Научная статья на тему 'Формирование самооценки готовности детей к школе как одно из направлений педагогической поддержки'

Формирование самооценки готовности детей к школе как одно из направлений педагогической поддержки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / SELF-ESTEEM / READINESS FOR SCHOOL / PEDAGOGICAL SUPPORT / UNIVERSAL SKILLS / MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич, Агапова Елена Николаевна

В статье рассматриваются взаимосвязанные понятия «готовность к школе» и «самооценка готовности к школе», ставится вопрос о необходимости поиска оптимальных показателей и практических методик определения готовности для использования их в педагогической практике. Описан авторский проект «Сопряжение», одна из ведущих задач которого определение оптимального набора показателей, позволяющих осуществлять надежный прогноз успешности обучения, выделить типичные «профили» адаптации/дезадаптации, выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич, Агапова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A SELF-ASSESSMENT OF CHILDREN'S READINESS FOR SCHOOL AS ONE OF THE DIRECTIONS OF PEDAGOGICAL SUPPORT

The article discusses the interconnected concepts of “readiness for school” and “self-assessment of readiness for school”, raises the question of the need to search for optimal indicators and practical methods for determining readiness for use in pedagogical practice. The author’s project “Conjugation” is described, one of the main tasks of which is to determine the optimal set of indicators that make it possible to make a reliable forecast of the success of training, highlight the typical “profiles” of adaptation/maladaptation, and build an individual program of psychological and pedagogical support for the child.

Текст научной работы на тему «Формирование самооценки готовности детей к школе как одно из направлений педагогической поддержки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

1 2

Горшков А.С. , Агапова Е.Н. Email: Gorshkov685@scientifictext.ru

1Горшков Александр Сергеевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий институтом, Институт детства Академия постдипломного педагогического образования;

2Агапова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием и кадрового менеджмента, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются взаимосвязанные понятия «готовность к школе» и «самооценка готовности к школе», ставится вопрос о необходимости поиска оптимальных показателей и практических методик определения готовности для использования их в педагогической практике. Описан авторский проект «Сопряжение», одна из ведущих задач которого - определение оптимального набора показателей, позволяющих осуществлять надежный прогноз успешности обучения, выделить типичные «профили» адаптации/дезадаптации, выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка. Ключевые слова: самооценка, готовность к школе, педагогическая поддержка, универсальные навыки, двигательные навыки.

FORMING A SELF-ASSESSMENT OF CHILDREN'S READINESS FOR SCHOOL AS ONE OF THE DIRECTIONS OF PEDAGOGICAL

SUPPORT

12 Gorshkov A.S.1, Agapova E.N.2

1Gorshkov Alexander Sergeevich - Doctor ofPedagogical Sciences, Professor, Manager of Institute,

INSTITUTE OF THE CHILDHOOD ACADEMY OF POSTGRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION; 2Agapova Elena Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, EDUCATION MANAGEMENT AND PERSONNEL MANAGEMENT DEPARTMENT, HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF RUSSIA, SANKT-PETERBERG

Abstract: the article discusses the interconnected concepts of "readiness for school" and "self-assessment of readiness for school", raises the question of the need to search for optimal indicators and practical methods for determining readiness for use in pedagogical practice. The author's project "Conjugation " is described, one of the main tasks of which is to determine the optimal set of indicators that make it possible to make a reliable forecast of the success of training, highlight the typical "profiles" of adaptation/maladaptation, and build an individual program ofpsychological and pedagogical support for the child. Keywords: self-esteem, readiness for school, pedagogical support, universal skills, motor skills.

УДК 37.013

Закрепление дошкольного образования в качестве первой ступени общего образования актуализировало потребность в наличии у детей старшего возраста

начального опыта выполнения универсальных действий, а также достижение необходимого и достаточного уровня развития для овладения основными школьными навыками, письма и чтения. В связи с этим, педагогическая поддержка дошкольников направлена на оказание помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с готовностью к школе, в том числе в вопросах развития самооценки и формирования мотивации к обучению.

Самооценка - сложный процесс, в результате которого в сознании ребенка формируется ранг характеристик собственных психических и физических качеств, возможностей, способностей, отношений с окружающими. Оценить себя, может только тот дошкольник, который обладает навыками аналитической деятельности, владеет знаниями об окружающем мире и самом себе. Дети, способные адекватно оценить свои возможности, планировать, включиться в ход деятельности, осознанно преодолевать возникающие трудности, оценивать результаты, значительно эффективнее овладевают универсальными учебными действиями и быстрее адаптируются к условиям школьной жизни.

В дошкольной педагогической практике существует ряд методик, проб, шкал, позволяющих провести самооценку. Их авторами являются отечественные и зарубежные классики: Дембо-Рубинштейн, Де-Греефе, В.Г. Щур «Лесенка», А.В. Захаров «Методика определения эмоциональной самооценки», Д. Лампен «Дерево» (в адаптации Л.П. Пономаренко), А.М. Прихожан «Нарисуй себя», А.И. Липкина «Три оценки», Т.В. Дембо «Исследование самооценки», Р.С. Немова «Изучение сформированное™ образа «Я» и самооценки», «Какой я?», Т.В. Драгунова «Самооценка дошкольника» и др.

Готовность ребенка к школе как совокупность свойств и способов поведения, необходимых для восприятия, переработки и усвоения учебных действий, определяется с помощью различных методик, фиксирующих состояние кратковременной памяти (А.Р. Лурия), ее объем (Джекобсон), концентрацию и распределение внимания, развитие когнитивных способностей, воли (по Ш.Н. Чхарташвили) и др. В педагогической практике широкое распространение получил ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.

В результате исследования готовности воспитанников к школе и сравнения их с самооценкой детей старшего возраста на основе вышеописанных методик, в рамках действующего в ГБДОУ № 92 Калининского района Санкт-Петербурга «Кружка качества», были получены данные, демонстрирующие, что у 49% - 52% респондентов адекватный уровень самооценки, 33% - 27% - завышенный, а 18% - 21% -заниженный. Исследование проводилось в мае 2018 и июне 2019 гг.

Анализ исследований по схожей тематике в период с 2017 по 2020 гг. показал, что с нашими данными соотносятся также результаты самооценки дошкольников и ее связь с готовностью к школе, полученные Самогаевой А.Д. в 2018 году [1]. Исследователь также описывает, что адекватный уровень самооценки выявлен у 50% испытуемых, завышенный - у 31%, заниженный - у 19%.

Ключевой идеей нашего проекта является необходимость систематической диагностики двигательной активности ребенка и ее самооценки. На основе метода ранговой корреляции rs Спирмена нами была установлена отрицательная корреляционная связь между моторикой и самооценкой (в то время как зафиксирована высокая - между уровнем межличностных взаимоотношений и самооценкой (0,76), самооценкой и вниманием (0,71)), что актуализировало потребность в создании методики самооценки двигательной активности. Важность этого подчеркивает тесная связь развития движений с высшими психическими функциями: пространственным восприятием, представлениями, речью и предметной деятельностью.

Учитывая, что основные двигательные навыки формируются последовательно и поэтапно, а пропущенный или не пройденный в полном объеме этап в дальнейшем может проявиться в виде функциональной недостаточности двигательной сферы,

препятствующей успешному освоению ребенком школьных навыков, особенно письма, целенаправленное развитие у ребенка умения самооценки своих моторных навыков представляется чрезвычайно актуальным.

Теоретическую основу нашей методики составляет мозговое обеспечение развития двигательной сферы, которую характеризует уровневое строение (Н.А. Бернштейн). Слабость пяти уровней построения движений, проявляется, в первую очередь, в виде утраты мотивации к игре, учебе и любой другой деятельности.

Исследуя существующие методики диагностики произвольной двигательной активности А.Р. Лурии, Линкольна-Озерецкого, Озерецкого-Гельница, Н.П. Вайзмана, И.Ф. Марковской нами был сделан вывод, что в основе всех их лежит методика Н.Н. Озерецкого. Считаем, что диагностику моторики ребенка в детском саду и методику самооценки также следует строить на ее основе и выбрать такие пробы, которые не используются в широкой практике, не знакомы ребенку, интересно им воспринимаются, могут быть быстро выполнены. Желательно также, чтобы они не предполагали использование специальных тестовых материалов, не требовали специального оборудования и были доступны в любых условиях. Результаты можно использовать как для прогнозирования возможных трудностей в начале школьного обучения, так и для составления индивидуальной программы профилактических действий в детском саду.

Предлагаемый нами проект «Сопряжение» символизирует многогранность образовательного процесса, что отражается в гармоничном единении психологического, социального и физического здоровья ребенка; в неразрывной связи проживания всех ступеней дошкольного детства; в соединении педагогов, обучающихся и родителей в едином образовательном процессе.

Одна из ведущих задач проекта - определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения, выделить типичные «профили» адаптации/дезадаптации, выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка.

Визуально проект Сопряжение» выглядит в виде дома, в основании которого лежат контекстные показатели, 1 этаж - моторная и психофизиологическая зрелость, 2 этаж - речевая зрелость, 3 этаж - интеллектуальная готовность. «Крыша» дома -личностная зрелость, предполагающая наличие не только знаний, но и аналитических способностей.

Понимая, что для широкого использования продукта руководителями ДОУ, педагогами, родителями необходима информационная поддержка, проект «Сопряжение» сопровождает мультифункциональный ИКТ-комплекс, гармонично сочетающий следующие функции:

а) инструментальную - создание базы методик, проб, шкал определения готовности к школе и самооценки;

б) методическую - пособие для руководителей и педагогов по использованию этого инструментария;

в) информационную - база знаний, советов и рекомендаций для педагогов и родителей;

г) диагностическую - система комплексной диагностики определения взаимозависимости самооценки и готовности к школе.

Сочетание многолетнего теоретического и практического педагогического опыта работы с дошкольниками с высокотехнологичными возможностями ИКТ-ресурсов, позволит проекту «Сопряжение» стать инновационным продуктом, содействующим решению целей и задач дошкольного образования, повышению его качества, обеспечению эффективной и гармоничной преемственности детского сада и школы.

Список литературы /References

1. Самогаева А.Д. Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/nMiyame-uшvnya-samootsenki-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu/ (дата обращения: 06.04.2020).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Гиляжева Д.Н. Email: Gilyazheva685@scientifictext.ru

Гиляжева Джамиля Насыровна - кандидат экономических наук, доцент, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», г. Саратов

Аннотация: процесс социализации детей посредством игровой деятельности в определенный период дает положительные и действенные результаты становления ребенка как субъекта социального пространства. Кроме того, игровая деятельность способствует всестороннему развитию детей, их адаптации к меняющимся условиям пребывания, раскрепощению в общении со сверстниками и взрослыми, активизации мышления и воображения. Правильная организация игровой деятельности воспитателем дает заметные результаты, при этом дети с удовольствием принимают все условия игры и активно в них участвуют. Ключевые слова: социализация, игровая деятельность, развитие детей.

SOCIALIZATION OF PUPILS THROUGH PLAY ACTIVITIES

Gilyazheva D.N.

Gilyazheva Dzhamilya Nasyrovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Educator, MUNICIPAL AUTONOMOUS PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION CHILD DEVELOPMENT CENTER-KINDERGARTEN № 123 "PLANETA DETSTVA", SARATOV

Abstract: the process of socialization of children through play activities in a certain period gives positive and effective results of the child's formation as a subject of social space. In addition, play activities contribute to the comprehensive development of children, their adaptation to changing conditions of stay, emancipation in communication with peers and adults, activation of thinking and imagination. Proper organization of play activities by the teacher gives noticeable results, while children are happy to accept all the conditions of the game and actively participate in them.

Keywords: socialization, play activity, children's development.

УДК 373.24

Социализация - процесс, формирующий ценности и нормы, характерные его культуре, навыки поведения, мотивы, то есть все то, что способствует развитию личности.

Л.С. Выготский отмечал «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из деятельности, как из основного источника развитие становится индивидуальным» [1. С. 103].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.