Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 37.03:37.062.3 ^
Психологические науки
ЬЬК: 74.204.43
Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школьному обучению.
© А.А. Кузнецова, В.В. Воробьева, И.В. Золотарева, И.М. Моренко, Н.И. Ушакова
Кузнецова А.А. - доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, ФГ-БОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ), к.психол.н. E-mail: [email protected]
Адрес: 305041 г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.
Воробьева В.В. - завуч по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия № 44», Почетный 12 работник общего образования РФ.
E-mail: [email protected]
Золотарева И.В. - педагог-психолог, МБОУ «Гимназия № 44», Почетный работник общего образования РФ. E-mail: [email protected]
Моренко И.М. - учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия № 44». E-mail: [email protected]
Ушакова Н.И. - учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия № 44», Почетный работник общего образования РФ. E-mail: [email protected]
Адрес: 305004 г.Курск, переулок Блинова, 7А, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены данные проведенного библиометрического анализа по проблеме изучения личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста (самооценка, тревожность). У большинства учеников самооценка завышенная, что является нормой для их возраста. Однако у некоторых детей выявлен заниженный уровень самооценки. При исследовании уровня тревожности первоклассников выявлены наличия проблем в различных сферах. Научная новизна исследования связана с тем, что данное исследование проводилось в рамках возрастной психологии и педагогической психологии. Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки на основе полученных эмпирических данных программы сопровождения личностного развития детей младшего школьного возраста с целью оптимизации процесса адаптации к школьному обучению.
№1 (16) 2019
www.j-chr.com Ключевые слова: начальное образование, младший школьный возраст,
самооценка, тревожность, адаптация к школьному обучению.
Сегодня усилия ученых, как психологов, так и педагогов, направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения подрастающего поколения, способствующих одновременному развитию как когнитивной, так и личностно-смысловой сфер. Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.
Педагогическая практика показывает, что современный младший школьник, в отличие от младшего школьника недавнего прошлого, уже способен, в силу открытия перед ним новых каналов познания Я среди Они в этом многоликом мире, к новым формам взаимодействия и общения с другими людьми, основанным на сотрудничестве и понимании.
В качестве методологического основания данного исследования выступают следующие положения:
-положения субъектно-деятель-ностного подхода, согласно которому процесс психического развития, в том числе и развитие самооценки личности происходит в деятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) [10, 14];
- положения об особенности развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер младших школьников (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, О.С. Гребенюк, и др.) [3, 6, 8];
- положения о значимости эмоциональной сферы для успешности учебной деятельности младших школьников (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон) [2, 4, 13, 15].
Цель работы состоит в изучении особенностей личностного развития детей младшего школьного возраста.
Организация исследования осуществлялась согласно последовательности выделенных нами задач в рамках поставленной цели. Исследование проводилось на базах МБОУ «Гимназия 44» г. Курска. Общий объем выборки составил 81 ученик в возрасте 6,5-7 лет (учащиеся
1классов). Исследование осуществлялось на условиях информированного согласия.
В качестве методов использовались: теоретический анализ научных исследований относительно исследуемой проблематики, эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы (Методика «Лесенка» В.Г. Щур, экспресс-анкета хорошо ли ребенку в школе Л.Е Журовой), методы статистической обработки данных.
Научная новизна исследования связана с тем, что данное исследование проводилось в рамках возрастной психологии и педагогической психологии. В ходе осуществления данной работы был реализован междисциплинарный подход в оценке личностных особенностей детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки на основе полученных эмпирических данных программы сопровождения личностного развития детей младшего школьного возраста с целью оптимизации уровня самооценки, тревожности детей младшего школьного возраста. В первом классе, направленной на адаптацию к школьному обучению, в третьем-четвер-том классах для психологической готовности обучения в пятом классе.
Осуществляя библиометрический анализ по ключевым словам «личностные особенности детей младшего школьного возраста» на базе Научной электронной библиотеки ЕИЬгагу за последнее десятилетие (2008-2018 гг.), было выявлено 139 научных публикаций, это может указывать на недостаточно большой исследовательский интерес к изучению данной проблемы, однако необходимо отметить, что 38 из них за последние два года (20172018), что говорит об актуальности данного вопроса.
Таким образом, результаты проведенного библиометрического анализа указывают на значительный рост исследовательского интереса к проблеме личностных особенностей детей младшего школьного возраста.
Именно в данный возрастной
13
14
период происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия проявляются в деятельности и поведении. Условия и ведущая деятельность благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, способность к саморегуляции.
О развитии способностей свидетельствует устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, формирование соответствующего познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, приходят новые мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы социальные мотивы - самосовершенствования (быть культурным и развитым) и самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей.
В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать мотивы, связанные с процессом учения. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретические содержания знания. Важно научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения [6].
С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.
Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.
Возникают новые взаимоотноше-
ния с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.
Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.
Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
В возрасте 7 - 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потреб-ностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.
Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.
Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.
Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.
Многие специалисты справедливо называют младший школьный возраст особым периодом в развитии Я-концеп-ции и всех ее структурных компонентов (В. И. Слободчиков; Е. А. Сорокоумова) [11, 12]. С поступлением ребенка в школу у него значительно расширяется круг социальных контактов (учителя, сверстники), что не может не повлиять на его Я-кон-цепцию. В школе ребенок получает новый опыт, на основании которого начинают бурно развиваться его образ Я и самооценка. При этом основная фигура, от которой он получает обратную связь - это учитель. Именно с личностью учителя связана главная ценность на этот момент
- успехи в учебе.
Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника связаны, во-первых, с проблемой осознания своих эмоций и управления эмоциональным состоянием. Впечатлительность, непосредственность проявлений эмоций младшего школьника, податливость к внушениям создают реактивность и легкость переключения от одной эмоции к другой. Во-вторых, детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, но постепенно становятся более сдержанными и уравновешенными. Детям присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение, но у некоторых из них наблюдается отрицательные аффективные состояния, связанные с расхождением завышенного уровня притязаний и малыми результатами учебной работы.
Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций
— их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание [1, 2, 5].
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад жизни ребенка. У шестилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация[9]. Но по существу он еще дошкольник, становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
В широком смысле адаптация пред-
ставляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды [7]. Это понимание конкретизируется на уровне философского, социально-психологического, педагогического, психолого-педагогического анализа.
Учитывая направленность нашего исследования на процессы личностного развития младшего школьника, адаптации к новой социокультурной среде, для нас наибольшую значимость представляют подходы, в которых рассматриваются особенности приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, а именно социально-психологические.
В отечественной психологии понятие учебная деятельность рассматривается в двух аспектах: в широком смысле как синоним понятий научение, учение; в более узком смысле — как ведущий тип деятельности младшего школьника. В учебной деятельности происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) как продукта организованного мышления многих поколений людей, точнее, их теоретического мышления. У ребенка возникает отношение к действительности, связанное с формированием теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей, в частности рефлексии, анализа, планирования, которые и являются психологическими новообразованиями младшего школьника.
К сожалению, в учебной деятельности, как и в самой системе образования, мало внимания уделяется внутреннему миру развивающейся личности. Изменения в личностном плане субъектов учебной деятельности в начальной школе не становятся предметом специального исследования и управления в самом процессе образования.
15
16
Решая задачу изучения показателей самооценки, тревожности (адаптации к школьному обучению) в первых классах реализовано эмпирическое исследование проведен качественный и количественный анализ результатов с использованием методов описательной статистики (средние значения, долевое распределение).
Анализируя полученные нами результаты по методике «Лесенка» В.Г. Щур в начале учебного года можно сделать вывод о том, что у 47 учеников первого класса самооценка завышенная. Она чаще всего присуща первоклассникам, является для них нормой в связи с их возрастными особенностями (на это может влиять и слабо развитая рефлексия, то есть способность к анализу своих действий и т.д.). У 25 учеников 1 класса выявлена адекватная самооценка, которая говорит
о том, что у них уже сформировался навык с одной стороны положительного отношение к себе, а с другой стороны - они могут оценивать адекватно свои действия и поступки, объясняет свой выбор. Заниженный уровень самооценки выявлен у 9 учеников. Такие показатели не характерны на уровне нормативных показателей для данного возраста. Причиной тому могла послужить высокая тревожность или неуверенность в себе или своих силах, ребенок может находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия, для данной категории детей необходима программа психолог-педагогического сопровождения. Результаты данной методики приведены на рис.1
Рис. 1. Диаграмма долевого распределения уровня самооценки первоклассников.
Согласно полученным результатам по уровню самооценки распределение как у мальчиков, так и у девочек соответствует завышенному или адекватному с тенденцией к завышению. При этом только на уровне статистической тенденции (отсутствует статистически значимые различия: иэмп=403,5; р=0,59) выявлено, что у девочек уровень самооценки выше, чем у мальчиков.
Далее нами был проведен анализ уровня тревожности, измеренный с помощью экспресс-анкеты хорошо ли ребенку в школе Л.Е Журовой. В начале года по самооценке у 7 учеников имелись проблемы, связанные со здоровьем (такого
рода самооценка не всегда соотносится с показателями здоровья по медицинской карте, это может быть механизмом психологической защиты от неудовлетворенностью ребенка школьными требованиями, неготовностью принять эти требования, недостаточной сформированностью готовности к школьному обучению и много е другое), 6 учеников обнаружили заниженную самооценку по данной методике (что соотносится с данными методики по выявлению уровня самооценки, описанной выше). У 18 учеников выявлена тревожность, связанная с учебным процессом, что может указывать на нарушение процесса адаптации к обучению в школе или
с несформированностью готовности ребенка идти в школу, ученик еще не готов или не может выполнить весь перечень требований, предъявляемых образова-телным процессом к современному первокласснику. У 3 человек выявлена тревожность в модусе дружеских отношений с одноклассниками, и у 5 человек наблюдается тревожность в модусе школьной жизни, условий, правил и требований новой социальной ситуации развития млад-
шего школьника при поступлении в школу. У одного ученика могло проявляться несколько компонентов тревожности, но такие случаи были только у 3 детей из 81 первоклассника. У остальных 48 учеников не выявлено тревожности ни в одном из вышеуказанных модусов.
В долевом распределении по модусам проявления тревожности результаты представлены на рис. 2.
17
Рисунок 2. Долевое распределение по модусам проявления тревожности учеников 1 класса.
По результатам мы можем сделать вывод о вполне благоприятном уровне тревожности, в границах нормы для первого класса обучения в первой учебной четверти при вхождении в новую социальную ситуацию развития, однако выявленные высокие показатели по модусам тревожности будут негативно влиять на процесс адаптации к школьному обучению учеников. Основной вклад в величину условно общего показателя тревожности (такового нет в методике) принадлежит показателю «тревожность, связанная с учебным процессом». Это может быть отражением недостаточной психологической готовности ребенка к школе, период
адаптации к обучению в школе. Программа психолого-педагогического сопровождения должна быть направлена на снижение данных показателей.
Анализируя полученные нами результаты можно сделать вывод о том, что у большинства учеников самооценка завышенная, однако у некоторых детей выявлен заниженный уровень самооценки. При исследовании уровня тревожности первоклассников выявлены наличия проблем в различных сферах: субъективно воспринимаемые как связанные со здоровьем, тревожность, связанная с учебным процессом, тревожность в модусе дружеских отношений с одноклассниками,
и тревожность в модусе школьной жизни, условий, правил и требований новой социальной ситуации развития младшего школьника при поступлении в школу. При вполне благоприятном уровне тревожности, в границах нормы для первого класса обучения в первой учебной четверти выявленные высокие показатели по модусам тревожности будут негативно влиять
ЛИТЕРАТУРА
на процесс адаптации к школьному обучению.
Результаты проведенного эмпирического исследования целесообразно рассматривать в качестве основания для разработки психолого-педагогических рекомендаций по сопровождению личностного роста детей младшего школьного образования.
18
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М., 1968. - 446с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.- 300 с.
3. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд. КГУ, 2000. - 572 с.
4. Дубровина И. В. К вопросу о специфичности младшего школьника / Сб. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М.: Педагогика, 1973. - C.60-89.
5. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. Дисс. докт. психол. наук / А.И. Липкина. - М.: НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР, 1974. - 35 с.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова - М., 1990. -342с.
7. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. // Л., 1974. - 24 с.
8. Моренко И.М. Отношение к академической оценке детей младшего школьного возраста / И.М. Моренко, А.А. Кузнецова // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017, - № 2(5). - URL: http:// j-chr.com/ (дата обращения: 18.11.2018).
9. Просецкий П. А. Первые дни ребёнка в школе. Советы психолога: Адаптация и дезадаптация. Готовимся к школе / П.А. Просецкий. М., 2010. - 240 с.
10. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. - 2002. -720 с.
11. Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990, № 3. - С. 14-19.
12. Сорокоумова Е.А. Программа изучения содержательных аспектов Я-кон-цепции детей младшего школьного возраста / Е.А. Сорокоумова, Е.А. Талакова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012, Т. 14, № 2-2. - С. 403-407.
13. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности (системно-генетический подход). Учебное пособие / В.Д. Шадриков. - Ярославль: Изд-во ЯГУ, - 1979. - 91 с.
14. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1965. - 293 с.
15. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. -М.: Искусство, 1964. - 86 с.
FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO SCHOOL EDUCATION
© Alesya A. Kuznetsova, Vera V. Vorobyova, Irina V. Zolotareva, Irina M. Morenko, Natalia I. Ushakova
Kuznetsova Alesya A. - Associate Professor, Department of Health Psychology and Neuropsychology, Kursk State Medical University (KSMU), Ph.D. E-mail: [email protected]
Address: 305041 Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.
Vorobyova Vera V. - Head of teaching and educational work, a teacher of primary classes of the highest qualification category, Grammar school number 44, Honored Worker of General Education of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Zolotareva Irina V. - Teacher-psychologist, Grammar school number 44, Honorary Worker of General Education of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Morenko Irina M. - Primary school teacher of the highest qualification category, Gram- in
mar school number 44. 19
E-mail: [email protected]
Ushakova Natalia I. - Primary school teacher of the highest qualification category, Grammar school number 44, Honored Worker of General Education of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Address: 305004 Kursk, Blinova st., 7A, Russian Federation.
Abstract
The article presents the data of the bibliometric analysis on the problem of studying the personal characteristics of children of primary school age. The results of an empirical study of the characteristics of personal development of children of primary school age (self-esteem, anxiety) are described. Most students have high self-esteem, which is normal for their age. However, some children were found to have a low level of self-esteem. In the study of the level of anxiety of first-graders identified the presence of problems in various fields. The scientific novelty of the research is connected with the fact that this research was conducted within the framework of age psychology and pedagogical psychology. The practical significance of the study lies in the possibility of developing on the basis of empirical data of the program of support of personal development of children of primary school age in order to optimize the process of adaptation to school.
Keywords: primary education, primary school age, self-esteem, anxiety, adapta- (16) 2019
tion to school education. www.j-chr.com
REFERENCE
20
1. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood /L.I. Bozovic. - M., 1968. -446s.
2. Bozovic L.I. Problems of personality formation / L.I. Bozovic. - M .: Institute of practical psychology; Voronezh: NPO MODEK, 2005.- 300 p. "
3. Grebenyuk O.S. Fundamentals of pedagogy of individuality: Textbook. Manual / O.S. Grebenyuk, TB Grebenyuk. - Kaliningrad: Ed. KSU, 2000. - 572 p.
4. Dubrovina I. V. To the question of the specificity of the younger student / Sb. Issues of psychology abilities / Ed. V.A. Kru-tetsky. - M .: Pedagogy, 1973. - C.60-89.
5. Lipkina A.I. Psychology of student self-esteem: author. Diss. ... Dr. psychol. Sciences / A.I. Lipkina. - M .: Research Institute of Society. and ped. Psychology of the USSR Academy of Pedagogical Sciences, 1974. - 35 p.
6. Markova A.K. Formation of learning motivation / A.K. Markov - M., 1990. - 342s.
7. Miloslavova, I.A. The concept and structure of social adaptation: author. dis. ... Cand. Philosophy sciences. // L., 1974. - 24 p.
8. Morenko I.M. Relationship to the academic assessment of children of primary school age / I.M. Morenko, A.A. Kuznetsova // Collection of humanitarian studies. -2017, № 2 (5). - URL: http://j-chr.com/ (ap
peal date: 11/18/2018).
9. Prosetsky P. A. The first days of the child at school. Psychologist's advice: Adaptation and disadaptation. Getting ready for school / P.A. Prosetsk. M., 2010. - 240 p.
10. Rubinstein C.JI. Basics of General Psychology / S.L. Rubinstein. - SPb .: Peter. -2002. -720 s.
11. Slobodchikov V.I. The Genesis of Reflexive Consciousness at the Early School Age / V.I. Slobodchikov, G.A. Zuckerman // Questions of psychology. - 1990, № 3. - p. 14-19.
12. Sorokomova E.A. The program of studying the substantive aspects of the self-concept of children of primary school age / E.A. Sorokomova, E.A. Talakova // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2012, Vol. 14, No. 2-2.
- p. 403-407.
13. Shadrikov V.D. Psychological analysis of activity (system-genetic approach). Study Guide / V.D. Shadrikov. - Yaroslavl: Publishing house of YSU, - 1979. - 91 p.
14. Elkonin D.B. Psychology of personality and activity of a preschooler / ed. A.V. Za-porozhets, D. B. Elkonin. - M., 1965. - 293 p.
15. Jacobson P.M. Psychology of artistic perception / P.M. Jacobson. - M .: Art, 1964.
- 86 p.