педагогические науки
Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна АКРОБАТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...
УДК 37.013.32
АКРОБАТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСНЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ у детей младшего школьного возраста
© 2018
Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры
теоретических основ физической культуры Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
(604950, Россия, Нижний Новгород, ул.Ульянова ,1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматривается вопросы традиционных средств и методов физического воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре и недостаточное материально-техническое оснащение спортивным инвентарем уроков, что не обеспечивает детей в соответствии с возрастом и состоянием здоровья достаточным объемом суточной двигательной деятельности. В связи с этим, возникает необходимость разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию младших школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения. Цель статьи заключается в выявлении эффективности применения учебно-тренировочной программы с акробатической направленностью на развитие (ловкосных) координационных способностей младших школьников на уроках физической. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является технология дифференцированного физкультурного образования, позволяющая рассмотреть влияние акробатических упражнений на развитие физических качеств. Основными результатами исследования является разработанная учебно-тренировочная программа с акробатической направленностью, применение которой позволит наиболее эффективно воздействовать на развитие двигательных навыков и способностей обучающихся. Материалы статьи могут быть полезными для студентов средних и высших учебных заведений в сфере физической культуры, специалистам системы дополнительного образования а также в системе спорта высших достижений.
Ключевые слова: физическое воспитание, учебно-тренировочный процесс, акробатические упражнения, лов-костные способности, координационные способности.
ACROBATICS AS A MEANS OF DEVELOPING DEXTEROUS AND COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
© 2018
Reutovа Olga Viktorovna, senior lecturer of the Department
of Theoretical foundations of physical culture Grigorieva Elena Lvovna, senior lecturer of the Department of Theoretical foundations of physical culture Nizhny Novgorod state pedagogical University. Kozma Minin (Minin University) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. This article examines issues of traditional means and methods of physical education, namely the use of standard programs for physical culture and insufficient material and technical equipment of sports equipment lessons, which does not provide children in accordance with age and health a sufficient amount of daily locomotor activity. In this regard, there is a need to develop new effective methods for physical education of younger students and search for such combinations of tools and methods of training. The purpose of the article is to identify the effectiveness of the training program with an acrobatic focus on the development of coordination abilities of younger students in physical lessons. The leading method for the study of this problem is the technology of differentiated physical education, which allows to consider the impact of acrobatic exercises on the development of physical qualities. The main results of the study is the developed training program with acrobatic orientation, the use of which will most effectively affect the development of motor skills and abilities of students. The materials of the article can be useful for students of secondary and higher educational institutions in the field of physical culture, specialists of the system of additional education and in the system of sports of higher achievements. Keywords: physical education training process, acrobatics, lowcaste ability, coordination ability.
В последние годы отмечается бурный прогресс развития спортивной акробатики. Несмотря на всю сложность новых акробатических элементов, акробатика не потеряла своей привлекательности как наиболее доступный вид физических упражнений. Акробатика наряду со спортивной и художественной гимнастикой относится к спортивным видам. По акробатике регулярно проводятся соревнования различного масштаба [1].
Занятия акробатикой оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, способствует общему физическому развитию. Многообразие акробатических упражнений от самых простых до предельно сложных делает занятия акробатикой доступной самым различным контингентам занимающихся [2]. При овладении акробатическими упражнениями развивается сила, ловкость, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, совершенствуется вестибулярный аппарат. Все это ставит акробатику в число важных средств физического воспитания и обеспечивает ей популярность у занимающихся. Акробатические упражнения используются у занимающихся другими видами спорта. Они содействуют развитию специальных качеств (ловкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, совершенствуется вестибулярный аппарат) и овладению навыкам самостраховки. Акробатические упражнения
имеют большую прикладную направленность, так как обучение кувыркам, перекатам и падениям имеют немаловажное значение в борьбе с травматизмом [3].
Основное внимание в занятиях акробатикой с детьми младшего школьного возраста уделяется общей физической подготовке учащихся, укреплению здоровья, формированию правильной осанки и приобретению двигательных качеств.
Занятия акробатикой благотворно влияют на все функции организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат и развивают органы дыхания и кровообращения
[4].
Для решения проблемы разработки развития лов-костных и координационных способностей у детей младшего школьного возраста нами были выявлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, касающуюся данного вопроса.
2. Разработать методику занятий для педагогического эксперимента.
3. Исследовать влияние экспериментальной программы на контрольные показатели занимающихся и определить эффективность разработанной методики занятий в условиях педагогического эксперимента.
Проблема исследования: технология дифференци-
Reutova Olga Viktorovna, Grigorieva Elena Lvovna ACROBATICS AS A MEANS OF DEVELOPING ..
pedagogical sciences
рованного физкультурного образования, позволяющая рассмотреть влияние акробатических упражнений на развитие ловкостных и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Целью исследования является поиск наиболее эффективных упражнений, для изучения динамики общих (ловкостных) и специальных координационных показателей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что акробатка как средство воздействия на детей младшего школьного возраста наиболее эффективный вид учебного материала с точки зрения развития ловкости и координационных способностей, так как в минимальный срок позволяет получить максимальный эффект.
На основе анализа научно-методической литературы была разработана методика занятий.
Для обоснования методики акробатика - как средство развития ловкостных и координационных способностей был проведен сравнительный педагогический эксперимент.
При составлении данного комплекса учитывались следующие положения:
1. Нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо.
2. В структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части.
3. Интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности.
4. Воспитание различных видов координационных способностей должна происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
В педагогическом эксперименте принимали участие две группы учащихся:
• Контрольная группа - 4 «А» класс;
• Экспериментальная группа - и 4 «В» класс.
Контрольная и экспериментальная группы по своему
составу были однородные: по одинаковому количеству мальчиков и девочек, но по роду деятельности разные. Контрольная группа по своей направленности занималась лыжной подготовкой, а экспериментальная - акробатикой.
Контрольная и экспериментальная группы тестировались до и после эксперимента по 4 методикам:
• Определение координационной функциональности нервной системы с помощью пробы Ромберга: определяют устойчивость в секундах, когда испытуемый стоит на одной линии, руки вперед, глаза закрыты.
• Оценка деятельности вестибюлярных анализаторов с помощью пробы Яроцкого: определяют время сохранения равновесия при движении головы в одну сторону со скоростью 2 раза в секунду.
•Определение ловкостных способностей с помощью теста « Челночный бег « 3х10», преодоление дистанции измеряется в секундах.
• Определение локостных способностей с помощью полосы препятствий:
И.П. - стойка ноги врозь.
1. Бег ноги врозь полоса между ногами;
2. Бегом снаружи обогнуть булаву;
3. Кувырок вперед на мате;
4. Перепрыгнуть через гимнастическую скамейку с двух ног;
5. Пролезть под гимнастическим конем;
6. Бег змейкой через ряд булав;
7. Кувырок вперед на гимнастической скамейке (сверху лежит гимнастический мат);
8. Пролезть по-пластунски;
9. Обогнуть и пробежать через поставленную булаву.
Преодоление дистанции измеряется в секундах.
Педагогическое наблюдение и эксперимент проводился в средней образовательной школе № 23. В эксперименте приняли участие 40 учащихся в возрасте 9 лет с разным уровнем подготовки. Эксперимент длился да месяца с 5 ноября по 5 декабря 2017 года и с 13 февраля 2018 года.
Для педагогического эксперимента использовался следующий инвентарь: гимнастические маты, перекладина, гимнастическая скамейка, мячи, гимнастические палки, обручи, булавы, прямоугольник (начерчен мелом 30 см ширина, 4 м длина), гимнастический конь.
Весь экспериментальный материал подвергнут математической обработке с целью - проверки статической достоверности результатов педагогического эксперимента. Для обработки полученной информации использовались методы математической статистики. Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась при помощи критерия Стьюдента.
Для составления и проведения педагогического эксперимента использовались следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы
2. Тестирование
3. Педагогический эксперимент
4. Математическая обработка данных
На основе анализа научно-методической литературы была разработана методика занятий.
С целью выявления изменений ловкостных и координационных показателей для дальнейшего эксперимента было проведено тестирование учащихся до эксперимента и после него.
Для обоснования методики акробатика - как средство развития ловкостных и координационных способностей был проведен сравнительный педагогический эксперимент. Контрольная и экспериментальная группы тестировались до и после эксперимента по 4 методикам:
• Определение координационной функциональности нервной системы с помощью пробы Ромберга: определяют устойчивость в секундах, когда испытуемый стоит на одной линии, руки вперед, глаза закрыты.
• Оценка деятельности вестибюлярных анализаторов с помощью пробы Яроцкого : определяют время сохранения равновесия при движениях головы в одну сторону со скоростью 2 раза в секунду.
• Определение ловкостных способностей с помощью теста "челночный бег «3х10», преодоление дистанции измеряется в секундах.
• Определение ловкостных способностей с помощью полосы препятствий.
Весь экспериментальный материал подвергнут математической обработке с целью- проверки статистической достоверности результатов педагогического эксперимента.
При составлении данного комплекса учитывались следующие положения:
1. Нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении ( как физическом, так и психологическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо.
2. В структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части.
3. Интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности.
4. Воспитание различных видов координационных способностей должна происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
При проведении экспериментальной проверки для сравнения результативности у всех учащихся проводилось измерение ловкостных и координационных показателей до эксперимента и после него.
До начала эксперимента было проведено тестирование по пробе Ромберга, Яроцкого, челночный бег 3х10 и
80
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна АКРОБАТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...
полоса препятствий.
Проведенный анализ изменения специальных и общих координационных показателей в обеих группах показал положительную динамику их прироста в экспериментальной группе. Результаты исследования доказывают, что группа, тренировавшаяся по школьной методике с уклоном на лыжную подготовку, показала незначительное изменение специальных и общих показателей по сравнению с группой, которая тренировалась по разработанной методике с акробатической направленностью. Такое изменение результатов свидетельствует об очень быстром и эффективном действии. Данный факт указывает на необходимость использования этой методики с целью увеличения ловкостных и координационных показателей. Экспериментальная проверка выявила практическую эффективность представленной программы.
Для того чтобы проверить эффективность применяемой методики, необходимо рассчитать достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.
Проверка достоверности полученных результатов осуществляется при помощи критерия Стьюдента. Были проведены соответствующие расчеты и сгруппированы в Таблице 1, 2 общие (ловкостные) и специальные координационные показатели.
Таблица 1 - Сравнительные показатели в контрольной и экспериментальной группах общих (ловкостных) показателей
Класс груккы » Хср.±т Т>р
Проб Ромберга
4 «В» Экспер. группа 20 23,4±0,3 и 3,25>2,03
4 «А» Конгр. труппа 20 22,1±0,27 1,20 ЗД5>2,СЗ
Проба Яро икого
4 «В» Экспер. труппа 20 12,5±0,20 0,88 3,88>2,03
4 «А» Контр, группа 20 11г1±031 1,39 3,88>2.03
Различия между полученными в эксперименте арифметическими значениями считаются достоверными.
Таблица 2 - Сравнительные показатели в контрольной и экспериментальной группах специальных координационных показателей
Класс грхппы Хср.±т с
Челночный бег
4 «В» Экспер. группа 20 9,0±0,09 0,42 3,84>2,03
4 «А» Контр, труппа 20 9,5±0,10 0,45 3,84>2,03
Полоса препятствий
4 «В» Экспер. группа 20 27,5±0,40 1,7 2,14>2,03
4 «А» Контр, группа 20 28,7±0,41 1,8 2,14>2,03
ной группы по сравнению с контрольной, которая занималась лыжной подготовкой. В эксперименте доказана статически достоверная эффективность предложенной методики. Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил нашу рабочую гипотезу относительно того, что акробатика как средство воздействия на детей младшего школьного возраста наиболее эффективный вид учебного материала с точки зрения развития ловкостных и координационных способностей, так как в минимальный срок позволяет получить максимальный эффект.
Материалы статьи могут быть полезными для учителей общеобразовательных программ по физической культуре. Применение данной методики будет способствовать развитию двигательных навыков и способностей, общей физической подготовке учащихся, укреплению здоровья, формированию правильной осанки и приобретению двигательных качеств, окажет большую помощь в освоении других видов спортивной деятельности, а также навыков самостраховки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акробатика. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Е.Г. Соколова. - 2-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 76 с.
2. Бойченнко С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 15-18
3. Методические подходы к исследованию двигательного ритма в массовых движениях. В.М. Говердовский, О.С. Трентьева // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 44-45
4. Быстрицкая Е.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения / Е.В. Быстрицкая, А.В.Стафеева / Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 26.
Статья поступила в редакцию 23.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Различия между полученными в эксперименте арифметическими значениями считаются достоверными.
Проверив достоверность различия средних величин при помощи t критерия Стьюдента, мы получаем следующее: различия средних результатов изменений каждого из этих показателей имеют статистическое значение. Это значит, что результаты участников педагогического эксперимента в экспериментальной группе действительно выросли по сравнению с контрольной группой. Статистическая обработка данных показала, что после эксперимента две группы статически достоверно отличаются по исследуемому признаку, в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика лов-костных и координационных показателей по сравнению с контрольной группой, показавшей относительно незначительное изменение.
В данной работе мы рассматривали воздействие двух тренировочных программ на занимающейся - традиционной по лыжной подготовке и экспериментальной с акробатической направленностью. Педагогический эксперимент был направлен на изучение динамики общих (ловкостных) и специальных координационных показателей. Сравнительный анализ полученных данных о динамике контрольных показателей позволяет наглядно сделать вывод о более высокой практической эффективности занятий акробатикой участников эксперименталь-_