Научная статья на тему 'Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте'

Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2210
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Личман Дарья Сергеевна

В данной статье идет речь о теоретико-эмпирическом исследовании особенностей показателей эмоционального интеллекта у студентов первого курса гуманитарного факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна, Личман Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and specific features of emotional intelligence in adolescence

The article we are talking about a theoretical and empirical study of the features of the indicators of emotional intelligence in first-year students of the Faculty of Humanities.

Текст научной работы на тему «Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте»

2. Специфический особенности: показатели невербальной креативности в большей степени выражены у девушек (оригинальность и разработанность) над показателями юношей; показатели вербальной креативности в большей степени представлены по оригинальности у юношей, а уникальность у девушек.

Следовательно, способность графически передавать свои идей более развита, чем способность выражать свои мысли вербально. Возможно это обусловлено современными условия жизни, когда студенты больше времени проводят в интернете, чатах, форумах, и все реже читают литературу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер ; [пер. с англ. Чеботарева Е.Ю.]. - М. : Вече : АСТ, 2003. - Т. 1. - 591 с.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3 изд. - СПб. : Питер, 2006.

3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского ; ред., сост. Л.А. Карпенко. - М. : Политиздат, 1985. - 431с.

4. Лютова, Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей / Е.К. Лютова // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия : сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии ; ред., сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.

5. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб. : Речь, 2006. - С. 18-85.

6. Торренс, Е. Диагностика креативности [Текст] / Е. Торренс. - СПб. : Речь, 2006.

7. Щебланова, Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса / Е.И. Щебланова // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, Д.С. Личман г. Шадринск

Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте

В данной статье идет речь о теоретико-эмпирическом исследовании особенностей показателей эмоционального интеллекта у студентов первого курса гуманитарного факультета.

Эмоциональный интеллект, юношеский возраст, особенности.

E.A. Volgusnova, D.S. Lichman Shadrinsk

General and specific features of emotional intelligence in adolescence

The article we are talking about a theoretical and empirical study of the features of the indicators of emotional intelligence in first-year students of the Faculty of Humanities.

Keywords: emotional intelligence, youthful age, features.

Юношеский возраст является важным этапом эмоционального развития в силу особенностей возрастных задач, стоящих перед личностью. Эмоциональная сфера на этом этапе приобретает свои устойчивые и окончательные черты (И.С. Кон, И.Н. Андреева [1]). Отчетливо выступает противоречие между необходимостью иметь целостное представление о специфике развития эмоционального интеллекта на этапе юношеского возраста и фрагментарностью, и разрозненностью знаний об указанных процессах. Данное противоречие предопределяет тему нашего исследования.

Обобщая мнения ученых по трактовке сущности эмоционального интеллекта, можно выделить три точки зрения на данное определения: - умственная способность человека (П. Сэловей, Дж. Мэйер) [2]; - это совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулман, Д.В. Люсин) [3;5]; - как качество личности или черта характера (Р. Барон) [4].

В настоящее время структура эмоционального интеллекта включает в себя четыре компонента: самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление отношениями.

Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману: оценка и выражение эмоций (свои - вербальные и невербальные; чужие - эмпатия, невербальное восприятие); регуляция эмоций (своих и чужих); использование эмоций (гибкое планирование, мотивация, креативное мышление, переадресация внимания) [3].

Д.В. Люсин предлагает свою структуру, основанную на трактовке эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Так же, как и Р. Барон, Д.В. Люсин выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых состоит из ряда способностей.

1. Межличностный эмоциональный интеллект: интуитивное понимание чужих эмоций (эмпатия); социальная ответственность (идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими); межличностное взаимодействия (устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими).

2. Внутриличностный эмоциональный интеллект: осознание своих эмоций (знать и понимать эмоции); самоуважение (безошибочное воспринимать, понимать и принимать себя); уверенность в себе (эффективно и конструктивно выражать эмоции); независимость самоактуализация (быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других) [5].

Р. Барон выделил пять компонентов эмоционального интеллекта, каждый из которых состоит из нескольких субкомпонентов: - познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость); - навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность); - способность к адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость); - управление стрессом (устойчивость к стрессу, контроль импульсивности); -преобладающее настроение (оптимизм, счастье) [4].

Проведенный нами ранее анализ моделей показал, что все исследователи данной проблемы признают значимость указанных процессов в становлении и формировании эмоционального интеллекта, что позволило нам выделить опознание эмоций по лицевой

экспрессии и вербализацию эмоциональных переживаний (как собственных, так и окружающих) в качестве его базисных структурных компонентов.

Таким образом, способность к пониманию эмоций и управлению ими коррелирует с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно описать, как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характеристиками.

База и методики исследования: осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», в исследовании приняло участие 45 студентов гуманитарного факультета в возрасте от 17-19 лет.

В исследовании применялись следующие методики: тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ) С. Холла; тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Обсуждение результатов: мы провели качественный и количественный анализ способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Анализ полученных данных помог выделить три уровня эмоционального интеллекта (Тест EQ С. Холла) у студентов: низкий уровень - испытуемые фактически не могут управлять своими эмоциями, они их не осознают и не понимают. Отсутствует эмоциональная отходчивость, гибкость и т.д. А также не понимают и не различают эмоции других людей. Средний уровень - студенты в большей степени осознают и понимают собственные эмоции и обращают внимание на поведение других. Не знают, как нужно сопереживать и поддерживать людей с разными эмоциональными проявлениями. Высокий уровень - респонденты легко распознают как свои эмоции, так и эмоции других людей. Они хорошо осведомлены о своем внутреннем состоянии, управляют своим поведение и влияют на поведение других.

Обработка полученных данных позволила выявить доминирование среднего уровня (62%) эмоционального интеллекта над низким уровнем на 35%. Таким образом, можно предположить, что, студенты в большей степени осознают и понимают собственные эмоции и обращают внимание на поведение других, так как преобладает средний уровень эмоционального интеллекта.

Кроме того, нами были рассмотрены показатели эмоционального интеллекта у студентов по тесту EQ (СХолла). По показателю эмоциональная осведомленность преобладает средний (55,10%) уровень, это свидетельствует, что испытуемые достаточно понимают и осознают собственные эмоций. Испытуемые с низким (30,6%) уровнем не знают, какие эмоции они испытывают и почему, не представляют себе связи между собственными чувствами и тем, что они думают, делают. Испытуемые с высоким (14,3%) уровнем высокая степень знания о собственном внутреннем состоянии.

По показателю управление своими эмоциями преобладает средний (77,55%) уровень, это свидетельствует, что испытуемые хорошо справляются со своими порывами и мучительными эмоциями. Испытуемые с низким (14,28%) уровнем не могут сдерживать разрушительные эмоции и побуждения, они не могут оставаться спокойными и

решительными, не теряя спокойствия в трудные моменты. Испытуемые с высоким (8,17%) уровнем эмоционально отходчивые, эмоционально гибкие, иными словами, произвольное владение собственными эмоциями.

По показателю самомотивация преобладает средний (59,18%) уровень это свидетельствует, что испытуемые хорошо ориентированы на результат, испытывая при этом сильное стремление достигать целей и соответствовать критериям. Испытуемые с низким (26,5%) уровнем не стремятся к совершенствованию, не ставят перед собой задачи, цели. Испытуемые с высоким (14,32%) уровнем умеют управлять своим поведением с помощью управления эмоциями.

По показателю эмпатия преобладает средний (61,22%) уровень это свидетельствует, что испытуемые внимательны к внешним эмоциональным сигналам и хорошо умеют слушать. Испытуемые с низким (32,65%) уровнем не осознают чувств, потребностей и забот других людей. Испытуемые с высоким (6,13%) уровнем отлично понимают эмоций других людей, способны сопереживать эмоциональному состоянию другого человека и готовность помочь.

По показателю распознавание эмоций других людей преобладает средний (56,20%) уровень это свидетельствует, что испытуемые хорошо умеют слушать без предубеждения и передавать убедительно информацию. Испытуемые с низким (29,52%) уровнем не умеют владеть эффективной тактикой убеждения. Испытуемые с высоким (14,28%) уровнем способны воздействовать на эмоциональное состояние другого человека.

При обработке данных так же были выделены уровни эмоционального интеллекта в зависимости от пола испытуемого. По показателю эмоциональная осведомленность преобладает средний уровень у девушек, это свидетельствует, что испытуемые достаточно понимают и осознают собственные эмоций. Низкий уровень преобладает у юношей, это значит, что они не знают, какие эмоции они испытывают и почему, не представляют себе связи между собственными чувствами и тем, что они думают, делают. Высокий уровень преобладает у девушек, это значит, что у них высокая степень знания о собственном внутреннем состоянии.

По показателю управление своими эмоциями преобладает средний уровень у юношей, это свидетельствует, что они хорошо справляются со своими порывами и мучительными эмоциями. Низкий уровень преобладает у девушек, это означает, что они не могут сдерживать разрушительные эмоции и побуждения, они не могут оставаться спокойными и решительными, не теряя спокойствия в трудные моменты. Высокий уровень доминирует у девушек, это означает, что они эмоционально отходчивые, эмоционально гибкие, иными словами, произвольное владение собственными эмоциями.

По показателю самомотивация преобладает средний уровень у юношей, это свидетельствует, что испытуемые хорошо ориентированы на результат, испытывая при этом сильное стремление достигать целей и соответствовать критериям. Низкий уровень доминирует у девушек, это значит, что они не стремятся к совершенствованию, не ставят перед собой задачи, цели. Высокий уровень преобладает у девушек, это означает, что они умеют управлять своим поведением с помощью управления эмоциями.

По показателю эмпатия преобладает средний уровень у юношей, это свидетельствует, что испытуемые внимательны к внешним эмоциональным сигналам и хорошо умеют слушать. Низкий уровень преобладает у девушек, это свидетельствует, что

они не осознают чувств, потребностей и забот других людей. Высокий уровень доминирует у юношей, это значит, что они отлично понимают эмоций других людей, способны сопереживать эмоциональному состоянию другого человека и готовность помочь.

По показателю распознавание эмоций других людей преобладает средний уровень у юношей, это свидетельствует, что испытуемые хорошо умеют слушать без предубеждения и передавать убедительно информацию. Низкий уровень доминирует у девушек это свидетельствует, что они не умеют владеть эффективной тактикой убеждения. Высокий уровень преобладает у девушек, это значит, что девочки способны воздействовать на эмоциональное состояние другого человека.

Обработка данных показала, что у девушек и юношей преобладает средний уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта у девушек на 5,2 % был выше, чем у юношей. Средний уровень эмоционального интеллекта юношей выражен на 9 %, чем у девушек. Низкий уровень эмоционального интеллекта доминирует у девушек, чем у юношей на 3,8%.

Таким образом, у девушек наблюдается высокий уровень эмоционального интеллекта, а у юношей имеет место средний уровень эмоционального интеллекта.

На следующем этапе исследования мы так же изучали эмоциональный интеллект у студентов с помощью методики Д.В. Люсина. Полученные результаты зафиксировали три уровня эмоционального интеллекта у студентов.

Низкий уровень - испытуемые не в силах контролировать интенсивность эмоций, внешнее выражение своих эмоций и при необходимости не может вызвать ту или иную эмоциональную реакцию.

Средний уровень предполагает, что студенты может определить какие эмоции он сейчас испытывает, но контролировать свое поведение вызывает у него затруднения.

Высокий уровень - человек может распознавать эмоцию, понимает причины и следствия, к которым может привести эмоция. Способен контролировать появление тех или иных эмоций и произвольно вызывать нужную эмоцию.

Преобладает средний уровень эмоционального интеллекта, так же, как и при обработке данных по методике С. Холла. Низкий уровень превышает высокий на 19,7 %. Можно сказать, студенты могут определить, какие эмоции они сейчас испытывают, но контроль над своим поведением вызывает у них затруднения.

Анализ результатов по основным шкалам и субшкалам эмоционального интеллекта студентов говорит о наличии средних показателей.

Наиболее выраженными являются показатели высокого уровня по субшкалам и шкалам: межличностный эмоциональный интеллект (26,6%), понимание чужих эмоций (22,3%), контроль экспрессии (22,4%), управление чужими эмоциями (26,5%), и показатели среднего уровня по субшкалам и шкалам: управление своими эмоциями (51,03%), понимание своих эмоций (53,07%).

Менее выраженными являются показатели по субшкалам «управление своими эмоциями» (14,3%), «внутриличностный эмоциональный интеллект» (10,2%), «понимание эмоций» (8,17%).

Таким образом, можно говорить о том, что у студентов лучше развиты способности к пониманию и управлению чужими эмоциями, чем способность к пониманию

собственных эмоций и управлению ими. Наиболее выражены показатели по основной шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» - способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими. В целом, можно констатировать, что у студентов лучше развит межличностный эмоциональный интеллект, чем внутриличностный. Студенты лучше понимают и управляют чужими эмоциями, чем своими.

По показателю Субшкала МП (понимание чужих эмоций) преобладает средний уровень у юношей (64,28%), это свидетельствует, что они способны понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций.

По показателю Субшкала МУ (управление чужими эмоциями) преобладает средний уровень у юношей (57,14%), это свидетельствует, что они способны вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций.

По показателю Субшкала ВП (понимание своих эмоций) преобладает средний уровень у юноши (71,42%), это свидетельствует, что они способны к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

По показателю Субшкала ВУ (управление своими эмоциями) преобладает средний уровень у девушек (61,76%), это свидетельствует, что они способны к управлению своими эмоциям и, вызвать и поддержать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

По показателю ВЭ (контроль экспрессии) преобладает средний уровень у девушек (52,94%), это свидетельствует, что они способны контролировать внешние проявления своих эмоций.

По показателю шкала МЭИ (межличностный ЭИ), преобладает средний уровень у юношей (50%), это свидетельствует, что они способны к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

По показателю шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Преобладает низкий уровень у юношей (57,14%), это свидетельствует, что они не способны к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

По показателю шкала ПЭ (понимание эмоций), доминирует средний уровень у юношей (64,28%), это значит они способны к пониманию своих и чужих эмоций.

По показателю шкала УЭ (управление эмоциями), преобладает низкий уровень у юношей (57,14%), это свидетельствует, что они способны к управлению своими и чужими эмоциями.

У юношей, как и у девушек преобладает средний уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта у юношей превышает, чем у девушек на 6,5 %, а низкий - на 5,2 %. Следовательно, у девушек и юношей имеет место выраженный средний уровень эмоционального интеллекта.

Таким образом, нами были обнаружены общие и специфические особенности развития эмоционального интеллекта у студентов первого курса:

Общие особенности: преобладает средние показатели эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями, самомотивация, управление эмоциями других людей, эмпатия, субшкала МП, субшкала МУ, субшкала ВП, субшкала ВУ, субшкала ВЭ).

Специфический особенности: эмоциональный интеллект в большей степени выражен у юношей (управление своими эмоциями, самомотивация, управление эмоциями

других людей, эмпатия, понимание чужих эмоций, межличностный ЭИ, понимание эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций) над этими же показателями девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. -Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. - М. : Лик Пресс, 1998. - 160 с.

3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М. : АСТ, 2008.

4. Лемберг, Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами / Б. Лемберг. - СПб. : Вектор, 2013.

5. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М. : Ин-т психологии РАН, 2004. - С. 129 - 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.