Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков'

Взаимосвязь профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1500
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОДРОСТКИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / TYPES OF PROFESSIONAL ORIENTATION / EMOTIONAL INTELLIGENCE / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Галина Николаевна, Жолудева Светлана Васильевна

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков. Изучены и описаны доминирующие типы профессиональной направленности, уровни и компоненты эмоционального интеллекта подростков. Проведённое эмпирическое исследование корреляционной связи изучаемых переменных позволяет сделать выводы о том, что существует взаимосвязь некоторых компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной направленности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Галина Николаевна, Жолудева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between professional orientation and emotional intelligence of teenagers

The article provides the results of empirical research on interrelation between professional orientation and emotional intelligence of teenagers. The study defines and describes basic types of professional orientation, and levels and components of emotional intelligence of teenagers. The conducted empirical research showed interrelation between some components of emotional intelligence and professional orientation of teenagers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков»

Сведения об авторе:

Дудина Маргарита Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры экономики связи, Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики, Уральский технический институт связи и информатики (филиал) в г. Екатеринбурге,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. &mail: mndudina@yandex.ru

Information about the author: Dudina Margarita Nikolaevna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor Professor,

Department of Communication Economics, Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Ural Technical Institute

of Communications and Informatics (branch) in Yekaterinburg, Russia. E-mail: mndudina@yandex.ru

УДК 157:371.012 ББК 88.352:74.200.526

Г.Н. Жулина, С.В. Жолудева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

о

H о о

ч о с

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков. Изуче- ^ ны и описаны доминирующие типы профессиональной направленности, уровни и компоненты 5 эмоционального интеллекта подростков. Проведённое эмпирическое исследование корреляци- | онной связи изучаемых переменных позволяет сделать выводы о том, что существует взаимос вязь некоторых компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной направленно

сти подростков. то

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, о

типы профессиональной направленности, эмоциональный интеллект, подростки.

G.N. Zhulina, S.V. Zholudeva

INTERRELATION BETWEEN PROFESSIONAL ORIENTATION AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGERS

The article provides the results of empirical research on interrelation between professional orientation and emotional intelligence of teenagers. The study defines and describes basic types of professional orientation, and levels and components of emotional intelligence of teenagers. The conducted empirical research showed interrelation between some components of emotional intelligence and professional orientation of teenagers.

Key words: professional self-determination, professional orientation, types of professional orientation, emotional intelligence, teenagers.

В настоящее время в условиях ре- ки квалифицированных специалистов,

формирования системы образования и востребованных на рынке труда. С этим

поиска новых образовательных моделей связана необходимость изучения основ-

является актуальной проблема подготов- ных закономерностей профессиональ-

¡3

о

X

X

ф

m го

с

го

X

о

X .0

го

X

о s

о

о ф

-&

о с

.0

со к

о о

m

го

m

ф

Si

с;

о *

m

6 ts

X s

f

ного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

Проблема профессионального самоопределения раскрывается в работах Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Н.С. Пряж-никова, Е.И. Головахи и др. Процесс профессионального самоопределения рассматривается с точки зрения согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, выбора карьеры, саморазвития, а также направлен на формирование практического отношения личности к профессии и саморазвитию.

Одним из важнейших вопросов подросткового и юношеского периода является вопрос профессионального самоопределения. Для отечественной и зарубежной психологии проблема профессионального самоопределения в настоящее время имеет особую актуальность в связи с изменением потребностей рынка и условий труда. Современные юноши и девушки очень часто не имеют четких личностных профессиональных планов, не умеют учитывать индивидуальные способности и возможности. А между тем выбор профессии есть выбор способа существования, соотнесение будущего профессионального статуса со смысло-жизненными ценностями [5, с. 104].

Структура профессионального самоопределения, предложенная С.Н.Чистяковой, включает профессионально важные качества, профессиональное самосознание, профессиональную направленность, а также профессиональную саморегуляцию [9].

В исследовании С.В. Жолудевой, Ю.Г. Барабаш было выявлено, что у подростков еще диагностируются все представленные профессиональные типы и карьерные ориентации, и это связано с этапом профессионального выбора. Подросток еще экспериментирует, выбирая и «примеряя» различные профессии и рассматривая различные ценностные ориентации в построении профессиональной карьеры [3, с. 50].

Е.А. Климов описывает типы профессиональной направленности по предмету труда и предпочтений человеком различных видов деятельности:

«человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» [7].

В исследовании О.Б. Симатовой и Е.В. Прокопьевой выявлено, что подростки проявляют интерес к творческим профессиям, а именно изобразительному искусству, сценическому искусству, музыке. Возможно, это связано со спецификой их возраста, романтическим настроем подростков. Исследованием доказано, что подростки больше ориентированы на профессии типа «человек-художественный образ», а старшеклассники - на профессии типа «человек-техника» [8].

В современных условиях от человека требуются высокая мобильность, быстрота принятия решений, умения работать с информацией, высокая компетентность в коммуникациях. Данные умения связаны с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому проблема изучения интеллекта и интеллектуальных способностей востребована в теоретической и практической психологии. Для успешной деятельности в социуме, эффективного межличностного взаимодействия, сохранения психологического здоровья необходимо быть эмоционально компетентным, т.е. иметь высокий уровень эмоционального интеллекта.

Изучение проблемы эмоционального интеллекта представлено в работах П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Гоулман, М.А. Манойловой и др. Так, по мнению, Д. Гоулман, эмоциональный интеллект включает в себя «самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [1, с. 13].

Дж. Мейер и П. Сэловей (2000) эмоциональный интеллект рассматривали как умение воспринимать и понимать эмоции личности, умение управлять своими эмоциями на основе интеллектуальных процессов. В отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается идея единства эмоциональ-

ного и интеллектуального в психике человека.

Развитие эмоционального интеллекта способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни. Сформированные компоненты эмоционального интеллекта необходимы для успешного взаимодействия с внешней средой.

Соглашаясь с мнением Д. Гоулмена, мы подчеркиваем, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в деятельности людей, в том числе и в профессиональной деятельности. Очевидно, что специфика самой деятельности будет сказываться на структуре эмоционального интеллекта субъектов деятельности. Как психология признает существование общих и специальных способностей, связанных с конкретными видами деятельности, так же и эмоциональный интеллект может включать компоненты общих и специальных способностей, определяемых требованиями самой деятельности [1].

Подростковый возраст является «эмоционально насыщенным», и поэтому изучение эмоционального развития подростков является актуальным. Эмоциональные нарушения, которые возникают в этот период, могут стать причиной дезадаптации подростков, проявляющейся в неуспеваемости, трудностях общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

Ю.В. Давыдова исследовала особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и пришла к выводу, что эмоциональный интеллект в данном возрасте - это устойчивая гетерогенная категория, которая подразумевает под собой успешную деятельность, уравновешивание процессов внутриличностно-го и межличностного взаимодействия. Способность распознавать эмоции других людей и проявлять эмпатию более выражена в старшем подростковом возрасте. Среди подростков общий показатель эмоционального интеллекта выше у девочек-подростков, что обусловлено более высоким уровнем распознавания эмоций [2, с. 117].

В исследовании Г.Н. Жулиной, В.А. Марченко выявлено, что компонен-

ты эмоционального интеллекта у мальчиков и девочек различаются, при этом показатели эмпатии преобладают у девочек, а показатели эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивация - у мальчиков [6].

Проведённое нами эмпирическое исследование (2017) позволяет сделать выводы о том, что существует взаимосвязь некоторых компонентов эмоционального интеллекта, типов и направленности фрустрационных реакций подростков [4].

Итак, итоги теоретического анализа материала показывают актуальность проблемы и являются основанием проведения эмпирического исследования эмоционального интеллекта во взаимосвязи с профессиональной направленностью подростков.

Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков. В исследовании приняли участие 100 подростков 1314 лет, обучающиеся 7-8-х классов МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ1 Чертковско-го района Ростовской области, из них 49 мальчиков и 51 девочка.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научных работ по проблеме исследования, эмпирические методы (методика ДДО Е.А. Климова, модификация А.А. Аз-бель, методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта), методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Подсчет осуществлялся в программе SPSS 17.0.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

В целом у подростков доминирует профессиональная направленность «человек-техника» и «человек-другие люди». У мальчиков-подростков доминирует профессиональная направленность «человек-техника», «человек-другие люди», «человек-знаковые системы». У девочек-подростков доминирует профессиональная направленность

о

I-

о

о ^

ч о с га

Ё ф с;

IX

о

X

-О ^

га х о

S

о

ь

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

X

ф

с;

ей

го ^

с

го

X

о

X -О

с; го

X

о

S

о

о ф

-&

о ^

с

со к ей о о

ш

«человек-природа», «человек-сам человек» и «человек-художественный образ», что может находить объяснение в половой принадлежности испытуемых. Статистически значимые различия выявлены в отношении типов «человек-сам человек» (р = 0,019) «человек-техника» (р = 0,015).

У подростков преобладает низкий и средний уровни эмоционального интеллекта. Очевидно, это связано с особенностями возраста. При этом для мальчиков-подростков характерен низкий уровень эмоционального интеллекта, для девочек-подростков - средний уровень. Преобла-

дание испытуемых девочек со средним уровнем эмоционального интеллекта может объясняться их опережением в развитии. Показатели «эмоциональной осведомленности», «управления своими эмоциями», эмпатии», «интегративного эмоционального интеллекта» преобладают у девочек, «распознавание эмоций» -у мальчиков. Однако выявленные различия не достигли уровня статистической значимости.

Выявлены значимые умеренные положительные и отрицательные корреляционные связи изучаемых переменных (рис. 1).

Условные обозначения: Ч-П - человек-природа Ч-Т - человек-техника Ч-Ч - человек-сам человек

УЭ - управление своими эмоциями Эм - эмпатия ЭИ - интегративный эмоциональный интеллект

Рис. 1. Взаимосвязь профессиональной направленности и эмоционального

интеллекта подростков

со

о

то

н и л

£

По данным рисунка 1 можно сделать следующие выводы:

• выявлена значимая положительная корреляционная связь типа профессиональной направленности «человек-сам человек» и компонента «эмпатия» (г = 0,298, при р = 0,035). Чем выше профессиональная направленность «человек-человек», тем выше уровень эм-патии. Очевидно, что эмпатия является одним из профессионально-важных качеств профессий, предполагающих взаимодействие с людьми;

• выявлена значимая отрицательная корреляционная связь типа профессиональной направленности «человек-природа» и компонента «управления своими эмоциями» (г = -0,302, при р = 0,033). Чем выше профессиональная направленность «человек-природа», тем ниже уровень управления своими эмоциями. Очевидно, что способность управлять своими эмоциями не является профессионально-важным качеством профессий типа «человек-природа», поэтому человек может проявлять свои

эмоции без снижения эффективности выполнения профессионального труда;

• выявлена значимая отрицательная корреляционная связь типа профессиональной направленности «человек-природа» и показателей «эмпатии» (г = -0,374, при р = 0,008). Чем выше профессиональная направленность «человек-природа», тем ниже уровень эмпатии. Очевидно, что эмпатия понимается как сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Поскольку, предметом труда профессии типа «человек-природа» выступают животный и растительный мир, который не проявляет эмоций, соответственно не способствует поддержанию и развитию способности работника распознавать эмоции, намерения, мотивацию других людей;

• выявлена значимая отрицательная корреляционная связь типа профессиональной направленности «человек-природа» и показателей «интегративного эмоционального интеллекта» (г = -0,270, при р = 0,050). Чем выше профессиональная направленность «человек-природа», тем ниже уровень интегративного эмоционального интеллекта;

• выявлена значимая отрицательная корреляционная связь типа профессиональной направленности «человек-техника» и показателей «эмпатии» (г = -0,294, при р = 0,039). Чем выше профессиональная направленность «человек-техника», тем ниже уровень эм-патии. Выполнение профессиональных обязанностей типа «человек-природа» и «человек-техника» не требуют от работника способности воспринимать и

откликаться на чувства других людей, поэтому не создают условий для поддержания и развития эмпатии.

Таким образом, тип профессиональной направленности «человек-сам человек» положительно взаимосвязан с «эмпатией». Очевидно, что успешность взаимодействия с другими людьми предполагает умение сопереживать другому человеку. В то же время показатели «эмпатии» отрицательно взаимосвязаны с типами профессиональной направленности «человек-природа» и «человек-техника», показатели «умения управлять своими эмоциями» и «интегративного эмоционального интеллекта» отрицательно взаимосвязаны с типом профессиональной направленности «человек-природа». Полученные результаты закономерны, поскольку взаимодействие с объектами неживой природы и техники не обязательно предполагает наличие развитой способности понимать других людей.

Проведённое эмпирическое исследование корреляционной связи изучаемых переменных позволяет сделать выводы о том, что существует взаимосвязь типов профессиональной направленности и компонентов эмоционального интеллекта подростков. Данные, полученные в исследовании, позволяют решать практические задачи организации психологического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Полученные результаты можно использовать в консультативном, развивающем, профилактическом направлениях деятельности практического психолога в образовании.

Библиографический список

1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

2. Давыдова, Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков [Текст] / Ю.В. Давыдова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № 4. - С. 113-118.

3. Жолудева, С.В. Особенности профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций у подростков [Текст] / С.В. Жолудева, Ю.Г. Барабаш // Профессиональные представления. - 2014. -№ 1 (6). - С. 48-55.

4. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и фрустрационных реакций подростков [Текст] / Г.Н. Жулина, С.В. Жолудева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 65-70.

о

I-

о о

CP Ч О С

га

Ё ф с;

IX

о

X .0

га х о

s ^

о

ь

о

X

X

ф

с;

го

CP С ГО X

о

X .0

го

X

о s

о

о ф

-&

о

CP

с

.0

со К CÛ

о о

m

5. Жулина, Г.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Г.Н. Жулина, Т.В. Лобода // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2014. - № 1 (33). - С. 104-112.

6. Жулина, Г.Н. Особенности эмоционального интеллекта подростков [Текст] / Г.Н. Жулина, В.А. Марченко // Фундаментальные проблемы науки: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Тюмень: Аэтерна, 2016. - С. 190-193.

7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

8. Симатова, О.Б. Возрастные особенности профессиональной направленности школьников на разных этапах онтогенеза [Текст] / О.Б. Симатова, Е.В. Прокопьева // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 5. - С. 210-213.

9. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] / С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2005. - 128 с.

Referencеs

1. Goulman D. Emotional intelligence. M.: Vladimir: VKT, 2009. P. 478. [in Russian].

2. Davydova Yu.V. Gender aspect of studying of emotional intelligence of teenagers. Vestnik RUDN. Serija: Psihologija ipedagogika, 2010. No. 4. P. 113-118. [in Russian].

3. Zholudeva S.V., Barabash Yu.G. Features of professional preferences and career orientations ofteen-agers. Professional'nyepredstavlenija, 2014. No. 1 (6). P. 48-55. [in Russian].

4. Zhulina G.N., Zholudeva S.V. Interrelation of emotional intelligence and frustration reactions of teenagers. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017. No. 2. P. 65-70. [in Russian].

5. Zhulina G.N., Loboda T.V. Organization of psychology and pedagogical maintenance of professional self-determination in teenage and juvenile years. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Juzhnoe izmerenie, 2014. No. 1 (33). P. 104-112. [in Russian].

6. Zhulina G.N., Marchenko V.A. Features of emotional intelligence of teenagers. Fundamental'nye prob-lemy nauki. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen: Аeterna, 2016. P. 190-193. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M.: Academy, 2004. P. 304 [in Russian].

8. Simatova O.B., Prokopyeva E.V. Age features of professional orientation of schoolchildren at different stages of ontogenesis. Uchjonye zapiski ZabGU. Serija: Pedagogika ipsihologija, 2011. No. 5. P. 210-213. [in Russian].

9. Chistyakova S.N. Pedagogical maintenance of self-determination of schoolchildren. M.: Academy, 2005. P. 128. [in Russian].

03

о

(0 x s

f

Сведения об авторах: жулина Галина Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и возрастной психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Kmail: gnzhulina@sfedu.ru

жолудева Светлана Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной и возрастной психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. &mail: svzholudeva@sfedu.ru

Information about the authors: Zhulina Galina Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: gnzhulina@sfedu.ru

Zholudeva SvetlanaVasilievna,

Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: svzholudeva@sfedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.