ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаев В.В. Сравнительная характеристика методик гипоксических тренировок в ВС РФ / В.В. Ермолаев // Известия Российской Военно-медицинской академии. - 2019. - Т. 1, № S1. -С. 154-156.
2. Повышение анаэробной производительности тяжелоатлетов путем использования адаптации к гипоксии-гиперкапнии / А.О. Иванов, А. Д. Калоев, С.М. Грошилин [и др.] // Экстремальная деятельность человека проблемы и перспективы подготовки специалистов : пезисы докладов V Международной научно-практической конференции, Москва, 20-22 мая 2010 года. - Москва : Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2010. - С. 47-50.
3. Струганов С.М. Рациональное планирование учебно-тренировочного процесса на основе параметров функциональной диагностики спортсменов в циклических видах спорта / С.М. Струганов, А.А. Ахматгатин, М.П. Агафонов, А.В. Балашов // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 4. - С. 85-94.
REFERENCES
1. Ermolaev, V.V. (2019), "Comparative characteristics of hypoxic training techniques in the Armed Forces of the Russian Federation", News of the Russian Military Medical Academy, Vol. 1, No. S1, pp. 154-156.
2. Ivanov, A.O., Kaloev, A.D., Groshilin, S.M. et al] (2010), "Improving the anaerobic performance of weightlifters by using adaptation to hypoxia-hypercapnia", Extreme human activity problems and prospects of training specialists, abstracts of the V International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 47-50.
3. Struganov, S.M., Akhmatgatin, A.A., Agafonov, M.P. and Balashov, A.V. (2018) "Rational planning of the educational and training process based on the parameters of functional diagnostics of athletes in cyclic sports", Pedagogy and enlightenment, No. 4, pp. 85-94.
Контактная информация: sergej_05@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.11.2021
УДК 796.413
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «АКРОБАТИКА» ДИСЦИПЛИНЫ «ГИМНАСТИКА»
Александра Сергеевна Сулим, старший преподаватель, Елена Викторовна Шустова,
кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи
Аннотация
Многолетний анализ уровня физической подготовленности современных абитуриентов факультета физической культуры Московского государственного областного университета выявил постоянное снижение их акробатической подготовленности, причиной которого на наш взгляд является отсутствие уроков гимнастики во время обучения будущих учителей физической культуры в образовательных организациях. Отечественными специалистами признается необходимость поиска инновационных методик обучения двигательным действиям, в том числе акробатическим, способным в условиях дефицита учебного времени и частичного дистанционного обучения, обеспечить формирование у студентов факультета физической культуры необходимых профессиональных компетенций. Цель исследования заключалась в выявлении уровня развития способности к равновесию у будущих учителей физической культуры. В статье приводятся результаты исследования способности к равновесию у студентов 2 курса очного отделения направления подготовки 44.03.01 -«Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» Московского государственного областного университета, осваивающих базовые акробатические упражнения в процессе прохождения дисциплины «Гимнастика». Способность к равновесию является специфической способностью для акробатических и гимнастических упражнений, она хорошо тренируема на различных
этапах спортивного совершенствования у представителей различных видов спорта и ее целенаправленное развитие необходимо в процессе обучения двигательными умениями и навыками.
Ключевые слова: статическое и динамическое равновесие, студенты, базовые акробатические упражнения, обучение двигательным умениям и навыкам, координационные способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p446-451
RESEARCH OF THE ABILITY TO BALANCE AMONG THE STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF STUDYING THE SECTION "ACROBATICS" OF THE DISCIPLINE "GYMNASTICS"
Alexandra Sergeevna Sulim, the senior teacher, Elena Viktorovna Shustova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytishchi
Abstract
The long-term analysis of the level of physical readiness of modern entrants of the Faculty of Physical Education of the Moscow State Regional University revealed the constant decrease in their acrobatic readiness, the reason for which, in our opinion, is the absence of gymnastics lessons during the training of future physical education teachers in educational organizations. Domestic specialists recognize the need to search for innovative methods of teaching motional actions, including acrobatic ones, capable of providing the necessary professional competencies in students of the Faculty of Physical Education under conditions of a shortage of study time and partial distance learning. The aim of the study was to identify the level of development of the ability to balance among future physical education teachers. The article presents the results of a study of the ability to balance among 2nd year students of the full-time department of the training direction 44.03.01 - "Pedagogical education", profile "Physical education" Moscow State Regional University, mastering basic acrobatic exercises in the course of passing the discipline "Gymnastics". The ability to balance is a specific ability for acrobatic and gymnastic exercises, it is well trained at various stages of sports development among representatives of various sports and its purposeful development is necessary in the process of teaching motor skills.
Keywords: static and dynamic balance, students, basic acrobatic exercises, teaching motor skills and abilities, coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении на факультет физической культуры Московского государственного областного университета (МГОУ), абитуриенты сдают профессиональный экзамен по двигательной подготовке. Экзамен включает в себя контрольные испытания в плавании на 100 м, метании набивного мяча с места, беге на 100 м и 1000 м, силовом тесте (подтягивание на высокой перекладине для юношей и лазание по канату для девушек), а также комплексе из 5-7 акробатических упражнений, оцениваемый по правилам соревнований спортивной гимнастики по десятибалльной шкале. Многолетний анализ уровня физической подготовленности современных абитуриентов выявил постоянное снижение их акробатической подготовленности, а опрос поступивших на 1 курс студентов - отсутствие уроков гимнастики во время обучения в средних образовательных школах.
Таким образом, возникла проблемная ситуация, сутью которой является признаваемая специалистами необходимость поиска инновационных методик обучения двигательным действиям, способным в условиях дефицита времени, обеспечить формирование у студентов факультета физической культуры необходимых профессиональных компетенций и наличием традиционных методик обучения акробатическим упражнениям, рассчитанных на высокий уровень общефизической подготовленности абитуриентов.
Рядом исследований показано, что имеются характерные особенности поддержания качества функции равновесия в зависимости от вида спорта, что, по всей видимости, обусловлено особенностями локомоций как во время учебно-тренировочной, так и соревновательной деятельности [3]. Одним из важных компонентов акробатической подготовленности студентов является уровень развития координационных способностей, таких
как вестибулярная устойчивость, пространственная ориентация, умение воспроизводить и дифференцировать временные параметры движений, степень мышечных усилий, статическое и динамическое равновесие [1].
Равновесие - это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Сохранение равновесия, как в статике, так и в динамике - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта во много определяется уровнем развития функции равновесия.
Цель исследования. Выявить уровень развития способности к равновесию у будущих учителей физической культуры.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 44 студента 2 курса факультета физической культуры Московского государственного областного университета (ГОУ ВО МО МГОУ), из них 26 юношей и 18 девушек, в возрасте 17-18 лет, сгруппированные по принадлежности к видам спорта: спортивные игры, циклические виды спорта, спортивные единоборства, сложно-координационные виды спорта и имеющие спортивную квалификацию от массовых разрядов до мастеров спорта. Было произведено тестирование способности к статическому и динамическому равновесию у испытуемых по следующим контрольным испытаниям: «Проба А.И. Яроцкого», «Проба М.Е.Р омберга», «Стойка на двух руках», «Повороты на гимнастической скамье», «Три кувырка вперед».
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях многих специалистов отмечается взаимосвязь умений и навыков с уровнем развития координационных способностей общих, специальных и специфических [3]. Для освоения базовой техники такого сложнокоординационного вида спорта как акробатика, особую значимость приобретает равновесие как компонент координационных способностей [4]. В Федеральном стандарте по спортивной акробатике указывается, что вестибулярная устойчивость и координационные способности оказывают значительное влияние на результативность в данном виде спорта. Биомеханические особенности построения двигательных действий и влияние анализаторных систем организма на поддержание равновесия отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи.
Роль вестибулярного аппарата в поддержании и сохранении статического и динамического равновесия известна и имеется достаточное количество работ, в которых говорится о необходимости оказания педагогического воздействия на улучшение его функционирования в условиях прямолинейного и вращательного движений.
Для выбора контрольных упражнений для определения уровня развития равновесия у испытуемых был произведен их подбор на основе данных научной литературы [2] и специфики вида спорта.
В таблице 1 представлены результаты, продемонстрированные студентами 2 курса факультета физической культуры МГОУ, в 5 - ти тестах, определяющих способность к равновесию.
Таблица 1 - Результаты тестов на определение равновесия у студентов 2 курса факультета физической культуры МГОУ_
№ Тесты Юноши Девушки
п/п х ±о х±о
«Проба А.И. Яроцкого», с. 26,67±7,09 26,68±7,65
1 Уровень развития Выше среднего Выше среднего
Коэффициент вариации, У% 26,58 28,67
«Проба М.Е. Ромберга»,с. 23,39±14,09 35,19±14,61
2 Уровень развития Ниже среднего Выше среднего
Коэффициент вариации, У% 60,23 41,51
№ Тесты Юноши Девушки
п/п х ±о X±0
«Стойка на 2-х руках», с. 13,72±5,98 8,75±4,54
3 Уровень развития Ниже среднего Ниже среднего
Коэффициент вариации, У% 43,58 51,88
«Повороты на гимнастической скамье», с. 14,60±2,23 14,59±1,86
4 Уровень развития Средний Средний
Коэффициент вариации, У% 15,27 12,74
«Три кувырка вперед», с. 3,80±0,84 4,21±0,65
5 Уровень развития Средний Выше среднего
Коэффициент вариации, У% 22,1 15,44
Анализируя результаты, полученные в ходе тестирования, можно отметить, что как у студентов, так и студенток не были обнаружены высокие уровни развития равновесия ни по одному из тестов. Уровень «Выше среднего» - продемонстрировали студенты и студентки в тесте «Проба А.И. Яроцкого» и студентки в тестах «Проба М.Е. Ромберга», «Три кувырка вперед». «Средний уровень» был показан как юношами, так и девушками в тесте «Повороты на гимнастической скамейке» и юношами в тесте «Три кувырка вперед». Уровень ниже среднего зафиксирован у студентов и студенток в тесте «Стойка на двух руках» и у студентов в тесте «Проба М.Е. Ромберга». Низкий уровень развития равновесия в данной выборке не обнаружен.
Следует отметить, что определение коэффициента вариации, показало большую степень варьирования данных по четырем тестам из пяти у юношей и по трем у девушек. По тестам «Повороты на гимнастической скамье» у девушек и юношей и «Три кувырка вперед» у девушек выявлена средняя степень варьирования результатов. Данные коэффициента вариации говорят о неоднородности контингента, что подтверждается наличием в выборке студентов, специализирующихся в различных видах спорта и имеющих различный уровень квалификации.
Для определения эквивалентности (гомогенности) отобранных тестов на статическое и динамическое равновесие нами был произведен корреляционный анализ взаимосвязей между контрольными упражнениями, и изучен уровень проявления взаимосвязи внутри указанных тестов (таблицы 2 и 3).
Таблица 2 - Эквивалентность тестов на статическое и динамическое равновесие и уровень взаимосвязи между тестами у студентов_
Тесты «Проба А.И. Яроцкого» «Проба М.Е. Ромберга», «Стойка на 2-х руках» «Повороты на гимнастической скамье» «Три кувырка вперед»
«Проба А.И. Яроцкого» 1 0,262 0,206 -0,289 -0,051
«Проба М.Е. Ромберга», 1 0,701 -0,561 -0,460
«Стойка на 2-х руках» 1 -0,718 -0,626
«Повороты на гимнастической скамье» 1 0,412
«Три кувырка вперед» 1
Таблица 3 - Эквивалентность тестов на статическое и динамическое равновесие и уровень взаимосвязи между тестами у студенток_
Тесты «Проба А.И. Яроцкого» «Проба М.Е. Ромберга», «Стойка на 2-х руках» «Повороты на гимнастической скамье» «Три кувырка вперед»
«Проба А.И. Яроцкого» 1 0,500 0,241 0,099 -0,177
«Проба М.Е. Ромберга» 1 0,520 -0,723 -0,307
«Стойка на 2-х руках» 1 -0,792 -0,457
«Повороты на гимнастической скамье» 1 0,483
«Три кувырка вперед» 1
Анализ коэффициентов корреляции показал, что получены достоверные положительные взаимосвязи между тестами «Проба М.Е. Ромберга» и «Стойка на двух руках» у студентов и студенток 0,701 и 0,520 (р<0,01 и р<0,05), и между тестами «Проба А.И. Яроцкого» и «Проба М.Е. Ромберга» у студенток 0,500 (р<0,05).
Также обнаружены достоверные положительные средние связи между тестами на динамическое равновесие как у студентов, так и у студенток в тестах «Повороты на гимнастической скамье» и «Три кувырка вперед» 0,412 и 0,483 (р<0,05). Следовательно, указанные тесты можно считать эквивалентными для определения способности к статическому и динамическому равновесию.
Интересны результаты по отсутствию взаимосвязей между тестом на вестибулярную устойчивость «Проба А.И. Яроцкого» и другими контрольными испытаниями на статическое и динамическое равновесие у студентов, что может говорить, как о необходимости воздействия на эту способность специальными средствами и методами в процессе обучения акробатическим упражнениям, так и о том, что указанная способность не является специфической для акробатики.
Изучая проявления взаимосвязи внутри тестов на статическое и динамическое равновесие у юношей высокий положительный уровень получен между результатами тестов «Проба М.Е. Ромберга» и «Стойка на двух руках» 0,701 (р<0,01), высокая отрицательная взаимосвязь между показателями «Стойка на двух руках» и «Повороты на гимнастической скамье» -0,718 (р<0,01) и средние отрицательные между «Проба М.Е. Ромберга» и «Повороты на гимнастической скамье» - -0,561 (р<0,01), «Проба М.Е. Ромб-ерга» и «Три кувырка вперед» - -0,460 (р<0,05), «Стойка на 2-х руках» и «Три кувырка вперед» - -0,626 (р<0,01).
У девушек-студенток проявились высокие отрицательные достоверные взаимосвязи между показателями тестов «Проба М.Е. Ромберга» и «Повороты на гимнастической скамье» - -0,723 (р<0,01), «Стойка на 2-х руках» и «Повороты на гимнастической скамье» —0,792 (р<0,01) и средняя положительная - между результатами тестов «Проба М.Е. Ромберга» и «Стойка на 2-х руках» - 0,520 (р<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как способность к равновесию, является одновременно базовой координационной способностью и специфической способностью для акробатических и гимнастических упражнений, ее целенаправленное развитие необходимо для обучения и совершенствования двигательным действиями по разделу «Акробатика» дисциплины «Гимнастика» учебного плана направлений бакалавриата, реализуемых на факультетах физической культуры. По данным литературы способность к равновесию хорошо тренируема на различных этапах спортивного совершенствования у представителей различных видов спорта, в том числе на этапе высшего спортивного мастерства.
Таким образом, разработка методики обучения базовым акробатическим элементам студентов факультетов физической культуры должна включать в свое содержание упражнения, направленные на развитие вестибулярной устойчивости, как основного компонента равновесия, статического и динамического его проявления во взаимосвязи с двигательными умениями и навыками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лалаева Е.Ю. Развитие координационных способностей у акробатов начальной подготовки / Е.Ю. Лалаева, Н.Л. Горячева, Т.А. Андреенко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 3. - С. 18-22.
2. Лях В.И. Об истории тестирования двигательных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2010. - № 4. - С. 26.
3. Максименко, А.В. Теория и методика физической культуры / А.В. Максименко, А.М. Максименко. - Москва : Физическая культура, 2005. - 544 с.
4. Паначев, В. Д. Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов / В.Д. Паначев, М.А. Шаляпина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование. Педагогические науки. - 2010. - № 36. - С.104-108.
REFERENCES
1. Lalaeva, E.Yu., Goryacheva, N.L. and Andreyenko T.A. (2015), "The development of coordination abilities among acrobats of initial training", Physical education and sports training, No. 3, pp. 18-22.
2. Lyakh, V.I. (2010), "About the history of testing motor abilities", Physical education in school, No.4, pp. 26.
3. Maksimenko, A. V. (2005), Theory and methodology of physical education, Physical culture, Moscow.
4. Panachev, V. D. and Shalyapina, M.A. (2010), "Methodology for the development of students coordination abilities and motor qualities", Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, No. 36, pp. 104-108.
Контактная информация: sashylechka-88@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 23.11.2021
УДК 796.011
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ВУЗА
Александр Николаевич Сысоев, кандидат педагогических наук, Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина; Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет; Ольга Сергеевна Васильченко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Вячеслав Борисович Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии
С.М. Штеменко
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные положения обоснования информативных показателей труда специалистов физической культуры и спорта при выполнении функций «менеджмента» спортивных мероприятий, показан инструментарий исследования для установления значимости составляющих организационно-управленческого компонента. Целью работы являлось определение критериев эффективности организационно-управленческой деятельности преподавателей кафедры физического воспитания образовательного учреждения. Основной научной концепцией являлась квалиметрическая технология экспертных оценок параметров, выявленных индуктивным методом с последующим расчетом коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и определением тесноты связи по шкале Чеддока. Установлена значимость таких критериев организаторско-управленческой деятельности педагогов, как «уяснение совокупности элементов проверки и алгоритма ее реализации», «выявление релевантности материально-технических условий», «своевременный учет», «контроль подготовки». Предложенный научно-методический подход позволил получить максимальную информацию о характере организационно-управленческого труда специалистов физического воспитания в контексте необходимости концентрации требуемых усилий при реализации соответствующего мероприятия в вузе.
Ключевые слова: организационно-управленческие умения, эффективность, многокомпонентный контроль, критерии, преподаватель физического воспитания, оценивание.