Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/22PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Сергеева М.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь самооценки первоклассников с оценкой их личности педагогом и одноклассниками // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sergeeva M.A., Kubekova A.S. (2020). The relationship between the self-esteem of first-graders and the assessment of their personality by the teacher and classmates. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN420.pdf (in Russian)
УДК 159.923.5:37.015.3:616-053.5 ГРНТИ 15:21:21
Сергеева Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Кубекова Алия Салаватовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
E-mail: alya_kubekova@mail ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Взаимосвязь самооценки первоклассников с оценкой их личности педагогом и одноклассниками
Аннотация. В статье отражены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки первоклассников с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. Выборку составили учащиеся в возрасте 6-8 лет, учащиеся 1-ых классов в количестве 40 человек: 25 мальчиков и 15 девочек. Диагностический инструментарий данного исследования представил набор следующих методик: методика «Лесенка» (В.Г. Щур); методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров); методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко); методика «Три оценки» (А.И. Липкина). Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью критерия Спирмена для корреляционного анализа, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с помощью программы Microsoft Excel для Windows. В ходе экспериментального исследования было установлено, что у младших школьников доминируют средние значения самооценки, что указывает на тенденцию к правильной оценке себя и положительному представлению себя у учащихся, однако, в данной выборке все же присутствуют дети с неадекватно завышенной и низкой самооценкой. Было доказано, что фактором формирования положительной самооценки младшего школьника являются положительное представление ребенка у учителей, классного руководителя. Фактором формирования положительной самооценки младшего школьника являются положительное представление ребенка у учителей, классного руководителя. Это подтверждается отрицательной корреляцией между самооценкой
и оценкой учителя, классного руководителя. Полученные данные исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных учреждений, для составления программ профилактики и коррекции нарушений самооценки у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: самооценка младшего школьника; адекватная самооценка; завышенная самооценка; низкая самооценка; взаимосвязь; успешность обучения
Проблема исследования структуры и механизмов формирования самооценки, а также взаимосвязь самооценки с другими характеристиками личности является значимой как в отечественной, так и в зарубежной психологии. По данным многих исследователей, правильное развитие самооценки является ведущим фактором развития личности детей [1-2]. Самооценка характеризуется как сложнейшее личностное образование, психологический критерий умственной деятельности [3]. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Главными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Под самооценкой подразумевается сложная личностная характеристика, на которую влияют многие факторы [4]. Но главным образом, на самооценку влияет социальная среда и социальное окружение. Высокий уровень самооценки в младшем школьном возрасте является спецификой самооценки. В данном возрастном периоде эта специфика самооценки является нормой. Самооценка у детей развивается в семье и в учебной деятельности, постепенно становится характеристикой личности, которое оказывает влияние на остальные свойство индивида [5]. Адекватная самооценка у детей благоприятно влияет на все сферы жизни. Подобная самооценка развивается вследствие влияния социального окружения (взрослые, учителя, дети), а также от оценки совершаемой деятельности ребенка [6]. По мнению Ю.С. Ерофеева, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка может меняться под влиянием многих факторов, по этой причине можно спрогнозировать и создать превентивные меры различных эмоциональных нарушений у детей, однако, для этого педагогам и родителям важно иметь представление о формировании адекватной самооценки в младшем школьном возрасте [7]. Было установлено, что доминирующими факторами формирования самооценки являются оценочные воздействия педагогов, родителей и их отношение к учебной деятельности [8]. Обучение является ведущим фактором, который влияет на формирование самооценки в младшем школьном возрасте, поэтому педагогам необходимо учитывать личностные особенности младшего школьника [9-10]. Отсюда возникает необходимость овладения дополнительной информацией для специалистов помогающих профессий в сфере психологии самооценки. Данное исследование обращено к весьма актуальной проблеме - исследованию устойчивости самооценки у детей младшего школьного возраста с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. Отсутствие достаточного количества исследований подобного рода обуславливает актуальность нашей темы. Возникает необходимость дополнительных исследований факторов, влияющих на самооценку и какие факторы, оказывающих положительное влияние на оценку себя и своих возможностей у детей. Практическая
https:// mir-nauki. com
значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных учреждений, для составления программ профилактики и коррекции нарушений самооценки у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи самооценки первоклассников с оценкой их личности педагогом и одноклассниками.
Эмпирическое исследование было проведено на базе средней общеобразовательной школы №12 города Астрахани. Для них проблема самооценки первоклассников и ее оптимизации является актуальной. В данном исследовании акцент делался на измерении актуальной самооценки, поскольку именно данный аспект самооценки, на наш взгляд, оказывает самое большое влияние на поведение, измерение остальных аспектов самооценки необходимо уже для более глубоких сравнительных исследований. Тестирование учащихся продолжалось на протяжении семи недель. Выборку составили учащиеся в возрасте 6-8 лет, учащиеся первых классов. Объем выборки составил 40 человек: 25 мальчиков и 15 девочек. Гипотеза исследования: самооценка первоклассников взаимосвязана с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа: (1) Анализ психологической литературы по проблеме исследования, подбор методик и знакомство с учащимися; (2) Изучение самооценки учащихся; (3) Применение корреляционного анализа для выявления связи между уровнем самооценки школьников и их оценки педагогами и одноклассниками; (4) Составление практических рекомендаций по оптимизации самооценки младших школьников.
Для проверки гипотезы, реализации цели и задач исследования использовались методы: анализ и систематизация подходов в отечественной и зарубежной научной литературе, методы психодиагностического исследования. Диагностический инструментарий данного исследования представил набор следующих методик: методика «Лесенка» (В.Г. Щур), позволяющая определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди; методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров), определяющая уровень самооценки ребенка младшего школьного возраста; методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко), предназначенная для выявления степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе; методика «Три оценки» (А.И. Липкина), которая выявляет складывающуюся у ученика оценочную позицию. в результате использования описанных выше методик строилось диагностическое исследование. По итогам проведения диагностических процедур составлялись диаграммы, полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу. Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью критерия Спирмена для корреляционного анализа, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с помощью программы Microsoft Excel для Windows.
Эмпирическое исследование было проведено на базе средней общеобразовательной школы №12 города Астрахани с февраля по апрель 2019 года. Выборка исследуемых -учащиеся первых классов в количестве 40 человек. Было опрошено 25 мальчиков и 15 девочек. Обследование проводилось в индивидуальной форме.
Материалы и методы исследования
Результаты исследования и их обсуждение
Рисунок 1. Среднее значения самооценки младшего школьника (составлено авторами)
По методике «Лесенка» (В.Г. Щур) определили среднее значение самооценки младших школьников и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди (см. рис. 1). Тестирование выявило адекватную самооценку у младших школьников - 2,8. Данный результат свидетельствует, что у младших школьников доминируют средние значения самооценки, что указывает на тенденцию к правильной оценке себя у учащихся. Этот результат указывает на то, что педагог чаще дает адекватную оценку школьникам, что, в свою очередь формирует у детей уверенность в себе. Однако, в данной выборке все же присутствуют дети с неадекватно завышенной и низкой самооценкой.
Рисунок 2. Средние значения по оценочным позициям младших школьников (составлено авторами)
Данные, полученные в результате использования методики «Три оценки» (А.И. Липкиной), которая выявляет складывающуюся у ученика оценочную позицию, мы выявили средние значения (см. рис. 2). Из полученных данных тестовой диагностики становится очевидно, что у младших школьников имеется тенденция к заниженной самооценки с позиций учителя музыки, классного руководителя и продленки. Таким образом, следует отметить несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя и неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. Такой результат может отрицательно влиять на обучение младших школьников и их учебную мотивацию.
Рисунок 3. Среднее значение степени школьной адаптации (составлено авторами)
В ходе интерпретации полученных данных по методике «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко), предназначенная для выявления степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе и определяют себя в имеющихся на настоящее время, по их мнению, групповых условиях, мы выявили следующие средние значения (см. рис. 3). Полученные данные тестовой диагностики свидетельствуют о среднем уровне школьной адаптации с тенденцией занижения.
Рисунок 4. Среднее значение эмоциональной самооценки младшего школьника (составлено авторами)
По методике определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров), определяющая уровень самооценки ребенка младшего школьного возраста, мы вычислили среднее значение эмоциональной самооценки, т. е. самооценка таких детей адекватная и они оценивают свои способности адекватно, могут видеть свои успехи. Показатель характеризует норму эмоциональной самооценки, в этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. Анализируя результаты исследования, мы установили, что большинство детей имеют адекватную самооценку.
Для выявления структуры взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей младших школьников проведен корреляционный анализ с использованием критерия корреляции Спирмена. Данные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты расчета ранговой корреляции Спирмена
Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости
Методика 3 оценки (учитель музыки) (0,686)** 0,049
Методика 3 оценки (продленка) 0,719** 0,05
Методика 3 оценки (учитель классный руководитель) 0,706** 0,049
Статистически связанными являются показатели оценочной позиции младших школьников одновременно с показателями эмоциональной самооценки (методика «Круги»), оценочной позиции учителя и самооценкой («Дерево»). Получается, чем выше оценочная позиция учителя, тем выше показатели самооценки младшего школьника.
Таким образом, резюмировать полученные данные можно следующим образом: фактором формирования положительной самооценки младшего школьника являются положительное представление ребенка у учителей, классного руководителя. Это подтверждается отрицательной корреляцией между самооценкой (Методика «Лесенка») и оценкой учителя, классного руководителя. Это подтверждается отрицательной корреляцией между самооценкой (Методика «Лесенка») и оценкой учителя, классного руководителя. В ходе проведенного анализа мы доказали, что на положительную самооценку младшего школьника оказывает влияние авторитет учителя. В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что самооценка первоклассников взаимосвязана с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. В ходе исследования гипотеза проходит проверку и доказывается.
Выводы
В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что самооценка первоклассников взаимосвязана с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. В ходе исследования гипотеза проходит проверку и доказывается.
В результате проведения эмпирического анализа были получены данные, которые позволили сделать следующие выводы:
• Во-первых, у младших школьников доминируют средние значения самооценки, что указывает на тенденцию к правильной оценке себя и положительному представлению себя у учащихся, однако, в данной выборке все же присутствуют дети с неадекватно завышенной и низкой самооценкой.
• Во-вторых, в ходе проведенного эмпирического анализа мы доказали, что фактором формирования положительной самооценки младшего школьника являются положительное представление ребенка у учителей, классного руководителя.
Полученные данные исследования могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов образовательных учреждений, для составления программ профилактики и коррекции нарушений самооценки у детей младшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боркова А.Д. Проблема взаимосвязи успешности обучения и самооценки в младшем школьном возрасте // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13394 (дата обращения: 19.07.2020).
2. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 8689.
3. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4. С. 797-800.
4. Гунявая Ю.Н., Бобкова М.Г. Мониторинг развития универсальных учебных действий у младших школьников. Международный студенческий научный вестник. 2014. № 3. С. 24.
5. Юденкова, И.В. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников / И.В. Юденкова, Д.Н. Бежаева // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 409-410.
6. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8-2. С.111-114.
7. Парцхаладзе Л.Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьнику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №2. С. 201-205.
8. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - с. 3.
9. Сергеева М.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь мотивационной готовности к обучению дошкольников с уровнем развития самосознания // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN320 (дата обращения: 4.08.2020).
10. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-samootsenki-mladshego-shkolnika (дата обращения: 19.07.2020).
Sergeeva Marina Anatolyevna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Kubekova Aliya Salavatovna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: alya_kubekova@mail ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
The relationship between the self-esteem of first-graders and the assessment of their personality by the teacher and classmates
Abstract. The article reflects the results of an empirical study of the relationship between self-esteem of first-graders and the assessment of their personality by the teacher and classmates. The sample consisted of students aged 6-8 years, students of the 1st grade in the amount of 40 people: 25 boys and 15 girls. The diagnostic toolkit for this study presented a set of the following techniques: the "Ladder" technique (V.G. Shchur); method for determining emotional self-esteem (A.V. Zakharov); self-assessment method "Tree" (D. Lampen, adapted by L.P. Ponomarenko); methodology "Three estimates" (A.I. Lipkina). Statistical processing of the data obtained was carried out using Spearman's test for correlation analysis, and the arithmetic mean indicators of the sample were calculated using Microsoft Excel for Windows. In the course of the experimental study, it was found that the average values of self-esteem dominate among junior schoolchildren, which indicates a tendency to correct self-assessment and a positive self-image among students, however, in this sample, there are still children with inadequately high and low self-esteem. It has been proven that a factor in the formation of a positive self-esteem of a younger student is a positive representation of a child among teachers and a class teacher. A factor in the formation of a positive self-esteem of a younger student is a positive image of the child among teachers, a class teacher. This is confirmed by the negative correlation between self-esteem and the assessment of the teacher, class teacher. The obtained research data can be used in the work of practical psychologists and teachers of educational institutions, for the preparation of programs for the prevention and correction of self-esteem disorders in children of primary school age.
Keywords: self-esteem of a younger student; adequate self-esteem; heightened self-esteem; low self-esteem; interconnection; learning success
REFERENCES
1. Borkova A.D. The problem of the relationship between learning success and self-esteem at primary school age // International student scientific bulletin. - 2015. - No. 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13394 (date accessed: 07.19.2020).
2. Ambalova S.A. Problems and mechanisms of manifestation of anxiety in primary school students // Baltic Humanitarian Journal. 2016. T. 5. No. 3 (16). S. 86-89.
3. Batyuta M.B., Sidorina E.V. Features of the influence of the style of family education on the level of self-esteem of younger schoolchildren // Modern scientific research and innovations. 2017. No. 4. S. 797-800.
4. Gunyavaya Yu.N., Bobkova M.G. Monitoring the development of universal learning actions in primary school children. International student scientific bulletin. 2014. No. 3. P. 24.
5. Yudenkova, I.V. The influence of teacher's assessment on the formation of self-esteem of younger students / I.V. Yudenkova, D.N. Bezhaeva // Young scientist. - 2016. - No. 19 (123). - S. 409-410.
6. Orlova A.V. The influence of the style of family education on the development of the personality of schoolchildren // International research journal. 2017. No. 8 -2. S. 111— 114.
7. Partskhaladze L.N. Study of the influence of the style of family education on the self-esteem of a younger schoolchild // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2015. No. 2. S. 201-205.
8. Smirnova, E.O., Bykova, M.V. Experience in researching the structure and dynamics of parenting // Questions of psychology. - 2000. - No. 3. - p. 3.
9. Sergeeva M.A., Kubekova A.S. The relationship of motivational readiness for teaching preschoolers with the level of development of self-awareness // World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020 No. 3, https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN320 (date accessed: 4.08.2020).
10. Dzhioeva G.Kh. On the problem of the formation of self-esteem in younger students // ANI: pedagogy and psychology. 2018. No.2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-probleme-formirovaniya-samootsenki-mladshego-shkolnika (date of access: 19.07.2020).