Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ,ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ АДАПТАЦИИ'

РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ,ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
860
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ / СЕМЬЯ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ADAPTATION / DISADAPTATION / ATTITUDE / SELF-ESTEEM / PARENTING STYLES / FAMILY / FAMILY PARENTING STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова Татьяна Николаевна

Адаптация - многоплановое явление, отличающееся от приспособления активной позицией человека, стабильностью, приобретаемых качеств, вариативностью поведения. Для продуктивной адаптации необходимо гармоничное сочетание объективных и субъективных критериев приспосабливания. Адаптация первоклассников к школе не имеет четко выделенных критериев периодизации и протекает гетерохронно для разных детей. Характеристики школьной адаптации определяются многими составляющими: стилями семейного воспитания, подготовленностью ребенка к школе, отношением учителя, уровнем самооценки ребенка. В зависимости от успешности включения младшего школьника в учебную деятельность, можно выделить три уровня адаптации: высокий, средний, низкий. Наиболее благополучный вариант вхождения ребенка в школьную жизнь свойственен первокласснику с высоким уровнем адаптации, наихудший - с низким уровнем адаптации. Результаты эмпирических исследований подтвердили влияние семьи на качество протекания адаптации первоклассников к школе. Высокий уровень адаптации строится на принимающем отношении родителей, высокой оценке его качеств и личности, адекватной требованиям школы психологической готовности младшего школьника, высокой и завышенной самооценке, благоприятном статусе в классе. Достаточный уровень адаптации свойственен детям с высокой и средней успеваемостью, имеющих в классе друзей, положительно относящихся к школе. Причинами амбивалентной оценки эмоционального состояния детей в школе являются: непоследовательные стили родительского воспитания, нестабильная самооценка, недостаточно сформированная учебная мотивация. Скрытая дезадаптация младших школьников строится на неадекватной самооценке, жестких стилях родительского воспитания, слабо развитых социальных навыках детей, напряженности, отрицательном восприятии школы и собственной личности, низком уровне активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочеткова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN THE BEHAVIOR OF FIRST-GRADERS DUE TO DIFFERENT ADAPTATION LEVELS

Adaptation is a multifaceted phenomenon that stands out from the adjustment of an active person position for acquired qualities stability and behavioral variability. A harmonious combination of objective and subjective adjustment criteria is necessary for effective adaptation, . The first graders' adaptation to the school does not have clearly defined periodization criteria and proceeds heterochronously for different children. The school adaptation characteristics are determined by many components: family education styles, the child’s readiness for school, the teacher’s attitude, and the child’s self-esteem. There are three adaptation levels, depend on the primary school student engagement success in educational activities: high, medium, low. The most successful option of a child entering school life is peculiar to first-graders with a high level of adaptation, and to first-graders with a low level of adaptation is the worst option. Empirical studies' results have confirmed the family influence on the quality of first-graders adaptation course to school. A high adaptation level is based on accepting parents, high evaluation of his qualities and personality, sufficient school requirements according to the psychological readiness of a primary school student, high and too high self-esteem, favorable status at the class. A sufficient adaptation level is peculiar to children with high and medium performance, who have friends in the class who think positively about school. The reasons for the ambivalent assessment of the children's emotional state at school are inconsistent styles of parenting, unstable self-esteem, insufficiently formed educational motivation. The hidden disadaptation of primary school students is based on abnormal self-esteem, harsh parenting styles, poorly developed social skills, tension, negative perception of the school and self, low activity level.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ,ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ АДАПТАЦИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/49PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кочеткова Т.Н. Различия в поведении первоклассников, обусловленные разными уровнями адаптации // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kochetkova T.N. (2020). Differences in the behavior of first-graders due to different adaptation levels. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN220.pdf (in Russian)

УДК 159.9

Кочеткова Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=624044

Различия в поведении первоклассников, обусловленные разными уровнями адаптации

Аннотация. Адаптация - многоплановое явление, отличающееся от приспособления активной позицией человека, стабильностью, приобретаемых качеств, вариативностью поведения. Для продуктивной адаптации необходимо гармоничное сочетание объективных и субъективных критериев приспосабливания. Адаптация первоклассников к школе не имеет четко выделенных критериев периодизации и протекает гетерохронно для разных детей. Характеристики школьной адаптации определяются многими составляющими: стилями семейного воспитания, подготовленностью ребенка к школе, отношением учителя, уровнем самооценки ребенка. В зависимости от успешности включения младшего школьника в учебную деятельность, можно выделить три уровня адаптации: высокий, средний, низкий. Наиболее благополучный вариант вхождения ребенка в школьную жизнь свойственен первокласснику с высоким уровнем адаптации, наихудший - с низким уровнем адаптации. Результаты эмпирических исследований подтвердили влияние семьи на качество протекания адаптации первоклассников к школе. Высокий уровень адаптации строится на принимающем отношении родителей, высокой оценке его качеств и личности, адекватной требованиям школы психологической готовности младшего школьника, высокой и завышенной самооценке, благоприятном статусе в классе. Достаточный уровень адаптации свойственен детям с высокой и средней успеваемостью, имеющих в классе друзей, положительно относящихся к школе. Причинами амбивалентной оценки эмоционального состояния детей в школе являются: непоследовательные стили родительского воспитания, нестабильная самооценка, недостаточно сформированная учебная мотивация. Скрытая дезадаптация младших школьников строится на неадекватной самооценке, жестких стилях родительского воспитания, слабо развитых социальных навыках детей, напряженности, отрицательном восприятии школы и собственной личности, низком уровне активности.

Ключевые слова: адаптация; дезадаптация; отношение; самооценка; стили воспитания; семья; стили семейного воспитания

Введение в проблему

Адаптация - одно из базовых научных понятий, которое разнопланово трактуют авторы. Т.В. Середа в диссертационном исследовании по педагогике интерпретирует адаптацию как «диалектический системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды, ценой дополнительных энергозатрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать» [1, с. 6]. Г.И. Постовалова определяет адаптацию как воздействие объективных факторов окружающей среды, к которым человек бесконфликтно приспосабливается, не испытывая субъективного дискомфорта [2, с. 18-19]. Т. Шибутани дифференцировал понятия «приспособление» и «адаптация», полагая, что приспособление имеет отношение к организму, которому нужно приноровиться к специфическим условиям среды, между тем как адаптация более широкое понятие; адаптации свойственна стабильность, позволяющая человеку справляться с типичными проблемами, приемами, кристаллизующимися через опыт, усвоенный последовательным рядом приспособлений. Отличия приспособления от адаптации состоят в сильной зависимости от внешней среды, единообразии поведения индивидов [цит. по 3, с. 21; 4, с. 197-198]. Адаптация выступает субъективно опосредованным развитием личности, соответствующим ее склонностям и индивидуальным особенностям [цит. по 5, с. 29]. Интегративный подход к понятию адаптации в психологии принадлежит А.А. Реану, А.Р. Кудашеву, А.А. Баранову, рассматривающих адаптацию как процесс, результат и основание для формирования новообразований [6].

Для определения сущности феномена адаптации, исследователи разграничивают ее на разные виды: социальную, психологическую, педагогическую, социально-психологическую, психическую [3; 5]. Социальная адаптация является результатом взаимодействия среды и личности, приводя к изменению в каждой из них через усвоение социальных норм и ценностей, изменение системы общественных отношений. Психологическая адаптация состоит во взаимодействии человека с окружающими через активную деятельность и исполнение ролевых функций, итогом которых является развитие личности, преобразование себя и окружающей среды. Педагогическая адаптация обусловлена образовательной средой, поэтому ее итогом является не столько усвоение новых знаний, умений, навыков, сколько тенденцией к самообразованию, самоопределению, саморазвитию, самоактуализации. Социально-психологическая адаптация заключается в выполнении новой деятельности, включении в новый коллектив; ее итогом становится оптимальное соотношение целей и ценностей группы и личности. Психическая адаптация - «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [цит. по 3, с. 22]. Каждый из описанных видов адаптации предполагает активную позицию человека, взаимодействие и взаимовлияние со средой, итогом которых становятся обоюдные изменения и качественные преобразования.

Адаптация первоклассника к школе

Адаптация ребенка к школе - непростой период в жизни младшего школьника. Резкая смена игровой деятельности на учебную, изменение социального статуса и новые обязанности, многочисленные требования и ограничения, исходящие от учителя и родителей - несут с собой серьезные перемены, влияющие на самочувствие и представления ребенка о себе. Приспосабливание к новым условиям и окружению не имеет универсальных сроков, но зависит от многих условий, среди которых важнейшая роль принадлежит семье, состоянию здоровья,

https:// mir-nauki. com

психологической готовности ребенка к школе, сформированности навыков социализации, стилям педагогического общения и пр.

Характер взаимодействия ребенка с окружающими во многом будет определяться опытом, полученным в родительской семье. Восприятие своих сильных и слабых сторон, реагирование на различные ситуации, вера в свои силы или тягостные сомнения в способности справиться с трудностями - являются индикаторами интериоризированного отношения родителей к ребенку. Э.Г. Эйдемиллер считает, что семья с продуктивным психологическим климатом формирует у ребенка адекватную самооценку, между тем как проблемные и неблагополучные семьи инициируют становление неадекватной самооценки. Когда родители чрезмерно восхищаются ребенком, опекают его, потворствуют его прихотям и недостаточно предъявляют требований - создаются условия, благоприятные для развития завышенной самооценки. Напротив, ограничения, многочисленные запреты, давление со стороны взрослых и пр. - источник заниженной самооценки ребенка. Адекватная самооценка помогает ребенку верно оценить свои качества и поступки, облегчает коммуникацию с окружающими. Завышенная самооценка сопряжена с переоценкой своих возможностей, поэтому дети часто конфликтуют с другими, считая именно их источником проблем. Заниженная самооценка сопряжена со сложностью выстраивания любых отношений, недооценкой своей эффективности, незначительным уровнем притязаний, вызванных частым порицанием, осознанием несоответствия реальности ожиданиям взрослых [7-12].

Когда родители применяют авторитетный стиль воспитания, основанный на принятии и поощрении самостоятельности ребенка, теплых отношениях и разумных требованиях - дети растут социально адаптированными, уверенными в себе, обладающими адекватной самооценкой и хорошим самоконтролем. Авторитарный стиль сопряжен с жестким контролем, холодными, отстраненными отношениями, что приводит к формированию замкнутости, тревожности, раздражительности ребенка, но гендерная специфика проявится в развитии пассивности и зависимости у девочек, и агрессивности, неуправляемости - у мальчиков; детям сложно приспосабливаться к новым условиям. Либеральный стиль воспитания, основанный на низком уровне контроля, теплых отношениях, и почти отсутствующих для ребенка ограничениях - ведет к непослушанию, импульсивности, нетребовательности к себе. Индифферентное воспитание, построенное на холодных отношениях, низком уровне контроля, безразличии и отгороженности взрослых от детей, чревато эмоциональной черствостью, агрессивностью, формированием деструктивного поведения, направленного не только на себя, но и окружающих [3; 9-11; 13; 14].

Принятие и любовь родителей - условия для нормального развития личности, формирования чувства безопасности. Отвержение, излишняя требовательность - основа для фрустрации, малоценности, зависимости, внешнего локуса контроля, асоциальности [3; 10]. Ребенок, воспитывающийся в благополучных условиях, обычно имеет высокий социометрический статус среди сверстников, в то время как неблагоприятные семейные условия (неполная семья, конфликтные или деструктивные отношения в семье, невысокий уровень культуры родителей и пр.) соотносятся с низким статусом школьника [13].

В отношениях «взрослый - ребенок» ведущая роль принадлежит взрослому, который организует и направляет взаимодействие, ставит перед ребенком цели, учит переходить от внешнего контроля поведения и деятельности к самоконтролю. Однако важно, чтобы родитель ориентировался ни на внешние нормы и ограничения, а на состояние ребенка, что служит критерием ценностного отношения к нему. В школе место родителей займет учитель, и от

Влияние семьи на характер протекания адаптации

https:// mir-nauki. com

качества отношения педагога к ребенку будет зависеть протекание школьной жизни ученика на протяжении всего периода обучения. Именно школа выступает для ребенка трамплином, обеспечивающим рывок из детства во взрослую жизнь.

В условиях повышенной моральной ответственности школьники нередко становятся тревожными, неуверенными в себе, что ведет к формированию конформности как поведения, так и мышления, безынициативности, формальному отношению к учебной деятельности, сопряженной с психологическим дискомфортом, итогом которого становится развитие негативных личностных характеристик, не исключена и дезадаптация, препятствующая оптимальному включению младшего школьника в ведущую для него деятельность, сказываясь параллельно на здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, его восприятии школы, отношениях с учителем и одноклассниками. Хотя порождается дезадаптация разными причинами, в конечном итоге она приводит к разладу с собой и окружающим миром, одиночеству, отчуждению [15]. Длительное напряжение, утомление, переутомление -предвестники и источники психосоматических заболеваний, деформации личностного развития.

Школьная адаптация сказывается на работе организма ребенка, вызывая перестраивание его функций под запросы внешней среды. К наиболее выраженным трудностям, свойственным младшим школьникам, относятся: длительная статическая нагрузка, неустойчивость функциональных состояний, утомляемость нервной системы, низкая и неустойчивая работоспособность. Новая ведущая деятельность и новые социальные контакты инициируют необходимость расширения спектра социальных навыков, развития и формирования личностных качеств, необходимых для выполнения учебной деятельности, эффективного общения с педагогом и одноклассниками, адекватного принятия собственной личности и ученического статуса.

Адаптация детей к школе - многоплановое явление. Ее качественные характеристики условно можно соотнести с уровнем приспособленности и активности самого ребенка. При высоком уровне адаптации школьник уже выступает субъектом учебной деятельности, занимает в классе высокий социометрический статус, ориентирован на самообразование, имеет развитую учебную мотивацию, хорошую успеваемость, произвольную регуляцию. Средний уровень адаптации говорит о необходимости взрослому помогать и контролировать работу первоклассника, при этом ребенку комфортно в классе, где он имеет много товарищей. Низкий уровень адаптации (дезадаптация) свидетельствует о слабом привыкании ребенка к школе, трудностях с усвоением знаний и навыков, низкой работоспособности, несформированной мотивации учения, неблагоприятном положении в среде сверстников, негативном отношении к школе. Бывает и скрытая дезадаптация ребенка к школе, проявляющаяся на фоне хорошей успеваемости и дисциплины в постоянной внутренней тревоге, страхе перед педагогом или одноклассниками, трудностях в общении, неадекватной самооценке [16-19]. Дезадаптация больше свойственна мальчикам, чем девочкам в соотношении от 4:1 до 6:1 [18, с. 13].

А.А. Реан с соавторами выделяют внешний и внутренний критерий адаптации. К внешним проявлениям адаптации ученые относят: соответствие реального поведения человека требованиям среды, установкам общества, правилам и показателям социального поведения. Внутренний критерий оценивается по психоэмоциональной стабильности, состоянию удовлетворенности, отсутствию дистресса и т. п. Данный подход позволил авторам объяснить конфликтное, асоциальное поведение как дезадаптацию по внешнему критерию при

Адаптация и дезадаптация младших школьников

https:// mir-nauki. com

адаптированности по внутреннему критерию. Поэтому подлинная адаптация состоит в согласованности обоих критериев [6].

Адаптация выступает своеобразным критерием развития и воспитания ребенка в сравнении с подавляющим большинством ровесников, при взаимодействии с которыми школьник успешно усваивает учебную программу, приобретает внутреннюю позицию, социальный статус и навыки общения, мотивацию, новую самооценку и уровень притязаний, учится самостоятельно управлять своим поведением, деятельностью и эмоциональным самочувствием [6; 9; 20]. Итогом завершения адаптации является адаптированность.

В качестве иллюстраций проблем первоклассников при адаптации к школе, обратимся к результатам выпускных квалификационных работ А. Самсоновой, Н. Оненко, выполненных под нашим руководством. Оба исследования были проведены на младших школьниках после обучения детей в школе от 7 недель до 4-х месяцев. Выборка А. Самсоновой включала 16 учеников из полных семей, осваивающих знания по традиционной системе обучения; выборка Н. Оненко состояла из 50 первоклассников и 75 родителей. Ученики обучались по программе «Школа 2100». Для диагностики адаптации детей к школе студентки применяли апробированный психодиагностический инструментарий («Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова, «Лесенка» В.Г. Щур, «Домики» О.А. Ореховой, социометрия, «Беседа о школе» Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера), дополнительно применяли наблюдение, беседу, ряд опросников и анкет («Эмоциональное отношение к школе», «Хорошо ли ребенку в школе?», «Анкета для родителей первоклассников», анкета для родителей и педагогов «Выявление причин школьной неуспешности»).

Н. Оненко получила первые результаты после 7 недель обучения первоклассников в школе. Оказалось, что положительное отношение к школе испытывали 16 первоклассников, двойственное отношение школа вызывала у 24 детей, которые положительно говорили о школе, но не хотели делать домашнее задание, 10 младших школьника воспринимали школу негативно, сообщая о нежелании делать уроки и посещать школу. В двух классах, обследуемых Н. Оненко, 14 человек имели высокий уровень тревожности, обусловленный переживаниями о плохом самочувствии, отношениями с одноклассниками и родителями, неуверенностью в собственных силах. 18 человек - сомневались в правильном отношении к ним со стороны учителя и сверстников.

Дети с положительным отношением к школе не видят себя в отрыве от школьных событий, имеют познавательную мотивацию учения, предпочитают коллективные занятия индивидуальному обучению, предпочитают отметку любым другим видам поощрений, признают авторитет учителя и не хотят заменить его родителями, потому что «маму ребенок видит дома, а с учительницей интереснее». Ученики с амбивалентным отношением к школе заявили о трудностях обучения, которые предпочли бы заменить более легкими видами деятельности, например, вместо чтения и письма выбрали бы вырезание фигур из бумаги. Сравнивая школьника с дошкольником, один из учащихся этой группы сказал, что «у школьника портфель тяжелый, но сам ученик веселый; у дошкольника сумка легкая, но сам он маленький». Дети, нежелающие посещать школу, демонстрировали дошкольные интересы: просмотр мультфильмов, выбор игрушек и т. п. Миша П., участник 3-й группы, счел дошкольника «легким, активным, решительным», между тем как ученик предстал «маленьким, робким, грустным».

Эмпирические исследования адаптации младших школьников

https:// mir-nauki. com

Учителя оценили учеников первой группы как мотивированных на обучение, уверенных в себе, неагрессивных. Ученики со средним уровнем адаптации сочетали положительное восприятие школы с проявлениями агрессивного и враждебного поведения к другим ученикам, легко утомляются. Дети с низким уровнем адаптации к школе невнимательны, часто обладают плохой памятью, нарушенной координацией движений. При оценке достижений детей родителями, оказалось, что они нередко некритично воспринимали успеваемость и самочувствие детей, списывая большое количество проблем на внешние факторы - учебную программу, стиль общения учителя, одноклассников ребенка и пр. Для коррекции выявленных проблем (недостаточных социальных навыков первоклассников, неадекватной оценке ими своих действий и достижений, несформированной мотивации учебной деятельности, низкой саморегуляцией) студентка в течение 2,5 месяцев осуществляла психокоррекционную программу. Результатом данной работы стало качественное улучшение показателей адаптации первоклассников к школе. Достоверно снизилось число детей не желающих посещать школу, предпочитающих дошкольное виды деятельности школьным занятиям, первоклассники научились видеть друг в друге не только минусы, но и положительные качества. Работа с родителями помогла осознать им значимость родительской позиции в формировании личности собственного ребенка.

А. Самсонова провела эмпирическое исследование после 3-х месяцев обучения детей в школе. Согласно ее данным, в классе был выявлен высокий (56,25 %), средний (37,5 %) и низкий (6,25 %) уровень адаптации. Большинство первоклассников характеризуются завышенной (56,25 %) и адекватной (25 %) самооценкой, хотя ряд первоклассников имеет заниженную самооценку (18,75 %). Подавляющая часть родителей первоклассников выбирает авторитетный стиль воспитания (75 %), меньшая часть выборки использует директивные или непоследовательные стили воспитания: авторитарный; авторитетный, авторитарный, либеральный; авторитетный и либеральный стили. В классе превалировали дети, оценившие свои переживания положительно (8 чел.), между тем как ряд детей оценили свой эмоциональный фон как отрицательный (1 чел.) и нормальный (7 чел.). В классе были выявлены лидеры, предпочитаемые, принятые и изолированные. Нетипичным оказалось то, что статус изолированного оказался у ребенка с хорошей успеваемостью, лидера - у троечника. Выявление взаимосвязей адаптации с трудностями, испытываемыми первоклассниками показало, что высокий уровень адаптации свойственен детям из семей с авторитетным стилем воспитания, имеющих благоприятный социальный статус в классе, завышенную самооценку, мотивированных на успех. Средний уровень адаптации обусловлен амбивалентными установками родителей к собственным детям, неустойчивой самооценкой первоклассников, принятием детским коллективом. Скрытая дезадаптация проявилась в исключении ребенка из группы сверстников, низкой оценке ребенком собственных качеств, обесценивании родителями, что постепенно оказывает влияние на формирование искаженного восприятия собственной личности.

Адаптация носит неравнозначный характер, определяясь требованиями среды и активностью человека.

Выбор стилей родительского воспитания может как облегчить школьную адаптацию, так и серьезно осложнить ее протекание.

Адаптация первоклассника к школе определяется стилем семейного воспитания, сформированностью учебной мотивации и социальных навыков, уровнем самооценки, готовностью ребенка к школе.

Выводы

Высокий уровень адаптации соотносится с завышенной самооценкой, благоприятным социальным статусом, положительным отношением к школе, высокой учебной и личностной активностью.

Средний уровень адаптации первоклассников базируется на адекватной или завышенной самооценке, хорошей или удовлетворительной успеваемости, благоприятном статусе в среде сверстников, противоречивом отношении к школе.

Дезадаптация построена на отрицающем отношении родителей, исключенности из детского коллектива, низкой оценке собственных качеств, которые не компенсируются хорошей успеваемостью младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Середа Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1987. 20 с.

2. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. С. 18-19.

3. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации. СПб.: Речь, 2006. 365 с.

4. Эрдынеева К.Г., Батоцыренов В.Б. Психология адаптации личности: природа, сущность, функции // Вестник ЧитГУ. 2007. № 3 (44). С. 194-200.

5. Аксенова Г.К., Аксенова П.Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.

6. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

7. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

9. Рабочая книга школьного психолога / под ред. В.И. Дубровиной. М., 2011. 346 с.

10. Сорокина В.В. Психологический анализ негативных переживаний детей в начальной школе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.

12. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков. М.: Альпина Паблишер, 2014. 294 с.

13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

15. Любякин А.А. Психология одиночества и проблемы адаптации // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 4 (144). С. 122-127.

16. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2007. 549 с.

17. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 136 с.

18. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2007. 191 с.

19. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук, 1987. 17 с.

20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. 256 с.

https:// mir-nauki. com

Kochetkova Tatyana Nykolaevna

Pacific state university, Khabarovsk, Russia E-mail: [email protected]

Differences in the behavior of first-graders due to different adaptation levels

Abstract. Adaptation is a multifaceted phenomenon that stands out from the adjustment of an active person position for acquired qualities stability and behavioral variability. A harmonious combination of objective and subjective adjustment criteria is necessary for effective adaptation, . The first graders' adaptation to the school does not have clearly defined periodization criteria and proceeds heterochronously for different children. The school adaptation characteristics are determined by many components: family education styles, the child's readiness for school, the teacher's attitude, and the child's self-esteem. There are three adaptation levels, depend on the primary school student engagement success in educational activities: high, medium, low. The most successful option of a child entering school life is peculiar to first-graders with a high level of adaptation, and to first-graders with a low level of adaptation is the worst option. Empirical studies' results have confirmed the family influence on the quality of first-graders adaptation course to school. A high adaptation level is based on accepting parents, high evaluation of his qualities and personality, sufficient school requirements according to the psychological readiness of a primary school student, high and too high self-esteem, favorable status at the class. A sufficient adaptation level is peculiar to children with high and medium performance, who have friends in the class who think positively about school. The reasons for the ambivalent assessment of the children's emotional state at school are inconsistent styles of parenting, unstable self-esteem, insufficiently formed educational motivation. The hidden disadaptation of primary school students is based on abnormal self-esteem, harsh parenting styles, poorly developed social skills, tension, negative perception of the school and self, low activity level.

Keywords: adaptation; disadaptation; attitude; self-esteem; parenting styles; family; family parenting styles

49PSMN220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.