Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ СВЯЗКИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ СВЯЗКИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / АКРОБАТИЧЕСКАЯ СВЯЗКА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулим Александра Сергеевна, Шустова Елена Викторовна, Корольков Алексей Николаевич

В статье приводятся результаты взаимосвязи тестирования координационных способностей и оценки акробатической связки у студентов 2 курса очного отделения направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» факультета физической культуры Московского государственного областного университета при прохождении процедуры текущего контроля в соответствии с рабочей программой дисциплины «Гимнастика» по разделу -акробатика. Целью исследования является установление взаимосвязи и ее вид между успешностью выполнения акробатической связки и специфическими координационными способностями в зависимости от гендерной принадлежности. В исследовании приняли участие 32 студента 2 курса, из них 14 девушек и 18 юношей, в возрасте 17 - 18 лет. На основе проведения корреляционного, регрессионного и факторного анализа многомерных данных предложено включить в процесс освоения базовых акробатических упражнений студентами-бакалаврами факультетов физической культуры обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения в зависимости от гендерной принадлежности. Представлена примерная структура и содержание тренировочного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулим Александра Сергеевна, Шустова Елена Викторовна, Корольков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN RESULTS OF TESTING COORDINATION ABILITIES AND EVALUATION OF THE PERFORMANCE OF ACROBATIC COMBINATION OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS MOSCOW STATE REGIONAL UNIVERSITY

The article presents the results of the relationship between testing coordination abilities and assessing the acrobatic ligament in 2nd year full-time students of the training direction 44.03.01 - "Pedagogical education", profile "Physical education " of the faculty of Physical Education of the Moscow State Regional University during the current control procedure in accordance with the work program of the discipline «Gymnastics» in the section - acrobatics. The purpose of the study is to establish the relationship and its type between the success of the acrobatic combination and specific coordination abilities, depending on gender. The study involved 32 2nd year students, 14 of them girls and 18 boys, aged 17-18. On the basis of the correlation, regression and factor analysis of multivariate data it is proposed to include in the process of mastering basic acrobatic exercises by undergraduate students of physical education departments general - preparatory and specially - preparatory coordination exercises depending on gender identity. The approximate structure and content of a training session is presented.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ СВЯЗКИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

3. Волейбол для лиц с нарушением в состоянии здоровья (волейбол, в положении сидя) : учебно-методическое пособие / В.М. Скляров, И.А. Петров, И.Н. Иванов, Л.П. Игнатова. - Волгоград : ВГАФК, 2015.- 96 с.

REFERENCES

1. Bobrovsky, D.A. and Starkov, I.V. (2019), "Questions of training players in sitting volleyball", Physical culture sport in the life of student youth: materials of the 5th All-Russian Scientific and-practical conference, March 21-24 - Omsk, pp.260- 262.

2. Guryev, A.A., Bandukov, V.V, Dyakov, VS., Companietz, L.V. and S.I. Yakunin (2015), "Diagnostics of special physical fitness of Paralympic volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 10 (128), pp. 55-57.

3. Sklyarov, V.M., Petrov. I.A., Ivanov, I.N. and Ignatova L.P. (2015), Volleyball for persons with health disorders (volleyball, sitting), educational and methodical manual, Volgograd.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2022

УДК 796.417.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ СВЯЗКИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Александра Сергеевна Сулим, старший преподаватель, Елена Викторовна Шустова,

кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи

Аннотация

В статье приводятся результаты взаимосвязи тестирования координационных способностей и оценки акробатической связки у студентов 2 курса очного отделения направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» факультета физической культуры Московского государственного областного университета при прохождении процедуры текущего контроля в соответствии с рабочей программой дисциплины «Гимнастика» по разделу -акробатика. Целью исследования является установление взаимосвязи и ее вид между успешностью выполнения акробатической связки и специфическими координационными способностями в зависимости от гендерной принадлежности. В исследовании приняли участие 32 студента 2 курса, из них 14 девушек и 18 юношей, в возрасте 17 - 18 лет. На основе проведения корреляционного, регрессионного и факторного анализа многомерных данных предложено включить в процесс освоения базовых акробатических упражнений студентами-бакалаврами факультетов физической культуры обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения в зависимости от гендерной принадлежности. Представлена примерная структура и содержание тренировочного занятия.

Ключевые слова: студенты, координационные способности, акробатическая связка, корреляционный анализ, факторная структура, тренировочное задание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p388-394

RELATIONSHIP BETWEEN RESULTS OF TESTING COORDINATION ABILITIES AND EVALUATION OF THE PERFORMANCE OF ACROBATIC COMBINATION OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS MOSCOW STATE

REGIONAL UNIVERSITY

Alexandra Sergeevna Sulim, the senior teacher, Elena Viktorovna Shustova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi

Abstract

The article presents the results of the relationship between testing coordination abilities and assessing the acrobatic ligament in 2nd year full-time students of the training direction 44.03.01 - "Pedagogical education", profile "Physical education " of the faculty of Physical Education of the Moscow State Regional University during the current control procedure in accordance with the work program of the discipline «Gymnastics» in the section - acrobatics. The purpose of the study is to establish the relationship and its type between the success of the acrobatic combination and specific coordination abilities, depending on gender. The study involved 32 2nd year students, 14 of them girls and 18 boys, aged 17-18. On the basis of the correlation, regression and factor analysis of multivariate data it is proposed to include in the process of mastering basic acrobatic exercises by undergraduate students of physical education departments general - preparatory and specially - preparatory coordination exercises depending on gender identity. The approximate structure and content of a training session is presented.

Keywords: students, coordination abilities, acrobatic combination, correlation analysis, factorial structure, training task.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование общепрофессиональных компетенций, установленных основной образовательной программой бакалавра педагогического образования по профилю «Физическая культура» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего образования, осуществляется в процессе достижения цели и решения задач дисциплин учебного плана соответствующего направления подготовки.

Содержание раздела «Акробатика» дисциплины учебного плана «Гимнастика» включает в себя изучение студентами базовых акробатических упражнений, таких как кувырки, стойки, равновесия, перевороты и прыжки.

Процедура оценивания двигательных умений и навыков при изучении данной дисциплины проходит в форме текущего контроля, который включает в себя, как одно из заданий, выполнение акробатических связок, составленных из вышеперечисленных упражнений.

В ходе многолетних педагогических наблюдений за техникой выполнения акробатической связки на вступительных испытаниях по двигательной подготовке при поступлении на факультет физической культуры МГОУ отмечается снижение уровня владения абитуриентами техникой базовых акробатических упражнений, что подтверждается результатами опроса студентов-первокурсников об отсутствии данных упражнений на уроках физической культуры большинства общеобразовательных школ Московской области на протяжении всего периода обучения [5].

Низкая акробатическая подготовленность студентов факультетов физической культуры и дефицит учебного времени на освоение содержания дисциплины требует поиска новых, современных технологий обучения двигательным действиям.

Координационные способности традиционно считаются весомыми коррелятами элементам техники различных видов спорта, их развитие и реализация в процессе формирования двигательных компетенций бакалавров физической культуры представляется нам весьма актуальным и перспективным.

В доступной научной и научно-методической литературе имеются немногочисленные исследования, связанные с обучением и совершенствованием техники двигательных действий на основе взаимосвязи с координационными способностями, и они практически отсутствуют на контингенте студентов факультетов физической культуры, в том числе в зависимости от тендерного признака [1, 4, 6].

Цель исследования - установить (опровергнуть) факт и вид возможной взаимосвязи между успешностью выполнения акробатической связки и специфическими координационными способностями в зависимости от гендерной принадлежности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на факультете физической культуры Московского государственного областного университета (ГОУ ВО МО МГОУ). В исследовании приняли

участие 32 студента 2 курса очного отделения, из них 14 девушек и 18 юношей, в возрасте 17-18 лет.

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; тестирование координационных способностей по следующим контрольным испытаниям: «Проба А.И. Яроцкого», «Проба М.Е. Ромберга», «Стойка на двух руках», «Повороты на гимнастической скамье», «Три кувырка вперед», «Бег к пронумерованным мячам»; суммарная экспертная оценка выполнения акробатической связки, включающей пять базовых упражнений, в баллах.

Для решения поставленных задач применялись методы описательной статистики, корреляционного, регрессионного, факторного анализа многомерных данных. Для этого использовалось лицензионное математическое обеспечение Stadia 8.0/prof. Уровень статистической значимости справедливости нулевых условий был принят равным 0.05. Графическое представление результатов обработки результатов измерений осуществлялось в Microsoft Office Excel. Был обработан массив исходных данных из результатов 451 измерения.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

К специфическим для акробатики координационным способностям отечественные и зарубежные исследователи относят способность к равновесию, пространственной ориентации, воспроизведение и дифференциацию временных параметров движений и вестибулярную устойчивость [2].

В исследовании осуществлялся корреляционный анализ взаимосвязей между такими специфическими координационными способностями как способность к равновесию, вестибулярной устойчивости, пространственной ориентации и суммарной экспертной оценкой выполнения акробатической связки, включающей следующие элементы: упор присев - кувырок вперёд; перекатом назад стойка на лопатках; кувырок назад через плечо в упор, стоя на колене, другая нога назад; махом одной упор присев - встать, руки вверх; переворот в сторону - основная стойка.

Для установления половых различий в КС юношей и девушек применялись критерии Хи-квадрат согласия и Вилкоксона. Результаты сравнения вида распределения и медиан выборок представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Различия в КС юношей и девушек по критерию Хи-квадрат

Тест «Проба А.И. Яроцкого» «Бег к пронумерованным мячам» «Проба М.Е. Ромберга» «Стойка на 2-х руках» «Три кувырка вперёд» «Повороты на гимнастической скамье»

Различия есть нет есть есть есть нет

Как следует из полученных результатов приблизительно в 3-4-х тестах из 6-ти юноши и девушки имеют статистически значимые различия в результатах тестов КС. При этом, как оказалось, девушки во всех тестах КС показывают лучшие результаты по сравнению с юношами (таблица 2). Этот факт объясняется специфичностью выборки студенток, которую в основном составили девушки, 64,29% от выборки, занимавшиеся видами спорта с проявлением эстетики движений и координационных способностей: художественной гимнастикой, спортивно-бальными танцами, чирлидингом, синхронным плаванием, а также единоборствами - самбо.

Таблица 2 - Различия в КС юношей и девушек по критерию Вилкоксона

Тест «Проба А.И. Яроцкого» «Бег к пронумерованным мячам» «Проба М.Е. Ромберга» «Стойка на 2-х руках» «Три кувырка вперёд» «Повороты на гимнастической скамье»

Медиана, с девушки 28,39 10,20 39,75 12,99 3,99 13,74

юноши 23,24 20,36 9,64 8,84 4,91 15,61

Различия нет есть есть нет есть нет

Для установления факта и вида возможной зависимости между успешностью выполнения акробатической связки (АС) и координационными способностями (КС) вычислялись корреляции Спирмена между измеренными переменными - результатами тестирования КС и оценками выполнения АС. Величины вычисленных коэффициентов корреляции представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Коэффициенты корреляции КС и АС (девушки, п=14)

Тест «Проба А.И. Яроцко- го» «Бег к прону-меро-ванным мячам» «Проба М.Е. Ромбер-га» «Стойка на 2-х руках» «Три кувырка вперёд» «Повороты на гимна-стиче-ской скамье» Баллы за акроба-тиче-скую связку

«Проба А.И. Яроцкого» 1 0,38 0,43 -0,02 0,08 0,01 0,33

«Бег к пронумерованным мячам» 1 -0,29 -0,56 0,49 0,62 -0,12

«Проба М.Е. Ромберга» 1 0,19 -0,33 -0,54 0,35

«Стойка на 2-х руках» 1 -0,24 -0,44 -0,01

«Три кувырка вперёд» 1 0,34 0,17

«Повороты на гимнастической скамье» 1 0,03

Баллы за акробатическую связку 1

Таблица 4 - Коэффициенты корреляции КС и АС (юноши, п=18)

Тест «Проба А.И. Яроцко- го» «Бег к прону-меро-ванным мячам» «Проба М.Е. Ромбер-га» «Стойка на 2-х руках» «Три кувырка вперёд» «Повороты на гимна-стиче-ской скамье» Баллы за акроба-тиче-скую связку

«Проба А.И. Яроцкого» 1 0,10 0,09 0,09 -0,32 -0,32 0,45

«Бег к пронумерованным мячам» 1 -0,19 -0,20 0,35 0,35 -0,33

«Проба М.Е. Ромберга» 1 0,81 -0,69 -0,69 0,50

«Стойка на 2-х руках» 1 -0,71 -0,71 0,46

«Три кувырка вперёд» 1 1,00 -0,29

«Повороты на гимнастической скамье» 1 -0,29

Баллы за акробатическую связку 1

Статистически значимые корреляции обнаружены между переменными бег к пронумерованным мячам и стойка на двух руках, три кувырка вперед и повороты на гимнастической скамье. Связи между баллами за акробатическую связку и результатами тестов КС нет.

Результат в беге к пронумерованным мячам R2 у девушек связан с результатами тестов: стойка на двух руках три кувырка вперед R5 и повороты на гимнастической скамье Я : Я2=3,414-0Д03Я,+0,256Я5+0,486Я6.

Результаты этих тестов определяют 56% изменений результатов в беге к пронумерованным мячам при уровне статистической значимости 0.03. стандартная ошибка вычислений Я2 по приведенной выше формуле составляет ±1,299 с.

Отсутствие связи между количеством балов за выполнение всей акробатической связки и результатами тестов можно объяснить тем, что специфические КС коррелируют, вероятнее всего, с отдельными элементами акробатической связки, обусловленными конкретными координационными способностями, а не с их суммарной оценкой.

У юношей выявлено 8 значимых коэффициентов корреляции между пробой Ромб-ерга стойкой на руках Я4, кувырками вперед Я5 и поворотами на гимнастической скамье Я6; стойкой на руках Я4, кувырками Я5 и поворотами на скамье Я6. Также оказалось, что сумма баллов за акробатическую связку Я7 связана с результатами проб Яроцкого Я: и Ромберга Я3 и продолжительностью стойки на руках Я4. Получена регрессионная модель: Я4=18,97+0,258Я3-0,838Я5.

Точность этого выражения составляет ±3,85 с, а степень влияния переменных Я3 и Я5 на изменение результатов Я4 - 79%.

Получено выражение для связи результатов оценки выполнения акробатической связки R7 и статистически связанными с ними результатами тестов КС: проб Яроцкого Rl и Ромберга R3, и продолжительностью стойки на руках R4. R7=4,124+0,058R1+0,027R3+0,042R4.

Стандартная ошибка вычисления R7 по этой формуле равна ±1,7 балла, а результаты тестирования КС определяют 33% изменений R7. Полученная регрессионная модель адекватна экспериментальным данным на уровне статистической тенденции (а=0,12).

Определение факторной структуры координационных способностей

Факторная структура координационных способностей юношей и девушек была установлена благодаря осуществленному факторному анализу с корреляцией Спирмана результатов шести тестов КС. Факторные нагрузки, собственные значения и процент объясняемой дисперсии факторов приведены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5 - Факторные нагрузки, собственные значения и процент объясняемой дисперсии факторов КС девушек (п=14)

№ Переменная / Фактор 1 2 3

1 «Проба А.И. Яроцкого» -0,923

2 «Бег к пронумерованным мячам» 0,8 52

3 «Проба М.Е. Ромберга» -0,60 -0,672

4 «Стойка на 2-х руках» -0,675

5 «Три кувырка вперёд» 0,645 -0,628

6 «Повороты на гимнастической скамье» 0,828

Собственное значение 2,65 1,47 0,79

Дисперсия, % 44,18 24,51 13,17

Накопленная дисперсия, % 44,18 68,69 81,86

Таблица 6 - Факторные нагрузки, собственные значения и процент объясняемой диспер-

сии факторов КС юношей (п=18)

№ Переменная / Фактор 1 2 3

1 «Проба А.И. Яроцкого» 0,851

2 «Бег к пронумерованным мячам» 0,594 0,673

3 «Проба М.Е. Ромберга» 0,843

4 «Стойка на 2-х руках» 0,856

5 «Три кувырка вперёд» -0,951

6 «Повороты на гимнастической скамье» -0,951

Собственное значение 3,489 1,1 09 0,871

Дисперсия, % 58,15 18,49 14,52

Накопленная дисперсия, % 58,15 76,64 91,16

И у девушек, и у юношей определились три фактора КС, объясняющих 80-90% общей дисперсии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый фактор (45-58% общей дисперсии) в обоих случаях в основном составлен факторными нагрузками переменных - результатов тестов, связанных с выполнением движений с совершением внешней механической работы, с перемещением центра масс испытуемого в пространстве: стойка на 2-х руках, три кувырка вперед и повороты на гимнастической скамье. Кроме этих тестов, у юношей и у девушек компонентом этого фактора также являются результаты пробы Ромберга. Этот фактор можно определить как фактор динамического равновесия.

Во второй фактор (25-19%) в обоих случаях входят результаты пробы Яроцкого со значительной величиной факторной нагрузки. Но у девушек это фактор также составлен результатами пробы Ромберга, а у юношей и результатами теста - бег к пронумерованным мячам. В основном это фактор можно определить как фактор вестибулярной устойчивости в горизонтальной плоскости, а для юношей еще и как фактор «когнитивной реакции - когнитивной ловкости».

Третий фактор КС у юношей и девушек (13-15%) составлен факторными нагрузками различных переменных. У девушек это фактор составлен результатами теста три кувырка вперед, а у юношей результатами теста бег к пронумерованным мячам. Соответственно для девушек это фактор специфической способности к вращению в сагиттальной плоскости, а юношей - фактор «когнитивной реакции». При этом результаты этих тестов в обоих случаях входят в факторные нагрузки и других факторов.

Опираясь на полученные в ходе исследования данные, представляется целесообразным разработка тренировочных заданий для развития КС для формирования акробатической компетентности студентов.

Используя алгоритм систематизации и разработки упражнений для развития КС, предложенный В.И. Ляхом и З. Витковски (2010), были подобраны координационные упражнения для развития специфических для акробатики координаций и вариант координационной тренировки - акцентированное воздействие на ведущие КС [3].

В подготовительную часть занятия желательно включать общеподготовительные координационные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на баланс, в том числе, на нестабильной опоре, и упражнения сопряженного воздействия на координационные и кондиционные способности.

В основной части занятий целесообразно использовать специально -подготовительные координационные упражнения, направленные на развитие специфических КС. Структурно тренировочное задание у студенток включает упражнения на КС первого фактора - динамическое равновесие + пространственная ориентация (60% от общего времени на задание), второго фактора - развитие вестибулярной устойчивости в горизонтальной плоскости + статического равновесия (20%) и третьего фактора - пространственной ориентации (20%). Для студентов тренировочное задание по первому фактору аналогично таковому для девушек, второму фактору - развитие вестибулярной устойчивости в горизонтальной плоскости + пространственной ориентации (20%), третьему фактору - акцентированное развитие пространственной ориентации (20%).

В конце основной части занятия следует уделить внимание выполнению упражнений сопряженного воздействия на специфические координационные способности и технику акробатических упражнений, входящих в акробатическую связку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приобретение новых двигательных умений и навыков является основной задачей физкультурного образования обучающихся на его различных ступенях. Координационные способности традиционно считаются весомыми коррелятами технико-тактической подготовки в различных видах спорта и их акцентированное развитие у студентов факультетов физической культуры целесообразно, особенно в условиях дефицита учебного времени и недостаточной их общей координационной подготовленности.

Предложено включить в процесс освоения базовых акробатических упражнений студентами-бакалаврами направления подготовки «Педагогическое образование», профиль - «Физическая культура» координационные упражнения специфического для акробатики характера в зависимости от гендерной принадлежности.

В структуре тренировочного занятия специфические координационные упражнения следует выполнять в основной его части в следующей последовательности:

- для студенток тренировочное задание включает упражнения на КС первого фактора - динамическое равновесие + пространственная ориентация (60% от общего времени на задание), второго фактора - развитие вестибулярной устойчивости в горизонтальной плоскости + статического равновесия (20%) и третьего фактора - пространственной ориентации (20%);

- для студентов тренировочное задание по первому фактору аналогично таковому для девушек (60%), второму фактору - развитие вестибулярной устойчивости в горизон-

тальной плоскости + пространственной ориентации (20%), третьему фактору - акцентированное развитие пространственной ориентации (20%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Корольков А.Н. Половые различия координационных способностей в видах спорта, связанных с проявлением целевой меткости / А.Н. Корольков // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Смоленск, 24-25 декабря 2013 года / Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Смоленск : Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2014. - С. 79-83.

2. Лалаева Е.Ю. Развитие координационных способностей у акробатов начальной подготовки / Е.Ю. Лалаева, Н.Л. Горячева, Т.А. Андреенко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 3(13). - С. 18-21.

3. Лях В.И. Координационная тренировка в футболе / В.И. Лях, З. Витковски ; Владимир Лях, Збигнев Витковски. - Москва : Советский спорт, 2010. - 215 с.

4. Формирование технической подготовленности школьников как средство повышения эффективности процесса их физического воспитания / О.В. Кудрявцева, В.С. Беляев, А.Н. Корольков, М.А. Каймин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 121-126.

5. Шустова Е.В. Анализ акробатической подготовленности абитуриентов факультета физической культуры МГОУ в зависимости от спортивной специализации и квалификации / Е.В. Шустова, А.С. Сулим // Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию Юрия Дмитриевича Железняка, почётного профессора МГОУ, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного тренера СССР и России, заслуженного работника физической культуры России, Мытищи, 19 декабря 2019 года. - Москва : Московский государственный областной университет, 2020. - С. 228-235.

6. Шустова Е.В. Повышение эффективности обучения технике прыжка в длину на основе реализации специфических координационных способностей / Е.В. Шустова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 35-38.

REFERENCES

1. Korolkov, A.N. (2014), "Gender differences in coordination abilities in sports associated with the manifestation of target accuracy", Sports games in physical education, recreation and sports. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Smolensk, December 24-25, 2013, Smolensk: Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, pp. 79-83.

2. Lalaeva, E.Yu., Goryacheva, N.L. and Andreyenko T.A. (2015), "The development of coordination abilities among acrobats of initial training", Physical education and sports training, No. 3, pp. 1822.

3. Lyakh, V.I. (2010), Coordination training in football, Soviet sports, Moscow.

4. Kudryavtseva, O.V., Belyaev, V.S., Korolkov, A.N., Kaimin, M.A. (2017), "Formation of technical readiness of schoolchildren as a means of increasing the efficiency of the process of their physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No.11, pp. 121-126.

5. Shustova, E.V., Sulim, A.S. (2020), "Analysis of acrobatic fitness of applicants of the faculty of physical education Moscow State Regional University depending on sports specialization and qualifications", Integration of theory and practice in general, supplementary and vocational physical education. Materials of the National Scientific-Practical Conference with International Participation, dedicated to the 90th anniversary of Yuri Dmitrievich Zheleznyak, Honorary Professor of Moscow State Regional Un i-versity, doctor ofpedagogical sciences, professor, honored coach of the USSR and Russia, honored worker of physical education of Russia, Mytishchi, December 19, 2019, Moscow: Moscow State Regional University, pp. 228-235.

6. Shustova, E.V. (2006) "Increase the effectiveness of training in long jump technique based on the realization of specific coordination abilities", Theory and practice of physical education, No. 4, pp. 35-38.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.