Научная статья на тему 'Особенности самооценки и тревожности детей 5-7 лет в контексте кросс-культурного исследования'

Особенности самооценки и тревожности детей 5-7 лет в контексте кросс-культурного исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
841
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИК / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / IDENTITY / VIEW OF HIMSELF / SELF-ESTEEM / PRESCHOOL / CROSS-CULTURAL STUDIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисичкина Алена Геннадьевна, Овчинников Михаил Владимирович, Трушина Ирина Александровна

Цель: данное эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей самооценки и тревожности детей 5-7 лет в России и Германии. Мы предполагаем, что формирующиеся под влиянием социальных условий особенности самооценкии и тревожности имеют различия у российских и немецких дошкольников. Методы: тест изучения тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена, методика «Лесенка» В.Г. Щур. Результаты: с увеличением возраста дошкольников наблюдается тенденция снижения уровня самооценки и тревожности при сохранении их в рамках возрастной нормы. У российских дошкольников снижение данных показателей проявляется сильнее, чем у немецких. Выявлены статистически достоверные различия по ряду показателей самооценки и тревожности между российской и немецкой выборками. Полученные эмпирические факты могут быть интерпретированы как проявление этнокультурной вариативности самооценки и тревожности. Данные показатели говорят о влиянии социальных условий (социально-экономических, социально-культурных, экономических) на их формирование. Научная новизна : в ходе кросс-культурного исследования выявлены различные тенденции у российских и немецких дошкольников в проявлении самооценки и тревожности. Практическая значимость : результаты исследования позволят разработать новые технологии психологической работы с личностью дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SELF-ESTEEM AND ANXIETY OF 5-7 YEARS CHILDREN IN THE CONTEXT OF CROSS-CULTURAL RESEARCH

Purpose: this empirical study is aimed at studying the characteristics of self-esteem and anxiety of children aged 5-7 years in Russia and Germany. We assume that the features of self-esteem and anxiety that develop under the influence of social conditions are different for Russian and German preschoolers. Methods: test of anxiety (P. Temple, M. Dorkey, E.W. Amen, "Lesenka" technique (V.G. Shchur). Results: with the increase in the age of preschoolers, there is a tendency for a decrease in the level of self-esteem and anxiety while maintaining them within the framework of the age norm. At Russian preschool children, the decline in these indicators is more pronounced than in the German ones. There were statistically significant differences in a number of indicators of self-esteem and anxiety between Russian and German samples. The obtained empirical facts can be interpreted as a manifestation of the ethno-cultural variability of self-esteem and anxiety. These indicators indicate the impact of social conditions (socio-economic, socio-cultural, and economic) on their formation. Scientific novelty: in the course of cross-cultural research, various trends in Russian and German preschool children in the manifestation of self-esteem and anxiety were revealed. Practical significance: the results of the research will allow developing new technologies of psychological work with the personality of preschool children.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки и тревожности детей 5-7 лет в контексте кросс-культурного исследования»

психологические науки

Лисичкина Алена Геннадьевна, Овчинников Михаил Владимирович, Трушина Ирина Александровна ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ...

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2018

Лисичкина Алена Геннадьевна, ассоциированный член

Психологический институт Российской академии образования (125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail: al1975@spartak.ru) Овчинников Михаил Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной и клинической психологии Трушина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, проректор по работе с молодежью, доцент кафедры психологии Челябинский государственный университет (454001, Россия, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, e-mail: trushina_ia@mail.ru)

Аннотация. Цель: данное эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей самооценки и тревожности детей 5-7 лет в России и Германии. Мы предполагаем, что формирующиеся под влиянием социальных условий особенности самооценкии и тревожности имеют различия у российских и немецких дошкольников. Методы: тест изучения тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена, методика «Лесенка» В.Г. Щур. Результаты: с увеличением возраста дошкольников наблюдается тенденция снижения уровня самооценки и тревожности при сохранении их в рамках возрастной нормы. У российских дошкольников снижение данных показателей проявляется сильнее, чем у немецких. Выявлены статистически достоверные различия по ряду показателей самооценки и тревожности между российской и немецкой выборками. Полученные эмпирические факты могут быть интерпретированы как проявление этнокультурной вариативности самооценки и тревожности. Данные показатели говорят о влиянии социальных условий (социально-экономических, социально-культурных, экономических) на их формирование. Научная новизна: в ходе кросс-культурного исследования выявлены различные тенденции у российских и немецких дошкольников в проявлении самооценки и тревожности. Практическая значимость: результаты исследования позволят разработать новые технологии психологической работы с личностью дошкольников.

Ключевые слова: представление о себе, самооценка, тревожность, дошкольник, кросс-культурное исследование.

FEATURES OF THE SELF-ESTEEM AND ANXIETY OF 5-7 YEARS CHILDREN IN THE CONTEXT OF CROSS-CULTURAL RESEARCH

© 2018

Lisichkina Alena Gennadievna, associated member

Psychological Institute of Russian Academy of Education (125009, Russia, Moscow, Mochovaya str. 9, building 4, e-mail: al1975@spartak.ru) Ovchinnikov Mikhail Vladimirovich, Candidate of Psychological sciences (PhD), associate professor, Head of the Chair of Special and Clinical Psychology Trushina Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), vice Rector for youth work, associate professor of Chair of Psychology Chelyabinsk State University (454001, Russia, Chelyabinsk, Bratiev Kashirinykh str, 129, e-mail: trushina_ia@mail.ru)

Abstract. Purpose: this empirical study is aimed at studying the characteristics of self-esteem and anxiety of children aged 5-7 years in Russia and Germany. We assume that the features of self-esteem and anxiety that develop under the influence of social conditions are different for Russian and German preschoolers. Methods: test of anxiety (P. Temple, M. Dorkey, E.W. Amen, "Lesenka" technique (V.G. Shchur). Results: with the increase in the age of preschoolers, there is a tendency for a decrease in the level of self-esteem and anxiety while maintaining them within the framework of the age norm. At Russian preschool children, the decline in these indicators is more pronounced than in the German ones. There were statistically significant differences in a number of indicators of self-esteem and anxiety between Russian and German samples. The obtained empirical facts can be interpreted as a manifestation of the ethno-cultural variability of self-esteem and anxiety. These indicators indicate the impact of social conditions (socio-economic, socio-cultural, and economic) on their formation. Scientific novelty: in the course of cross-cultural research, various trends in Russian and German preschool children in the manifestation of self-esteem and anxiety were revealed. Practical significance: the results of the research will allow developing new technologies of psychological work with the personality of preschool children.

Keywords: identity, view of himself, self-esteem, preschool, cross-cultural studies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Наше время - это время глобальных социальных перемен, эпоха транзитивности, которую характеризуют кризисное состояние мира, кардинальные социальные трансформации, изменение ценностей, привычных норм, социальных представлений, усиление социальной неопределенности, расширение информационного пространства и глобализация общества. В связи с глобальными историческими переменами в обществе происходят реальные изменения современного ребенка. Проблема исследования детства в современном мире является достаточно актуальной. Расширение информационного пространства и глобализация общества вызывает интерес к кросс-культурным исследованиям, однако Т.Д. Марцинковская констатирует, что в этом контексте психология детства все еще мало исследована как ком-плекная проблема [1]._

Дошкольный возраст - период осознания ребенком самого себя, мотивов и человеческих отношений. При изучении особенностей личностного развития детей одной из самых значительных и актуальных тем в психологической науке можно считать проблему становления самосознания ребенка. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности [2]. Самооценка, являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Самооценка имет множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает важной детерминантой всех форм и видов деятельности, и общения. В старшем дошкольном возрасте происходит качественный скачек в развитии самооценки [3]. Большинство исследователей доказывают, что на самооценку ребенка оказывает се-

Lisichkina Alena Gennadievna, Ovchinnikov Mikhail Vladimirovich, Trushina Irina Aleksandrovna FEATURES OF THE SELF-ESTEEM AND ANXIETY OF 5-7 YEARS ...

psychological science

рьезное влияние тревожность (Л.И. Божович, 2008 [4]; М.З. Неймарк, 1975 [5]; А.М. Прихожан, 2007 [6]).

Проблема изучения психологических и физиологических показателей психических состояний, и устойчивых эмоционально-личностных нарушений была поставлена в работах Р.Б. Кеттела, посвященных тревожности. Практическая значимость исследований по данной тематике состоит в подготовке современного ребенка к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире. Дошкольное детство является уникальным периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя как части предметного и социального мира, развития способностей. В дошкольном возрасте формируются важные элементы, входящие в структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. Своевременность развития данных структурных элементов самосознания влияет на дальнейшую социализацию ребенка.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научной психологической литературе самоценка рассматривается как обобщенное, устойчивое внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе (Л.С. Выготский, 1984) [7]), как «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин, 2006) [8]); устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе (И.И. Чеснокова, 1977 [9]); результат самопознания (К.К. Платонов, 1972 [10]). Изучены факторы влияющие на формирование самооценки дошкольника: позиция по отношению к родителям (Е.Н. Васильева, 2015 [11]); сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, интериоризация реакций социума на данного индивида (А.В. Захарова, 1993 [12]); организованная игровая деятельность (Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко, 2017 [13]).

Ряд исследований выявили взаимосвязь самооценки с гендерной идентичностью (В.С. Чернявская, 2015

[14]) с оценками окружающих (А.И. Липкина, 1976

[15]; Г. Селевко, 2002 [16]), с уровнем притязаний (Л.С. Славина, 1966 [17]), с особенностями игровых отношений (Л.И. Уманец, 1987 [18]), с соматическим здоровьем дошкольников (З.Я. Баранова, 2018 [19]).

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с возможным неблагополучием, с предчувствием опасности [6], привлекающее внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, позволяющее мобилизовать силы, как обязательная характеристика активной деятельности личности [4]. Рядом авторов получены достаточно согласованные результаты в исследовании влияния тревожности на эффективность деятельности: тревожность способствует успешности деятельности в относительно простых для индивида ситуациях и препятствует и даже ведет к полной дезорганизации деятельности - в сложных (Г.Ш. Габдреева, 1990 [20]; Ю.Л. Ханин, 1980 [21]; Х. Хекхаузен, 1986 [22]). Изучены особенности взаимосвязи тревожности с личностными, интеллектуальными особенностями, особенностями восприятия (Ю.М. Забродин 1989 [23]; И.А. Мусина, 1993 [24]), полом, параметрами социальной, школьной среды (И.П. Шкуратова, 1994 [25]), особенностями школьной адаптации (В.А. Гуров, 2009 [26]), поведение в экзаменационной ситуации (С.В. Коваленко, 2010 [27]), уровнем притязаний (Я. Рейковский, 1979 [28]), типами акцентуаций (А.В. Захарова, 1993 [12]). Ряд исследований посвящены изучению роли тревожности в возникновении неврозов и психосоматических расстройств у детей (Ю.А. Александровский, 1993 [29]; В.А. Ананьев, 1988 [30]; Н.Д. Былкина, 1995; [31]). Ряд исследований посвящены рассмотрению частных видов тревожности в детском возрасте: вознкающей в образовательном про-

цессе (А.К. Дусавицкий, 1982 [32]; Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова, 1983 [33]), тревожности ожиданий в социальном общении (И.В. Никитина, Холмогорова, 2010 [34]), «компьютерной» тревожности (А.Е.Сережкина, 2012 [35]; С.Е. Жуликов, О.В. Жуликова, 2013 [36]). А также рассмотрению факторов, способствующих формированию тревожности (А.М. Прихожан, 2007 [6]; С.А. Великова, 2014 [37]).

Формирование целей статьи (постановка задания). Данное эмпирическое исследование направлено на изучение особенностей самооценки и тревожности детей 5-7 лет в России и Германии. Мы предполагаем, что формирующиеся под влиянием социальных условий особенности самооценкии и тревожности имеют различия у российских и немецких дошкольников.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Выборка составила 150 детей в возрасте 5-7 лет, посещающих дошкольные учреждения г. Орска (Россия) и г. Люнебург (Германия). Диагностическая работа осуществлялась на базе МДОАУ ЦРР «Радуга» № 94 г. Орска Оренбургской области и Нидерзагсен г. Люнебург Oedeme Kindergarten. В исследовании использованы следующие психодиагностические методики: методика «Лесенка» В.Г. Щур [38], тест изучения тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена, [39]. Сравнение российски-ой и немецкой выборок осуществлялось с использова-нем критерий £/-Манна-Уитни.

Таблица 1 - Средние значения показателей тревожности и самооценки

Категория детей Средние значения

Самооценка 5-6 лет Самооценка 6-7 лет Тревожность 5-6 лет Тревожность 6-7 лет

Россия 53,4 47 17,5 8.3

Германия 58,2 52,6 163 и ;

Анализ полученных средних значений показал, что с увеличением возраста дошкольников наблюдается тенденция снижения уровня самооценки и тревожности. Особенно заметным по сравнению с немецкой выборкой является снижение уровня самооценки и тревожности у российских дошкольников 6-7 лет. При этом показатели самооценки и тревожности во всех исследуемых группах находятся в рамках возрастной нормы. Результаты настоящего исследования соотносятся с данными, полученными Е.А. Кедяровой и О.А. Белобрыкиной, в соответствии с которыми к концу дошкольного возраста у детей становятся более выраженными элементы рефлексии, следовательно, они начинают более критично относится к себе. В свою очередь, повышение самокритичности закономерно обусловлено изменением отношения к взрослым, чьи оценки начинают играть более существенную роль в процессе личностного становления ребенка. Показатели тревожности свидетельствует об эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, дают косвенную информацию об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Тревожность, в отличие от самооценки, является менее динамичным образованием в дошкольном возрасте.

Для выявления различий между показателями самооценки и тревожности у дошкольников России и Германии был использован критерий £/-Манна-Уитни.

Были получены следующие различия (таблицы 1 и

2).

Таблица 2 - Достоверность различий показателей самооценки дошкольников России и Германии

Показатель Эмпирическое значение U Уровень значимости

Самооценка (5-6 лет) 249,5 0,218

Самооценка (6-7 лет) 845,5 0,005

Результаты сравнительного анализа показали, что

психологические науки

Лисичкина Алена Геннадьевна, Овчинников Михаил Владимирович, Трушина Ирина Александровна ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ...

получены статистически достоверные различия по показателю самооценки между группами российских и немецких дошкольников 6-7 лет (р=0,005), в то время как статистически достоверные различия по показателю самооценки между теми же группами детей в возрасте 5-6 лет отсутствуют (р=0,218).

Таблица 3 - Достоверность различий показателей тревожности дошкольников России и Германии

Показатель Эмпирическое значение U Уровень значимости

Тревожность (5-6 лет) 100,5 0,089

Тревожность (6-7 лет) 526 0,224

Результаты сравнительного анализа показали, что на уровне статистической тенденции обнаружены различия по показателю тревожности между группами российских и немецких дошкольников 5-6 лет (p=0,089). Различия показателей тревожности у 6-7-летних детей не выявлены (p=0,224).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

С увеличением возраста дошкольников наблюдается тенденция снижения уровня самооценки и тревожности при сохранении их в рамках возрастной нормы. У российских дошкольников снижение данных показателей проявляется сильнее, чем у немецких. Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте связано с реалистической оценкой детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Свои личностные качества в рассматриваемый период дети оценивают менее объективно. К концу дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, происходит интеллектуализация отношения ребенка к себе, преодоление прямого влияния взрослых на самооценку ребенка.

В ходе статистического анализа выявлены достоверные различия по ряду показателей самооценки и тревожности между дошкольниками, входящими в российскую и немецкую выборки. Полученные эмпирические факты могут быть интерпретированы как проявление этнокультурной вариативности самооценки и тревожности. Данные показатели говорят о влиянии социальных условий (социально-экономических, социально-культурных, экономических) на их формирование. Результаты данного исследования нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Марцинковская Т. Д. Психического развитие современного дошкольника-константы и трансформации // Мир психологии. 2015. № 1 (81).

2. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1999. 272 с.

3. Бернс Р. Развитие Я - концепция и воспитание / под ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

5. Неймарк М.З. Некоторые проблемы личности школьника [Текст] / М. С. Неймарк, д-р психол. наук. Москва: Знание, 1975. 64 с.

6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. 304 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика. 1984.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. 736 с.

9. Чеснокова И.И. К вопросу об исследовании самосознания в психологическом аспекте // Личность и деятельность: Тез. докл. V Всесоюзн. Съезда психологов СССР. М., 1977. С. 29-30.

10. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 312 с.

11. Васильева Е.Н. Детские роли и их взаимосвязь с

самооценкой, уровнем тревожности и восприятием дошкольником семейной ситуации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3.

12. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. М., 1993. 274с.

13. Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2017. № 4 (21).

14. Чернявская В.С., Буслова А.Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Концепт. 2015. № 7.

15. Липкина А.И. Самооценка младшего школьника. М., 1976.

16. Селевко Г. Технология саморазвития личности школьников // Воспитание школьников. 2002. № 4. С. 9-14.

17. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.

18. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников // Вопросы психологии. № 4. 1987. 61 с.

19. Баранова З.Я. Самооценка и соматическое здоровье старших дошкольников // Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики / Сборник научных статей (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) / под ред. Мерзляковой Г.В., Баталовой Л.В., Даньшиной С.А., Меншатовой О.В., Михалёвой Е.И., Васюра С.А. Издательский центр «Удмуртский университет», 2018.

20. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 1990.

21. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.

22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., Педагогика, 1986.

23. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6.

24. Мусина И.А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. М.,1993.

25. Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994. 155 с.

26. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. 2009. № 4.

27. Коваленко С.В. Индивидуальные особенности и экзаменационная тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования // Преподаватель XXI век. 2010. № 1.

28. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Перевод с польского и вступительная статья В.К. Вилюнаса / под общ. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

29. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.

30. Ананьев В.А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки: автореф. дисс.канд. психол. наук. Л., НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1988.

31. Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в «норме» и при психосоматической патологии: дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

32. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. Вопросы психологии. 1982. № 3.

33. Нежнова Т. А., Филиппова Е, В. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лету. Новые исследования в психологии. 1983. № 2.

34. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная

Lisichkina Alena Gennadievna, Ovchinnikov Mikhail Vladimirovich, Trushina Irina Aleksandrovna FEATURES OF THE SELF-ESTEEM AND ANXIETY OF 5-7 YEARS ...

psychological science

тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1. Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 1.

35. Серёжкина А. Е. Отношение к компьютеру и информационным технологиям как психолого-педагогическая проблема. Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 23.

36. Жуликов С. Е., Жуликова О. В. Факторы компьютерной тревожности в освоении информатики // Гаудеамус. 2013. № 2 (22).

37. Великова С.А. Тревожность детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы образования XXI века. 2010. № 5. С. 3-7.

38. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности. Теория и эксперимент. М., 1982.

39. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

Статья поступила в редакцию 27.06.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.