ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Е.В. Славутская, Н.С. Вострецова
Аннотация. Представлены результаты исследования взаимосвязи самооценки с эмоциональной сферой старших дошкольников. Проведены факторный и корреляционный анализ данных тестирования детей разного пола. Обнаружены гендерные различия в самооценке старших дошкольников, которые проявляются во взаимосвязях самооценки с признаками эмоционального неблагополучия.
Ключевые слова: гендерные особенности, самооценка, эмоциональная сфера, старшие дошкольники.
FACTOR ANALYSIS OF GENDER PECULIARITIES OF EMOTIONAL
SPHERE AND SELF-ASSESSMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN
E. Slavutskaya, N. Vostretsova
Abstract. The results of the research of the relationship of self-assessment with the emotional sphere of senior preschoolers are presented. The factor and correlation analysis of approved data about children of different sex is being carried out. Gender differences in the self-assessment of senior preschoolers, which are manifested in the relationship of self-assessment with signs of emotional distress are discovered.
Keywords: gender peculiarites, self-assessment, emotional sphere, Senior pre-schoolers.
Психологическое сопровождение развития личности ребенка должно учитывать их гендерные особенности [1-3]. Большая часть исследований гендерных особенностей самооценки детей, представленных в отечественной психологической литературе, посвящена проблеме обусловленности этих особенностей самооценки культурным и социальным контекстами, в том числе - в дошкольном возрасте [4-6]. По данным Л.И. Божович, правильное формирование
самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка дошкольника формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребёнка и собственной оценки её результатов [7, с.145].
Представление о себе и самооценка у детей разного пола могут измениться под воздействием семьи и окружения. Например, заниженная самооценка девочек определяется
переживаниями, которые могут возникнуть из-за ухудшения взаимоотношений с близкими людьми, а у мальчика это событие не окажет влияние на его самооценку. Для девочек
отношения с близкими считаются весьма значимы, что относят к гендерным стереотипам
[4].
В настоящей работе представлены результаты исследования, в котором принимали участие старшие дошкольники: 45 мальчиков и 48 девочек в возрасте от 5 до 7 лет. Базой для исследования послужили МБДОУ «Детский сад № 110» г. Чебоксары и ГБДОУ «Детский сад № 2414» с развивающими программами, г. Москвы. Цель исследования - изучить самооценку мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и ее взаимосвязь с признаками эмоционального неблагополучия.
Использованы стандартные, широко распространенные диагностические
инструменты: методика «Лесенка» В.Г. Щура выявляет самооценку как потребность в достижении; тест «Выбери нужное лицо» (ВНЛ, тревожность в социальном взаимодействии); проективный тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ, симптомокомплексы которого оцениваются как признаки эмоционального неблагополучия). Результаты диагностики старших дошкольников по тесту «Лесенка» В.Г. Щура представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Самооценка дошкольников по тесту «Лесенка»
Девочки Мальчики
НЗС ЗС АС НС НЗС ЗС АС НС
18% 40% 40% 2% 27% 51% 16% 6%
Примечание: неадекватно завышенная самооценка (НЗС), завышенная самооценка (ЗС), адекватная самооценка (АС), низкая самооценка (НС).
Из таблицы видно, что у обеих групп детей наблюдается завышенная самооценка, что считается нормой для детей этого возраста, которая обеспечивает полноценное психическое развитие [3]. Однако у мальчиков этот процент намного выше (85% детей с ЗС+НЗС).
Для оценки связей и группировки психодиагностических данных использовались корреляционный и факторный анализы, которые при разделении респондентов по признаку пола, позволяют эффективно оценить гендерные различия взаимосвязей психологических
признаков [8;9]. Метод вращения матрицы факторных нагрузок Varimax normalized. X - собственные значения факторов, S -процентный вклад фактора в общую дисперсию.
В таблицах 2 и 3 приведены данные факторного анализа связи признаков эмоционального неблагополучия с самооценкой для детей разного пола. По критерию Кайзера выделены 5 факторов, собственные значения которых X оказываются больше единицы.
Таблица 2. - Результаты факторного анализа (мальчики)
Признаки Факторные нагрузки
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
Незащищенность 0,228352 0,745674 0,105946 -0,38270 -0,199319
Тревожность 0,053517 0,012586 0,854213 0,101611 -0,200630
Недоверие к себе -0,240841 0,091133 -0,71735 0,003522 -0,346428
Чувство неполноценности 0,814583 0,222011 0,139778 0,079479 0,100991
Враждебность 0,659357 0,174828 0,190656 0,549475 0,046593
Конфликтность 0,793176 -0,343779 0,067642 0,001811 0,088724
Трудности общения 0,072664 0,092751 -0,23523 -0,86408 -0,172222
Депрессивность -0,115198 0,905702 -0,12064 0,009664 0,089889
Выбери нужное лицо -0,349322 0,205013 0,177594 -0,78350 0,069267
Самооценка 0,132410 -0,013197 -0,00055 0,096711 0,938335
Expl.Var (X) 1,998547 1,633634 1,417390 1,835006 1,143246
Prp.Totl 20 16 14 18 11
Таблица 3. - Результаты факторного анализа (девочки)
Признаки Факторные нагрузки
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
Незащищенность 0,850365 0,289453 0,143929 0,140990 -0,073800
Тревожность 0,119513 -0,622958 0,003555 0,002860 0,606877
Недоверие к себе 0,077911 0,914985 0,070963 0,033591 0,022319
Чувство неполноценности -0,025672 -0,043247 -0,00144 -0,11885 -0,941321
Враждебность 0,503681 0,472784 -0,34461 -0,32248 0,315666
Конфликтность 0,053090 0,024921 0,058684 0,933828 0,075528
Трудности общения 0,352392 0,049677 -0,73147 0,055500 -0,131391
Депрессивность 0,241790 0,076792 0,758072 0,316353 -0,015632
Выбери нужное лицо 0,096470 -0,086101 -0,68939 0,530933 0,267870
Самооценка 0,787569 -0,306849 -0,26096 0,013335 0,178793
Expl.Var (X) 1,812860 1,645009 1,801062 1,396401 1,486908
Prp.Totl 18 16 18 14 15
Сравнение данных, приведенных в таблицах 2 и 3, и результатов корреляционного анализа, проведенных отдельно для мальчиков и девочек в г. Москва и г. Чебоксары, позволяют сделать следующие общие выводы.
1. Тревожность по тесту ВНЛ не связана с тревожностью по тесту ДДЧ, это - общая закономерность, проявляющаяся для девочек и для мальчиков из разных ДОУ (г. Москва и г. Чебоксары).
2. Самооценка мальчиков не связана с остальными данными тестирования (фактор 5), в то время, как самооценка девочек связана с признаками эмоционального неблагополучия (первый фактор с максимальным вкладом в общую дисперсию). Это также общее правило, подтверждающееся результатами корреляционного анализа данных детей из разных
ДОУ.
3. Взаимосвязи между признаками эмоционального неблагополучия по результатам теста ДДЧ существенно различаются для детей разного пола.
Результаты факторного анализа
эмоционального неблагополучия и самооценки мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста позволяют констатировать следующее:
- первый фактор у мальчиков показал тесную взаимосвязь следующих симптомокомплексов (признаков эмоционального неблагополучия): чувство неполноценности, враждебности и конфликтности; у девочек же незащищенность и самооценка напрямую связаны друг с другом;
- второй фактор у мальчиков показал взаимосвязь следующих симптомокомплексов (признаков эмоционального неблагополучия): незащищенность и депрессивность; у девочек - обратная связь тревожности и недоверия к себе;
- третий фактор у мальчиков показал взаимосвязь тревожности и недоверия к себе; у
девочек - связь депрессивности и возникающих трудностей в общении;
- четвертый фактор у мальчиков показывает связь трудностей в общении и тревожности в социальном взаимодействии (тест ВНЛ); у девочек - высокий показатель конфликтности выделяется в отдельный фактор;
- в пятом факторе у мальчиков - высокий показатель самооценки, которая не зависит ни от каких-либо симптомокомплексов (признаков эмоционального неблагополучия); у девочек -прямая взаимосвязь тревожности и чувства неполноценности.
Самооценка мальчиков не связана с эмоциональными показателями. У девочек самооценка напрямую связана с чувством незащищенности. Заниженная самооценка девочек обусловлена переживаниями, возникающими из-за ухудшения
взаимоотношений с близкими людьми, у мальчиков это событие не оказывает влияния на самооценку. Происходит это потому, что для девочек значимы взаимоотношения с близкими людьми.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. В самооценке старших дошкольников существуют гендерные различия, которые проявляются в особенностях взаимосвязи самооценки с эмоциональной сферой мальчиков и девочек.
2. Для формирования адекватной самооценки у старших дошкольников на основе их личностных особенностей самовосприятия для мальчиков важно снижать проявление агрессивности и враждебности; у девочек -корректировать самооценку необходимо во взаимосвязи с субъективным чувством незащищенности.
Литература:
1. Бендас Т.В. Тендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира /В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 178 с.
3. Славутская Е.В. Психологическое сопровождение учащихся: учебное пособие / Е.В. Славутская. Серия «Психолог в школе». - Чебоксары: Чувашский гос. пед. университет им. И.Я. Яковлева, 2010. - 191 с.
4. Долгова В.И. Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, О.И. Кузнецова // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 65-72. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56977.htm
5. Улисных А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе / А.А. Улисных // Педагогика: традиции и инновации / Материалы VI междунар. науч. конф. -Челябинск. - 2015. - С. 97-102.
6. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, А.Ф. Буслова // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15230. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/15230.htm
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. -400 с.
8. Славутская Е.В. Личностные характеристики и гендерные особенности младших подростков / Е.В. Славутская. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. - 201 с.
9. Славутская Е.В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков [Электронный ресурс] / Е.В. Славутская // Психологическая наука и образование. -2011. - № 3. - С. 151-160. - Режим доступа: http://www.psyedu.ru
Сведения об авторах:
Славутская Елена Владимировна (г. Чебоксары, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Вострецова Наталья Сергеевна (г. Чебоксары, Россия), аспирант, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Slavutskaya (Cheboksary, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of Psychology and Social Pedagogy, Chuvash State Pedagogical University I. Yakovleva.
N. Vostretsova (Cheboksary, Russia), Post-graduate student, Chuvash State Pedagogical University I. Yakovlev, e-mail: [email protected]