Научная статья на тему 'Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению'

Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1149
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / САМООЦЕНКА / ШКОЛА / ДЕТСКИЙ САД / ВОСПИТАНИЕ / ВЗРОСЛЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / ИГРА / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самогаева А.Д.

В статье рассматривается влияние уровня самооценки младших дошкольников на их готовность к школьному обучению. Проверяется, подтвердится ли выдвинутая гипотеза о том, что завышенная или заниженная самооценка является одной из причин неготовности ребенка к школе, и наоборот, что адекватная самооценка является причиной психологической готовности к школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению»

УДК 373

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

А.Д. Самогаева

Аннотация. В статье рассматривается влияние уровня самооценки младших дошкольников на их готовность к школьному обучению. Проверяется, подтвердится ли выдвинутая гипотеза о том, что завышенная или заниженная самооценка является одной из причин неготовности ребенка к школе, и наоборот, что адекватная самооценка является причиной психологической готовности к школе.

Ключевые слова: дошкольник, самооценка, школа, детский сад, воспитание, взросление, родители, игра, готовность к школьному обучению.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF SELF-ESTEEM OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON THE READINESS FOR SCHOOL

A.D. Samogaeva

Abstract. The article deals with the influence of the level of self-esteem of younger preschool children on their readiness for schooling. Let us check whether the hypothesis put forward by us proves that an overestimated or underestimated self-esteem is one of the reasons for the child's unpreparedness for school, and conversely that adequate self-esteem is the reason for the psychological readiness for school.

Key words: preschooler, self-esteem, school, kindergarten, parenting, parents, play, readiness for school.

Старший дошкольный возраст является достаточно сложным периодом, который предполагает всестороннее развитие личности ребенка.

На данном жизненном этапе возникает ряд новообразований, которые нужны для дальнейшего существования. Ребенок начинает осознавать себя, свой внутренний мир, понимает, что он растет. Также у ребенка возникает потребность в познании чего-то нового, что может касаться как прошлого его родных, так и явлений природы.

По завершении старшего дошкольного возраста ребенок переходит на новый жизненный этап и идет в школу. Для того, чтобы период адаптации в данном учебном заведении прошел успешно и быстро, ребенок должен быть психологически подготовленным. Такую подготовку хорошо обеспечивают детские сады.

Детский сад - это первое учебное заведение, с которым знакомится ребенок. Система образования предполагает, что процесс нахождения в саду должен обеспечивать первоначальную подготовку для дальнейшего перехода в школу. Немаловажное значение имеют воспитатели, благодаря их влиянию ребенок может проявить себя и научится чему-то новому и необходимому. Педагоги в детских садах, имеющие профессиональное образование и знающие особенности и возможности дошкольников, способны обеспечить для детей полноценный досуг, который способствует формированию навыков чтения, письма, счета, а также артистических навыков, таких как танцы и пение.

Таким образом, психологическая подготовка ребенка к школьному обучению позволяет ему полноценно развивать и получать все необходимое в его возрасте, а также успешно пройти период адаптации непосредственно в стенах школы.

пнсн

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

л

Я Завышенный уровень самооценки Я Адекватная самооценка Я Заниженный уровень самооценки

Рисунок 1. Групповые показатели диагностики уровня самооценки

по методике «Лесенка», %

Целью нашего эмпирического исследования было определение степени влияния самооценки ребенка на психологическую готовность к школьному обучению.

Для диагностики уровня самооценки использовались методики «Лесенка» и методика Дембо-Рубинштейн.

Для диагностики психологической готовности к школе использовался следующий набор методик. Для диагностики произвольности внимания применялась методика Пьерона - Рузера. Для исследования сенсомоторной координации нами была взята методика «Домик». Абстрактность мышления определялась с помощью методики «Исключи лишнее». С помощью методики «Стандартная беседа» было произведено исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена.

Первоначально проводилась диагностика уровня самооценки с помощью методики «Лесенка» (В.Г. Щур). Графические показатели групповой диагностики уровня агрессивности представлены на рисунке 1.

Исходя из полученных данных, мы можем увидеть, что из 100 % (42 чел.) у 48 % (20 чел.) выявлен адекватный уровень самооценки, завышенный уровень выявлен у 31 % (13 чел.), и у 21 % (9 чел.) выявлен заниженный уровень самооценки.

Групповые показатели уровня самооценки представлены на рисунке 2.

Исходя из полученных данных, мы можем увидеть, что из 100 % (42 чел.) у 50 % (21 чел.) выявлен адекватный уровень самооценки, завышенный уровень выявлен у 31 % (13 чел.), и у 19 % (8 чел.) выявлен заниженный уровень самооценки.

Групповые показатели уровня развития сенсомоторной координации представлены на рисунке 3.

В результате полученных данных мы можем увидеть, что из 100 % (42 чел.) у 48 % (20 чел.) выявлен средний уровень развития сенсомоторной координации, у 38 % (16 чел.)

Завышенная самооценка

Адекватная самооценка

Заниженная самооценка

Рисунок 2. Групповые показатели диагностики уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, %

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ИНСТИТУТ

ш

8 %

И Высокий уровень

14 %

Я Средний уровень

Я Уровень ниже среднего

□ Низкий уровень Рисунок 3. Групповые показатели по методике «Домик», %

высокий уровень, и у 14 % (6 чел.) был диагностирован уровень развития ниже среднего. Низкий уровень развития сенсомоторной координации в данной группе не был диагностирован. Групповые показатели по методике «Исключи лишнего» представлены на рисунке 4. Исходя из данных, представленных выше, мы можем увидеть, что из 100 % (42 чел.) у 57 % (24 чел.) испытуемых выявлен средний уровень развития абстрактного мышления. У 31 % (13 чел.) высокий уровень. Низкий уровень абстрактного мышления диагностирован у 12 % (5 чел.) испытуемых.

В ходе эмпирического исследования было показано, что связь уровня самооценки существует только с произвольностью внимания и сенсомотрной координацией, но не с абстрактным мышлением и сформированностью внутренней позиции школьника.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками:

- считая значения коэффициента равные 0,30 и менее, показателями слабой тесноты связи;

- значения более 0,30, но менее 0,39 - показателями умеренной тесноты связи, а - значения 0,39 и более - показателями высокой тесноты связи.

Критические значения для п = 9 следующие:

- 0,05 = 0,30;

- 0,01 = 0, 39.

Нами исследовалась корреляционная связь между уровнем самооценки по методике «Лесенка» и произвольностью внимания по методике Пьерона - Рузера.

Далее нами был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции ге по формуле:

г8 = б х 19245,5 =

42 х (422 - 1)

Следовательно, корреляция достигает уровня статистической значимости, что подтверждает наличие тесной связи между уровнем самооценки и произвольностью внимания:

рта

\ 31 %

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 4. Групповые показатели по методике «Исключение лишнего», %

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

чем выше самооценка ребенка, тем ниже произвольность внимания и наоборот. Наличие отрицательной взаимосвязи этих двух параметров мы можем объяснить тем, что дети с завышенной самооценкой плохо воспринимают задания, требующие усидчивости и сосредоточения, поскольку выполнение таких заданий не гарантирует мгновенного и легкого успеха. Дети с заниженной самооценкой, наоборот, в силу своей неуверенности в себе, склонны переоценивать значимость заданий взрослого, поэтому лучше справляются с неинтересными заданиями.

Далее нами исследовалась корреляционная связь между уровнем самооценки по методике «Лесенка» и сенсомоторной координацией по методике «Домик».

Нами был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции ге по формуле:

6 х 6581

ге = 1--= 0,467

42 х (422 - 1)

Следовательно, корреляция достигает уровня статистической значимости, что подтверждает наличие тесной связи между уровнем самооценки и сенсомоторной координацией: чем выше уровень сенсомоторной координации, тем выше уровень самооценки. Наличие положительной корреляции между этими двумя параметрами мы можем объяснить тем, что методика «Домик» достаточно проста, и дети с завышенной самооценкой уверены в своём успехе, в то время как дети с заниженной самооценкой, возможно, в силу своей напряженности хуже справляются с заданиями подобного рода.

Также нами исследовалась корреляционная связь между уровнем самооценки по методике «Лесенка» и абстрактным мышлением по методике «Исключение лишнего».

Далее нами был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции ге по формуле:

6 х 14462

ге = 1--= -0,172

42 х (422 - 1)

Следовательно, корреляция не достигает уровня статистической значимости, что отрицает наличие тесной связи между уровнем самооценки и абстрактным мышлением. Получается, что дети и с высоким, и с низким уровнем абстрактного мышления могут иметь разный уровень самооценки.

Результаты исследования корреляционной связи между уровнем самооценки по методике «Лесенка» и внутренней позицией, и характером ориентации ребенка на школьно-учебную деятельность по методике «Стандартная беседа».

Далее нами был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции ге по формуле:

„ = 1 - 6х"99-5 = 0,028 42 х (422 - 1)

Следовательно, корреляция не достигает уровня статистической значимости, что отрицает наличие тесной связи между уровнем самооценки и внутренней позицией ребенка: как у детей с завышенной самооценкой, так и у детей с заниженной самооценкой может быть сформирована или не сформирована ориентация на учебную деятельность.

По результатам расчета корреляционной связи нами было выявлено, что тесная корреляционная связь уровня самооценки существует только с двумя параметрами психологической готовности к школе: с произвольностью внимания и сенсомоторной координацией. Связь самооценки с абстрактным мышлением и внутренней позицией ребенка отсутствует.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что завышенная или заниженная самооценка старшего дошкольника является одной из причин психологической неготовности к школьному обучению и наоборот, адекватная самооценка ребенка способствует психологической готов-

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ности к школьному обучению, не была полностью подтверждена, так как было выявлено, что самооценка влияет не на все показатели психологической готовности к школе. В связи с этим данное исследование требует дальнейшей работы с большим количеством испытуемых и большим количеством диагностирующих методик.

Подведем итоги. Положительная и адекватная самооценка дошкольника является важной частью мотивационной готовности к школьному обучению. Также позитивная самооценка обеспечивает необходимую предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизнедеятельности. Объясняется это тем, что учебная деятельность требует от ребенка развитой способности сознательно управлять своим поведением. Добиться такого уровня поведения можно лишь при условии достаточно высокого развития психологических механизмов саморегуляции, в которых одно из центральных звеньев принадлежит самооценке.

Библиографический список

1. АртемоваЛ. Формирование социальной активности // Дошкольное воспитание. 1999. № 4

2. Бабаева Т.И. У школьного порога// Дошкольное воспитание. 2006. № б.

3. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. 2002. № 10

4. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.

5. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. № 12.

6. Дубровина В.В., Зацепин А.М., Прихожан И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М., 2003.

7. НичипорюкЕ.А., ПосевинойГ.Д. Диагностика в детском саду: методическое пособие. Ростов н/Д., 2004.

А.Д. Самогаева

студент Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.