Shavshayeva Lyudmila Yurevna, Samsonenko Lyudmila Sergeyevna FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SENIOR ..
pedagogical sciences
УДК 373.24
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0059
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ САМООЦЕНКИ
© 2019
Шавшаева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Социокультурная ситуация, требования нормативных документов, особенности развития современных детей актуализируют проблему формирования коммуникативных умений подрастающего поколения. В настоящее время в обществе отмечается дефицит человеческого общения, наличие затруднений во взаимодействии с окружающими людьми, ведущих к увеличению числа конфликтных ситуаций. Отмечено, что самооценка, как компонент самосознания личности, определяет направленность и особенности общения индивида с другими людьми. Предложено определение коммуникативных умений старших дошкольников как способов осуществления коммуникативных действий, зависящих от знаний, навыков, мотивов, определяющих наличие готовности ребенка к общению. Выявлены значимые возрастные особенности коммуникативных умений детей. Отмечается, что формирующиеся коммуникативные умения старших дошкольников еще носят неустойчивый характер, определяются во многом взрослым, тем насколько умеет он вызвать интерес ребенка к определенной информации, осуществить взаимодействие, оказать помощь в ориентации в системе общечеловеческих ценностей, способствует выработке определенных способов деятельности. Представлены и проанализированы результаты исследования коммуникативных умений детей, имеющих различные виды самооценок. Полученные данные подтверждают необходимость системной деятельности в рамках рассматриваемой проблемы. Обобщен опыт работы по проектированию и реализации парциальной образовательной программы, направленной на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Приведены данные, подтверждающие результативность деятельности; определены перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: коммуникативные умения, дети старшего дошкольного возраста, самосознание, адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, парциальная образовательная программа, игровая деятельность.
FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF SELF-ASSESSMENTS
© 2019
Shavshayeva Lyudmila Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of «Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education» Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of «Age and pedagogical psychology» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: [email protected])
Abstract. A sociocultural situation, requirements of normative documents, features of development of modern children update a problem of formation of communicative abilities of younger generation. Now in society the deficiency of human communication, existence of the difficulties in interaction with surrounding people leading to increase in number of conflict situations is noted. It is noted that the self-assessment as a component of consciousness of the personality, defines orientation and features of communication of the individual with other people. Determination of communicative abilities of the senior preschool children as ways of implementation of the communicative actions depending on knowledge, skills, motives defining existence of readiness of the child for communication is offered. Significant age features of communicative abilities of children are revealed. It is noted that the formed communicative abilities of the senior preschool children still have unstable character, are defined in many respects by the adult, that as far as he is able to attract interest of the child in certain information, to carry out interaction, to assist in orientation in the system of universal values, promotes development of certain modalities of action. Results of a research of communicative abilities of the children having different types of self-assessments are presented and analysed. The obtained data confirm need of system activity within the considered problem. Experience on design and implementation of the partial educational program directed to formation of communicative abilities of children of the advanced preschool age is generalized. The data confirming effectiveness of activity are provided; prospects of further researches are defined.
Keywords: communicative abilities, children of the advanced preschool age, consciousness, an adequate self-assessment, high self-esteem, the underestimated self-assessment, preschool education, the preschool educational organization, the partial educational program, game activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе проблема формирования личности, способной к успешному решению различных коммуникативных ситуаций, актуализируется в свете положений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [1]. Требования нормативных документов обусловливают необходимость социально-коммуникативного развития подрастающего поколения, предполагающего целенаправленную деятельность по усвоению общепринятых норм и ценностей, развитию общения, готовности к осуществлению различных видов совместной деятельности со сверстни-
ками.
Однако в настоящее время все больше отмечается дефицит человеческого общения, затруднения во взаимодействии с окружающими людьми, ведущие к увеличению трудно разрешимых конфликтных ситуаций. Современные выпускники дошкольных образовательных организаций, имея относительно высокий уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению, отличаются недостаточной коммуникативной готовностью. Данные последних лет свидетельствуют о недостаточном умении старших дошкольников общаться, устанавливать конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, обусловливает
педагогические науки
Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ СТАРШИХ ...
негативный характер адаптации школе, является одной из вероятных причин школьной дезадаптации [2, с. 78].
Самооценка, как компонент самосознания личности, определяет направленность и особенности общения индивида с другими людьми. Ребенок, недостаточно общающийся со сверстниками, может быть не принят ими в связи неумением осуществлять общение; возникает чувство отверженности, приводящее к снижению самооценки [3]. Дети с завышенной самооценкой охотно вступают в деятельность, но не готовы согласовать свои действия со сверстниками, играть по правилам; в связи с этим могут возникнуть конфликтные взаимоотношения. Для дошкольников 6-7 лет существенное значение имеет межличностное отношение, ребенок способен оценивать свои поступки, а также сравнивать их с окружающими. На основе оценки себя у ребенка формируется Я-концепция, во многом определяющая формирование коммуникативных умений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Теоретико-методологическую основу работу составили положения психолого-педагогической науки:
- исследования различных аспектов социализации человека (Л.С. Выготский [4], А.Н. Леонтьев [5], Д.Б. Эльконин [6])
- определения коммуникативных умений (М.В. Ермолаева [7], М.И. Лисина [8; 9], Е.О. Смирнова [10])
- представления о самооценке как необходимом компоненте самосознания личности (Л.С. Выготский [4], Л.И. Божович [11], И.С. Кон [12]).
В нашем исследовании под коммуникативными умениями старшего дошкольника мы понимаем способы осуществления коммуникативных действий, зависящие от знаний, навыков, мотивов, определяющих наличие готовности ребенка к общению [7]. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников происходит в ходе двустороннего процесса, включающего приобретение ребенком опыта взаимодействия в социуме и активное воспроизводство комплекса социальных взаимоотношений в связи с осуществлением различных видов деятельности.
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, попытки воспитателя сформировать знания и нормы морали, не учитывая процесс собственной деятельности ребенка, подрывают основы развития личностных качеств дошкольника [13]. В связи с этим необходимо отметить, что коммуникативные способности старших дошкольников формируются в процессе различных видов деятельности: игровой, познавательной, изобразительной, предметной деятельности, труде, общении, совместной деятельности с привлечением социальных партнеров по разрешению значимых проблем. Реализация данных видов деятельности способствует формированию у старших дошкольников определенного круга знаний о себе, других людях, в целом об окружающем мире.
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников происходит под воздействием таких социальных институтов как: семья, детский сад, организации дополнительного образования, а также под влиянием массмедиа [14]. Помимо знаний, в процессе реализации игровой и других видов деятельности, ребенок осваивает комплекс человеческих взаимоотношений, способствующих формированию сопереживания, сочувствия, содействия; мотивов общения и социальных умений, позволяющих успешно адаптироваться в социуме
[14].
Первым детским обществом, способствующим формированию коммуникативных умений, является группа детского сада, в которой осуществляется овладение новыми социальными ролями, формируются взаимоотношения с детьми. В старшем дошкольном возрасте особое значение наряду со взрослыми приобретают
сверстники, с которыми организуется разнообразное взаимодействие, в ходе которого проявляется собственная позиция, сравнение себя с другими, возникают сомнения в верности действий другого человека. Старший дошкольник учится учитывать мнение партнеров по взаимодействию, осваивает нормы и правила различных видов деятельности, в том числе общения [15].
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является одним из значимых факторов коммуникативных умений. В 6-7 лет происходит осознание дошкольниками общепринятых норм и правил. Старшие дошкольники восприимчивы к окружающему миру в целом, и к общепринятым нормам, в частности. В связи с тем, что самооценка обучающихся в этом возрасте характеризуется эмоциональностью, дети часто дают себе положительную оценку. Отрицательное оценивание себя отмечается, по мнению Т.А. Репиной, только у отдельных воспитанников старшего дошкольного возраста [16]. Старший дошкольник, совершая плохой поступок, понимая, что поступил неправильно, часто не в состоянии это признать. Ребенок осознает, что хвастаться не нужно, но хочет отличиться среди остальных так явно, что идет на различные хитрости, чтобы быть лучше [17].
Большое значение в формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с различными видами самооценки имеют отношения ребенка с другими людьми. Если общения недостаточно, то способность оценивания себя развивается мало [9]. Ребенок не способен увидеть свои недостатки, и что-то изменить в себе, своем поведении. Только в общении он может осознать свои положительные и отрицательные стороны и изменить свою самооценку, доброжелательность взрослых этому способствует.
По результатам отдельных исследований отмечается взаимосвязь между уровнем сформированности коммуникативных умений и самооценки дошкольников [1825]. Так, выявлено, что высокий уровень коммуникативных умений обусловливает высокую дифференцированную адекватную самооценку детей [26]. Однако, вопрос об особенностях формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные виды самооценки, остается недостаточно исследован.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования: определить особенности формирования коммуникативных умений старших дошкольников с различными видами самооценок.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- уточнить содержание понятия «коммуникативные умения старшего дошкольника»;
- разработать программу занятий, направленную на формирование исследуемого феномена;
- проанализировать результаты деятельности
Цель статьи - диссеминация педагогического опыта по рассматриваемой проблеме.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эксперимент по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные виды самооценки, проводился на базе дошкольной образовательной организации г. Оренбурга. В эксперименте приняли участие 30 старших дошкольников. Применение методик изучения самооценки на начальном этапе работы позволило выявить доминирование завышенной самооценки.
Для изучения коммуникативных умений старших дошкольников в экспериментальной группе был реализован метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [27]. В процессе осуществления наблюдения учитывалось насколько дети инициативны, чувствительны к воздействиям сверстников, доминирующий эмоциональный фон. Заводился индивидуальный
Shavshayeva Lyudmila Yurevna, Samsonenko Lyudmila Sergeyevna pedagogical
FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SENIOR ... sciences
протокол для каждого ребенка, где проставлялись баллы в зависимости от выраженности критерия оценивания. На этой основе формулировались выводы о сформиро-ванности коммуникативных умений старших дошкольников.
Наблюдение проводилось в свободной деятельности детей и режимных моментах. В экспериментальной группе мы увидели, что для 60% старших дошкольников характерен средний уровень сформированности коммуникативных умений, соотносящийся, как правило, с завышенной самооценкой. Они готовы принять на себя главные роли, берут инициативу в свои руки, но на предложения сверстников откликаются редко, испытывают некоторые затруднения в общении со сверстниками. Только у 33% детей отмечается высокий уровень коммуникативных умений, проявляющийся в активном конструктивном участии в различных видах деятельности со сверстниками и взрослыми. В данной группе старших дошкольников отмечается наличие как адекватной, так и завышенной самооценки. Низкий уровень сформирован-ности коммуникативных умений выявлен у 7% дошкольников, имеющих заниженную и адекватную, но ближе к заниженной, самооценки. Дети играют в одиночестве, в стороне наблюдают за игрой сверстников, не проявляют активности в игровой и образовательной деятельности.
Для формирования коммуникативных умений старших дошкольников была спроектирована и реализована парциальная образовательная программа. Содержание программы предполагает учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). У старших дошкольников происходит активное развитие различных форм речи, способностей к анализу себя, в том числе в связи с осуществлением проб поставить себя на место другого. Развиваются способность сравнения себя с окружающими сверстниками и взрослыми, более точного осознания собственных поступков, по которым осуществляется оценка окружающими. В связи с развитием самосознания у детей возникает целостное представление о себе и об отношении окружающих людей [28]. Расширяются и возможности формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с различными видами самооценки.
При реализации содержания парциальной образовательной программы со старшими дошкольниками использовались:
- сюжетные игры,
- дидактические игры,
- настольные игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- педагогические ситуации,
- беседы, викторины, конкурсы.
При применении комплекса игр, направленных на формирование коммуникативных умений обучающихся, условно в работе были выделены следующие этапы:
1. Мотивация: вызов интереса к содержанию занятий; создание микроклимата доверия в группе, формирование ощущения успешности отдельных детей. Формирование доверительной атмосферы являлось необходимым основанием реализации остальных этапов, способствовало повышению мотивации старших дошкольников.
2. Познание: формирование у детей представлений о собственной личности, других людях, нормах поведения в обществе. Усвоение информации происходило с учетом уже имеющихся у детей знаний и опыта при взаимосвязи с окружающей действительностью.
3. Сотрудничество: формирование коммуникативных умений на основе принятия, осознанного отношения к деятельности, представлений о собственных особенностях / особенностях других людей, выявленных способов коммуникативной деятельности.
4. Анализ: формирование навыков анализа своих действий, поступков, мотивов в ходе занятий; соотнесе-260
ния с общепринятыми ценностями, деятельностью сверстников и взрослых.
Реализуя игровую деятельность, дети учились видеть положительные и отрицательные качества героев; доверять партнерам по игре; соблюдать правила, предусмотренные в конкретной игре. Игра помогала получить опыт общения с окружающими, а в дальнейшем - лучше адаптироваться к любой обстановке. В каждой новой игре у ребенка закладывались навыки заботы о других, которые позволяют выстроить уважительное отношение к себе и другим; сформировать умения принимать самостоятельные решения, анализировать и оценивать себя и героев; навыки саморегуляции. В игре дети сосредотачивались быстрее и успешнее, запоминали существенно больше информации. Понимание целевой установки
- запомнить увиденное и услышанное, сдерживаться в импульсивных действиях, способствовало формированию умения осуществлять регуляцию деятельности.
Тренинговый метод ситуационно-ролевой игры, предлагаемый О.В. Вакуленко при взаимодействии со старшими дошкольниками, предоставил значимые возможности для формирования исследуемого явления [29]. Реализация метода позволила выявить и осуществить набор необходимых для ребенка социальных ролей. Проведение занятий в игровой форме позволило вызвать эмоциональные переживания старших дошкольников, обусловивших активное участие детей. При проигрывании различных ролей происходило осознание и запоминание характерных для этих ролей моделей поведения, способствующие адекватному восприятию действий окружающих людей.
В старшем дошкольном возрасте отмечается избирательность отношения к игре, в связи с этим у детей была возможность принятия на себя роли значимого взрослого, поведение и поступки которого вызвали наибольший интерес. Выполняя ролевые функции, дети становились на противоположные точки зрения и анализировали объекты действительности с различных позиций, что приводило к формированию коммуникативных умений детей, позволяющих учитывать различные точки зрения. В зависимости от того, какие роли играли дети в ходе игры - равноправие, подчиненность, руководство
- определялся характер и уровень воздействия игровой деятельности.
Приведем примеры осуществления некоторых методов в процессе реализации парциальной образовательной программы. При проведении игры «Кто на фотографии, доброе утро!» детям, сидящим в кругу, предъявлялись фотографии изображениями вниз, и объяснялось, что нужно будет здороваться друг с другом по очереди. Для этого ребенок выходил в центр круга, брал любую фотографию, затем находил того, кто изображен на фотографии, подходил и здоровался одним из трех способов: пожать руку; помахать рукой; сказать: «Доброе утро» («Добрый день!»). Ребенок сначала отвечал на приветствие любым способом, а затем выходил в центр круга и выбирал фотографию. Игра-приветствие продолжалась до тех пор, пока в кругу не оставалась ни одной фотографии. Игра способствовала, прежде всего, настрою детей на организацию дальнейшего взаимодействия в группе.
Реализовывались игры, направленные на формирование умения работать в команде. Например, при игре «Разведчики» проводилась беседа с детьми, в процессе которой выяснялось, какие качества, по их мнению, должны быть у разведчиков (ответственность, смелость, умение контролировать свои эмоции и желания). Определяемое содержание качеств проигрывалось в различных этюдах, придумываемых совместно с детьми. Руководил работой «командир» - взрослый или один из детей. Задача «разведчиков» состояла в точном следовании указаниям командира. Сложность игры обусловила некоторые затруднения старших дошкольников при выявлении точного содержания отдельных качеств. Кроме
педагогические науки
Шавшаева Людмила Юрьевна, Самсоненко Людмила Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ СТАРШИХ ...
того, на начальных этапах проведения игры отмечались и трудности организации взаимодействия, выражающиеся в малой сформированности умения слышать и слушать другого, нежелании учитывать мнения другого, стремлении многих быть «командирами». В ходе реализации содержания парциальной образовательной программы отмечалась все большее стремление к согласованной деятельности.
Интересным был опыт проведения настольных игр, направленных на формирование коммуникативных умений. Так, играя в «Башню успеха» старшие дошкольники вытаскивали из основания башни, состоящей из набора деревянных брусков, ее составляющие и перекладывали вверх так, чтобы башня простояла как можно большее время и стала как можно выше. Реализация замысла осуществлялась сложно, однако анализ тактики и стратегии каждого участвующего ребенка, проводимый после игры, способствовал формированию умения договариваться, взаимному контролю, взаимопомощи и рациональному использованию средств совместных действий.
При реализации парциальной образовательной программы осуществлялся просмотр и обсуждение современных мультфильмов, при этом сочетался наглядный материл и речь педагога. Работа с мультфильмами начиналась с вступительного слова, в котором обозначалась определенная проблема, затем показывался мультфильм, проводилось обсуждение, формулировались выводы. Осуществление данной деятельности способствовало расширению представлений детей о возможностях человеческого общения, формированию оценочного отношения к окружающему миру, и в целом, совершенствованию коммуникативных умений старших дошкольников, на основе увиденных положительных / отрицательных примеров.
При формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста важным было участие в осуществляемых видах деятельности старших дошкольников с различными видами самооценки. В ходе проведения занятий было отмечено возникновение различных негативных явлений в детской группе: агрессивность, тревожность, замкнутость, обусловленных, в том числе, различной самооценкой обучающихся. Однако дальнейшее формирование исследуемого явления показало возможность развития конструктивных отношений со сверстниками и взрослыми, при адекватном оценивании себя и других людей.
По итогам экспериментальной работы для изучения коммуникативных умений старших дошкольников был также реализован метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Наблюдение осуществлялось в режимных моментах, игре и свободной деятельности. В ходе применения метода наблюдения были получены следующие результаты: более половины детей (60%) имеют высокий уровень сформированно-сти коммуникативных умений. Старшие дошкольники активно привлекают сверстников к своей деятельности, вносят предложения об использовании различных вариантов взаимодействия; с интересом демонстрирует отклик в связи с инициативами других, активно участвует в организуемой деятельности; характерен положительный эмоциональный настрой при осуществлении деятельности.
Для менее чем половины воспитанников характерен средний уровень сформированности коммуникативных умений (40%). Данные старшие дошкольники часто проявляют инициативу, однако бывают чрезмерно настойчивым; не всегда готовы откликнуться на предложения сверстников. Возможно проявление негативной окраски общения обучающихся со сверстниками, что говорит о некоторых затруднениях при взаимодействии с другими детьми. Низкого уровня сформированности коммуникативных умений не выявлено, что позволяет отметить отсутствие детей старшего дошкольного возраста, не проявляющих активности, играющих в одиночестве или
пассивно следующих за сверстниками; не отвечающих на предложения других; с преобладающим негативным эмоциональным фоном. Динамика результатов исследования самооценки также была положительной.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, определены некоторые особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные виды самооценки. Приведены результаты исследования сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, актуализирующие рассматриваемую проблему. Обозначена необходимость проектирования и реализации парциальной образовательной программы, направленной на формирование коммуникативных умений старших дошкольников с различными видами самооценок. Представлены методы, значимые для формирования исследуемого феномена. Особое значение отводится организации игровой деятельности обучающихся. Итоговые результаты показывают положительную динамику сформированности коммуникативных умений детей с различными видами самооценки. По итогам проведенной работы подготовлены конспекты занятий парциальной образовательной программы, методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций.
В рамках проведенного исследования рассмотрены не все аспекты формирования коммуникативных умений старших дошкольников с различными видами самооценки. Дальнейшие исследования возможны в связи с уточнением взаимосвязи уровня сформированности коммуникативных умений детей и видом самооценки; выявлением влияния на формирование исследуемого явления иных особенностей личности детей, характера взаимодействия взрослых субъектов образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) //Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265).
2. Матвеева М.Г. Коммуникативная компетентность как социальная одаренность детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2013. № 1(35). С.77-82.
3. Чувашова Н.Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста // http://elar.uspu.ru/bitstream/ uspu/2318/1/liv-2014-1-53.pdf
4. Выготский Л.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2005. 432 с.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Книга по Требованию, 2012. 392 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2012. 228 с.
7. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. 192 с.
8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. М.: Гардарики, 2005. 161 с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 320 с.
10. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. 160 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ.: Питер, 2008. 398 с.
12. Кон И.С. Ребёнок и окружение. М.: Просвещение, 2005. 123 с.
13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2017. 288 с.
14. Пасальская Т.Л. К вопросу о формировании базовых элементов социальной компетентности у старших дошкольников в группах кратковременного пребывания // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2011. № 8. С. 111116.
15. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. 2005. №3. С.23-33.
16. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. М.: Просвещение, 2006. 144с.
17. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы. М.: Просвещение, 2008. 128 с.
18. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников
Shavshayeva Lyudmila Yurevna, Samsonenko Lyudmila Sergeyevna FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF THE SENIOR ..
pedagogical sciences
к развитию речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 128133.
19. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию //Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 54-57.
20. Шадрина Л.Г. Обучение дошкольников речи-рассуждению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3 (10). С. 257-260.
21. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.
22. Комарова И.А., Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 161-164.
23. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.
24. Ломоносова Н.В. Анализ зарубежного опыта формирования этнокультурных представлений в картине мира ребенка-дошкольника //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 285288.
25. Лысогорова Л.В., Салдаева Е.Н. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 64-66.
26. Ремизова К.А. Взаимосвязь коммуникативных умений и уровня развития самооценки детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. М.: Перо, 2015. С.97-110.
27. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2010. 176 с.
28. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта, Наука, 2010. 392с.
29. Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам. дисс... канд.пед.наук. Екатеринбург, 2000. 216 с.
Статья поступила в редакцию 29.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019