Статья подготовлена при поддержке гранта № 3.1.2/5942 АВЦП Минобрнауки
РФ.
Литература
1. Концептуальная модель [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИйрУги.'тЫре&а.о^/ ■тЫ/.
2. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 495 с.
3. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/glossary.
4. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
Психология личности
Эрдынеева К.Г., Попова Н.Н.
Креативность личности студентов (кросскультурное исследование)
Творчество является одним из основных направлений исследования в современной психологии настоящего времени. Большой интерес к этой проблеме вызван тем, что ее решение открывает возможности раскрытия общих механизмов функционирования и развития творческой личности, знание которых является необходимым как для практической работы психологов, так и для дальнейшего развития психологической теории.
Особенностью современного этапа развития научного знания является рост интереса к проблеме креативности как элемента творчества, обусловленный ее ролью в формировании многогранной личности, способной к продуцированию большого количества новых идей. Научные представления о креативности многообразны и противоречивы, поскольку рассматриваемый феномен является предметом исследования философии, социологии, психологии, педагогики, истории, культурологии, искусствоведения и многих других наук.
Сегодня в науке накоплена достаточно большая база теоретических и эмпирических исследований креативности. Однако неоднозначность научных пониманий креативности не позволяет исследовать её универсальные и специфические показатели, выявление которых может учитываться при подготовке и отборе людей с высоким уровнем креативности. Это обусловливает необходимость интеграции основных концептуальных подходов к исследуемой проблеме, представленных в работах Д.Б. Богоявленской (2002), А.В. Брушлинского (1997), В.Н. Дружинина (1999), Н.С. Лейтеса (2003), А.А. Мелик-Пашаева (1994), Н.Н. Нечаева (2006), Я. А. Пономарева (1990), Б.М. Теплова (1947), Д.В. Ушакова (2003), М.А. Холодной (2002), В.П. Шадрикова (1997), с целью более полного изучения этнической специфики креативности личности.
Значительный вклад в развитие представлений о сущности и механизмах креативности внесли следующие отечественные и зарубежные ученые: Б.Г Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Ю.Н. Кулюткин, 72
A.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, М.Г. Ярошевский, Т. Амабайль, Ф. Барон, Э. Боно, Дж. Брунер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу, С. Медник, Ж. Пиаже, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Е.П. Торренс, Г. Уоллес, К. Урбан, З. Фрейд и др.
Проблема креативности является предметом активных исследований, связанных с процессами самоактуализации, самосовершенствования и самореализации (Н.Ф. Вишнякова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.Ю. Панасюк, Е.В. Селезнева, Л.А. Степнова и др.). Изучаются взаимосвязи креативности и рефлексии (Е.П. Варламова, А.В. Растянников, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), Я-концепции (В.С. Агапов, О.В. Москаленко и др.), саморегуляции (М.Ф. Секач и др.).
Анализ литературы показывает многозначность понятия креативности:
1. Креативность как генеральная черта личности, а не множество связанных между собой личностных черт (А. Маслоу [6], К. Роджерс [7], Ф. Баррон, Д. Векслер, Р. Уайсберг, Ш.Г. Айзенк [5], М.А. Холодная [4], В.Н. Дружинин [1], С. Медник, Г.А. Глотова, О.А. Халифаева [3]).
2. Креативность как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.А. Холодная,
B.Н. Дружинин, Ф. Барон).
3. Креативность представляет собой результат экономических решений относительно того, сколько экономических и временных ресурсов общество считает необходимым потратить на развитие своего творческого потенциала. Качество и своевременность принятия обществом таких решений зависит от уровня развития самого общества. В соответствии с этой теорией, креативность рассматривается с позиций соотношения инвестиций, риска и получаемой выгоды (Ш.Фельдман, Д. Рабенсон, М. Ранко).
4. Креативность - это естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности (Дж. Гилфорд [2], П. Торренс, А. Ребер, С. Ариэтти, Р. Корсини, А. Ауэрбах).
5. Креативность как «магический синтез, объединяющий примитивные, иррациональные силы бессознательного с логическими механизмами сознания» (T.M. Amabile, R. Eisenberger, F. Haskins, P. Gambleton, L. Rhoades, L. Shanock, M. Csikszentmihalyi).
6. Креативность понимается как внутренний потенциал и способность к творчеству (Н. Роджерс, Н.Ю. Хрящева, С.И. Макшанов, A.J. Cropley).
Таким образом, в ходе анализа существующих определений креативности нами было отмечено, что данную категорию принято рассматривать чаще как свойство или черту личности, способность, результат или процесс, реже как интегральную характеристику и потенциал.
Вхождение России в мировое сообщество сопровождается процессами глобализации и регионализации, что вызывает повышенный интерес к кросскультурным исследованиям. Поэтому растёт объём исследований креативности с учётом их многоуровневой детерминации, когда в анализ включаются культурные, социально-экономические и другие факторы. Поскольку этнические особенности обнаруживают себя в поступках, продуктах деятельности, поведении личности (В.С. Агеев, А.К. Толмачева, Г.Б. Старовойтова, С.К. Смирнов и др.), то возникает необходимость изучения (в рамках нашего исследования) тех проявлений творческой активности, которые
обусловливают способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.А. Холодная).
Согласно позиции С.У Арутюнян, М.С. Джунусова, Н.Д. Джандильдин, X. Дейкер, Н. Фрайда, люди, принадлежащие к одной этнической общности, обладают особенностями, типичными для всех представителей данной этнической общности и нетипичными для представителей другой.
Г.Г. Шпет считает, что в разнообразных формах выражения, в словах, рисунке, костюме, в учреждениях, актах, документах - во всем, что мы называем «продуктами культуры», следует различать некое пред-метное содержание как действительное значение.
Этнопсихологический аспект изучения креативности законо-мерным образом обусловливает необходимость выявления индивидуально-личностных характеристик различных этносов в сравнительно-сопоставимом плане. Отсюда следует, что этнос является одним из факторов, определяющих содержание, структуру и развитие креативности в поликультурном регионе (Забайкальский край).
В связи с этим мы провели кросскультурное исследование этнических особенностей студентов. Нашей целью было выявить этнические различия существенных характеристик креативности.
Эмпирическую базу исследования составили представители бурятского и русского этносов, проживающих на территории Забайкальского края. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов Института социально-политических систем Читинского государственного университета; студенты 3 курса Читинского железнодорожного техникума; студенты 1-3 курсов Агинского филиала Бурятского государственного университета и студенты 1, 2 и 5 курсов Агинского педагогического училища. Из 251 испытуемого: представителей бурятской национальности - 125 человек, из которых юношей - 62 человека и девушек - 63, представителей русской национальности -126 человек, юношей и девушек по 63 соответственно, в возрасте от 16 до 22 лет.
Все испытуемые прошли тестирование по методикам: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» Е.П. Торранса, тест отдельных ассоциаций С. Медника, проба невербальной креативности Ю.Н. Кулюткина, а также ответили на вопросы опросников личностной составляющей креативности Д.Л. Джонсона и Дж. Рензулли и 16-факторного опросника личности Р.Б. Кетелла (сокращенный вариант).
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ обработки табличных данных Microsoft Excel 1. хр и пакета статистического анализа SPSS for Windows 16.0.
Результаты эмпирического исследования показателей креативности у русских и бурятских студентов были подвергнуты описательной статистике, в которую вошли: определение средних значений исследуемых показателей, стандартное отклонение, минимальные и максимальные значения.
Средние значения креативности показали, что существенные различия наблюдаются у бурят в визуальной оригинальности, исследуемой с помощью методики Е.П. Торренса. А русские респонденты лидируют в разработанности и самооценке креативности. Что касается индексов вербальной оригинальности и уникальности, диагностируемых с помощью теста отдаленных ассоциаций С. Медника, то статистическая значимость национальных различий составляет р = 0, 012.
Статистическая значимость национальных различий в невербальной креативности составляет р = 0,039. Дисперсия составляет 0,019.
Таким образом, принадлежность респондентов к той или иной национальности является значимой для индексов оригинальности и уникальности, а также показателей разработанности и визуальной оригинальности.
Факторный анализ, произведенный в статистической системе SPSS, процедура Factor, позволил выделить три фактора, которые были подвергнуты методу Varimax с нормализацией по Кайзеру (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторные нагрузки после варимакс-вращения
Переменные Fi f2 F3
Национальность 0,698
Возраст 0,503
Вербальная оригинальность 0,720
Невербальная оригинальность 0,719
Вербальная уникальность 0,682
Беглость 0,598
Гибкость 0,547
С - "эмоц.устойч-ть -неустойч-ть" 0,721
Е-"подчиненность -доминантность" 0,657
А - "замкнутость -общительность" 0,628
О - "чувств-ть - выс. нормат-ть повед." 0,608
Q3 - "низ.самоконтр. -выс.самоконтр." 0,577
Н-"робость -смелость" 0,551
МБ -"адекватность самооценки" 0,516
Фактор 1 (Б1) составляют переменные, имеющие максимальный факторный вес: национальность и возраст. Следовательно, этому фактору можно присвоить название «этнические особенности», как показателю национальной принадлежности респондента.
Фактор 2 (Б2) представлен переменными, являющимися показателями креативности испытуемых, поэтому ему присвоено название «креативность». Следует отметить, что переменные «вербальная и невербальная оригинальность» имеют практически одинаковый вес (0,720 и 0,719, соответственно), что говорит о необязательности их деления на виды, поэтому можно объединить их в один показатель: оригинальность. Факторные нагрузки переменных «оригинальность и уникальность» (0,720 и 0,682) демонстрируют сильную степень связи данных показателей в структуре креативности, т.е. чем больше значения оригинальности, тем больше значения уникальности.
Аналогичным образом беглость (0,598) определяет гибкость (0,547) креативности респондентов.
И, наконец, фактор 3 (Б3) определяется переменными, являющимися характеристиками свойств личности респондентов, поэтому он называется «личностные
особенности».
В данном факторе существенный вес имеют переменные: «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» (0,721) и «подчиненность - доминантность» (0,657). Факторные нагрузки этих показателей обусловливают высокую степень взаимосвязи эмоциональной устойчивости и доминантности, а также эмоциональной неустойчивости и подчиненности.
Переменные: «замкнутость - общительность» и «чувствительность - высокая нормативность поведения» отражают среднюю степень взаимосвязи таких свойств личности, как замкнутость и высокая нормативность поведения, и общительность, и чувствительность (0,628 и 0,608, соответственно). Переменные «Низкий самоконтроль и высокий самоконтроль» положительно коррелируют с переменными «робость и смелость», а так же с «адекватность самооценки» испытуемых, о чем свидетельствуют их веса: 0,577; 0,551 и 0,516, соответственно.
Таким образом, фактор принадлежности испытуемого к той или иной национальности оказывает существенное влияние на показатели креативности (оригинальность, уникальность, беглость, гибкость), как свойства личности, характеризующегося эмоциональностью, общительностью, конформностью и самоконтролем.
Для определения степени влияния национальности на показатели креативности мы опирались на полученные данные корреляционного анализа по критерию Пирсона, позволяющего сопоставить два эмпирических распределения. По результатам корреляционного анализа выявились две статистически значимые корреляционные связи между национальностью и оригинальностью (р = 0,248**, при р<0,01) и национальностью и самооценкой креативности (р = 0,256*, при р<0,05). Это можно рассматривать как свидетельство того, что именно национальность может оказывать существенное воздействие на показатели исследуемого феномена. Соотнесение себя с представителем определенной национальности предполагает осознание человеком своих креативных способностей, возможности их реализации. На это существенное воздействие оказывает высокая нормативность поведения (р = 0,244**, при р<0,01), это особенно относится к бурятской национальности. Ведь именно эта нация веками трепетно бережет обычаи, традиции и ценности, передаваемые по наследству. Уважение и авторитет родителей в семье, вероятно, играют существенную роль в формировании высоко нормативного поведения. Взаимосвязь переменных «консерватизм» и «национальность» (р = 0,132*, при р<0,05) свидетельствует о двусторонней значимости этих переменных, т.е. консерватизм во многом обусловлен принадлежностью к определенной нации. Верность традициям, передающимся из поколения в поколение, формирует у молодежи стойкие установки и стереотипы, которые проявляются в поведении, чертах характера и формируют систему личностных свойств. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь (р = -0,169**, при р<0,01) национальности и переменной «замкнутость-общительность». Данная взаимосвязь очень хорошо объясняет существенное различие в показателях креативности у русских и бурят, а именно превосходство средних значений по оригинальности и уникальности бурятских респондентов. Это можно объяснить тем, что бурятская национальность характеризуется большой чувственностью, эмоциональностью и одновременно сдержанностью, немногословностью. Это происходит из-за врожденной или приобретенной способности к осознанию системы собственных действий и их оснований при решении разного рода мыслительных, творческих задач, что развивает умение создавать разнообразные сочетания,
моделировать совокупность действий, объединенных общим замыслом, то есть проявлять креативность. Данная интерпретация подтверждается достоверностью корреляций национальности с переменными «сдержанность-экспрессивность» (p = -0,128*, при p<0,05) и «робость-смелость» (p = -0,126*, при p<0,05).
Следует отметить выявленные различия в средних показателях самооценки креативности. У испытуемых русской национальности она существенно выше, чем у бурятских респондентов. Коэффициент корреляции Пирсона между переменными «национальность» и «самооценка креативности» составил p = 0,266**, при p<0,01, это объясняет выявленные в ходе эмпирического исследования этнические особенности в самооценке респондентов. Она оказалась значительно выше у русских респондентов, чем у бурятских. Видимо, самооценка и креативность взаимосвязаны между собой так, что осознание человеком самого себя, своей деятельности позволяет ему правильно распределять свои силы в любой сфере деятельности, в том числе и творческой.
Таким образом, результаты корреляционного анализа показывают, что число значимых корреляционных связей между показателями креативности и национальностью достаточно, что свидетельствует о достоверности и значимости этих переменных друг для друга. Все это подтверждает заявленную нами гипотезу о том, что этнические различия в степени развития креативности зависят от принадлежности к той или иной национальности и проявляются в значимых отличиях в показателях креативности и личностных особенностях субъекта, как носителя этноса.
Литература
1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - С. 183.
2. Торшина, К.А. Остроумие и креативность [Текст]/ К.А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 123-132.
3. Халифаева, О. А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. А. Халифаева. - Астрахань, 2007. - С. 6.
4. Холодная, М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности [Текст]/ М.А. Холодная // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 38.
5. Eysenck, H.J. Genius. The natural history of creativity. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1995.
6. Maslow, A. Toward psychology of being. N. Y., 1968. - 240 p
7. Rogers, С. On becoming a person. Boston, 1961. - 420 p.
Асланова Д. Т., Белых Т.В.
Динамика структуры интегральной индивидуальности в процессе обучения у студентов с разной выраженностью позитивной этнической
идентичности
Изучение взаимосвязи выраженности позитивной этнической идентичности и особенностей структуры интегральной индивидуальности студентов является актуальной научной проблемой в современных условиях развития социума. Особую значимость
77