УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА И РАЗВИТИЯ ЕГО КОГНИТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Бадалян Эвелина Камсаровна.
г. Москва, ООО «Созвездие», педагог-психолог, Akopyan_Evelina@mail.ru.
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи уровня самооценки старших дошкольников и уровня развития их когнитивных психических процессов (памяти, внимания и мышления). Было выявлено, что у детей с разным уровнем самооценки примерно одинаковый уровень развития зрительной и слуховой памяти. При этом результаты исследования свидетельствуют о наличии значимой корреляционной связи между самооценкой и психическими процессами внимания и мышления. Дети с высокой самооценкой демонстрируют высокие уровни развития психических процессов внимания и мышления.
Ключевые слова: самооценка, психический процесс, память, мышление, внимание, дошкольник.
THE CORRELATION BETWEEN THE SELF-ESTEEM OF PRESCHOOLERS AND THE DEVELOPMENT LEVEL OF THEIR COGNITIVE MENTAL
ABILITIES
Badalyan Evelina Kamsarovna.
Moscow, Ltd «Sozvezdie», psychologist & teacher, Akopyan_Evelina@mail.ru.
Abstract. This article describes the results of a research into the correlation between preschooler's self-esteem and the development level of their cognitive mental processes (particularly, memory, attention and thinking process). It was discovered that kids with different levels of self-esteem have the same level of visual and audial memory. At the same time there is a correlation between self-esteem and mental processes of attention and thinking. Kids with higher self-esteem have a higher development score in attention and thinking processes.
Key words: self-esteem, mental process, memory, thinking, attention, preschooler.
Самооценка начинает складываться уже в раннем дошкольном возрасте. Мнение ребенка о самом себе начинает складываться исходя из оценок взрослого. Таким образом, взрослый играет огромную роль в формировании самооценки дошкольника. Уже в школьные годы дети учатся сами оценивать себя, свои возможности и поступки.
Дошкольники 5-7 лет уже готовятся к предстоящему поступлению в школу. Важной частью этой подготовки является психологическая готовность к обучению в школе (далее ПГкШ). Важнейшими критериями высокого уровня
ПГкШ ребенка наряду с необходимой мотивацией стоят высокий уровень развития когнитивных психических процессов.
Данная тема актуальна на сегодняшний день. Современная система образования предполагает предварительную психодиагностику поступающих в школу детей, результаты которой влияют на отбор школьников. И, к сожалению, не всегда данные результаты демонстрируют высокие показатели ПГкШ.
По мнению М.И. Лисиной, самооценка представляет собой сложноструктурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье [2].
Л.И. Божович рассматривают самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно -потребностной сферы личности ребёнка [1].
В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала способность (или, наоборот, неспособность - авт.) человека честно с любовью и по достоинству оценить себя [3].
Цель данной работы состоит в выявлении взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем развития когнитивных психических процессов среди старших дошкольников.
Объект исследования: самооценка и когнитивных психические процессы дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки с вниманием, мышлением, зрительной и слуховой памятью.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует связь между самооценкой и психическими процессами старших дошкольников: чем выше самооценка дошкольника, тем в большей степени у них развиты память, внимание и мышление; чем ниже самооценка детей, тем в меньшей степени у них развиты память, внимание и мышление.
Материалы и методы. В рамках данного исследования в качестве анонимных испытуемых выступили дошкольники 6-7 лет, посещающие занятия в детском развивающем центре «Созвездия» г. Москва. Количество респондентов составило 24 человек.
Для проведения данного исследования нами были подобраны и использованы следующие диагностические методы и методики:
1. Наблюдение
2. Психологическое тестирование:
1) «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн
2) «Запоминание 10 слов», «10 картинок» А.Р. Лурия
3) «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Р.С. Немов
4) Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена
3. Математическая статистика (непараметрический ^критерий Манна-
Уитни).
4. Корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).
Результаты и их обсуждение.
По результатам эмпирического исследования уровня самооценки старших дошкольников можно разделить испытуемых на 2 группы: А - первая группа дошкольники с высоким уровнем самооценки 20 человек, В - вторая - с низким уровнем 4 человека. Испытуемых со средним уровнем самооценки в нашем исследовании не выявлено.
Таким образом, нами проводился сравнительный анализ уровня психических процессов двух групп респондентов и корреляционный анализ взаимосвязи самооценки и психических процессов.
Эмпирическое исследование уровня зрительной памяти у двух выборок с различным уровнем самооценки показало, что значимых различий нет. Полученное эмпирическое значение (иэпр=40) находится в зоне незначимости. Количественные показатели уровня зрительной памяти у респондентов группы А выше всего на 2% (51%), чем у группы В респондентов (49%).
Эмпирическое исследование уровня слуховой памяти обеих групп также не выявило значимых различий. Полученное эмпирическое значение (иэпр=32) находится в зоне незначимости. Количественные показатели уровня слуховой памяти у респондентов группы В выше на 4% (52%), чем у группы А (48%).
Эмпирическое исследование уровня внимания у обеих групп выявило значимые различия. Полученное эмпирическое значение (иэпр=0) находится в зоне значимости. Внимание дошкольников группы А в 2 раза выше, чем внимание детей группы В.
Эмпирическое исследование мышления у обеих групп выявило значимые различия. Полученное эмпирическое значение (иэпр=0) находится в зоне значимости. Мышление дошкольников группы А на 18% выше, чем внимание у испытуемых группы В.
В результате корреляционного анализ с помощью коэффициента корреляции Спирмена выявлены высокие значимые ранговые корреляционные связи положительной направленности между самооценкой и вниманием (при г=0,537, р=0,007), а также самооценкой и мышлением (при г=0,953, р=0,00).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют значимые корреляционные связи между уровнем самооценки старших дошкольников с уровнями развития их внимания и мышления, у детей с высоким уровнем самооценки проявляются высокие показатели внимания и мышления, а у детей с низкой самооценкой напротив уровни внимания и мышления ниже среднего. Наша гипотеза частично подтвердилась.
Таким образом, оценки, которые дают значимые взрослые дошкольникам, должны способствовать формированию у них повышенной самооценки для создания у детей необходимой платформы для развития внимания и мышления, что в свою очередь станет благотворной почвой достижения высокой ПГкШ.
Библиографический список:
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л.И. // Вопросы психологии. - 1998. - №2 4. - С. 47.
2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. А.Г. Рузской. -М.: Воронеж, 1997. - 384 с.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., Педагогика-Пресс, 1992. -217 с.