Научная статья на тему 'Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления'

Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1530
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА У ДОШКОЛЬНИКОВ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ / OLDER PRESCHOOL AGE / SELF-ESTEEM AMONG PRESCHOOLERS / THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянова Инга Оскаровна

В настоящей статье рассматриваются основные закономерности становления личности дошкольника, освещаются характерные черты поведения ребенка относительно степени его самооценки. Обосновывается взаимосвязь особенностей выражения самооценки у старших дошкольников и уровнем ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the basic patterns of the formation of the personality of a preschooler, highlights the characteristics of the child’s behavior regarding the degree of his self-esteem. The interrelation between the features of the expression of self-esteem in senior preschoolers and the level of its development is substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления»

УДК 740

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ

Ульянова Инга Оскаровна, МБДОУ д/с № 4, г. Горячий Ключ

E-mail: inga.93@inbox.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные закономерности становления личности дошкольника, освещаются характерные черты поведения ребенка относительно степени его самооценки. Обосновывается взаимосвязь особенностей выражения самооценки у старших дошкольников и уровнем ее развития.

Abstract. This article discusses the basic patterns of the formation of the personality of a preschooler, highlights the characteristics of the child's behavior regarding the degree of his self-esteem. The interrelation between the features of the expression of self-esteem in senior preschoolers and the level of its development is substantiated.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, самооценка у дошкольников, развитие личности дошкольников.

Key words: older preschool age, self-esteem among preschoolers, the development of the personality ofpreschool children.

Термин «личность» в психологии выступает в двух понятиях: по мнению одних психологов, личностью является любой человек, который обладает сознанием. По мнению других психологов, личность - это человек, который только достиг определённой степени психического развития. Эта степень, как считает советский психолог Л.И. Божович, обусловлена тем, что в ходе процесса самопознания человек рассматривает и осознает самого себя как составную часть, которая имеет различия по сравнению с остальными людьми и характеризуется в концепции «Я» [3].

Ступень такого психического становления характеризуется существованием у человека своих взглядов и образа мыслей, убеждений и принципов, которые делают его сравнительно жизнестойким и автономным от мнения окружающих. Соответственно человек, который является личностью, наделен, таким уровнем психического развития, который дает ему способность владеть своим психическим развитием, поведением и своей деятельностью [2].

Внутренняя сущность личности появляется и определяется не само из себя, а вследствие взаимосвязи с обществом, в котором оформляются

обусловленные личностные связи. И в зависимости от взаимоотношений ребенка с людьми, которые его окружают, обуславливается какими именно личностными качествами образуются у него [4].

Особый смысл для становления психики дошкольника имеет взаимодействие его с другими детьми. Положительные связи с другими дошкольниками помогают ребенку обрести чувство целостности и общности с ними. Если же эти взаимоотношения не образуются, тогда появляются чувства тревожности, настороженности или агрессии, что ведет к дальнейшей эмоциональной изоляции, желанию быть в одиночестве.

Выделяют одно из самых значительных условий становления личности дошкольника - игру. Игра является ведущей формой детальности детей дошкольного возраста. При помощи игры у ребенка развиваются все стороны личности, возникает важнейшее преобразование в его психике, которое помогает перейти в новую, наиболее высокую ступень его развития [8].

С появлением кризиса трех лет, возникает «система Я», которая направленна на раскрытие и установление своего Я. Вместе с «система Я» возникают и другие черты личности, одним их самых серьезных является самооценка и желание «быть хорошим».

В период дошкольного детства появляется новое общественно важное новообразование которое касается стремления соответствовать требованиям взрослого, желание быть признанным. Однако возникновение этого стремления является следствием затруднения внутренней жизни дошкольника. Во-первых ребенок рассчитывает действовать так, как хочет он, во-вторых ему необходимо соответствовать правилам взрослого, поэтому образуется важная черта дошкольного возраста - соподчинение мотивов [5].

Следовательно, в дошкольном возрасте появляются важнейшие продвижения связанные с мотивационной сферой, образуются новые виды деятельности и новые мотивы, возникает соподчинение мотивов и непроизвольных стимулов.

Формирование психики, становление личности относится к развитию самосознания, то есть осознание самого себя и отношения к себе как духовному, социальному и физическому существу.

По мнению советского психолога С.Л. Рубинштейна, движущий фактор развития самосознания -- в «растущей реальной самостоятельности инди-вида, выражающейся в эволюции его отношений с другими». К 6 годам у ребенка наблюдаются наиболее значительные признаки самостоятельности, независимости от взрослых, взаимоотношениях с окружающими становятся сложнее, в связи с чем происходит наиболее углубленное и расширенное осознание самого себя и своих достоинств и недостатков, как своих так и сверстников [4].

В это время берет свое развитие и самооценка, являющаяся существенной формой выражения самосознания. У шестилетнего ребенка самооценка в одной форме деятельности может различаться от его самооценки в других видах

деятельности. Оценивая свои успехи, например, в пении дошкольник может верно оценивать себя, в рисовании - переоценивать, в освоении грамотой -недооценивать и т.д. [1].

Ориентиры, которые используются ребенком при самооценке, в основном зависят от педагога, ведь по мнению Б.Г. Ананьева, оценочное мнение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы». В зависимости от самооценки создается и уровень притязания, то есть уровень достижения, который как считает дошкольник, ему под силу. Можно отметить, что нахождение своего места в структуре связей со взрослым, самооценка ребенка, то есть понимание своих достижений и некоторых свойств, осознание своих переживаний, все это и является первоначальным типом осознания ребенком себя, проявляющееся к окончанию дошкольного возраста и является составной частью этого момента времени [5].

Характерными личностными характеристиками у детей от трех до шести лет выступают:

Эгоцентризм. Дошкольники, как правило, не способны посмотреть на объект со стороны другого человека, также эгоцентризм влияет не только на способ мышления, но и на характер взаимодействия ребенка с окружающими.

Центрация. Термин, который ввел Жан Пиаже для понимания установки сосредоточения внимания на какой-либо определенном моменте явления, предмета, события. В центре внимания оказывается только часть объекта, а не его целостный образ.

Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не имеют возможности усмотреть за изменениями объекта и его переходом в другое состояние. Дети способны сохранять в памяти лишь конкретные ситуации, не связанные с другими, при этом сам процесс преобразования от них ускользает.

Необратимость мышления. Этот термин также ввел Ж. Пиаже, который говорит о неспособности детей мысленно возвращаться к первоначальной точке своих соображений.

Нами было проведено исследование, в котором мы изучили уровень самооценки старших дошкольников. В процессе исследования были использованы две методики: методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и 3. Василяускайте), методика «Лесенка» (В.Г. Щура).

По результатам проведенных исследований можно отметить: у 58 % детей - завышенная самооценка, у 33% - заниженная самооценка, а у 9 % - адекватно -позитивная самооценка.

Для большей части детей инструкция была ясна, что позволило сразу приступить к выполнению задания. Часть дошкольников столкнулись с проблемой того, как изображается «хороший» и «плохой» мальчик / девочка в методике «Нарисуй себя», также наблюдалась неполнота рисунка, некоторые важные детали отсутствовали. В методике «Лестница» некоторые дошкольники

не сразу поняли инструкцию, при вопросе на какую ступеньку тебя поставит мама, возникали паузы, менялся выбор ступеньки. У некоторых дошкольников прослеживалась состояние эмоционального напряжения, страх неверно выполнить рисунок.

Больше чем у половины детей прослеживалась завышенная самооценка, что является свидетельством того, что эти дети переоценивают себя, и подчеркивают только положительные свои черты, обладая долей самоуверенности. Меньше чем у половины дошкольников была отмечена заниженная самооценка, что говорит о том, что у этих детей прослеживается недооценка себя в сравнении с тем, кем они являются в реальной жизни, замечая в себе в целом только отрицательные стороны. И только у небольшого количества дошкольников отмечалась адекватно - позитивная самооценка, соответственно представление этих детей о себе соответствует реальной картине, собственное мнение подобно тому, кем он является в действительности.

Можно прийти к заключению о том, что самооценка у дошкольников шестилетнего возраста в большей части была связана с оценками родителей и педагогов. Это является следствием растущей к окончанию дошкольного возраста склонностью ребенка к согласию, коммуникации и к единству своего отношения и оценки с внешним миром с оценкой и отношением взрослого. В процессе анализа было выявлено, что у большого количества дошкольников степень их самооценки не отвечает тому, как они себя ведут. Некоторые испытуемые с завышенной самооценкой принимали роль ведомого, в то время как дети с заниженной самооценкой во время игры брали на себя роль лидера среди сверстников.

Отсюда следует, что, данной исследование демонстрирует, что между характерными чертами выражения самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития существует определенная обусловленность.

Список использованных источников:

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. - 132 с.

2. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 116-125.

3. Волков Б.С. Дошкольная психология: психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 287 с. (Gaudemus).

4. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. -2004. - № 2. - С. 103-111.

5. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 139-146.

6. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. -2006. - Том 27. - № 3. - С. 18-30.

7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов выс. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.

8. Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Райгородоского. -Самара: Издательский ДОМ «БАХРАХ». - 2000. - 672 с.

9. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.