Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 14PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Сергеева М.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь мотивационной готовности к обучению дошкольников с уровнем развития самосознания // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sergeeva M.A., Kubekova A.S. (2020). The relationship of motivational readiness for preschool children with the level of development of self-awareness. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN320.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15:21:21
Сергеева Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России», Астрахань, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Кубекова Алия Салаватовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России», Астрахань, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
E-mail: alya_kubekova@mail ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Взаимосвязь мотивационной готовности к обучению дошкольников с уровнем развития самосознания
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященное изучению взаимосвязи мотивационной готовности к обучению дошкольников с уровнем развития самосознания. Выборка обследуемых составила две старшие группы в количестве 35 человек. Было опрошено 25 мальчиков и 10 девочек. В исследовании были использованы следующие методики: методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой), рисунок «Я в школе », методика «Лесенка», методика определение мотивов (по методике М.Р. Гинзбург), методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров), методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). Статистическая обработка данных производилась с использованием критерия корреляции Спирмена, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с помощью программы Microsoft Excel для Windows. Были сделаны выводы, что мотивационная готовность к школе, косвенно связана с самосознанием дошкольника. Она имеет связь через позиционный мотив - он связан со стремлением занять новое положение в обществе. Т. е. чем выше уровень самосознание у ребенка, тем выше позиционный мотив, но ниже мотив готовности к школе. Было установлено, если у ребенка заниженная самооценка, то тем больше у него желание получить в обществе другой статус, другое отношение к себе в обществе, и меньше желания учиться и познавать что-то новое. На основании проведенного исследования были предложены рекомендации по
развитию адекватной самооценки и развитию познавательной мотивации к обучению дошкольников.
Ключевые слова: мотивация; мотивационная готовность; дети дошкольного возраста; саморазвитие; самооценка; школьная адаптация; мотив
В последнее время правительством Российской Федерации значительное внимание было уделено готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Один из главнейших вопросов концепции модернизации образования является развитие самостоятельной, ответственной и социально адаптивной личности, способной к эффективной социализации в социуме, что подразумевает реализацию готовности дошкольников к школе [1-3]. Мотивационная готовность к школьному обучению является составляющей личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе [4]. В самом общем виде проблематика школьной готовности состоит в соответствии психических свойств, качеств детей условиям школы. В.С. Мухина [5] полагает, что готовность к школьному обучению - это потребность и понимание необходимости учиться, которое возникает вследствие социального созревания детей, возникновения у него внутренних конфликтов, задающих мотивацию к учебной деятельности. Б.С. Волков и Н.В. Волкова [6] полагают, что готовность ребенка к обучению в школе является одним из главных факторов психического развития в период дошкольного детства и условием эффективного обучения в школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность детей в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию [7]. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а совокупностью различных мотивов [8-10]. Поэтому вопросы развития самосознания и тем более мотивационной готовности дошкольников как условие развития психологической готовности детей к обучению в школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных.
Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи мотивационной готовности к обучению дошкольников с уровнем сформированности «Я-концепции» и самосознания.
Материалы и методы исследования
Исследование мотивационной готовности, я концепции и самооценки дошкольников проводилось на базе МДОУ г. Астрахани «Гимназия №1». Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, дети старших групп старшего дошкольного возраста. Объем выборки составил 35 человек: 25 мальчиков и 10 девочек. В исследовании были использованы следующие методики: методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой), рисунок «Я в школе», методика «Лесенка», методика определение мотивов (по методике М.Р. Гинзбург), методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров), методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). Для выявления структуры взаимосвязей мотивационной готовности к школе с уровнем развития самосознания старших дошкольников был проведен корреляционный анализ с использованием критерия корреляции Спирмена, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с помощью программы MicrosoftExcel для Windows.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось в МДОУ г. Астрахани «Гимназия №1» с 16-го марта по 4-ое мая 2019 года. Выборка респондентов - 2 старшие группы в количестве 35 человек. Было опрошено 25 мальчиков и 10 девочек. Результаты представлены на рисунке 1.
Состав опрошенных
девочки
Рисунок 1. Распределение опрошенных респондентов (составлено авторами)
«Беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой) Анализ степени сформированности элементов внутренней позиции школьника показал, что в ответах преобладает категория А, т. е. внутренняя позиция имеет содержательный характер, связанный с обучением в школе. Необходимость учения сформированной. Интерес к учебным видам деятельности - есть стремление к отношениям нового типа присутствует. Авторитет учителя - признан (таблица 1).
Таблица 1
Элементы внутренней позиции школьников
Элементы внутренней позиции школьника № Категории Преобладание %
вопроса ответов (А и Б) ответов категории содержание
Необходимость учения 2, 3 А 46 В 30 А А-61 % В-39 %
Интерес к учебным видам деятельности 1, 4, 7 А 57 В 42 А А-58 % В-42 %
Стремление к отношениям нового типа 5, 8, 9 А 52 В 32 А А-62 % В-38 %
Признание авторитета учителя 6 А 21 В 12 А А-64 % В-36 %
Составлено авторами
Общую степень готовности детей к школе мы определяли по рисунку «Я в школе», суммируя оцениваемые показатели степени сформированности отдельных элементов внутренней позиции школьника (далее - ВПШ). И пришли к такому выводу, что ВПШ респондентов имеет среднее значение 2,2 (рис. 2), т. е. находится в процессе становления, у детей еще формируется позитивное отношение к элементам школьной действительности, готовность включится в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности.
Рисунок 2. Внутренняя позиция школьника (ВПШ) (составлено авторами) Страница 3 из 9
По методике «Лесенка» определили среднее значение самооценки старших дошкольников и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди (см. рисунок 3). Тестирование выявило адекватную самооценку у старших дошкольников - 2,6. В целом, можно сказать, что в выборке старших дошкольников преобладают средние значения по самооценке. Учащиеся склонны оценивать себя положительно, однако имеющееся распределение между низким, средними, высокими значениями самооценки все-таки отражают тенденцию к развитию у детей правильных представлений о себе.
Рисунок 3. Среднее значения самооценки старшего дошкольника (составлено авторами)
По методике определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров), определяющей уровень самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, мы вычислили среднее значение эмоциональной самооценки. Показатель характеризует норму эмоциональной самооценки, в этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя (рисунок 4).
Рисунок 4. Среднее значение эмоциональной самооценки старшего дошкольника (составлено авторами)
В ходе интерпретации полученных данных по методике «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко), предназначенная для выявления степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе, мы выявили следующие средние значения (см. рисунок 5). Полученные данные свидетельствуют о среднем уровне школьной адаптации с тенденцией занижения.
5 4 3 2 1 0
Среднее значение степени школьной адаптации
Рисунок 5. Среднее значение степени школьной адаптации (составлено авторами)
Результаты по методике Определение мотивов учения старших дошкольников (М.Р. Гинзбург) приведены на рисунке 6. Далеко не все мотивы являются адекватными для школьного обучения. Методика позволила нам выявить те мотивы, которые является ведущими в определении желания пойти в школу.
Таким образом, был определен очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов.
Для выявления структуры взаимосвязей мотивационной готовности к школе с уровнем развития самосознания старших дошкольников был проведен корреляционный анализ с использованием критерия корреляции Спирмена.
Центральный мотив - это мотив готовности ребенка, старшего дошкольного возраста к школе, он связан положительно с учебным мотивом, собственно познавательным мотивом, восходящий к познавательной деятельности. Так же он связан с внутренней позицией школьника, она имеет содержательный характер, направлена на обучение в школе. Игровой мотив отрицательно влияет на мотивационную готовность старшего дошкольника. Мотив готовности к школе связан косвенно с самосознанием, в частности с самооценкой, эмоциональным само отношением, через позиционный мотив. В дополнение можно сказать, что внутренняя позиция школьника к обучению и социальный мотив -общественная необходимость учения, существуют по отдельности.
Страница 5 из 9
Г 2%
внешний
п
14%
Рисунок 6. Мотивы учения (составлено авторами)
https:// mir-nauki. com
Исходя из этих результатов, можно сделать следующие выводы, что мотивационная готовность к школе, косвенно связана с самосознанием дошкольника. Она имеет связь через позиционный мотив - он связан со стремлением занять новое положение в обществе. Т. е. чем выше уровень самосознание у ребенка, тем выше позиционный мотив, но ниже мотив готовности к школе. Если у ребенка заниженная самооценка тем больше у него желание получить в обществе другой статус, другое отношение к себе в обществе, и следовательно меньше желания учиться и познавать что-то новое. Чем ниже самосознание старшего дошкольника, тем больше позиционный мотив, и ниже мотивационный мотив. Игровой мотив имеет отрицательное влияние на мотивационную готовность старшего дошкольника, он неадекватно переносит ребенка в новую, учебную сферу. Общая мотивационная готовность на прямую зависит от сформированной внутренней позиции школьника (ВПШ), это подтверждается положительной корреляцией между мотивационной готовностью к школе и внутренней позицией школьника. Социальный же мотив отрицательно влияет на ВПШ, чем он выше, тем ниже ВПШ В ходе проведенного анализа, мы доказали, что уровень развития самосознания влияет на уровень мотивационной готовности к школе старших дошкольников, но косвенно, через позиционный мотив.
В результате проведения эмпирического анализа были получены данные, которые позволяют сделать ряд выводов: во-первых, что мотивационная готовность к школе старшего дошкольника, напрямую зависит от учебного мотива, т. е. ведущим мотивом поступления в школу у детей старшего дошкольного возраста является именно учебный мотив. Дети хотят пойти в школу именно потому, что у них есть стремления для получения новых знаний, новой информации об окружающем мире, стремление к совершенствованию, освоению новых способов действия, преодоления трудностей. Дети старшего дошкольного возраста мотивационно готовы к школе. Во- вторых, в ходе проведенного эмпирического анализа мы доказали, что мотивационная готовность к школе старших дошкольников и уровень развития самосознания имеют взаимосвязь, но не прямую, а косвенную, через позиционный мотив. Это значит, что ребенок старшего дошкольного возраста стремиться занять новое, значимое место в системе общественных отношений, т. е. хочет быть лучшим. Тем самым он становиться мотивационно готовым к школьному обучению. В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что чем выше уровень развития самосознания старших дошкольников, тем выше уровень мотивационной готовности дошкольников к обучению. В ходе исследования гипотеза проходит проверку и доказывается, но не полностью. На основании проведенного исследования были предложены рекомендации по развитию адекватной самооценки и развитию познавательной мотивации к обучению дошкольников.
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - Москва, 2000. - 248 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гутника. М.: Академический Проект, 2000. 184 с.
3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников // Кирьянова Р.А. -СПб., 2004.
4. Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. ... д.п.н.: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. - М., 2001. - 483 с.
5. Мухина В.С. Что такое готовность к учению / В.С. Мухина // Семья и школа, 1987. - №4. - С. 25-27.
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - С. 132-142.
7. Леонтьева Р.А., Тугулева Г.В. Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3-5; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18458 (дата обращения: 27.06.2020).
8. Зайкова Е.В. Определение мотивационной готовности к обучению в школе с использованием информационных технологий / под ред. д.э.н., проф. И.Е. Бельских // Актуальные вопросы общественных наук: экономики, права, социологии, педагогики и философии - на современном этапе развития: сб. науч. ст. по итогам Всерос. конф., г. Волгоград, 9-10 июня 2014. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2014. - 86 с.
9. Лобанова, Е. Готовность к школе детей с ЗПР [Текст] / Е. Лобанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. -Т. 32. - № 2. - С. 47-54.
10. Стригунова, А.Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2016. - №10. -С.1290-1293.
Sergeeva Marina Anatolyevna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected]
Kubekova Aliya Salavatovna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: alya_kubekova@mail
The relationship of motivational readiness for preschool children with the level of development of self-awareness
Abstract. The article presents the results of a study devoted to the study of the relationship of motivational readiness for preschool children with the level of development of self-awareness. The sample of the subjects was two senior groups of 35 people. 25 boys and 10 girls were interviewed. The following methods were used in the study: the methodology for determining motivational readiness for high school preschool children "talk about school" (according to the method of T.A. Nezhnova), the drawing "I am at school", the method "Lesenka", the methodology for determining motives (according to the method of M. R. Ginzburg), the methodology for determining emotional self-esteem (A.V. Zakharov), the self-esteem technique "Tree" (D. Lampen, in adaptation L.P. Ponomarenko). Statistical data processing was performed using the Spearman correlation criterion, and the arithmetic mean values of the sample were calculated using Microsoft Excel for Windows. It was concluded that the motivational readiness for school is indirectly related to the self-consciousness of the preschooler. It has a connection through a positional motive - it is associated with the desire to occupy a new position in society. Those. the higher the child's self-awareness, the higher the positional motive, but the lower the motive for school readiness. It was found that if a child has low self-esteem, the more he has a desire to receive a different status in society, a different attitude towards himself in society, and a less desire to learn and learn something new. Based on the study, recommendations were made on the development of adequate self-esteem and the development of cognitive motivation for teaching preschoolers.
Keywords: motivation; motivational readiness; preschool children; self-development; self-esteem; school adaptation; motive
REFERENCES
1. Bezrukikh M.M. The child goes to school / M.M. Bezrukikh, S.P. Efimova. - Moscow, 2000. - 248 p.
2. Gutkina N.I. Psychological readiness for school: a Guide of a practical psychologist / N.I. Gutnik. M.: Academic Project, 2000.184 s.
3. Kiryanova R.A. Complex diagnostics of preschool children // Kiryanova R.A. - SPb., 2004.
4. Nizhegorodtseva N.V. Psychological readiness of children to study at school: dis. ... DP.: 19.00.07 / N.V. Nizhny Novgorod - M., 2001. - 483 p.
5. Mukhina V.S. What is readiness for learning / V.S. Mukhina // Family and School, 1987. - No. 4. - S. 25-27.
6. Bozhovich L.I. Psychological issues of the child's readiness for schooling. Psychologists questions of a preschool child / ed. A.N. Leontiev, A.V. Zaporozhets. -M.: Education, 1995. - S. 132-142.
7. Leontieva R.A., Tuguleva G.V. Formation of motivational readiness of older preschool children for schooling // International Student Scientific Herald. - 2018. - No. 3-5; URL: http://eduherald.ru/en/article/view?id=18458 (accessed: 06.27.2020).
8. Zaykova E.V. Determination of motivational readiness for learning at school using information technology / ed. Doctor of Economics, prof. I.E. Belsky // Actual problems of the social sciences: economics, law, sociology, pedagogy and philosophy - at the present stage of development: Sat. scientific Art. according to the results of Vseros. Conf., Volgograd, June 9-10, 2014. - Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2014. - 86 p.
9. Lobanova, E. Readiness for school children with ZPR [Text] / E. Lobanova // Education and training of children with developmental disabilities. - 2003. - T. 32. - No. 2. - S. 47-54.
10. Strigunova, A.G. Pedagogical conditions for preparing children for school in preschool educational institutions // Young scientist. - 2016. - No. 10. - S. 1290-1293.