Научная статья на тему 'К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности'

К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2517
723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / РАЗВИТИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / НОВООБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТИВАЦИЯ / СИМПТОМЫ "ДОМАШНЕГО ПОВЕДЕНИЯ" / ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / МОТИВАЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / SYMPTOMS OF "HOME BEHAVIOR" ANXIETY / AGE CRISIS / DEVELOPMENT / READINESS TO SCHOOL / NEW ABILITY / SUBJECTIVATION / SELF-APPRAISAL / MOTIVATION / THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко Виктория Евгеньевна

Статья посвящена проблеме развития детей в период «кризиса семи лет». Цель исследования обнаружить особенности кризисной симптоматики у детей с разным уровнем школьной готовности. Рассматриваются симптомы «домашнего поведения» детей, тревожность, самооценка, готовность к обучению. Обнаружено, что у детей с высоким уровнем готовности кризис более выражен, чем у детей с низким уровнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Studying Age Crisis among Children with Different Level of Readiness to School

This article is devoted to the problem of children development during the "crisis of seven years old". The aim of this research is to find distinctive features of crisis symptoms among children with different level of readiness to school. Present survey considers the data on symptoms of "home behavior", anxiety, self-appraisal, readiness to education. Findings show that children with high level of readiness to school have more crisis symptoms then children with low level.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования возрастного кризиса детей с разным уровнем школьной готовности»

В. Е. Василенко

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИя ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ДЕТЕЙ

с разным уровнем школьной готовности

Развитие психологии возрастных кризисов в отечественной науке связано с именами П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Л. С. Выготский включил кризисные периоды в общую схему детского развития и подчеркнул, что возрастные кризисы необходимы для нормального, поступательного хода развития личности1. Принцип чередования стабильных и критических возрастов лежит в основе его периодизации. Л. С. Выготский рассматривает кризис как кульминацию микроизменений, накапливаемых в стабильные периоды, и связывает его с изменением социальной ситуации развития. Еще одна важная мысль Л. С. Выготского состоит в том, что развитие ребенка — это периодические акты «овладения собственным поведением». С тем, что этапы роста произвольности психических функций являются существенными моментами в качественном изменении возрастного развития, соглашался и Б. Г. Ананьев2.

В концепции Д. Б. Эльконина кризис также предстает как акт развития. Он связан с продуктивным действием, когда создается предмет, меняющий обстоятельства своего же построения3.

Эти идеи сохранили свою актуальность и в настоящее время. Так, возрастные кризисы на современном этапе развития психологии рассматриваются как нормативные, закономерные периоды жизненного цикла человека. Они являются переходными и выполняют функцию «разделителей» между качественно своеобразными стабильными периодами4. Происходящие при этом изменения затрагивают различные уровни организации человека5.

В концепции К. Н. Поливановой кризис — это совершенно специфическое психологическое пространство, в котором совершается акт развития6. Все новообразования критических возрастов связаны с выходом на новый уровень произвольности поведения. Психологическое содержание кризиса — субъективация способностей. В предшествующий стабильный период новообразование формируется, но лишь объективно. Ребенок еще не владеет своей новой способностью. Для превращения ребенка в субъект новой способности нужны соответствующие условия. Таким условием и оказывается психологическое пространство кризиса.

Возрастной кризис характеризуется единством деструктивных и конструктивных компонентов. По мнению К. Н. Поливановой, основным механизмом возрастного кризиса является проба. Поведенческие реакции, характерные для кризиса и называемые его симптомами, представляют собой форму ориентировки, пробы.

Итак, теоретическая разработка проблемы детских кризисов показывает, что их наступление является признаком взросления ребенка, его выхода на новый этап развития. В связи с этим встает следующий вопрос: каковы критерии благополучного протекания кризиса с учетом его роли для психического развития ребенка? Это важно как с теоретической, так и с практической точек зрения.

© В. Е. Василенко, 2008

Достаточно остро данный вопрос стоит при изучении «кризиса семи лет», которым заканчивается дошкольный период. Такое название было принято Л. С. Выготским, а само содержание понятия разрабатывалось в дальнейшем отечественными психологами. В периодизации Д. Б. Эльконина этот кризис относится к числу «малых» и называется «кризисом расчленения», когда возникает личное сознание. Кризис разделяет два периода данной эпохи — дошкольное детство и младший школьный возраст7.

В дошкольном периоде по всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности8, когда ребенок учится владеть новыми способностями. Он готовится к выходу на следующую ступень развития, обозначающую начало нового этапа социализации9. Первый год обучения характеризуется наибольшими сдвигами в психическом развитии ребенка10. При этом одним из основных факторов благополучной адаптации и успешности детей является их психологическая готовность к обучению.

Понятие психологической готовности — комплексное, разные авторы включают в него такие компоненты, как соматическая, физическая зрелость, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная готовности11. Следует отметить, что многие характеристики готовности к школе связаны с основными новообразованиями возрастного кризиса12. Рассмотрим их подробнее.

Л. С. Выготский отмечал такие новообразования кризиса семи лет, как утрата детской непосредственности, появление осмысленной ориентировки в собственных переживаниях, обобщение переживаний, возникновение самолюбия и самооценки13.

Кризис семи лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования, которое получило название ««внутренней позиции школьника»14. По мнению Л. И. Божович, несоответствие нового личностного образования и старой социальной позиции становится одним из источников кризиса. Формирование позиции школьника проходит ряд регулярных этапов: от положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты к сочетанию социальной направленности и ориентации на учебные составляющие школьной жизни. К другим новообразованиям кризиса можно отнести развитие познавательной мотивации, становление иерархии мотивов, а также расхождение Я-реального и Я-идеального, связанное с появлением некоторой адекватности самооценки15.

Согласно концепции М. И. Лисиной16, к семи годам у ребенка развивается внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое служит целям познания социального, а не предметного мира. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому. К концу дошкольного возраста у ребенка возникает также произвольность поведения и умственной деятельности17. Традиционно эти характеристики полагаются необходимыми условиями готовности к школе.

Формирование таких новообразований связано с возникновением сложного ряда расчленений в сознании ребенка. Но все эти способности возникают не одномоментно, проходят в своем становлении ряд этапов. К. Н. Поливанова вводит понятие мерцатель-ности поведения детей в критический период: в одних ситуациях новые способности или симптомы кризиса проявляются, а в других — нет.

Каковы же симптомы кризиса семи лет, т. е. типичные поведенческие реакции? Л. С. Выготский описал два основных симптома: манерничанье и кривляние. М. Г. Елагина замечает, что ребенок играет некоторую социальную роль, роль взрослого. Он демонстративно в присутствии близких взрослых в привычных ситуациях действования отстаивает свои новые права и проверяет новые возможности18.

Наиболее полно симптомы кризиса семи лет описаны К. Н. Поливановой19. Их можно разбить на 3 основные категории. Симптомы первой категории центрируются вокруг правила, заданного взрослым и имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений. Сюда относятся спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику и капризы. Психологический смысл этой категории симптомов состоит в том, что в целостном отношении к близкому взрослому выделяется отношение к правилу, заданному родителями. Ребенок начинает отделять правила от ситуации, понимать, что они не им установлены и, соответственно, нарушать их. Симптомы второй категории — интерес к внешнему виду и «взрослое поведение» — в определенной мере нейтральны. Ребенок таким образом пробует себя в роли взрослого, копируя внешние, наглядные признаки взрослости. Последняя категория включает положительные приобретения взрослеющего ребенка: самостоятельность, появление новых продуктивных видов деятельности, общих вопросов и интерес к школе. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности, тем самым как бы исполняя роль взрослого.

Таким образом, все эти категории симптомов имеют важное значение для взросления ребенка. Негативизм по отношению к родителям может быть понят как особая форма построения нового поведения. В связи с этим К. Н. Поливанова предполагает, что дети с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовыми к школе, чем их сверстники со «стертыми» симптомами кризиса. Для доказательства данной гипотезы было проведено сопоставление динамики отношения к заданиям взрослого в ситуации делового взаимодействия с характеристиками домашнего поведения. В результате были сделаны следующие выводы:

1. Выраженное негативное отношение к правилу, содержащемуся в указаниях близких взрослых, а также появляющаяся самостоятельность положительно коррелируют с нормальным ходом формирования ориентации на правило, содержащееся в задании официального взрослого.

2. «Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к получению результатов собственных продуктивных видов деятельности в деловых ситуациях проявляется в виде замедления формирования ориентации на правило.

Дополнительные исследования школьной готовности обнаружили, что формирование готовности к школе связано с дифференциацией ситуаций взаимодействия со взрослым на ситуации делового и личного общения. Ориентация ребенка на целостную ситуацию делового общения, а также возникновение ориентации на содержательные аспекты предъявленного задания характеризуют более высокий уровень готовности к школе.

Проблема соотношения выраженности кризисной симптоматики и уровня готовности к обучению, обозначенная К. Н. Поливановой, достаточно интересна и требует дальнейшего изучения. Кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ на протяжении последних 10 лет ведется активная разработка проблем возрастных кризисов, в т. ч. детских. Целью одного из циклов экспериментальных исследований стало выявление психологических характеристик кризиса семи лет у детей с разным уровнем готовности к школьному обучению. В исследовании приняло участие 50 дошкольников (25 мальчиков и 25 девочек), посещающих подготовительные группы детских садов г. Санкт-Петербурга. Средний возраст детей — 6 лет 7 месяцев.

Для выявления уровня психологической готовности к школьному обучению использовались методика сформированности внутренней позиции школьника, методический комплекс Л. А. Ясюковой, а также 11 субтест Векслера «Шифровка» и графический

диктант Д. Б. Эльконина. Для изучения психологических характеристик возрастного кризиса мы использовали тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен, методику самооценки «Лесенка» и специально разработанный в целях исследования опросник выраженности симптомов кризиса семи лет. Он направлен на выявление четырнадцати основных поведенческих реакций, соотношения трех категорий симптомов: негативистских, нейтральных и конструктивных и общего показателя выраженности кризиса.

В методическом плане следует отметить, что при изучении симптомов кризиса важно избежать социальной желательности ответов. Некоторые родители склонны к преувеличению конструктивной симптоматики и к уменьшению негативистской. Поэтому важно до исследования предоставить им некоторую информацию о закономерности возрастного кризиса. При этом надо учесть и обратный эффект — при подробном знакомстве с психологическим содержанием кризиса родители также могут преувеличивать его выраженность у ребенка.

Проведенное исследование выявило, что в целом кризис у дошкольников протекает не очень ярко: выраженность всех симптомов «домашнего поведения» составляет около 56 %. Преобладает категория конструктивных симптомов (66 %), затем идет категория негативистских симптомов (52 %) и наименее выражена категория нейтральных симптомов (45 %). Чаще всего родители упоминают о появлении общих вопросов и стремлении к самостоятельности у ребенка. Далее идут требовательность и спор, а также возникновение самостоятельных занятий. Реже всего встречаются хитрость, взрослое поведение, пауза, повышенный интерес к внешнему виду, непослушание и капризы.

Половая специфика в симптоматике возрастного кризиса практически не проявилась. Значимым оказалось различие лишь по показателю интереса к внешнему виду, который выше у девочек ($ < 0,05). Это сказалось и на различии в общем показателе нейтральных симптомов: у девочек эта категория выражена сильнее (£ < 0,05).

Корреляционный анализ выявил тесные взаимосвязи между отдельными симптомами кризиса по группе дошкольников в целом. Так, выявлено 28 значимых положительных взаимосвязей между симптомами разных категорий. Это подтверждает идею единства деструктивной и конструктивной составляющих возрастного кризиса.

Наибольшее количество взаимосвязей выявлено у таких симптомов, как непослушание и взрослое поведение. С учетом их невысоких средних значений можно заключить, что выраженность непослушания и взрослого поведения является достаточно надежным критерием наступления возрастного кризиса. Системообразующими оказались также спор, пауза, упрямство и хитрость. Наименее интегрированы в общую структуру проявления само стоятельности.

Корреляционная плеяда у мальчиков более структурирована за счет негативистских симптомов, при этом конструктивные симптомы практически не интегрированы в общую структуру. Системообразующими у мальчиков являются непослушание, реакция на критику и взрослое поведение, у девочек — пауза, упрямство, капризы, интерес к школе.

Таким образом, наиболее явными признаками наступления возрастного кризиса можно считать негативистские симптомы: непослушание, спор, паузу, упрямство, хитрость и появление такого нейтрального симптома, как взрослое поведение. Конструктивные симптомы менее информативны для диагностики кризиса, особенно у мальчиков.

Групповые показатели тревожности дошкольников находятся в диапазоне средневысоких значений. При этом у 20 % детей выявлен высокий уровень тревожности, у 28 % детей — повышенный. Средний уровень тревожности выявлен у 38 % детей и низкий — у 14 % детей. Уровень тревожности девочек выше, чем мальчиков ^ < 0,05).

Средние уровни самооценки и притязаний дошкольников высокие, что соответствует нормативным значениям. Большинство детей еще не может подойти к самооценке своих качеств дифференцированно. Тем не менее, у некоторых детей уже появляется некоторая критичность в оценке, что свидетельствует о расхождении Я-реального и Я-идеального.

Исследование психологической готовности детей к обучению выявило достаточно высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника. У большинства детей выражена познавательная мотивация.

Показатели интеллектуальной готовности в целом соответствуют нормативным значениям. Так, показатели кратковременной памяти, концентрации и распределения внимания дошкольников находятся на среднем уровне, скорость переработки информации соответствует верхней границе нормы. Образная память преобладает над вербальной, что характеризует возрастные особенности развития мнемической функции.

общие показатели речевого развития и понятийного мышления детей находятся на среднем уровне. При этом наименее сформированными у дошкольников оказались понятийное логическое и понятийное образное мышления. Это проявилось в том, что дети испытывали затруднения с заданиями на визуальные и речевые аналогии, интуитивный визуальный анализ-синтез и визуальные классификации. Уровень зрительно-моторной координации дошкольников можно охарактеризовать как среднеслабый.

Дисперсионный анализ не выявил влияния фактора пола на показатели готовности детей к обучению. Можно говорить лишь о тенденции к более высокому уровню распределения внимания и интуитивного речевого анализа-синтеза у девочек.

По результатам исследования психологической готовности все дети были разбиты на 3 группы: с высоким (30 %), средним (46 %) и низким (24 %) уровнем готовности. Дисперсионный анализ подтвердил значимость различий между выделенными группами по следующим показателям: распределение внимания, речевое развитие, визуальное структурное, понятийное логическое и речевое мышление, зрительно-моторная координация при самостоятельной работе в графическом диктанте (p < 0,01), сформированность внутренней позиции школьника, концентрация внимания, понятийное интуитивное и образное мышление (p < 0,05).

Далее было проведено сравнение кризисной симптоматики у детей с разным уровнем школьной готовности. Выявлено, что у детей с низкой готовностью менее выражены общие вопросы (p < 0,01), интерес к школе (p < 0,05). В результате различие по категории конструктивных симптомов между группами с низкой и средней готовностями оказалось значимым (p < 0,05). В группе детей с низкой готовностью менее выражены и нейтральные симптомы. У дошкольников с высокой готовностью выше значения негативистских симптомов. Но эти различия не являются значимыми.

Рассмотрим данные по группам более подробно. В группе с низкой готовностью преобладающими являются стремление к самостоятельности, требовательность, упрямство и спор. Анализ индивидуальных показателей выявил, что для дошкольников этой группы характерна неравномерность выраженности категорий симптомов: у 42 % детей снижены негативистские симптомы, а у 25 % — конструктивные. Средние показатели нивелируют это различие, но оно достаточно важное, т. к. отражает противоречивость развития детей с низкой готовностью к обучению.

В группе со средней готовностью преобладает появление общих вопросов. Из негативистских симптомов наиболее выражены требовательность, спор и упрямство.

В группе с высокой готовностью доминируют общие вопросы, требовательность, спор и реакция на критику. Неравномерность выраженности категорий симптомов в этой

группе составляет около 33 %. Большинство детей с высоким уровнем готовности (47 %) характеризуются яркой выраженностью всех категорий симптомов. Стертая картина кризиса характерна для 20 % детей этой группы.

Интересны данные корреляционного анализа показателей симптомов в группах детей с разным уровнем школьной готовности. Наиболее интегрированной является плеяда взаимосвязей в группе с высоким уровнем готовности (18 взаимосвязей). С учетом высоких средних значений симптомов можно говорить о более целостной, яркой картине кризиса в этой группе. Системообразующими являются упрямство, реакция на критику, спор и интерес к школе.

В группе со средним уровнем готовности степень интеграции значительно ниже (10 взаимосвязей). Наибольшее количество связей выявлено у таких реакций, как пауза, требовательность, взрослое поведение и общие вопросы. Это показывает, что в этой группе значение имеют все три категории симптомов, можно говорить об относительной равномерности развития.

У детей с низкой готовностью отмечается расструктурированность показателей (всего 8 взаимосвязей). К тому же, в данной группе выявлены две отрицательные корреляции между симптомами разных категорий: между паузой и интересом к внешнему виду, между реакцией на критику и самостоятельностью (p < 0,05). Это также свидетельствует о противоречивости кризисной симптоматики у детей с низкой готовностью к школе. Кризис может идти по неблагоприятному пути развития, когда негативистские симптомы достаточно ярко выражены, а конструктивные нет. Или наоборот, замедляется процесс ориентации на правило, что связано со стертой картиной негативистских симптомов. Наибольшее количество взаимосвязей в этой группе имеют непослушание и реакция на критику.

Значимых различий в показателях тревожности у детей с разным уровнем школьной готовности не выявлено. В группе детей с низкой готовностью самооценка и уровень притязаний значимо ниже, чем в других группах (p < 0,05). Более 33 % детей этой группы характеризуются низким уровнем самооценки и притязаний. Все это свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в развитии Я-концепции дошкольников этой группы. Различий в средних по группам показателях расхождения Я-реального и Я-идеального не выявлено.

Таким образом, в целом можно говорить о более яркой картине возрастного кризиса в группе дошкольников с высокой готовностью к обучению. У детей более выражены конструктивные и нейтральные симптомы кризиса, выявлена высокая степень интеграции поведенческих реакций. Начинается расхождение Я-реального и Я-идеального, отмечается повышенная тревожность.

У детей с низкой готовностью симптоматика кризиса несколько стертая, отмечается противоречивость развития. В целом кризис протекает в конструктивном русле, но наряду с повышенной тревожностью выявлен достаточно низкий уровень самооценки и притязаний.

Другими словами, дошкольники с высоким уровнем готовности находятся в состоянии активного кризиса, в то время как дошкольники со средним и низким уровнями готовности переживают кризис менее остро. Одним из критериев благополучного протекания кризиса и психического развития в целом является соотношение негативистской и конструктивной симптоматики.

Корреляционный анализ также выявил некоторые взаимосвязи между психологическими характеристиками кризиса и показателями готовности к обучению. Следует отметить неоднозначность полученных данных.

Так, большей выраженности взрослого поведения соответствуют более высокие уровни визуального линейного мышления (p < 0,01) и зрительно-моторной координации, умения

действовать по правилу (p < 0,05). Спор также положительно взаимосвязан с образным мышлением (p < 0,05). Чем выше познавательная мотивация и способность к концентрации внимания у ребенка, тем больше у него появляется общих вопросов, новых тем в общении (p < 0,05).

С другой стороны, непослушание, пауза, капризы, а также общий показатель негативистских симптомов отрицательно взаимосвязаны с показателем речевого мышления (речевые классификации, p < 0,05). Пауза также отрицательно взаимосвязана с общими показателями речевого развития и понятийного речевого мышления (p < 0,05). Как объяснить это противоречие? Мы видим, что конструктивные, нейтральные симптомы и активная форма негативизма (спор) характерны для высокого уровня мотивационной и интеллектуальной готовности. Пассивные формы негативистских поведенческих реакций, наоборот, чаще встречаются у детей с более низким уровнем речевого развития.

Итак, наступление возрастного кризиса связано с общими темпами психического развития ребенка, с определенной степенью его интеллектуально-личностной зрелости. В этом плане интересно проследить, как проявляется кризис у детей, уже начавших обучение в школе. Традиционно считается, что с включением в новый вид деятельности возрастной кризис должен завершаться. Дети переходят на новый этап развития — младший школьный возраст, который является стабильным периодом (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е. Ф. Рыбалко, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова, В. А. Аверин и др.). Создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, он приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье20.

Встает вопрос о том, взаимосвязан ли уровень психологической готовности у детей, уже начавших обучение, с процессом завершения возрастного кризиса? Можно предположить, что кризис у первоклассников с высокой готовностью должен проходить быстрее, чем у детей с низкой готовностью, которые характеризуются противоречивой симптоматикой.

Для проверки этой гипотезы нами было проведено дополнительное пилотажное исследование симптомов кризиса у первоклассников. Исследование проводилось во второй половине учебного года, после завершения у большинства детей процесса адаптации к школе. В исследовании приняли участие 20 первоклассников, обучающихся на базе одного из детских садов г. Санкт-Петербурга, подготовительная группа которого также принимала участие в нашем эксперименте.

Оказалось, кризисная симптоматика присутствует и у первоклассников, причем значимых различий с показателями дошкольников не выявлено. У первоклассников также преобладают конструктивные симптомы и наименее выражены нейтральные. Доминируют общие вопросы, спор, реакция на критику и самостоятельность.

Корреляционный анализ выявил низкую степень интеграции корреляционной плеяды симптомов у первоклассников (13 взаимосвязей) по сравнению с дошкольниками (28 взаимосвязей). Системообразующими являются самостоятельные занятия, интерес к школе, требовательность, реакция на критику и взрослое поведение. С учетом большей вариативности данных у первоклассников можно говорить о том, что картина кризиса у них более противоречивая. Можно предположить, что у части детей кризис уже завершен, у остальных — еще ярко выражен.

Проведенное исследование обнаружило также повышенный уровень тревожности у первоклассников, особенно у мальчиков. Средний индекс тревожности по группе — 53 %. Самооценка первоклассников несколько ниже, а уровень притязаний выше, чем у дошкольников, но эти различия не значимы. Расхождение Я-реального и Я-идеального у первоклассников более выражено, что характеризует процесс взросления детей.

Итак, первоклассники, как и дошкольники, характеризуются признаками возрастного кризиса. В связи с этим встает вопрос: каковы особенности протекания кризиса у школьников с разным уровнем готовности к обучению? Такое исследование оказалось возможным, т. к. используемый нами методический комплекс содержит нормативы и для детей, уже начавших обучение. По результатам исследования психологической готовности все дети были разбиты на 3 группы: с высоким (30 %), средним (45 %) и низким (25 %) уровнями школьной готовности.

Оказалось, что кризис наиболее ярко выражен у первоклассников с низким уровнем готовности (66 %). В группе со средним уровнем готовности выраженность кризиса значительно ниже (53 %). Меньше всего кризис выражен у первоклассников с высоким уровнем готовности (51 %). Как мы помним, у дошкольников картина была обратная.

У первоклассников с низкой готовностью ярко проявляются все 3 категории симптомов. По сравнению с другими группами у них выше показатель негативистских симптомов (p < 0,05), более выражены нейтральные и конструктивные симптомы (на уровне статистической тенденции). Преобладающими являются болезненная реакция на критику, спор, упрямство, требовательность. Дети этой группы находятся в состоянии активного кризиса.

В группе со средней готовностью доминируют конструктивные симптомы, в частности, общие вопросы. Из негативистских симптомов наиболее выражены спор и реакция на критику, в целом эта категория симптомов представлена не ярко.

В группе с высокой готовностью дети характеризуются стертой картиной кризиса по всем трем категориям. При этом более ярко выражены такие симптомы, как общие вопросы, самостоятельность и один из первых симптомов кризиса — пауза. Возможно, пауза как пассивная форма непослушания является достаточно стойкой поведенческой реакцией.

Значимых различий в показателях тревожности, самооценки и уровня притязаний у первоклассников с разным уровнем школьной готовности не выявлено. При этом выше всего тревожность в группе детей с низким уровнем готовности (56 %), а ниже всего — с высоким (47 %). Дети с низким уровнем готовности характеризуются более критичной самооценкой, почти у половины из них она низкая. Расхождение Я-реального и Я-идеального больше всего проявляется у детей со средним уровнем готовности.

Итак, у первоклассников с высоким уровнем психологической готовности симптоматика стертая. Можно предположить, что возрастной кризис в этой группе завершен. По-видимому, близки к завершению кризиса и дети со средним уровнем готовности.

Первоклассники с низким уровнем готовности находятся в состоянии активного кризиса: ярко выражены все категории симптомов «домашнего поведения» детей, очень высок уровень тревожность, самооценка критична. Мы видим затянувшийся по времени кризис: он сильно выражен и протекает на первом году обучения.

Итак, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

• Дошкольники, обладающие большей интеллектуально-личностной зрелостью, переживают возрастной кризис на седьмом (а некоторые уже и на шестом) году жизни. Для них характерна яркая картина кризиса с преобладанием конструктивной симптоматики. По этапам социализации это совпадает с посещением подготовительной группы детского сада. Эту группу отличают также большая сформированность внутренней позиции школьника, более быстрые темпы развития произвольных и вербальных видов внимания и памяти, понятийного мышления. Соответственно, их уровень психологической готовности к обучению оказывается высоким.

• При поступлении в школу дети с высокой готовностью достаточно хорошо адаптируются к новым условиям. Включение в учебную деятельность приводит к нормальному разрешению возрастного кризиса. В результате у первоклассников с высоким уровнем школьной готовности кризис практически завершен, что проявляется в его стертой симптоматике.

• Дошкольники с низким уровнем школьной готовности характеризуются на седьмом году жизни стертой или противоречивой картиной кризиса. У них отмечается невысокая сформированность внутренней позиции школьника, часто встречается заниженная самооценка.

• В процессе обучения дети с низкой готовностью испытывают некоторые трудности, что проявляется в повышенной тревожности, низкой самооценке. Для этой группы первоклассников характерна самая яркая картина кризиса. С одной стороны, они достигают определенного уровня интеллектуально-личностной зрелости, связанной с наступлением возрастного кризиса. Это проявляется в том, что дети начинают отделять правила от ситуации, стремятся к самостоятельности, пытаются занять взрослую позицию по отношению к семье, растет их познавательная активность. В этом психологический смысл негативистских и конструктивных симптомов. С другой стороны, на затянувшийся возрастной кризис накладываются переживания, связанные с трудностями в обучении.

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость проведения дальнейших лон-гитюдных исследований по данной проблематике. Только лонгитюд в полной мере реализует методический принцип изучения критических возрастов — сравнение поведения одного и того же ребенка в одинаковых ситуациях до и после кризиса (в стабильные периоды) и в момент кризиса (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Т. В. Гуськова и М. Г. Елагина21, К. Н. Поливанова).

1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1984. Т. 4.

2 Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 16.

3 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

4 Василенко В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Учеб. пособие. СПб., 2006.

5 Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 81-97.

6 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

7 Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.

8 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб, 2001.

9 Рыбалко Е. Ф. О генетических уровнях социализации // Вестник ЛГУ. 1973. № 5.

10 Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.

11 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.

12

Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2007.

13 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1984. Т. 4.

14 Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995.

15 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

16Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

17 Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Внегера. М., 1988.

18 Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 1989. № 1. С. 37-42.

19 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

20 Василенко В. Е. Разрешение кризиса и обучение в школе // Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург, 2005. С. 90-92.

21 Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.