2. Bezlekin, D. N. and Kechkin, I. I. (2015), "Influence of the fitness of a powerful fiction on the physical preparation of women 18-25 years old", Physical Culture and Sports: Integration of Science and Practice: Mat-lies XII International. scientific and practice conference, Stavropol, pp. 196-197.
3. Gubanikhina, E.V. (2016), "Application of exercise for the correction of a female figure", Young scientist, No. 1 (105). pp. 840-842, available at: https://moluch.ru/archive/105/24292/.
4. Kozlov, A.V. and Yalgin A.A. (2017), "Features of the correction of the physique in girls-students in the simulator hall", Young scientist, No. 27, pp. 165-169, available at: https://moluch.ru/archive/161/45089/.
5. Mishchenko, N.Yu. (2020), "Assessment of the impact of the interval method of training on the dynamics of the aerobic abilities of women 25-30 years, which occupied in the fitness club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 268-276.
6. Mosina,, N.V. and Aksarina, I.Yu. (2019), "Correction of the physique of women of the first ripe age age with the means of power fitness", Scientific Review. Pedagogical sciences, No. 6, pp. 91-96, available at: https://science-pedagogy.ru/ru/Article/View?id=2256.
7. Muravov, I. V. (1973), Physical culture and active rest at the time of age periods, Health, Kiev.
8. Osipov, A.Yu. Hibayev N.N., Kachaeva, Yu.V., Rewash, O.V. (2014), :Hot Iron as a method for increasing the level of physical development of students and the formation of motivation to regular classes of physical culture", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. named after V.P. Astafiev, No. 4, pp. 82-86.
9. Sokha, T.. (2002), Methodology for improving pedagogical Si-Stoms of women's training in the aspect of sexual dimorphism, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2021
УДК 796.413
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ
Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
Дана характеристика экспериментальной методики и представлены комплексы физических упражнений с применением специального оборудования и тренажеров: «координационной лестницы», полусферы «Bosu», диска «Здоровье», акробатического батута, направленные на развитие координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой. Цель исследования заключалась в разработке и обосновании методики развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой. Задачи исследования: 1. Определить особенности развития координационных способностей на занятиях акробатикой девочек 11-12 лет. 2. Подобрать контрольные упражнения (тесты) адекватно характеризующие различные компоненты координационных способностей девочек 11-12 лет. 3 Разработать и обосновать экспериментальную методику, направленную на развитие координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой. Результаты и их обсуждение. Экспериментальная методика оказала существенное влияние на уровень развития координационных способностей девочек 11-12 лет по сравнению с традиционной программой спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная акробатика». Выводы. В процессе исследования установлено, что экспериментальная методика способствует повышению уровня развития координационных способностей юных спортсменок 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой.
Ключевые слова: координационные способности, спортивная акробатика, девочки 11-12 лет, специальное оборудование и тренажеры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p310-320
USE OF THE METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG ATHLETES AGED 11-12 YEARS OLD IN SPORTS ACROBATICS
Natalia Yuryevna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University physical culture, Chelyabinsk
Abstract
The characteristic of the experimental methodology is given and complexes of physical exercises with the use of special equipment and simulators are presented: "Coordination ladder", BOSU hemispheres, health disk, acrobatic trampoline, aimed at developing the coordination abilities of girls 11-12 years old engaged in sports acrobatics. The purpose of the study was to develop and substantiate the methodology for the development of the coordination abilities of girls aged 11-12 years old engaged in sports acrobatics. Research tasks: 1. Determine the features of the development of coordination methods in the occupations of girls aged 11-12 years old with acrobatics. 2. Choose control exercises (tests) adequately characterizing various components of the coordination abilities of girls aged 11-12 years old. 3 Develop and substantiate the experimental methodology aimed at the development of the coordination abilities of girls aged 11-12 years old engaged in sports acrobatics. Results and its discussion. The experimental technique had a significant impact on the level of development of the coordination abilities of girls 11-12 years, compared with the traditional program of sports preparation by type of sports "Sports acrobatic". Conclusions. In the process of research, it was established that the experimental technique contributes to an increase in the development of the co-ordination abilities of young athletes of 11-12 years old engaged in sports acrobatics.
Keywords: coordination abilities, sports acrobatics, girls 11-12 years old, special equipment and simulators.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная акробатика является современным видом спорта, который включает в себя сочетание сложно-координационных элементов с танцевальными движениями, что дает возможность оказывать широкое воздействие как на весь организм в целом, так и на развитие определенных частей и органов тела. Этот организованный вид спорта, способствует выработке чувства командной ответственности, формирующий целеустремленность и силу характера [10; 13].
По мнению Ю. К. Гавердовского (202) «сложность акробатики заключается в техническом исполнении элементов, включающих в себя многогранные движения туловища, сопровождающиеся согласованными движениями рук и ног, а также полным контролем туловища в пространстве» [1]. В этой связи, акробатические упражнения все чаще применяются для совершенствования координационных способностей во многих видах спорта [11; 12]. Как считают специалисты, для выполнения всех видов сложных акробатических упражнений (равновесий, прыжков, кувырков, перекатов), при выполнении которых исключительно быстро прогрессирует сложность и структурное разнообразие типа движений, протекающих в различных условиях поддержания статодинамической устойчивости (СДУ): на плечах и руках спортсменов-партнеров, на ограниченной и подвижной опорах, при резкой смене точек баланса, ограниченном зрительном контроле, на высоте и др., занимающийся должен иметь достаточно высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, хорошую ориентацию в пространстве и во времени, развитые психомоторные функции, а также интегральную сенсомоторную координацию и др. [2; 3].
Кроме того, как подчеркивают Г. А. Каленская, С. В. Барбашов (2001), «одним из условий успешного выступления акробатов на соревнованиях является оригинальность и артистичность выполнения музыкально-акробатических композиций, что, в свою очередь, определяет целесообразность овладения акробатами разнообразными двигательными действиями и развития специальных координационных способностей» [4].
Вместе с тем анализ научно-методической литературы и опыт практики показывают, что вопросы, связанные с рациональным использованием средств и методов развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой разработаны недостаточно [2; 3]. По мнению С. К. Малиновского (2003), «проблема усложняется большим количеством узких специализаций в данном виде спорта. В силу этого при организации учебного процесса на практике не всегда правильно удается подобрать и распределить средства и методы в годичном тренировочном цикле. В настоящее время в используемых программах обучения содержание раздела специальной физической подготовки не в полной мере соответствует требованиям избранной юным спортсменом узкой специализации, что в свою очередь снижает эффективность тренировочного процесса» [6]. Таким образом, актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между высоким уровнем спортивно-технических достижений в спортивной акробатике на современном этапе, который определяет повышенные требования к всесторонней подготовке девочек 11-12 лет, и, особенно развитию координационных способностей и недостаточным освещением вопросов применения эффективных средств и методов развития координационных способностей в тренировочном процессе юных спортсменок-акробаток, что определенным образом тормозит развитие теории и практики спортивной акробатики.
Цель исследования заключалась в разработке и обосновании методики развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было организовано в период с сентября 2020 г. по май 2021 г. на базе МБОУ СОШ № 108 г. Челябинска. В педагогическом эксперименте приняли участие юные спортсменки 11-12 лет в количестве 20 человек. Из всех участников эксперимента было сформировано две опытные группы - контрольная, в состав которой вошло 10 девочек и экспериментальная - 10 человек. Опытные группы занимались три раза в неделю. Продолжительность занятия составляла 90 минут. Контрольная группа занималась в соответствии с программой спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная акробатика», экспериментальная - на основе разработанной методики.
Особенности экспериментальной методики заключались в следующем:
1 В каждую тренировку девочек 11-12 лет, на протяжении всего педагогического эксперимента мы включали по одной подвижной игре с повышенной психомоторной, сенсомоторной и координационной нагрузкой. Данные игры способствуют комплексному проявлению всего спектра координационных способностей, происходит повышенная нагрузка на зрительный, двигательный и слуховой анализатор.
Применяемые игры требовали точности и быстроты выполнения различных заданий, связанных с реакцией на изменение внешней ситуации, в связи, с чем осуществлялось формирование умения применять координационные способности в различных двигательных условиях. Проводились такие игры, как: «Выбивание опоры», «Погрузка арбузов», «Тарелочка по кругу», «Всадники, играющие в чехарду», «Эстафета-гусеница на полу», «Тройки со скакалкой» и др.
Рисунок 1 - Координационная лестница, применяемая в подготовке девочек 11-12 лет, занимающихся спортив-
2 Выполнение упражнений на «координационной лестнице»: ходьба в медленном темпе, ходьба с ускорением, прыжки, бег, бег с ускорением (рисунок 1), направленных на улучшение ловкости, координации движений, скорости работы ног, техники движений и равновесия [5]. Юные спортсменки-акробатки получали карточку-задание (в одном варианте со схематично нарисованным упражнением, в другом - с описанием упражнения) и, изучив её, выполняли упражнения. Занятия с использованием «координационной лестницы» проводились как в подготовительной части, так и в основной части тренировочного занятия в зависимости от поставленной задачи и подготовленности занимающихся.
Для повышения координационной сложности упражнений на этапе совершенствования координационных способностей мы включали дополнительный инвентарь в виде гимнастических палок, теннисных мячей, с ударом об пол, перебрасыванием из одной руки в другую при перемещении, а также использовали музыкальное сопровождение и добавляли ритмические комбинации, в содержание которых входили упражнения в ходьбе, беге, различные виды прыжков. Также применялись упражнения с партнером, как более усложненный вариант. Например, мы использовали движение одним из занимающихся спиной вперед, при этом перебрасывая теннисный мяч партнеру, тогда как второй занимающийся двигался прыжком вперед на правой, левой ноге.
3 Для развития вестибулярной устойчивости нами были разработаны комплексы упражнений из различных исходных положений на полусфере «Вови» (рисунок 2), упражнений на батуте (рисунок 3) с поворотами различной сложности и упражнения на диске «Здоровья» (рисунок 4). По мнению Н. Ю. Мищенко (2020), упражнения на диске «Здоровья» позволяют повысить вестибулярную устойчивость спортсмена, изменяя скорость вращения и положения тела [9]. В экспериментальной комплекс были включены базовые элементы техники спортивной акробатики, способствующие «улучшению функциональной подготовки и освоению техники механизмов безынерционных вращений».
Рисунок 2 - Полусфера «Войи» Рисунок 3 - Акробатический батут Рисунок 4 - Диск «Здоровья»
Установлено, что «систематические занятия на батуте улучшают координацию движений, укрепляют вестибулярный аппарат, нормализуют работу сердца и кровообращения» [10]. Батут в тренировочных занятиях юных спортсменок использовался для отработки техники выполнения акробатических упражнений, на базе которых в дальнейшем строилось исполнение других, более сложных акробатических элементов, а также для снятия мышечного напряжения после физической нагрузки. Тренер во время выполнения упражнений на батуте оказывал занимающимся страховку, особенно при выполнении переворотов и кувырков.
Частота применения экспериментальных комплексов упражнений в тренировочном процессе девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой с применением «координационной лестницы», полусферы «Вови», батута, диска «Здоровья», а также подвижных игр с повышенной психомоторной, сенсомоторной и координационной нагрузкой в недельном микроцикле представлено в таблице 1. Каждый экспериментальный комплекс упражнений применялся в течении 1,5-2 месяцев, затем производилась смена комплекса.
Таблица 1 - Частота применения экспериментальных комплексов упражнений в недельном микроцикле девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой_
Экспериментальный комплекс Недельный микроцикл тренировки по спортивной акробатике
1 тренировка 2 тренировка 3 тренировка
«Координационная лестница» В подготовительной части занятия В основной части занятия В основной части занятия
С использованием полусферы «Бови» В основной части занятия В основной части занятия
С использованием диска «Здоровья» В основной части занятия
С использованием батута В основной части занятия В основной части занятия В заключительной части занятия
Подвижных игр с повышенной психомоторной, сенсомоторной и координационной нагрузкой В основной части занятия В основной части занятия В основной части занятия
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
До начала эксперимента была проведена оценка уровня развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой, которая не выявила статистически достоверных отличий между полученными результатами девочек контрольной и экспериментальной групп (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих различные компоненты координационных способностей девочек 11-12 лет, проведенный в начале эксперимента
Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=10) Экспериментальная группа (п=10) г Достоверность различий
1 «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) 11,4±3,21 11,2±3,19 0,34 Р>0,05
2 «Три кувырка вперед» (сек.) 5,7±2,31 5,8±2,34 0,13 Р>0,05
3 «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.) 38,0±4,56 37,0±4,43 0,36 Р>0,05
4 «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.) 6,9±2,38 7,0±2,41 0,39 Р>0,05
5 «Ходьба в стойке на руках» (см) 168,4±9,54 167,9±9,34 0,15 Р>0,05
6 «Челночный бег» (3x10) (сек.) 8,9±4,21 9,0±4,38 0,89 Р>0,05
Оценка интегрального показателя развития координационных способностей девочек 11-12 лет, проведенная по тесту, предложенному В. Старосты (град.) (1998) в начале исследования, показала, что как в контрольной, так и в экспериментальной в основном девочки имеют «средний» (40% и 30%) и «ниже среднего» (50% и 60%) уровень развития координационных способностей, что соответствует оценке по шкале В. Старосты, (град.) (1998) «удовлетворительная» и «неудовлетворительная» (рисунок 5).
80
60
40
20
40
■
10 10
НШ»! Ш
"Неудовлетворительная"
"Удовлетворительная" ВКГ ИЭГ
"Хорошая"
Рисунок 5 - Распределение девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой по интегральной оценке уровня развития координационных способностей (по шкале В. Старосты, (град.)) в начале эксперимента, в %
0
Статистически достоверных отличий между полученными интегральными показателями оценки координационных способностей девочек 11-12 опытных групп в начале исследования выявлено не было (таблица 3).
Таблица 3 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих интегральную оценку развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной
Виды прыжков Контрольная группа (п=10) Экспериментальная группа (п=10) г Достоверность различий
1 «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. 274,23±12,34 275,79±12,42 0,54 Р>0,05
2 «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. 259,34±11,18 257,18±11,2 0,64 Р>0,05
3 «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. 227,25±9,57 229,83±9,62 0,23 Р>0,05
4 «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. 220,56±8,97 221,23±9,12 0,13 Р>0,05
После проведения эксперимента повторная оценка сравнительного анализа результатов, характеризующих уровень развития различных компонентов координационных способностей девочек 11-12 лет опытных групп, выявила, что обнаружены статистически достоверные отличия между всеми искомыми показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех контрольных упражнениях, представленных в таблице 4.
Таблица 4 - Сравнительный анализ показателей уровня развития компонентов координационных способностей девочек 11-12 лет, проведенный в конце эксперимента_
Название контрольного упражнения (теста) Контрольная группа (п=10) Экспериментальная группа (п=10) г Достоверность различий
1 «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) 14,2±5,32 19,6±6,28 3,38 Р<0,05
2 «Три кувырка вперед» (сек.) 4,2±2,23 3,6±1,25 2,49 Р<0,05
3 «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.) 42,0±4,93 58,0±5,12 3,23 Р<0,05
4 «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.) 6,2±2,24 5,6±2,11 2,81 Р<0,05
5 «Ходьба в стойке на руках» (м) 189,4±9,62 216,9±9,97 3,42 Р<0,05
6 «Челночный бег» (3х10) (сек.) 8,2±4,16 7,6±3,58 2,49 Р<0,05
Анализ темпов прироста позволил установить, что в экспериментальной группе девочек он более высокий, чем в контрольной и составил в тесте:
- «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) - 8,4 с, или 54,5%;
- «Три кувырка вперед» (сек.) - 2,2 с., или 46,8%;
- «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.) - 21 раз, или 44,2%;
- «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.) - 1,4 с., или 22,2%;
- «Ходьба в стойке на руках» (м) - 49 м, или 25,5%;
- «Челночный бег» (3х10) (сек.) - 1,4 с., или 16,8% (рисунок 7). Наибольший прирост был обнаружен в тесте 1 «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с), что составило 8,4 с., или 54,5%. (рисунок 6).
В контрольной группе, прирост произошел, но он менее существенный и составил в тесте:
- «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) - 2,8 с, или 21,8%;
- «Три кувырка вперед» (сек.) - 1,5 с., или 30,3%;
- «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.) - 4,0 раза, или 10,0%;
- «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.) - 0,7 с., или 10,7%;
- «Ходьба в стойке на руках» (м) - 21 м, или 11,7%;
- «Челночный бег» (3х10) (сек.) - 0,7 с., или 8,2% (рисунок 6). Наибольший прирост был обнаружен в тесте «Три кувырка вперед» (сек.), что составило 1,5 с., или 30,3% (рисунок 6).
60 40 20 0
54,5
46,8 44,2
л ¡9 ^
22,2
25,5
11,7
8,2
16,8
"Удержание "Три кувырка 3 "Прыжки на "Повороты на "Ходьба в "Челночный бег
равновесия", с вперед", с скакалке", 20 с, гимнастической стойке на 3х10м", с
раз скамейке", 4п/с руках", м
□ КГ ИЭГ
Рисунок 6 - Темпы прироста показателей характеризующих различные компоненты координационных способностей девочек 11-12 лет, произошедшие за период эксперимента (в %)
Оценка интегрального показателя развития координационных способностей девочек 11-12 лет, проведенная по тесту, предложенного В. Старосты (град.) (1998) в конце исследования, показала, что выраженные изменения произошли в экспериментальной группе девочек 11-12 лет, занимающихся акробатикой. Так, снизилось количество девочек с «неудовлетворительной» с 6 человек, или 60% до 0 человек, или 0% и «удовлетворительной» оценкой с 3 человек, или 30% до 0 человек, или 0% и увеличилось с «хорошей» с 1 человека, или 10% до 7 человек, или 70% и «отличной» оценкой с 0 человек, или 0% до 3 человек, или 30%. Девочек в экспериментальной группе с «выдающейся» оценкой по шкале В. Старосты обнаружено не было (рисунок 7).
80 60 40 20 0
50 60 1 60 1
1 40 30 30 1 30
1 1 10 10 10
0 0 0 ^ 00
"Неудовлетворительная" "Удовлетворительная"
"Хорошая"
"Отличная"
□ КГ1 НКГ2 ИЭГ1 "ЭГ2
Рисунок 7 - Изменение распределения количества девочек 11-12 лет опытных групп по уровню развития координационных способностей, произошедшие в конце эксперимента (интегральная оценка по шкале В. Старосты
(1989))
В контрольной группе изменения менее существенные. Так, в конце исследования было определено, что снизилось количество девочек с «неудовлетворительной» с 5 человек, или 50% до 0 человек, или 0% и «удовлетворительной» оценкой с 4 человек, или 40% до 3 человек, или 30% и увеличилось с «хорошей» с 1 человека, или 10% до 6 человек, или 60% и «отличной» оценкой с 0 человек, или 0% до 1 человек, или 10%. Девочек в контрольной группе с «выдающейся» оценкой по шкале В. Старосты обнаружено не было (рисунок 7).
Кроме того, были выявлены в конце эксперимента статистически достоверные отличия между полученными интегральными показателями оценки координационных способностей девочек 11-12 контрольной и экспериментальной групп во всех видах прыжков, используемых в качестве контрольных упражнений: «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град., «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град., «С одной ноги
на одну с помощью рук» (с правой), град., «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. (таблица 5).
Таблица 5 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих интегральную оценку развития координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой в конце исследования (по шкале оценки В. Старосты (1998), в град.)_
Виды прыжков Контрольная группа (п=10) Экспериментальная группа (п=10) г Достоверность различий
1 «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. 344,31±12,42 369,27±12,54 3,52 Р<0,05
2 «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. 336,24±12,23 347,58±12,45 3,61 Р<0,05
3 «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. 298,15±9,61 348,52±9,75 3,32 Р<0,05
4 «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. 289,19±9,32 314,61±9,47 3,18 Р<0,05
Темпы прироста в показателях, отражающих интегральную оценку координационных способностей, предусматривающую выполнение контрольных упражнений разновидностей прыжков опытными группами, были выше в экспериментальной группе девочек 11-12 лет во всех контрольных упражнениях и составили в тесте выполнения прыжков:
- «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. - 93,48 град., или 29,0%;
- «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. - 90,4 град., или 29,9%;
- «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. - 118,69 град., или
41,0%;
- «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. - 90,38 град., или 33,7% (рисунок 8).
"С двух ног на две с 2 "С двух ног на две с 3 "С одной ноги на одну 4 "С одной ноги на одну помощью рук" (направо), помощью рук" (налево), с помощью рук" (с с помощью рук" ( с
град. град. правой), град. левой), град.
□ КГ ИЭГ
Рисунок 8 - Динамика прироста показателей, характеризующих интегральную оценку координационных способностей девочек 11-12 лет, произошедшие за период эксперимента (по шкале оценки В. Старосты (1998), в
%)
В контрольной группе девочек 11-12 лет во всех контрольных упражнениях, отражающих интегральный показатель развития координационных способностей занимающихся, прирост был меньше, чем в экспериментальной группе и составил в тесте выполнения прыжков:
—«С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. - 70,0 град., или 25,8%;
- «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. - 76,9 град., или 29,9%;
- «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. - 70,9 град., или 26,9%;
- «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. - 68,6 град., или 27,0% (рисунок 8).
ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные результаты исследования показали, что экспериментальная методика оказала более существенное влияние на развитие координационных
способностей девочек 11-12 лет экспериментальной группы по сравнению с традиционной методикой, в соответствии с которой занималась контрольная группа девочек, что выражено в следующем:
1) выявлены высокие темпы прироста показателей, характеризующих различные компоненты координационных способности девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой, которые составили в тесте:
- «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с) - 8,4 с, или 54,5%;
- «Три кувырка вперед» (сек.) - 2,2 с., или 46,8%;
- ЗПрыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.) - 21 раз, или 44,2%;
- «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.) - 1,4 с., или 22,2%;
- «Ходьба в стойке на руках» (м) - 49 м, или 25,5%;
- «Челночный бег» (Зх10) (сек.) - 1,4 с., или 16,8%;
2) произошли статистически достоверные отличия между всеми искомыми показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех контрольных упражнениях, отражающих различные компоненты координационных способностей: «Удержание равновесия на стопе одной ноги, другая согнута в колене и поднята вперед до прямого угла, руки подняты вверх» (с); «Три кувырка вперед» (сек.); «Прыжки на скакалке» (кол-во раз за 20 сек.); «Повороты на гимнастической скамейке» (4 поворота/сек.); «Ходьба в стойке на руках» (м); «Челночный бег» (Зх10) (сек.);
3) снизилось количество девочек с «неудовлетворительной» с 6 человек, или 60% до 0 человек, или 0% и «удовлетворительной» оценкой с 3 человек, или 30% до 0 человек, или 0% интегрального показателя развития координационных способностей девочек 1112 лет, занимающихся спортивной акробатикой, проведенная по тесту, предложенного В. Старосты (град.) (1998) и увеличилось с «хорошей» с 1 человека, или 10% до 7 человек, или 70% и «отличной» оценкой с 0 человек, или 0% до 3 человек, или 30%;
4) получены высокие темпы прироста в показателях, отражающих интегральную оценку координационных способностей, предусматривающую выполнение контрольных упражнений разновидностей прыжков девочками 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой, во всех контрольных упражнениях, что составило в тесте выполнения видов прыжков:
- «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град. - 93,48 град., или 29,0%;
- «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град. - 90,4 град., или 29,9%;
- «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град. - 118,69 град., или
41,0%;
- «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град. - 90,38 град., или 33,7%;
5) произошли статистически достоверные отличия между полученными интегральными показателями оценки координационных способностей девочек 11-12 контрольной и экспериментальной групп во всех видах прыжков, используемых в качестве контрольных упражнений: «С двух ног на две с помощью рук» (направо), град., «С двух ног на две с помощью рук» (налево), град., «С одной ноги на одну с помощью рук» (с правой), град., «С одной ноги на одну с помощью рук» (с левой), град.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. -Москва : ТерраСпорт, 2002. - 512 с.
2. Горячева Н.Л. Совершенствование технической подготовки акробатов-прыгунов на этапе начальной специализации / Н.Л. Горячева, Т.А. Андреенко, В.Ю. Коноваленко // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в современном обществе : материалы III студенческой заочной Международной научной конференции в 2-х т. (г. Иркутск 22-24 апреля 2014 г.). - Иркутск : Иркутский гос. техн. унт, 2014. - Том I. - С. 398-401.
3. Двейрина ОА. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Двейрина Ольга Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2019. - 52 с.
4. Каленская Г.А. Теоретическое обоснование программы хореографической подготовки юных акробатов / Г.А. Каленская, С.В. Барбашов // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - Выпуск 1 (44). - С. 105-112.
5. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев, Н.А. Алексеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 17-24.
6. Малиновский, С.К. Методика совершенствования специальной физической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Малиновский Сергей Константинович. - Хабаровск, 2003. - 23 с.
7. Миронов В.М. Методические приемы в обучении юных акробатов / В.М. Миронов, Т. . Морозевич // Ученые записки : сб. рецензируемых науч. тр. / Минск : Белорус. гос. акад. физ. культуры, 2013. - Вып. 6. - С. 229 -233.
8. Мищенко Н.Ю. Батутно-акробатическая подготовка в тренировочном процессе мальчиков 6-7 лет, занимающихся тхэквондо / Н.Ю. Мищенко // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : материалы IX Всерос. с междун. участием науч.-практич. конф. магистрантов и молодых ученых (20 апреля 2021 г.). - Челябинск : УралГУФК, 2021. - С. 165-177.
9. Мищенко Н.Ю. Развитие вестибулярной устойчивости у спортсменов 11-12 лет, специализирующихся в велоспорте-маунтинбайк на этапе начальной подготовки / Н. Ю. Мищенко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2020. - № 4 (28). - С. 36-50.
10. Назаров, В. П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров. -Москва : Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.
11. Песина, О. Н. Двигательно-координационная подготовка девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / О.Н. Песина, Н.Ю. Мищенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021 - № 3 (193). - С. 329-337.
12. Песина О. Н. Развитие двигательно-координационных способностей девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / О. Н. Песина, Н. Ю. Мищенко // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30708 (дата обращения: 01.09.2021)..
13. Спортивная акробатика / Под ред. В. П. Коркина. - Москва : Физкультура и спорт, 2001.
- 384 с.
REFERENCES
1. Gaverdovsky, Yu. K. (2002), Technique of gymnastic exercises, Terra-sport, Moscow.
2. Goryacheva, N.L. Andreenko T.A. and Konovalenko, V.Yu. (2014), "mproving technical training of acrobat-jumpers at the stage of primary specialization", Innovation and prospects of physical culture and sports in modern society : materials of the III Student Correspondence International Scientific Conference in 2 vols. (Irkutsk, April 22-24, 2014), Irkutsk, Vol. I, pp. 398-401.
3. Dveirina, O.A. (2019), Concept and programming of coordination training athlete in accordance with the specific sport, dissertation, St. Petersburg.
4. Kalenskaya, G.A. and Barbashov, S.V. (2017), "Theoretical substantiation of the program of choreographic training of young acrobats", Bulletin of the Ugra State University, Issue 1 (44), pp. 105-112.
5. Konik, A.A., Dybov, V.E., Kulichichyev, A.N and, Alekseev, N.A. (2020), "Development of coordination abilities of students using elements of the coordination staircase", Izvestia Tula State University. Physical education. Sport, No. 1, pp. 17-24.
6. Malinovsky, S.K. (2003), Methods of improving special physical training of acrobats at the stage of primary sports specialization, dissertation, Khabarovsk.
7. Mironov, V. ., Morozhevich T.A. (2013), "Methodical techniques in teaching young acrobats", Scientific notes, collection articles, Belorus, State Acad. Physic. Culture, Minsk, Vol. 6, pp. 229-233.
8. Mishchenko, N.Yu. (2021). "Training in the training process of boys 6-7 years old, engaged in Taekwondo", Physical Culture, Sports, Tourism: science, education, technology : materials IX Vseros. with annex participation of scientific practical. conf. undergraduates and young scientists (April 20, 2021), Uralgufk, Chelyabinsk, pp. 165-177.
9. Mishchenko, N.Yu. (2020), "Development of vestibular sustainability in athletes 11-12 years, specializing in Cycling-Mountainbike at the initial training stage", Scientific and Sports Bulletin of the
Urals and Siberia, No. 4 (28), pp. 36-50.
10. Nazarov, V. P. (2004), Coordination of movements in school age children, Physical culture and Sport, Moscow.
11. Pesina, O.N. and Mishchenko, N.Yu. (2021), "Motor-coordination preparation of girls 6-7 years old, engaged in sports gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 329-337.
12. Pesina, O.N. and Mishchenko, N.Yu. (2021), "Development of motor-coordination abilities of girls 6-7 years old, engaged in sports gymnastics", Modern problems of science and education, No. 2; available at: http://www. science-education.ru/ru/article/View?id=30708.
13. Korkin, V.P. (2001), Sports acrobatics, Physical culture and Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2021
УДК 37.022
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь; Владислав Владимирович Вари-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк, Александр Владимирович Мельников, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда; Дмитрий Николаевич Воробьев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир; Дмитрий Андреевич Гущин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
Аннотация
Учебно-тренировочному процессу овладения навыками боевых приемов борьбы курсантами образовательных организаций ФСИН России уделяется огромное внимание. Это связанно с необходимостью будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) быть готовыми к выполнению служебных задач в экстремальных условиях и ситуациях. В статье отражена проблема обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России боевым приемам борьбы (БПБ), а в частности недостатком методического обеспечения занятий. Нами разработана универсальная структура методики формирования навыков боевых приемов борьбы, которая была применена в учебно-тренировочном процессе курсантов Пермского института ФСИН России. Педагогический эксперимент длился весь период обучения молодых сотрудников в институте. На основании результатов педагогического эксперимента нами был проведен анализ, который показал положительный эффект применения нашей структуры в учебно-тренировочном процессе курсантов по изучению боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, учебно-тренировочный процесс, физическая культура и спорт, курсант, уголовно-исполнительная система.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p320-324
FORMATION OF SKILLS OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING AS AN
IMPORTANT COMPONENT OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
OF RUSSIA
Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Ser-