ISSN 2304-120X
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
кониепт
научно-методический ^ электронный журнал
ART 15230 УДК 159.923.2
Чернявская Валентина Станиславовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток tina [email protected]
Буслова Анна Федоровна,
студентка ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Гендерные различия самооценки дошкольников
Аннотация. Представлены результаты исследования психологических предпосылок гендерно обусловленных различий самооценки дошкольника. Обоснованы теоретические подходы к исследованию самооценки и гендерных различий в самооценке дошкольников. В исследуемых группах диагностирован разный уровень самооценки. Выявлены прямые и обратные зависимости показателей самооценки мальчиков и девочек дошкольного возраста и показателей половозрастной идентификации.
Ключевые слова: дошкольники, самооценка, гендерные особенности, полоролевая идентификация, статистические различия.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Одной из актуальных тем в психологии является формирование самооценки личности. Старший дошкольный возраст - начало осознания ребенка самого себя, своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений. Знакомство с исследованиями показывает, что в дошкольном возрасте создаются возможности для воспитания элементов самосознания, в частности самооценки. Так, B. C. Мухина отмечает, что самосознание представляет собой понимание ребёнком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности [1].
Самооценка у девочек и мальчиков может различаться. Отношение к себе как представителю определенного пола влияет и на формирование оценки себя как личности в целом. Изучение гендерных различий самооценки детей дошкольного возраста является важным как социально-психологически, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям опирается на гендерные стереотипы, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, приписываемые мужчинам и женщинам [2]. Воздействие этих штампов на индивидуальное сознание личности велико. Гендерная социализация транслируется на всех уровнях, различными методами. На этапе дошкольного возраста происходит первый этап половой идентификации. Дети в этом возрасте уже понимают, что пол не меняется в течение времени, рода занятия или смены одежды и других внешних факторов. Дети старше четырех лет уже правильно различают пол окружающих их людей и знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. Это сказывается в тех личных сценариях, которые имеют место в представлениях детей о своем будущем.
1
ISSN 2304-12QX
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
кониепт
научно-методический ~ электронный журнал
Стереотипы, прививаемые детям родителями и обществом, в котором они живут, помогают выстроить представление о поведении и действиях. Отношение к себе как к представителю определенного пола влияет на личность в целом и формирование самооценки. Самооценка имеет несколько аспектов: отношение к себе, оценка себя, которые могут касаться разных сторон личности и поведения. Самооценка девочек и мальчиков различается не только по количественным (у кого-то выше, у кого ниже), но и по качественным показателям. Представление о себе и самооценка у детей меняются под влиянием родителей и окружающих людей. Существует четыре фактора, которые влияют на половые различия по устойчивости самооценки:
1) степень открытости во взаимоотношениях;
2) реакция на обратную связь;
3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;
4) эмоции [3].
Заниженная самооценка девочек обусловлена переживаниями, возникающими из-за ухудшения взаимоотношений с близкими людьми, например, когда близкие или друзья не прощают обид, - у мужчин это событие не оказывает влияния на самооценку. Происходит это потому, что для девочек очень значимы взаимоотношения с близкими, и опять можно проследить гендерные стереотипы - это общество приписывает девочке именно такое поведение и такие переживания [4].
Было проведено исследование самооценки гендерных различий самооценки детей старшего дошкольного возраста дошкольного образовательного учреждения г. Владивостока. Родители детей подписали соглашение с руководством ДОУ о согласии на участие в этой работе и последующей индивидуальной беседе с родителями по результатам психодиагностического исследования.
Цель эмпирического исследования - изучить гендерные различия самооценки в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования - самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - гендерные различия самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: самооценка у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста (5-7 лет) существенно различается. Существует взаимосвязь самооценки и уровня гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование полоролевой идентификации было выполнено с помощью методики Н. Л. Белопольской.
Таблица 1
Процентное соотношение дошкольников с разным уровнем полоролевой идентификации
Выбор половозрастной идентификации Группа мальчиков Группа девочек
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Адекватный выбор половозрастной идентификации 23 92 25 100
Неадекватный выбор половозрастной идентификации 2 8 0 0
Подавляющее большинство мальчиков исследуемой группы (92%) и все девочки (100%) исследуемой группы сделали адекватный выбор полоролевой идентификации, выбрав картинку с изображением ребенка соответствующего пола с портфелем (младшего школьника). Смена социальной ситуации развития чрезвычайно волнует
2
ISSN 2304-120X
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
выпускников дошкольного образовательного учреждения, что и отражается в их ответах. Однако 8% мальчиков сделали неправильный выбор, выбрав изображение молодого человека (юноши). Дети сделали это сознательно, после того как «опознали» на картинке фигурку, отражающую их истинный возраст. Это свидетельствует о том, что их полоролевая идентификация проходит успешно, но с явной тенденцией к преувеличению своего возраста и социального статуса.
Второй этап состоял в диагностике самооценки с помощью методики «Лесенка» (В. Г. Щур). Были получены результаты, представленные ниже в табл. 2.
Таблица 2
Процентное соотношение дошкольников с разным уровнем самооценки
(методика «Лесенка»)
Уровни самооценки Группа мальчиков Группа девочек
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Завышенный 7 28 12 48
Адекватный 12 48 10 40
Заниженный 6 24 3 12
В исследуемых группах присутствуют дети с разным уровнем самооценки. Только 48% мальчиков и 40% девочек обладают адекватной самооценкой. Адекватная самооценка свидетельствует об адекватном оценивании ребенком своих способностей, достижений, своей ценности. Заниженная самооценка выявлена у 24% мальчиков и у 12% девочек.
Заниженная самооценка свидетельствует о том, что у ребенка существует внутриличностный конфликт между Я-идеальным и Я-реальным. Дошкольники переживают свою несостоятельность; хотя эти переживания еще плохо осознаются и дифференцируются, тем не менее в качестве негативных эмоций они уже присутствуют в психической реальности детей.
Показатели завышенной самооценки в группе девочек гораздо выше, чем в группе мальчиков (28% в группе мальчиков и 48% в группе девочек).
Следовательно, самооценка девочек действительно выше, чем самооценка мальчиков. Однако при помощи U-критерия Манна - Уитни было установлено, что эти различия статистически недостоверны, потому что U эмпирическое больше U критического (U эмп. = 246,5; U крит. = 227 при а = 0,05). Следовательно, поскольку различия по результатам статистически недостоверны, то мальчики и девочки старшего дошкольного возраста имеют примерно одинаковую самооценку.
Итак, с помощью методики «Лесенка» (В. Г. Щур) было установлено, что мальчики и девочки имеют примерно одинаковую самооценку. Их самооценка может быть охарактеризована как адекватная с небольшими «перекосами» в сторону завышения (реже - занижения). Это возрастная норма, и надо учитывать тот факт, что образ «Я» у детей в данном возрасте активно структурируется, но задача педагогов и родителей заключается в том, что формировать адекватную самооценку у дошкольников на основе их личных особенностей самовосприятия.
Как и по результатам использования предыдущей методики, было выявлено, что дети имеют разный уровень самооценки. Адекватная самооценка была выявлена у большинства детей исследуемых групп (60% мальчиков и 6% девочек).
Завышенная самооценка была обнаружена у 20% мальчиков и 28% девочек. Заниженная самооценка была выявлена у 20% мальчиков и 12% девочек.
3
ISSN 2304-12QX
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Таблица 3
Процентное соотношение дошкольников с разным уровнем самооценки по методике «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте
Уровни самооценки Группа мальчиков Группа девочек
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Завышенный 5 20 7 28
Адекватный 15 60 17 63
Заниженный 5 20 3 12
Таким образом, результаты исследования по методике «Нарисуй себя» в процентном соотношении очень похожи на результаты по методике «Лесенка». В группе девочек большее количество детей имеют завышенную самооценку и меньшее количество - заниженную. Адекватную самооценку имеют около половины детей в каждой группе.
Как и по результатам предыдущей методики, было выявлено, что дети имеют разный уровень самооценки. Адекватная самооценка была выявлена у большинства детей исследуемых групп (60% мальчиков и 6% девочек).
Проведя качественный анализ, мы заметили, что 60% мальчиков тщательно рисовали свои рисунки, особенно свои автопортреты, и при изображении себя использовали яркие цвета, что может говорить о положительном отношении к себе и о достаточно адекватной самооценке. У некоторых размер автопортрета совпадает с размером рисунка «хорошего мальчика», что свидетельствует о желании быть хорошим, что также соответствует адекватной самооценке. У 20% мальчиков по сравнению с другими рисунками размер автопортрета больше, это может указывать на высокую самооценку; также присутствуют прорисовка дополнительных деталей, образ в сюжете, наличие ролевой игры. Рисунки других мальчиков (20%) указывают на присутствие низкой самооценки. Автопортрет изображен меньшего размера, чем другие рисунки. Были использованы только темные тона: данный признак может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к самому себе, неуверенности, проявлении конфликта с собой. Некоторые из этих рисунков мало похожи на образ человека, больше напоминают образ несуществующего животного, к тому же в них использованы краски темных тонов.
Среди девочек 60% детей достаточно детально прорисовывали рисунки. Размеры автопортретов соответствуют размерам рисунков «хорошей девочки», что указывает на положительное и хорошее отношение детей к себе. При изображении автопортрета «хорошей девочки» использовались светлые тона и повторялись детали (шляпа, платья). У данных девочек можно отметить адекватную самооценку.
У 28% других девочек наблюдается тщательно прорисованные детали рисунка, его «разукрашенность» указывает на положительное отношение к себе, что является признаком высокой самооценки. Размер автопортрета намного больше типов предыдущих рисунков, расположен рисунок в центре, также в автопортретах этих девочек присутствуют новые украшения и элементы декора платьев, нарисованы короны, дополнительные детали, определяется наличие сюжетно-ролевой игры, что свидетельствует о достаточно высокой или завышенной самооценке. Также при рисовании автопортрета у трех девочек определялась заниженная самооценка, это было видно по размеру рисунка - он гораздо меньше, чем портрет «хорошей девочки», цветовая гамма темных тонов, у одной из девочек тщательно прорисован портрет «плохой девочки» в виде автопортрета.
Показатели адекватной самооценки в группе девочек и мальчиков примерно одинаковы (мальчики - 60% и 63% девочек). При помощи критерия Манна - Уитни было установлено, что различия между рисунками мальчиков и девочек статистически достоверны, потому что U эмпирическое меньше U критического (U эмп. = 224, U крит. = 227 при а = 0,05).
4
ISSN 2304-120X
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Показатели завышенной самооценки в группе девочек выше, чем в группе мальчиков. При помощи критерия Манна - Уитни было установлено, что различия эти статистически достоверны (U эмп. = 225, U крит. = 227 при а = 0,05). Иными словами, девочки в гораздо большей степени, чем мальчики, склонны к завышенной самооценке.
Показатели заниженной самооценки в обеих группах невысоки и примерно равны (20% в группе мальчиков и 12% в группе девочек). При помощи критерия Манна - Уитни было установлено, что различия статистически недостоверны (U эмп. = 287,5, U крит. = 227 при а = 0,05). Другими словами, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста примерно в равной степени склонны занижать свои способности и возможности. Это происходит как с незначительным количеством мальчиков, так и с незначительным количеством девочек, но, тем не менее, детям с заниженной самооценкой необходима помощь психолога, родителей и воспитателей в коррекции этой деструктивной тенденции. Очень важно, чтобы дошкольники имели адекватную самооценку.
Таблица 4
Процентное соотношение дошкольников с разным уровнем самооценки по методике «Какой я?» (из кн. Р. С. Немова)
Уровни самооценки Группа мальчиков Группа девочек
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Неадекватно завышенный 5 20 7 28
Завышенный 3 12 5 20
Адекватный 15 60 10 40
Заниженный 2 8 3 12
Как и по результатам других методик, по методике «Какой я?» было установлено, что дети исследуемых групп имеют разные уровни самооценки. Неадекватно высокую самооценку имеют 20% мальчиков и 28% девочек. Завышенную самооценку имеют 12% мальчиков и 20% девочек. Адекватную самооценку имеют 60% мальчиков и 40% девочек. Заниженную самооценку имеют 8% мальчиков и 12% девочек.
При помощи критерия Манна - Уитни удалось доказать, что различия между группами статистически достоверны (U эмп. = 221,5, U крит. = 227 при а = 0,05). Иначе говоря, девочки в гораздо большей степени, чем мальчики, склонны к завышенной самооценке. Итак, по методике «Какой я?» было установлено, что девочки старшего дошкольного возраста больше, чем мальчики этого же возраста, склонны к завышенной самооценке.
Для подтверждения гипотезы нами был проведен корреляционный анализ между выявленными параметрами.
Для анализа взяты результаты, полученные по методикам в группах испытуемых. Посредством компьютерной обработки построена корреляционная матрица на основе полученных в работе результатов по группам испытуемых.
Коэффициент корреляции Пирсона для выборки в 25 человек по таблице критических значений составляет 0,381 при вероятности ошибки 0,05 и 0,487 при вероятности ошибки 0,01.
В результате проведённого анализа выявлены как положительные, так и отрицательные связи между различными характеристиками в группе мальчиков (см. рисунок). Внутри методик корреляционные связи не анализировались, их наличие доказано авторами методик, и поэтому их детальный анализ не требуется.
Показатели методики «Половозрастная идентификация» имеют положительные взаимосвязи с показателями самооценки по методике «Лесенка» (г эмп. = 0,39), с показателями адекватной самооценки по методике «Нарисуй себя» (г эмп.= 0,39), с по-
5
ISSN 2304-12QX
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
казателями завышенной самооценки по методике «Нарисуй себя» (г эмп.= 0,47), с показателями самооценки по методике «Какой я?». Напомним, что прямая корреляционная связь означает прямую зависимость признаков друг от друга, то есть чем выше один показатель, тем выше и другой показатель. Это значит следующее:
1) самооценка мальчиков напрямую связана с половозрастной идентификацией, то есть в самооценке мальчиков 5-7 лет гендерный фактор имеет большое значение;
2) чем лучше мальчики осознают свои половозрастные характеристики, тем адекватнее их самооценка, тем больше она склонна к завышению, тем активнее происходит процесс структурирования «Я-образа».
Показатели половозрастной идентификации имеют отрицательную взаимосвязь с показателями заниженной самооценки по методике «Нарисуй себя» (г эмп. = -0,67). Отрицательная корреляционная связь считается обратной, то есть чем выше один показатель, тем ниже другой показатель. Другими словами, чем лучше у мальчиков происходит процесс половозрастной идентификации, тем в меньшей степени они склонны давать себе заниженную самооценку. Это легко объяснить тем фактом, что в нашей культуре в российском обществе мужчина воспринимается как существо сильное и самоуверенное, не склонное к сомнениям, чувствам страха и застенчивости. Мальчики старшего дошкольного возраста, постепенно впитывая особенности культурной среды, изменяют и характер самовосприятия. Это вовсе не означает, что среди мальчиков нет детей с заниженной самооценкой. Это значит, что мальчики 6-7 лет понимают, что настоящий мужчина - смелый и решительный, и чем больше ребенок стремится стать «настоящим мужчиной», тем активнее у него формируются черты маскулинности.
! Мальчики
I
I________________
Девочки
Самооценка по методике «Лесенка»
Адекватная самооценка по методике «Нарисуй себя»
Заниженная самооценка по методике «Нарисуй себя»
Завышенная самооценка по методике «Нарисуй себя»
Самооценка по методике «Какой я?»
Самооценка по методике «Лесенка»
Адекватная самооценка по методике «Нарисуй себя»
Заниженная самооценка по методике «Нарисуй себя»
Завышенная самооценка по методике «Нарисуй себя»
Самооценка по методике «Какой я?»
прямая связь при р < 0,05 прямая связь при р < 0,01 обратная связь при р < 0,05 обратная связь при р < 0,01
Корреляционный граф исследуемых групп
6
ISSN 2304-120X
Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm. - ISSN2304-120X.
кониепт
научно-методический ^ электронный журнал
Показатели самооценки по разным методикам также взаимосвязаны между собой, но их анализ подчеркивает согласованность диагностических методик.
В результате проведения корреляционного анализа в группе девочек заметно, что показатели половозрастной идентификации имеют положительные взаимосвязи с показателями самооценки по методике «Лесенка» (г эмп. = 0,57), с показателями завышенной самооценки по методике «Нарисуй себя» (г эмп. = 0,41), с показателями самооценки по методике «Какой я?» (г эмп. = 0,49). Показатели половозрастной идентификации имеют отрицательную взаимосвязь с показателями заниженной самооценки по методике «Нарисуй себя» (г эмп. = -0,43). Таким образом, чем лучше девочки осознают свои половозрастные характеристики, тем выше их склонность к завышенной самооценке.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана. Самооценка у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста (5-7 лет) существенно различается: самооценка девочек превышает соответствующие показатели самооценки мальчиков. У детей старшего дошкольного возраста существует взаимосвязь самооценки и гендерной идентичности.
Ссылки на источники
1. Мухина В. С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1999. - С. 112.
2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 59.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие. - СПб., 2005. - С. 232.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. - С. 137.
Valentina Chernjavskaja,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Psychology, Far Eastern Federal University, Vladivostok
[email protected] Anna Buslova,
Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok [email protected]
Gender differences in self-assessment of preschool children
Abstract. The paper presents the results of study of psychological prerequisites of gender-specific differences in preschooler's self-esteem. The authors ground theoretical approaches to the study of self-esteem and gender differences in self-esteem of preschoolers. In groups, the patients with different level of self-esteem were diagnosed The direct and inverse relationship of indicators of self-esteem of preschool boys and girls and indicators of sex and age identification were singled out.
Key words: preschoolers, self-esteem, gender differences, sex-role identification, statistical differences. References
1. Muhina, V. S. (1999) Detskaja psihologija, Prosveshhenie, Moscow, p. 112 (in Russian).
2. Bern, Sh. (2002) Gendernaja psihologija, Piter, St. Petersburg, p. 59 (in Russian).
3. Bendas, T. V. (2005) Gendernaja psihologija: ucheb. posobie, St. Petersburg, p. 232 (in Russian).
4. Bern, Sh. (2001) Gendernaja psihologija, izdatel'skij dom “Neva”, St. Petersburg; “OLMA-PRESS”, Moscow, p. 137 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 27.06.15 Получена положительная рецензия 28.06.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 28.06.15 Опубликована 01.07.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Чернявская В. С., Буслова А. Ф., 2015
www.e-koncept.ru
7