Научная статья на тему 'Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности'

Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2837
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / AN ADEQUATE SELF-ASSESSMENT / ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА / ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА / HIGH SELF-ESTEEM / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITY / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / THE UNDERESTIMATED SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна

Изменение роли образования в обществе привело к необходимости актуализации образовательного потенциала, созданию новых способов взаимодействия с обучающимися, направленных на формирование адекватной самооценки подрастающего поколения, обеспечивающих готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Представлен анализ исследований, рассматривающих различные аспекты формирования самооценки старших дошкольников; предложено понимание самооценки как компонента самосознания личности, включающего знания своих внешних и внутренних качеств, положения среди других (когнитивный компонент); оценочные отношения к знаниям внешних и внутренних качеств, положению среди других (эмоциональный компонент). Рассмотрены особенности реализации педагогических условий формирования исследуемого феномена: применение комплекса игр, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; осуществление педагогического взаимодействия с родителями детей, обусловливающее создание благоприятной семейной атмосферы; конструирование парциальной образовательной программы, обеспечивающей формирование коммуникативных умений старших дошкольников с неадекватной самооценкой. Предложен диагностический инструментарий исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста; проанализированы результаты контрольного и констатирующего этапа экспериментальной работы. Определены перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы, обусловленные необходимостью изучения гендерных особенностей самооценки старших дошкольников; выявлением взаимосвязи стиля взаимодействия взрослого и характера самооценки воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF GAME ACTIVITY

Change of a role of education in society has resulted in need of updating of educational potential, creation of the new ways of interaction with students directed to formation of an adequate self-assessment of younger generation, providing readiness of the personality for realization of own identity and changes of society. The analysis of the researches considering various aspects of formation of a self-assessment of the senior preschool children is submitted; the understanding of a self-assessment as component of the consciousness of the personality including knowledge of the external and internal qualities, situation among others (cognitive component) is offered; the estimated attitudes towards knowledge of external and internal qualities, to situation among others (an emotional component). Features of realization of pedagogical conditions of formation of the studied phenomenon are considered: application of a complex of the games providing accounting of age and specific features of students; the implementation of pedagogical interaction with parents of children causing creation of the favorable family atmosphere; designing of the partial educational program providing formation of communicative abilities of the senior preschool children with an inadequate self-assessment. Diagnostic tools of a research of a self-assessment of children of the senior of preschool age are offered; results of the control and stating stage of experimental work are analysed. The prospects of a further research of the considered problem caused by need of studying of gender features of a self-assessment of the senior preschool children are defined; determination of interrelation of style of interaction of the adult and character of a self-assessment of pupils.

Текст научной работы на тему «Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности»

Shavshayeva Lyudmila Yurevna, Samsonenko Lyudmila Sergeyevna THE FORMATION OF THE ADEQUATE SELF-ASSESSMENT ..

pedagogical sciences

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017

Шавшаева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: lsamsonenko@yandex.ru)

Аннотация. Изменение роли образования в обществе привело к необходимости актуализации образовательного потенциала, созданию новых способов взаимодействия с обучающимися, направленных на формирование адекватной самооценки подрастающего поколения, обеспечивающих готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Представлен анализ исследований, рассматривающих различные аспекты формирования самооценки старших дошкольников; предложено понимание самооценки как компонента самосознания личности, включающего знания своих внешних и внутренних качеств, положения среди других (когнитивный компонент); оценочные отношения к знаниям внешних и внутренних качеств, положению среди других (эмоциональный компонент). Рассмотрены особенности реализации педагогических условий формирования исследуемого феномена: применение комплекса игр, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; осуществление педагогического взаимодействия с родителями детей, обусловливающее создание благоприятной семейной атмосферы; конструирование парциальной образовательной программы, обеспечивающей формирование коммуникативных умений старших дошкольников с неадекватной самооценкой. Предложен диагностический инструментарий исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста; проанализированы результаты контрольного и констатирующего этапа экспериментальной работы. Определены перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы, обусловленные необходимостью изучения гендерных особенностей самооценки старших дошкольников; выявлением взаимосвязи стиля взаимодействия взрослого и характера самооценки воспитанников.

Ключевые слова: самооценка, самосознание, адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, межличностные отношения, дети старшего дошкольного возраста, игровая деятельность, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие.

THE FORMATION OF THE ADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF GAME ACTIVITY

© 2017

Shavshayeva Lyudmila Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of «Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education» Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department

of «Age and pedagogical psychology» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: lsamsonenko@yandex.ru)

Abstract. Change of a role of education in society has resulted in need of updating of educational potential, creation of the new ways of interaction with students directed to formation of an adequate self-assessment of younger generation, providing readiness of the personality for realization of own identity and changes of society. The analysis of the researches considering various aspects of formation of a self-assessment of the senior preschool children is submitted; the understanding of a self-assessment as component of the consciousness of the personality including knowledge of the external and internal qualities, situation among others (cognitive component) is offered; the estimated attitudes towards knowledge of external and internal qualities, to situation among others (an emotional component). Features of realization of pedagogical conditions of formation of the studied phenomenon are considered: application of a complex of the games providing accounting of age and specific features of students; the implementation of pedagogical interaction with parents of children causing creation of the favorable family atmosphere; designing of the partial educational program providing formation of communicative abilities of the senior preschool children with an inadequate self-assessment. Diagnostic tools of a research of a self-assessment of children of the senior of preschool age are offered; results of the control and stating stage of experimental work are analysed. The prospects of a further research of the considered problem caused by need of studying of gender features of a self-assessment of the senior preschool children are defined; determination of interrelation of style of interaction of the adult and character of a self-assessment of pupils.

Keywords: a self-assessment, consciousness, an adequate self-assessment, high self-esteem, the underestimated self-assessment, the interpersonal relations, children of the advanced preschool age, game activity, the preschool educational organization, preschool education, social and communicative development

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» [1], «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [2] выражен социальный заказ государства образованию: формирование инициативной, ответственной личности, готовой осуществлять самостоятельные решения в условиях выбора. В связи с этим социально-коммуникативное развитие является актуальным направлением дошкольного образования и отражено в качестве одного из ведущих направлений развития дошкольника в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [3].

Изменение роли образования в обществе привело к необходимости актуализации образовательного потен-

циала, созданию новых способов взаимодействия с обучающимися, направленных на формирование адекватной самооценки подрастающего поколения, обеспечивающих готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. В настоящее время на период поступления в школу адекватная самооценка отмечается только у 33% современных детей [4].

Самооценка, являющаяся основой личности, формируется в детские годы и влияет на дальнейшее лич-ностно-профессиональное становление человека. Значимость адекватной самооценки обусловлена необходимостью оптимальной ориентации в собственной деятельности, в окружающем мире при определении целей развития личности. Именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования

педагогические науки

Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ...

адекватной самооценки воспитанника, что обеспечивает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованием самооценки в дошкольном возрасте занимались Б.Г. Ананьев [5], О.А. Белобрыкина [6], Л.С. Выготский [7], Е.Ю. Новиченкова [8], Н.Н. Поддьяков [9], Т.А. Репина [10], Е.О. Смирнова [11].

Изучение данных различных исследований показывает существенное влияние самооценки на эмоции, на уровень удовлетворенности деятельностью, на процесс взаимоотношений; обозначается взаимозависимость с оценочным отношением взрослых при осуществлении разнообразных видов деятельности; позволяет отметить, что самооценка - один из значимых компонентов самосознания личности ребенка [5; 7; 8]. В структуре самооценки А.В Захарова выделяет две составляющие: когнитивную и эмоциональную [12]. Отмечается и третья составляющая - поведенческая [13], но ее целесообразно сопоставить с регулятивной функцией самооценки, считать происходящей от обозначенных выше.

Однако, несмотря на то, что проблеме формирования исследуемого феномена уделяют внимание различные исследователи, вопрос о педагогических условиях формирования данного компонента самосознания личности старших дошкольников в процессе игровой деятельности недостаточно решен в педагогической науке.

В нашем исследовании под самооценкой старшего дошкольника мы понимаем компонент самосознания личности, включающий знания своих внешних и внутренних качеств, положения среди других (когнитивный компонент); оценочные отношения к знаниям внешних и внутренних качеств, положению среди других (эмоциональный компонент). Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется эмоциональностью, в связи с этим воспитанник часто дает себе положительную оценку. Отрицательное оценивание себя отмечается только у отдельных детей старшего дошкольного возраста. Наиболее успешно адекватная самооценка формируется на основе индивидуального опыта общения, опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности [14].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования: выявить особенности формирования адекватной самооценки детей в старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Для достижения данной цели решались следующие задачи: уточнить структуру и содержание понятия «самооценка старшего дошкольника»; выявить и апробировать педагогические условия формирования исследуемого феномена; разработать методическое обеспечение исследуемого процесса.

Цель статьи - представить результаты исследования работникам образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации г. Оренбурга. Экспериментальной работой было охвачено 30 детей старшего дошкольного возраста. Диагностический инструментарий, направленный на изучение самооценки представлен следующими методиками: «Лесенка» (В.Г. Щур) [15], «Методика изучения самооценки старших дошкольников» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [16],«Нарисуй себя» (А.М. Прихожан) [15], «Проба Де Греефе» (Де Греефе) [17]. В результате применения методик исследования самооценки детей на констатирующем этапе в экспериментальной группе были получены следующие результаты: 14% - характеризуются адекватной самооценкой; 83% - завышенной самооценкой; 3% - заниженной самооценкой. Таким об-

разом, необходимо отметить преобладание у старших дошкольников завышенной самооценки. Также с детьми экспериментальной группы была проведена дополнительная диагностика по выявлению межличностных отношений Т.Д. Марцинковской «Два домика» [18]. В результате диагностики получены следующие результаты: старшие дошкольники, имеющие адекватную самооценку (14%) получили средние и выше среднего показатели в группе, что говорит о популярности данных детей среди сверстников. Вероятно, объясняется это тем, что с ними легко общаться, играть, приходить к взаимопониманию. У многих детей с завышенной самооценкой (83%) отмечаются затруднения при установлении контактов со сверстниками в группе, каждый из них считает себя первым, хочет и стремится быть лидером в разных видах деятельности. Ребенок с заниженной самооценкой (3%) характеризуется низким социальным статусом в группе. Возможные причины: испытывает затруднения в установлении контактов со сверстниками, недостаточно сформированы коммуникативные умения.

Формирующий эксперимент предполагал реализацию выявленных педагогических условий. Работа проводилась совместно со всеми детьми экспериментальной группы, среди которых условно выделены 3 подгруппы воспитанников:

1) с завышенной самооценкой, часто инициативные, стремящиеся быть лидерами, привлекающие к себе внимание, охотно вступающие в деятельность, но не всегда готовые принять предложения сверстников, соблюдать правила; в связи с этим часто характеризующиеся конфликтным характером взаимоотношением в группе;

2) с адекватной самооценкой, более популярные среди сверстников, в связи с легкостью установления контактов с ними; проявлением инициативы, не сопровождающимся упрямством; готовностью принять инициативу сверстника, позитивным эмоциональным фоном, способствующим установлению оптимальных взаимоотношений со сверстниками;

3) с заниженной самооценкой, характеризующиеся затруднениями при установлении контактов, не проявляющие инициативу, предпочитающие одиночные игры, с преобладающим отрицательным эмоциональным фоном, сопровождаемым опасениями неуспеха; имеющие низкий статус в группе.

Представим реализацию педагогических условий формирования исследуемого феномена в дошкольной образовательной организации.

Применение комплекса игр, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Нами разработан и апробирован комплекс игр, направленный на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Задачи: формировать знания о собственных внешних и внутренних качествах; формировать знания о положении среди других; формировать адекватные оценочные отношения к знаниям о себе; формировать навыки адекватного поведения в различных ситуациях.

Игры осуществлялись в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в дошкольной образовательной организации г. Оренбурга посредством интеграции доминирующей образовательной области «социально-коммуникативное развитие» с областями: «речевое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Комплекс игр, направленный на формирование адекватной самооценки старших дошкольников, обеспечивающий учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся включал в себя следующие взаимосвязанные блоки: «Какой я?»; «Моя семья»; «Кто мои друзья?»; «Я в детском саду»; «Каким я хочу быть?»; «Мы вместе!». Общим для всех игр различной тематики была возможность для старших дошкольников проявить свои знания

Shavshayeva Lyudmila Yurevna, Samsonenko Lyudmila Sergeyevna THE FORMATION OF THE ADEQUATE SELF-ASSESSMENT ..

pedagogical sciences

и способности, при этом происходило сравнение собственных достижений с достижениями других детей, что способствовало правильному само и взаимооцениванию.

Проводя игры с детьми, имеющими завышенную самооценку, обращалось внимание на необходимость осуществления ими трудных игровых действий, ориентированных на зону ближайшего развития дошкольников. При проведении игр, сложность реализации которых соответствует зоне актуального развития детей, выполнялась доступная деятельность, требующая четкого соблюдения правил. Старшие дошкольники с адекватной самооценкой также были включены в процесс игровой деятельности, показывая при этом пример оценивания себя, других людей; желания идти на контакт, учитывать позицию сверстника в ходе взаимодействия. Необходимым было участие таких детей в играх при формировании адекватного отношения воспитанников к успехам и неудачам в деятельности. Воспитанникам с заниженной самооценкой в процессе игровой деятельности оказывалась максимальная поддержка, создавались ситуации успеха. Значительное время отводилось мотивированию таких детей к включению в игру. При этом для начала дети принимали участие в играх, не требующие выполнения сложной деятельности при взаимодействии с малым количеством сверстников. Постепенно сложность выполнения деятельности, количество играющих вместе увеличивалось.

Представим особенности реализации второго педагогического условия - осуществление педагогического взаимодействия с родителями детей, обусловливающее создание благоприятной семейной атмосферы.

Для работы с родителями были использованы следующие формы: консультации, родительские семинары, деловые игры, беседы, совместные мероприятия, родительские собрания. В процессе реализации представленных форм использовались интерактивные методы, позволяющие наиболее эффективно разрешить проблему исследования. Так, в процессе проведения консультаций с родителями обсуждались вопросы уникального своеобразия личности каждого ребенка; обращалось внимание на необходимость оказания поддержки детям в развитии коммуникативных умений, преодолении чувства одиночества; понимании индивидуальных особенностей других людей; формировании доброжелательного и внимательного отношения друг к другу. Анализировались особенности семейного общения; отмечалась необходимость большего проведения времени со своими детьми; обсуждений «что в течение всего дня порадовало, а что огорчило и почему». Реализация содержания консультаций в работе с родителями старших дошкольников способствовала осмыслению особенностей семейных взаимоотношений, отношения к ребенку; актуализации имеющихся знаний в вопросах воспитания; изменению позиции в вопросах взаимодействия со старшим дошкольником.

Совместно с психологом были организованы «встречи» с семьями воспитанников, на которых решалась задача подготовки родителей к совместной работе с детьми на предстоящих занятиях. На данных встречах использовались игры-приветствия; игровые упражнения, связанные с основной темой занятия; особая форма работы - «шеринг», позволяющая родителям осмыслить происходящее на занятиях. В процессе игр происходило обсуждение правил взаимодействия с детьми, способствующих формированию благоприятной семейной атмосферы: поддерживать, сравнивать достижения собственного ребенка с его же достижениями; чаще разговаривать с ребенком, помогать ему, давать возможность проявить самостоятельность.

Анализ применяемых в работе с родителями методов и форм, направленных на формирование благоприятной семейной атмосферы, позволяет отметить заинтересованность многих семей в создании оптимальных воз-

можностей для формирования адекватной самооценки старшего дошкольника.

Рассмотрим реализацию третьего педагогического условия - конструирование парциальной образовательной программы, обеспечивающей формирование коммуникативных умений старших дошкольников с неадекватной самооценкой.

В процессе проведения экспериментальной работы нами была разработана и апробирована парциальная образовательная программа «Учусь общаться». Цель: формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с неадекватной самооценкой. Задачи: формировать представления детей об особенностях и возможностях человеческого общения; формировать способности к самоконтролю; формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения; формировать эмпатию.

В основу реализации программы были заложены следующие принципы: принцип психологической комфортности - ребенку должно быть психологически комфортно там, где он проводит большую часть своего времени; принцип поддержки детской инициативы - стимулирование дошкольников на поиск новых знаний в игре, в самостоятельной деятельности; принцип творческой самодеятельности - основывается на творческой активности, увлечении и инициативе детей; принцип развития - развитие всех сторон личности в целом; принцип интеграции - введение в обучение образовательных областей согласно возрасту ребенка; комплексно-тематический принцип - предусматривает решение программных образовательных задач в образовательной деятельности.

Основу работы над парциальной программой составляет совместная деятельность взрослого с детьми, организуемая в условиях игрового взаимодействия. Задачи реализуются через направления взаимодействия в системах «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок». Совместная деятельность взрослого с детьми включает в себя игровые, коммуникативные, двигательные игры и упражнения, релаксационные и дыхательные упражнения. Приоритетной являлась групповая форма работы.

Большое внимание уделялось методу коммуникации в процессе дидактической игры. Также использовались следующие методы: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные игры, игры с правилами; наблюдения; рассматривание рисунков и фотографий; свободное и тематическое рисование; упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера); импровизации. В процессе реализации содержания парциальной образовательной программы обращалось внимание на то, что одним из самых важных средств общения является речь, благодаря которой дети могут передавать важную информацию, устно общаться с окружающими. Также учитывалась значимость невербальных средств общения - мимики, жестов, позы, походки, взгляда, интонации, паузы и т.д.

Реализация разнообразных методов и форм обусловила формирование системных знаний старших дошкольников о своих внешних и внутренних качествах; знаний положения среди других; формирование адекватных оценочных отношений к знаниям внешних и внутренних качеств, положению среди других. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы показывает, что у детей старшего дошкольного возраста произошли существенные положительные изменения в формировании адекватной самооценки. Так, адекватная самооценка стала характерна более чем для половины воспитанников (60%). Данные дети характеризуются уверенностью, активностью, склонностью к анализу результатов различных видов собственной деятельности, стремлением к выяснению причины затруднений, настойчивостью в достижении цели. Свойственно также стремление к сотрудничеству, помощи другим, общительность и дружелюбность. Менее половины старших дошкольников, участвующих в эксперимен-

педагогические науки

Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ...

тальной работе, имеют завышенную самооценку (40%). Для данных воспитанников свойственна подвижность, несдержанность, быстрое переключение на различные виды деятельности, не доведения начатого дела до завершения. Характерно отсутствие склонности к анализу собственных достижений, осознание своих неуспехов. Присутствует демонстративность и доминирование. Иногда характерны нарушения норм поведения, например, выкрикивают, кривляются, дразнятся. Однако количество таких детей существенно снизилось по сравнению с началом экспериментальной работы (83% - на начало).

Необходимо отметить отсутствие детей старшего дошкольного возраста, характеризующихся заниженной самооценкой, на период окончания экспериментальной работы. То есть отсутствуют дети, чьими чертами являются малообщительность, недоверчивость, молчаливость, чрезмерная чувствительность, готовность расплакаться, отсутствие стремления к взаимодействию; тревожность, неуверенность, трудное включение в деятельность и многие другие особенности, оказывающие негативное влияние на развитие личности дошкольника в целом. На начало эксперимента таких воспитанников было 3%.

Имеющиеся результаты также позволяют отметить, что более половины детей (60%) получили средние и выше среднего показатели социального статуса в группе, что говорит о популярности данных детей среди сверстников. С данными детьми легко общаться, играть, приходить к взаимопониманию. Для менее чем половины старших дошкольников (40%) характерны затруднения при установлении контактов со сверстниками в группе, каждый из них считает себя первым, стремится быть лидером в разных видах деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, выявлены особенности формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста, обусловливающие необходимость реализации педагогических условий: применение комплекса игр, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; осуществление педагогического взаимодействия с родителями детей, обусловливающее создание благоприятной семейной атмосферы; конструирование парциальной образовательной программы, обеспечивающей формирование коммуникативных умений старших дошкольников с неадекватной самооценкой. Экспериментальная работа позволяет отметить значимость положительной динамики сформированности адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

По результатам исследования подготовлено методическое обеспечение формирования исследуемого феномена, осуществляемое в дошкольной образовательной организации, включающее: диагностический инструментарий, парциальную образовательную программу, комплекс игр, краткосрочный детско-взрослый образовательный проект.

Проведенное исследование не охватывает всех аспектов процесса формирования адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Дальнейшие исследования возможны в связи с изучением гендерных особенностей формирования исследуемого феномена; исследованием взаимосвязи стиля взаимодействия педагога, родителей и характера самооценки детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5976 (303) // https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» //

http://govemment.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6Sp GjaAEpM89lzUF.pdf

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265).

4. Сурьянинова Т.И., Фетисова А.С. Методика исследования самооценки, пространства семейных, школьных оценок первоклассников во взаимосвязи с успешностью обучения// Международный журнал прикладных и современных исследований. 2015. № 2 (ч.10) С.1877-1882.

5. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.: СПбГУ, 2007. 964 с.

6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. № 4. С.31-38.

7. Выготский Л.С. Вопросы психологии. М.: Юрайт, 2017. 290 с.

8. Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста: формируем здоровую самооценку. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 170 с.

9. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. СПб: Речь: Образовательные проекты: Агентство образовательного сотрудничества; М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2010. 43 с.

10. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1990. 152 с.

11. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. 160 с.

12. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки// http://www.voppsy.ru/issues /1989 /891/ 891-005.htm

13. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 195 с.

14. Шавшаева Л.Ю., Коршунова Ю.А. Формирование самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности // http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vdpo_2-(6)_r2.9_Shavsh_Korsh.pdf

15. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

16. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.

17. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. 160 с.

18. Детская практическая психология: Учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с.

Статья поступила в редакцию 01.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.