реконструирования: разных форм опредмечивания (детализации) и включения заданных фигур в построение целостного образа объекта или сложного сюжета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волгуснова, Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения : монография / Е.А. Волгуснова. - Шадринск, 2014. - 181 с.
УДК 159.9
Е.А. Волгуснова, К.Е. Жаекбаева г. Шадринск
Особенности развития показателей творческого воображения и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих и половых особенностей проявления творческого воображения и эмоционального интеллекта у учащихся подросткового возраста на материале теста креативности «Закончи рисунок» Е.П. Торренса; методики «Придумай смешную историю» Е.А. Волгусновой; теста на эмоциональный интеллект (Тест EQ) С. Холла; теста эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Творческое воображение, эмоциональный интеллект, особенности, подростки.
E.A. Volgusnova,
K.E. Zhaekbaeva, Shadrinsk
Features of the development indicators of the creative imagination and emotional intelligence in adolescence
This article presents a theoretical and empirical study of general and sexual peculiarities of manifestation of creative imagination and emotional intelligence of students adolescent creativity on a material test "complete the picture" E.P. Torrance; techniques "Think of a funny story, " E.A. Volgusnovoy; test for emotional intelligence (EQ Test) S. Hall; test of emotional intelligence D.V. Lyusina.
Keywords: Creative imagination, emotional intelligence, features, teenagers.
В последнее время перед обществом встает проблема о развитии творческой личности. В связи с этим появляется необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей к их рациональному развитию. Так же в этом возрасте дети подвержены сильному эмоциональному напряжению, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Неоднократно выявляют связь эмоционального неблагополучия с проблемами в учебной деятельности, трудностями общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим возникают противоречия между малой изученностью взаимосвязи творческого воображения и эмоционального интеллекта и необходимость развития творческих процессов в подростковом возрасте. Данное противоречие предопределяет тему нашего исследования.
Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии» [2].
По результатам исследования Александровой А.А. у подростков 12-13 лет низкий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень эмпатии. Это может свидетельствовать о неспособности большинства подростков 12-13 лет выражать испытываемые чувства, связывать невербальные или жестовые символы с чувствами. Однако у девочек более выражена способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, испытывать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с другими. Большее разнообразие способов проявления эмоций у девочек, возможно, разъясняется тем, что у девочек способность к вербализации эмоций развивается раньше и формируется быстрее, чем у мальчиков [1].
Исследования осуществлялось на базе Муниципального казенного образовательного учреждения "МКОУ Мехонская СОШ" с. Мехонского Шатровского района Курганской области. В эксперименте приняли участие 50 детей в возрасте от 14 -17 лет. Мы изучали развития творческого воображения и эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста. Для этого мы использовали следующие методики: тест креативности «Закончи рисунок» Е.П. Торренса; методика «Придумай смешную историю» Е.А. Волгусновой; тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ) С. Холла; тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Анализ полученных результатов позволил выделить три уровня творческого воображения, критериями, выделения которых являются беглость, гибкость, разработанность, оригинальность.
Низкий уровень - испытуемые фактически не принимают задачу - рисуют предметно-схематичные рисунки с использованием заданной фигуры. Рисунок, как правило, носит примитивный и шаблонный характер.
Средний уровень - учащиеся дорисовывают большинство фигур, однако все их рисунки схематичны, с небольшим количеством деталей, повторяемых самими детьми или другими учащимися класса.
Высокий уровень - создаются схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самими подростками или другими учащимися группы). Предложенная для дорисовывания фигура обычно является центральным элементом рисунка.
Сравнение показателей высокого (46%) и низкого уровней творческого воображения (14%) у подростков свидетельствует о преобладании высокого уровня творческого воображения по сравнению с низким на 32%. Сопоставление показателей среднего (40%) и низкого уровней творческого воображения обнаруживает превалирование среднего уровня творческого воображения по сравнению с низким на 26%.
Общие особенности развития творческого воображения выражаются в тенденции у подростков к ассоциированию заданных фигур с одними и теми же объектами, в преобладании высокого уровня творческого воображения, а также показателей беглости и гибкости по сравнению с показателями оригинальности и разработанности.
Особенности творческого воображения, обусловленные половыми различиями, заключаются в том, девочки демонстрируют более высокие показатели оригинальности и разработанности, а у мальчиков высокие показатели беглости и гибкости.
На следующем этапе нашего исследования мы провели анализ сочинений подростков на юмористические темы, который позволил выделить три уровня конструирования ими комического.
Критериями выделения этих уровней выступали воспроизведение смешных ситуаций и их действующих лиц, наделение объектов необычными признаками, обратная координация вещей, совмещение компонентов противоположных по смыслу ситуаций. Низкий уровень - подростки создают не смешные, а обычные конструкции, отождествляют комическое с грустным, безобразным и веселым.
Средний уровень - учащиеся воспроизводят фрагменты знакомых юмористических произведений или их персонажей.
Высокий уровень - испытуемые продуцируют комические детали, то есть объекты, которые характеризуют: нарушение меры в системе вещей; диспропорция и искажение цвета, формы в изображении отдельных объектов или их отдельных частей; необычное использование предметов; несуразные действия людей, животных, растений, предметов; совмещение деталей внешнего вида разных животных, человека и растения, внешнего вида людей разных возрастов, человека и животного, человека и вещи (предмета). Они конструируют комические ситуации, то есть поэтапно развертывающиеся действия персонажей, для которых характерно рассогласование компонентов этих действий: цели -результата; действия - обстоятельствам; цели - способу достижения и др. Обработка полученных данных зафиксировала доминирование среднего уровня творческого воображения над показателями высокого уровня на 64 %; над показателями низкого уровня развития на 70%.
Таким образом, у подростков 14-17 лет превалирует средний уровень творческого воображения.
Кроме того, был обнаружен половой диморфизм подростков. Более высокие показатели среднего уровня творческого воображения доминируют у мальчиков, чем у девочек на 24%. Однако у девочек были выше показатели высокого уровня творческого воображения, чем у мальчиков на 26%.
Обработка полученных данных позволила выявить у подростков разнообразную тематику комических импровизаций.
В комических импровизациях подростков фигурируют мультипликационная тематика (маша и медведь, монстры на каникулах), животные (домашние животные такие, как кошки, собаки, коровы, гуси), анекдотическая (о колобке, буратино, ежике, мужчинах и женщинах), школа (одноклассниках и учителях), друзья (о отношениях и казусах, возникающих с подругами), телевизионная (о мстителях, «КВН», «Камеди клаб») и т.д.
Диагностика показала также определенные различия тематических предпочтений испытуемых с низким уровнем творческого воображения преобладают такие показатели тематики как анекдотическая (4%) и мультипликационная (4%), на среднем - о друзьях (20%), о животных (14%), анекдотическая (12%) и.д. На высоком уровне можно увидит такие показатели тематики как анекдотическая (4%), школа (4%) и телевизионная (6%).
На третьем этапе мы провели анализ способности подростков понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Для этого мы использовали тест EQ (С.Холла), который состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1. эмоциональная осведомленность;
2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
3. самомотивация;
4. эмпатия;
5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Анализ полученных данных помог выделить три уровня эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста.
Низкий уровень - испытуемые фактически не могут управлять своими эмоциями, они их не осознают и не понимают. Отсутствует эмоциональная отходчивость, гибкость и т.д. А также не понимают и не различают эмоции других людей.
Средний уровень - подростки в большей степени осознают и понимают собственные эмоции и обращают внимание на поведение других. Не знают, как нужно сопереживать и поддерживать людей с разными эмоциональными проявлениями.
Высокий уровень - Испытуемые легко распознают как свои эмоции, так и эмоции других людей. Они хорошо осведомлены о своем внутреннем состоянии, управляют своим поведение и влияют на поведение других.
Обработка полученных данных зафиксировало доминирование низкого уровня (58%) эмоционального интеллекта над высоким уровнем на 56%. Средний уровень же составляет 40% и больше высокого на 38%.
Таким образом, можно предположить, что подростки не могут регулировать свое поведение при помощи своих эмоций, так как преобладает низкий уровень эмоционального интеллекта.
При обработке данных так же были выделены уровни эмоционального интеллекта в зависимости от пола испытуемого. Обработка данных показало, что у девочек преобладает низкий уровень (70%), а у мальчиков - средний (57%). Высокий уровень у девочек на 4% больше, чем у мальчиков, средний уровень мальчиков больше на 31%, чем у девочек (26%). Низкий уровень девочек доминирует, чем у мальчиков на 27%. Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы: у мальчиков по всем показателям превышает низкий уровень, однако и у девушек по 4 показателям низкий уровень, что говорит о небольшом различии между полами.
Таким образом, можно сказать, что девочки с трудом управляют своими эмоциями, в отличии от мальчиков.
На следующем этапе исследования мы так же изучали эмоциональный интеллект у подростков с помощью методики Д.Люсина. Полученные результаты помогли выявить три основных уровня эмоционального интеллекта подростка.
Низкий уровень - подросток не в силах контролировать интенсивность эмоций, внешнее выражение своих эмоций и при необходимости не может вызвать ту или иную эмоциональную реакцию.
Средний уровень предполагает, что подросток может определить какие эмоции он сейчас испытывает, но контролировать свое поведение вызывает у него затруднения. Высокий уровень- человек может распознавать эмоцию, понимает причины и следствия, к которым может привести эмоция. Способен контролировать появление тех или иных эмоций и произвольно вызывать нужную эмоцию.
У детей данного возраста преобладает низкий уровень (46%) эмоционального интеллекта, так же, как и при обработке данных по методике С. Холла. Средний уровень (40%) превышает высокий на 26%. Можно сказать, что большинство подростков еще не до конца могут контролировать свои эмоций и не способны их проявлять в поведении.
Так же мы провели обработку данных уровня эмоционального интеллекта в зависимости от пола испытуемых.
У мальчиков (40%) также, как и у девочек (48%) преобладает низкий уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень у мальчиков (17%) превышает, чем у девочек на 6%, а средний - на 2%. Можно сделать вывод, что девочки больше не способны контролировать свои эмоциональные состояния, чем мальчики.
Проанализировав полученные результаты, мы распределили испытуемых по показателям эмоционального интеллекта, исходя из полученных данных можно наблюдать что у мальчиков по трем показателям превышает высокий уровень, но межличностный эмоциональный интеллект имеет средний уровень (43%), что касается девочек то у них по показателю «управление эмоциями» доминирует низкий уровень (41%), а другие показатели - средний уровень эмоционального интеллекта.
Таким образом, мальчики испытывают трудности при распознавании и проявлении эмоций по отношению к другим людям, а девочки не справляются со своими эмоциями и не в силах их контролировать.
Резюмируя все выше изложенное, мы обнаружили общие и половые особенности развития творческого воображения и эмоционального интеллекта у подростков: Общие тенденции: превалируют высокие показатели творческого воображения; средние показатели в развитии комического; большинство подростков еще не до конца могут контролировать свои эмоций и не способны их адекватно проявлять в поведении. Половые особенности: девочки опережают мальчиков в создании оригинальных образов, комических ситуаций; мальчики подростки не умеют распознавать и проявлять эмоций по отношению к другим людям, а девочки не справляются со своими эмоциями и не в силах их контролировать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А. Александрова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 617-622.
2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2. - С. 436 - 455.
УДК 159.9.07