятиях, участие в которых способствует креативному развитию школьников и повышает эффективность формирования творческого стиля деятельности. К их числу относятся:

- фестивали («Лейся песня», «Вместе весело живется, вместе весело поется», «Подснежник», «Весенний бал», «Бал культур», «Учусь импровизировать» и др.);

- концерты («Музыкальная гостиная», «Музыкальный серпантин», «Наполним музыкой сердца», «Лауреаты года», «Музыки волшебная страна», «И фа ем в ансамбле» «Моё любимое музыкальное произведение» и др.);

- конкурсы («Читаем с листа»; «Восходящие звезды»).

Второе направление художественно-творческой деятельности - сочинение произведений искусств - реализуется на всех предметах художественно-эстетического цикла гимназии, и в зависимости от предметной области мы подразделяем его на следующие виды: музыкальное, литературное, изобразительное, танцевальное, театральное. Так, на начальном этапе обучения по предмету «Фортепиано» школьники занимаются импровизацией, что обеспечивает развитие творческой фантазии, гибкости и беглости мышления.

Обучающиеся импровизационно создают музыкальные образы-зарисовки (портреты сказочных героев, явления природы, чувства и настроения человека); сказки с музыкальным озвучиванием главных персонажей; музыкальные

игры. Начиная с двух-трёх нот в простейшем ритме, ученики постепенно овладевают всем диапазоном инструмента, основными видами фактуры, штрихами. В дальнейшем темы и образы этих мгновенных импровизаций перерастают в процесс длительной и тщательной отработки с целью создания законченных музыкальных произведений разных жанров, стилей, для различного исполнительского состава.

На предметах «Сольфеджио» и «Хоровое пение» дети импровизируют и сочиняют различные ритмические модели, варианты мелодий, формы многоголосия, музыкальное сопровождение пройденного теоретического материала. В курсе предмета «Историко-теоретические основы музыки» школьники создают следующие творческие работы: цветовой фон, графическое моделирование музыки (изобразительное творчество); фантазии по выбранным ролям (театральное творчество); инсценировки под музыку (танцевальное творчество). Более длительным процессом фантазирования отмечены такие труды учеников, как: составление оперных и балетных либретто, создание декораций и эскизов костюмов для героев музыкальных спектаклей, иллюстрации к музыке (изобразительное творчество); написание сочинений на темы музыкальных произведений (литературное творчество); создание стихотворных опусов с музыкой, музыкальных и литературных сказок (музыкально-литературное творчество).

Использование учителями различных вариантов сочинения произведений искусств способствует пробуждению художественных интересов школьников, развитию их креативных способностей, проявлению самостоятельности в выборе видов личностно значимой деятельности и обеспечивает эффективность формирования творческого стиля деятельности обучающихся.

Регулярно в гимназии проводятся презентации творческих работ школьников, которые позволяют им реализовать свои потенциальные возможности, воспитывают художественный вкус, способствуют развитию общей культуры гимназистов. Такие презентации с одной стороны, являются итогом проделанной работы, а с другой — стимулом к дальнейшему развитию творчества обучающихся. Наибольший интерес у них вызывают следующие внеучебные творческие мероприятия:

- конкурсы юньгх композиторов, художников («Учусь сочинять», «Маленький маэстро», «Снежная Калевала», «Город мой у синего Онего»);

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

39

- выставки изобразительного и декоративноприкладного творчества по темам: «Мой люби* мый город», «Природа Карелии», «Моя гимназии», «Герб моей семьи», «Рисуем музыку», «Сказка в музыке и живописи» и др.

Игровая деятельность, также как и художественная, является важной областью в процессе формирования творческого стиля деятельности обучающихся. Игра всегда полна неожиданности и новизны, требует от детей перевоплощения, фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и плодотворный процесс. Использование учителями игровых методов даёт возможность расширить направление творческой деятельности учеников. Особенно важным для нас является факт, что игра способствует становлению творческого мира ребёнка, обогашает фантазию и воображение, содействует раскрытию его индивидуальности и творческого потенциала.

В опытно-экспериментальной работе мы используем игровое моделирование в учебной и внеучебной деятельности школьников и выделяем в связи с этим два его вида; игровое перевоплощение и игровое соревнование.

В ходе ролевой игры, используемой в рамках предмета «Историко-теоретические основы музыки», школьники перевоплощаются в людей творческих профессий (архитектор, художник, хореограф, писатель, режиссёр и др.) с целью создания и защиты собственных проектов, исходя из особенностей творческой деятельности выбранных ими ролей. Так, «архитекторы, проектируют здание, в котором могла бы звучать прослушанная музыка, органично сливаясь с его формами; «художники» рисуют картину, соответствующую настроению музыкального произведения. «Хореографы» сочиняют танцевальный номер; задачей «писателей» является создание литературной композиции, на основе которой «режиссёры» планируют сценарий и постановку спектакля.

Таким образом, в процессе выполнения данного творческого задания художественное произведение одного вида постигается посредством смысловой семантики другого. Если вначале своего творческого пути школьники выполняют одну роль, то в дальнейшем их деятельность обогащается различными творческими выступлениями (композитор, скульптор, актёр, либреттист, критик и др.). В процессе игрового перевоплощения

ученики становятся творцами собственного стиля деятельности.

После защиты всех творческих проектов решается основная задача: выясняется время сочинения музыки (век), её стилевая и жанровая принадлежность, особенности творческого почерка композитора, к перу которого относится данный опус (возможно, его фамилия). Все знания (фамилия композитора, время сочинения музыкального произведения, название и т.д.) не сообщаются ученикам в готовом виде. Перед ними ставится проблема, в ходе решения которой они приходят к новым для себя открытиям. Хочется отметить творческую атмосферу подобных уроков, увлечённость, заинтересованность школьников процессом и результатом своей деятельности.

На уроках сольфеджио применяются такие виды игр, как «Музыкальное лото» и «Музыкальный алфавит». В программы уроков хора и индивидуальных занятий на музыкальном инструменте включаются игры-импровизации «Мелодическое (ритмическое) эхо», «Беседа», «Дразнилка», «Вопрос - ответ», «Музыкальный кроссворд» и др., что повышает творческую активность учеников и делает процесс обучения успешным.

Большое значение в решении задач формирования творческого стиля деятельности имеет подготовка и проведение таких внеучебных мероприятий, как творческие игры-соревнования (музыкальная игра «Весёлые нотки», музыкальный КВН, творческий конкурс-игра «Музыкальный эрудит», викторина «Искусство вокруг нас» и др.).

Игровые соревнования служат развитию интуиции, логического мышления, обострению реакции к творческим проблемам, развитию навыков коллективной работы, пробуждают интерес к творчеству. Особо важное место в них занимает элемент напряжения, преобладающий и в индивидуальных играх, но особенно усиливающийся по мере того, как игра приобретает соревновательный характер. Специально разработанные планы проведения творческих игр предоставляют возможность всем ученикам 1-9-х классов участвовать в этих традиционных мероприятиях. Участники самостоятельно придумывают название, девиз, эмблему своей команды, при этом используя вариативность творческого самовыражения.

Совместная работа коллектива класса, учителей, само выступление создают атмосферу увлечённости, развивают чувство ответственности и взаимопонимания. Высокие качества литератур-

40

Вестник К ГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

ного, музыкального, изобразительного материала, оформление зала и в целом вся подготовительная работа способствуют становлению и развитию творческой личности учеников, обладающих своим неповторимым творческим стилем.

Развитию творческой и познавательной активности оказывает содействие привлечение школьников к исследовательской деятельности. Обучающимся предлагаются следующие её виды: написание сообщений, мини-до кладов, рефератов, учебно-исследовательских работ. На начальном этапе ученики выполняют простейшие творческие задания, например, выясняют: «Что такое камертон?», «Почему метроном является необходимым для всех музыкантов?», «В чём сходство и отличие пианино и рояля?».

Темы сообщений и мин и-докладов, предлагаемых учителями, формулируются с учетом познавательных интересов детей, в дальнейшем этот выбор осуществляется самостоятельно каждым школьником. Круг тем затрагивает самые различные области знаний: «Музыкальные и драматические спектакли театров города Петрозаводска», «Музыка, которая мне нравится», «Мой любимый художник, писатель» и др.

Сообщения и доклады обучающихся заслушиваются на различных предметах художественноэстетического цикла, конференциях, коллоквиумах. В процессе исследовательской творческой деятельности у школьников развивается интерес к этому виду творчества, умение применять знания в практической деятельности. Исследовательские работы на более серьезные темы («Музыкальные гимны: история и современность», «Хоровое искусство: истоки и перспективы», «Музыкальные традиции гимназии» и др.) разрабатываются школьниками среднего и старшего звена.

Неоценимую роль в творческом развитии обучающихся и углублении их знаний играют конференции, которые ежегодно проводятся в гимназии. Участвуя в учебно-исследовательских («Юность. Наука. Кулыура»}3-8 классы) и научно-исследовательских («Ломоносовские чтения», 5-11 классы) конференциях, школьники повышают свой интеллектуальный уровень, творчески подходят к осмыслению проблем научных исследований. Исследовательские работы учеников оцениваются по следующим критериям: научность, оригинальность выбранной темы, грамотность оформления, наглядность, самостоятельность в поиске новых знаний, творческий подход к решению по-

ставленных проблем, нестандартность мышления, глубина, полнота и оригинальность раскрытия темы, убедительность и своеобразие индивидуальной манеры выступления.

Проблем но-поисковая творческая деятельность осуществляется в процессе решения проблемных творческих заданий в рамках всех предметов художественно-эстетического цикла. Основные функции этого вида деятельности - творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности. Показателем увлечённости детей творчеством, является их активное участие во всех творческих мероприятиях гимназии. Творческие коллективы и отдельные обучающиеся добиваются высоких результатов, становясь лауреатами и дипломантами городских и республиканских конкурсов и фестивалей.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что формирование творческого стиля деятельности ~ необходимый итог творческого развития школьников, которое способствует раскрытию и реализации их творческого потенциала, открытию ими горизонтов творческого освоения действительности.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996,-567 с.

2. Даль В: Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М.: «Прогресс», «Уни-верс», 1994. - Т. 4. - 864 с.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов, - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

4. Климов ЕЛ. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.-278 с.

5. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю,Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: Чс Ро, 2000.-776 с.

6. Постаяюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 205 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.-Т.2.-672 с.

8. Савенков Л.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ 6

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.