УДК 37.03
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА Я НА КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Савченко Ирина Алексеевна,
канд. полит. наук, доцент кафедры, e-mail: [email protected], Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва,
Саяпина Алёна Игоревна,
магистрант, e-mail: [email protected], Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва
В статье рассматривается влияние образа Я младших школьников на конфликтность. В этом возрасте образ Я выполняет поведенческую функцию, которая проявляется в успехах, которых школьник добивается в учебе. Цель: рассмотрение особенностей влияния образа Я на конфликтность в младшем школьном возрасте; изучение влияния самооценки на конфликтность младших школьников. Методологической основой исследования явились идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина о формировании личности младшего школьника, его образа Я. Гипотеза: самооценка в младшем школьном возрасте влияет на конфликтность школьника. Показано, что чем выше самооценка младших школьников, тем выше уровень их конфликтности.
Ключевые слова: младший школьный возраст, образ Я, самооценка, конфликтность в младшем школьном возрасте, влияние самооценки на конфликтность в младшем школьном возрасте
INFLUENCE OF THE SELF-CONCEPTION ON CONFLICTNESS
OF THE PERSONALITY
Savchenko I.A.,
candidate of political sciences, Associate Professor at the department, e-mail: [email protected], Moscow State University of Psychology & Education,
Sayapina A.I.,
master student, e-mail: [email protected] Moscow State University of Psychology & Education
The article examines the influence of the image of the junior schoolchildren on conflict. Purpose: to examine the characteristics of the influence of the image of self on conflict in the younger school age; The study of the influence of self-esteem on the conflicts of younger schoolchildren. The methodological basis of the study was LS Vygotsky's ideas, LI Bozhovich, P. Ya. Galperin on the formation of the personality of the junior schoolboy, his Image of J. Hypothesis: self-esteem in younger school age influences the schoolchild's conflict. It is shown that at this age, all components of the image of the self can influence the conflictual personality. Keywords: younger school age, the image of I, conflict in the younger school age, self-esteem, conflict in the younger school age, the impact of self-esteem on conflict in the younger school age
DOI 10.21777/2500-2112-2018-3-27-32
Введение
Образ Я - представление личности о себе, установка личности по отношению к себе. Обычно выделяют три компонента образа Я: когнитивный - самопознание; эмоционально-оценочный -ценностное отношение к себе и поведенческий, включающий в себя особенности регуляции личностью
своего поведения [1]. Как внутренняя деятельность образ Я формируется через деятельность, организованную обществом. На его формирование влияют ведущая деятельность, но особенности личности также влияют на результаты деятельности [1, 13]. В каждом возрастном периоде образ Я неодинаково влияет на поведение личности в конфликтной ситуации. В этом и состоит актуальность исследования особенностей влияния образа Я на конфликтность в младшем школьном возрасте
Проблемой образа Я детей младшего школьного возраста занимались Л.И. Божович, П.П. Блон-ский, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, А.И. Липкина, Э. Эриксон и др.
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей влияния образа Я на конфликтность в младшем школьном возрасте.
Методология исследования. Эмпирическое исследование влияния самооценки на конфликтность младших школьников проводилось на базе муниципальной общеобразовательной средней школы г. Москвы. Выборка исследования составила 36 младших школьников 7-8 лет (16 мальчиков и 20 девочек). Для изучения самооценки использовалась методика «Лесенка» (М. Щур), и методика Дембо-Рубинштейн в интерпретации А.М. Прихожан, для изучения конфликтности - «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич). Для статистической обработки был использован U критерий Манна - Уитни.
Результаты и обсуждение. Главным новообразованием младшего школьного возраста является смена ведущей деятельности с игровой на учебную. По мнению Л.С. Выготского придя в школу, ребенок оказывается в менее снисходительном и более суровом мире. И от того, как он приспособится к этим условиям, зависит многое [7]. У младших школьников появляются обязательства, которые влияют на формирование их ценностно-смысловой и личностной сферы [2, 11, 14].
Структура образа Я в младшем школьном возрасте включает в себя следующие содержательные компоненты: когнитивный, которому относятся знание процесса учебы, его содержательной и атрибутивной сторон, знание нравственных и волевых качеств, необходимых для учебы, а также особенностей взаимоотношений между субъектами процесса обучения, особенностей учебной мотивации. Вторым содержательным компонентом образа Я является аффективный компонент, который включает отношение младшего школьника к себе как к ученику, оценку им собственных способностей, нравственных и волевых качеств и свойств, а также взаимоотношений с одноклассниками и учителями и уровня интереса к учебе [2, 5, 19].
В работах В.С. Мухиной выявлены характерные для младшего школьного возраста глубокие качественные изменения в притязании на признание [15]. Р. Кеган считает, что для ребенка данной возрастной группы свойственно развитие устойчивых во времени установок по отношению к вещам и людям, включая также и отношение к себе. Главными для данного периода являются сверхдифферен-цированные вопросы самооценки, компетентности, самопоказа и личностного приукрашивания [11].
По мнению Н.Н. Толстых в этом возрасте происходят изменения представлений о временных границах своего прошлого, настоящего и будущего. У большинства детей в этом возрасте уже сформировано устойчивое позитивное отношение к себе, проявляющееся в том, что дети принимают преимущественно позитивные оценки по отношению к себе со стороны окружающих. С ее точки зрения, причиной этого является выраженная потребность в признании, которая реализуется таким образом [19].
Образ Я в младшем школьном возрасте формируется в результате деятельности и общения с окружающими. В начале школьного обучения образ Я имеет нечеткую систему представлений о своих способностях и возможностях. В процессе обучения система когнитивных и эмоционально-оценочных представлений о себе как субъекте учебной деятельности школьника становится все более дифференцированной, конкретной, развернутой, разносторонней и информативной. Развитие личности сильно зависит от успеваемости: похвала и одобрение учителя существенно повышает самооценку детей данного возраста. В когнитивном компоненте Я-образа возрастает количество элементов, раскрывающих тему учебы, разнообразие представлений о себе как субъекте учебной деятельности. На каждом этапе начального обучения актуализируются те или иные компоненты Я-образа школьников. Для первоклассников более актуальны внешняя сторона учебного процесса, взаимоотношения с семейным окружением и качества, отражающие отношение к вещам. С возрастом актуализируется содержательная сторона учебного процесса, волевые и нравственно-психологические качества, взаимоотношения со сверстниками [2, 8, 9].
Джерсилд, Ливали и Броумли установили, что по мере взросления младших школьников увеличивается их способность абстрактным и тонким суждениям о себе: они апеллируют к различным психологическим качествам и проявляют определенное понимание своих мотивов и побуждений. Главное место в образе Я занимает деятельность с эгоцентрической направленностью. Явное выделение умений и способностей свидетельствует о немалом значении для младшего школьника своей компетентности; также присутствует скрытое сравнение себя со сверстниками [11].
По мнению Л.И. Божович, в этом возрасте начинает осознаваться социальное Я, чему способствует общение младших школьников в коллективе сверстников [3]. Общение с одноклассниками и взрослыми начинает приобретать для детей этого возраста большое значение. Взаимоотношения с друзьями в этом возрасте наиболее интенсивные, но, одновременно, наименее прочные [2, 7, 8, 9].
Именно этот возраст является этапом усвоения правил и норм общения; становления самостоятельности и трудолюбия; закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека; перехода ребенка на новый уровень развития. Младший школьник учится правильно проявлять чувства, эмоционально реагировать на ситуации, опираясь на собственную адекватную оценку поведения и действий других людей [5].
В многочисленных исследованиях установлено, что в этом возрасте школьники принимают себя как личность, обладающую социально-желательными качествами, в связи с этим уважают себя. В тоже время успешность учебной деятельности позитивно влияет на оценку школьниками их нравственно-психологических и волевых качеств [6, 7, 10, 16 и др.]. По мере становления младшего школьника как субъекта деятельности, у него возрастает позитивная самооценка качеств экстравер-тированности [9].
Протекание и продуктивность этого возраста зависят от окружения и условий развития. Они несут в себе множество потенциальных конфликтов, предотвращение и разрешение которых играет решающую роль для полноценного становления здоровой личности ребенка.
Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика. Конфликтность поведения обусловлена несколькими причинами, самыми главными из которых являются возрастные особенности младшего школьника; свойственный этому возрасту эгоцентризм; специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе; недостаточная сформированность личности и коммуникативной компетентности [15, 17].
Под конфликтом обычно понимают столкновение интересов двух или более людей, обусловленное различием их взглядов, интересов, идей [4]. Исследования показали, что младшие школьники также понимают конфликт как столкновение интересов [18].
Конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации [4, 11, 20, 22].
Конфликты относятся к той или иной форме трений, разногласий или разногласий возникающих у отдельных лиц или группы, когда убеждения или действия одного или нескольких членов группы либо противостоят, либо неприемлемы для одного или нескольких членов другой группы. Конфликт относится к противоположным идеям и действиям разных субъектов, что приводит к антагонистическому состоянию.
Из-за разнообразных видов и разнообразных определений конфликта отношение к нему и образ его роли также различны. Конфликт в школах имеет разные формы; например, учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель и т.п.
В учреждениях конфликт возникает между разными людьми из-за их частых взаимодействий друг с другом. Конфликт - это выражение враждебности, антагонизма между участниками педагогического процесса. Принимая во внимание все вышеперечисленное, конфликт разделен на следующие четыре типа:
а) межличностный конфликт относится к конфликту между двумя людьми. Это происходит обычно из-за того, как люди отличаются друг от друга;
b) внутриличностный конфликт происходит внутри человека. Опыт имеет место в уме человека. Следовательно, это тип конфликта, который психологически связан с мыслями, ценностями, принципами и эмоциями человека;
c) внутригрупповой конфликт - это тип конфликта, который случается среди людей внутри команды. Несовместимость и недоразумение среди этих лиц приводят к внутригрупповому конфликту;
d) Межгрупповой конфликт имеет место, когда между различными командами внутри организации возникает недоразумение. Кроме того, конкуренция также способствует возникновению межгрупповых конфликтов.
Содержанием переживания конфликтных ситуаций в этом возрасте может явиться развитие интереса к себе, развитие личности, трудности в межличностных отношениях со сверстниками. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности учащегося. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще [2, 6, 7].
В силу возрастных особенностей младшие школьники еще недостаточно умеют контролировать себя, недостаточно хорошо знают себя и не достаточно компетентны в разрешении конфликтных ситуаций.
Умение решить конфликты оптимальным способом формируется у них в результате взаимодействия с другими людьми в образовательном процессе.
В данной статье приведено исследование наиболее важного компонента образа Я младшего школьника - самооценки.
Самооценка с самых первых моментов своего возникновения имплицитно участвует в регуляции поведения. Она является важным компонентом структуры образа Я, специфически определяя и направляя весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития [1, 12].
Теоретические работы как в психологии, так и в социологии выделяют самооценку ребенка и отводят ей критическую роль в организации прошлого поведения и в руководстве будущим поведением. Самооценка рассматривается в широком смысле как место встречи человека и общества и представляет собой попытки человека найти личный смысл и понимание. Самооценка изучалась практически во всех возможных областях поведения, включая такие разнообразные проблемы, как познавательные способности и компетентность, нравственное поведение, выбор профессии, делинквентность и отклонение, модели дружбы, семейные отношения, а также здоровье и адаптация. Самооценка не связана со всем поведением, а функционирует для регулирования стимулов, обеспечиваемых окружающей средой. Самооценка - это не единственная психологическая структура, связанная с управлением поведения, но она является центральной. Главной ее функцией является контролирование или регулирование поведения.
Большое и решающее влияние на формирование самооценки оказывают отношение окружающих к ребенку и осознание младшим школьником особенностей своей деятельности [3 и др.]. В исследованиях В.Э. Пахальяна была установлена связь между самооценкой младших школьников и формой общения в семье: дети, с которыми в семье общались доверительно, имели адекватную и более устойчивую самооценку.
Было проведено изучение взаимосвязи конфликтности личности и самооценки младших школьников.
По методике «Лесенка» адекватно оценили себя 30,5 % учеников, Эти дети отличаются уравновешенностью, дружелюбностью, стремлением сотрудничать, помогать другим, анализируют собственную деятельность. Завышенная самооценка проявилась у 53 % учеников. Такие школьники стремятся быть лучше других, уверены в себе. 16 % имеют низкую самооценку: проявляют тревожность, неуверенность в себе. Как правило, это связано с наличием психологических проблем у учеников или самооценка может быть занижена ситуативно по причине плохого настроения, отсутствия похвалы от учителя на уроке и др.
Таким образом, результаты исследования по данной методике показали, что у большинства испытуемых завышенная самооценка.
Методика Дембо-Рубинштейн была направлена на изучение самооценки, а также на изучение представлений младших школьников о себе.
Испытуемым был предложен бланк методики, лист бумаги, на котором изображены семь вертикальных линий, обозначающие здоровье, ум (способности), уверенность в себе, умение что-то делать своими руками, авторитет у сверстников, внешность и характер.
Результаты по этой методике также показали, что у большинства учеников - 51 % завышенная самооценка, 27 % учеников имеют адекватную самооценку, 22 % обладают низкой самооценкой. Результаты тестирования показали, что респонденты имеют представление о себе: знают и оценивают себя в соответствии со своими представлениями о себе. Это позволяет сделать вывод о том, что образ Я у них достаточно для их возраста сформирован.
Результаты методики «Несуществующее животное» показали, что 26 % учеников неконфликтны, 31 % имеют среднюю конфликтность и 43 % участников имеют высокую степень конфликтности. Также была установлена положительная взаимосвязь завышенной самооценки и конфликтности личности младших школьников при р=0,05. Это значит, что чем выше самооценка младших школьников, тем выше уровень их конфликтности.
Выводы
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у младших школьников преобладает завышенная самооценка. Это может быть объяснено возрастными особенностями участников исследования. Также выявлено, что у большинства участников исследования высокая конфликтность. Она может быть вызвана неумением учеников адекватно взаимодействовать и решать конфликтные ситуации, взаимоотношениями внутри их семей, а также их завышенной самооценкой. Также показано, что чем выше самооценка школьников, тем более конфликтными они являются.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитние. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
2. Плонский П.П. Психология младшего школьника. - Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 574 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
4. Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками - Ульяновск: ИПКПРО, 1995. - 342 с.
5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 3-38.
6. Венгер, Л.Л. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
7. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте: Собр. соч. в 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - 504 с.
8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии : материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Издательство Московского университета, 1978. - 118 с.
9. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1986. - 316 с.
10. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
11. Кураев, Г.А. Возрастная психология / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
12. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Педагогика, 1976. - 64 с.
13.Меграбян А.А. Личность и сознание. - М.: Медицина, 1978. - 176 с.
14. Мир детства. Младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 351 с.
16. Панферова Е.В. Факторы, влияющие на конфликтность детей младшего школьного возраста // Конфликтологическая компетентность будущих учителей начальных классов: Опыт теоретико-эмпирического исследования: монография/ под общ. ред. В.А. Романова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.- С. 37-41.
17. Полозова Т.В. О внутренней структуре самооценки личности //Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. - М.: МГПИ, 1975. - 273 с.
18. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1983. - 166 с.
19. Скрипак Д.М., Николаева А.А. Межличностные конфликты в системе государственного управления // Экономика и менеджмент систем управления. - 2018. - Т. 28. - № 2-2. - С. 252-256.
20. ТолстыхН.Н. Психологические основы формирования личности / Толстых Н.Н., Дубровина И.В. -М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1986. - 322 с.
21. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с.
22. Якушин А.С., Николаева А.А. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. - № 6. - С. 328-332.
References
1. Berns R. Razvitie Yakoncepcii i vospitnie. - M.: Progress, 1986. - 422 s.
2. PlonskijP.P. Psihologiya mladshego shkol'nika. - Voronezh: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. - 574 s.
3. BozhovichL.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - SPb.: Piter, 2008. - 398 s.
4. Bragina E.A. Rabota psihologa s mladshimi shkol'nikami. - Ul'yanovsk: IPKPRO, 1995. - 342 s.
5. Belobrykina O.A. Vliyanie social'nogo okruzheniya na razvitie samoocenki starshih doshkol'nikov // Voprosy psihologii. - 2001. - № 4. - S. 3-38.
6. VengerL.A. Gotov li vash rebenok k shkole / L.A. Venger, T.D. Marcinkovskaya, A.L. Venger. - M.: Znanie, 1994. - 192 s.
7. Vygotskij L.S. Problema voli i ee razvitie v detskom vozraste: Sobr.soch. v 6 t. T. 2. - M.: Pedagogika, 1983. - 504 s.
8. Gal'perin P. Ya. Aktual'nye problemy vozrastnoj psihologii : materialy k kursu lekcij / P.Ya. Gal'perin, A.V. Zaporozhec, S.N. Karpova. - M.: Izdatel'ctvo Moskovskogo universiteta, 1978. - 118 s.
9. Zaporozhec A.V. Psihicheskoe razvitie rebenka: v 2 t. T.1. - M.: Pedagogika, 1986. - 316 s.
10. Kon I.S. Otkrytie «Ya». M.: Politizdat, 1978. - 367 s.
11. Kuraev G.A. Vozrastnaya psihologiya / G.A.Kuraev, E.N.Pozharskaya. Rostov-na-Donu: UNII valeologii RGU, 2002. - 146 s.
12. Lipkina A.I. Samoocenka shkol'nika. - M.: Pedagogika, 1976. - 64 s.
13.Megrabyan A.A. Lichnost' i soznanie. - M.: Medicina, 1978. - 176 s.
14. Mir detstva. Mladshij shkol'nik / pod red. A.G. Hripkovoj. - M.: Pedagogika, 1988. - 272 s.
15.Muhina VS. Vozrastnaya psihologiya. - M.: Akademiya, 1997. - 351 s.
16. Panferova E.V. Faktory, vliyayushchie na konfliktnost' detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Konfliktologicheskaya kompetentnost' budushchih uchitelej nachal'nyh klassov: Opyt teoretiko-ehmpiricheskogo issledovaniya: monografiya/ Pod obshch.red. V.A. Romanova. - Tula: Izd-vo TGPU im.L.N. Tolstogo, 2010. - S. 37-41.
17. Polozova T.V. O vnutrennej strukture samoocenki lichnosti //Social'no-psihologicheskie problemy formirovaniya lichnosti i uchebno-vospitatel'nogo kollektiva. - M.: MGPI, 1975. - 273 s.
18. Razvitie psihiki shkol'nikov v processe uchebnoj deyatel'nosti / pod red. V.V. Davydova. - M.: Pedagogika, 1983. - 166 s.
19. Skripak D.M., Nikolaeva A.A. Mezhlichnostnye konflikty v sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Ehkonomika i menedzhment sistem upravleniya. - 2018. - T. 28. - № 2-2. - S. 252-256.
20. Tolstyh N.N. Psihologicheskie osnovy formirovaniya lichnosti / Tolstyh N.N., Dubrovina I.V. - M.: NII obshchej i pedagogicheskoj psihologii APN SSSR, 1986. - 322 s.
21. Holodkova O.G. Stanovlenie cennostno-smyslovoj sfery lichnosti mladshego shkol'nika : monografiya / O.G. Holodkova. - Barnaul: AltGPU, 2015. - 167 s.
22. Yakushin A.S., Nikolaeva A.A. Konflikty v pedagogicheskom kollektive: dejstviya rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii // Byulleten' nauki i praktiki. - 2018. - T. 4. - № 6. - S. 328-332.