УДК 159.9.075
В. А. Губин, А. В. Майстренко
Психологические характеристики обучающихся начального общего образования с различной успеваемостью в обучении
В рамках исследования проведено комплексное изучение психологических характеристик учеников, получающих начальное общее образование, и выявлены основные характеристики, позволяющие успешно обучаться в образовательной организации.
The study carried out a comprehensive study of the psychological characteristics of primary school students and general identified the main characteristics to successfully study in educational organizations.
Ключевые слова: психологические характеристики, обучающиеся получающие начальное общее образование, учебная успеваемость.
Key words: psychological characteristics of pupils receiving primary education, academic performance.
В настоящее время школьное образование России находится на этапе динамических преобразований. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачей формирование новой личности: деятельной, активной, способной меняться вместе с изменяющимися условиями и, самое главное, способной к непрерывному образованию [13]. Таким образом, значимой для теории и практики обучения становится проблема научного осмысления психологического развития учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику. Одной из важнейших задач в системе начального общего образования является мониторинг сформированности интеллектуальных и личностных качеств учеников с целью прогнозирования, обеспечения своевременной поддержки, а также развития обучающихся и достижения ими более высоких результатов как в школе, так и за её пределами.
В связи с обозначенными тенденциями вопрос школьной успеваемости как качественной характеристики результатов освоения учебной программы продолжает оставаться актуальным. Различные точки зрения о том, от каких условий в наибольшей степени зависит успеваемость младших школьников, представлены в отечественной
© Губин В. А., Майстренко А. В., 2016
литературе, начиная с ХХ в. и по сегодняшний день. Так, к примеру, Л.С. Выготский полагал, что успеваемость ребёнка находится в тесной связи с уровнем развития его умственных способностей или интеллекта [5]. П.П. Блонский, рассматривая проблему учения, утверждал, что успеваемость учеников во многом зависит от культурного уровня семьи, он писал: «Культурный уровень семьи неуспевающих учеников в среднем низок...Совершенно противоположной обычно бывает среда лучших учеников, сама живущая культурными интересами и детей втягивающая в них» [4]. Г.А. Цукерман [14] была предпринята попытка классификации детей по успеваемости, в зависимости от развития у них тех качеств, которые обусловлены правилами послушания, прилежания и мышления. М.М. Безруких, С.П. Ефимова отмечали, что успеваемость в учебной деятельности определяется «обучаемостью», которая включает в себя различный набор интеллектуальных возможностей. «Степень обучаемости, - пишут авторы, - состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяет в комплексе... ту цену, которую платит организм за успехи в учебе» [3]. Сочетание же физического, функционального и психического состояния ребенка дает, по мнению авторов, тот комплекс факторов, которые определяют его успешность в обучении. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько [10], ссылаясь на исследование интеллектуального развития детей шестилетнего возраста, проведенное учеными НИИ общей и педагогической психологии, утверждали, что высокий уровень успеваемости учеников в начальной школе зависит развития образного мышления детей.
На наш взгляд, высокую успеваемость в учебной деятельности младших школьников, обусловливает сформированность основных психологических характеристик данного возраста, составляющих такие новообразования, как произвольность (Л.С. Выготский, М.В. Ермолаева, И.А. Зимняя, Б.М. Величковский, Т.А. Строганова и др.), внутренний план действий (Я.А. Пономарёв, П.Г. Нежнов, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.В. Маркова, Е.В. Минаева и др.), рефлексия (А.З. Зак, Дж. Дьюи, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер Н.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов, Г.И. Вергелес и др.).
Произвольность как характеристика всех психических процессов младшего школьника начинает своё формирование ещё до поступления в школу, в тот момент, когда дети принимают правила какой-либо игры включается процесс регулирования своих действий в соответствии с этими правилами, т. е. начинается процесс самоорганизации. Затем данный процесс продолжает своё развитие через учебную деятельность, которая становится для учеников ве-
дущей. М.В. Ермолаева пишет: «Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство... притязание на притязание среди близких, сверстников и учителей побуждает ребёнка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремлённости, навыков самоконтроля и самооценки» [8]. Таким образом, ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т. д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. На первых этапах внимание, мышление, воображение ребёнка подвергаются внешней организации, со временем он учится организовывать себя сам. Данная организация идёт уже не снаружи, а изнутри самого ребёнка. Эта организация порой невозможна без проявления волевых качеств личности, благодаря которым ученик заставляет себя выполнить или не выполнить определённое действие, самоорганизовать себя на учебу, подчинить познавательные процессы своей цели. О развитии произвольности мы говорим, когда ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять собой и своими психическими процессами.
Внутренний план действий получает своё развитие в начальной школе через организацию умственной деятельности ученика. Сначала эта организация исходит от учителя, который показывает ученикам как правильно надо «думать», и через некоторое время школьники начинают думать самостоятельно. Это происходит как вследствие внешней организации процесса учения со стороны учителя, так и благодаря действиям имитации со стороны учеников. Первоклассники улавливают буквально каждое действие, каждое слово нового значимого для них взрослого - учителя. Таким образом, путём накопления модель правильного решения переходит во внутренний план действий. Школьник становится думающим, умеющим управлять собой, что отражается как на его поведении, так и на учебной деятельности. Ребёнок начинает овладевать умением учиться. Он становится способен самостоятельно ставить учебную цель, спланировать свою деятельность по осуществлению цели, а также проконтролировать себя в процессе решения учебной задачи и оценить свою работу и себя в конце. Сначала ученики учатся совершать действия в уме на примере частных задач, затем обобщают способы решений, что приводит к формированию понятий и переходу наглядно-образного мышления в словестно-логическое. Данный процесс был описан П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной и получил название интериоризации.
Рефлексия - это «способность ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека - со стороны - и оценивать свою деятельность» [6]. Данное психологическое новообразование младшего школьника, в отличие от произвольности и внутреннего плана действий, начинает своё формирование только с момента поступления ребёнка в школу, т. е. в учебной деятельности. Ученик начинает видеть себя прежде всего глазами учителя который его оценивает. Поэтому с момента поступления в школу именно на основе оценки учителя школьник оценивает себя, свои знания, свои способности. Впоследствии ребёнок начинает анализировать смысл и содержание собственных действий и самостоятельно сравнивать их с социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Он начинает задавать себе вопросы «почему?», «зачем?», отвечает на них, тем самым проникает в суть, обобщает и осознаёт свои изменения. Иначе говоря, происходит формирование его словестно-логического мышления. Именно в это время формируется я-образ, школьник осознаёт свои успехи и формулирует притязания, ученик задумывается над тем, кто он, кем он хочет быть. Он начинает осознавать свою успешность в учебной деятельности.
В этой связи актуальной становится научная задача исследования психологических характеристик обучающихся, получающих начальное общее образование, и их взаимосвязь с академической успеваемостью школьников. Ведь низкая успеваемость в освоении детьми учебных предметов может служить причиной неуверенности в себе, привести как к «выпадению» из образовательного процесса, так и к дальнейшей социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе. Неслучайно авторами современных научных исследований отмечается: «... от того, как складывается учебный процесс - успешно или неуспешно, зависит очень много в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей этого периода жизни человека» [2].
Для решения данной задачи, были отобраны методики изучения психологических характеристик диагностирующие все те умственные действия, на которые опираются новообразования младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексия. На наш взгляд, характеристиками, отражающими развитие данных психологических новообразований, являются:
• концентрация внимания, произвольная память, упорство и интерес в учебной деятельности (произвольность);
• сформированность наглядно-образного и словесно-логического мышления, способность к пониманию и анализу условия задачи, планирование учебной деятельности (внутренний план действий);
• развитие самооценки и притязаний, рефлексивная самооценка, способность к оценке своей учебной деятельности, выделению качеств «хорошего ученика» [7] и, как следствие, определение задач саморазвития (рефлексия).
Далее было проведено комплексное изучение выявленных качеств учеников начального общего образования и определены основные характеристики, позволяющие успешно обучаться в образовательной организации.
Исследование проводилось в Тосненском районе Ленинградской области, на базе МКОУ «Ульяновская СОШ №1», в эксперименте участвовало 177 учащихся начальных классов (47 человек -1 класс, 42 человека - 2 класс, 46 человек - 3 класс, 42 человека -4 класс).
В качестве внешнего критерия успеваемости был использован средний балл четвертных отметок, полученный учениками за предыдущую четверть.
С целью определения психологических характеристик обучающихся было проведено условное разделение их на группы «высокоуспевающих» и «низкоуспевающих». В первую группу были включены испытуемые, чьи значения превышали среднюю величину по показателю успеваемости не менее, чем на четверть стандартного отклонения, а во вторую группу те испытуемые, чьи значения были не менее чем на четверть стандартного отклонения ниже средней величины. При этом все, кто оказался в зоне средних величин, (м±%а) выпали из дальнейших сопоставлений.
Для выявления связей между успеваемостью учеников и их психологическими характеристиками был проведён корреляционный анализ и выявлены следующие характеристики: концентрация вни-мания(г=0,680; р<0,05), произвольная память(г=0,855; р<0,05), упорство в умственной деятельности (г=0,548; р<0,05), наглядно-образное мышление (г=0, 880; р<0,01), словесно-логическое мышление (г=0,867; р<0,01), планирование учебных действий (г=0, 583; р<0,05), адекватное выделение качеств «хорошего ученика» (г=0,436; р<0,05), определение задач саморазвития (г=0, 395; р<0,05), самооценка (г=0,844; р<0,05) (рисунок).
Рисунок. Корреляционные взаимосвязи психологических характеристик и академической успеваемости обучающихся
Примечания:
- характеристики произвольности; ШШ - характеристики внутреннего плана действий;
- характеристики рефлексии;
// - значимая взаимосвязь (р< 0,01); / - значимая взаимосвязь (р< 0,05)
Далее был проведён сравнительный анализ психологических характеристик «высокоуспевающих» и «низкоуспевающих» учеников. Таким образом, были определены психологические характеристики, достоверно различающиеся по уровню развития у «высокоуспевающих» и «низкоуспевающих» учеников начальных классов. Сравнительный анализ «высокоуспевающих» и «низкоуспевающих» учеников осуществлялся с при помощи непараметрического и-критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок. Ранжируя мы приписывали меньшему значению развития характеристики меньший ранг. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице.
Таблица
Значимые различия психологических характеристик между группами высокоуспевающих и низкоуспевающих учеников, получающих начальное общее образование
Психологические характеристики Высокоуспевающие n=51 Низкоуспевающие n=33 U-эмп.
Средний ранг Средний ранг
Концентрация внимания 51,36 28,80 38,9**
Упорство в учебной деятельности 49,14 32,24 40,3**
Произвольная память 51,27 28,48 37,9**
Наглядно-образное мышление 58,44 32,71 34,2**
Словесно-логическое мышление 54,26 34,89 35,3**
Планирование учебных действий 54,68 34,62 33,9**
Самооценка 50,88 29,55 41,4**
Адекватное выделение качеств «хорошего ученика» 46,57 36,21 43,4*
Адекватное выделение задач саморазвития 45,22 31,30 36,5*
Примечание: n - количество испытуемых, U-эмп. - эмпирическое значение критерия Манна-Уитни, р - уровень значимости различий, **р < 0,01; * р < 0,05
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что психологическими характеристиками, развитие которых определяет высокую успеваемость учащихся, получающих начальное общее образование, являются: концентрация внимания (р<0,01), произвольная память (р<0,01), упорство в умственной деятельно-сти(р<0,01); наглядно-образное мышление (р<0,01), словесно-логическое мышление (р<0,01), планирование учебных действий (р<0,05); адекватное развитие самооценки и притязаний, адекватное выделение задач саморазвития (р<0,05).
Список литературы
1. Атюшев А.А., Губин В.А. Психологические характеристики военнослужащих учебного центра военно-морского флота с разным уровнем успешности в обучении // Психология XXI в.: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных. - СПб., 2012. - С. 115-119.
2. Афанасьева О. П. Губин В. А. Психологические характеристики учащихся подростков образовательной оздоровительной организации с разным уровнем успешности учебной деятельности // European Social Science Jornal: Междунар. науч. журн. - М.: МИИ НАУКА, 2014. - Т. 2. №8(38). - С. 80-86.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991. - С. 89.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника / под ред. А. И. Липки-ной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: Модек, 1997. -С. 82-86.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. С. 33-53.
6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. - С. 69-101.
7. Давыдов В. В., Зак А. З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - Новосибирск, 1987. - С. 112-115.
8. Ермолаева М.В. Психология развития: метод. пособие для студ. заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - М.: Моск. психол. ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2003. - С. 181-205.
9. Клопова О.В. Учебная успешность и адаптация к образовательной среде мальчиков из феминизированных семей // Ярославский пед. вестн.: науч. журн. Т.2. (Психол.-пед. науки). - Ярославль, 2010. - №3. - С. 238-241.
10. Коломинский А.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1998. - С. 12-32.
11. Майстренко А.В. Психологические характеристики, детерминирующие успешность обучения младших школьников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. заоч. науч.-практ. конф. - №4. - М.: Междунар. центр науки и образования, 2015. - С. 130-135.
12. Майстренко А.В. Роль учебной деятельности в формировании психологических характеристик младших школьников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XLI междунар. заоч. науч.-практ. конф. №8. - М.: Междунар. центр науки и образования, 2015. - С. 60-64.
13. Материалы по ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 05.07.2016).
14. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. - Екатеринбург: Пеленг, 1993. - С. 45-49.