ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75184. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75184.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75184
УДК 159.9
Волгуснова Екатерина Андреевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск misis.volgusnova@vandex.ru
Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе
Аннотация. В данной статье рассматриваются не только взаимосвязь показателей педагогических способностей, а именно коммуникативных, организаторских, межличностных, с показателями вербального и невербального творческого воображения, но и их общие и специфические тенденции развития у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: педагогические способности, творческое воображение, студенты, общие и специфические особенности.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Одним из важных компонентов педагогических способностей является оптимальное развитие творческих возможностей личности будущего педагога и психолога, подготовка высококвалифицированных специалистов с развитым творческим воображением.
Проблема педагогических способностей рассматривается в педагогической психологии многими учёными (структура собственно педагогических способностей (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов) [2, 3]; исследования проблемы педагогических способностей и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка (К. К. Платонов, Дж. С. Шейн) [2]; группы педагогических способностей (Н. В. Кузьмина) [4]; система различных индивидуально-психических свойств личности педагога (А. И. Щербаков) [5]; специальные педагогические способности (В. А. Питюков)[5] и др.).
Кроме того, творческое воображение имеет важное значение для успешной деятельности студентов педагогического вуза. Исследованием творческого воображения занимались отечественный и зарубежный исследователи (изучавшие механизмы творческого воображения (Т. Рибо, Д. Селли, В. Вундт, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, В. Штерн, Г. Фолькельт, В. В. Давыдов, А. Бен, Г. Спенсер, Д. Дьюи, Д. Уотсон, М. Вертгеймер, В. Т. Кудрявцев, А. Я. Дудецкий, А. И. Розов); определили функции творческого воображения (З. Фрейд, Л. С. Коршунов, О. М. Дьяченко, И. В. Страхов, Р. Г. Натадзе); обнаружили связь с другими процессами (А. В. Петровский, О. К. Тихомиров, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, К. Д. Ушинский, Н. А. Кора) [1].
Однако, именно противоречие между потребностями образовательной системы в эффективной педагогической деятельности будущих специалистов и малой мерой изученности связи с творческим воображениям как одним из важных составляющий педагогических способностей определило актуальность нашего исследования.
Объектом экспериментального исследования стали студенты второго курса педагогического образования (212, 213, 215) и психологического образования (251, 216) из Шадринского государственного педагогического института.
Нами использовались методы психологического исследования: 1) теоретические методы: анализ психолого-педагогических проблем изучения педагогических
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75184. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75184.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
способностей и творческого воображения студентов; 2) эмпирические методы: тест «Коммуникативные и организаторские способности», методика «Педагогические ситуации», тест «Опросник межличностных отношений» Т. Лири, тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха, методика «Вербальная фантазия», тест «Закончи рисунок» Е. П. Торренса; 3) методы математической статистики: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных (статистически значимый критерий Фишера, коэффициент корреляции Спирмена).
На первом этапе нашего исследования мы обратились к изучению педагогических способностей, а именно их компонентов, коммуникативных и организаторских способностей.
При анализе уровней сформированности коммуникативных и организаторских способностей по методике КОС были выявлены 3 уровня: высокий уровень - педагоги не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности. Средний уровень - проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Низкий уровень - испытуемые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Таким образом, общей особенностью в развитии коммуникативных и организаторских способностей студентов является низкий уровень их развития.
Специфические особенности проявляются в том, что организаторские способности в большей степени были развиты у студентов 213 и 216 групп, а коммуникативные способности в большей мере у студентов 216, 215 и 213 групп.
Качественный анализ показателей педагогических способностей по методике «КОС» по критерию Фишера не обнаруживает статистически значимые различия у студентов всех групп по коммуникативным и организаторским способностям (при p < 0,005).
Кроме того, мы выявляли педагогические способности у испытуемых с помощью методики «Педагогические ситуации», в которой выявили высокоразвитые способности - 63 балла; среднеразвитые - 49-62 балла; слаборазвитые - 48 баллов и ниже.
Общей тенденцией является то, что у большинства испытуемых выявились среднеразвитые педагогические способности.
Специфические особенности педагогических способностей по методике «Педагогические ситуации» выражаются в том, что высокоразвитые педагогические способности в большей степени проявляются у студентов 251 группы и 216 группы; при этом среднеразвитые в большей мере обнаруживаются у испытуемых 213 группы; слаборазвитые педагогические способности превалируют у студентов 213 группы.
Суммарный анализ показателей педагогических способностей по методике «Педагогические ситуации» по статистически значимому критерию Фишера зафиксировал значимые различия у студентов 215 и 216 групп по высокоразвитым педагогическим способностям (ф* = 1,82; при p < 0,01). Не значимые различия были выяв-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75184. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75184.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
лены у студентов всех групп по средне и слаборазвитым педагогическим способностям (при p < 0,005).
Следующие компоненты педагогических способностей нами были рассмотрены с помощью опросника межличностных отношений Т. Лири, в которых выявлялись типы межличностных отношений студентов как будущих педагогов, воспитателей и психологов.
Общей особенностью студентов педагогического факультета и факультета коррекционной педагогики и психологии является тип межличностных отношений как доминирование и дружелюбие.
Специфические особенности педагогических способностей по методике «ОМО» проявляются в том, что авторитарный тип отношений продемонстрировали в большей степени у студентов 215 и 251 групп; эгоистический тип обнаруживается в большей мере у испытуемых 212 группы и 215 группы; агрессивный тип отношений и тип дружелюбия продемонстрировали в большей степени студенты 251 группы; подозрительный, альтруистический типы отношений обнаруживаются в большей мере у испытуемых 213 группы; подчиняемый, зависимый, дружелюбный типы отношений имеют в большей степени студенты 216 группы; тип доминирующих отношений обнаруживают в большей степени студенты 212 группы.
Качественный анализ показателей педагогических способностей по методике «ОМО» по статистически значимому критерию Фишера выявляет значимые различия у студентов 216 и 251 групп по агрессивному типу отношений (ф* = 2,03; при p < 0,01). Не значимые различия были обнаружены у студентов всех групп по авторитарному, эгоистическому, подозрительному, подчиняемому зависимому, авторитарному, альтруистичному типам отношений; типам доминирования и дружелюбия (при p < 0,005).
Как известно, одним из механизмов творческого воображения являются ассоциации. Ассоциация - это возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями и чувствами), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление других.
Речь пойдет об особенностях возникновения у студентов ассоциаций по сходству, которые возникают при вос приятии ими пятен Г. Роршаха (тест Г. Роршаха).
Испытуемым последовательно предлагался стимульный материал теста Г. Роршаха - десять таблиц стандартного размера с изображением симметричных аморфных (слабоструктурированных) «пятен» на белом фоне, из которых пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы - пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна. Таблицы предлагались в основном положении, в определенной последовательности - согласно номеру на обороте таблицы. Студенты, рассматривая изображения на таблицах, должны были ответить на вопрос: «На что похожа эта картинка?».
Обработка полученных данных позволила выделить лишь один уровень творческого воображения, критериями выделения которых служили продуктивность, вариативность, способность использовать образы восприятия и памяти, оригинальность, эмоциональное отношение.
Общей тенденцией ассоциативных процессов творческого воображения у студентов является низкий уровень их развития, т. е. одна часть испытуемых неохотно принимает задачу, другая принимает, но ожидает существенную помощь от экспериментатора, продуктивность от 0,3 до 0,5 ответов на одно изображение, вариатив-
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75184. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75184.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ность невысокая - 3 - 5. Оригинальность у одних испытуемых нулевая; у других -0,1-0,2 на 10 пятен. Присутствует стереотипия, проявление инертности образов.
Нами были изучены особенности вербального творческого воображения у студентов педагогического факультета и факультета коррекционной педагогики и психологии.
Общей тенденцией является то, что большая часть испытуемых имеет низкий и средний уровень развития показателей творческого воображения: скорость процессов воображения; оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность образов; впечатлительность.
Специфические особенности творческого воображения по методике «Вербальная фантазия» проявляются в том, что скорость процессов воображения в большей степени развита у студентов 251, 212 групп; оригинальность образов в большей мере у испытуемых 212, 213 групп; богатство фантазии впечатлительность превалирует у студентов 216, 251 групп; глубина и проработанность - у испытуемых 251 группы.
Суммарный анализ показателей творческого воображения по методике «Вербальная фантазия» по статистически значимому критерию Фишера обнаруживает значимые различия у студентов 216 и 251 групп по скорости процессов воображения (ф* = 2,12; при p < 0,01); у студентов 212 и 213 групп по оригинальности образов воображения (ф* = 2,43; при p<0,01); у студентов 216 и 251 групп по глубине и проработанности образов (ф* = 2,90; при p < 0,01). Не значимые различия были обнаружены у студентов всех групп по богатству фантазии и впечатлительности (при p < 0,005).
На следующем этапе исследования использовался сокращенный вариант теста Е. П. Торренса - задание «Закончи рисунок», которое предполагало выявление невербальных показателей творческого воображения, а также способов создания целого по части.
Анализ полученных результатов позволил выделить три уровня творческого воображения, критериями, выделения которых являются беглость, гибкость, разработанность, оригинальность. Низкий уровень воображения - испытуемые фактически не принимают задачу - рисуют предметно-схематичные рисунки с использованием заданной фигуры. Рисунок, как правило, носит примитивный и шаблонный характер. Средний уровень воображения - испытуемые дорисовывают большинство фигур, однако все их рисунки схематичны, с небольшим количеством деталей, повторяемых самими студентами или другими испытуемыми. Высокий уровень воображения - создаются схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самими студентами или другими испытуемыми группы). Предложенная для дорисовывания фигура обычно является центральным элементом рисунка.
Общей особенностью развития творческого воображения является то, что у всех студентов наблюдается высокий уровень беглости.
Специфические особенности творческого воображения по методике «Закончи рисунок» проявляются в том, что высокий уровень беглости превалирует у студентов 216 и 251 групп; высокий уровень гибкости наблюдается у студентов в 216 и 213 группах, высокий уровень оригинальности в большей степени был развит у студентов 215 и 216 групп, а высокий уровень разработанности в большей мере у испытуемых 251 и 212 групп.
Анализ показателей творческого воображения по методике «Закончи рисунок» по статистически значимому критерию Фишера обнаруживает значимые различия у студентов 215 и 216 групп по беглости (ф* = 1,90; при p<0,01); у студентов 216 и 251 групп по оригинальности (ф* = 2,91; при p<0,01). Не значимые различия были зафиксированы у студентов всех групп по гибкости и разработанности (при p < 0,005).
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Волгуснова Е. А. Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75184. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75184.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Сравнение экспериментальных данных при использовании теста Г. Роршаха, методики «Исследование творческого воображения», рисуночной методики «Исследования индивидуальных особенностей воображения» и методики «КОС» позволило установить корреляцию уровней развития творческого воображения и уровней коммуникативных и организаторских способностей педагогов по ранговой корреляции Спирмена.
Анализ полученных результатов по критическим значениям коэффициента ранговой корреляции, высчитанный по формуле Спирмена, свидетельствует о том, что зафиксирована сильная корреляционная связь между уровнем творческого воображения по тесту Роршаха и слаборазвитыми способностями^ = 0,528 при р > 0,01); показателями проработанности образов и оригинальностью^ = 0.576 при р > 0,01); показателями скорости процессов воображения и организаторских способностей (rs = 0.518 при р > 0,01); скорости процессов воображения и оригинальности образов воображения (rs = 0.513 при р > 0,01); скорости процессов воображения и слаборазвитых способностей (rs = 0.486 при р > 0,01); впечатлительности и коммуникативных способностей (rs = 0.469 при р > 0,01); богатства фантазии и слаборазвитых способностей (rs = 0.439 при р > 0,01); богатства фантазии и организаторских способностей (rs = 0.436 при р > 0,01);впечатлительности и организаторских способностей (rs =
0.425 при р > 0,01); показателями беглости и оригинальности (rs = 0.661 при р > 0,01); беглости и слаборазвитых способностей (rs = 0.609 при р > 0,01); оригинальности и организаторских способностей (rs = 0.458 при р > 0,01); оригинальности и коммуникативных способностей (rs = 0.411 при р > 0,01); разработанности и слаборазвитых способностей (rs = 0.402 при р > 0,01); отрицательная корреляционная связь между уровнем творческого воображения по тесту Роршаха и дружелюбным типом (rs = -0.001 при р > 0,05); уровнем творческого воображения по тесту Роршаха и дружелюбием^ = -0.003 при р > 0,05); показателями проработанности образов воображения и дружелюбия (rs = -0.174 при р > 0,05); оригинальности образов воображения и подчиняемого типа (rs = -0.128 при р > 0,05); оригинальности образов воображения и альтруистичного типа (rs = -0.119 при р > 0,05); проработанности образов и авторитарного типа (rs = -0.19 при р > 0,05); оригинальности образов воображения и агрессивного типа (rs = -0.15 при р > 0,05); показателями разработанности и зависимого типа (rs = -0.247 при р > 0,05); показателями оригинальности и агрессивного типа (rs = -0.219 при р > 0,05); оригинальности и авторитарного типа (rs = -0.201 при р > 0,05); показателями разработанности и дружелюбия (rs = -0.197 при р > 0,05); показателями оригинальности и эгоистичного типа (rs = -0.195 при р > 0,05); показателями гибкости и авторитарного типа (rs = -0.186 при р > 0,05); показателями гибкости и агрессивного типа (rs = -0.177 при р > 0,05); показателями оригинальности и подозрительного типа (rs = -0.167 при р > 0,05); показателями гибкости и эгоистичного типа (rs = -
0. 108.при р > 0,05) и разработанности и доминирующего типа (rs = -0.12 при р > 0,05).
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась о том, что есть прямо пропорциональная связь между педагогическими способностями и творческим воображением, а также наблюдаются общие и специфические особенности их проявления.
Ссылка на источники
1. Волгуснова Е. А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения: монография. - Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «ШДП», 2014. - 180 с.
2. Гоноболин Ф. И. Педагогические способности учителя. - М.,1964.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - М.: Логос, 2004.
4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990, 119 с.
5. Творческая индивидуальность педагога: сб. науч. тр. - Тюмень, 1990. - 92 с.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Взаимосвязь показателей педагогических способностей и творческого воображения у студентов в педагогическом вузе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75184. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75184.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Ekaterina Volgusheva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational
psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk
misis.volqusnova@yandex.ru
Correlation of pedagogical skill sand creative imagination of the students in pedagogical high school Abstract. This article discusses not only the relationship of indicators of pedagogical skills, namely communication, organizational, interpersonal with verbal and nonverbal indicators of creative imagination, but their general and specific trends in the development of the students of pedagogical high school.
Key words: teaching abilities, imagination, students, general and specific features.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2015
Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2015 Опубликована Published 08.04.2015
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Волгуснова Е. А., 2015
www.e-koncept.ru
6