Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ САМООЦЕНКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ САМООЦЕНКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / САМООЦЕНКА / ДИАГНОСТИКА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SCHOOL READINESS / SELF-ESTEEM / DIAGNOSTICS / QUALITY OF EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркова Светлана Алексеевна, Полякова Марина Николаевна

Новая социальная ситуация, в которую попадает вчерашний дошкольник при поступлении в школу, предъявляет ему целый ряд требований, которым невозможно отвечать, не имея представления о своих сильных и слабых сторонах и уверенности в своих силах, то есть не имея определенного уровня самооценки. По данным многочисленных статистических исследований и отзывам педагогов, большой процент поступивших в школу детей не готовы к обучению, не в состоянии справляться с предъявляемыми задачами, что ставит перед исследователями и практиками вопрос о причинах этого явления и о поиске путей его изменения. Авторы статьи предлагают свое видение решения вопроса важности самооценки ребенка в его готовности к школе. В статье выделяются несколько имеющихся проблем в описании взаимосвязи данных феноменов: самооценка имеет связь с многими компонентами школьной готовности, но при этом не описаны механизмы ее влияния на эту готовность в целом; диагностика самооценки является проблемной зоной педагогической практики, что отражается в отсутствии единого подхода к ее осуществлению; при несомненной важности родителей в становлении самооценки ребенка большинство родителей не имеет достаточной компетентности для помощи ребенку в процессе подготовки к поступлению в школу. Именно комплексное решение данных проблем позволит более эффективно подготовить детей к переходу на новый закономерный этап их развития - поступлению в школу - и помочь им адаптироваться к новой для них деятельности и новым особенностям социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркова Светлана Алексеевна, Полякова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN CHILDREN’S READINESS FOR SCHOOL AND THEIR SELF-ESTEEM: PROBLEM STATEMENT

The new social environment in which a child finds himself when he enters school demands that he meets a number of new requirements. To do that, he must have an idea of his strengths and weaknesses and self-confidence, i. e. a certain level of self-esteem. Multiple statistical studies indicate that a large share of children entering school are not ready to learn or to perform the tasks they are given. This requires research - both by researchers and practitioners - into the causes of this phenomenon and the ways to rectify it. We offer our vision of addressing the challenge connected with the importance of a child’s self-esteem in his readiness for school. Several problems are highlighted in how the relationship between these phenomena is described: self-esteem is connected with many components of school readiness, but the mechanisms of its influence on the readiness in general are not described; self-esteem assessment is a controversial area of pedagogical practice with no unified approach to how it should be carried out; despite the undoubted importance of parents in the development of a child’s self-esteem, most parents do not have sufficient competence to help a child to prepare for school. Only a comprehensive solution to these problems will make it possible to prepare children for school more effectively and help them adapt to new activities and social environment.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ САМООЦЕНКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 4 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 4 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 37.03+159.99 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-4-246-254

Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы

С. А. Буркова01, М. Н. Полякова1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Новая социальная ситуация, в которую попадает вчерашний дошкольник при поступлении в школу, предъявляет ему целый ряд требований, которым невозможно отвечать, не имея представления о своих сильных и слабых сторонах и уверенности в своих силах, то есть не имея определенного уровня самооценки. По данным многочисленных статистических исследований и отзывам педагогов, большой процент поступивших в школу детей не готовы к обучению, не в состоянии справляться с предъявляемыми задачами, что ставит перед исследователями и практиками вопрос о причинах этого явления и о поиске путей его изменения. Авторы статьи предлагают свое видение решения вопроса важности самооценки ребенка в его готовности к школе. В статье выделяются несколько имеющихся проблем в описании взаимосвязи данных феноменов: самооценка имеет связь с многими компонентами школьной готовности, но при этом не описаны механизмы ее влияния на эту готовность в целом; диагностика самооценки является проблемной зоной педагогической практики, что отражается в отсутствии единого подхода к ее осуществлению; при несомненной важности родителей в становлении самооценки ребенка большинство родителей не имеет достаточной компетентности для помощи ребенку в процессе подготовки к поступлению в школу. Именно комплексное решение данных проблем позволит более эффективно подготовить детей к переходу на новый закономерный этап их развития — поступлению в школу — и помочь им адаптироваться к новой для них деятельности и новым особенностям социальной среды.

Ключевые слова: готовность к школе, самооценка, диагностика, качество образования, дети дошкольного возраста.

Сведения об авторах

Светлана Алексеевна Буркова, SPIN-код: 9502-5074, ORCID: 0000-0002-7199-962X, e-mail: burkova [email protected]

Марина Николаевна Полякова, e-mail: [email protected] Для цитирования: Буркова, С. А., Полякова, М. Н. (2020) Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 246-254. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-246-254

Получена 28 ноября 2020; прошла рецензирование 2 декабря 2020; принята 2 декабря 2020.

Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

The relationship between children's readiness for school and their self-esteem: Problem statement

S. A. Burkova™ M. N. Polyakova1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The new social environment in which a child finds himself when he enters school demands that he meets a number of new requirements. To do that, he must have an idea of his strengths and weaknesses and self-confidence, i. e. a certain level of self-esteem. Multiple statistical studies indicate that a large share of children entering school are not ready to learn or to perform the tasks they are given. This requires research — both by researchers and practitioners — into the causes of this phenomenon and the ways to rectify it. We offer our vision of addressing the challenge connected with the importance of a child's self-esteem in his readiness for school. Several problems are highlighted in how the relationship between these phenomena is described: self-esteem is connected with many components of school readiness, but the mechanisms of its influence on the readiness in general are not described; self-esteem assessment is a controversial area of pedagogical practice with no unified approach to how it should be carried out; despite the undoubted importance of parents in the development of a child's self-esteem, most parents do not have sufficient competence to help a child to prepare for school. Only a comprehensive solution to these problems will make it possible to prepare children for school more effectively and help them adapt to new activities and social environment.

Keywords: school readiness, self-esteem, diagnostics, quality of education, preschool children.

Authors

Svetlana A. Burkova,

SPIN: 9502-5074,

ORCID: 0000-0002-7199-962X,

e-mail: burkova [email protected]

Marina N. Polyakova,

e-mail: [email protected]

For citation:

Burkova, S. A., Polyakova, M. N. (2020) The relationship between children's readiness for school and their self-esteem: Problem statement. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 246-254. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-246-254

Received 28 November 2020; reviewed 2 December 2020; accepted 2 December 2020. Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Актуальность проблемы

Начало школьного обучения является естественным и закономерным этапом на жизненном пути ребенка. «В целом поступление в школу связано с коренными изменениями во всей системе жизненно важных отношений: "ребенок — деятельность, "ребенок — взрослые', "ребенок — сверстники', "ребенок — вещная среда', составляющих реальное многообразие жизни начинающего учиться школьника. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Для успешного обучения в школе значим комплекс тех качеств, которые формируют умение учиться: потребность узнавать новое, навыки самоконтроля и самооценки; понимание смысла учебных задач, их отличия от практических; осознание способов выполнения действий» (Полякова, Синицина 2014).

Оценка готовности детей к обучению — один из естественных моментов при переходе ребен-

ка из дошкольного образовательного учреждения в школу, и, к сожалению, многочисленные проводимые исследования в этой области показывают не очень оптимистичную картину — около 30-40 % детей оказываются не готовыми к школе (Гуткина 2010; Кравцова 2018; Маркова 1983 и др.). Данное положение вещей приводит к различным негативным последствиям, в числе которых большое количество проблем у детей с нарушением процесса адаптации к школе, которое, в свою очередь, детерминирует как трудности в обучении, так и в личностном развитии ребенка.

Перед исследователями и практиками встает вопрос, что необходимо предпринять, чтобы помочь детям избежать данных проблем. Необходимым видится определение тех личностных качеств, которые помогали бы ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации развития и максимально естественно включиться в школьную жизнь. По данным, полученным в ходе изучения данного вопроса, можно сделать несколько важных выводов, в том числе следующие.

Значимость личностной готовности старшего дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли, недооценивается воспитателями и родителями современных детей. Они «в большей степени ориентированы на развитие интеллектуальной готовности ребенка к школе как более важной для обучения» (Полякова, Синицина 2014).

Педагогам детского сада при взаимодействии «с родителями детей старшего дошкольного возраста важно показывать значимость именно личностной готовности ребенка к школе и необходимость развития у него разнообразных мотивов учения, а также умения контролировать свое поведение в соответствии с правилами предстоящей школьной жизни» (Полякова, Синицина 2014).

Для повышения качества подготовки ребенка к школе важна «ранняя педагогическая диагностика, которая позволит еще на этапе дошкольного периода детства выявить характеристики, которые могут негативно повлиять на процесс адаптации к школе, и оказать ребенку своевременную педагогическую помощь в преодолении выявленных проблем» (Полякова, Синицина 2014).

Представление о самооценке и ее важности в процессе обучения

Многие исследователя определяют самооценку как одно из наиболее важных новообразований дошкольного возраста (Бороздина, Молчанова 2001; Выготский 2019), которое, в свою очередь, определяет многие особенности дальнейшего развития ребенка — особенности его взаимодействия с собой и окружающим миром. Самооценка на протяжении всей жизни человека непрерывно развивается. Она проходит процессы дифференциации, корректировки и углубления благодаря тому, что постоянно участвует в регуляции поведения в различных видах социального взаимодействия. Эти изменения объясняются в значительной степени «появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи» (Сидоров, 2006, 225).

Самооценке принадлежит особая «стержневая» роль в регулировании поведения. Как указано в работе А. А. Нейфельд (2019), в старшем дошкольном возрасте происходит «утрата непосредственности и наивности

в поведении ребенка, что означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка». «Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т. д.» (Нейфельд 2019, 87-88). Ребенок шести-семи лет сталкивается с осознанием того, что он является самостоятельным человеком, со своими желаниями и возможностями их исполнения, с тем, что в этом большом мире у него есть свои права, а есть и свои обязанности, исполнение которых влияет на его отношения с этим миром. И если ребенок считает, что он не в состоянии справиться с поставленными задачами, т. е. у него заниженная самооценка, то ему становится гораздо сложнее проявлять себя в деятельности и двигаться вперед. Позитивная же самооценка, т. е. «разрешение», данное себе на положительный результат действий, позволяет ребенку с уверенностью идти к поставленным целям, решать поставленные задачи и в целом ощущать себя в новой ситуации спокойно.

Формирование позитивной самооценки — важнейший фактор развития личности. Как один из показателей личностной готовности детей к систематическому обучению, позитивная самооценка повышает эффективность интеллектуальной деятельности и одновременно препятствует возникновению школьной дезадаптации. Для обеспечения успехов ребенка в школе необходимо особо внимательно отнестись к формированию у него позитивной самооценки как фактора успешной интеллектуальной деятельности и преодоления возможных трудностей в обучении.

Анализ многочисленных современных исследований в области самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показал, что она тесно связана со многими особенностями, позволяющими говорить о готовности к школьному обучению.

Взаимодействие с будущими одноклассниками связано с самооценкой ребенка: «Среди детей каждой социометрической группы есть как те, чья внутренняя самооценка не нуждается в прямом подкреплении извне, так и те (большинство), кто зависит от мнения группы» (Очеретина 2019, 267); обнаружена взаимосвязь самооценки и социометрического статуса

у дошкольников с применением метода линейной корреляции Пирсона (Лисова, Лисова 2018).

Уровень самооценки ребенка в первом классе не определяется учебой: «Высокая самооценка преобладает у "хорошистов", тогда как среди "отличников" могут быть дети с разными самооценками» (Буркова, Ахмадеева 2018, 37).

Одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе является моти-вационная готовность, которая непосредственно связана с самооценкой: «Результаты исследования взаимосвязи между уровнем самооценки и степенью мотивационной готовности старших дошкольников выявили прямо пропорциональную зависимость: чем выше самооценка, тем лучше мотивационная готовность» (Михайлова, Ежова 2019).

Состояние физического здоровья связано с формированием самооценки личности ребенка старшего дошкольного возраста. Делается вывод о необходимости системного, психолого-педагогического и медико-биологического сопровождения физического развития во взаимосвязи с личностно-субъектным становлением старшего дошкольника — будущего взрослого гражданина России (Баранова, Баранов 2018).

Самооценка рассматривается как показатель развития самосознания у старших дошкольников (Насирова, Пьянова 2018).

Проводятся исследования взаимосвязи уровня самооценки старших дошкольников и уровня развития их когнитивных психических процессов (памяти, внимания и мышления). Так, было выявлено, что у детей с разным уровнем самооценки примерно одинаковый уровень развития зрительной и слуховой памяти. При этом результаты исследования свидетельствуют о наличии значимой корреляционной связи между самооценкой и психическими процессами внимания и мышления. Дети с высокой самооценкой демонстрируют высокие уровни развития психических процессов внимания и мышления (Бадалян 2019).

Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников показало, что взаимосвязь существует, анализ результатов диагностических методик подтвердил весомую роль самооценки при формировании психологической готовности к обучению в школе (Смирнова 2017).

При этом, несмотря на большое количество исследований, подтверждающих важность самооценки старших дошкольников в связи

с отдельными компонентами готовности к школе (Божович 1979; Венгер 2010; Кравцова 2018; Коломинский, Панько 1999; Лисина 1997 и др.), практически нет исследований, раскрывающих взаимосвязь самооценки и готовности к школьному обучению. Именно этот вопрос и становится одной из задач исследования.

Проблема диагностики самооценки в системе образования

Диагностика самооценки ребенка была и, к сожалению, остается сложной задачей на данном этапе развития психологии и педагогики (Божович 1979; Березина, Полякова 2008 и др.). На сегодняшний момент не выработано единого подхода к пониманию того, что конкретно необходимо оценивать, когда речь заходит о самооценке дошкольника. «Основная проблема состоит в том, что самооценка взрослого может опираться на внешние его достижения, которые может оценить и он сам, и независимый наблюдатель и позднее сделать вывод о ее адекватности» (Буркова, Николаева 2011, 74). Как было показано нами ранее, сложности изучения и оценивания характера детской самооценки обусловлены тем, что «у ребенка мало опыта, не сформирована (или очень ограничена) система ценностей, у него нет идеального образа я, а Я-концепция слишком неопределенна, чтобы реагировать на результат деятельности» (Буркова, Николаева 2008). «В имеющихся методах выявления самооценки субъективность человека, дающего самооценку, накладывается на субъективность исследователя, определяющего, насколько и чему эти результаты адекватны, имеют ли они среднее, низкое и высокое значение. При кажущейся очевидности понятия точная научная его реализация представляется крайне сложной» (Буркова 2005, 64).

И здесь возникает вопрос, который нуждается в разрешении с целью улучшения качества обучения: как помочь педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям будущих первоклассников определить и развить компоненты готовности к школе, опираясь на изучение одного из ведущих новообразований дошкольного возраста — целостной самооценки?

Именно разработка диагностического инструментария для педагогов для оценки уровня самооценки ребенка видится нам важной задачей в рамках психолого-педагогической работы. Мы считаем, что при диагностике самооценки ребенка необходимо сочетание

нескольких методик, косвенно подтверждающих друг друга. По нашему мнению, в практико-ориентированном образовании (каковым и является дошкольное образование) целесообразно использовать аутентичное оценивание.

Предполагаем, что базовым методом для изучения самооценки старших дошкольников станет наблюдение педагога за типичными поведенческими проявлениями ребенка в образовательном процессе детского сада. Педагог получает информацию о ребенке и его особенностях тогда, когда наблюдает за ним в естественной среде (в ходе режимных моментов, в игровых ситуациях, на занятиях), а не прибегает к помощи тестов, которые не имеют прямого отношения к повседневной деятельности детей. Анализ продуктов детской деятельности, беседы и опросы дополнят общую картину полученной в наблюдении информации.

Использование наблюдения как основного метода диагностики самооценки и готовности к школе старших дошкольников потребует от педагогов развитой наблюдательности как профессионального качества.

Роль родителей в формировании самооценки ребенка

Целым рядом исследователей в области детской психологии было показано, что самооценка ребенка полностью опирается не на собственные представления о себе, а на то, что думают и говорят о нем его родители (Ананьев 1948; Бернс 2003; Фолкэн 2003). Однако не все родители понимают силу и значимость своего влияния на становление самооценки ребенка, недооценивают важность личностной готовности ребенка к школе; часто не знают, как правильно взаимодействовать с ребенком, чтобы у него формировалось позитивное самовосприятие. Необходимо повышение педагогической и психологической компетентности родителей. К сожалению, исследования, проводимые на кафедре дошкольной педагогики, показывают, что «многие родители не заинтересованы в повышении своей педагогической компетентности, что может являться или следствием проблем взаимодействия с воспитателями детских садов, или усилением тенденции восприятия системы общественного дошкольного образования как сферы услуг» (Бабаева 1989; Полякова, Сомкова 2010 и др.). Для эффективного процесса формирования самооценки и готовности к школе, грамотного воспитания

ребенка родителям необходимо быть встроенными в процесс психолого-педагогического сопровождения.

Именно поэтому помощь родителям в подготовке ребенка к поступлению в школу также видится обязательной задачей работы в данном направлении, для чего предполагается разработка и подготовка методических рекомендаций для родителей по формированию позиции школьника и развитию отдельных компонентов школьной готовности в условиях семьи (с опорой на развитие самооценки ребенка).

Заключение

Обобщая вышесказанное, кратко обозначим ключевые позиции нашего подхода к решению вопроса определения взаимосвязи готовности детей к обучению школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.

Поступление ребенка в школу связано с коренными изменениями во всей системе жизненно важных отношений: с деятельностью, со взрослыми, со сверстниками, с материальным миром. Чем лучше ребенок готов к школе, тем легче он к ней адаптируется.

Личностная готовность ребенка является определяющей в начале его обучения в школе. Ребенок с набором разнообразных мотивов учения, умеющий оценивать себя и контролировать свое поведение, проще осваивается в новой ситуации в школе.

Формирование позитивной самооценки — важнейший фактор развития личности. Для обеспечения успехов ребенка в школе необходимо особо внимательно отнестись к формированию у него позитивной самооценки как фактора успешной интеллектуальной деятельности и преодоления возможных трудностей в обучении.

Представления родителей о собственном ребенке во многом определяют его самооценку, но при этом не все родители понимают силу своего влияния на становление самооценки ребенка. Родителям, недооценивающим значимость личностной готовности ребенка к школе, необходима психолого-педагогическая поддержка.

Уже на этапе дошкольного периода детства необходимо выявлять характеристики, которые могут негативно повлиять на процесс адаптации к школе или же, наоборот, помочь в нем. Ранняя

педагогическая диагностика и своевременная педагогическая помощь необходимы ребенку уже на этапе подготовки к школе.

Имеющиеся диагностические методики являются сложным комплексом, оценивающим различные стороны самооценки ребенка. Для изучения и оценки педагогами самооценки старших дошкольников целесообразно использовать аутентичную диагностику, основанную

на многократном включенном наблюдении за поведением ребенка в образовательном процессе детского сада.

Использование наблюдения как основного метода диагностики самооценки и готовности к школе старших дошкольников потребует от педагогов развитой наблюдательности как профессионально значимого качества.

Литература

Ананьев, Б. Г. (1948) К постановке проблем детского самосознания. В кн.: Б. Г. Ананьев (ред.). Вопросы детской психологии. Ч. 2. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, с. 101— 124. (Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 18).

Бабаева, Т. И. (1989) Повышение эффективности подготовки детей в детском саду. В кн.: Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л.: ЛГПИ, с. 40-51.

Бадалян, Э. К. (2019) Взаимосвязь самооценки дошкольника и развития его когнитивных психических процессов. В кн.: Е. Л. Сорокина (ред.). Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 марта 2019): в 2 ч. Ч. 2. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, с. 94-96.

Баранова, З. Я., Баранов, А. А. (2018) Взаимосвязь соматического статуса и самооценки личности старшего дошкольника. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. Т. IV. Семья. Дети. Социум. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 481-485.

Березина, Т. А., Полякова, М. Н. (2008) Педагогическая диагностика достижений ребенка старшего дошкольного возраста. В кн.: Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч. 1: Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54-76.

Бернс, Р. (2003) Я-концепция и Я-образы. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара: Бахрах, с. 133-219.

Божович, Л. И. (1979) Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, № 4, с. 23-34.

Бороздина, Л. В., Молчанова, О. Н. (2001) Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 204 с.

Буркова, С. А. (2005) Особенности изучения самооценки у детей 6-8 лет. Известия ТРТУ, № 7 (51), с. 64-65.

Буркова, С. А., Ахмадеева, Р. Ю. (2018) Влияние тревожности первоклассников на социальную адаптацию. В кн.: Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Сборник материалов XРоссийского форума. СПб.: б. и., с. 30-39.

Буркова, С. А., Николаева, Е. И. (2008) Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, т. XV, № 4, с. 45-48.

Буркова, С. А., Николаева, Е. И. (2011) Связь самооценки детей 6-8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации. Психология образования в поликультурном пространстве, т. 3, № 15, с. 74-84.

Венгер, Л. А. (2010) Как дошкольник становится школьником? Современное дошкольное образование, № 4, с. 54-61.

Выготский, Л. С. (2019) Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 160 с.

Гуткина, Н. И. (2010) Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием. Психологическая наука и образование, т. 15, № 3, с. 106-115.

Кравцова, Е. Е. (2018) Психологическая готовность к школьному обучению. Детский сад: теория и практика, № 3-4, с. 26-39.

Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. (1999) Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское изд-во, 316 с.

Лисина, М. И. (1997) Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 384 с.

Лисова, А. А., Лисова, М. А. (2018) Особенности взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников. Ыоуа1п/о, № 88, с. 68-71.

Маркова, А. К. (1983) Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 96 с.

Михайлова, С. З., Ежова, Е. А. (2019) Взаимосвязь самооценки и мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. В кн.: А. В. Прялухина (ред.). Актуальные проблемы психологии в образовании: сборник научных статей. Мурманск: МАГУ, с. 147-151.

Насирова, Г. Р., Пьянова, Е. Н. (2018) Самооценка как показатель развития самосознания у старших дошкольников. Spirit Time, № 5-2 (5), с. 34-35.

Нейфельд, А. А. (2019) Особенности формирования самооценки у старших дошкольников при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В кн.: А. А. Сукиасян (ред.). Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 2. Уфа: Omega Science, с. 87-89.

Очеретина, Ю. А. (2019) Внутренняя картина здоровья детей младшего школьного возраста и их социометрический статус. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. Т. V. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 652-657.

Полякова, М. Н., Синицына, Е. А. (2014) Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Детский сад: теория и практика, № 6, с. 52-61.

Полякова, М. Н., Сомкова, О. Н. (2010) Хотят ли дошкольники идти в школу? Современный детский сад, № 1, с. 66-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сидоров, К. Р. (2006) Самооценка в психологии. Мир психологии, № 2, с. 224-234.

Смирнова, Н. А. (2017) Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ. В кн.: О. Н. Широков (ред.). Образование и наука в современных реалиях: материалы III Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 17 декабря 2017 г.). Чебоксары: Центр научного сотрудничества Интерактив-плюс, с. 155-158.

Фолкэн, Ч. Т. (2003) Психология — это просто. М.: Гранд-Фаир, 640 с.

References

Anan'ev, B. G. (1948) K postanovke problem detskogo samosoznaniya [To the problem statement of children's self-awareness]. In: B. G. Anan'ev (ed.). Voprosy detskoj psikhologii [Issues of child psychology]. Pt 2. Mosraw; Leningrad: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., pp. 101-124. (Izvestiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR [Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR]. Iss. 18). (In Russian)

Babaeva, T. I. (1989) Povyshenie effektivnosti podgotovki detej v detskom sadu [Improving the effectiveness of training children in kindergarten]. In: Sovershenstvovaniepodgotovki detej kshkole v detskom sadu [Improving the preparation of children for school in kindergarten]. Leningrad: LGPI Publ., pp. 40-51. (In Russian)

Badalyan, E. K. (2019) Vzaimosvyaz' samootsenki doshkol'nika i razvitiya ego kognitivnykh psikhicheskikh protsessov [The correlation between the self-esteem of preschoolers and the development level of their cognitive mental abilities]. In: E. L. Sorokina (ed.). Nauka i sotsium. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (1 marta 2019) [Science and society. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (1 March 2019)]: In 2parts. Pt 2. Novosibirsk: SISPP Publ., pp. 94-96. (In Russian)

Baranova, Z. Ya., Baranov, A. A. (2018) Vzaimosvyaz' somaticheskogo statusa i samootsenki lichnosti starshego doshkol'nika [The relationship between somatic status and self-esteem of the personality of an older preschooler]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem'ya i deti v sovremennom mire. T. IV. Sem'ya. Deti. Sotsium [Family and children in the modern world. Vol. IV. Family. Children. Society]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 481-485. (In Russian)

Berezina, T. A., Polyakova, M. N. (2008) Pedagogicheskaya diagnostika dostizhenij rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical diagnostics of the achievements of a senior preschool child]. In: Pedagogicheskaya diagnostika kak instrument poznaniya iponimaniya rebenka doshkol'nogo vozrasta: v 3 ch. Ch. 1: Teoreticheskie i prikladnye aspekty pedagogicheskoj diagnostiki v doshkol'nom obrazovanii [Pedagogical diagnostics as a tool for cognition and understanding of a child of preschool age: Scientific methodology allowance: In 3 pts. Pt 1: Theoretical and applied aspects of pedagogical diagnostics in preschool education]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 54-76. (In Russian)

Bozhovich, L. I. (1979) Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of personality formation in ontogenesis]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 23-34. (In Russian)

Borozdina, L. V., Molchanova, O. N. (2001) Samootsenka v raznykh vozrastnykh gruppakh: ot podrostkov do prestarelykh [Self-esteem in different age groups: From adolescents to the elderly]. Moscow: Proekt-F Publ., 204 p. (In Russian)

Burkova, S. A. (2005) Osobennosti izucheniya samootsenki u detej 6-8 let [Features of the study of self-esteem in children 6-8 years old]. Izvestiya TRTU — Izvestiya TSURE, no. 7 (51), pp. 64-65. (In Russian)

Burkova, S. A., Akhmadeeva, R. Yu. (2018) Vliyanie trevozhnosti pervoklassnikov na sotsial'nuyu adaptatsiyu [Influence of anxiety in first graders on social adaptation]. In: Pediatriya Sankt-Peterburga: opyt, innovatsii, dostizheniya. Sbornik materialov X Rossijskogo foruma [Pediatrics in Saint Petersburg: Experience, innovations, achievements. Proceedings of the 10th Russian forum]. Saint Petersburg: s. n., pp. 30-39. (In Russian)

Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. (2011) Svyaz' samootsenki detej 6-8 let s osobennostyami variatsij serdechnogo ritma v emotsional'noj situatsii [Relationship of self-assessment of 6-8 years old children with peculiarities of heart rate variations in emotional situation]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve — Psychology of Education in a Multicultural Space, vol. 3, no. 15, pp. 74-84. (In Russian) Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. Svyaz' samootsenki s izmeneniem variatsii serdechnogo ritma pri pripominanii nakazaniya i pooshchreniya u mladshikh shkol'nikov [Relationship between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recallect punishments and rewards]. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova — The Scientific Notes of the Pavlov University, vol. XV, no. 4, pp. 45-48. (In Russian)

Burns, R. (2000) Ya-kontseptsiya i Ya-obrazy [The self-concept and self-images]. In: D. Ya. Rajgorodsky (ed.). Psikhologiya samosoznaniya. Khrestomatiya po sotsial'noj psikhologii lichnosti [Psychology of self-awareness. Reading book on social psychology of personality]. Samara: Bakhrah Publ., pp. 133-219. (In Russian) Folken, Ch. T. (2003) Psikhologiya — eto prosto [Psychology — it's easy]. Moscow: Grand-Fair Publ., 640 p. (In Russian)

Gootkina, N. I. (2010) Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole v kontekste problemy preemstvennosti mezhdu doshkol'nym i shkol'nym obrazovaniem [School readiness in the context of the problem of preschool and primary school education continuity]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 15, no. 3, pp. 106-115. (In Russian) Kravtsova, E. E. (2018) Psikhologicheskaya gotovnost' k shkol'nomu obucheniyu [Psychological readiness for schooling]. Detskij sad: teoriya i praktika — Kindergarten: Theory and practice, no. 3-4, pp. 26-39. (In Russian) Kolominsky, Ya. L., Panko, E. A. (1999) Psikhologiya detej shestiletnego vozrasta [Psychology of children of six years

old]. Minsk: "Universitetskoe" Publ., 316 p. (In Russian) Lisina, M. I. (1997) Obshchenie, lichnost' i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow: Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis Publ., Voronezh: NPO "Modek" Publ., 384 p. (In Russian)

Lisova, A. A., Lisova, M. A. (2018) Osobennosti vzaimosvyazi samootsenki i sotsiometricheskogo statusa u doshkol'nikov [Features of the relationship between self-esteem and sociometric status in preschoolers]. Novalnfo, no. 88, pp. 68-71. (In Russian) Markova, A. K. (1983) Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Formation of motivation for learning

at school age]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 96 p. (In Russian) Mikhailova, S. Z., Ezhova, E. A. (2019) Vzaimosvyaz' samootsenki i motivatsionnoj gotovnosti starshikh doshkol'nikov k obucheniyu v shkole [The relationship of self-esteem and motivational readiness of senior preschool children learning in school]. In: A. V. Pryalukhina (ed.). Aktual'nye problemy psikhologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh statej [Actualproblems of psychology in education: Collection of scientific articles]. Murmansk: Murmansk Arctic State University Publ., pp. 147-151. (In Russian) Nasirova, G. R., Pyanova, E. N. (2018) Samootsenka kak pokazatel' razvitiya samosoznaniya u starshikh doshkol'nikov [Self-esteem as an indicator of the development of self-awareness among older preschoolers]. Spirit Time, no. 5-2 (5), pp. 34-35. (In Russian) Nejfeld, A. A. (2019) Osobennosti formirovaniya samootsenki u starshikh doshkol'nikov pri realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [Features of the formation of self-esteem in older preschoolers in the implementation of the federal state educational standard of preschool education]. In: A. A. Sukiasyan (ed.). Modeli i metody povysheniya effektivnosti innovatsionnykh issledovanij. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Models and methods for increasing the efficiency of innovative research. Collection of articles of the International scientific and practical conference]: In 3 pts. Pt 2. Ufa: Omega Science Publ., pp. 87-89. (In Russian) Ocheretina, Yu. A. (2019) Vnutrennyaya kartina zdorov'ya detej mladshego shkol'nogo vozrasta i ikh sotsiometricheskij status [Inner health picture of primary school children and their sociometric status]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem'ya i deti v sovremennom mire [Family and children in the modern world]. Vol. V Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 652-657. (In Russian) Polyakova, M. N., Sinitsyna, E. A. (2014) Opredelenie individual'nykh traektorij formirovaniya predposylok uchebnoj deyatel'nosti u starshikh doshkol'nikov [Determination of individual trajectories for the formation of prerequisites for educational activity in older preschoolers]. Detskij sad: teoriya i praktika — Kindergarten: Theory and Practice, no. 6, pp. 52-61. (In Russian) Polyakova, M. N., Somkova, O. N. (2010) Khotyat li doshkol'niki idti v shkolu? [Do preschoolers want to go

to school?]. Sovremennyj detskij sad, no. 1, pp. 66-74. (In Russian) Sidorov, K. R. (2006) Samootsenka v psikhologii [Self-concept in psychology]. Mir psikhologii — The World

of Psychology, no. 2, pp. 224-234. (In Russian) Smirnova, N. A. (2017) Izuchenie vzaimosvyazi psikhologicheskoj gotovnosti k shkole i samootsenki doshkol'nikov v usloviyakh DOU [Study of the relationship between psychological readiness for school and self-esteem of preschoolers in preschool conditions.]. In: O. N. Shirokov (ed.). Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiyakh: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Cheboksary, 17 dekabrya 2017 g.)

C. A. EypKOBa, M. H. noAHKOBa

[Education and science in modern realities: Proceedings of the 3rd International scientific and practical conference (Cheboksary, 17December 2017)]. Cheboksary: Interaktiv-plyus Publ., pp. 155-158. (In Russian) Venger, L. A. (2010) Kak doshkol'nik stanovitsya shkol'nikom? [How does a preschooler become a schoolboy?]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika — Preschool Education Today. Theory and Practice, no. 4, pp. 54-61. (In Russian) Vygotsky, L. S. (2019) Voprosy detskoj psikhologii [ Child psychology issues]. Moscow: Yurajt Publ., 160 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.