Научная статья на тему 'Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с нарушением зрения'

Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1334
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ / PRESCHOOL CHILDREN WITH VISION DISORDERS / MOTIVATIONAL READINESS TO SCHOOL TRAINING / FEATURE OF MOTIVATIONAL READINESS TO SCHOOL TRAINING OF VISION IMPAIRED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вачеян Лариса Александровна, Иванова Марина Дмитриевна

Статья посвящена проблеме изучения мотивационной готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушениями зрения. Приведены данные эмпирического исследования особенностей школьной мотивации слабовидящих детей, которые проявляются в более низком, чем у зрячих сверстников, уровне сформированности мотивации к школьному обучению, недостаточности внутренней позиция школьника и доминировании социального мотива школьного обучения над учебно-познавательным мотивом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вачеян Лариса Александровна, Иванова Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational Readiness to School Training of Children with Vision Disorders

This article is devoted to the problem of studying of motivational readiness to school training of the senior preschool children with vision disorders. The empirical research data of features of school motivation of vision impaired children, which are revealed in lower, than peers with good vision, level of motivation formation to school training, insufficiency of the school student’s internal position and domination of the social motive of school training over educational and informative motive.

Текст научной работы на тему «Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с нарушением зрения»

УДК 376.32

Л. А. Вачеян, М. Д. Иванова

Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с нарушением зрения

Статья посвящена проблеме изучения мотивационной готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушениями зрения. Приведены данные эмпирического исследования особенностей школьной мотивации слабовидящих детей, которые проявляются в более низком, чем у зрячих сверстников, уровне сформированности мотивации к школьному обучению, недостаточности внутренней позиция школьника и доминировании социального мотива школьного обучения над учебно-познавательным мотивом.

Ключевые слова: дошкольники с нарушениями зрения, мотивационная готовность к школьному обучению, особенности мотивационной готовности к школьному обучению слабовидящих детей.

L. A. Vacheyan, M. D. Ivanova

Motivational Readiness to School Training of Children with Vision Disorders

This article is devoted to the problem of studying of motivational readiness to school training of the senior preschool children with vision disorders. The empirical research data of features of school motivation of vision impaired children, which are revealed in lower, than peers with good vision, level of motivation formation to school training, insufficiency of the school student's internal position and domination of the social motive of school training over educational and informative motive.

Keywords: preschool children with vision disorders, motivational readiness to school training, feature of motivational readiness to school training of vision impaired children.

Современная система образования ориентирована на создание инклюзивной модели обучения. Согласно ФГОС специального начального школьного образования дети с ОВЗ имеют право обучаться в массовых образовательных учреждениях. Дети с нарушениями зрения, имеющие сохранный интеллект, являются наиболее успешно интегрируемой группой детей с ОВЗ. Однако они нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи по подготовке к школьному обучению. Проблема готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения в связи с этим становится особенно актуальной не только в плане профилактики школьной дезадаптации детей в специальных образовательных учреждениях, но и в плане обеспечения инклюзивного обучения слабовидящих детей.

Исследования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения проводились такими отечественными учеными, как Г. В. Никулина, И. П. Волкова, Е. К. Фещенко, Л. И. Солнцева, В. Н. Вертугина. Они показали, что у детей с нарушениями зрительных функций наблюдается низкий уровень мотивационной готовности к школьной жизни. Отличительными особенностями мотивационной сферы детей с нарушением зрения являются недоразвитие

учебно-познавательного мотива; несформиро-ванность адекватной самооценки, уровня притязаний и потребности в достижениях; наличие затруднений в общении с чужим взрослым; не-сформированность навыка принятия задачи, что отражается на времени ее выполнения.

С нашей точки зрения, наеимение изученными, но значимыми для организации коррекцион-но-развивающей работы по подготовке к школе являются личностная готовность и структура мо-тивационной готовности к школьному обучению. В связи с выделенной проблемой мы определили цель нашего эмпирического исследования - изучение особенностей мотивационной готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения.

В качестве гипотезы мы предположили, что уровень мотивационной готовности у детей с нарушением зрения ниже, чем у зрячих детей, что проявляется в недостаточно сформированной внутренней позиции школьника и недоразвитии учебно-познавательного мотива.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование особенностей мотивационной готовности к школьному обучению у детей с нарушением зрения. В исследовании принимала участие студентка дефектологического факультета ЯГПУ им

© Вачеян Л. А., Иванова М. Д., 2017

К. Д. Ушинского Е. И. Галкина. Обследование детей проводилось в г. Ярославле на базе детского сада компенсирующего вида МУЧ № 157 «Сказка» и в г. Красный Холм Тверской области на базе детского сада № 4 МБДОУ «Ласточка».

В обследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 15 слабовидящих детей, в контрольную группу - 15 нормально видящих сверстников.

Для изучения мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста нами была выбрана методика Т. А. Нежновой «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению».

В ходе проведения данной методики мы получили количественные результаты, а также провели качественную оценку уровня сформированно-сти мотивационной готовности к школьному обучению.

Дети из экспериментальной группы показали результаты от 5 до 17 баллов. Средний балл за методику - 11,07, что говорит о среднем уровне сформированности мотива к обучению в школе.

Дети из контрольной группы набрали от 12 до 18 баллов. Средний балл - 16, что показывает высокий уровень сформированности мотива обучения в школе.

Дети обеих групп с удовольствием приступали к выполнению задания, однако дети экспериментальной группы справились хуже. Мы отметили, что у детей с нарушением зрения затруднения вызвали вопросы, направленные на степень осознания содержания школьного знания. Чаще всего дети предпочитали виды деятельности, не связанные с учебной.

По результатам количественной обработки данных обнаруживается, что в экспериментальной группе 33,3 % детей имеют высокий уровень мотивации к школьному обучению, 33,3 % -средний уровень, 33,3 % - низкий уровень моти-вационной готовности к школьному обучению.

В контрольной группе по результатам количественной обработки выявлено, что 86,7 % детей имеют высокий уровень сформированности мо-тивационной готовности к школьному обучению, 13,3 % детей имеют средний уровень развития мотивации к школьному обучению, 0 % детей имеют низкий уровень мотивационной готовности к школе.

Рис. 1. Соотношение результатов выполнения заданий по методике Т. А. Нежновой «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению»

Применение и-критерия Манна - Уитни показало, что Иэмп. = 31, Икрит. = 72, таким образом, Иэмп. <Икрит. при р = 0,01, следовательно, разница между экспериментальной и контрольной группами значима, и у детей с нарушением зрения наблюдается более низкий уровень мотивации к обучению в школе, чем у нормально видящих детей.

Изучение преобладающего мотива к школьному обучению осуществлялось по методике М. Р. Гинзбурга «Преобладание определенного мотива при поступлении в школу».

В результате исследования мы получили как количественные, так и качественные данные об уровне и характере сформированности мотива-ционной готовности к школьному обучению

Дети из экспериментальной группы набрали от 4 до 9 баллов. Средний балл - 7,4, что соответствует нормальному уровню развития мотивации. 47 % выборки имеют в качестве доминирующего социальный мотив, 33 % - учебный и 20 % - оценочный мотив. В экспериментальной группе 13,3 % детей имеют высокий уровень мотивации к школьному обучению. 53,3 % детей имеют нормальный уровень развития мотивации к школьному обучению. 26,7 % детей имеют сниженный уровень мотивационной готовности к школьному обучению. У 6,7 % низкий уровень школьной мотивации.

Обследование показало, что нормально видящие дети набрали от 6 до 13 баллов. Средний балл - 9,3, что также соответствует нормальному уровню развития мотивации. 47 % выборки имеют в качестве доминирующегосоциальный мотив, 40 % - учебный, 6,5 % - оценочный и 6,5 % - игровой мотив.

В контрольной группе, по результатам количественной обработки, мы выявили, что 6,7 %

детей имеют очень высокий уровень сформированное™ мотивационной готовности к школьному обучению. 40 % детей имеют высокий уровень развития мотивации к школьному обучению. У 40 % детей отмечается нормальный уровень мотивации к школьному обучению. 13,3 % детей имеют сниженный уровень мотивационной готовности к школьному обучению.

Результаты обследования показаны на Рис. 2.

60%

Рис. 2. Соотношение результатов выполнения заданий

по методике «Преобладание определенного мотива, при поступлении в школу» у детей экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, у нормально видящих детей мотивация к школьному обучению имеет более высокий уровень развития, чем у детей с нарушением зрения.

Применение и-критерия Манна - Уитни показало, что Иэмп. = 50, Икрит = 72, таким образом, Иэмп. <Икрит. р = 0,01, следовательно, разница между экспериментальной и контрольной группами значима и у детей с нарушением зрения уровень мотивации к школьному обучению ниже, чем у нормально видящих детей.

Изучение внутренней позиции школьника проводилось по методике «Рисунок «Я в школе» модификация, которая разработана

Е. И. Захаровой с учетом системы анализа детского рисунка Г. Т. Хоментаускаса и характеристики внутренней позиции школьника Л. И. Божович.

Дети обеих групп хорошо принимали предлагаемое задание, с удовольствием брались за его выполнение. У детей из контрольной группы не возникало проблем с выполнением, в отличие от экспериментальной группы. Большинство детей с нарушением зрения испытывали трудности при определении сюжета своего рисунка, не знали, кого нарисовать и как выбрать выполняемую

персонажем деятельность. Мы предполагаем, что данная проблема может свидетельствовать о низкой осведомленности детей о школьной жизни и учебной деятельности.

Дети из экспериментальной группы набрали от 10 до 36 баллов. Среднее количество баллов -21,2 показывает, что внутренняя позиция школьника находится в процессе становления. У 33,3 % детей внутренняя позиция школьника сформирована, у 46,7 % - находится в процессе формирования, у 20 % детей внутренняя позиции «Я» школьника не сформирована.

Количественный анализ результатов показал, что дети из контрольной группы набрали от 18 до 35 баллов. Средний балл - 27,2, что свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника. Наблюдается, что у 60 % детей внутренняя позиция школьника сформирована, у 40 % детей находится в процессе становления.

Можно предположить (Рисунок 3), что у детей с нарушением зрения наблюдается более низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника.

Применение И-критерия Манна - Уитни показало, что Иэмп. = 71, Икр. = 72, таким образом, Иэмп. < Икр. при р=0,01, следовательно, разница между экспериментальной и контрольной группами значима, и у детей с нарушением зрения уровень сформированности внутренней позиции школьника ниже, чем у нормально видящих сверстников.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

к 60%

д 46,70%

л с Н 40%

п Л ¿и* Г

ч 20«

е ■

с Щ с« ■ ■ ■ Детиснар, зрения

т в о ° 0 >0 / / 0 / / Л / ■ Дети с норм. Зрением

Уровень ' и >' ;'ь.-г. [ гч г готовност

Рис. 3. Уровень мотивационной готовности к школьному обучению по методике «Рисунок «Я в школе»

Проведенное нами исследование мотивацион-ной готовности к школьному обучению у старших дошкольников подтвердило гипотезу исследования, что у детей с нарушением зрения наблюдается более низкий, чем у зрячих сверстников, уровень сформированности мотивации к школьному обучению, недостаточно сформирована внутренняя позиция школьника и домини-

рующий мотив школьного обучения социальный, а не учебный.

Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о необходимости организации и проведения целенаправленной коррекци-онно-педагогической работы по формированию школьной готовности с детей с нарушением зрения с учетом выявленных особенностей.

Библиографический список

1. Вертугина, В. Н. Состояние подготовки детей дошкольного возраста с отклонением зрения к обучению в общеобразовательной школе [Текст] / В. Н. Вертугина // Наука вчера, сегодня, завтра : материалы II международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд. «СибАК», 2013. - 172 с. - С. 84-90.

2. Никулина, Г. В., Волкова, И. П., Фещенко, Е. К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения [Текст] : учебное пособие / под ред. Г. В. Никулиной ; Г. В. Никулина, И. П. Волкова,

Е. К. Фещенко. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 84 с.

3. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. - М. : Полиграф сервис, 2000. - С. 126.

Bibliograficheskij spisok

1. Vertugina, V. N. Sostojanie podgotovki detej doshkol'nogo vozrasta s otkloneniem zrenija k obucheniju v obshheobrazovatel'noj shkole [Tekst] / V. N. Vertugina // Nauka vchera, segodnja, zavtra : materialy II mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Novosibirsk : Izd. «SibAK», 2013. - 172 s. - S. 84-90.

2. Nikulina, G. V, Volkova, I. P., Feshhenko, E. K. Ocenka gotovnosti k shkol'nomu obucheniju detej s narushenijami zrenija [Tekst] : uchebnoe posobie / pod red. G. V. Nikulinoj ; G. V. Nikulina, I. P. Volkova, E. K. Feshhenko. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2001. - 84 s.

3. Solnceva, L. I. Tiflopsihologija detstva [Tekst] / L. I. Solnceva. - M. : Poligraf servis, 2000. - S. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.