Научная статья на тему 'Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи'

Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1266
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / САМООЦЕНКА / САМООЦЕНКА ДОШКОЛЬНИКА / УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ / АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ / РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ASSESSMENT / SELF-ESTEEM / PRESCHOOLER SELF-ESTEEM / SELF-ESTEEM LEVEL / SELF-ESTEEM ADEQUACY / SELF-ESTEEM DEVELOPMENT / DEVELOPMENT FACTOR / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Кавадина Анна Олеговна

Статья посвящена исследованию самооценки детей старшего дошкольного возраста, которая понимается как выражение ребенком представлений о себе в целом, а также о своих действиях и поступках, собственных возможностях и достижениях. Авторами представлен анализ проблемы и приведены свидетельства наличия у большого количества старших дошкольников завышенной или заниженной самооценки. Выводы теоретического анализа подтверждены эмпирическими данными, которые получены на констатирующем этапе исследования. Авторы доказывают, что в обследованной выборке детей 77 % старших дошкольников обладают завышенной или заниженной самооценкой, что приводит к возникновению разнообразных психологических трудностей и обостряют ее расстыковку с оценкой, которая исходит от взрослых или сверстников, поэтому может давать большое разнообразие оснований для ее формулировки вплоть до противоположных значений. Для преодоления выделенных трудностей и уменьшения разрыва между внешними оценками и самооценкой ребенка в статье приведено обоснование авторской психолого-педагогической программы «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников», которая нацелена на продуктивное решение выявленной проблемы. Большое внимание уделено характеристике структуры программы и раскрытию ее содержательного наполнения, обоснованию развивающего потенциала предложенных игр, заданий и упражнений, доказательствам возможности гармонизировать оценку и самооценку старших дошкольников. В статье приведен анализ процесса апробации спроектированной развивающей программы в условиях центра психологической помощи. Представлены данные, которые подтверждают, что у старших дошкольников после участия в апробации характеризуемой психологопедагогической программы произошло изменение высокого и завышенного уровня самооценки до адекватного уровня, а также изменение низкого и заниженного уровня самооценки до адекватного уровня. Это подтверждает эффективность данной программы и возможность ее использования другими педагогами-психологами при необходимости решения проблемы развития адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of preschool children self-assessment in conditions of the center for psychological help

The article describes the study of preschool children self-esteem, which is understood as the expression by the child of ideas about himself in general, as well as about his actions, capabilities and achievements. The authors present an analysis of the problem and provide evidence that a large number of older preschoolers have high or low self-esteem. The conclusions of the theoretical analysis are confirmed by empirical data obtained at the ascertaining stage of the study. The authors prove that in the surveyed sample of children, 77 % of older preschoolers have high or low self-esteem, which leads to a variety of psychological difficulties and exacerbate its disconnection with the assessment, which comes from adults or peers, so it can give a wide variety of reasons for its formulation to opposite values. To overcome the identified difficulties and reduce the gap between external assessments and child self-esteem, the article presents the rationale for the authors' psychological and pedagogical program “Development of adequate self-esteem for older preschoolers”, which is aimed at productive solution to the identified problem. Much attention is paid to description of the structure of the program and disclosure of its substantive content, justification of the developmental potential of the proposed games, tasks and exercises, evidence of the possibility to harmonize the assessment and self-esteem of older preschoolers. The article provides the analysis of the process of testing the designed developmental program in conditions of a center for psychological help. The obtained data prove that the participation in the characterized program change the high and overestimated level of older preschoolers self-esteem as well as the low and underestimated level of it to an adequate one. This confirms the effectiveness of this program and the possibility of its use by other educational psychologists when it is necessary to solve the problem of development of the adequate self-esteem.

Текст научной работы на тему «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 14.01.2019; опубликована 04.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Варданян Ю.В., Кавадина А.О. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vardanyan Yu.V., Kavadina A.O. (2019). Development of preschool children self-assessment in conditions of the center for psychological help. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 159.9-053.4(045) ГРНТИ 15.81.21

Варданян Юлия Владимировна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Зав. кафедрой «Психологии», профессор Доктор педагогических наук, профессор E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8261-6543 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=285212 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400

Кавадина Анна Олеговна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Магистрант факультета «Психологии и дефектологии» E-mail: anuta19952102@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=940020

Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи

Аннотация. Статья посвящена исследованию самооценки детей старшего дошкольного возраста, которая понимается как выражение ребенком представлений о себе в целом, а также о своих действиях и поступках, собственных возможностях и достижениях. Авторами представлен анализ проблемы и приведены свидетельства наличия у большого количества старших дошкольников завышенной или заниженной самооценки. Выводы теоретического анализа подтверждены эмпирическими данными, которые получены на констатирующем этапе исследования. Авторы доказывают, что в обследованной выборке детей 77 % старших дошкольников обладают завышенной или заниженной самооценкой, что приводит к возникновению разнообразных психологических трудностей и обостряют ее расстыковку с оценкой, которая исходит от взрослых или сверстников, поэтому может давать большое разнообразие оснований для ее формулировки вплоть до противоположных значений. Для преодоления выделенных трудностей и уменьшения разрыва между внешними оценками и самооценкой ребенка в статье приведено обоснование авторской психолого-педагогической программы «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников», которая нацелена на продуктивное решение выявленной проблемы. Большое внимание уделено характеристике структуры программы и раскрытию ее содержательного наполнения, обоснованию

https://mir-nauki.com

развивающего потенциала предложенных игр, заданий и упражнений, доказательствам возможности гармонизировать оценку и самооценку старших дошкольников. В статье приведен анализ процесса апробации спроектированной развивающей программы в условиях центра психологической помощи. Представлены данные, которые подтверждают, что у старших дошкольников после участия в апробации характеризуемой психолого-педагогической программы произошло изменение высокого и завышенного уровня самооценки до адекватного уровня, а также изменение низкого и заниженного уровня самооценки до адекватного уровня. Это подтверждает эффективность данной программы и возможность ее использования другими педагогами-психологами при необходимости решения проблемы развития адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: оценка; самооценка; самооценка дошкольника; уровень самооценки; адекватность самооценки; развитие самооценки; фактор развития; психолого-педагогическая программа

Современная методология научного исследования, основанная на плюрализме, допускает анализ современных онтогенетических проблем развития личности на основе разнообразных подходов. Однако важно прислушиваться при этом к напоминанию В.С. Мухиной о том, что в процессе филогенеза «наше «я» родилось в нашей истории значительно позже, чем наши человеческие «они» и «мы», но оно чрезвычайно значимо» [1, с. 194] для всемерного охвата понятия «личность». Многие предпосылки развития личности на первых этапах ее жизненного пути проявляются в образовательных организациях, влияя деструктивно или конструктивно на этот процесс. Учитывая это, Ю.В. Варданян и Е.Н. Руськина подчеркивают важность «наличия атмосферы психологической безопасности учебного заведения, созданной совместными усилиями всех участников образовательного процесса: учащимся (дошкольником, младшим школьником, подростком, старшеклассником, студентом), педагогом (воспитателем, учителем, преподавателем), родителем» [2, с. 79]. Наряду со многими личностными приобретениями, возникающими в процессе такого взаимодействия, особое место занимает самооценка, которая постепенно становится психологическим инструментом, аккумулирующим представления о самом себе, перерабатывающим их и влияющим на многие деятельностные, личностные и отношенческие характеристики ее носителя. Фактически с помощью самооценки происходит выражение ребенком представлений о себе в целом, а также о своих действиях и поступках, собственных возможностях и достижениях.

Самооценка вызывает исследовательский интерес на разных этапах развития личности, однако дошкольный возраст предоставляет особые возможности для изучения особенностей развития самооценки в процессе ее зарождения и начального становления. Л.В. Бороздина выявила связь между самооценкой дошкольника и его позицией по отношению к родителям. На этой основе она установила, что на развитие самооценки наиболее благоприятно влияет позиция, когда сын или дочь дают матери возможность проявить свою эмоциональность и сделать отношения с мужем более тесными, а отцу - строить планы на будущее, активизировать их взаимодействие [3].

В процессе анализа обнаружен пласт работ, посвященных выявлению особенностей самооценки в дошкольном возрасте. В исследовании О.В. Курышевой с коллегами изучены особенности влияния разных типов самооценки старших дошкольников (высокой, средней или низкой) на их межличностные отношения со сверстниками. Установлено, что «Самооценка дошкольников влияет на социометрический статус дошкольника в группе и на то, кого

Введение

предпочитают или отвергают дошкольники в своей группе» [4, с. 105]. Несколько иной ракурс этой проблемы прояснен в работе М.С. Тодоровой, утверждающей, что «Самооценка в исключительной степени определяет социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста и является регулятором его поведения и действий» [5, с. 97]. Н.А. Плешкова привлекла внимание к проблемам коррекционно-развивающей работы, направленной на оптимизацию самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи; предложила программу и коррекционные методы их решения «с учетом специфики нарушения и возраста клиентов» [6, с. 99].

Во многих исследованиях затрагиваются вопросы многоплановости источников порождения самооценки детей дошкольного возраста и условий достижения ее адекватности. Исследуя самооценку старших дошкольников, Ю.В. Варданян и А.О. Филиппова отметили, что «самооценка ребенка складывается под влиянием разных обстоятельств его социального взаимодействия в семейном окружении, в сообществе сверстников и в разнообразных контактах со знакомыми детьми другого возраста (старше/младше) и взрослыми» [7, с. 10-11]. Анализ источников подтверждает наличие у большого количества старших дошкольников завышенной или заниженной самооценки. В этих условиях особенно важно обосновать пути создания благоприятных условий для развития ее адекватности и преодоления прямого воздействия на нее со стороны детей и взрослых. В этой связи Т.Д. Марцинковская констатирует, что «в норме адекватность самооценки связана с ее когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления» [8, с. 143].

В то же время анализ показывает, что проблемы исследования адекватной самооценки более полно выдвигаются и решаются на материале других возрастных этапов развития личности, а особенно - в младшем школьном возрасте. Обосновывая эту тенденцию, Г.Х. Джиоева пришла к выводу о том, что «если в раннем и дошкольном детстве наблюдается формирование зачатков самооценки ребенка, то уже у младшего школьника формируется отношение к себе и окружающему миру - появляется самооценка в психологическом смысле» [9, с. 91]. При таком понимании формирование адекватной самооценки младшего школьника в значительной степени зависит от педагога, что подтверждается во многих исследованиях.

Ряд работ посвящен раскрытию динамики адекватности самооценки в младшем школьном возрасте. Изучая первоклассников, Э.В. Витушкина и Т.В. Кружилина подчеркивают, что «большинству учащихся свойственна высокая самооценка, но она не всегда адекватна» [10, с. 56]. Анализируя данные эмпирического исследования самооценки 27 первоклассников шести-семи лет, В.И. Долгова и М.В. Яковлева установили, что «можно судить о наметившихся тенденциях изменения самооценок в сторону адекватных» [11, с. 169], которые возникли под влиянием восприятия этических норм благодаря появлению самосознания и развития эмоциональной восприимчивости.

В процессе анализа обнаружены работы, в которых самооценка рассматривается в контексте характеристики действия конкретных психических механизмов. На материале анализа самооценки детей младшего школьного возраста в исследовании И.Н. Мещеряковой и Е.Г. Демец доказано, что она влияет на регуляцию всех сторон жизнедеятельности человека [12]. В психологической науке накоплены значительные сведения о саморегуляции в целом, а также о ее психологической форме и механизмах реализации. Так, в работе Д.А. Леонтьева саморегуляция рассмотрена в широком смысле, в результате чего уточнено, что «Это механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам» [13, с. 19].

На основе обзора научных источников установлено, что вопросы самооценки и ее адекватности выдвигаются и решаются в разных контекстах. Тем не менее, запрос

https://mir-nauki.com

образовательной практики системы общего образования, связанный с необходимостью быстрого преодоления издержек, вызванных неадекватностью самооценки значительной части младших школьников, придает исследованию проблемы развития адекватной самооценки старших дошкольников актуальность и значимость.

Для выяснения особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе Частного дошкольного учреждения -Центра раннего развития ребенка детский сад «Аленка» пос. Быково. В нем участвовали 13 детей старшей дошкольной группы в возрасте 5-7 лет. Материалом для исследования послужили эмпирические данные, полученные с помощью ряда методик: «Лесенка» В.Г. Щур [14, с. 54 (текст методики), с. 154 (стимульный материал)], «Какой Я» (детский вариант) [15, с. 143], «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте [16, с. 142].

В исследуемом возрасте самооценка детей находится в стадии развития и нуждается в уточнении. Учитывая это, особое внимание было уделено материалам Г.А. Урунтаевой и Е.Н. Гошевой [17], включающих обоснование подходов к анализу документации (от дневника воспитателя до карт развития к современным образовательным программам дошкольного образования). Опора на эти материалы позволила организовать работу по изучению документов, содержащих более объективные профессиональные данные о самооценке детей, и использовать эту информацию, при необходимости, для дополнительного уточнения данных самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Областью исследования является развитие адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста. Важно выяснить, как можно научить детей старшего дошкольного возраста оценивать себя, свои действия, способности, достоинства и недостатки. При этом необходимо установить, в каких границах старшему дошкольнику можно не опираться на мнения и оценки других людей при выработке самооценки. Исследование проведено в три этапа: констатирующий, поисково-созидательный и контрольный.

Цель констатирующего этапа исследования - выявить исходный уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрим данные, полученные с помощью методики «Лесенка». У 38 % обследованных детей явно выражена неадекватная самооценка (часто говорят о том, как они сами себе сильно нравятся, и о том, что они любит только себя), у 31 % - завышенная (часто упоминают местоимение «Я», переоценивают себя и одновременно недооценивают других), у 23 % -адекватная (в основном объективно оценивают себя, свои действия и поступки), у 8 % - заниженная (в основном не уверены в своих силах). На основе данных, полученных с помощью методики «Какой Я» (детский вариант), у 31 % обследованных детей был выявлен очень высокий уровень самооценки, у 31 % - высокий, у 23 % - средний, у 7 % - низкий, у 8 % - очень низкий. С помощью методики «Нарисуй себя» у 54 % обследованных детей выявлен высокий уровень самооценки, у 31 % - средний, у 15 % - низкий. Таким образом, в обследованной выборке обнаружено значительное количество дошкольников (77 %), у которых уровень самооценки завышен или занижен. По разным методикам завышенный уровень определяется у 54-62 % детей, заниженный - у 15 %. Завышенная или заниженная самооценка старших дошкольников приводит к возникновению разнообразных психологических трудностей и обостряют ее расстыковку с оценкой, которая исходит от взрослых или сверстников, поэтому может давать большое разнообразие оснований для ее формулировки вплоть до противоположных значений. Следовательно, значительное

Страница 4 из 9

Методы

Результаты

25PSMN119

количество обследованных старших дошкольников нуждается в развитии адекватности самооценки.

Для решения выявленной проблемы путем преодоления выделенных трудностей и уменьшения разрыва между внешними оценками и самооценкой ребенка на поисково-созидательном этапе исследования создана и апробирована психолого-педагогическая программа «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников», которая нацелена на продуктивное решение выявленной проблемы в условиях Центра психологической помощи. Задачи программы:

• содействовать процессу приобретения старшим дошкольником опыта оценки действий и поступков сверстников;

• сформировать доверие к детскому коллективу и положительное отношение к сверстникам;

• способствовать использованию старшим дошкольником опыта оценки действий и поступков сверстников для оценки собственных действий и поступков;

• создавать психолого-педагогические условия, способствующие познанию старшим дошкольником самого себя в разнообразных ситуациях;

• создавать ситуации успеха, способствующие формированию самоуважения старших дошкольников с низкой самооценкой и повышению их уверенности в себе;

• создавать ситуации объективизации уровня притязаний старших дошкольников с завышенной самооценкой.

Указанная программа включает авторские игры и упражнения, с помощью которых происходит гармонизация оценки и самооценки старших дошкольников, обеспечивающая более результативное познание ребенком самого себя и своих возможностей. В процессе ее апробации применялись фронтальные задания, предназначенные для всех детей. Наряду с этим создавались адресные ситуации, учитывающие завышенную или заниженную форму самооценки конкретного старшего дошкольника, нуждающегося в развитии ее адекватности. Это позволяло ребенку приобрести опыт восприятия оценок своих действий и свойств, полученных от сверстников, способствуя переносу этого опыта для повышения объективности самооценки.

Программа ориентирована на 10 занятий по 25 мин., разделена на этапы (мотивационный, основной, итоговый), детализирована. Тематика занятий разнообразна: «Я уверен в себе»; «Как я отношусь к себе»; «Мы самые хорошие друзья»; «Я люблю играть со своими друзьями»; «Я умный!»; «Я храбрый!»; «Я хороший!»; «Я смелый!»; «Добрые слова»; «Я себя уважаю». Материалом для занятий служат игровые упражнения и задания на развитие самооценки дошкольников. Программа предусматривает для каждого ребенка возможность правильно оценить себя, соотносить уровень притязаний с задачами и требованиями окружающей среды, а также самостоятельно ставить себе цели и задачи.

Сравнение данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, показало, что программа «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников» оказывает влияние на снижение неадекватно завышенного и завышенного уровня самооценки, а также повышение заниженного уровня до адекватного. Так, на контрольном этапе снизился неадекватно завышенный уровень самооценки у 38 % обследованных детей, завышенный уровень - у 16 %, а также повысился заниженный уровень

у 8 %. В результате всех этих изменений адекватный уровень самооценки по сравнению с эмпирическими данными констатирующего этапа повысился у 62 % обследованных детей.

С помощью двух других методик выявлены изменения уровня самооценки старших дошкольников. Данные, полученные на контрольном этапе с помощью методики «Какой Я?», показали, что снизились очень высокий и высокий уровни самооценки у 54 % обследованных детей, а одновременно повысились средний уровень у 69 %, низкий и очень низкий уровни - у 15 %.

Согласно данным, полученным с помощью методики «Нарисуй себя», на констатирующем этапе снизился высокий уровень самооценки у 54 % обследованных детей. Одновременно повысился средний уровень у 61 % обследованных детей и у 7 %.

Таким образом, на контрольном этапе исследования были получены данные, анализ которых показал, что у детей выросла адекватность самооценки за счет усиления ее объективности и появления более разнообразного опыта ее применения. Значимость изменений выявлена с помощью T-критерия Вилкоксона на однопроцентном уровне значимости.

Обсуждение

Анализ данных констатирующего этапа исследования показал, что значительное количество обследованных старших дошкольников нуждается в развитии адекватности самооценки. Эти данные согласуются с выводами ряда других исследователей, обративших внимание на эту проблему.

Психолого-педагогическая программа «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников», созданная в процессе исследования и апробированная в условиях Центра психологической помощи, способствовала эффективному решению проблемы. В процессе занятий по этой программе старшие дошкольники привлекались к участию в играх и упражнениях, с помощью которых полнее и глубже осуществляли познание самого себя и своих возможностей.

Наяду с выполнением фронтальных заданий широко практиковалось создание дифференцированных адресных ситуаций, предназначенных для развития адекватности завышенной или заниженной формы самооценки конкретного старшего дошкольника на основе приобретения опыта, основанного на восприятии оценок своих действий и свойств, полученных от сверстников. Этот новый приобретаемый опыт в значительной степени способствовал повышению объективности самооценки.

При сравнении данных констатирующего и контрольного этапов исследования было обнаружено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с неадекватно завышенной самооценкой произошло ее снижение, а с неадекватно заниженным уровнем - ее повышение. Таким образом, у большинства детей, участвовавших в программе, появилась стабильно выраженная адекватная самооценка: они стали критичнее относиться к оценкам взрослых, больше ориентироваться на собственные оценки по отношению к себе, адекватно и с уверенностью рассчитывать свои силы для выдвижения какой-либо цели.

Это свидетельствует о том, что психолого-педагогическая программа «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников» оказывает положительное влияние на снижение неадекватно высокого и завышенного уровня самооценки, а также повышение неадекватного низкого и заниженного уровня до адекватного. Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают эффективность созданной программы и возможность ее использования другими педагогами-психологами при необходимости решения проблемы развития адекватности самооценки старших дошкольников.

Дискуссионными остаются вопросы стабильности, устойчивости и длительности достигнутой адекватности самооценки старших дошкольников при изменении конфигурации условий, определяющих ее уровень и качество, что представляется новым перспективным направлением исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина В. Уникальный диапазон понятия «архетип» [Текст] / В. Мухина // Развитие личности. - 2014. - № 4. - С. 163-201.

2. Варданян, Ю.В. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.Н. Руськина // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 79-82.

3. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с я-концепцией [Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник московского университета. - 2011. - № 1. - С. 54-65.

4. Курышева, О.В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе [Текст] / О.В. Курышева, Т.Р. Гафурова, К.В. Курлина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. -№ 64. - С. 99-105.

5. Тодорова, М.С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе [Текст] / М.С. Тодорова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 5 (11). - С. 94-98.

6. Пешкова, Н.А. Коррекция самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.А. Плешкова // Развитие профессионализма. -2016. - № 2 (2). - С. 99-100.

7. Варданян, Ю.В. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как проблема перспективы жизни [Текст] / Ю.В. Варданян, А.О. Филиппова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения»; под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - 2017. - С. 711.

8. Марцинковская, Т.Д. «Образ я» в современном мире: константы и трансформации [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии. - 2009. - № 4 (60). - С. 142-149.

9. Джиоева, Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника [Текст] / Г.Х. Джиоева // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - С. 89-92.

10. Витушкина, Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования [Текст] / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 48-59.

11. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование [Текст] / В.И. Долгова,

https://mir-nauki.com

М.В. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 165-170.

12. Мещерякова, И.Н. Взаимосвязь самооценки и успеваемости детей младшего школьного возраста [Текст] / И.Н. Мещерякова, Е.Г. Демец // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-5. - С. 328-335.

13. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал [Текст] / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 18-37.

14. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психологического развития детей [Текст]: учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. - 176 с.

15. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]: учеб. пособие / Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998.

16. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

17. Урунтаева, Г.А. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы [Текст] / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 5 (77). - С. 18-27.

160 с.

25PSMN119

Vardanyan Yulia Vladimirovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: julia_vardanyan@mail.ru

Kavadina Anna Olegovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: anuta19952102@mail.ru

Development of preschool children self-assessment in conditions of the center for psychological help

Abstract. The article describes the study of preschool children self-esteem, which is understood as the expression by the child of ideas about himself in general, as well as about his actions, capabilities and achievements. The authors present an analysis of the problem and provide evidence that a large number of older preschoolers have high or low self-esteem. The conclusions of the theoretical analysis are confirmed by empirical data obtained at the ascertaining stage of the study. The authors prove that in the surveyed sample of children, 77 % of older preschoolers have high or low self-esteem, which leads to a variety of psychological difficulties and exacerbate its disconnection with the assessment, which comes from adults or peers, so it can give a wide variety of reasons for its formulation to opposite values. To overcome the identified difficulties and reduce the gap between external assessments and child self-esteem, the article presents the rationale for the authors' psychological and pedagogical program "Development of adequate self-esteem for older preschoolers", which is aimed at productive solution to the identified problem. Much attention is paid to description of the structure of the program and disclosure of its substantive content, justification of the developmental potential of the proposed games, tasks and exercises, evidence of the possibility to harmonize the assessment and self-esteem of older preschoolers. The article provides the analysis of the process of testing the designed developmental program in conditions of a center for psychological help. The obtained data prove that the participation in the characterized program change the high and overestimated level of older preschoolers self-esteem as well as the low and underestimated level of it to an adequate one. This confirms the effectiveness of this program and the possibility of its use by other educational psychologists when it is necessary to solve the problem of development of the adequate self-esteem.

Keywords: assessment; self-esteem; preschooler self-esteem; self-esteem level; self-esteem adequacy; self-esteem development; development factor; psychological and pedagogical program

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.