Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 4 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 4 _www.kid-journal.ru
Статьи
УДК 37.03+159.99 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-4-246-254
Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы
С. А. Буркова01, М. Н. Полякова1
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. Новая социальная ситуация, в которую попадает вчерашний дошкольник при поступлении в школу, предъявляет ему целый ряд требований, которым невозможно отвечать, не имея представления о своих сильных и слабых сторонах и уверенности в своих силах, то есть не имея определенного уровня самооценки. По данным многочисленных статистических исследований и отзывам педагогов, большой процент поступивших в школу детей не готовы к обучению, не в состоянии справляться с предъявляемыми задачами, что ставит перед исследователями и практиками вопрос о причинах этого явления и о поиске путей его изменения. Авторы статьи предлагают свое видение решения вопроса важности самооценки ребенка в его готовности к школе. В статье выделяются несколько имеющихся проблем в описании взаимосвязи данных феноменов: самооценка имеет связь с многими компонентами школьной готовности, но при этом не описаны механизмы ее влияния на эту готовность в целом; диагностика самооценки является проблемной зоной педагогической практики, что отражается в отсутствии единого подхода к ее осуществлению; при несомненной важности родителей в становлении самооценки ребенка большинство родителей не имеет достаточной компетентности для помощи ребенку в процессе подготовки к поступлению в школу. Именно комплексное решение данных проблем позволит более эффективно подготовить детей к переходу на новый закономерный этап их развития — поступлению в школу — и помочь им адаптироваться к новой для них деятельности и новым особенностям социальной среды.
Ключевые слова: готовность к школе, самооценка, диагностика, качество образования, дети дошкольного возраста.
Сведения об авторах
Светлана Алексеевна Буркова, SPIN-код: 9502-5074, ORCID: 0000-0002-7199-962X, e-mail: burkova [email protected]
Марина Николаевна Полякова, e-mail: [email protected] Для цитирования: Буркова, С. А., Полякова, М. Н. (2020) Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 246-254. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-246-254
Получена 28 ноября 2020; прошла рецензирование 2 декабря 2020; принята 2 декабря 2020.
Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
The relationship between children's readiness for school and their self-esteem: Problem statement
S. A. Burkova™ M. N. Polyakova1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The new social environment in which a child finds himself when he enters school demands that he meets a number of new requirements. To do that, he must have an idea of his strengths and weaknesses and self-confidence, i. e. a certain level of self-esteem. Multiple statistical studies indicate that a large share of children entering school are not ready to learn or to perform the tasks they are given. This requires research — both by researchers and practitioners — into the causes of this phenomenon and the ways to rectify it. We offer our vision of addressing the challenge connected with the importance of a child's self-esteem in his readiness for school. Several problems are highlighted in how the relationship between these phenomena is described: self-esteem is connected with many components of school readiness, but the mechanisms of its influence on the readiness in general are not described; self-esteem assessment is a controversial area of pedagogical practice with no unified approach to how it should be carried out; despite the undoubted importance of parents in the development of a child's self-esteem, most parents do not have sufficient competence to help a child to prepare for school. Only a comprehensive solution to these problems will make it possible to prepare children for school more effectively and help them adapt to new activities and social environment.
Keywords: school readiness, self-esteem, diagnostics, quality of education, preschool children.
Authors
Svetlana A. Burkova,
SPIN: 9502-5074,
ORCID: 0000-0002-7199-962X,
e-mail: burkova [email protected]
Marina N. Polyakova,
e-mail: [email protected]
For citation:
Burkova, S. A., Polyakova, M. N. (2020) The relationship between children's readiness for school and their self-esteem: Problem statement. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 246-254. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-246-254
Received 28 November 2020; reviewed 2 December 2020; accepted 2 December 2020. Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Актуальность проблемы
Начало школьного обучения является естественным и закономерным этапом на жизненном пути ребенка. «В целом поступление в школу связано с коренными изменениями во всей системе жизненно важных отношений: "ребенок — деятельность, "ребенок — взрослые', "ребенок — сверстники', "ребенок — вещная среда', составляющих реальное многообразие жизни начинающего учиться школьника. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Для успешного обучения в школе значим комплекс тех качеств, которые формируют умение учиться: потребность узнавать новое, навыки самоконтроля и самооценки; понимание смысла учебных задач, их отличия от практических; осознание способов выполнения действий» (Полякова, Синицина 2014).
Оценка готовности детей к обучению — один из естественных моментов при переходе ребен-
ка из дошкольного образовательного учреждения в школу, и, к сожалению, многочисленные проводимые исследования в этой области показывают не очень оптимистичную картину — около 30-40 % детей оказываются не готовыми к школе (Гуткина 2010; Кравцова 2018; Маркова 1983 и др.). Данное положение вещей приводит к различным негативным последствиям, в числе которых большое количество проблем у детей с нарушением процесса адаптации к школе, которое, в свою очередь, детерминирует как трудности в обучении, так и в личностном развитии ребенка.
Перед исследователями и практиками встает вопрос, что необходимо предпринять, чтобы помочь детям избежать данных проблем. Необходимым видится определение тех личностных качеств, которые помогали бы ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации развития и максимально естественно включиться в школьную жизнь. По данным, полученным в ходе изучения данного вопроса, можно сделать несколько важных выводов, в том числе следующие.
Значимость личностной готовности старшего дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли, недооценивается воспитателями и родителями современных детей. Они «в большей степени ориентированы на развитие интеллектуальной готовности ребенка к школе как более важной для обучения» (Полякова, Синицина 2014).
Педагогам детского сада при взаимодействии «с родителями детей старшего дошкольного возраста важно показывать значимость именно личностной готовности ребенка к школе и необходимость развития у него разнообразных мотивов учения, а также умения контролировать свое поведение в соответствии с правилами предстоящей школьной жизни» (Полякова, Синицина 2014).
Для повышения качества подготовки ребенка к школе важна «ранняя педагогическая диагностика, которая позволит еще на этапе дошкольного периода детства выявить характеристики, которые могут негативно повлиять на процесс адаптации к школе, и оказать ребенку своевременную педагогическую помощь в преодолении выявленных проблем» (Полякова, Синицина 2014).
Представление о самооценке и ее важности в процессе обучения
Многие исследователя определяют самооценку как одно из наиболее важных новообразований дошкольного возраста (Бороздина, Молчанова 2001; Выготский 2019), которое, в свою очередь, определяет многие особенности дальнейшего развития ребенка — особенности его взаимодействия с собой и окружающим миром. Самооценка на протяжении всей жизни человека непрерывно развивается. Она проходит процессы дифференциации, корректировки и углубления благодаря тому, что постоянно участвует в регуляции поведения в различных видах социального взаимодействия. Эти изменения объясняются в значительной степени «появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи» (Сидоров, 2006, 225).
Самооценке принадлежит особая «стержневая» роль в регулировании поведения. Как указано в работе А. А. Нейфельд (2019), в старшем дошкольном возрасте происходит «утрата непосредственности и наивности
в поведении ребенка, что означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка». «Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т. д.» (Нейфельд 2019, 87-88). Ребенок шести-семи лет сталкивается с осознанием того, что он является самостоятельным человеком, со своими желаниями и возможностями их исполнения, с тем, что в этом большом мире у него есть свои права, а есть и свои обязанности, исполнение которых влияет на его отношения с этим миром. И если ребенок считает, что он не в состоянии справиться с поставленными задачами, т. е. у него заниженная самооценка, то ему становится гораздо сложнее проявлять себя в деятельности и двигаться вперед. Позитивная же самооценка, т. е. «разрешение», данное себе на положительный результат действий, позволяет ребенку с уверенностью идти к поставленным целям, решать поставленные задачи и в целом ощущать себя в новой ситуации спокойно.
Формирование позитивной самооценки — важнейший фактор развития личности. Как один из показателей личностной готовности детей к систематическому обучению, позитивная самооценка повышает эффективность интеллектуальной деятельности и одновременно препятствует возникновению школьной дезадаптации. Для обеспечения успехов ребенка в школе необходимо особо внимательно отнестись к формированию у него позитивной самооценки как фактора успешной интеллектуальной деятельности и преодоления возможных трудностей в обучении.
Анализ многочисленных современных исследований в области самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показал, что она тесно связана со многими особенностями, позволяющими говорить о готовности к школьному обучению.
Взаимодействие с будущими одноклассниками связано с самооценкой ребенка: «Среди детей каждой социометрической группы есть как те, чья внутренняя самооценка не нуждается в прямом подкреплении извне, так и те (большинство), кто зависит от мнения группы» (Очеретина 2019, 267); обнаружена взаимосвязь самооценки и социометрического статуса
у дошкольников с применением метода линейной корреляции Пирсона (Лисова, Лисова 2018).
Уровень самооценки ребенка в первом классе не определяется учебой: «Высокая самооценка преобладает у "хорошистов", тогда как среди "отличников" могут быть дети с разными самооценками» (Буркова, Ахмадеева 2018, 37).
Одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе является моти-вационная готовность, которая непосредственно связана с самооценкой: «Результаты исследования взаимосвязи между уровнем самооценки и степенью мотивационной готовности старших дошкольников выявили прямо пропорциональную зависимость: чем выше самооценка, тем лучше мотивационная готовность» (Михайлова, Ежова 2019).
Состояние физического здоровья связано с формированием самооценки личности ребенка старшего дошкольного возраста. Делается вывод о необходимости системного, психолого-педагогического и медико-биологического сопровождения физического развития во взаимосвязи с личностно-субъектным становлением старшего дошкольника — будущего взрослого гражданина России (Баранова, Баранов 2018).
Самооценка рассматривается как показатель развития самосознания у старших дошкольников (Насирова, Пьянова 2018).
Проводятся исследования взаимосвязи уровня самооценки старших дошкольников и уровня развития их когнитивных психических процессов (памяти, внимания и мышления). Так, было выявлено, что у детей с разным уровнем самооценки примерно одинаковый уровень развития зрительной и слуховой памяти. При этом результаты исследования свидетельствуют о наличии значимой корреляционной связи между самооценкой и психическими процессами внимания и мышления. Дети с высокой самооценкой демонстрируют высокие уровни развития психических процессов внимания и мышления (Бадалян 2019).
Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников показало, что взаимосвязь существует, анализ результатов диагностических методик подтвердил весомую роль самооценки при формировании психологической готовности к обучению в школе (Смирнова 2017).
При этом, несмотря на большое количество исследований, подтверждающих важность самооценки старших дошкольников в связи
с отдельными компонентами готовности к школе (Божович 1979; Венгер 2010; Кравцова 2018; Коломинский, Панько 1999; Лисина 1997 и др.), практически нет исследований, раскрывающих взаимосвязь самооценки и готовности к школьному обучению. Именно этот вопрос и становится одной из задач исследования.
Проблема диагностики самооценки в системе образования
Диагностика самооценки ребенка была и, к сожалению, остается сложной задачей на данном этапе развития психологии и педагогики (Божович 1979; Березина, Полякова 2008 и др.). На сегодняшний момент не выработано единого подхода к пониманию того, что конкретно необходимо оценивать, когда речь заходит о самооценке дошкольника. «Основная проблема состоит в том, что самооценка взрослого может опираться на внешние его достижения, которые может оценить и он сам, и независимый наблюдатель и позднее сделать вывод о ее адекватности» (Буркова, Николаева 2011, 74). Как было показано нами ранее, сложности изучения и оценивания характера детской самооценки обусловлены тем, что «у ребенка мало опыта, не сформирована (или очень ограничена) система ценностей, у него нет идеального образа я, а Я-концепция слишком неопределенна, чтобы реагировать на результат деятельности» (Буркова, Николаева 2008). «В имеющихся методах выявления самооценки субъективность человека, дающего самооценку, накладывается на субъективность исследователя, определяющего, насколько и чему эти результаты адекватны, имеют ли они среднее, низкое и высокое значение. При кажущейся очевидности понятия точная научная его реализация представляется крайне сложной» (Буркова 2005, 64).
И здесь возникает вопрос, который нуждается в разрешении с целью улучшения качества обучения: как помочь педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям будущих первоклассников определить и развить компоненты готовности к школе, опираясь на изучение одного из ведущих новообразований дошкольного возраста — целостной самооценки?
Именно разработка диагностического инструментария для педагогов для оценки уровня самооценки ребенка видится нам важной задачей в рамках психолого-педагогической работы. Мы считаем, что при диагностике самооценки ребенка необходимо сочетание
нескольких методик, косвенно подтверждающих друг друга. По нашему мнению, в практико-ориентированном образовании (каковым и является дошкольное образование) целесообразно использовать аутентичное оценивание.
Предполагаем, что базовым методом для изучения самооценки старших дошкольников станет наблюдение педагога за типичными поведенческими проявлениями ребенка в образовательном процессе детского сада. Педагог получает информацию о ребенке и его особенностях тогда, когда наблюдает за ним в естественной среде (в ходе режимных моментов, в игровых ситуациях, на занятиях), а не прибегает к помощи тестов, которые не имеют прямого отношения к повседневной деятельности детей. Анализ продуктов детской деятельности, беседы и опросы дополнят общую картину полученной в наблюдении информации.
Использование наблюдения как основного метода диагностики самооценки и готовности к школе старших дошкольников потребует от педагогов развитой наблюдательности как профессионального качества.
Роль родителей в формировании самооценки ребенка
Целым рядом исследователей в области детской психологии было показано, что самооценка ребенка полностью опирается не на собственные представления о себе, а на то, что думают и говорят о нем его родители (Ананьев 1948; Бернс 2003; Фолкэн 2003). Однако не все родители понимают силу и значимость своего влияния на становление самооценки ребенка, недооценивают важность личностной готовности ребенка к школе; часто не знают, как правильно взаимодействовать с ребенком, чтобы у него формировалось позитивное самовосприятие. Необходимо повышение педагогической и психологической компетентности родителей. К сожалению, исследования, проводимые на кафедре дошкольной педагогики, показывают, что «многие родители не заинтересованы в повышении своей педагогической компетентности, что может являться или следствием проблем взаимодействия с воспитателями детских садов, или усилением тенденции восприятия системы общественного дошкольного образования как сферы услуг» (Бабаева 1989; Полякова, Сомкова 2010 и др.). Для эффективного процесса формирования самооценки и готовности к школе, грамотного воспитания
ребенка родителям необходимо быть встроенными в процесс психолого-педагогического сопровождения.
Именно поэтому помощь родителям в подготовке ребенка к поступлению в школу также видится обязательной задачей работы в данном направлении, для чего предполагается разработка и подготовка методических рекомендаций для родителей по формированию позиции школьника и развитию отдельных компонентов школьной готовности в условиях семьи (с опорой на развитие самооценки ребенка).
Заключение
Обобщая вышесказанное, кратко обозначим ключевые позиции нашего подхода к решению вопроса определения взаимосвязи готовности детей к обучению школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.
Поступление ребенка в школу связано с коренными изменениями во всей системе жизненно важных отношений: с деятельностью, со взрослыми, со сверстниками, с материальным миром. Чем лучше ребенок готов к школе, тем легче он к ней адаптируется.
Личностная готовность ребенка является определяющей в начале его обучения в школе. Ребенок с набором разнообразных мотивов учения, умеющий оценивать себя и контролировать свое поведение, проще осваивается в новой ситуации в школе.
Формирование позитивной самооценки — важнейший фактор развития личности. Для обеспечения успехов ребенка в школе необходимо особо внимательно отнестись к формированию у него позитивной самооценки как фактора успешной интеллектуальной деятельности и преодоления возможных трудностей в обучении.
Представления родителей о собственном ребенке во многом определяют его самооценку, но при этом не все родители понимают силу своего влияния на становление самооценки ребенка. Родителям, недооценивающим значимость личностной готовности ребенка к школе, необходима психолого-педагогическая поддержка.
Уже на этапе дошкольного периода детства необходимо выявлять характеристики, которые могут негативно повлиять на процесс адаптации к школе или же, наоборот, помочь в нем. Ранняя
педагогическая диагностика и своевременная педагогическая помощь необходимы ребенку уже на этапе подготовки к школе.
Имеющиеся диагностические методики являются сложным комплексом, оценивающим различные стороны самооценки ребенка. Для изучения и оценки педагогами самооценки старших дошкольников целесообразно использовать аутентичную диагностику, основанную
на многократном включенном наблюдении за поведением ребенка в образовательном процессе детского сада.
Использование наблюдения как основного метода диагностики самооценки и готовности к школе старших дошкольников потребует от педагогов развитой наблюдательности как профессионально значимого качества.
Литература
Ананьев, Б. Г. (1948) К постановке проблем детского самосознания. В кн.: Б. Г. Ананьев (ред.). Вопросы детской психологии. Ч. 2. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, с. 101— 124. (Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 18).
Бабаева, Т. И. (1989) Повышение эффективности подготовки детей в детском саду. В кн.: Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л.: ЛГПИ, с. 40-51.
Бадалян, Э. К. (2019) Взаимосвязь самооценки дошкольника и развития его когнитивных психических процессов. В кн.: Е. Л. Сорокина (ред.). Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 марта 2019): в 2 ч. Ч. 2. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, с. 94-96.
Баранова, З. Я., Баранов, А. А. (2018) Взаимосвязь соматического статуса и самооценки личности старшего дошкольника. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. Т. IV. Семья. Дети. Социум. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 481-485.
Березина, Т. А., Полякова, М. Н. (2008) Педагогическая диагностика достижений ребенка старшего дошкольного возраста. В кн.: Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч. 1: Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54-76.
Бернс, Р. (2003) Я-концепция и Я-образы. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара: Бахрах, с. 133-219.
Божович, Л. И. (1979) Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, № 4, с. 23-34.
Бороздина, Л. В., Молчанова, О. Н. (2001) Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 204 с.
Буркова, С. А. (2005) Особенности изучения самооценки у детей 6-8 лет. Известия ТРТУ, № 7 (51), с. 64-65.
Буркова, С. А., Ахмадеева, Р. Ю. (2018) Влияние тревожности первоклассников на социальную адаптацию. В кн.: Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Сборник материалов XРоссийского форума. СПб.: б. и., с. 30-39.
Буркова, С. А., Николаева, Е. И. (2008) Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, т. XV, № 4, с. 45-48.
Буркова, С. А., Николаева, Е. И. (2011) Связь самооценки детей 6-8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации. Психология образования в поликультурном пространстве, т. 3, № 15, с. 74-84.
Венгер, Л. А. (2010) Как дошкольник становится школьником? Современное дошкольное образование, № 4, с. 54-61.
Выготский, Л. С. (2019) Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 160 с.
Гуткина, Н. И. (2010) Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием. Психологическая наука и образование, т. 15, № 3, с. 106-115.
Кравцова, Е. Е. (2018) Психологическая готовность к школьному обучению. Детский сад: теория и практика, № 3-4, с. 26-39.
Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. (1999) Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское изд-во, 316 с.
Лисина, М. И. (1997) Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 384 с.
Лисова, А. А., Лисова, М. А. (2018) Особенности взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников. Ыоуа1п/о, № 88, с. 68-71.
Маркова, А. К. (1983) Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 96 с.
Михайлова, С. З., Ежова, Е. А. (2019) Взаимосвязь самооценки и мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. В кн.: А. В. Прялухина (ред.). Актуальные проблемы психологии в образовании: сборник научных статей. Мурманск: МАГУ, с. 147-151.
Насирова, Г. Р., Пьянова, Е. Н. (2018) Самооценка как показатель развития самосознания у старших дошкольников. Spirit Time, № 5-2 (5), с. 34-35.
Нейфельд, А. А. (2019) Особенности формирования самооценки у старших дошкольников при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В кн.: А. А. Сукиасян (ред.). Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 2. Уфа: Omega Science, с. 87-89.
Очеретина, Ю. А. (2019) Внутренняя картина здоровья детей младшего школьного возраста и их социометрический статус. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. Т. V. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 652-657.
Полякова, М. Н., Синицына, Е. А. (2014) Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Детский сад: теория и практика, № 6, с. 52-61.
Полякова, М. Н., Сомкова, О. Н. (2010) Хотят ли дошкольники идти в школу? Современный детский сад, № 1, с. 66-74.
Сидоров, К. Р. (2006) Самооценка в психологии. Мир психологии, № 2, с. 224-234.
Смирнова, Н. А. (2017) Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ. В кн.: О. Н. Широков (ред.). Образование и наука в современных реалиях: материалы III Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 17 декабря 2017 г.). Чебоксары: Центр научного сотрудничества Интерактив-плюс, с. 155-158.
Фолкэн, Ч. Т. (2003) Психология — это просто. М.: Гранд-Фаир, 640 с.
References
Anan'ev, B. G. (1948) K postanovke problem detskogo samosoznaniya [To the problem statement of children's self-awareness]. In: B. G. Anan'ev (ed.). Voprosy detskoj psikhologii [Issues of child psychology]. Pt 2. Mosraw; Leningrad: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., pp. 101-124. (Izvestiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR [Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR]. Iss. 18). (In Russian)
Babaeva, T. I. (1989) Povyshenie effektivnosti podgotovki detej v detskom sadu [Improving the effectiveness of training children in kindergarten]. In: Sovershenstvovaniepodgotovki detej kshkole v detskom sadu [Improving the preparation of children for school in kindergarten]. Leningrad: LGPI Publ., pp. 40-51. (In Russian)
Badalyan, E. K. (2019) Vzaimosvyaz' samootsenki doshkol'nika i razvitiya ego kognitivnykh psikhicheskikh protsessov [The correlation between the self-esteem of preschoolers and the development level of their cognitive mental abilities]. In: E. L. Sorokina (ed.). Nauka i sotsium. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (1 marta 2019) [Science and society. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (1 March 2019)]: In 2parts. Pt 2. Novosibirsk: SISPP Publ., pp. 94-96. (In Russian)
Baranova, Z. Ya., Baranov, A. A. (2018) Vzaimosvyaz' somaticheskogo statusa i samootsenki lichnosti starshego doshkol'nika [The relationship between somatic status and self-esteem of the personality of an older preschooler]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem'ya i deti v sovremennom mire. T. IV. Sem'ya. Deti. Sotsium [Family and children in the modern world. Vol. IV. Family. Children. Society]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 481-485. (In Russian)
Berezina, T. A., Polyakova, M. N. (2008) Pedagogicheskaya diagnostika dostizhenij rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical diagnostics of the achievements of a senior preschool child]. In: Pedagogicheskaya diagnostika kak instrument poznaniya iponimaniya rebenka doshkol'nogo vozrasta: v 3 ch. Ch. 1: Teoreticheskie i prikladnye aspekty pedagogicheskoj diagnostiki v doshkol'nom obrazovanii [Pedagogical diagnostics as a tool for cognition and understanding of a child of preschool age: Scientific methodology allowance: In 3 pts. Pt 1: Theoretical and applied aspects of pedagogical diagnostics in preschool education]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 54-76. (In Russian)
Bozhovich, L. I. (1979) Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of personality formation in ontogenesis]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 23-34. (In Russian)
Borozdina, L. V., Molchanova, O. N. (2001) Samootsenka v raznykh vozrastnykh gruppakh: ot podrostkov do prestarelykh [Self-esteem in different age groups: From adolescents to the elderly]. Moscow: Proekt-F Publ., 204 p. (In Russian)
Burkova, S. A. (2005) Osobennosti izucheniya samootsenki u detej 6-8 let [Features of the study of self-esteem in children 6-8 years old]. Izvestiya TRTU — Izvestiya TSURE, no. 7 (51), pp. 64-65. (In Russian)
Burkova, S. A., Akhmadeeva, R. Yu. (2018) Vliyanie trevozhnosti pervoklassnikov na sotsial'nuyu adaptatsiyu [Influence of anxiety in first graders on social adaptation]. In: Pediatriya Sankt-Peterburga: opyt, innovatsii, dostizheniya. Sbornik materialov X Rossijskogo foruma [Pediatrics in Saint Petersburg: Experience, innovations, achievements. Proceedings of the 10th Russian forum]. Saint Petersburg: s. n., pp. 30-39. (In Russian)
Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. (2011) Svyaz' samootsenki detej 6-8 let s osobennostyami variatsij serdechnogo ritma v emotsional'noj situatsii [Relationship of self-assessment of 6-8 years old children with peculiarities of heart rate variations in emotional situation]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve — Psychology of Education in a Multicultural Space, vol. 3, no. 15, pp. 74-84. (In Russian) Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. Svyaz' samootsenki s izmeneniem variatsii serdechnogo ritma pri pripominanii nakazaniya i pooshchreniya u mladshikh shkol'nikov [Relationship between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recallect punishments and rewards]. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova — The Scientific Notes of the Pavlov University, vol. XV, no. 4, pp. 45-48. (In Russian)
Burns, R. (2000) Ya-kontseptsiya i Ya-obrazy [The self-concept and self-images]. In: D. Ya. Rajgorodsky (ed.). Psikhologiya samosoznaniya. Khrestomatiya po sotsial'noj psikhologii lichnosti [Psychology of self-awareness. Reading book on social psychology of personality]. Samara: Bakhrah Publ., pp. 133-219. (In Russian) Folken, Ch. T. (2003) Psikhologiya — eto prosto [Psychology — it's easy]. Moscow: Grand-Fair Publ., 640 p. (In Russian)
Gootkina, N. I. (2010) Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole v kontekste problemy preemstvennosti mezhdu doshkol'nym i shkol'nym obrazovaniem [School readiness in the context of the problem of preschool and primary school education continuity]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 15, no. 3, pp. 106-115. (In Russian) Kravtsova, E. E. (2018) Psikhologicheskaya gotovnost' k shkol'nomu obucheniyu [Psychological readiness for schooling]. Detskij sad: teoriya i praktika — Kindergarten: Theory and practice, no. 3-4, pp. 26-39. (In Russian) Kolominsky, Ya. L., Panko, E. A. (1999) Psikhologiya detej shestiletnego vozrasta [Psychology of children of six years
old]. Minsk: "Universitetskoe" Publ., 316 p. (In Russian) Lisina, M. I. (1997) Obshchenie, lichnost' i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow: Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis Publ., Voronezh: NPO "Modek" Publ., 384 p. (In Russian)
Lisova, A. A., Lisova, M. A. (2018) Osobennosti vzaimosvyazi samootsenki i sotsiometricheskogo statusa u doshkol'nikov [Features of the relationship between self-esteem and sociometric status in preschoolers]. Novalnfo, no. 88, pp. 68-71. (In Russian) Markova, A. K. (1983) Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Formation of motivation for learning
at school age]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 96 p. (In Russian) Mikhailova, S. Z., Ezhova, E. A. (2019) Vzaimosvyaz' samootsenki i motivatsionnoj gotovnosti starshikh doshkol'nikov k obucheniyu v shkole [The relationship of self-esteem and motivational readiness of senior preschool children learning in school]. In: A. V. Pryalukhina (ed.). Aktual'nye problemy psikhologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh statej [Actualproblems of psychology in education: Collection of scientific articles]. Murmansk: Murmansk Arctic State University Publ., pp. 147-151. (In Russian) Nasirova, G. R., Pyanova, E. N. (2018) Samootsenka kak pokazatel' razvitiya samosoznaniya u starshikh doshkol'nikov [Self-esteem as an indicator of the development of self-awareness among older preschoolers]. Spirit Time, no. 5-2 (5), pp. 34-35. (In Russian) Nejfeld, A. A. (2019) Osobennosti formirovaniya samootsenki u starshikh doshkol'nikov pri realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Features of the formation of self-esteem in older preschoolers in the implementation of the federal state educational standard of preschool education]. In: A. A. Sukiasyan (ed.). Modeli i metody povysheniya effektivnosti innovatsionnykh issledovanij. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Models and methods for increasing the efficiency of innovative research. Collection of articles of the International scientific and practical conference]: In 3 pts. Pt 2. Ufa: Omega Science Publ., pp. 87-89. (In Russian) Ocheretina, Yu. A. (2019) Vnutrennyaya kartina zdorov'ya detej mladshego shkol'nogo vozrasta i ikh sotsiometricheskij status [Inner health picture of primary school children and their sociometric status]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem'ya i deti v sovremennom mire [Family and children in the modern world]. Vol. V Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 652-657. (In Russian) Polyakova, M. N., Sinitsyna, E. A. (2014) Opredelenie individual'nykh traektorij formirovaniya predposylok uchebnoj deyatel'nosti u starshikh doshkol'nikov [Determination of individual trajectories for the formation of prerequisites for educational activity in older preschoolers]. Detskij sad: teoriya i praktika — Kindergarten: Theory and Practice, no. 6, pp. 52-61. (In Russian) Polyakova, M. N., Somkova, O. N. (2010) Khotyat li doshkol'niki idti v shkolu? [Do preschoolers want to go
to school?]. Sovremennyj detskij sad, no. 1, pp. 66-74. (In Russian) Sidorov, K. R. (2006) Samootsenka v psikhologii [Self-concept in psychology]. Mir psikhologii — The World
of Psychology, no. 2, pp. 224-234. (In Russian) Smirnova, N. A. (2017) Izuchenie vzaimosvyazi psikhologicheskoj gotovnosti k shkole i samootsenki doshkol'nikov v usloviyakh DOU [Study of the relationship between psychological readiness for school and self-esteem of preschoolers in preschool conditions.]. In: O. N. Shirokov (ed.). Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiyakh: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Cheboksary, 17 dekabrya 2017 g.)
C. A. EypKOBa, M. H. noAHKOBa
[Education and science in modern realities: Proceedings of the 3rd International scientific and practical conference (Cheboksary, 17December 2017)]. Cheboksary: Interaktiv-plyus Publ., pp. 155-158. (In Russian) Venger, L. A. (2010) Kak doshkol'nik stanovitsya shkol'nikom? [How does a preschooler become a schoolboy?]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika — Preschool Education Today. Theory and Practice, no. 4, pp. 54-61. (In Russian) Vygotsky, L. S. (2019) Voprosy detskoj psikhologii [ Child psychology issues]. Moscow: Yurajt Publ., 160 p. (In Russian)